5. Акт осмотра помещений и территорий от 24.06.2015 № 10716000/400/240714/А0063/01 по СВХ ООО «Восточные рубежи».
6. Восточные рубежи - общероссийский таможенный брокер [Электронный ресурс]. URL: http://vr-broker.ru/storage.html (дата обращения: 26.08.2017).
7. Зеркин Д. Г., Дмитриева О. А. Методика проведения анализа и оценки деятельности международных автомобильных пунктов пропуска и таможенно-логистических терминалов: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 142 с.
8. Информационно-справочные материалы, статистические данные о деятельности Уссурийской таможни за 2012-2016 гг.
9. Павленко О. А. Оценка транзитного потенциала международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 1. С. 55-63.
В. Б. Мантусов, С. В. Шкляев
таможенное обеспечение противодействия незаконному трансграничному перемещению финансовых средств в современных условиях
В статье рассмотрены актуальные вопросы таможенного обеспечения противодействия незаконному трансграничному перемещению финансовых средств в современных условиях развития международных экономических отношений. Определены основные направления борьбы с легализацией (отмыванием) денег, полученных преступным путем; показана необходимость взаимодействия с компетентными органами, для которого в настоящее время отсутствует правовая основа.
Ключевые слова: Федеральная таможенная служба; таможенные органы; таможенный контроль; таможенное обеспечение; валютное регулирование; валютный контроль; международные экономические отношения; внешнеэкономическая деятельность; взаимодействие с компетентными органами.
V. B. Mantusov, S. V. Shklyaev
customs provision of combating illegal trans-border movement of finances in modern times
Current issues of customs provision of combating illegal trans-border movement of finances in modern foreign economic relations development are considered in the article. The main trends of combating illegally got money (money laundering) are determined; the need for co-operation with authoritative bodies for which there is no legal basis at present is shown in the article.
Keywords: the Federal Customs Service; customs authorities; customs control; customs provision; currency regulation; currency control; foreign economic relations; foreign economic activity; co-operation with authoritative bodies.
Современные международные экономические отношения реализуются через такие формы, как мировая торговля, кредитные отношения, валютные и платежно-расчетные отношения, вывоз капитала, международная миграция рабочей
силы, международные интеграционные процессы, создание и развитие транснациональных корпораций, кредитно-финансовых институтов и др. [1].
В условиях нестабильной ситуации в глобальной системе мирохозяйственных связей представляется крайне важным вопрос создания действенного механизма для выявления, предупреждения и пресечения незаконных валютно-финан-совых операций, направленных на отмывание доходов, полученных преступным путем, в целях финансирования терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей. Валютно-финансовые отношения, миграция капитала, внешняя торговля и другие формы международных экономических отношений неразрывно связаны между собой, и их развитие сопряжено с такой потребностью, как упрощение процедур и правил международной торговли в глобальной мировой системе, что, в свою очередь, нуждается в прозрачности, транспарентности и законном контроле за внешнеэкономическими операциями [2].
По мнению крупнейших мировых организаций: Международного валютного фонда, Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития, «Группы двадцати» ^20), самым важным инструментом контроля за внешнеэкономическими операциями является прозрачность мировой финансовой системы. Данный вопрос находится в центре постоянного внимания как международных органов и организаций, так и российских государственных органов [3]. В частности, основными темами на саммите G20, прошедшем в Гамбурге в 2017 г., были вопросы отмывания денег и борьбы с коррупцией.
Признавая пагубное воздействие незаконных финансовых потоков, препятствующих справедливому распределению государственных ресурсов, затрудняющих устойчивый экономический рост, а также в целом нарушающих принципы целостности глобальной финансовой системы и верховенства права, Федеральная таможенная служба (ФТС России) комплексно подходит к борьбе с незаконным выводом денежных средств за рубеж, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем [4].
Существенным фактором, определившим деятельность ФТС России в данной сфере, стало ее наделение в 2016 г. полномочиями органа валютного контроля, что позволяет комплексно осуществлять мероприятия по противодействию схемам незаконного вывода денежных средств за рубеж - от организации всесторонних превентивных мер до привлечения нарушителей к ответственности и взыскания с них штрафов [5].
Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» объединяет как принципы валютного регулирования, так и принципы валютного контроля [6]. Такой подход законодателя обусловлен необходимостью функционирования единой и согласованной системы валютного регулирования и валютного контроля, поскольку государство может обеспечить соблюдение условий и порядка проведения валютных операций главным образом посредством контроля соблюдения и применения мер ответственности к нарушителям валютного законодательства. Примером реализации данного принципа является одновременное наделение Правительства Российской Федерации (РФ) и Банка России функциями не только по валютному регулированию, но и по осуществлению валютного контроля.
Валютное регулирование дополняется валютным контролем - деятельностью, имеющей целью обеспечение соблюдения участниками валютных операций
соответствующего законодательства и разработанных на его основе нормативных правовых актов (для Банка России это часть его надзорной деятельности). Следовательно, предметом валютного контроля являются валютные операции. Объектом валютного контроля выступают резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций. Субъекты валютного контроля - это «те государственные органы, а в ряде случаев - негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства».
Валютному контролю подлежат все валютные операции, независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения. Даже свободное совершение валютных операций связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т. п.), что позволяет органам валютного контроля организовать наблюдение за проведением валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства [7].
После наделения полномочиями органа валютного контроля (с апреля 2016 г. [5]) таможенными органами в области нарушений валютного законодательства выявлено и возбуждено более 12 тыс. дел об административных правонарушениях на сумму более 1,7 млрд долл. (из них 25% дел связано с невозвратом из-за рубежа уплаченных нерезидентам денежных средств за неввезенные товары), а также зафиксировано более 1 500 сообщений об уголовно наказуемых преступлениях на сумму более 5,5 млрд долл.
Одной из основных целей, стоящих перед ФТС России, является сокращение незаконных валютных операций в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД), связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем, в том числе совершаемых в рамках мнимых (притворных) сделок.
В связи с этим ФТС России пересмотрены подходы к осуществлению валютного контроля - сегодня таможенные органы ориентированы на предотвращение совершения участниками ВЭД нарушений валютного законодательства на этапе, предшествующем проведению таможенных и валютных операций, включая комплексное сотрудничество и обмен информацией с Банком России, Федеральной налоговой службой (ФНС России), Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторингом), Генеральной прокуратурой РФ и иными органами исполнительной власти.
Межведомственное взаимодействие по указанным вопросам является одним из основных факторов результативности в данной сфере. Так, в целях превентивного противодействия сомнительным финансовым операциям, основанного на развитии механизмов риск-ориентированного подхода, организован информационный обмен с Банком России сведениями об осуществляемых участниками ВЭД сомнительных финансовых операциях в электронном виде по закрытому каналу связи с обеспечением полной информационной безопасности.
Федеральная таможенная служба совместно с Банком России формирует базу данных организаций с высокой степенью риска нарушения валютного законодательства. Так, в 2016-2017 гг. ФТС России осуществлена передача Банку России информации о сомнительных операциях, проведенных более чем 700 организациями по различным незаконным финансовым схемам.
По информации Банка России, в результате взаимодействия сумма выявляемых таможенными органами незаконных финансовых операций, связанных с отмыванием денег, полученных преступным путем, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. сократилась более чем в три раза. Положительная динамика наблюдалась и в 2017 г.: по данным таможенных органов, объем таких операций в первом полугодии 2017 г. по сравнению с первым полугодием 2016 г. сократился более чем в три раза [8].
Для объединения усилий ведомств, направленных на противодействие незаконным финансовым потокам, таможенными и налоговыми органами как на федеральном, так и на региональном уровне проводится работа по совершенствованию системы управления рисками в части информационного обмена в электронном виде о «фирмах-однодневках» (об аффилированных лицах, бенефициарах и т. д.) в целях предотвращения создания новых фирм одними и теми же учредителями в будущем. Только в 2017 г. таможенными органами в ФНС России передана информация, выявленная в рамках системы управления рисками, более чем о 2 400 лицах, нарушивших требования валютного законодательства.
Совершенствование системы межведомственного информационного взаимодействия на национальном уровне - одно из важнейших условий борьбы с незаконными финансовыми потоками. Однако, по мнению ФТС России, международное сотрудничество в борьбе с незаконными финансовыми операциями является необходимым и основополагающим для достижения максимальных результатов.
Российская Федерация, являясь членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), комплексно подходит к борьбе с незаконным выводом денежных средств за рубеж, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В соответствии с рекомендациями ФАТФ в рамках противодействия незаконным финансовым операциям страны-участники должны предоставлять взаимную правовую помощь в максимально возможном объеме. Однако для этого необходима достаточная правовая база, в том числе соответствующие договоры, соглашения и иные механизмы для расширения сотрудничества. Зачастую отсутствие двусторонних соглашений об обмене необходимой информацией между странами - участниками ФАТФ служит основой для отказа в предоставлении необходимых сведений одной из сторон.
В настоящее время ФТС России в соответствии с основными требованиями и рекомендациями международных нормативных правовых актов, направленными на организацию взаимодействия стран в области борьбы с незаконными трансграничными финансовыми операциями, налаживает международное сотрудничество на основе принципа взаимности с уполномоченными органами иностранных государств в данной сфере. Однако возможность такого взаимодействия с таможенными администрациями иностранных государств имеется только в рамках административных или уголовных дел. Этого явно недостаточно при осуществлении таможенными администрациями комплекса всесторонних мер, направленных на предотвращение сомнительных финансовых операций и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Должностные лица таможенных органов РФ фиксируют случаи злоупотребления недобросовестными участниками ВЭД гражданскими правами в целях осуществления незаконных финансовых операций путем совершения мнимых (притворных) сделок, в том числе путем заявления в таможенных декларациях
недостоверных сведений о товарах и представления недействительных (подложных) документов. Например, в адрес российской компании в рамках внешнеторгового контракта был ввезен товар по цене, превышающей реальную стоимость на мировом рынке более чем в четыре раза. При этом следует отметить, что данный товар был приобретен на бюджетные деньги в рамках исполнения государственного контракта [9].
В связи с тем, что таможенными органами РФ были выявлены признаки недостоверности сведений о стоимости указанного товара, свидетельствующие о получении незаконных доходов, ФТС России был направлен ряд международных запросов (в адрес контрагента - в Нидерланды, в адрес товаропроизводителя -в Японию), однако до настоящего времени документы, подтверждающие правомерность указанной сделки, в ФТС России не поступали.
Для подтверждения недействительности таких сделок, а также доказательства мнимости (притворности) внешнеэкономических сделок в качестве доказательной базы при обращении в суд может служить информация о первичных документах, представленных таможенным органам страны-контрагента (экспортные декларации на товары, оригиналы внешнеторговых контрактов, инвойсы, товаросопроводительные документы и др.).
Однако, несмотря на то, что в соответствии с рекомендациями ФАТФ компетентные органы стран должны прилагать все возможные усилия для предоставления фактической и правовой информации, необходимой для своевременного и эффективного исполнения запросов, большинство официальных запросов ФТС России в таможенные администрации зарубежных стран (как видно из примера) с просьбой представить указанные документы и сведения, имеющиеся у них в наличии, остаются без ответа ввиду отсутствия полномочий по обмену информацией не в рамках правоохранительной деятельности таможенных органов.
Принимая во внимание сложность процесса выявления «грязных» денег и создания правовой основы взаимодействия в целях организации превентивного противодействия незаконным валютным операциям, основанного на развитии механизмов риск-ориентированного подхода, ФТС России был подготовлен и одобрен распоряжением Правительства РФ от 05.05.2017 № 870-р проект типового Соглашения о взаимодействии между ФТС России и таможенной службой (уполномоченным органом) государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), по предупреждению, выявлению и пресечению совершения участниками ВЭД сомнительных финансовых операций.
Данное Соглашение является специализированным и направлено в первую очередь на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с рекомендациями ФАТФ. В связи с тем, что многие международно-правовые соглашения, способствующие сотрудничеству в таможенной сфере, которые заключила Россия с таможенными администрациями иностранных государств, не покрывают потребности в получении необходимой информации и сведений, а также ввиду того, что данные соглашения основываются на нарушениях таможенного законодательства и внешнеэкономическая сделка, направленная на отмывание доходов, полученных преступным путем, изначально не содержит признаков нарушения таможенного законодательства, правовые основания направления международных запросов отсутствуют.
Для объединения усилий компетентных органов в рамках превентивного противодействия сомнительным финансовым операциям, направленным на легализацию доходов, полученных преступным путем, предлагается заключать соответствующие двусторонние соглашения между ФТС России и компетентными органами государств, не являющихся членами ЕАЭС. Эти соглашения необходимо заключать с таможенными службами для обмена сведениями и документами, в том числе первичными (экспортные декларации, инвойсы, контракты, товаросопроводительные документы и др.), представленными таможенным органам.
Следует также отметить, что сомнительные финансовые операции, помимо легализации доходов, полученных преступным путем, могут совершаться в том числе с целью сокрытия предметов совершения иных правонарушений или преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, хищением бюджетных средств и др.
Для скорейшего расследования противоправной деятельности недобросовестных участников ВЭД предлагается также заключать двусторонние соглашения между ФТС России и налоговыми службами для обмена информацией об учредителях и иных участниках компаний, осуществляющих сомнительные финансовые операции, а также о сведениях, предоставленных при регистрации этих компаний.
С заключением двусторонних соглашений на основе упомянутого типового проекта Соглашения появится возможность обмениваться информацией и сведениями в рамках борьбы с легализацией (отмыванием) денег, полученных преступным путем, с компетентными органами, с которыми на сегодняшний день отсутствует правовая основа для взаимодействия.
Использованные источники
1. Мантусов В. Б. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 447 с.
2. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Валютный контроль как вид государственного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 7-16.
3. Мантусов В. Б. Международные экономические отношения: учебник / под ред. В. Е. Ры-балкина, В. Б. Мантусова. 10-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 704 с. (Золотой фонд российских учебников).
4. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
6. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / кол. авт., под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 463 с.
8. Таможенная служба Российской Федерации в 2016 году: справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. М., 2017. 77 с.
9. ВЭД-консалтинг [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedco.ru/property/custom/.