Научная статья на тему 'Таможенный союз ЕврАзЭС: основные тенденции торгово-экономических отношений в 2011-2014 гг'

Таможенный союз ЕврАзЭС: основные тенденции торгово-экономических отношений в 2011-2014 гг Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
812
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ЕВРАЗЭС / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN CUSTOMS UNION / POST-SOVIET STATES / TRADE / ECONOMIC INTEGRATION / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шишикин Виталий Геннадьевич, Пинкин Вячеслав Иванович

В статье выявляются основные этапы деятельности Таможенного союза ЕврАзЭс, который начал складываться после распада СССР, а получил оформление уже в нулевых годах. Формирование единой таможенной зоны позволило России, Белоруссии и Казахстану интенсифицировать трехсторонние торгово-экономические связи. Положительный эффект сотрудничества носил кратковременный характер из-за различий в деятельности хозяйственных систем государств, а также внешних факторов. Экономические трудности союза можно рассматривать как пролог к активизации политического диалога сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шишикин Виталий Геннадьевич, Пинкин Вячеслав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EURASIAN CUSTOMS UNION: THE MAIN TRENDS OF TRADE AND ECONOMIC RELATIONS IN 2011-2014

The collapse of the Soviet Union became a starting point for appearing of two opposite processes on the post-Soviet territory: disintegration and integration. Russia tried to overcome the crisis of the transition period together with the other post-Soviet states and became one of the centers of attraction. The difficulties of the political dialogue and world experience of integration made the CIS-states to establish economic ties which could be the launching pad for expanding cooperation in future. Therefore the most active supporters of reintegration were the states, economically connected with the Russian Federation in the Soviet period and having no political claims to it. The revival of the economic relations in 2010-2012 was changed by the recession that demonstrated the exhaustion of extensive methods of interaction of the countries. The economic systems of these states had serious quantitative and qualitative differences and pointing out the need to intensify cooperation. Global shifts also influenced the negative trends in the union; these negative trends in world economy make the Eurasian Customs Union participants implement more pragmatic trade activity.

Текст научной работы на тему «Таможенный союз ЕврАзЭС: основные тенденции торгово-экономических отношений в 2011-2014 гг»

ШИШИКИН Виталий Геннадьевич — к.и.н., доцент кафедры международных отношений и регио-новедения факультета гуманитарного образования Новосибирского государственного технического университета (630073, Россия, г. Новосибирск, пр-кт К. Маркса, 20; [email protected]) ПИНКИН Вячеслав Иванович — к.и.н., доцент кафедры международных отношений ирегионоведения факультета гуманитарного образования Новосибирского государственного технического университета ([email protected])

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ЕВРАЗЭС: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В 2011-2014 гг.

Аннотация. В статье выявляются основные этапы деятельности Таможенного союза ЕврАзЭС, который начал складываться после распада СССР, а получил оформление уже в нулевых годах. Формирование единой таможенной зоны позволило России, Белоруссии и Казахстану интенсифицировать трехсторонние торгово-экономические связи. Положительный эффект сотрудничества носил кратковременный характер из-за различий в деятельности хозяйственных систем государств, а также внешних факторов. Экономические трудности союза можно рассматривать как пролог к активизации политического диалога сторон.

Ключевые слова: Таможенный союз ЕврАзЭС, постсоветское пространство, торговля, экономическая интеграция, Евразийский экономический союз

После распада Советского Союза и образования в декабре 1991 г. Содружества Независимых Государств на постсоветском пространстве возобладали две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, некоторые республики бывшего СССР, в первую очередь государства Прибалтики, старались дистанцироваться от России и проводить независимую политику. С другой стороны, шли интеграционные процессы, целью которых было совместное решение возникших экономических проблем, адаптация молодых республик к новой геополитической ситуации и формирование более гибкой системы межгосударственного взаимодействия. Трудности политического диалога подталкивали молодые постсоветские республики к формированию альтернативных каналов сотрудничества и в первую очередь развитию хозяйственных связей разной степени интенсивности, созданию экономических группировок различной конфигурации.

Таможенный союз ЕврАзЭС представляет собой форму торгово-экономической интеграции постсоветских государств. Его образование стало этапным в реализации рамочного договора стран СНГ «О создании Экономического союза» от 24 сентября 1993 г., который предполагал углубление интеграции через ассоциацию свободной торговли, таможенный союз, общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и валютный союз по примеру ЕС1. В 1990-х гг. ряд республик бывшего СССР подписали пакет соглашений, что можно расценивать как подготовку оформления единого экономического пространства.

Новый этап интеграции начался на рубеже 1990-х — 2000-х гг., что было связано как с преодолением последствий экономического кризиса, так и с изменением ситуации в СНГ, стабилизацией политических режимов в постсоветских республиках и затуханием военных конфликтов, осложнявших диалог. Одним из центров притяжения для других республик бывшего СССР оставалась Российская Федерация как наиболее сильный игрок на постсоветском пространстве. 10 октября 2000 г. Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписали в Астане договор «Об учреждении Евразийского экономического сообщества». Задачей ЕврАзЭС стало эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Договор о создании единой таможенной

1 Договор стран СНГ «О создании Экономического союза» от 24 сентября 1993 г. Доступ: http://www. zakonbase.ru/content/base/22971 (проверено 02.11.14).

территории и формировании Таможенного союза был подписан 6 октября 2007 г. в Душанбе президентами России, Белоруссии и Казахстана.

Создание Таможенного союза предусматривает формирование единой таможенной территории, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны — участники Таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. В 2010—2011 гг. были запущены необходимые механизмы функционирования Таможенного союза. С 1 января 2010 г. на территории России, Белоруссии и Казахстана образовано единое таможенное пространство, с 1 июля 2011 г. отменен таможенный контроль на границах государств-членов. На внутренних границах сохранен только пограничный и миграционный контроль. За это время введены таможенный кодекс и единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования.

По сути, Таможенный союз ЕврАзЭС является главным инструментом реинтеграции постсоветского пространства. От успеха его деятельности зависит планируемое на 2015 г. объединение России, Белоруссии и Казахстана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), предусматривающее введение единых тарифов и технических регламентов, гармонизацию трудового и миграционного законодательства, создание единой банковской системы, а в перспективе — введение единой валюты. Договор о создании Евразийского экономического союза на базе Таможенного союза ЕврАзЭС был подписан 29 мая 2014 г. В конечной перспективе предполагается образование на основе Таможенного союза и прочих постсоветских интеграционных структур Евразийского союза — конфедерации государств с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным и культурным пространством. По замыслу создателей, это наднациональное объединение способно стать одним из полюсов современного мира и эффективно связать Европу с динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Ключевым показателем эффективности функционирования единого таможенного пространства является динамика взаимной торговли трех государств Таможенного союза ЕврАзЭС — России, Белоруссии и Казахстана. Именно эти государства выступают последовательными инициаторами процесса интеграции стран СНГ и имеют на постсоветском пространстве наибольший экономический вес и политическое влияние. Кроме того, успехи или трудности экономического взаимодействия являются показательными для других постсоветских республик, которые стремятся к развитию связей с членами Таможенного союза ЕврАзЭС.

Формирование Таможенного союза ЕврАзЭС привело к росту масштабов торгового сотрудничества между Россией, Белоруссией и Казахстаном по сравнению с предыдущим периодом. Так, в 2010 г. до формирования единой таможенной зоны объемы взаимной торговли трех постсоветских государств составили 47,1 млрд долл. После вступления в силу договора о формировании единого таможенного пространства объемы взаимной торговли выросли и составили в 2011 г. около 63,1 млрд долл., что на 32,1% больше, чем в предыдущем году. В 2012 г. рост несколько замедлился, объемы взаимодействия в рамках Таможенного союза выросли на 8,7% по сравнению с предыдущим годом и составили 68,6 млрд долл.1

Данные первых 2 лет деятельности Таможенного союза указывают на то, что существовавшие ранее барьеры сдерживали торгово-экономическое сотрудничество трех бывших советских республик. Формирование таможенной зоны привело к усилению взаимного обмена товарами и услугами между Россией, Белоруссией и Казахстаном и помогло проведению более скоординированной политики в отношении третьих стран, в первую очередь ЕС и государств Восточной и Юго-Восточной

1 Об итогах взаимной торговли товарами государств — членов Таможенного союза за январь—декабрь 2012 г. С. 1. Доступ: http://www.google.ru/uгl?url=http://www.tsouz.ru/db/stat/Analitycs_trade/Documents/ Analytics_I_201212.pdf&rct=j&q=&esrc=s&sa=U&ei=TgtWVMTxKcrZPf2NgNAB&ved=0CBMQFjAA&us g=AFQjCNE4n7RkqQS7GWqfnJ5EQwusxT6uLg (проверено 02.11.14).

Азии, которые выступали основными торгово-экономическими партнерами России, Белоруссии и Казахстана за пределами постсоветского пространства.

Необходимо отметить, что для государств, вошедших в Таможенный союз ЕврАзЭС, взаимная торговля имела важное, но не стратегическое значение. В 2011—2012 гг. взаимная торговля трех государства не превышала 12—13% объема их внешнеэкономической деятельности. Все остальные торгово-экономические транзакции приходились на третьи страны. При этом у Белоруссии на страны таможенной зоны приходилось около 50% торгового оборота. У Казахстана этот показатель находился на отметке примерно в 18%, у России — не превышал 8%. Доля экспортных поставок Белоруссии в рамках Таможенного союза в 2012 г. (что в целом соответствует и 2011 г.) составила 37,2%, импорта — 59,6%. У Казахстана соответствующие показатели находились на уровне 7,4 % и 39,9 % соответственно, а у России - 8,4 % и 7,4 %1.

Таким образом, во взаимной торговле с экономической точки зрения большего всего заинтересована Белоруссия. Ее торгово-экономическая деятельность традиционно ориентирована на Россию и Казахстан. От партнеров по объединению республика получает основную долю импортных товаров. Для России доля экспорта и импорта в две близлежащие страны занимает небольшой процент в силу масштабов экономики и внешнеэкономических связей. Казахстан занимает промежуточное положение, не слишком много экспортируя в страны таможенной зоны, но зависит от поставок из Белоруссии и в особенности из России, которая во внешнеторговых связях республики делит с Китаем первое место по объемам торговли. При этом Китай обгоняет Россию по объемам импорта казахстанской продукции, а Россия лидирует в поставках продукции на рынок Казахстана.

Подобное положение вещей связано с экономическими системами трех стран и теми товарами, которые они готовы экспортировать и, соответственно, импортировать. В этой связи прослеживается специализация республик, сформировавшаяся после распада Советского Союза. В ходе реформ 1990-х — нулевых годов экономические системы трех государств получили закрепление в рамках международного разделения труда, что и отразилось на уровне взаимной торговли и специализации России, Белоруссии и Казахстана в рамках сформированной таможенной зоны.

В период существования Советского Союза большая часть белорусских заводов и фабрик занималась конечной сборкой и поставляла готовую продукцию на внутренний рынок. В ходе экономических реформ 1990-х — нулевых годов Белоруссии удалось сохранить большую часть промышленного потенциала и связей с партнерами по СНГ. Это помогло республике занять важную нишу в рамках таможенного пространства и стать поставщиком машин и оборудования, транспортных средств, продуктов сельского хозяйства и химической промышленности, которые не могли конкурировать с западными образцами, но были востребованы на рынках России и Казахстана. В обмен на поставки готовой продукции и полуфабрикатов для российской и казахской промышленности Белоруссия получает комплектующие, сырье и ресурсы по ценам ниже рыночных, что помогает сокращать издержки и одновременно получать дополнительную выручку за счет их перепродажи в третьи страны. Казахстан в основном поставляет на рынок Таможенного союза сырье, продукцию химической промышленности и сельского хозяйства. Россия, обладая наиболее крупным экономическим потенциалом, служит для соседей рынком сбыта, а также поставщиком минеральных ресурсов (в первую очередь для Белоруссии), машин и оборудования, а также полуфабрикатов (для Казахстана и Белоруссии). Рост взаимной торговли также объяснялся восстановлением экономик трех стран после

1 Об итогах внешней и взаимной торговли государств — членов Таможенного союза в 2011 году. С. 3-4. Доступ: http://www.google.ru/url?url=http://www.tsouz.ru/db/stat/Analitycs_trade/Documents/ Analytics_2011.pdf&rct=j&q=&esrc=s&sa=U&ei=FKouVOSiAYL4ygOox4K4AQ&ved=0CBMQFjAA&usg= AFQjCNEhqRzQzZz_i1vtiTjukzjITVVywQ (проверено 02.11.14); Об итогах взаимной торговли товарами государств — членов Таможенного союза за январь—декабрь 2012 года. С. 2-6. Доступ: http://www.google. ru/url?url=http://www.tsouz.ru/db/stat/Analitycs_trade/Documents/Analytics_I_201212.pdf&rct=j&q=&esrc =s&sa=U&ei=TgtWVMTxKcrZPf2NgNAB&ved=0CBMQFjAA&usg=AFQjCNE4n7RkqQS7GWqfnJ5EQwu sxT6uLg (проверено 02.11.14).

кризиса 2008 г. На уровне экспертного сообщества говорилось об экстенсивном увеличении товарооборота, эффект которого был ограничен по времени, что показали последующие события.

Объем взаимной торговли в 2013 г. между Россией, Белоруссией и Казахстаном составил 64,1 млрд долл., что ниже показателей предыдущего года на 4,4 млрд долл., но выше показателей 2011 г. на 1 млрд долл. и показателей 2010 г. — на 17 млрд долл. В относительных величинах в 2013 г. сокращение взаимной торговли между тремя странами по сравнению с предыдущим годом составило 5,5%. Согласно данным Евразийской экономической комиссии снижение взаимной торговли происходило неравномерно. Так, стоимостный объем экспорта товаров из Белоруссии в страны Таможенного союза в 2013 г. по сравнению с 2012 г. возрос на 3,4% (с 17,1 до 17,7 млрд долл.), у Казахстана — сократился на 5,9% (с 6,2 до 5,9 млрд долл.). Россия также показала отрицательный результат — сокращение на 8,8% (с 44,5 до 40,6 млрд долл.), что и повлияло на общие показатели взаимной торговли таможенной зоны1.

Корректировка во взаимной торговле между странами Таможенного союза была вызвана комплексом внутренних и внешнеэкономических причин. Определяющую роль в этом сыграла Россия, экономика и объемы внешней торговли которой (примерно 83—84% суммарного объема трех стран) намного превышают соответствующие показатели Белоруссии (4—5%) и Казахстана (11—12%). Экономическая асимметрия в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС не является чем-то исключительным. Примеры других группировок мира указывают на то, что роль локомотивов в экономических объединениях берут на себя наиболее крупные с точки зрения экономики государства. В рамках Северо-Американской зоны свободной торговли — это США, Южно-Американской зоны свободной торговли — Бразилия и Аргентина, Южно-Африканского таможенного союза — ЮАР. Экономическое «самочувствие» и торговые приоритеты лидеров объединений оказывают благотворное влияние на интенсификацию или же, наоборот, затухание сотрудничества в рамках созданных экономических союзов. Другим членам объединений приходится следовать в фарватере лидеров, оказывая опосредованное воздействие на партнеров за счет получения частичных преференций в одной или нескольких областях сотрудничества.

Среди внешнеэкономических причин замедления и даже сокращения объемов торговли в рамках Таможенного союза можно назвать вхождение России в ВТО. В 2013 г. объемы внешнеторгового оборота России по сравнению с 2012 г. возросли с 778 млрд долл. до 784,3 млрд долл. Экспорт возрос с 484,5 млрд до 489,2 млрд долл. Импорт вырос с 293,5 млрд до 295 млрд долл.2 Таким образом, небольшая переориентация российской торговли на внешние рынки оказала существенное влияние на экономическое взаимодействие в рамках Таможенного союза. Именно Россия остается основным торговым партнером для Казахстана и Белоруссии, тогда как объемы взаимной торговли между двумя последними не превышали в 2013 г. 1 млрд долл.

Расширение внутреннего товарооборота в рамках Таможенного союза сдерживается и за счет внутренних причин, в т.ч. ограничительных барьеров, которые действуют в отношении отдельных видов продукции. Это связано с тем, что Россия, Белоруссия и Казахстан, несмотря на договоренности об открытости границ, пытаются защитить свои рынки, поддерживая собственных производителей, например аграриев, машиностроителей или предприятия химической отрасли. Важным фактором остается роль государства и степень его влияния на экономическую систему и торговую политику. В Белоруссии центральные власти оказывают решающее воздействие на экономику и ведение внешнеторговых акций, в Казахстане же действует более либеральная система.

1 Социально-экономическое положение государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в январе-декабре 2013 года: статистический бюллетень: Евразийская экономическая комиссия. М., 2014. С. 69-70.

2 Там же. С. 67; Государства — члены Таможенного союза и Единого экономического пространства в цифрах: статистический ежегодник; ЕЭК. М.: 2013. С. 174.

Кроме того, за основными цифрами скрываются данные, которые не всегда можно расценивать негативно. Так, в 2012 г. Россия и Белоруссия повысили объемы торговли в рамках таможенной зоны, а Казахстан — сократил. При этом объемы продаж ряда продуктов повысились (каменного угля — на 6,5%), а его стоимость снизилась суммарно на 200 млн долл. Целенаправленная девальвация белорусской валюты в 2009—2011 гг. привела к росту конкурентоспособности белорусских производителей на рынках Таможенного союза, в особенности в поставках продукции химической промышленности, агропромышленного комплекса и машиностроения [Ивантер 2013].

Данные за январь—август 2014 г. указывают, что тенденция затухания взаимной торговли стран Таможенного союза была не случайной. За 7 месяцев 2014 г. объем торговли между Россией, Белоруссией и Казахстаном составил 89,4% соответствующих показателей прошлого года. И если в 2013 г. Россия и Казахстан сократили свое участие в торговых акциях объединения, а Белоруссия нарастила, то за 7 месяцев этого года все три страны показали отрицательный результат. У Казахстана — 21%, у России — 11,3%, у Белоруссии — 5,5%!. Затухание взаимной торговли служит отражением экономической ситуации в странах таможенной зоны — сокращения показателей роста ВВП по сравнению с предыдущим периодом или даже стагнации в промышленности и сельском хозяйстве. Существуют и другие причины, которые связаны с постепенным сближением трех экономик. Процесс гармонизации и унификации законодательств трех стран в сфере торговли, промышленности и налоговой политики сделал менее выгодным, например, организацию российских компаний в Белоруссии и Казахстане (где более либеральное законодательство) с целью производства и последующей продажи продукции на территории России. Влияние оказывает и общеэкономическая ситуация в мире, которую эксперты характеризуют как предкризисную, что подталкивает страны таможенной зоны к проведению более осторожной торговой политики, сокращению издержек за счет активизации внутренних резервов и импортозамещению. Негативные экономические тенденции в рамках Таможенного союза дают и позитивный эффект. Руководители России, Белоруссии и Казахстана стремятся компенсировать ряд трудностей хозяйственного взаимодействия государств за счет активизации политического диалога и формирования Евразийского союза, деятельность которого охватывает не только вопросы экономического сотрудничества.

Таким образом, оформление в 2010 г. Таможенного союза заметно стимулировало взаимную торговлю России, Белоруссии и Казахстана на протяжении первых 2 лет. Это можно объяснить результатом снятия таможенных барьеров между государствами Таможенного союза на фоне восстановления экономик трех стран после мирового экономического кризиса 2008 г. Начало функционирования Таможенного союза ЕврАзЭС позволило более полно воссоздать сложившиеся еще в советской экономике торгово-экономические цепочки. Однако в последующие годы фиксируется снижение товарооборота между тремя республиками, что определяется внутренними и внешними причинами. Негативные внутренние факторы обусловлены протекционистскими мерами правительств России, Белоруссии и Казахстана, которые в условиях нестабильной экономической и политической ситуации стремятся поддержать собственных производителей и сохраняют ограничительные барьеры в отношении отдельных видов продукции. Отрицательное влияние на взаимную торговлю государств Таможенного союза также оказывает наблюдающееся в последние 2 года снижение темпов экономического роста в России, чья экономика доминирует в зоне Таможенного союза. В целом, текущие проблемы объединения имеют ситуативный характер и вполне преодолимы. В пользу их успешного решения говорит глубокая заинтересован-

1 Об основных социально-экономических показателях государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Январь—август 2014 г. С. 27. Доступ: ЬИр:/%№^ос®1е. ru/ur1?ur1=http://www.eurasiancommission.orgДu/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/ indicators201407.pdf&rct=j&q=&esrc=s&sa=U&ei=mg4wVMb1MKbnyQPNhYKwDg&ved=0CBkQFjAB&u sg=AFQjCNHx42TLv-ALWAg4geqt4jc_Qyvy-A (проверено 02.11.14).

ность России в успехе проекта как главного инструмента евразийской интеграции.

Список литературы

Ивантер А. 2013. Испытание рутиной. — Expert Online. 17.05. Доступ: http://expert. ru/2013/05/17/ispyitanie-rutinoj/ (проверено 02.11.14).

SHISHIKIN Vitaliy Gennadievich, Cand.Sci.(Hist.), Associate Professor of the Chair of International Affairs and Regional Studies, Faculty of Humanities, Novosibirsk State Technical University (Karl Marx av., 20, Novosibirsk, Russia, 630073; [email protected])

PINKIN Vyacheslav Ivanovich, Cand.Sci.(Hist), Associate Professor of the Chair of International Affairs and Regional Studies, Faculty of Humanities, Novosibirsk State Technical University ([email protected])

THE EURASIAN CUSTOMS UNION: THE MAIN TRENDS OF TRADE AND ECONOMIC RELATIONS IN 2011-2014

Abstract. The collapse of the Soviet Union became a starting point for appearing of two opposite processes on the post-Soviet territory, that is disintegration and integration. Russia tried to overcome the crisis of the transition period together with the other post-Soviet states and became one of the centers of attraction. The difficulties of the political dialogue and world experience of integration made the CIS-states to establish economic ties which could be the launching pad for expanding cooperation in future. Therefore the most active supporters of reintegration were the states, economically connected with the Russian Federation in the Soviet period and having no political claims to it.

The revival of the economic relations in 2010-2012 was changed by the recession that demonstrated the exhaustion of extensive methods of interaction of the countries. The economic systems of these states had serious quantitative and qualitative differences and pointing out the need to intensify cooperation. Global shifts also influenced the negative trends in the union; these negative trends in world economy make the Eurasian Customs Union participants implement more pragmatic trade activity.

Keywords: Eurasian Customs Union, post-Soviet states, trade, economic integration, Eurasian Economic Union

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.