Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФТС / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова М.В., Глушак О.В.

В статье анализируется деятельность таможенных органов в разрезе проведения таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу РФ, ее влияние на обеспечение экономической безопасности РФ в рамках обеспечения контрольной функции ФТС. На основании проведенного исследования выявлены проблемы при осуществлении таможенного контроля ФТС и рассмотрены пути их решения, в результате которых реализация контрольных функций ФТС будет способствовать эффективности обеспечения экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Давыдова М.В., Глушак О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS CONTROL AS AN ELEMENT OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the activities of customs authorities in the context of customs control when moving goods across the customs border of the Russian Federation, its impact on ensuring the economic security of the Russian Federation in the framework of ensuring the control function of the Federal customs service. Based on the study identified problems in the implementation of customs control of the FCS and the ways of their solution, which resulted in the implementation of control functions of the FCS will increase the efficiency of economic security of the country.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 339.5

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.В. Давыдова, О.В. Глушак

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика

И.Г. Петровского»

В статье анализируется деятельность таможенных органов в разрезе проведения таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу РФ, ее влияние на обеспечение экономической безопасности РФ в рамках обеспечения контрольной функции ФТС. На основании проведенного исследования выявлены проблемы при осуществлении таможенного контроля ФТС и рассмотрены пути их решения, в результате которых реализация контрольных функций ФТС будет способствовать эффективности обеспечения экономической безопасности страны.

Ключевые слова: экономическая безопасность, ФТС, таможенный контроль, формы таможенного контроля, система управления рисками.

Деятельность ФТС РФ напрямую связана с обеспечением экономической безопасности страны через реализацию своих функциональных обязанностей. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется посредством движения товаров через границы стран, в том числе через таможенную границу ЕАЭС. Соответственно, любые ТС МП и перевозимые ими товары через таможенную границу подлежат таможенному контролю. Таможенный контроль, проводимый ФТС РФ в данном случае может рассматриваться как элемент обеспечения экономической безопасности страны.

Одним из основных нормативно-правовых документов при осуществлении контрольной функции ФТС является ТК ЕАЭС [1].

Реализуя контрольную функцию, должностные лица ФТС следуют положениям раздела VI ТК ЕАЭС, где в полной мере говориться об общих положениях о проведении таможенного контроля (глава 44), формах таможенного контроля и их применении (глава 45) и о мерах, которые обеспечивают проведение таможенного контроля и об их применении (глава 46).

В частности на уровне ЕАЭС отрегулированы следующие вопросы:

- понятие таможенного контроля и принципы его проведения;

- понятие зон таможенного контроля и их характеристика;

- положение товаров, которые находятся под процедурой таможенного контроля;

- порядок предоставления сведений и документов, которые нужны для проведения таможенного контроля;

- срок проведения после выпуска товаров;

- таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию

ЕАЭС;

- порядок и способы осуществления взаимодействия между таможенными органами различных государств-участников ЕАЭС;

- порядок привлечения специалистов к проведению таможенного контроля;

- сбор информации о различных лицах при проведении таможенного контроля;

- основания освобождения от применения некоторых форм таможенного контроля;

- формы таможенного контроля;

- использование специальных технических средств при проведении таможенного контроля;

- проведение таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля;

- основные принципы функционирования системы управления рисками (СУР) при проведении таможенного контроля;

- задержание товаров при проведении таможенного контроля и пр.

На уровне национального законодательства ранее ключевым нормативно-правовым актом в сфере регулирования проведения таможенного контроля считался Федеральный закон от 27.11.2010 г. №311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2018 г.), некоторые нормы которого еще действуют [3]. Но в целом в настоящее время он заменен на Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» от 03.08.2018 №289-ФЗ (в ред. от 01.05.2019). Данный закон содержит нормы, регулирующие множество положений, относящихся к таможенному контролю [2]:

1) Общие положения о проведении таможенного контроля (глава 42):

- порядок проведения таможенного контроля;

- сроки проведения;

- особенности контроля после выпуска товаров;

- порядок создания зон таможенного контроля, их обозначение, требования к ним;

- порядок взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами

и т.д.

2) Формы таможенного контроля и их применение (глава 43):

- требования к тем или иным формам таможенного контроля;

- права должностных и проверяемых лиц при проведении таможенного контроля;

- обязанности проверяемых лиц;

- порядок оформления результатов проверки и принятия решений по ее результатам и т.д.

3) Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, и их применение (глава 44)

Федеральной таможенной службой проводятся мероприятия, которые направлены на

осуществление соблюдения участниками ВЭД законодательства в сфере международной торговли. Эти мероприятия реализуются в виде таможенного контроля над транспортными средствами международной перевозки и товарами при пересечении таможенной границы.

Так в период с 2015 г. по 2019г. таможенными органами в общей сложности было проведено 876,5 корректировок таможенной стоимости в результате которых взыскано 108,2 млрд. рублей.

Рисунок 1 - Количество корректировок таможенной стоимости, тыс.

Данные рисунка 1 позволяют сделать следующие выводы:

1. Наименьшее количество ДТ, где в результате контроля таможенной стоимости были внесены изменения, зафиксированы в 2018г. - 163 тыс. корректировки и в начале исследуемого периода - 167,5 тыс. корректировок.

2. В 2016г, 2017г. и 2019г. количество проведенных корректировок таможенной стоимости практически одинаково.

3. Темп роста показателя в 2019г. составил по отношению:

- к 2015г. - 109,25% или 15,5 тысяч корректировок;

- к 2016г. - 101,67% или 3 тысячи корректировки;

- к 2017г. - 100%;

- к 2018г. - 112,27% или 20 тыс. корректировок.

В результате мероприятий, проведенных таможенными органами в отношении контроля достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, взыскиваются средства, которые затем возвращаются в федеральный бюджет.

Наибольшее количество средств взыскано в 2016г. - 25, 1 млрд. рублей.

Отклонение показателя «Сумма взысканных средств в результате таможенного контроля стоимости ввезенных товаров» в 2019г. составило по отношению к:

- 2015г. - 105,64% или 1,1 млрд. руб.;

-2016г. -82,07% или -4,5 млрд. руб.;

-2017г. - 90,75% или -2,1 млрд. руб.;

2018г. - 101,48% или 0,3 млрд. руб.

Рисунок 2 - Сумма взысканных средств в результате таможенного контроля стоимости ввезенных товаров, млрд. руб.

В результате ведомственного контроля, а так же по решению суда сумма взысканных по итогам мероприятий направленных на контроль таможенной стоимости таможенными органами может быть возвращена. Этот показатель характеризует уровень профессиональной подготовки сотрудников ФТС.

Рисунок 3 - Сумма возвращенных в бюджет таможенных платежей, млрд. руб.

По результатам данных, представленных на рисунке 3, сделаем следующие выводы:

1. Общая сумма возвращенных в бюджет таможенных платежей за исследуемый период равняется 15,9 млрд. рублей.

2. Положительная динамика данного показателя наблюдается, начиная с 2017г.

3. Значительно снизился показатель в 2018г. Отклонение в 2018г. по сравнению с 2017г. составляет 4 млрд. рублей или 71,43%.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что эффективность проведения таможенного контроля стоимости товаров в 2019г. существенно повысилась за счет принимаемых таможенными органами мер по совершенствованию таможенного контроля.

50000 45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

47182

42 491

И---1---г

2015г. 2016г. 2017г. 2018г.

1- -1

2019г.

Рисунок 4 - Количество принятых решений по правильности классификации товаров

Так в период с 2015 по 2019г. принято 208186 решения по классификации кодов. На рисунке 4 представлены данные ФТС о количестве принятых решений по правильности классификации товара в соответствии с ТН ВЭД в период с 2015г. по 2019г. На основании этих данных рассчитаем темп роста показателя в 2019г. по отношению к:

- 2015г. - 116,05% или 5876 решений;

- 2016г. - 108,18% или 3213 решений;

- 2017г. - 90,06% или -4691 решение;

- 2018г. - 99,70% или -129 решений.

12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

10 233,20

9 248,20

5779,5

6 210,30

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

2019г.

Рисунок 5- Сумма доначисленных таможенных платежей в результате контроля правильности классификации кода товаров, млн. руб.

Начиная с 2017г. количество принятых решений в отношении достоверности классификации кода ТН ВЭД постепенно снижается. На основании принятых решений рассчитывается сумма доначисленных таможенных платежей. Исходя из данных представленных на рисунке 5, сделаем следующие выводы:

1. За исследуемый период сумма доначисленных платежей составляет 37302,2 млн.

руб.

2. Отклонение показателя в 2019г. составляет по отношению к:

- 2015г. - 177,06% или

- 2016г. - 164,78% или

- 2017г. -175,48% или

-2018г. - 110,65% или

Сопоставляя данные о количестве принятых решений по правильности классификации товаров и суммы доначисленных таможенных платежей по результатам этих решений, очевидно, что эффективность работы таможенных органов в 2018г. и 2019г. в этом направлении заметно повысилась, так как показатель количества решений по классификации товаров падает при одновременном росте показателя суммы доначисленных таможенных платежей. Так в среднем на одно принятое решение доначисленно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в 2015г.- 0,16 млн. рублей;

- в 2016г.- 0,16 млн. рублей;

- в 2017г. - 0,12 млн. рублей;

- в 2018г. - 0,22 млн. рублей;

- в 2019г. - 0,24 млн. рублей.

Показатель суммы взысканных таможенных платежей по результатам деятельности таможенных органов в сфере контроля достоверности классификации кода товаров на протяжении периода с 2015 г. по 2019г. планомерно растет. Так темп роста в 2019г. по отношению к 2015г., 2016г., 2017г. и 2018г. составляет 171%, 152%, 110% и 104% или 3549 млн. руб., 2930 млн. руб., 764 млн. руб. и 360 млн. руб. соответственно.

9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

8 159,40

8 519,40

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

2019г.

Рисунок 6 - Сумма взысканных таможенных платежей в результате контроля правильности классификации кода товаров, млн. руб.

Темп роста показателя «Количество заведенных дел об АП в части контроля по заявленному коду» в 2019г. по отношению к 2015г., 2016г., 2017г. и 2018г. составляет 93%, 91%, 128% и 98% соответственно.

Рисунок 7 - Количество заведенных дел об АП в части контроля по заявленному коду

Результаты возбужденных дел об административных правонарушениях таможенными органами отражены на рисунке 8 в виде доначисленных и взысканных средств. Анализируя

данные показатели, рассчитаем темп роста в 2019г. по отношению к 2015г, 2016г., 2017г., и 2018г:

- по показателю «сумма доначисленных средств» - 122%, 95%, 73% и 116% соответственно;

- по показателю «сумма взысканных средств» - 90%, 100%, 52% и 91% соответственно.

Рисунок 12 - Сумма доначисленных и взысканных средств в результате АП, млн. руб.

Таблица 1 - Результаты деятельности таможенных органов в части проведения контрольных функций_

Показатель 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. Отклонение,%

2019г. к 2015г. 2019г.к 2018г.

Валютный контроль

Количество проверок, тыс. 4,5 5,1 9,7 10,7 10,0 222,22 93,46

Количество дел об административных правонарушениях АП, тыс. 5,3 6,00 14,3 13,8 14,50 273,58 105,07

Контроль по обеспечению соблюдения запретов и ограничений

Количество случаев представления недостоверных/неполных сведений о соблюдении запретов и ограничений или недействительных разрешительных документов, тыс. 152 126,5 99,9 67,4 70,2 46,18 104,15

Количество дел об административных правонарушения АП по ст.16.3 КоАП РФ, тыс. 13,7 13,9 15,5 13,7 17,2 125,55 125,55

Количество дел об АП по ст. 16.2 КоАП РФ, тыс. 2,6 2,4 4,1 2,1 1,6 61,54 76,19

Контроль по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности

Количество выявленной контрафактной продукции, млн. ед. 18,1 20,4 10,1 16 12 66,30 75,0

Сумма предотвращенного ущерба правообладателей объектов интеллектуальной собственности, млрд. рублей 3,9 7,7 4,5 6,8 8 205,13 117,65

Количество возбужденных дел об АП 1040 1027 1072 1255 1011 97,21 80,56

Количество разработанных профилей риска по направлению контроль за правильностью классификации товаров за исследуемый период времени составляет 40687 профилей. Таможенные органы постоянно ведут работу в этом направлении [5].

Должностными лицами таможенных органов проводится таможенный контроль по

достоверности указанной страны происхождения товаров, что напрямую зависит от запретов и ограничений вводимых на определенные товары из различных стран.

В таблице 1 представлены сведения о результатах проведенного таможенного контроля в сфере валютного регулирования, соблюдения запретов и ограничений и контроля по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

Анализ представленных данных позволяет сделать следующие выводы:

1. В отношении валютного контроля: за исследуемый период рост количества проверок составил 222%, так же увеличилось количество дел об АП - 274%. Темп роста в 2019г. по отношению к 2018г. в отношении проверок и возбужденных дел об АП составил 93% и 105% соответственно.

2. В отношении контроля по соблюдению запретов и ограничений: количество случае предоставления недостоверных документов за период с 2015г. по 2019г. сократилось на 54%, но в то же время рост показателя в 2019г. по отношению к предыдущему составил 4%. Количество возбужденных дел:

- по факту несоблюдения установленных запретов и ограничений возросло на 26%;

- по фактам представления недействительных разрешительных документов снизилось на 38%.

Такое отклонение показателей связано с процессом автоматизации и совершенствования информационных систем, а так же с повышением уровня информированности участников внешнеэкономической деятельности о требованиях и ответственности за несоблюдение законодательства РФ.

3. В отношении контроля по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности: количество выявленной контрафактной продукции за исследуемый период сократилось на 34%, в 2019г. по отношению к 2018г. - на 25%. В то же время возросла сумма предотвращенного ущерба правообладателям ОИС на протяжении всего периода - на 205,13%, в 2019г. по отношению к 2018г. - 117,65%. Количество возбужденных АП снижается, что говорит об эффективности работы таможенных органов.

Снижение контрольных мероприятий со стороны таможенных органов в отношении товаров, пересекающих таможенную границу ЕАЭС, связано с уменьшением давления на бизнес. Уменьшается время совершения операций, связанных с осуществлением государственного контроля в пунктах пропуска. В то же время отметим повышение эффективности контрольных мероприятий путем применения системы управления рисками.

В целях совершенствования механизмов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации необходимо:

1. Реализовать механизмы, определенные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 апреля 2018 г. № 62 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом»;

2. Проведение работы с Евразийской экономической комиссией, направленной на введение обязательного предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом;

3.3авершение работ по обеспечению получения налоговыми органами информации о факте вывоза товара в электронном виде.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. № 1491 определен перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых проводится эксперимент по осуществлению санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного контроля (надзора) должностными лицами таможенных органов в полном объеме (далее - эксперимент) [4].

Предварительные итоги эксперимента свидетельствуют о первых положительных результатах его проведения:

- сократились временны е издержки перевозчиков, связанные с ожиданием в очередях в рамках осуществления каждого вида государственного контроля;

- реализован механизм «единого окна» для проведения соответствующего вида государственного контроля и проставления необходимых штампов, исключив при этом необходимость передачи документов контролирующим органам Россельхознадзора и Роспотребна-дзора;

- повысилась квалификация должностных лиц таможенных органов в части нормативно-правового регулирования в области карантина растений и ветеринарии [5].

Эксперимент будет проводиться в указанных автомобильных пунктах пропуска до 1 января 2022 года.

Список использованных источников

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 02.09.2020)

2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 №289-ФЗ (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 09.09.2020)

3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 г. №311 -ФЗ (в ред. от 28.11.2018 г.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/(дата обращения: 09.09.2020)

4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых различные виды государственного контроля (надзора) осуществляются должностными лицами таможенных органов» от 06.12.2018 №1491 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_313043/ (дата обращения: 10.09.2020)

5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 03.09.2020)

Сведения об авторе

Давыдова Марина Владимировна - старший преподаватель кафедры таможенного дела и маркетинга Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, Email: marina.davydova. 1981 @bk.ru

Глушак Ольга Васильевна - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, E-mail: OWG3 @yandex. ru.

UDK 339.5

CUSTOMS CONTROL AS AN ELEMENT OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

M. V. Davydova, O. V. Glushak

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University

The article analyzes the activities of customs authorities in the context of customs control when moving goods across the customs border of the Russian Federation, its impact on ensuring the economic security of the Russian Federation in the framework of ensuring the control function of the Federal customs service. Based on the study identified problems in the implementation of customs control of the FCS and the ways of their solution, which resulted in the implementa-

tion of control functions of the FCS will increase the efficiency of economic security of the country.

Keywords: economic security, Federal customs service, customs control, forms of customs control, risk management

system.

References

1. Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza (Prilozhenie №1 k Dogo-voru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/

2. Federal'nyj zakon «O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii i o vnesenii iz-menenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» ot 03.08.2018 №289-FZ (poslednyaya redakciya) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/

3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii «Ob opredelenii punktov propuska che-rez gosudarstvennuyu granicu Rossijskoj Federacii, v kotoryh razlichnye vidy gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) osushchestvlyayutsya dolzhnostnymi licami tamozhennyh organov» ot 06.12.2018 №1491 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_313043/

4. Oficial'nyj sajt Federal'noj tamozhennoj sluzhby. URL: http://www.customs.ru/

About the author

Davydova Marina Vladimirovna-senior lecturer, Department of customs and marketing, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, E-mail: marina.davydova.1981@bk.ru

Glushak Olga Vasilievna - candidate of economic Sciences, associate Professor, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, E-mail: OWG3@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.