Ю. В. Кузминых
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА НЕОБРАБОТАННЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ ВО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье анализируются изменения в таможенном регулировании в сфере экспорта необработанных лесоматериалов после присоединения России к Всемирной торговой организации и объемы их экспорта в период 2010-2012 гг. Рассматриваются процедуры получения экспортных лицензий на вывоз необработанных лесоматериалов в страны Европейского союза и третьи страны.
Ключевые слова: таможенное регулирование; необработанные лесоматериалы; тарифная квота; экспортная лицензия; ставки вывозной таможенной пошлины.
Проведенные исследования показали, что вступление России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) оказывает значительное влияние на осуществление таможенного регулирования экспорта лесопромышленной продукции, включая экспорт необработанных лесоматериалов. Это связано, в первую очередь, с новыми ставками вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые за пределы Таможенного союза, приведенными в соответствие с обязательствами России после ее присоединения к ВТО [1]. Кроме того, введены квотирование и лицензирование экспорта необработанной древесины ряда хвойных пород, которые традиционно составляют доминирующую позицию в экспорте круглого леса.
Речь идет об экспорте круглого леса, где произошло значительное снижение ставок на вывоз необработанных лесоматериалов из ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной (далее - ель и сосна обыкновенная), но данное снижение касается только древесины, экспортируемой в пределах квот, установленных постановлением Правительства РФ от 30.07.2012 № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе» [2]. В целом общий объем экспорта в пределах квоты с 2013 г. составляет порядка 22,3 млн. м3. Вне квоты установлена «заградительная» ставка, равная 80% от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 м3 (табл. 1).
Вместе с тем необходимо отметить, что на необработанные лесоматериалы других видов хвойных пород, за исключением перечисленных в табл. 1, вывозная ставка остается на прежнем уровне (как до вступления в ВТО) и составляет 25% от таможенной стоимости.
Для лесоматериалов лиственных пород квотирование не предусмотрено. Ставка на круглые лесоматериалы из березы, составляющие основу экспорта лесоматериалов лиственных пород, равна 7% от таможенной стоимости, а из осины - 5%.
Определено, что новые ставки вывозных пошлин будут действовать в течение 2013 г., после чего произойдет их дальнейшее снижение (за исключением некоторых видов товаров).
Использование тарифной квоты в отношении ели и сосны обыкновенной российскими участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством
промышленности и торговли РФ (далее - Минпромторг России). Срок действия экспортных лицензий был установлен в 2012 г. с 1 сентября по 31 декабря, а начиная с 2013 г. - с 1 января по 31 декабря. Именно на эти сроки определена тарифная квота.
Таблица 1
Ставки вывозных пошлин и объемы квот на экспорт лесоматериалов необработанных из ели обыкновенной «Рicea abies Karst.» или пихты белой европейской (Abies alba Mill.) и из сосны обыкновенной вида «Ртт sylvestris L.»
Порода Объем тарифной квоты, тыс. м3 Ставка вывозной таможенной пошлины (% от таможенной стоимости либо в евро, либо в долл. США)
2012 г. с 2013 г., ежегодно ставка в квоте ставка вне квоты
Ель обыкновенная «Picea abies Karst.», пихта белая европейская Всего: 2 082,2, в том числе: ЕС - 1 986,9, другие страны - 95,3 Всего: 6 246,5, в том числе: ЕС - 5 960,6, другие страны - 285,9 13% Устанавливается в соответствии со ставками, действующими в РФ: 80%, но не менее 55,2 евро за 1 м3 [1]
Сосна обыкновенная вида «Pinus sylvestris L.» Всего: 5 346,1, в том числе: ЕС - 1 215,3, другие страны - 4 130,8 Всего: 16 038,2, в том числе: ЕС - 3 645,9, другие страны - 12 392,3 15% Устанавливается в соответствии со ставками, действующими в РФ: 80%, но не менее 55,2 евро за 1 м3 [1]
Лицензии могут получить участники ВЭД, которые:
1) являются арендаторами лесных участков, обладающими правами на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам;
2) заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с арендаторами, указанными в п. 1.
Список арендаторов лесных участков, обладающих правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, не имеющих задолженности по арендным платежам, опубликован на сайте Минпромторга России и включает 3 355 экономических субъ-1
ектов .
Реестры лесопользователей - должников по плате за использование лесов (в том числе лесозаготовителей) регулярно обновляются на сайте Федеральной службы лесного хозяйства2.
Для оформления лицензии участники ВЭД должны представить в Минпром-торг России следующие документы:
- заявление о выдаче лицензии и электронную копию заявления;
- копию внешнеторгового договора (контракта);
- копию документа о поставке на учет в налоговом органе;
- копию документа, подтверждающего оплату государственной пошлины;
- копию договора (договоров) купли-продажи (поставок) ели и сосны обыкновенной с арендатором (арендаторами) лесного участка, в случае если заявитель не является арендатором лесного участка.
1 Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ. URL: http://www.minpromtorg.gov. ru/industry/wood/64.
2 Официальный сайт Федеральной службы лесного хозяйства. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/stat.
Для получения лицензии на экспорт круглого леса в страны Европейского союза (далее - ЕС), помимо перечисленных выше документов, в соответствии с соглашениями между Россией и ЕС дополнительно нужны оригинал, дубликат или копия разрешения на тарифную квоту с приложением их нотариально заверенного перевода на русский язык. Разрешение на тарифную квоту представляет собой документ, выданный физическому или юридическому лицу любого государства-члена ЕС, намеренному импортировать регулируемые товары (в данном случае -необработанные лесоматериалы) из России в ЕС (далее - импортер), компетентными органами соответствующего государства-члена ЕС, подтверждающий право такого импортера на доступ к тарифной квоте [3].
Минпромторгом России установлены следующие сроки приема документов от заявителей для получения лицензии: в 2012 г. - с 20 августа (вывоз лесоматериалов в ЕС) или с 1 сентября (вывоз в третьи страны) по 15 декабря, начиная с 2013 г. - с 15 декабря года, предшествующего году, на который установлена тарифная квота, по 15 декабря года, на который установлена тарифная квота.
Необходимо отметить, что имеются существенные различия в установленном порядке распределения тарифных квот в отношении ели и сосны обыкновенной между участниками ВЭД при экспорте лесоматериалов необработанных из России в страны ЕС и в третьи страны. В первом случае тарифные квоты распределяются в порядке, предусмотренном международным договором РФ, а во втором - в соответствии с методикой расчета, утвержденной Минпромторгом России.
Согласно «Протоколу между Правительством Российской Федерации и Европейским союзом о технических модальностях во исполнение Соглашения в форме обмена письмами между Российской Федерацией и Европейским союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейский союз» [3]:
- ЕС распоряжается выделяемой ему квотой в соответствии со своими внутренними правилами;
- Россия выдает экспортные лицензии при условии, что российские заявители выполняют все предъявляемые к ним требования.
Последовательность действий импортеров в странах ЕС и российских экспортеров с целью получения тарифной квоты и экспортной лицензии на вывоз лесоматериалов можно представить следующим образом (рис. 1).
Предварительный этап. Россия открывает тарифные квоты, распределяемые в отношении ЕС1.
Первый этап. Между импортерами круглого леса в ЕС и экспортерами (российскими участниками ВЭД) заключаются контракты (предварительные контракты).
Государство-член ЕС:
В т о р о й э т а п . Импортер подает заявление на получение разрешения на квоту и представляет контракт (предварительный контракт) в компетентные органы государств-членов ЕС не ранее 1 октября года, предшествующего сроку квоты, и не позднее 1 декабря года, соответствующего сроку квоты.
Тарифные квоты открываются в объемах, указанных в приложении к части V Перечня уступок и обязательств России по товарам в рамках ВТО, на ежегодной основе [Электронный ресурс] // Сайт «Россия и Всемирная торговая организация». URL: http://wto.ru.
Рис. 1. Схема получения разрешения на квоту и экспортной лицензии при вывозе лесоматериалов необработанных в страны ЕС (начиная с 2013 г.)
Третий этап. Компетентные органы государств-членов ЕС уведомляют Европейскую комиссию о заявлениях отдельных импортеров.
Четвертый этап. Европейская комиссия распределяет разрешения на квоту между отдельными импортерами и информирует об этом компетентные органы государств-членов ЕС и компетентный орган России (Минпромторг России) о личности держателя разрешения на квоту, личности экспортера и соответствующем объеме квоты. Европейская комиссия распределяет разрешения на квоту:
- либо в соответствии с хронологическим порядком получения уведомлений от компетентных органов государств-членов ЕС о заявлениях отдельных импортеров;
- либо в соответствии с «традиционными» или «новыми» категориями импортеров (в этом случае «традиционным» импортерам распределяются 70-85% от общего объема квоты и «новым» импортерам 15-30% соответственно) [3].
Пятый этап. Компетентные органы государств-членов ЕС выдают разрешения на квоту заявителям на импорт круглого леса из России в пределах объемов тарифной квоты.
Шестой этап. Импортер уведомляет экспортера о получении разрешения на квоту.
Российская Федерация:
Седьмой этап. Федеральное агентство лесного хозяйства представляет в Минпромторг России список арендаторов лесных участков, обладающих правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, не имеющих задолженностей по арендным платежам, в срок до 10 августа года, предшествующего году, на который установлена тарифная квота.
Восьмой этап. Экспортер подает заявление на получение экспортной лицензии и представляет в Минпромторг России документы (включая оригинал, дубликат или копию разрешения на квоту, предоставленного импортеру) в срок с 15 октября года, предшествующего сроку квоты, по 15 декабря календарного года, соответствующего сроку квоты.
Девятый этап. Минпромторг России принимает решение в течение срока, не превышающего 10 рабочих дней с даты представления документов, и в случае положительного решения выдает экспортную лицензию.
Процедура получения российскими участниками ВЭД тарифной квоты (экспортной лицензии) при вывозе необработанных лесоматериалов в третьи страны следующая (рис. 2):
Рис. 2. Схема получения экспортной лицензии при вывозе лесоматериалов необработанных в третьи страны (начиная с 2013 г.)
Первый этап. В Минпромторг России в срок до 10 августа года, предшествующего году, на который установлена тарифная квота:
- Федеральное агентство лесного хозяйства представляет список арендаторов лесных участков, обладающих правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, не имеющих задолженностей по арендным платежам;
- Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) представляет перечень участников ВЭД, вывозивших ель и сосну обыкновенную в соответствии с таможенной процедурой экспорта в течение базового периода (три года, предшествующих году, являющемуся предыдущим для года, на который установлена тарифная квота [4]), начиная с 2013 г. ежегодно, с указанием вывезенного объема.
Второй этап. Тарифные квоты распределяются между участниками ВЭД в срок до 1 октября года, предшествующего году, на который установлена тарифная квота. Распределение квот осуществляется пропорционально объемам ели и сосны обыкновенной, вывезенным в соответствии с таможенной процедурой экспорта в течение базового периода, т. е. по «системе явных предпочтений».
Третий этап. Экспортер подает заявление на получение экспортной лицензии и представляет в Минпромторг России документы (включая оригинал, дубликат или копию разрешения на квоту, предоставленного импортеру) в срок с 15 декабря года, предшествующего сроку квоты, по 15 декабря календарного года, соответствующего сроку квоты.
Четвертый этап. Минпромторг России принимает решение в течение срока, не превышающего 10 рабочих дней с даты представления документов, и в случае положительного решения выдает экспортную лицензию.
Сравнительный анализ порядка распределения тарифных квот и получения экспортных лицензий на вывоз лесоматериалов необработанных в ЕС и третьи страны позволяет сделать следующие выводы:
1. Процедура получения лицензий участниками ВЭД на экспорт круглого леса в страны ЕС достаточно сложная, длительная и бюрократичная, и это, несомненно, - ее недостаток. Следует отметить, что достоинство данной процедуры заключается в том, что она является открытой, так как позволяет получать разрешения на квоты и, соответственно, экспортные лицензии не только «традиционным», но и «новым» импортерам и экспортерам, что предусмотрено методикой распределения разрешений на квоты. Соблюдается принцип «справедливого и равного распределения торговых возможностей между всеми участниками торговли» [3].
2. Порядок получения экспортных лицензий на вывоз необработанных лесоматериалов в третьи страны более простой и непродолжительный (это - положительный момент), но практически закрывает возможность выхода на мировой рынок «новых» экспортеров круглого леса, так как лицензию могут получить только те участники ВЭД, которые занимались вывозом древесины ели и сосны обыкновенной в течение базового периода.
Представляется целесообразным для обеспечения открытости процедуры лицензирования и равных возможностей участников ВЭД при получении тарифных квот на экспорт круглого леса в третьи страны переход от административного механизма распределения квот по системе явных предпочтений к рыночным процедурам.
Рыночные процедуры посредством проведения торгов (аукционов) считаются наиболее справедливым и экономически эффективным механизмом распределения квот, который обеспечивает при этом дополнительные поступле-
ния в бюджет страны. Предметом торга в данном случае будет право на экспорт необработанных лесоматериалов в пределах тарифных квот. Такая процедура обеспечит возможность выхода на лесной мировой рынок «новых» экспортеров, в том числе и представителей малого бизнеса.
Ниже проанализированы первые итоги внешнеторговой деятельности лесопромышленного комплекса России в сфере экспорта необработанных лесоматериалов после вступления страны в ВТО. Целью анализа является определение влияния произошедших изменений в тарифном регулировании на объемы экспорта в исследуемой области.
В табл. 2 приведены объемы вывоза круглого леса по данным ФТС России1 за последние три года.
Таблица 2
Экспорт необработанных лесоматериалов из России
Год Всего Дальнее зарубежье СНГ
тыс. м3 млн. долл. тыс. м3 млн. долл. тыс. м3 млн. долл.
2010 21 243,2 1 849,7 20 847,5 1 821,0 395,7 28,7
2011 20 928,8 1 983,5 20 540,0 1 951,8 388,8 31,7
2012 17 611,0 1 525,8 17 086,5 1 485,7 524,5 40,1
Из табл. 2 видно, что в 2012 г. объемы экспорта необработанных лесоматериалов сократились по сравнению с 2010-2011 гг. как в натуральном, так и в стоимостном выражении, прежде всего, за счет экспорта в страны дальнего зарубежья. При этом вывоз необработанных лесоматериалов в страны СНГ в 2012 г. увеличился по отношению к уровню 2010-2011 гг.
Учитывая дату вступления России в ВТО (22 августа 2012 г., т. е. середина третьего квартала), целесообразно проанализировать объемы экспорта по месяцам (табл. 3).
Таблица 3
Экспорт необработанных лесоматериалов из России по месяцам, тыс. м3
Период 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2011 г. к 2010 г., % 2012 г. к 2010 г., % 2012 г. к 2011 г., %
Январь 1 274,6 1 397,8 1 260,4 109,7 98,9 90,2
Февраль 1 584,1 1 732,3 1 475,1 109,4 93,1 85,2
Март 1 985,4 2 009,2 1 649,8 101,2 83,1 82,1
Апрель 1 858,4 1 700,5 1 332,0 91,5 71,7 78,3
Май 1 855,0 1 662,5 1 344,3 89,6 72,5 80,9
Июнь 1 994,8 1 973,2 1 381,2 98,9 69,2 70,0
Июль 1 946,2 1 681,9 1 564,5 86,4 80,4 93,0
Август 1 838,2 2 049,6 1 514,5 111,5 82,4 73,9
Сентябрь 1 814,4 1 800,3 1 133,8 99,2 62,5 63,0
Октябрь 1 644,2 1 789,6 1 636,8 108,8 99,6 91,5
Ноябрь 1 670,6 1 712,8 1 573,6 102,5 94,2 91,9
Декабрь 1 791,8 1 651,2 1 745,0 92,2 97,4 105,7
ИТОГО 21 257,4 21 160,9 17 611,0 99,5 82,8 83,2
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru.
1 Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru.
28 -
ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3 • 2013
Анализ приведенных данных показывает, что вывоз необработанных лесоматериалов в 2011 г. по сравнению с аналогичными месяцами 2010 г. находился в пределах ±12-14%, а годовой объем практически не изменился (99,5%).
Характеристику месячных объемов экспорта в 2012 г. по сравнению с 20102011 гг. целесообразно проводить отдельно по следующим периодам:
- январь-август (до вступления в ВТО);
- сентябрь-декабрь (период действия лицензий на вывоз лесоматериалов в 2012 г.).
Физические объемы экспорта по месяцам за январь-август 2012 г. сократились по отношению к тем же месяцам 2010 г. от 1,1% (январь) до 30,8% (июнь), по сравнению с 2011 г. - от 7,0% (июль) до 30,0% (июнь). Снижение объемов экспорта круглого леса в середине 2012 г. можно объяснить тем, что участники ВЭД сократили отгрузку лесоматериалов в ожидании новых (пониженных) ставок вывозных пошлин.
Самый низкий объем экспорта необработанных лесоматериалов в 2012 г. (1 133,8 м3) наблюдался в сентябре, поскольку участники ВЭД в данный период оформляли экспортные лицензии.
Объемы экспорта в октябре-ноябре 2012 г. оставались ниже соответствующих данных 2010-2011 гг. Только в декабре 2012 г. экспорт древесины превысил показатель 2011 г. на 5,7%.
В целом за сентябрь-декабрь 2012 г. было вывезено древесины всех пород порядка 6 млн. м3, из чего можно сделать вывод, что тарифная квота на 2012 г. (7,4 млн. м3) не была полностью использована.
В январе 2013 г. экспорт необработанных лесоматериалов составил 1 212,6 тыс. м3, что ниже месячных объемов экспорта в 2010-2012 гг.
Следует учитывать, что на динамике объемов экспорта круглого леса помимо внешней политики государства также могли отразиться внутренние факторы -объемы и динамика заготовки древесины. В табл. 4 представлены объемы лесозаготовок за последние три года.
Таблица 4
Объемы лесозаготовок, тыс. плотных м3
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Производство древесины необработанной 104 523,9 109 025,9 110 897,7
Производство древесины необработанной прочей 8 228,7 8 224,2 8 399,7
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru.
Приведенные в табл. 4 данные показывают, что на снижение вывоза лесоматериалов необработанных не могло повлиять их внутреннее производство, поскольку объемы лесозаготовок в 2012 г. не только не снизились по сравнению с 20102011 гг., но и несколько возросли.
Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что, несмотря на существенные изменения в тарифном регулировании экспорта необработанных лесоматериалов после вступления России в ВТО, значительных колебаний в физических объемах вывоза в настоящее время не наблюдается. Основной причиной, которая не позволила российским экспортерам полностью использовать выделенные им
квоты, является сложный, недостаточно проработанный механизм получения экспортных лицензий участниками ВЭД.
Использованные источники
1. Постановление Правительства РФ от 21.07.2012 № 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 3 августа.
2. Постановление Правительства РФ от 30.07.2012 № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе» // Российская газета. 2012. 8 августа.
3. Протокол между Правительством РФ и Европейским союзом о технических модальностях во исполнение Соглашения в форме обмена письмами между РФ и Европейским союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из РФ в Европейский союз (Женева, 16 декабря 2011 г.) [Электронный ресурс] // Сайт «Европейский союз и Россия». URL: http://eu-law.ru.
4. Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1291 «О внесении изменения в Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза» // Российская газета. 2012. 18 декабря.
Л. А. жигун
ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТАМОЖЕННЫМИ УСЛУГАМИ
В статье рассмотрены факторы, определяющие качество управления государственными таможенными услугами. Показаны преимущества метода анализа по главным компонентам для выявления обобщенных факторов, определяющих качество управления государственными таможенными услугами. Рассмотрены их состав и возможные направления дальнейшего совершенствования взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: влияние; управление; качество; государственные таможенные услуги; фактор; метод; модель; участники внешнеэкономической деятельности.
Согласно теории конкурентной рациональности фактор степени удовлетворения потребителя (заявителя) следует признать важнейшим критерием управления качеством в сфере услуг, включая государственные услуги. Величина расхождения между ожидаемыми и фактическими значениями параметров услуги свидетельствует о степени эффективности предоставления услуг - чем больше расхождение в худшую сторону в сознании потребителя (заявителя), тем менее
вестник российской таможенной академии • № 3 • 2013