Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ'

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
меры таможенно-тарифного регулирования внешней торговли / экономическая безопасность / таможенно-тарифное регулирование / внешняя торговля / SWOT-анализ / measures of customs and tariff regulation of foreign trade / economic security / customs and tariff regulation / foreign trade / SWOT analysis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.В. Аксенов, Н.В. Полежаева

Статья посвящена развитию положений по формированию мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS AND TARIFF REGULATION AND ENSURING THE ECONOMIC SECURITY THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the development of provisions on the formation of measures for customs and tariff regulation of foreign trade to ensure the economic security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ»

Секция

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ»

УДК 339.543

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Р. В. Аксенов, Н.В. Полежаева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: jotungamesclub@gmail .com

Статья посвящена развитию положений по формированию мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: меры таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, экономическая безопасность, таможенно-тарифное регулирование, внешняя торговля, SWOT- анализ.

CUSTOMS AND TARIFF REGULATION AND ENSURING THE ECONOMIC SECURITY

THE RUSSIAN FEDERATION

R. V. Axenov, N. V. Polezhaeva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: jotungamesclub@gmail.com

The article is devoted to the development ofprovisions on the formation of measures for customs and tariff regulation offoreign trade to ensure the economic security of the Russian Federation.

Keywords: measures of customs and tariff regulation of foreign trade, economic security, customs and tariff regulation, foreign trade, SWOT analysis.

На сегодняшний день таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности занимает немаловажное место в торговой политике. Таможенно-тарифное регулирование эксплуатируется в целях поддержания стабильной внешнеторговой системы, соблюдения международных обязательств, защиты экономики. Результативно действующая система таможенно-тарифного регулирования служит необходимым условием для реализации эффективной таможенной политики и осуществления таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности страны.

Повышение геополитической напряженности, введение ведущими торговыми партнерами России санкций в отношении ключевых отраслей российской экономики, дискриминация и ограничения возможностей российских экспортеров на внешних рынках, различный объем обязательств участников евразийской интеграции в рамках участия во Всемирной торговой организации выдвигают на первый план проблему обеспечения эффективной защиты

товаропроизводителей государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на основе сближения таможенно-тарифной политики, совершенствования системы таможенно-тарифного регулирования[1].

Задачей данной статьи является анализ перспектив и проблем таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности как инструмента обеспечения экономической безопасности.

Надлежащее производство таможенной статистики имеет большое значение для государственного регулирования экономических процессов в стране. Таможенная статистика находится в очень тесной связи со статистикой внешней торговли, которая важную роль в установлении эффективной внешнеэкономической и таможенной политики страны. В частности, денежная и фискальная политика страны зависит от данных баланса внешней торговли и наоборот. Например, чем больше национальная валюта ценится, тем больше увеличивается импорт, а тем больше - национальная валюта амортизации, тем выше рост экспорта. Кроме того, сумма валютных резервов должна быть в определенной пропорции к объему импорта, для поддержания эффективной денежно-кредитной политики [2].

Одним из основных принципов экономической политики Российской Федерации является либеральная внешняя торговля, что подразумевает упрощение режима внешней торговли и таможенных процедур, низкие налоги на импорт и минимальные нетарифные правила. Это было достигнуто российским правительством посредством тарифной политики, а также посредством реформ технических регламентов.

Таможенно-тарифное регулирование служит одним из главных способов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, использующим меры экономического воздействия, которые направлены на защиту национальных производителей, регулируют товарную структуруимпорта и экспорта, то есть обеспечивают экономическую безопасность государства.

Система таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности реализуется через совокупность элементов. К ним относятся: единый таможенный тариф, методы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, порядок подтверждения страны происхождения товаров, а также система тарифных преференций [3].

Невзирая на упрощение таможенных процедур и либерализацию мировой торговли, таможенно-тарифное регулирование продолжает оказывать значительное влияние на динамику и структуру товарооборота [4].

Объемы экспорта и импорта в стоимостном выражении понизились до минимумов последних пяти лет из-за снижения курса рубля по отношению к доллару, сокращения производства и действующего продовольственного эмбарго. Однако после провала в первом полугодии 2021 г. показатели стали приходить в норму, и уже в ноябре-декабре России почти удалось догнать прошлогодние объемы торговли.

В страновой структуре внешней торговли России важнейшим экономическим партнером страны является Европейский союз. Итак, в структуре экспорта со странами дальнего зарубежья на первом месте стоят топливно-энергетические товары.

Таким образом, 2021 год для внешней торговли прошел под эгидой девальвации и торговых запретов, которые в совокупности оказали влияние на структуру внешней торговли. Российская экономика зависит от колебаний цен на мировом нефтяном рынке. Это вызвано ее узкой топливно-сырьевой ориентацией. Дальнейшее развитие российской экономики представляется невозможным без перехода от экспортно-сырьевой модели развития к новой, инновационно-ориентированной модели.

Важным аспектом развития механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и кодификации таможенного законодательства ЕАЭС является достаточное разделение сфер правового регулирования наднационального

Секция «Актуальные проблемы инновационного развития предприятий: таможенный аспект»

(Таможенный кодекс Таможенного союза) и национального (законодательства государств-членов ЕАЭС о таможенном деле) уровней.

Проведем анализ проблем таможенно-тарифного регулирования, используя SWOT-анализ (табл. 1).

SWOT-анализ позволяет обнаружить и структурировать сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы. На современном этапе в Евразийском экономическом союзе таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности имеет ряд особенностей, затрагивающих базовые вопросы развития евразийской экономической интеграции.

Таблица 1

SWOT-анализ таможенно-тарифного регулирования_

Сильные стороны Возможности

Стимулирующая инвестиционная политика. Стимулирование внутреннего производства

Фискальная направленность таможенно-тарифного регулирования. Пополнение федерального бюджета.

Электронное декларирование. Расширение экспортных возможностей.

Стимулирование импортозамещения. Расширение профилей риска в рамках системы управления рисками.

Слабые стороны Угрозы

Снижение уровня тарифной защиты в условиях Всемирной торговой организации. Импорт высокотехнологичной продукции и готовых товаров.

Низкая степень дифференциации ставок таможенных пошлин. Эффективность функционирования механизма таможенно-тарифного регулирования отошла на второй план.

Экспортно сырьевая ориентация. Рост цен на отечественные товары.

Высокие экспортные таможенные пошлины на энергоносители. Снижение конкурентоспособности отечественных товаров.

Нелегальный ввоз в страну товаров. Уклонение от уплаты таможенных пошлин и налогов недобросовестных участников ВЭД.

Основываясь на выявленных проблемах механизма таможенно-тарифного регулирования, с учетом начала функционирования с 01.01.2015 г. ЕАЭС, следует разработать предложения по его совершенствованию, что будет содействовать обеспечению экономической безопасности.

Для начала совершенствования системы таможенно-тарифного регулирования необходимо проведение модернизации таможенного законодательства, которое должно отвечать нормам международного права в области таможенно-тарифного регулирования и включать минимальное количество отсылок на национальное законодательство государств-членов ЕАЭС. Это позволит уменьшить временные издержки, которые возникают при поиске необходимого нормативно-правового акта [5].

Сложность и проблемы состоят и в том, что она должна согласовывать национальные механизмы регулирования с общей системой регулирования стран-членов союза. Однако в них достаточно много расхождений. Это снижает эффективность использования мер таможенно-тарифного регулирования как фактора развития экономики страны.

Исходя из этого, одним из направлений совершенствования механизма таможенно-тарифного регулирования является унификация и гармонизация правовых норм стран-членов ЕАЭС в сфере экономики, налоговой, правовой и других сферах, оказывающих влияние на результативность применения мер таможенно-тарифного регулирования на развитие экономики.

Проводимая в рамках ЕАЭС согласованная единая секторальная политика направлена на формирование общего рынка по таким товарным группам, как лекарственные препараты и

медицинские изделия. На основе соответствующих соглашений предполагается в рамках ЕАЭС создание общего рынка газа, рынка нефти и нефтепродуктов к 1 января 2025 года и общего финансового рынка с созданием наднационального органа по его регулированию в г. Алматы к 2025 году.

Меры таможенно-тарифного регулирования должны обеспечивать равновесие товарных рынков и быть направлены на препятствование быстрому росту цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие в условиях колебаний на валютном рынке, достижение поставленных задач по импортозамещению и обеспечение продовольственной безопасности. Решение этих задач невозможно без модернизации системы преференций для развивающихся и наименее развитых стран в отношении сельскохозяйственных товаров [6].

Следует устранить возможность занижения таможенной стоимости товаров недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности путем манипулирования имеющимися в таможенном тарифе широкими разрывами в ставках таможенных пошлин в пределах одной товарной позиции с помощью применения принципа тарифной дифференциации, т.е. увеличения количества применяемых в тарифе значений ставок таможенных пошлин и максимальной видовой детализации импорта путем расширения количества единиц товарной номенклатуры и уровня ставок [7].

Важное значение в ходе решения задач таможенно-тарифного регулирования обретает использование альтернативных мер, таких как экономически целесообразное освобождение от уплаты НДС производственных товаров, материалов и компонентов, аналоги которых в России не производятся, таможенные процедуры, позволяющие использовать сниженные пошлины к ввозимому сырью и компонентам, а также развитие механизмов предоставления льгот в целях поддержки проведения инвестиционных проектов [8].

Библиографические ссылки

1. Максимов Ю. А. Таможенно - тарифное регулирование в условиях расширения мирохозяйственных связей как средство обеспечения экономической безопасности.

2. Шишканова Е. Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономиче-ской деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Концепт. - 2020. [Электронный ресурс]- URL: Ьйр://е- копсер^и/2020/15190.^т.

3. Анохина О. Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. — 3-е изд., перераб. и доп.

4. Яцушко А.Н. Экономическая безопасность: таможенный аспект: монография / А.Н. Яцушко. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2019.

5. Предложения по совершенствованию мер таможенно-тарифного регулирования [Электронный ресурс]. URL: https://infopedia.su/11x249c.html

6. Евразийская экономическая комисия годовой доклад за 2021 год Об итогах и перспективах социально-экономического развития государств - членов ЕАЭС и мерах, предпринятых государствами - членами ЕАЭС в области макроэкономической политики.

7. Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем: сборник статей Международной научнопрактической конференции (10 декабря 2021 г., г. Челябинск). / в 2 ч. Ч. 1 - Уфа: АЭТЕРНА, 2021. - 305 с

8. Юсупова О.А. Банкротство граждан и его последствия для кредитных организаций// Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2021. Т. 10. № 4 (434). С. 403-417.

© Аксенов Р. В., Полежаева Н.В.,2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.