Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ'

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможня / таможенные органы / органы исполнительной власти / правовой статус / таможенное законодательство / customs / customs authorities / executive authorities / legal status / customs legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А М. Мамасаидов

В статье исследовано роль таможенных органов Кыргызской Республики в системе органов исполнительной власти. В ходе исследования автор определил основные функции Государственной таможенной службы Кыргызской Республики в обеспечении национальной безопасности, включая экономическую, пограничную и экологическую безопасность. Кроме того, в статье обозначены основные направления дальнейшего совершенствования и реформирования системы таможенных органов. Автор дал ряд рекомендаций по усилению таможенного контроля на государственной границе Кыргызской Республики, совершенствованию взаимодействия таможенной службы с другими правоохранительными и контрольными государственными органами, повышению эффективности борьбы с контрабандой и другими таможенными правонарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS BODIES OF THE KYRGYZ REPUBLIC IN THE SYSTEM OF EXECUTIVE POWER BODIES

The article examines the role of the customs authorities of the Kyrgyz Republic in the system of executive authorities. During the study, the author identified the main functions of the State Customs Service of the Kyrgyz Republic in ensuring national security, including economic, border and environmental security. In addition, the article outlines the main directions for further improvement and reform of the customs system. The author made a number of recommendations to strengthen customs control at the state border of the Kyrgyz Republic, improve the interaction of the customs service with other law enforcement and control government agencies, and increase the effectiveness of the fight against smuggling and other customs offenses.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

А.М. Мамасаидов, канд. юрид. наук, соискатель Национальная академия наук Кыргызской Республики (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-3-80-85

Аннотация. В статье исследовано роль таможенных органов Кыргызской Республики в системе органов исполнительной власти. В ходе исследования автор определил основные функции Государственной таможенной службы Кыргызской Республики в обеспечении национальной безопасности, включая экономическую, пограничную и экологическую безопасность. Кроме того, в статье обозначены основные направления дальнейшего совершенствования и реформирования системы таможенных органов. Автор дал ряд рекомендаций по усилению таможенного контроля на государственной границе Кыргызской Республики, совершенствованию взаимодействия таможенной службы с другими правоохранительными и контрольными государственными органами, повышению эффективности борьбы с контрабандой и другими таможенными правонарушениями.

Ключевые слова: таможня, таможенные органы, органы исполнительной власти, правовой статус, таможенное законодательство.

В условиях административных и экономических реформ одной из основных задач концепции экономического развития Кыргызской Республики является создание системы таможенных органов, способной обеспечить наиболее эффективное и результативное взаимодействие в системе исполнительной власти. Сложное условие решения данной проблемы обусловлено отсутствием эффективных таможенных органов в системе исполнительной власти Кыргызской Республики. Потому что это связано с фрагментацией основных задач и функций таможенных органов. Именно поэтому правовая доктрина не выработала единого четкого определения понятия «таможенный орган».

Б.Н. Габричидзе определяют таможенные органы как органы исполнительной власти, являющиеся по своему характеру правоохранительными, действующие от имени государства и наделенные правом применять государственное принуждение. Они выполняют свои задачи и функции в сфере таможенного дела и других, связанных с ним, областях управления с помощью присущих им форм и методов этой деятельности» [1, с. 24].

О.Ю. Бакаева приводит следующее определение таможенного органа: «Таможенный орган представляет собой государственный орган, наделенный специальной компетенцией, осуществляющий функции контроля и надзора в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли», «контрольно-надзорные функции таможенных органов охватывают их правоприменительную деятельность, включая финансовую и правоохранительную» [2, с. 21].

Данное определение не указывает на принадлежность таможенных органов к системе исполнительной власти, однако утверждение контрольно-мониторинговых функций в условиях административной реформы напрямую определяет характер нахождения этих органов в уполномоченной системе государственной службы. При этом, несмотря на различные определения, приведенные выше, следует отметить, что законодателем до сих пор не выработано единое определение понятия «таможенный орган».

Согласно Закону Кыргызской Республики «О таможенном регулировании» от 24 апреля 2019 года № 52 таможенный ор-

ган характеризуется как вид уполномоченной государственной службы в сфере таможенного дела и орган, подведомственный Кабинету Министров Кыргызской Республики [3].

Для определения места таможенных органов и их конституционно-правового статуса в системе органов исполнительной власти необходимо выделить основные особенности их правового статуса.

В ныне действующем Законе Кыргызской Республики «О таможенном регулировании» дается понятие лишь органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. В то же время понятие таможенного органа в данном акте отсутствует.

Далее необходимо более подробно охарактеризовать особенности правового статуса таможенных органов.

Таможенные органы осуществляют специфическую деятельность в государстве, а именно таможенное регулирование. Таможенное регулирование в Кыргызской Республике заключается в установлении порядка и правил таможенного регулирования в соответствии с законодательством Евразийского экономического союза и законодательством Кыргызской Республики.

Меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами на территории Кыргызской Республики, предусмотрены актами таможенных органов, принимаемыми в соответствии с международными договорами, образующими нормативно-правовую базу Евразийского экономического союза. Полномочия Кабинета Министров Кыргызской Республики в этом направлении напрямую связаны с вопросами таможенного регулирования.

В Кыргызской Республике Государственная таможенная служба при Министерстве финансов Кыргызской Республики выполняет функции уполномоченного государственного органа в области таможенного дела и непосредственного управления таможенным делом.

Государственная таможенная служба при Министерстве финансов Кыргызской Республики является государственным органом исполнительной власти Кыргызской

Республики, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Кыргызской Республике и обладающим функциями уполномоченного государственного органа в сфере таможенного дела и статусом военизированного правоохранительного органа [4].

Таможенные органы - органы исполнительной власти Кыргызской Республики, осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность [5, с. 87]. Исполнительно-распорядительная деятельность таможенных органов проявляется и осуществляется в сфере перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, валютного контроля, взимания таможенных платежей, таможенного оформления и контроля, борьбы с контрабандой, нарушением таможенных правил и другие. При реализации вышеуказанных направлений таможенные органы выполняют роль распорядительной и исполнительной функции. Их управленческая работа тесно связана с организационной работой. Оба эти вида деятельности тесно связаны друг с другом и вместе образуют единое целое.

Функции, выполняемые таможенными органами, проявляются в разных формах. Многообразие обязанностей и функций таможенных органов определяет разнообразие форм их работы. К таможенным органам Кыргызской Республики относятся Государственная таможенная служба, региональные таможенные управления, таможни, иные ведомственные подразделения уполномоченного государственного органа в области таможенного дела, таможенные посты.

Правовой статус таможенных органов и их сотрудников регулируется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, Законом Кыргызской Республики «О таможенном регулировании», Законом Кыргызской Республики «О прохождении службы в таможенных органах Кыргызской Республики», Положением о государственной таможенной служба при Министерстве финансов КР и другие нормативно-правовые акты.

Компетенция конкретных таможенных органов выполнять конкретные задачи, со-

вершать отдельные таможенные операции, а также объем работы таможенных органов определяется Государственной таможенной службой Кыргызской Республики.

Отношения между таможенными органами характеризуются подчиненными организационными связями и в целом образуют органически взаимосвязанную и единую, относительно обособленную систему таможенных органов, действующих в определенной сфере, например, таможне. Реализация новой таможенной политики страны и создание Таможенного союза более сложны для исполнительной власти, способной одновременно разрабатывать стратегию развития таможенной работы, таможенно-правового регулирования

внешнеэкономических связей, защиты экономические интересы и безопасность страны, а также непосредственное внедрение механизмов таможенного сектора потребовали создания сетевой, многоуровневой системы.

Система таможенных органов направлена на обеспечение высокого уровня контроля со стороны таможенных органов, соответствует структуре и характеру внешнеэкономической деятельности, имеет механизмы адаптации к изменяющимся внешним условиям.

Важнейшей задачей организации таможенной работы является выбор оптимальной системы таможенных органов, а также определение эффективных и рациональных форм и методов их работы и взаимодействия с другими государственными органами.

Обязанности и функции Государственной таможенной службы Кыргызской Республики определяют внутреннюю структуру этого органа исполнительной власти, а организационная структура таможенной службы включает руководство Государственной таможенной службы и аппарат таможенной службы.

В целях реализации обязанностей и функций таможенных органов созданы ведомственные таможенные органы, государственные предприятия и самостоятельные подразделения, определенные в схеме управления структурой Государственной таможенной службы Кыргызской Респуб-

лики, на которые возлагается осуществление прямых функции основного направления. В ряде случаев руководство Государственной таможенной службы Кыргызской Республики вправе самостоятельно решать отдельные вопросы таможенного управления в пределах своей компетенции и определять конкретное содержание работы региональных таможенных органов. Штатная единица сотрудников Государственной таможенной службы Кыргызской Республики определяется и утверждаются Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Следующим институтом в системе таможенных органов является таможня. Прежде всего, этот термин включает в себя всю таможенную систему в широком смысле, поскольку это общее понятие дает название всему сложному и многогранному явлению, которым является «таможенная работа», «таможенное право».

В основном под термином «таможня» понимается орган исполнительной власти Кыргызской Республики, входящий в единую систему таможенных органов Кыргызской Республики и осуществляющий деятельность под общим руководством Государственной таможенной службы.

Таможенные органы обязаны непосредственно решать основную часть задач в сфере таможенного дела. По классификации таможни делятся на несколько категорий:

- по месту расположения - все таможни можно разделить на пограничные и внутренние. Пограничные таможни располагаются в местах пересечения таможенной границы автомобильными дорогами, а также в аэропортах. Указанные таможенные органы осуществляют основное таможенное оформление только товаров, находящихся на территории их деятельности, получателя или отправителя, в остальных случаях фиксируют прохождение товаров и организуют начало процесса доставки на внутреннюю таможню;

Внутренние таможни выполняют основную часть работы по различным формам таможенного контроля: таможенно-личному досмотру, проверке документов, проверке финансово-хозяйственной дея-

тельности предприятий внешнеэкономической деятельности.

- в зависимости от харектера оформляемых товаров и выполнения других функций таможня можно разделить на универсальные и специализированные. Универсальные таможни осуществляют таможенные процедуры для всех товаров, подлежащих таможенному оформлению в зоне своей деятельности. Специализированные таможни занимаются выполнением наиболее сложных видов таможенных работ и проводят таможенные работы в особых условиях.

Присвоение специальной компетенции конкретному таможенному органу осуществляется приказом Государственной таможенной службы Кыргызской Республики.

Таможня - правоохранительный орган. Таможня является юридическим лицом, которое имеет право самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность и выполнять обязанности государственного заказчика, а также имеет право распоряжаться закрепленным за ней государственным имуществом.

Следующим институтом системы таможенных органов Кыргызской Республики является таможенный пост. Таможенные посты расположены как низшее звено таможенной системы. Таможенный пост -это линейный участок таможенной системы, с которого начинается осуществление таможенной работы по всей технологической цепочке.

Таможенные посты выполняют функции, аналогичные таможенным органам, и создаются там, где нецелесообразно создание таможенных органов в зависимости от объема внешнеэкономической деятельности.

Как правило, основная часть таможенных постов подчинена таможне, но ряд постов может быть подчинен непосредственно Государственной таможенной службе Кыргызской Республики.

В целях обеспечения работы таможенных органов Государственная таможенная служба Кыргызской Республики также создает некоммерческие организации в виде учреждений, выполняющих социально-

культурные и иные функции, возложенные на таможенные органы законодательством Кыргызской Республики.

Таможенные органы являются правоохранительными органами. Правоохранительный характер работы этих органов во многом обусловлен тем, что они выполняют все основные обязанности и полномочия в области таможенного дела с учетом требований, предъявляемых таможенными органами.

Очевидно, что приоритетной задачей таможенных органов является обеспечение экономической безопасности Кыргызской Республики. В то же время таможенную службу можно рассматривать как субъект государственной власти, который участвует в процессе осуществления своих полномочий и других видов безопасности: пограничной, экологической, финансовой, радиационной, военной и др.

Таможенные органы по правовому статусу являются военными и правоохранительными органами, т.е. принадлежит силам национальной безопасности. Анализ компетенции таможенных служб показывает, что их участие в обеспечении национальной безопасности с каждым годом становится все более очевидным, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, политическими и экономическими проблемами, возникающими как внутри страны, так и на международном уровне, в результате чего возникают новые угрозы для развития личности, общества и состояние, и возникновение рисков.

Такая важная функция таможенных служб, как участие в осуществлении экспортного контроля, направлена на обеспечение международной и национальной безопасности, противодействие международному терроризму. Таможенные органы контролируют соблюдение порядка разрешения на перевозку через таможенную границу оружия массового поражения, средств его доставки, товаров и технологий, которые могут быть использованы при производстве оружия и других видов военной техники.

Основные виды деятельности Государственной таможенной службы Кыргызской

Республики в сфере обеспечения экономической безопасности являются наиболее эффективными инструментами развития системы таможенного контроля. Одним из основных направлений деятельности государства в сфере экономической безопасности является совершенствование приграничного механизма перемещения товаров и транспортных средств, а также дальнейшее совершенствование правоохранительной работы таможенных органов в рамках единого государственного механизм противодействия угрозам национальной безопасности.

В пунктах пропуска через Государственную границу Кыргызской Республики таможенные органы участвуют в эффективном обеспечении пограничной безопасности.

Недостатками обеспечения пограничной безопасности являются отсутствие таможенных пунктов пропуска, позволяющих осуществлять таможенный контроль на всех участках границы, а также плохое техническое оснащение границы.

Предотвращение незаконной перевозки запрещенных и опасных товаров непосредственно через государственную границу позволяет минимизировать риски, связанные с попаданием этих товаров на территорию страны, и предотвратить негативные последствия их распространения. Именно поэтому в концепции развития таможенных органов необходимость обеспечения безопасности на Государственной границе Кыргызской Республики должна быть определена как важное направление их работы.

Еще одним важным направлением работы таможенных органов является обеспечение экологической безопасности. В основном эта работа осуществляется, прежде всего, посредством контроля и мониторинга трансграничной перевозки опасных отходов.

Осуществляя таможенный контроль в сфере обеспечения экологической безопасности, таможенные органы обязаны выявлять и предотвращать незаконную перевозку делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов через таможенную границу Кыргызской Республики, обеспечивая тем самым радиационную безопасность.

Таким образом, можно сделать вывод, что обязанности таможенной службы по обеспечению национальной безопасности, в том числе экономической, экологической и пограничной безопасности в государстве, достаточно обширны и многогранны. Таможенные органы в первую очередь призваны защищать экономические интересы государства. Защита экономической безопасности государства является одной из основных целей деятельности таможенных органов на протяжении всей истории таможенной службы.

Необходимо продолжить дальнейшее совершенствование и реформирование системы таможенных органов. Необходимо увеличить объемы таможенного контроля на государственной границе Кыргызской Республики, более скоординированные действия с другими правоохранительными и контрольными органами, эффективность борьбы с контрабандой и другими тамо-

женными правонарушениями.

Библиографический список

1. Габричидзе Б.Н., Суслов Н.А. Таможенные органы Российской Федерации: правовой статус и пути его совершенствования // Государство и право. - 1995. - № 3. - С. 24.

2. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование // Под ред. Н.И. Химичевой. - М., 2005. - С. 13, 21.

3. Закон Кыргызской Республики «О таможенном регулировании» от 24 апреля 2019 года № 52.

4. Положение о Государственной таможенной службе при Министерстве финансов Кыргызской Республики. Утвержден постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 10 декабря 2021 года № 302.

5. Шерипов Н.Т. Административное право Кыргызской Республики. Учебник. -Бишкек, 2016. - С. 87.

CUSTOMS BODIES OF THE KYRGYZ REPUBLIC IN THE SYSTEM OF EXECUTIVE

POWER BODIES.

A.M. Mamasaidov, Candidate of Legal Sciences, Applicant National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article examines the role of the customs authorities of the Kyrgyz Republic in the system of executive authorities. During the study, the author identified the main functions of the State Customs Service of the Kyrgyz Republic in ensuring national security, including economic, border and environmental security. In addition, the article outlines the main directions for further improvement and reform of the customs system. The author made a number of recommendations to strengthen customs control at the state border of the Kyrgyz Republic, improve the interaction of the customs service with other law enforcement and control government agencies, and increase the effectiveness of the fight against smuggling and other customs offenses.

Keywords: customs, customs authorities, executive authorities, legal status, customs legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.