Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ТРАНСГРАНИЧНОМУ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ТАМОЖЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ТРАНСГРАНИЧНОМУ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / FEDERAL CUSTOMS SERVICE / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / ТАМОЖЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CURRENCY REGULATION / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / CURRENCY CONTROL / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОМПЕТЕНТНЫМИ ОРГАНАМИ / CO-OPERATION WITH AUTHORITATIVE BODIES / CUSTOMS PROVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович, Шкляев Сергей Владимирович

В статье рассмотрены актуальные вопросы таможенного обеспечения противодействия незаконному трансграничному перемещению финансовых средств в современных условиях развития международных экономических отношений. Определены основные направления борьбы с легализацией (отмыванием) денег, полученных преступным путем; показана необходимость взаимодействия с компетентными органами, для которого в настоящее время отсутствует правовая основа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович, Шкляев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS PROVISION OF COMBATING ILLEGAL TRANS-BORDER MOVEMENT OF FINANCES IN MODERN TIMES

Current issues of customs provision of combating illegal trans-border movement of finances in modern foreign economic relations development are considered in the article. The main trends of combating illegally got money (money laundering) are determined; the need for co-operation with authoritative bodies for which there is no legal basis at present is shown in the article.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ТРАНСГРАНИЧНОМУ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

5. Акт осмотра помещений и территорий от 24.06.2015 № 10716000/400/240714/А0063/01 по СВХ ООО «Восточные рубежи».

6. Восточные рубежи - общероссийский таможенный брокер [Электронный ресурс]. URL: http://vr-broker.ru/storage.html (дата обращения: 26.08.2017).

7. Зеркин Д. Г., Дмитриева О. А. Методика проведения анализа и оценки деятельности международных автомобильных пунктов пропуска и таможенно-логистических терминалов: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 142 с.

8. Информационно-справочные материалы, статистические данные о деятельности Уссурийской таможни за 2012-2016 гг.

9. Павленко О. А. Оценка транзитного потенциала международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 1. С. 55-63.

В. Б. Мантусов, С. В. Шкляев

таможенное обеспечение противодействия незаконному трансграничному перемещению финансовых средств в современных условиях

В статье рассмотрены актуальные вопросы таможенного обеспечения противодействия незаконному трансграничному перемещению финансовых средств в современных условиях развития международных экономических отношений. Определены основные направления борьбы с легализацией (отмыванием) денег, полученных преступным путем; показана необходимость взаимодействия с компетентными органами, для которого в настоящее время отсутствует правовая основа.

Ключевые слова: Федеральная таможенная служба; таможенные органы; таможенный контроль; таможенное обеспечение; валютное регулирование; валютный контроль; международные экономические отношения; внешнеэкономическая деятельность; взаимодействие с компетентными органами.

V. B. Mantusov, S. V. Shklyaev

customs provision of combating illegal trans-border movement of finances in modern times

Current issues of customs provision of combating illegal trans-border movement of finances in modern foreign economic relations development are considered in the article. The main trends of combating illegally got money (money laundering) are determined; the need for co-operation with authoritative bodies for which there is no legal basis at present is shown in the article.

Keywords: the Federal Customs Service; customs authorities; customs control; customs provision; currency regulation; currency control; foreign economic relations; foreign economic activity; co-operation with authoritative bodies.

Современные международные экономические отношения реализуются через такие формы, как мировая торговля, кредитные отношения, валютные и платежно-расчетные отношения, вывоз капитала, международная миграция рабочей

силы, международные интеграционные процессы, создание и развитие транснациональных корпораций, кредитно-финансовых институтов и др. [1].

В условиях нестабильной ситуации в глобальной системе мирохозяйственных связей представляется крайне важным вопрос создания действенного механизма для выявления, предупреждения и пресечения незаконных валютно-финан-совых операций, направленных на отмывание доходов, полученных преступным путем, в целях финансирования терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей. Валютно-финансовые отношения, миграция капитала, внешняя торговля и другие формы международных экономических отношений неразрывно связаны между собой, и их развитие сопряжено с такой потребностью, как упрощение процедур и правил международной торговли в глобальной мировой системе, что, в свою очередь, нуждается в прозрачности, транспарентности и законном контроле за внешнеэкономическими операциями [2].

По мнению крупнейших мировых организаций: Международного валютного фонда, Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития, «Группы двадцати» ^20), самым важным инструментом контроля за внешнеэкономическими операциями является прозрачность мировой финансовой системы. Данный вопрос находится в центре постоянного внимания как международных органов и организаций, так и российских государственных органов [3]. В частности, основными темами на саммите G20, прошедшем в Гамбурге в 2017 г., были вопросы отмывания денег и борьбы с коррупцией.

Признавая пагубное воздействие незаконных финансовых потоков, препятствующих справедливому распределению государственных ресурсов, затрудняющих устойчивый экономический рост, а также в целом нарушающих принципы целостности глобальной финансовой системы и верховенства права, Федеральная таможенная служба (ФТС России) комплексно подходит к борьбе с незаконным выводом денежных средств за рубеж, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем [4].

Существенным фактором, определившим деятельность ФТС России в данной сфере, стало ее наделение в 2016 г. полномочиями органа валютного контроля, что позволяет комплексно осуществлять мероприятия по противодействию схемам незаконного вывода денежных средств за рубеж - от организации всесторонних превентивных мер до привлечения нарушителей к ответственности и взыскания с них штрафов [5].

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» объединяет как принципы валютного регулирования, так и принципы валютного контроля [6]. Такой подход законодателя обусловлен необходимостью функционирования единой и согласованной системы валютного регулирования и валютного контроля, поскольку государство может обеспечить соблюдение условий и порядка проведения валютных операций главным образом посредством контроля соблюдения и применения мер ответственности к нарушителям валютного законодательства. Примером реализации данного принципа является одновременное наделение Правительства Российской Федерации (РФ) и Банка России функциями не только по валютному регулированию, но и по осуществлению валютного контроля.

Валютное регулирование дополняется валютным контролем - деятельностью, имеющей целью обеспечение соблюдения участниками валютных операций

соответствующего законодательства и разработанных на его основе нормативных правовых актов (для Банка России это часть его надзорной деятельности). Следовательно, предметом валютного контроля являются валютные операции. Объектом валютного контроля выступают резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций. Субъекты валютного контроля - это «те государственные органы, а в ряде случаев - негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства».

Валютному контролю подлежат все валютные операции, независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения. Даже свободное совершение валютных операций связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т. п.), что позволяет органам валютного контроля организовать наблюдение за проведением валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства [7].

После наделения полномочиями органа валютного контроля (с апреля 2016 г. [5]) таможенными органами в области нарушений валютного законодательства выявлено и возбуждено более 12 тыс. дел об административных правонарушениях на сумму более 1,7 млрд долл. (из них 25% дел связано с невозвратом из-за рубежа уплаченных нерезидентам денежных средств за неввезенные товары), а также зафиксировано более 1 500 сообщений об уголовно наказуемых преступлениях на сумму более 5,5 млрд долл.

Одной из основных целей, стоящих перед ФТС России, является сокращение незаконных валютных операций в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД), связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем, в том числе совершаемых в рамках мнимых (притворных) сделок.

В связи с этим ФТС России пересмотрены подходы к осуществлению валютного контроля - сегодня таможенные органы ориентированы на предотвращение совершения участниками ВЭД нарушений валютного законодательства на этапе, предшествующем проведению таможенных и валютных операций, включая комплексное сотрудничество и обмен информацией с Банком России, Федеральной налоговой службой (ФНС России), Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторингом), Генеральной прокуратурой РФ и иными органами исполнительной власти.

Межведомственное взаимодействие по указанным вопросам является одним из основных факторов результативности в данной сфере. Так, в целях превентивного противодействия сомнительным финансовым операциям, основанного на развитии механизмов риск-ориентированного подхода, организован информационный обмен с Банком России сведениями об осуществляемых участниками ВЭД сомнительных финансовых операциях в электронном виде по закрытому каналу связи с обеспечением полной информационной безопасности.

Федеральная таможенная служба совместно с Банком России формирует базу данных организаций с высокой степенью риска нарушения валютного законодательства. Так, в 2016-2017 гг. ФТС России осуществлена передача Банку России информации о сомнительных операциях, проведенных более чем 700 организациями по различным незаконным финансовым схемам.

По информации Банка России, в результате взаимодействия сумма выявляемых таможенными органами незаконных финансовых операций, связанных с отмыванием денег, полученных преступным путем, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. сократилась более чем в три раза. Положительная динамика наблюдалась и в 2017 г.: по данным таможенных органов, объем таких операций в первом полугодии 2017 г. по сравнению с первым полугодием 2016 г. сократился более чем в три раза [8].

Для объединения усилий ведомств, направленных на противодействие незаконным финансовым потокам, таможенными и налоговыми органами как на федеральном, так и на региональном уровне проводится работа по совершенствованию системы управления рисками в части информационного обмена в электронном виде о «фирмах-однодневках» (об аффилированных лицах, бенефициарах и т. д.) в целях предотвращения создания новых фирм одними и теми же учредителями в будущем. Только в 2017 г. таможенными органами в ФНС России передана информация, выявленная в рамках системы управления рисками, более чем о 2 400 лицах, нарушивших требования валютного законодательства.

Совершенствование системы межведомственного информационного взаимодействия на национальном уровне - одно из важнейших условий борьбы с незаконными финансовыми потоками. Однако, по мнению ФТС России, международное сотрудничество в борьбе с незаконными финансовыми операциями является необходимым и основополагающим для достижения максимальных результатов.

Российская Федерация, являясь членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), комплексно подходит к борьбе с незаконным выводом денежных средств за рубеж, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В соответствии с рекомендациями ФАТФ в рамках противодействия незаконным финансовым операциям страны-участники должны предоставлять взаимную правовую помощь в максимально возможном объеме. Однако для этого необходима достаточная правовая база, в том числе соответствующие договоры, соглашения и иные механизмы для расширения сотрудничества. Зачастую отсутствие двусторонних соглашений об обмене необходимой информацией между странами - участниками ФАТФ служит основой для отказа в предоставлении необходимых сведений одной из сторон.

В настоящее время ФТС России в соответствии с основными требованиями и рекомендациями международных нормативных правовых актов, направленными на организацию взаимодействия стран в области борьбы с незаконными трансграничными финансовыми операциями, налаживает международное сотрудничество на основе принципа взаимности с уполномоченными органами иностранных государств в данной сфере. Однако возможность такого взаимодействия с таможенными администрациями иностранных государств имеется только в рамках административных или уголовных дел. Этого явно недостаточно при осуществлении таможенными администрациями комплекса всесторонних мер, направленных на предотвращение сомнительных финансовых операций и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Должностные лица таможенных органов РФ фиксируют случаи злоупотребления недобросовестными участниками ВЭД гражданскими правами в целях осуществления незаконных финансовых операций путем совершения мнимых (притворных) сделок, в том числе путем заявления в таможенных декларациях

недостоверных сведений о товарах и представления недействительных (подложных) документов. Например, в адрес российской компании в рамках внешнеторгового контракта был ввезен товар по цене, превышающей реальную стоимость на мировом рынке более чем в четыре раза. При этом следует отметить, что данный товар был приобретен на бюджетные деньги в рамках исполнения государственного контракта [9].

В связи с тем, что таможенными органами РФ были выявлены признаки недостоверности сведений о стоимости указанного товара, свидетельствующие о получении незаконных доходов, ФТС России был направлен ряд международных запросов (в адрес контрагента - в Нидерланды, в адрес товаропроизводителя -в Японию), однако до настоящего времени документы, подтверждающие правомерность указанной сделки, в ФТС России не поступали.

Для подтверждения недействительности таких сделок, а также доказательства мнимости (притворности) внешнеэкономических сделок в качестве доказательной базы при обращении в суд может служить информация о первичных документах, представленных таможенным органам страны-контрагента (экспортные декларации на товары, оригиналы внешнеторговых контрактов, инвойсы, товаросопроводительные документы и др.).

Однако, несмотря на то, что в соответствии с рекомендациями ФАТФ компетентные органы стран должны прилагать все возможные усилия для предоставления фактической и правовой информации, необходимой для своевременного и эффективного исполнения запросов, большинство официальных запросов ФТС России в таможенные администрации зарубежных стран (как видно из примера) с просьбой представить указанные документы и сведения, имеющиеся у них в наличии, остаются без ответа ввиду отсутствия полномочий по обмену информацией не в рамках правоохранительной деятельности таможенных органов.

Принимая во внимание сложность процесса выявления «грязных» денег и создания правовой основы взаимодействия в целях организации превентивного противодействия незаконным валютным операциям, основанного на развитии механизмов риск-ориентированного подхода, ФТС России был подготовлен и одобрен распоряжением Правительства РФ от 05.05.2017 № 870-р проект типового Соглашения о взаимодействии между ФТС России и таможенной службой (уполномоченным органом) государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), по предупреждению, выявлению и пресечению совершения участниками ВЭД сомнительных финансовых операций.

Данное Соглашение является специализированным и направлено в первую очередь на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с рекомендациями ФАТФ. В связи с тем, что многие международно-правовые соглашения, способствующие сотрудничеству в таможенной сфере, которые заключила Россия с таможенными администрациями иностранных государств, не покрывают потребности в получении необходимой информации и сведений, а также ввиду того, что данные соглашения основываются на нарушениях таможенного законодательства и внешнеэкономическая сделка, направленная на отмывание доходов, полученных преступным путем, изначально не содержит признаков нарушения таможенного законодательства, правовые основания направления международных запросов отсутствуют.

Для объединения усилий компетентных органов в рамках превентивного противодействия сомнительным финансовым операциям, направленным на легализацию доходов, полученных преступным путем, предлагается заключать соответствующие двусторонние соглашения между ФТС России и компетентными органами государств, не являющихся членами ЕАЭС. Эти соглашения необходимо заключать с таможенными службами для обмена сведениями и документами, в том числе первичными (экспортные декларации, инвойсы, контракты, товаросопроводительные документы и др.), представленными таможенным органам.

Следует также отметить, что сомнительные финансовые операции, помимо легализации доходов, полученных преступным путем, могут совершаться в том числе с целью сокрытия предметов совершения иных правонарушений или преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, хищением бюджетных средств и др.

Для скорейшего расследования противоправной деятельности недобросовестных участников ВЭД предлагается также заключать двусторонние соглашения между ФТС России и налоговыми службами для обмена информацией об учредителях и иных участниках компаний, осуществляющих сомнительные финансовые операции, а также о сведениях, предоставленных при регистрации этих компаний.

С заключением двусторонних соглашений на основе упомянутого типового проекта Соглашения появится возможность обмениваться информацией и сведениями в рамках борьбы с легализацией (отмыванием) денег, полученных преступным путем, с компетентными органами, с которыми на сегодняшний день отсутствует правовая основа для взаимодействия.

Использованные источники

1. Мантусов В. Б. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 447 с.

2. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Валютный контроль как вид государственного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 7-16.

3. Мантусов В. Б. Международные экономические отношения: учебник / под ред. В. Е. Ры-балкина, В. Б. Мантусова. 10-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 704 с. (Золотой фонд российских учебников).

4. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

6. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / кол. авт., под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 463 с.

8. Таможенная служба Российской Федерации в 2016 году: справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. М., 2017. 77 с.

9. ВЭД-консалтинг [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedco.ru/property/custom/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.