С.А. Агамагомедова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета
S. A. Agamagomedova,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of State Legal Disciplines of the Penza State University [email protected]
DOI:
таможенный контроль I
как административно-правовое средство §
защиты гражданских прав *
§
Аннотация: в статье рассматривается таможенный контроль в качестве К
средства административно-правовой природы для защиты гражданских прав не- ^
властных участников таможенных отношений. Выделены аспекты соотношения Й
частноправовых и публично-правовых интересов при регламентации и реализации |
таможенного контроля. Выделена защитная функция таможенного контроля при- С
менительно к контролю за перемещением товаров, содержащих объекты интеллек- Ц
туальной собственности. Сделан вывод о том, что таможенный контроль товаров, Ц содержащих объекты интеллектуальной собственности, в совокупности с административной юрисдикцией таможенных органов призваны не только защищать
гражданские права, но и стимулировать экономическую активность хозяйствующих § субъектов. Обозначена роль таможенного контроля не только в защите гражданских
прав, но и в обеспечении равенства доступа к данным правам на единой евразийской .о
экономической территории. Й
о
Ключевые слова: таможенный контроль, гражданские права, экономическая §
деятельность, объекты интеллектуальной собственности, контрольно-надзорная ц деятельность, внешнеэкономическая деятельность, публичная власть.
х
л
customs control as an administrative |
and legal means of protecting civil rights i
Abstract: in the article, customs control is considered as a means of administrative and legal nature to protect the civil rights ofnon-powerful participants in customs relations. Aspects of the correlation of private law and public law interests in the regulation and implementation of customs control are highlighted. The protective function of customs control is singled out in relation to the control over the movement of goods containing objects of intellectual property. It is concluded that the customs control of goods containing objects Q of intellectual property in conjunction with the administrative jurisdiction of the customs Q authorities are designed not only to protect civil rights, but also to stimulate the economic | activity of business entities. The role of customs control is outlined not only in the protection g of civil rights, but also in ensuring equal access to these rights in the common Eurasian | economic territory. o
Keywords: customs control, civil rights, economic activity, objects of intellectual property, control and supervision activities, foreign economic activity, public authority.
137
В современных условиях перманентного реформирования контрольно-надзорных механизмов государства во всех сферах общественных отношений представляет интерес научное позиционирование государственного контроля и надзора в качестве административно-правовых средств защиты гражданских прав личности. Подобный подход имеет место в рамках обоснования реализации контрольно-надзорной деятельности не только в экономической сфере. Однако именно при государственном контроле и надзоре за осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности защитная функция рассматриваемых управленческих форм закономерна и особенно показательна. Одним из направлений контрольно-надзорной деятельности органов публичной власти выступает таможенный контроль, который в действующем законодательстве определяется, с одной стороны, в качестве совокупности совершае-„о мых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения законодательства (подп. 41 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК а ЕАЭС)) [1], с другой стороны, в качестве управленческой функции, § включающей в себя функции по контролю и надзору в области тамо-§ женного дела (п. 1 Положения о Федеральной таможенной службе) [2]. 2 Контрольная функция государства по своей конституционно-^ правовой природе производна от его организующего и регулирующего — воздействия на общественные отношения, в том числе в сфере граж-§ данского оборота [3]. К выделенным Конституционным Судом РФ 5 разновидностям воздействия следует добавить и защитное воздей-§ ствие, в рамках которого государственный контроль и надзор, его ^ отдельные виды и уровни призваны должным образом обеспечить и в необходимых случаях защитить в том числе гражданские права о и интересы участников общественных отношений. ^ При этом ученые констатируют тот факт, что в науке отечественен ного административного права контрольно-надзорные механизмы, а также тесно связанный с ними институт административной от-138 ветственности практически не рассматривались в качестве админи-^ стративно-правовых способов защиты гражданских прав субъектов СЧ предпринимательской деятельности. Эти механизмы и институты, как ® правило, позиционируются в качестве средств государственно-при-^ нудительного воздействия в отношении физических и юридических лиц, а не в качестве средств защиты их прав [4, с. 8].
Таможенная сфера исторически уникальным образом сочетает в себе аспекты содействия экономическому взаимодействию и обеспечения безопасности. Внешнеэкономическая деятельность вы-
ступает разновидностью, составляющей экономических отношений. В контексте понимания таможенного контроля в качестве административного механизма воздействия на экономические отношения приобретает особую значимость вывод о том, что регулирование общественных отношений, возникающих при перемещении товаров через таможенную границу, невозможно при использовании только
императивного метода, поскольку ряду правоотношений необходим |
метод гражданско-правового регулирования [5, с. 25]. |
В соответствии с действующим таможенным законодательством |
интеграционного уровня понятия гражданского законодательства ®
и других отраслей законодательства, используемые в ТК ЕАЭС, при- О
"о
меняются в каждом из государств-членов в том значении, в котором §
они используются в соответствующих отраслях законодательства 5
государства-члена, если иное не установлено ТК ЕАЭС (п. 6 ст. 2 £
ТК ЕАЭС) [1]. При этом использование административно-правового |
ресурса таможенного контроля неразрывно связано с реализацией, о
обеспечением и защитой гражданских прав невластных участников О
таможенных отношений. С этой точки зрения представляет интерес |
характеристика государственного контроля и надзора в сфере предпри- .а
нимательской деятельности с позиции реализации административного |
порядка защиты и восстановления гражданских прав хозяйствующих |
субъектов [4, с. 9]. ■§
При этом подобный защитный характер контрольно-надзор- о
ной деятельности таможенных органов можно наглядно показать °
на примере таможенного контроля товаров, содержащих объекты |
интеллектуальной собственности. Нами в публикациях предыдущих 3
лет обращалось внимание на соотношение административно-право- ■5
вых и гражданско-правовых методов защиты исключительных прав £
на объекты интеллектуальной собственности [6]. Эффективность |
и действенность административно-правовых средств воздействия §
на сферу гражданских прав отмечают ведущие специалисты в обла- 5
ц 03
сти интеллектуальной собственности. Так, применительно к защите
авторских и смежных прав А.П. Сергеев справедливо полагает, что, 139
несмотря на гражданско-правовую защиту подобных гражданских п
прав как основную, публично-правовые меры борьбы с правонаруше- ь
ниями в данной области в определенных случаях оказываются более 5
действенными средствами воздействия на нарушителей. Авторы видят |
основные преимущества применения некоторых административных |
санкций за нарушения авторских и смежных прав в простоте их реа- °
лизации, возможности оперативного реагирования на них со стороны 01 государственных органов [7, с. 390].
Полагаем, что таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также административная юрисдикция таможенных органов в рамках обеспечения исключительных прав правообладателей призваны не только защитить данные гражданские права, но и стимулировать экономическую активность авторов и иных правообладателей, что в условиях экономического кризиса особенно актуально.
Применительно к таможенному контролю в целом следует отдельно отметить важность обеспечения и защиты прав экономических субъектов с точки зрения конкурентного пространства ЕАЭС. Нами обращалось внимание на данный аспект позиционирования таможенного контроля, выступающего в условиях экономической интеграции в качестве важного фактора формирования конкурентной среды развивающегося евразийского рынка товаров [8]. „о В условиях экономической интеграции и формирования единого экономического пространства ЕАЭС возникает еще один аспект регламентации и осуществления таможенного контроля. Речь идет № не только о защите и обеспечении гражданских прав невластных § субъектов таможенных отношений посредством контрольно-над-§ зорных механизмов, но и о реализации равной защиты данных 2 прав, об одинаковом доступе невластных субъектов к полноценному ^ пользованию своими экономическими правами и свободами. Только — в таких условиях можно говорить об оптимизации вмешательства § публичной власти в регулирование экономических отношений и ре-5 альном обеспечении принципа равенства экономических субъектов § на евразийской территории, реализации свободы движения товаров ^ как одной из базовых целей экономического сближения государств на территории постсоветского пространства. Примером может о служить институт уполномоченного экономического оператора,
со
^ административно-правовой статус которого позволяет пользоваться С специальными упрощениями при совершении таможенных операций и прохождении таможенного контроля и отражает определенную активность, инициативность участников внешнеэкономической ^ деятельности, в том числе и в отношении пользования своими (V экономическими правами. В современных условиях регуляция ® рассматриваемого института постепенно переходит на наднаци-^ ональный уровень и отходит от принципа резидентства. В этом смысле таможенный контроль закономерно выступает средством административно-правовой природы, позволяющим экономическим субъектам на равных условиях пользоваться своими гражданскими правами, реализовывать и защищать их.
140
На основе проведенного анализа можно согласиться с положением о том, что деятельность органов исполнительной власти помимо публично-правовых целей (правоохранительных, контролирующих, фискальных, учетных), направлена также на обеспечение реализации гражданских прав невластных субъектов [4, с. 5]. При этом подобная цель обуславливает связанность таких направлений деятельности государственных органов, как контрольно-надзорное и юрисдикционное, |
о
в административно-процедурном единстве которых юрисдикционное | выполняет дополнительную, вспомогательную роль и выступает воз- з можным, но не обязательным этапом подобной защиты. ®
о |
о
Список литературы: §
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (в ред. 5 от 29 мая 2019 г.) (приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе 5 Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского г экономического союза. - URL: http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017. £
2. Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, а внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской £ Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных о положений некоторых актов Правительства Российской Федерации : по- .а становление Правительства РФ от 23 апреля 2021 г. № 636 // Собр. дательства Рос. Федерации. - 2021. - № 18, ст. 3146. о
3. По делу о проверке конституционности положений абзаца четыр- а надцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О защите £ прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведе- -н нии государственного контроля (надзора)» в связи с жалобой гражданина 2
B.В. Михайлова : постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля £ 2008 г. № 10-П // Рос. газ. - 2008. - 1 авг. §
4. Корякина, К.Г. Административно-правовое обеспечение реализации -3 и защиты гражданских прав в сфере предпринимательской деятельности : £ автореф. дис. ... канд. юрид. наук / К.Г. Корякина. - Н. Новгород, 2021. - 32 с. |
5. Власенко, Д.С. Совершенствование административно-правового регулирования таможенного контроля как инструмента обеспечения экономической безопасности Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Д.С. Власенко. - Люберцы, 2019. - 223 с.
6. Агамагомедова, С. А. Соотношение административной и граж- 141 данской ответственности за незаконное использование товарного знака /
C. А. Агамагомедова // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2016. - № 2. - С. 19-26.
8. Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации : учебник / А. П. Сергеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Велби : Проспект, 2004. - 752 с.
9. Агамагомедова, С.А. Таможенный контроль как фактор формирования конкурентной среды Евразийского экономического союза / С.А. Агамагомедова // Конкурентное право. - 2020. - № 4. - С. 26-30.
§ а
о
г |£