Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ КАК ФАКТОР ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ'

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ КАК ФАКТОР ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
таможенно-тарифное регулирование / особые экономические зоны / иностранные инвестиции / таможенные и налоговые льготы / инвестиционное развитие / customs and tariff regulation / special economic zones / foreign investments / customs and tax benefits / investment development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.Р .Ахмедзянов, Д.О. Федосов

Особые экономические зоны созданы и действуют на территории Российской Федерации. Это хороший источник для привлечения инвестиций. Создание особых экономических зон стимулирует рост деловой активности, а также повышает конкурентоспособность страны на мировом рынке. Изучение международного опыта функционирования экономических систем показало наличие комплекса эффективных механизмов, направленных на решение задач, связанных с дифференциацией социально-экономического развития территорий, повышением конкурентоспособности национальных экономик и инвестиционной привлекательности. экономических секторов. При этом наиболее эффективным механизмом можно назвать использование преимуществ территориальных «точек роста», представляющих собой территории с особым экономическим статусом. В статье проведен анализ функционирования особых экономических зон. Показана роль иностранных инвестиции в социально-экономическом развитии регионов. На основании проведенного анализа выявлены проблемы привлечения иностранных инвестиций и предложены меры по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS REGULATION IN SPECIAL ECONOMIC ZONES AS A FACTOR IN INVESTMENT DEVELOPMEN

Special economic zones have been created and operate on the territory of the Russian Federation. This is a good source for attracting investment. The creation of special economic zones stimulates the growth of business activity, as well as increases the country's competitiveness in the world market. The study of international experience in the functioning of economic systems has shown the existence of a complex of effective mechanisms aimed at solving problems related to the differentiation of socio-economic development of territories, increasing the competitiveness of national economies and investment attractiveness. economic sectors. At the same time, the most effective mechanism can be called the use of the advantages of territorial "growth points", which are territories with a special economic status. The article analyzes the functioning of special economic zones. The role of foreign investment in the socio-economic development of the regions is shown. Based on the analysis, the problems of attracting foreign investments are identified and measures to eliminate them are proposed.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ КАК ФАКТОР ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

6. Макконелл, Кэмпбелл Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. [Текст] / Р. Кэмпбелл Макконелл, Л. Стенли Брю. - М. : Республика, 2014. - 400 с.

7. Митрова А. В. Проблемы инвестирования с сельском хозяйстве/А. В. Митрова, Ю. А. Арутюнян//Материалы международной научной конференции «Институциональная трансформация экономики России в условиях новой реальности»: текстовое электронное издание. -2017. С. 333-338.

8. Семыкин В. А., Пигорев И. Я. Инновационный механизм развития агропромышленного комплекса / Проблемы развития аграрного региона // В кн.: материалы всероссийской научно-практической конференции: в 4-х частях. -2016. - С. 3-10.

9. Шевчук Е. А., Гоник Г. Г. Стабилизация и устойчивое производство зерна озимой пшеницы в Краснодарском крае. В сборнике: Экономический рост: проблемы, закономерности, перспективы. сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. 2017. С. 107-112.

10. Шибанихин Е. А. Экономическая оценка инвестиций: учеб. пособие / Е. А. Шибанихин, Ю. И. Арутюнян. - Краснодар: КубГАУ, 2019. - С. 123.

11. Шибанихин Е. А. Экономика и организация производства и переработки молока в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края: монография/Е. А. Шибанихин, А. В. Кондрашова, В. А. Сироткин. - Краснодар: КубГАУ, 2016. -119 с.

References:

1. Innovation potential of small-scale business: international experience Korolev V.I., Sekerin V.D., Bank S.V., Gorokhova A.E., Arutyunyan Y.I. Espacios. 2017. -Т. 38. -№ 49. -С. 1.

2. Arutyunyan Yu. I. Economic efficiency of the economic activity of the organization on the example of FSUE RPZ "Krasnoarmeysky" of the Research Institute "Russian Agricultural Academy of the Krasnoarmeysky district" / Yu. I. Arutyunyan, E. S. Gavrishchuk, M. S. Maslyuchenko//Economics and Entrepreneurship. -2017. -№ 8-3 (85-3). -P. 970-974.

3. Belkina E. N. Features, trends and directions of development of investment activity in agriculture of Russia / E. N. Belkina, N. V. Pogrebnaya, T. V. Mishchenko, D. O. Pavlovskaya // Economics and Entrepreneurship. 2017. No. 6 (83). pp. 848-853.

4. Gaiduk V. I. Priorities of investment policy in the agro-industrial complex of the region/Gaiduk V. I., Lukyanenko E. V., Gaiduk M. V.//Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. -2017. - No. 128.

- p. 1087-1101.

5. Gonik G. G. Efficiency of grain production in the Central zone of the Krasnodar Territory/Gonik G. G., Arutyunyan Yu. I.

- Krasnodar: KubGAU, 2018. -110 p.

6. McConnell, Campbell R. Economics: Principles, Problems, and Policy. In 2 vols.: Trans. from the English of the 11th ed. [[Text] / R. Campbell McConnell, L. Stanley Bru. - M.: Republic, 2014. - 400 p

7. Mitrova A.V. Problems of investment in agriculture/A.V. Mitrova, Yu. A. Arutyunyan//Materials of the international scientific conference "Institutional Transformation of the Russian Economy in the conditions of a New Reality": text electronic edition. -2017. pp. 333-338.

8. Semykin V. A., Pigorev I. Ya. Innovative mechanism of development of the agro-industrial complex / Problems of development of the agrarian region / / In the book: materials of the All-Russian scientific and practical conference: in 4 parts. -2016. - p. 3-10.

9. Shevchuk E. A., Gonik G. G. Stabilization and sustainable production of winter wheat grain in the Krasnodar Territory. In the collection: Economic growth: problems, patterns, prospects. collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of G. Y. Gulyaev. 2017. pp. 107-112.

10. Shibanikhin E. A. Economic assessment of investments: textbook. manual / E. A. Shibanikhin, Yu. I. Harutyunyan. - Krasnodar: KubGAU, 2019. - p. 123.

11. Shibanikhin E. A. Economy and organization of milk production and processing in agricultural organizations of the Krasnodar Territory: monograph/E. A. Shibanikhin, A.V. Kondrashova, V. A. Sirotkin. - Krasnodar: KubGAU, 2016. -119 p.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11208

Р.Р .Ахмедзянов - к.э.н., доцент кафедры таможенного дела, доцент, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, ЧОУ ВО Институт управления бизнеса и технологий, rakhmed@yandex.ru,

R. R. Akhmedzyanov - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University; Institute of management business and technology;

Д.О. Федосов - студент, Калужский государственный университет им. КЭ.Циолковского, mitia.fedosov2012@yandex.ru,

D.O. Fedosov - student, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky.

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ КАК ФАКТОР ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ CUSTOMS REGULATION IN SPECIAL ECONOMIC ZONES AS A FACTOR IN INVESTMENT DEVELOPMEN

Аннотация. Особые экономические зоны созданы и действуют на территории Российской Федерации. Это хороший источник для привлечения инвестиций. Создание особых экономических зон стимулирует рост деловой активности, а также повышает конкурентоспособность страны на мировом рынке. Изучение междуна-

родного опыта функционирования экономических систем показало наличие комплекса эффективных механизмов, направленных на решение задач, связанных с дифференциацией социально-экономического развития территорий, повышением конкурентоспособности национальных экономик и инвестиционной привлекательности. экономических секторов. При этом наиболее эффективным механизмом можно назвать использование преимуществ территориальных «точек роста», представляющих собой территории с особым экономическим статусом. В статье проведен анализ функционирования особых экономических зон. Показана роль иностранных инвестиции в социально-экономическом развитии регионов. На основании проведенного анализа выявлены проблемы привлечения иностранных инвестиций и предложены меры по их устранению.

Abstract. Special economic zones have been created and operate on the territory of the Russian Federation. This is a good source for attracting investment. The creation of special economic zones stimulates the growth of business activity, as well as increases the country's competitiveness in the world market. The study of international experience in the functioning of economic systems has shown the existence of a complex of effective mechanisms aimed at solving problems related to the differentiation of socio-economic development of territories, increasing the competitiveness of national economies and investment attractiveness. economic sectors. At the same time, the most effective mechanism can be called the use of the advantages of territorial "growth points", which are territories with a special economic status. The article analyzes the functioning of special economic zones. The role of foreign investment in the socio-economic development of the regions is shown. Based on the analysis, the problems of attracting foreign investments are identified and measures to eliminate them are proposed.

Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, особые экономические зоны, иностранные инвестиции, таможенные и налоговые льготы, инвестиционное развитие.

Keywords: customs and tariff regulation, special economic zones, foreign investments, customs and tax benefits, investment development.

Одной из приоритетных задач каждой страны мира заключается в построении развитой и эффективной экономики, чтобы интегрироваться в систему мирохозяйственных связей, которая позволит конкурировать с иностранными государствами. Поэтому многие страны изучают и разрабатывают новые, более результативные экономические инструменты, направленные на развитие и продвижение национальной экономики на международной арене.

Одним из таких инструментов на сегодня выступают особые экономические зоны (ОЭЗ). Сегодня ОЭЗ - это уникальный инструмент, способствующий развитию обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, разработке передовых технологий, производства новых видов продукции. За счет формирования благоприятного инвестиционного климата и повышения инновационной активности бизнеса ОЭЗ являются ключевым драйвером привлечения прямых частных инвестиций в регионы России, расширяя взаимовыгодное международное сотрудничество в различных сферах экономики и промышленности.

Формирование новых и расширение действующих ОЭЗ стало одним из наиболее значимых вопросов повышения инвестиционной привлекательности регионов. Для частных инвесторов одним из основных преимуществ ОЭЗ является снижение стоимости инвестиционных проектов до 30 % за счет предоставления государством налоговых, таможенных и социальных льгот, а также строительства за счет средств регионального бюджета объектов общей инженерной и транспортной инфраструктуры. Как следствие, на 1 руб. бюджетных вложений в ОЭЗ приходится более 10,5 руб. частных инвестиций.

Особые экономические зоны - часть территории России, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

В России функционируют 36 ОЭЗ, в период с 2018 по 2020 были созданы 11 ОЭЗ различного типа.

По состоянию на 1 января 2021 года в ОЭЗ зарегистрированы 856 резидентов, из которых 149 компаний с участием иностранного капитала из 41 страны. Общий объем осуществленных инвестиций резидентов составляет порядка 497 млрд рублей. Резидентами ОЭЗ создано более 42 тысяч новых рабочих мест. За годы функционирования ОЭЗ в стране общий объем заявленных инвестиций составил порядка 900 млрд рублей, вложенных частных инвестиций - более 360 млрд рублей (в том числе 203,9 млрд рублей иностранных инвестиций), было создано более 36 тысяч рабочих мест, уплачено порядка 79,3 млрд рублей налогов и таможенных платежей.

Таблица 1 - Показатели деятельности ОЭЗ за период 2018-2020г.г.

Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к

2018 г. 2019 г.

1 2 3 4 5 6

Количество ОЭЗ 25 28 36 14

Общее количество резидентов, ед. 690 750 796,0 24,06 14

в т.ч. иностранных 138,0 143,0 146,0 5,80 2

Выручка резидентов, млрд руб. 524,3 716,8 968,5 84,72 35

Количество созданных рабочих мест, ед. 28 421 36 839 42 120 48,20 14

Объем налоговых платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней РФ (млрд руб.) 67,3 79,3 137,9 104,90 74

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5 6

Частные инвестиции резидентов млн руб. 291.3 369,4 447,6 24,06 14

Доля объёма выручки от продажи товаров, работ, услуг за вычетом 716910 192956 237305 84,72 35

Производительность труда млн руб./чел. 134.36 92.2 111 48,20 14

Источник: Официальный сайт Минэкономразвития Российской Федерации https://www.economy.gov.ru/.

Доля резидентов с участием иностранных инвесторов составляет 18,1 %, уровень данного показателя можно оценить, как незначительный, однако наблюдается тенденция к росту.

В свою очередь, результативность функционирования ОЭЗ характеризуется предоставлением таможенных льгот, которыми могут быть заинтересованы многие инвесторы (резидентов ОЭЗ). При этом, наибольшей привлекательностью для участия в развитии ОЭЗ в качестве инвесторов являются именно представители малого и среднего бизнеса.

Объем используемых налоговых льгот в части, зачисляемой в федеральный бюджет, полученных резидентами за 2020 год, составил 4457,0 млн рублей, в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты -3573,93 млн рублей.

Таблица 2 - Объем налоговых и таможенных льгот в ОЭЗ за 2018-2020 гг., млн. руб.

Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к

2018 г. 2019 г.

Объем таможенных платежей 3245,0 3865,0 4457,0 137,3 115,3

Объем таможенных льгот 2170,0 2365,7 3146,41 145,0 133,0

Тарифные льготы являются главным инструментом в стимулировании развития особых экономических зон. Так же возможен и беспошлинный ввоз транспортных средств, товары для внутренней переработки и т.д.

Основополагающим импульсом субъектов для осуществления своей деятельности на территориях с особым экономическим статусом является предоставление им налоговых льгот в рамках стабильно функционирующей системы налогового законодательства. В этой связи для повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов регионов с особым статусом российской нормативно-правовой базой установлены следующие налоговые преференции: пониженные налоговые ставки, налоговые каникулы, льготные условия расчета налоговой базы, инвестиционный налоговый кредит. По оценкам экспертов, весь объем применяемых льгот способен уменьшить издержки резидентов свободных экономических зон почти на 30 %, в т. ч. налоговые издержки - на 3 %. При этом за счет устранения влияния административных барьеров инвесторы промышленных зон могут сэкономить 5-7 %, а технико-внедренческих - 3-5 %.

Следует отметить, что получение льгот по обложению налогами субъектов с особым экономическим статусом ставит в неравные условия всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Нарушается так называемый принцип «налоговой нейтральности». В рамках данного принципа налоги должны способствовать конкуренции в стране, а не нарушать ее. Субъекты особых экономических территорий промышленно-производственного типа, как правило, не изготавливают продукцию уникального характера. Основным интересом в данном случае выступают именно предоставляемые резидентам особых экономических зон налоговые преференции. Но тогда возникает ситуация, что субъект ОЭЗ приобретает конкурентные преимущества в сопоставлении с остальными субъектами хозяйственной деятельности, которые изготавливают подобные изделия.

В рамках зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типа, а также в портовых зонах целесообразно создавать высокотехнологичные производства. Это обусловлено применяемой таможенной процедурой свободной таможенной зоны, которая в значительной степени позволяет снизить затраты при ввозе на территорию России дорогостоящего оборудования и комплектующих импортного производства.

В отношении налоговых льгот в качестве мер поддержки в связи с СОУ[Э-19 с января 2021 года предполагается предоставление следующих дополнительных льгот резидентам особых экономических зон:

1) заявительный порядок возмещения НДС участниками территорий с особым экономическим статусом, которые работают в сфере обрабатывающей промышленности и строительства, при условии предоставления поручительства управляющей компании данной территории;

2) применение налоговой ставки по НДФЛ в размере 7 % для доходов от осуществления трудовой деятельности в качестве наемного работника у организации в ОЭЗ, действующей в области информации и связи;

3) применение участниками ОЭЗ повышающих коэффициентов к основной норме амортизации;

4) уменьшение ставки налога на прибыль, уплачиваемой в федеральный бюджет всеми участниками ОЭЗ (разрешение применения льготной ставки на протяжении 5 налоговых периодов с момента получения прибыли);

5) применения сниженных тарифов страховых платежей для:

- участников особых экономических зон, реализующих профессиональную, научную и техническую деятельность, деятельность в области информации и связи, гостиничного дела, общественного питания, культуры, спорта и организации досуга: в размере 8 % - на обязательное пенсионное страхование, 2 % - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 4 % - на обязательное медицинское страхование; - для резидентов ОЭЗ на территории Северо-Кавказского федерального округа, осуществляющих указанные виды деятельности, предусмотрены еще большие преференции: 6 % - на обязательное пенсионное страхование, 1,5 % - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 0,1 % - на обязательное медицинское страхование.

Преференциями можно воспользоваться на протяжении 10 налоговых периодов, когда был получен статус участника ОЭЗ и исключительно для созданных рабочих мест. На основании международных данных можно сделать вывод, что организация таких территорий с особым экономическим статусом представляется реальной возможностью увеличить инвестиции и активизировать экономику в данном субъекте РФ. Поэтому важно такие зоны организовывать в регионах с низкой привлекательностью для инвесторов, чтобы увеличить экономическую активность. Участие в ОЭЗ будет экономически интересным для инвесторов из -за возможности применения налоговых преференций.

В качестве перспективных направлений дальнейшего развития особых экономических зон можно отметить следующее:

- провести объединение ряда особых экономических зон, поскольку существующее в настоящее время дробное деление мешает инвесторам и не способствует инвестиционному процессу;

- на уровне Правительства РФ необходимо разработать и воплотить более определенные основания выбора представленных разработок, которые, в первую очередь, будут иметь соотношения с мультипликатором, налоговыми платежами, возможностью дополнительного трудоустройства работников, с возможностью оценки перспектив реализации потенциальных предприятий;

- важно минимизировать процесс становления участником территорий с особым экономическим статусом.

Таким образом, для повышения эффективности функционирования особых экономических зон в России необходимо постоянно совершенствовать законодательство в этой сфере, а также создавать оптимальные методы контроля за его реализацией. Кроме того, обязательным условием является стабилизация правовой, социальной и, конечно же, экономической ситуации в стране. Это позволит привлечь новых резидентов и обеспечить устойчивое развитие не только территорий, на которых расположена ОЭЗ, но и экономики страны в целом, что обеспечит ее конкурентоспособность на мировом рынке, усилит процессы интеграции в системе мирохозяйственных связей.

Источники:

1. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ (от 24.02.2021 N 20-ФЗ) // http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.01.2021).

2. Ахмедзянов Р.Р., Алексеева Е.В., Филиппов М.И., Мосеенкова А.О. Таможенно-тарифное регулирование в особых экономических зонах // Московский экономический журнал. 2019. № 13. С. 10.

3. Непарко М.В., Трошкин В.М. Особенности привлечения иностранных инвестиций в экономику государства // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 50-5. - С. 19-21.

4. Мигел А.А., Питиримов А.С. Особенности привлечения иностранных инвестиций в Россию // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №9-2. С. 5-8.

5. Петров А.Д., Чесноков А.В., Петрушина О.М. Анализ поступления таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №5-2.

References:

1. Federal law "On customs regulation in the Russian Federation" dated 27.11.2010 No. 311-FZ (from 24.02.2021 No. 20-FZ) // http://www.consultant.ru/ (accessed 15.01.2021).

2. The Akhmetzyanov R. R., Alekseev, V., Filippov, M. I., A. O. Moiseenkova Customs and tariff regulation in special economic zones // Moscow economic journal. 2019. No. 13. p. 10.

3. Neparko M. V., Troshkin V. M. Features of attracting foreign investment in the state economy // Trends in the development of science and education. - 2019. - No. 50-5. - p. 19-21.

4. Miguel A. A., Pitirimov A. S. Features of attracting foreign investment to Russia // Economics and Business: theory and practice. 2020. No. 9-2. p. 5-8.

5. Petrov A.D., Chesnokov A.V., Petrushina O. M. Analysis of the receipt of customs payments to the federal budget of the Russian Federation // Economics and Business: theory and practice. 2020. №5-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.