ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ:
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
А.М. Цымбалова, студент
Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-3-141-143
Аннотация. В настоящей статье рассматривается таможенный досмотр как инструмент выявления и предупреждения нарушений закона. Анализируются недостатки данной процедуры и предлагается направление развитие таможенного досмотра в рамках существующей Стратегии развития таможенной службы до 2030 года (Стратегии-2030).
Ключевые слова: результативность, товары, транспортные средства, таможенный контроль; таможенный досмотр.
Особую актуальность на сегодняшний день приобретает анализ современных проблем таможенного досмотра товаров и транспортных средств. Как отмечает в своей публикации П.А. Паулов: «Таможенный контроль, безусловно, важная правовая категория. Осуществление грамотной процедуры таможенного контроля - одна из основных задач таможенных органов. Можно сказать, что от эффективности таможенного контроля, во многом, зависит и эффективность экономики в целом. Тем самым, по мнению некоторых ученых, таможенный контроль - достаточно сложная правовая категория, связанная с моделированием» [7].
Таможенный досмотр - действия, связанные с подсчетом, измерением, проверкой соответствия товаров сведениям, содержащимся в представленных документах, вскрытием упаковки товаров, транспортных средств, их грузовых отделений и других мест, повреждением их таможенных пломб и иных средств проверки, демонтажа и другим нарушением целостности проверяемых объектов и других частей.
Письмо ФТС России от 06.02.2020 № 01-11/06458 «О направлении рекомендаций» [2] детально описывает механизм проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств в РФ, поэтому упуская терминологический аппарат исследования, перейдем сразу к актуальной
информации по проведению таможенного досмотра товаров и транспортных средств в нашей стране.
Практическая деятельность по проведению таможенного контроля в форме таможенного досмотра показывает, что выявлению административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела, чаще всего способствует именно таможенный досмотр [8]. Так, согласно данным, представленным в итоговом отчете о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России, доля эффективных таможенных проверок увеличилась с 27,8% в 2018 году до 28,2% в 2019 году. В 2019 году в рамках системы управления рисками были проведены таможенные проверки 2,4% отгрузок (в 2018 году -1,8%) с использованием процедуры декларирования товаров. Доля импортных грузов, в отношении которых в 2019 г. был проведен таможенный досмотр, составила 3,5% (в 2018 г. - 2,6%) [5]. В тоже время стоит отметить, что в 2020 году ужесточился и контроль со стороны таможни в отношении всех экспресс-перевозчиков, число назначаемых досмотров увеличилось десятикратно. Ситуацию осложняет взаимодействие информационной системы ФТС с базой данных МВД - приходится запрашивать дополнительные сканы паспортных данных. В результате таможня обрабатывает международные посылки дольше обычного.
Во время пандемии был организован «зеленый коридор» для товаров первой необходимости: продуктов питания и медицинских изделий. Такая продукция оформляется таможенными органами в первоочередном порядке.
В рамках введенных временных ограничений на вывоз отдельных товаров (запрет действовал с 5 апреля по 30 сентября) таможенные органы предотвратили незаконный вывоз более 356 тонн средств индивидуальной защиты: масок, респираторов, дезинфицирующих средств и других товаров.
Благодаря межведомственному взаимодействию в кратчайшие сроки была организована передача в медучреждения конфискованной в связи с незаконным вывозом продукции. Например, на Дальнем Востоке и на Урале было безвозмездно передано свыше 2 млн. масок, перчаток, бахил, защитных костюмов [6].
Существующие сегодня пункты пропуска в пиковые моменты не справляются с растущим потоком транспорта, а их технические возможности заметно отстают от современных требований. В связи с этим контроль затягивается по времени, грузы простаивают в «пробке» на границе. Кроме того, физически проверить весь транспортный поток без специального оборудования не представляется возможным. Возникают риски провоза контрабанды, кон-трафакта, испорченных, запрещенных товаров, опасных грузов. Все это в конечном
итоге ведет к финансовым потерям для бюджета, создает угрозы для безопасности внутреннего рынка и здоровья граждан страны.
Среди актуальных проблем эффективности таможенного контроля товаров и транспортных средств, следует отметить следующие: уровень коррупции, низкая квалифицированность кадров таможенной службы, низкий уровень технического оснащения на местах и др. Заложенная в Стратегии-2030 концепция «интеллектуального» пункта пропуска позволит оптимизировать операции в них и разрубить этот гордиев узел. «Искусственный интеллект» призван обрабатывать большие объемы данных без многочисленных приборов и практически без участия таможенных инспекторов. Функциями досмотра наделят специальные рабочие группы, ориентированные на рисковые поставки. Порядка 90% таможенных рисков будут выявляться в автоматическом режиме. Считаем, что при поддержке Минфина России, Минтранса России, ФСБ России, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, Ро-странснадзора и коллег из иных министерств и ведомств можно создать в России первый работающий прототип «интеллектуального» пункта пропуска уже в 2024 году. Его появление наиболее вероятно на европейском направлении - в СевероЗападном регионе. Также рассматриваем вариант модернизации одного из пунктов пропуска с Китаем на Дальнем Востоке.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 г. № 1388-р «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 22. - Ст. 3572.
2. Письмо ФТС России от 06.02.2020 № 01-11/06458 «О направлении рекомендаций». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/20p06458/ (дата обращения: 02.02.2021 г.).
3. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 г. № 260 (ред. от 17.04.2018 г.) «О формах таможенных документов» (вместе с «Порядком заполнения формы предварительного решения по классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза», «Порядком выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями», «Порядком выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями») // Таможенный вестник. - 2010. - № 15. - авг.
4. Демичев А.А. Основы таможенного дела: учебное пособие / А.А. Демичев, А С. Логинова. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2017. - 188 с.
5. Основные результаты деятельности ФТС России в 2019 году, в том числе в разрезе Публичной декларации целей и задач Федеральной таможенной службы на 2019 год. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/229693 (дата обращения: 02.02.2021 г.).
6. Основные итоги деятельности ФТС за 11 месяцев 2020 года. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.tks.ru/news/nearby/2020/12/25/0014 (дата обращения: 02.02.2021 г.).
7. Паулов П.А. К вопросу о личном таможенном досмотре как форме таможенного контроля // Актуальные проблемы правоведения. - 2014. - №3-4 (43-44). - С. 76-79.
8. Славская А.С. Содержание и порядок проведения таможенного досмотра / А.С. Славская, А.А. Сорокина // Символ науки: международный научный журнал. - 2015.
- № 12-2. - С. 103-105.
9. Тонких Ю.А. Особенности нормативно-правового регулирования и технология действий должностных лиц при организации и проведении таможенного досмотра // Научная гипотеза. - 2017. - № 4. - С. 77-83.
CUSTOMS CLEARANCE OF GOODS AND VEHICLES: MODERN PROBLEMS
A.M. Tsymbalova, Student
Supervisor: P.A. Paulov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. This article examines customs inspection as a tool for detecting and preventing violations of the law. The disadvantages of this procedure are analyzed and the direction of the development of customs inspection within the framework of the existing Strategy of development of customs service until 2030 (Strategy-2030) is offered.
Keywords: effectiveness; goods; vehicles; customs control; customs inspection.