Научная статья на тему 'ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ В ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ И ЭКСПЕРТАМИ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ В ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ И ЭКСПЕРТАМИ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CREDIT RATING / DIFFERENTIATED REGULATION / RISK-BASED APPROACH / RISK LEVEL / CAPITAL AMOUNT / CUSTOMS PAYMENTS / FEDERAL CUSTOMS SERVICE / FEDERAL TAX SERVICE / CUSTOMS CONTROL / CURRENCY TRANSACTIONS / INTERAGENCY ELECTRONIC INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гудкова Ольга Владимировна, Ермакова Людмила Владимировна

Таможенным органами в соответствии с законодательством нашей страны разрешено привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов с целью повышения эффективности проведения таможенного контроля. Современные требования и международные стандарты требуют от таможенной службы государства не препятствия внешней торговле, а поддержки её развития, не ущемляя при всем этом интересы национальной безопасности страны. Федеральная таможенная служба России за последние годы сделала огромные шаги в этом направлении, в направлении интеграции в международное экономическое пространство. Таможенный контроль как функция таможенных органов является важнейшей составляющей деятельности таможенных органов ФТС России. В том числе и с его помощью обеспечивается экономическая безопасность страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гудкова Ольга Владимировна, Ермакова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSISTING CUSTOMS CONTROL SPECIALISTS AND EXPERTS FROM OTHER STATE BODIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Customs authorities are allowed, in accordance with our country's legislation, to attract specialists and experts from other government agencies in order to improve the efficiency of customs control. Modern requirements and international standards require the customs service of the state not to obstruct foreign trade, but to support its development, without infringing on the national security interests of the country. The Federal Customs Service of Russia in recent years has made huge steps in this direction, towards integration into the international economic space. Customs control as a function of customs authorities is the most important component of the activities of the customs authorities of the Federal Customs Service of Russia. It also ensures the economic security of the country.

Текст научной работы на тему «ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ В ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ И ЭКСПЕРТАМИ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЭКОНОМИКА, МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 339.543

ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ В ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ И ЭКСПЕРТАМИ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гудкова Ольга Владимировна (oliy-00@mail.ru) Ермакова Людмила Владимировна Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского Таможенным органами в соответствии с законодательством нашей страны разрешено привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов с целью повышения эффективности проведения таможенного контроля. Современные требования и международные стандарты требуют от таможенной службы государства не препятствия внешней торговле, а поддержки её развития, не ущемляя при всем этом интересы национальной безопасности страны. Федеральная таможенная служба России за последние годы сделала огромные шаги в этом направлении, в направлении интеграции в международное экономическое пространство. Таможенный контроль как функция таможенных органов является важнейшей составляющей деятельности таможенных органов ФТС России. В том числе и с его помощью обеспечивается экономическая безопасность страны.

Ключевые слова: таможенные платежи, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, таможенный контроль, валютные операции, межведомственное электронное взаимодействие.

Проведение таможенного контроля таможенными органами проводится в разных направлениях. Это может быть контроль таможенной стоимости товаров, контроль за соблюдением запретов и ограничений, контроль после выпуска товаров, контроль правильности классификации товаров и т.д. Для реализации фискальной функции ФТС РФ должностными лицами таможенных органов проводится контроль таможенной стоимости товаров пересекающих таможенную границу ЕАЭС, а так же помещенных на СВХ.

Количество корректировок таможенной стоимости в период с 2014-2018 г. нестабильно по своей динамике. Так самое большое количество было произведено в 2014 г. - 215,2 тысячи корректировок. Темп роста в 2018 г. по отношению к 2014, 2015, 2016 и 2017 гг. составляет -24,25%; -2,69%; -9,44% и -10,92% соответственно. Но вместе с тем, сумма взысканных средств в результате таможенного контроля стоимости в 2018 г. не намного ниже, чем в предыдущие года. Так в 2016 г. она составляла 25,1 млн рублей, в 2017 г. и 2018 г. соответственно 22,7 и 20,3 млн рублей. Самый маленький показатель - в 2015 г. и он составляет 19,5 млрд рублей, но надо отметить, что и количество корректировок в 2015 г. составляло 167 тысяч, что меньше чем в 2014 г., 2016 г., и 2017 г. При этом произошло снижение такого показателя как возвращение в бюджет таможенных платежей согласно решениям суда и в результате ведомственного контроля.

В 2016 г. было выявлено 126505 ситуаций, когда при ввозе товаров были представлены в недействительные разрешительные документы. В 2017 г. и в 2018 г. этот показатель составил 99940 и 67500 случаев соответственно. На основании выявленных правонарушений тамо-24

женными органами было возбуждено в 2016, 2017 и 2018 гг. 13903, 15476 и 13731 дело об административных правонарушениях.

Таможенные органы плодотворно работают в направлении доначисления и взыскания в результате административных правонарушений таможенных платежей в виде денежных средств и самая большая сумма была как до-начисленна так и взыскана в 2017 г. В 2018 г. произошёл спад показателя доначисленных платежей как по сравнению с 2016 г. так и по сравнению с 2017 г. Показатель взыскания таможенных платежей в 2018 г. по отношению к

2016 г. увеличился на 10,5%, а по сравнению с

2017 г. уменьшился на 42,8%. В 2017 г. показатели «доначислено» и «взыскано» показали самый большой результат на протяжении исследуемого периода [3].

Таможенные органы ведут непрерывную работу за контролем классификации товаров согласно ТН ВЭД ЕАЭС. Самое низкое количество принятых решений было в 2016 г., в 2017 г. это количество увеличилось на 20,1% или на 7904 решения, а в 2018 году по сравнению с 2016 г. этот количество составило 42724 решения, что на 8,7% больше и по сравнению с 2017 г. на 9,4% меньше. В количественном выражении отношение 2018 г к 2016 и 2017 гг. составляет +3446 и -4458 решений соответственно.

Сумма доначисленных таможенных платежей в результате деятельности должностных лиц таможенных органов в ходе таможенной проверки по правильности заявленного кода в 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 гг. составила 4963,6; 5779,5; 6210,3; 5831,5 и 7895,7 млн рублей соответственно. В 2018 г. по отношению к 2016 г. темп роста составил 27,1% или 1685,4 млн руб. В 2018 г. по отношению к 2017 г. темп роста составил 35,4% или 2064,2 млн руб.

Сумма взысканных таможенных платежей в результате деятельности таможенных органов в отношении контроля по правильности классификации кода имеет положительную динамику. Так в 2018 г. темп роста к 2016 году составил 48,2% или 2693 млн руб. Темп роста в 2018 г. по отношению к 2017 г. составил 6,8% или 527,3 млн рублей [1].

Всё больше и больше решений принимается относительно достоверности указанных сведений о стране происхождения товаров. В 2016 г. этот показатель составил 1888 решений, в

2017 г. - 2049, а в 2018 г. - 2906. Темп роста в

2018 г. по отношению к 2016 и 2017 гг. составляет 153,9 % и 41,8% соответственно. На мой взгляд это напрямую связано с политическим решением принятия санкций на некоторые виды продукции из определенных стран. Таким образом, недобросовестные поставщики пытаются обманным путем сбыть свой товар на рынках таможенной территории ЕАЭС, что успешно пресекается должностными лицами таможенных органов.

В 2015 г., 2016 и 2017 гг. сумма доначисленных таможенных платежей находилась примерно на одном уровне, а в 2018 г. этот показатель возрос по сравнению с 2017 г. в девять раз. Как результат работы таможенных органов в этом направлении сумма доначисленных платежей в 2018 г. составляет 118.8 миллионов рублей, что на 106,2 млн больше чем в 2017 г. Относительно решений связанных с классификацией оборудования, здесь можно отметить, что в 2016 г. - 391 решение, в 2017 г. принято было 359 решений, в 2018 г. - 564 решения. Отмечается положительная динамика на протяжении всего исследуемого периода. Темп роста в 2018 г. по отношению к 2016 и 2017 гг. составляет соответственно 44,24% и 57,1% соответственно.

Самый большой показатель суммы тарифных преференций, предоставленных таможенными органами наблюдался в 2014 г. и составлял 53 млрд рублей. Преференциальная сумма, предоставляемая Российской Федерацией в лице таможенных органов для развивающихся стран в период с 2016 по 2018 гг. находится примерно на одном уровне за исключением небольших колебаний. Но в тоже время при проведении таможенного контроля за предоставлением таких преференций таможенными органами было принято в 2016, 2017 и 2018 гг. 4280,4679 и 5737 решений об отказе в них [4]. В результате таможенного контроля таможенными органами, направленного на проверку достоверности права товара на преференциальную пошлину в бюджет страны в период с 2016 по 2018 гг. возвращено 1660,7 млн руб. особенно надо отметить результат работы за 2018 г., где эта сумма составила 780,3 млн руб., что больше чем за 2017 г. в 1,8 раза.

Таможенные органы в соответствии с законодательством, в частности с ФЗ-№311 для более эффективного выполнения своих функций привлекают для проведения таможенного контроля ФНС.

Результаты взаимодействия ФТС с ФМС будем рассматривать через такие показатели как:

- количество проверочных мероприятий;

- сумма дополнительно начисленных таможенных платежей, пеней и штрафов;

- сумма взысканных таможенных платежей, пеней и штрафов;

- количество возбужденных дел об АП и уголовных дел;

- количество проведенных скоординированных контрольных мероприятий;

- количество примененных форм таможенного контроля.

Анализируя результативность проведения проверочных мероприятий ФТС совместно с ФМС важно отметить тот факт, что их количество с каждым годом уменьшается, но в то же время эффективность таможенного контроля повышается. Это можно судить по увеличению показателей «Дополнительно начислено таможенных платежей, пеней и штрафов» и «Взыскано таможенных платежей». Это связано с применением СУР [7].

Количество проверочных мероприятий при взаимодействии с ФНС на протяжении исследуемого периода постепенно уменьшается. Так темп роста в 2018 г. по отношению к 2016 г. и 2017 г. уменьшился на 11,65% и 11,26% соответственно. Таможенными органами при взаимодействии с ФНС в результате проведенных мероприятий по проверкам дополнительные начисления таможенных платежей, пеней и штрафов составили в размере 18,939 млрд рублей за весь исследуемый период. Причем в 2019 г. данные представлены по август месяц включительно, но по рисунку 15 видно, что даже не за полный календарный год, этот показатель на 4,833 млрд рублей превышает показатель за весь 2018 г. Темп роста этого показателя в 2018 г. составил к 2016 г. и 2017 г. составляет 242,64% и 176,18% соответственно.

Таможенными органами при взаимодействии с ФНС в результате проведения скоординированных контрольных мероприятий дополнительно начислено таможенных платежей, пеней и штрафов в размере 6,588 млрд рублей. И опять за неполный 2019 г. это показатель выше, чем в 2018 г. на 2,547 млрд рублей. Темп роста в 2018 г. к 2016 г. и 2017 г. составил 726,52% и 356,3% соответственно.

При взыскании таможенных платежей, штрафов и пени общая сумма составила:

- при проведении проверочных мероприятий - 9,516 млрд рублей;

- при проведении скоординированных кон-

трольных мероприятий - 6,433 млрд рублей [6].

Темп роста взысканных денежных средств при проведении проверочных мероприятий в 2018 г. к 2016 г. и 2017 г. составил 237,99% и 129,41% соответственно. Темп роста взысканных денежных средств при проведении скоординированных контрольных мероприятий в 2018 г. к 2016 г. и 2017 г. составил 351,52% 266,06% соответственно. В отношении каждого рассматриваемого показателя прослеживается положительная динамика.

Анализируя показатель о количестве возбужденных дел об административном правонарушении можно отметить положительную динамику на протяжении всего исследуемого периода. В 2019 г. данные представлены по август месяц включительно [8]. Сумма возбужденных дел об административных правонарушениях на протяжении всего исследуемого периода составила:

- при проведении проверочных мероприятий

- 4075 дела;

- при проведении скоординированных контрольных мероприятий - 730 дела.

Темп роста возбужденных дел об АП при проведении проверочных мероприятий в 2018 г. к 2016 г. и 2017 г. составил 132,75% и 111,98% соответственно. Темп роста возбужденных дел об АП при проведении скоординированных контрольных мероприятий в 2018 г. к 2016 г. и 2017 г. составил 148,15% и 133,33% соответственно. Сумма возбужденных уголовных дел на протяжении всего исследуемого периода составила:

- при проведении проверочных мероприятий

- 228 дела;

- при проведении скоординированных контрольных мероприятий - 54 дела.

Темп роста возбужденных уголовных дел при проведении проверочных мероприятий в 2018 г. к 2016 г. и 2017 г. составил 148,89% и 131,37% соответственно. Темп роста возбужденных дел об АП при проведении скоординированных контрольных мероприятий в 2018 г. к 2016 г. и 2017 г. составил 250% и 166,67% соответственно.

ФТС сотрудничая с Банком России и Минфином принимала активное участие в работе направленной на проведение валютного контроля. В соответствии с Инструкцией Банка России от16.08.2017 г. № 181-И, вступившей в силу в 2018 г., «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», которая по своей сути с одной стороны направлена на упрощение валютного контроля, а с другой на повышение его эффективности. Согласно инструкции Банка России аннулировано требование оформления паспорта сделки, 26

вместо этого - постановка на учет контракта с идентификационным номером.

В инструкции Банка России обозначена сумма, достигая которой требуется постановка на учет контракта - экспортный контракт - 6 млн руб., импортный контракт - 3 млн руб. [5]. Изменения коснулись и подтверждения валютных операции - больше нет необходимости предоставлять в банк справку о валютных операциях. Для резидентов нет больше необходимости при не достижении 200 тыс. рублей предоставлять внешнеторговые договора в банк.

Как видно, нововведения значительно упростили процедуру валютного контроля, но как это отразилось на его эффективности? Эффективность проведенных мероприятий по упрощению валютного контроля рассмотрим через такие показатели как:

- количество переданных в Банк России таможенных деклараций с информацией о сомнительных валютных операциях;

- сумма заявленных в таможенных декларациях средств, переданных в Банк России с ин-формациях о сомнительных платежах;

- сумма предотвращённых незаконных валютных операций.

Анализ показателя «Количество переданных в Банк России таможенных деклараций с информацией о сомнительных валютных операциях» позволил сделать вывод о сокращении количества сомнительных деклараций. Так в 2018 г. значение этого показателя по сравнению с 2016 г. сократилось в 7 раз, по сравнению с 2017 г. в 3,6 раз. Сумма заявленных в сомнительных декларациях средств также снижается. Так в 2018 г. значение этого показателя по сравнению с 2016 г. сократилось в 15 раз, по сравнению с 2017 г. в 7 раз. Участники ВЭД стали более добросовестные и не идут на нарушение законодательства, которое в случае обнаружения чревато серьезными последствиями. При том, что два предыдущих показателя снизились, эффективность проводимых совместно с Банком России мероприятий повысилась. Этому свидетельствует повышение показателя о сумме предотвращённых незаконных валютных операций в результате валютного контроля ФТС совместно с Банком России. В течении всего исследуемого периода наблюдалась положительная динамика рассматриваемого показателя. Так темп роста этого показателя в 2018 г. по отношению к 2016 г. и 2017 г. составил 230,8% и 111,11% соответственно.

В 2018 году состоялось подписание соглашений ФТС России с Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной службой охраны России, МВД России, Роспотребнадзором, Рос-сельхознадзором, Росаккредитацией, Росавто-дором, а также Пенсионным фондом Российской Федерации, Евразийской ассоциацией по-

ручителей «ГАРАНТ», Ассоциацией производственных и торговых предприятий рыбного рынка, Общероссийской общественной организации «Федерация конного спорта России», ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус», Союзом производителей алкогольной продукции «СПАП», АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов», Российским Союзом Кожевников и Обувщиков.

ФТС России в 2018 году продолжила работу по обеспечению межведомственного электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями. Ими были разработаны 17 технологических карт межведомственного взаимодействия, которые предусматривают передачу данных в электронном виде.

На данном этапе ФТС России совместно с 42 участниками информационного взаимодействия разработано и согласовано 93 технологических карт межведомственного взаимодействия. ФТС России осуществила переход на применение технологии СМЭВ-3 при реализации межведомственного электронного взаимодействия, тем самым обеспечив гарантированную доставку сообщений в информационные системы федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений.

Взаимодействие таможенных и налоговых органов, является одним из приоритетных направлений их деятельности. Подписанные Изменения и дополнения №5 21 ноября 2018 года к Соглашению, которые включают положения о передаче информации, о прослеживаемости товаров, по вопросу обмена сведениями национальных систем и информационного взаимодействия.

В соответствии с Федеральным законом от

29 июля 2017 г. № 232 «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» начиная с

30 августа 2017 года наделение должностных лиц таможенных органов правом самостоятельно останавливать на установленных территориях автомобильные транспортные средства, которые перевозят товары, которые находятся под таможенным контролем, путём проверки товаров и документов на них, с целью соблюдения прав таможенного законодательства Российской Федерации и Евразийского экономического союза.

Контроль за ввозом и оборотом товаров осуществляют специально созданные отделы таможенных органов, которые противодействуют незаконному ввозу и обороту товаров, а также осуществляют функции мобильных групп в местах, приближенных к границам государств-членов ЕАЭС. Усовершенствование правового регулирования, разработка методологической базы, информационного и технического обеспечения деятельности мобильных групп, а так-

же создание центра оперативной обработки информации предусмотрено дорожной картой. Утвержденный регламент взаимодействия Федеральной таможенной службы России и Пограничной службы ФСБ России, предусматривает формирование информационного взаимодействия подразделений по контролю за ввозом и оборотом товаров и пограничных управлений ФСБ России.

Одну из функций валютного контроля выполняют таможенные органы, заключающаяся в осуществлении контроля за проводимыми резидентами и нерезидентами валютными операциями, которые связаны с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров. При осуществлении этой функции таможенные органы выполняют взаимодействие с налоговыми органами на всех уровнях.

Сервис «Валютный контроль» в «Личном кабинете участника ВЭД» позволяет получать сведения обо всех оформленных уполномоченными банками уникальных номерах контрактов (паспортах сделок) по внешнеторговым договорам в электронном виде в режиме времени, близком к реальному, что позволяет участнику ВЭД до подачи в таможенный орган декларации на товар проверить её наличие в информационных ресурсах таможенных органов. Также существует возможность получить сведения о зарегистрированных таможенными органами деклараций на товары, переданные Банку России и уполномоченным банкам, что опускает необходимость письменного обращения заинтересованных участников ВЭД в ФТС России для получения данных сведений.

При соблюдении запретов и ограничений Федеральная таможенная служба России обеспечила более чем с восемнадцатью федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации информационный обмен, который позволяет заинтересованным участникам ВЭД не представлять таможенным органам разрешительные документы, имеющиеся в информационных ресурсах данных ведомств.

Применение соответствующих технологий определения рисковых поставок Федеральной таможенной службой России и федеральными органами исполнительной власти, которые наделены полномочиями по осуществлению контроля/надзора за соблюдением обязательных требований, в целях выявления потенциально опасной продукции и формирования информационного ресурса, содержащего достаточные сведения для применения мер в рамках ведомственной системы управления рисками таможенных органов по недопущению ввоза в Российскую Федерацию товаров с недопустимым риском несоответствия обязательным требованиям.

Получаемая информация таможенными органами из федеральных органов исполнительной власти о запрещённой, ограниченной к ввозу либо несоответствующей обязательным требованиям продукции, интегрируется в системе управления рисками в целях недопущения ввоза продукции с недопустимым риском в Российскую Федерацию.

Так же эта информация в рамках межведомственного взаимодействия, системы управления рисками, а также при развитии межведомственных профилей рисков, которые направлены на соблюдение требований международных актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательство Российской Федерации.

Осуществление информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы России с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения с целью выявления и пресечения с использованием системы управления рисками случаев ввоза на территорию Российскую Федерации лекарственных средств, на качество которых неоднократно поступали рекламации.

Разработка и утверждение профилей рисков осуществляется по информации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, и направлена на соблюдение требований законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, а также пресечение вывоза товаров по отдельным внешнеторговым сделкам, осуществление которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации. Осуществляемая разработка и утверждение профилей рисков, по информации Россельхоз-надзора и Роспотребнадзора, направлена на пресечение нарушений при ввозе товаров. На основании технологических карт межведомственного взаимодействия со стороны ФТС России налажен сервис приёма сведений из Банка России.

В последние годы совместная деятельность таможенных и налоговых органов всех уровней становится всё более скоординированной и результативной. Мероприятия, проводимые в тесном взаимодействии (от совместных проверок до заседаний Координационных советов) в существенной мере способствуют лучшему взаимопониманию и выработке единых подходов в работе, направленной на формирование федерального бюджета.

Установлены единые требования к порядку передачи в налоговые органы информации о признаках недостоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц, в соответствии с распоряжением ФТС России № 63-р «О передаче в налоговые органы информации о признаках недостоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц» [9]. За 28

2018 год таможенными органами в налоговые органы передана информация о признаках несоответствия сведений, заявленных в ЕГРЮЛ, в отношении 1930 юридических лиц, при этом в отношении 218 юридических лиц принято решение об исключении из ЕГРЮЛ. Также в рамках реализации единого механизма таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанного на создании и применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации, отчетными материалами по государственному контракту от 25 апреля 2016 г. № 01-01-06/21-77 создан информационный ресурс «Досье субъекта», определяющий порядок информационного взаимодействия между ФТС России и ФНС России, а также перечень видов сведений, которыми обмениваются ФТС России и ФНС России.

Благодаря Электронному досье участников ВЭД, которое входит в состав автоматизированной информационной системы «Центральный реестр субъектов внешнеэкономической деятельности», будет поступать информация в рамках единого механизма от ФНС России. Проведенная гармонизация по объединению информационной базы ФНС с ФТС России. Единая система администрирования налоговых, таможенных и иных фискальных платежей при ввозе и вывозе товаров позволяет ведомствам совмещать потоки информации об импорте и подтверждать нулевую ставку НДС, тем самым упростив таможенное администрирование.

Контроль за транзакциями предприятий осуществляет единая информационная система, являющаяся единым администрированием двух служб. Так как, обе службы рассматривают вопросы о налогообложении и государственной пошлине. Однако из-за разного руководства, администрирования и информационной базы их взаимодействие далеко от идеального. Поэтому при оформлении импорта или экспорта товаров нередко возникают ситуации, когда заинтересованным в возврате НДС лицам приходится проходить множество инстанций, чтобы доказать это право [2].

Также очень часто возникают и противоположные ситуации, когда организации реализуют схемы, так называемого «серого импорта». Это сделки, в которых, помимо конечного покупателя и поставщика, участвуют ещё несколько фирм-посредников. В результате создаются условия, при которых занижается таможенная стоимость товара или он растормаживается не по своему таможенному коду. В результате занижается НДС. В целях предотвращения таких схем в ФНС уже довольно давно работает специальная система АСК НДС-2. Однако она не

позволяет отслеживать весь путь товара до его растаможивания на территории России. Новая система даёт возможность налоговикам отслеживать товар в момент ввоза, поэтому количество таких мошеннических схем сокращается.

Литература

1. Федеральная Таможенная Служба [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://customs.ru/ (дата обращения 24.12.2019 г.).

2. Гайфутдинов В.А., Джураев Д.Р. О некоторых вопросах таможенного контроля товаров, отнесенных к категории опасных грузов. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 3 (71). С. 9-12.

3. Герасимова М.Ю., Горчакова В.С., Ларионова Н.Э. Технические средства таможенного контроля: понятие и роль в таможенном контроле // Форум молодых ученых. 2017. № 6 (10). С. 541-544.

4. Дворецкая Ю.А., Автушенко В.М. Принципы участия аудиторов в процедурах судебно-бухгалтерской экспертизы // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 1. С.

166-169.

5. Ермакова Л.В., Дедова О.В., Мельгуй А.Э. Необходимость судебно-бухгалтерской экспертизы в современных условиях модернизации экономики России // Наука Красноярья. 2016. Т. 5. № 3-3. С. 36-44.

6. Ковалева Н.Н., Сабадашев А. Г. Методологические подходы к организации и проведению судебно-бухгалтерской экспертизы экономического субъекта // Вестник Брянского государственного университета. 2009. № 3. С. 103-110.

7. Матвеева О.П., Мешечкина Р.П., Ледовской Е.Е., Коденко И.А. Таможенный контроль: использование технических средств таможенного контроля на основе применения системы управления рисками. Белгород, 2018.

8. Полещук Т.А., Баженова М.О. Аудит как метод внутреннего финансового контроля в таможенных органах // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 97-100.

9. Попова Л.И. Технологии таможенного контроля. Учебное пособие / Москва, 2019. Сер. 66 Специалист (1-е изд.)

УДК 656.2.003 + 06

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Донченко Елизавета Георгиевна (liza161@bk.ru) Ростовский государственный университет путей сообщения В статье раскрываются условия формирования корпоративного механизма социально-инвестиционного перераспределения, способствующего сближению интересов работников и компании-работодателя в повышении благосостояния и капитализации. В условиях падения доходов населения и практического отсутствия инструментов и стимулов для активизации инвестиционных систем, создание национальных экономических механизмов актуально. Выводы, изложенные в статье, базируются на проведенных исследованиях: инвестиционной системы ОАО «РЖД»; сберегательной активности населения; перспективных и прогрессивных инструментов перераспределения международного и отечественного уровней. Выявлено упущение - отсутствие населения как потенциального инвестора и институционально-инструментарной базы реализации модели Дж. Кейнса Предложен механизм, реализующий макро-идею на микроуровень корпорации, алгоритмизирована диверсификация, сформулированы направления законодательных преобразований для развития механизма корпоративного социально-инвестиционного перераспределения корпоративного уровня.

Ключевые слова: аккумулирование, корпоративный механизм, накопления, социально-инвестиционное перераспределение, трансформация.

Создание национальных экономических механизмов - вопрос актуальный и своевременный в условиях негативной геополитической обстановки [1].

Исследование инвестиционной системы ОАО «РЖД» выявило ряд существенных проблем. Главной, на наш взгляд является упущение в качестве главного инвестора работников компании и населения [2].

Признаки корпорации позволили определить ее полигоном для формирования механизма социально-инвестиционного перераспределения. Разработана модель механизма, обозначены его субъекты (направители накоп-

лений, аккумуляторы и трансформаторы накоплений в инвестиции, получатели инвестиций, гаранты функционирования механизма). Корпоративный механизм преследует цель - аккумулирование накоплений работников компании и населения в корпоративные институты с последующим рациональным корпоративным капиталовложением и справедливым распределением прибыли. Решает задачи: разработки добро-вольно-мотивационного инструментария аккумулирования накоплений; формирования комплекса корпоративных институтов; распределения инвестиционной корпоративной прибыли между участниками инвестиционного перерас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.