Научная статья на тему 'Совершенствование порядка уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в федеральный бюджет Российской Федерации'

Совершенствование порядка уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в федеральный бюджет Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1119
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / CUSTOMS DUTIES / RISK MANAGEMENT SYSTEM / ADVANCE INFORMING / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / CUSTOMS VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучерявенко А.К., Козлова А.С.

В статье рассматриваются механизмы контроля полноты и своевременности перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации, применяемые таможенными органами, а также направления развития порядка уплаты таможенных платежей. Проводится анализ результатов деятельности ФТС России в сфере администрирования таможенных платежей. На основании полученных данных обозначен ряд перспектив в области совершенствования применяемых инструментов, а также предложены конкретные способы достижения поставленных перед таможенными органами целей.The article examines the mechanisms for controlling the completeness and timeliness of transferring customs payments to the Federal budget of the Russian Federation, used by customs authorities, as well as the development of the procedure for paying customs payments. The analysis of the results of the Federal customs service of Russia in the field of customs payment administration is carried out. Based on the data obtained, a few prospects for improving the tools used are outlined, as well as specific ways to achieve the goals set for the customs authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование порядка уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в федеральный бюджет Российской Федерации»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПОСТУПЛЕНИЕМ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.К. Кучерявенко, студент А.С. Козлова, студент

Научный руководитель: О.М. Петрушина, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10478

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы контроля полноты и своевременности перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации, применяемые таможенными органами, а также направления развития порядка уплаты таможенных платежей. Проводится анализ результатов деятельности ФТС России в сфере администрирования таможенных платежей. На основании полученных данных обозначен ряд перспектив в области совершенствования применяемых инструментов, а также предложены конкретные способы достижения поставленных перед таможенными органами целей.

Ключевые слова: таможенные платежи, система управления рисками, предварительное информирование, внешнеэкономическая деятельность, таможенная стоимость.

Таможенные платежи призваны выполнять две основные функции: фискальную и регулятивную. Реализация фискальной функции осуществляется в виде формирования доходной части федерального бюджета за счет уплаченных участниками внешнеэкономической деятельности денежных средств в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Однако, помимо взимания таможенных платежей таможенным органам необходимо осуществлять контроль за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты в целях предотвращения недополучения средств в федеральный бюджет вследствие ошибочных или намеренных дейст-

Данные таблицы 1 свидетельствуют от том, что в 2019 году доля таможенных платежей, несмотря на снижение на 2,8% относительно 2018 года и на 1,9% в сравнении со значением этого же показателя в

вий участников внешнеэкономической деятельности. В условиях нестабильной мировой экономической обстановки это направление деятельности таможенных органов становится особенно актуальным.

Взимание таможенных платежей, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты отнесены к основным функциям таможенных органов в соответствии со ст. 351 Таможенного Кодекса Евразийского экономического Союза. Это обусловлено значимой ролью таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета в Российской Федерации, что подтверждают данные таблицы 1.

2017 году, составляет приблизительно треть от общего объема доходов федерального бюджета как и на протяжении всего исследуемого периода.

Таблица 1. Доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета [3]

Год Доходы федерального бюджета, млрд. руб. Объем таможенных платежей, млрд. руб. Доля таможенных платежей в структуре федерального бюджета, %

2017г. 15088,9 4575,7 30,3

2018г. 19454,4 6063,2 31,2

2019г. 20187,8 5729,1 28,4

Стоит отметить, что таможенные органы имеют определенные успехи в процессе совершенствования системы админист-

Из представленных данных следует, что таможенным органом удалось остановить тенденцию роста задолженности участников внешнеэкономической деятельности по таможенным платежам и пеням при одновременном снижении их взыскиваемо-сти. Так, в 2018 году сумма задолженности по таможенным платежам составила 49,2 млрд. руб., что на 3,1 млрд. руб. больше, чем значение этого показателя в 2017 году, а сумма взысканных средств за этот же период снизилась с 17,7 млрд. руб. в 2017 году до 12,5 млрд рублей в 2018 году, что сигнализировало о снижении эффективности контроля за полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей. Однако, уже в 2019 году показатель суммы задолженности снизился по сравнению с уровнем этого же показателя в предыдущем году практически в два раза, при этом возросла сумма взысканий по таможенным платежам и пеням, аналогично, практически в два раза. Стоит отметить также и то, что объем таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в 2019 году также сократился по отношению к показателю 2018 года, однако, разница между уровнем снижения этого показателя и динамикой увеличения сумм взысканных таможенных платежей и пеней, а также динамикой уменьшения сумм задолженностей по этим категориям позволяет судить о повышении эффективности администрирования таможенных платежей. Тем не менее, очевидно и существование несовершенств в реализации этого направления деятельности таможенных органов, о чем свидетельствует, собствен-

рирования таможенных платежей, о чем может говорить динамика показателей, представленных в таблице 2.

но, наличие задолженностей участников внешнеэкономической деятельности по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет.

Значимым механизмом, обеспечивающим осуществление контроля за поступлением таможенных платежей в бюджет, в том числе, полноту и своевременность их уплаты, является использование системы управления рисками, позволяющей сосредоточить ограниченные ресурсы таможенных органов в областях наибольшей вероятности уклонения от уплаты таможенных платежей или иных правонарушений в таможенной сфере. На сегодняшний день система управления рисками применяется преимущественно для категорирования участников внешнеэкономической деятельности и товаров по трем категориям риска (низкий, средний, высокий). Возможным путем совершенствования применения системы управления рисками является её применение в обнаружении объектов контроля высокого уровня риска с использованием информации о них, полученной путем предварительного информирования. Однако, для этого требуется при-оритезировать предварительное информирование для участников внешнеэкономической деятельности, относящихся к категориям среднего и низкого уровня риска. Это позволит повысить эффективность применения таможенными органами иных инструментов контроля за поступлением таможенных средств в федеральный бюджет за счет уточнения областей, в которых вероятность нарушения таможенного законодательства и международных актов в

Таблица 2. Динамика состояния задолженности и взыскиваемости таможенных платежей и пеней, млрд. руб. [3]_

Показатель 2017г. 2018г. 2019г. 2019г. в % к

2017г. 2018г.

Сумма задолженности, в том числе 46,1 49,2 26,8 58,1 54,5

- по таможенным платежам 28,0 36,1 21,6 77,1 59,8

- по пеням 18,1 18,6 5,2 28,7 28,0

Сумма взысканий, в том числе 17,7 12,5 22,2 125,4 177,6

- по таможенным платежам 14,3 11,4 20,7 144,8 181,6

- по пеням 3,4 1,1 1,5 44,1 136,4

сфере таможенного регулирования наиболее высока, а также снизить время проведения таможенного контроля.

Контроль таможенной стоимости также является немаловажным инструментом администрирования таможенных платежей. Применяемый в рамках корректировки таможенной декларации как до выпуска товаров, так и после него, контроль тамо-

Данные таблицы 3 показывают, что в 2019 году количество корректировок таможенной стоимости вернулось к уровню 2017 года в 183 тысячи, продемонстрировав снижение в 2018 году до 163 тысяч. При этом снизилась сумма средств, дополнительно взысканных в результате этих корректировок с 22,7 млрд. руб. в 2017 году до 20,6 млрд. руб. в отчетном году. Однако, сумма возвращенных из федерального бюджета по решениям судебных органов и результатам ведомственного контроля средств снизилось в 5,6 раз в 2019 году по сравнению с 2017 годом. Иными словами, в 2019 году при том же объеме корректировок таможенной стоимости, что и в 2017 году, в федеральном бюджете осталось на 2,5 млрд. рублей больше. Это свидетельствует об эффективности действий таможенных органов в направлении совершенствования механизма контроля таможенной стоимости. Дальнейшее развитие этого инструмента представляется возможным путем координированного межведомственного воздействия таможенных и налоговых органов, в том числе и в контексте применения системы прослежи-ваемости товаров, развития механизмов предварительного информирования, рас-

женной стоимости представляет собой контроль за правильностью исчисления таможенной стоимости, которая, в свою очередь, является базой для исчисления ряда таможенных платежей. Это обуславливает роль контроля таможенной стоимости в деятельности таможенных органов. Рассмотрим результаты применения этого инструменты, представленные в таблице 3.

ширения базы источников ценовой информации, включения в используемый алгоритм контроля таможенной стоимости этапа анализа рынка, продолжение смещения акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что в целом таможенные органы интенсивно и эффективно осуществляют работу по совершенствованию применяемых порядка уплаты и механизмов контроля за поступлением таможенных платежей в федеральный бюджет, однако, в динамично изменяющемся экономическом пространстве, осуществление этих работ не обладает конечной точкой, а значит всегда существуют перспективы и направления развития используемых инструментов реализации задач государства в целом и таможенных органов в частности. Рассмотренные механизмы являются небольшой частью общего числа таких инструментов, однако предложенные решения позволят таможенным органам реализовы-вать возложенные на них функции эффективнее, повышая при этом уровень доверия к ним у участников внешнеэкономической деятельности и стимулируя экономическое развитие государства.

Таблица 3. Результаты осуществления таможенными органами контроля таможенной

стоимости, мдрд. руб. [3]

Показатель Количество ДТ, в которые были внесены изменения в сведения о таможенной стоимости товаров, тыс. Дополнительно взыскано в федеральный бюджет Возвращено из федерального бюджета по решениям судов и результатам ведомственного контроля.

2017г. 183 22,7 5,6

2018г. 163 20,3 1,6

2019г. 183 20,6 1

Библиографический список

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического Союза (Приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического Союза от 11.04.2017)

2. Игнатов М.И. Администрирование взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №4-2. - С. 101-104.

3. Официальный сайт ФТС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customs.ru/ (дата обращения 25.05.2020)

4. Манушина А.П., Карпинская А.В. О совершенствовании системы администрирования таможенных платежей // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.

- 2019. - №5-1. - С. 147-150.

5. Непарко М.В., Короткова Е.М., Печерская Е.С., Мишукова В.Н. Значение и роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета // Вестник Академии знаний.

- 2020. - №2 (37). - С. 218-223.

6. Гомон И.В., Фоменко А.А. Администрирование уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в федеральный бюджет РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №4-1. - С. 85-89.

7. Филиппов М.И., Мосеенкова А.О., Петрушина О.М. Актуальные вопросы администрирования таможенных платежей // MODERN ECONOMY SUCCESS. - 2019. - №6. -С. 72-76.

8. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гажва В.О., Серова О.А. Современные тенденции администрирования таможенных платежей в федеральный бюджет России // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - №2 (50). - С. 51-55.

IMPROVING THE PROCEDURE FOR PAYING CUSTOMS DUTIES AND CONTROLLING THEIR RECEIPT TO THE FEDERAL BUDGET OF THE

RUSSIAN FEDERATION

A.K. Kucheryavenko, Student A.S. Kozlova, Student

Supervisor: O.M. Petrushina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)

Abstract. The article examines the mechanisms for controlling the completeness and timeliness of transferring customs payments to the Federal budget of the Russian Federation, used by customs authorities, as well as the development of the procedure for paying customs payments. The analysis of the results of the Federal customs service of Russia in the field of customs payment administration is carried out. Based on the data obtained, a few prospects for improving the tools used are outlined, as well as specific ways to achieve the goals set for the customs authorities.

Keywords: customs duties, risk management system, advance informing, foreign economic activity, customs value.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.