Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеэкономическая деятельность / таможенные пошлины / тарифная квота / таможенно-тарифное регулирование / таможенный тариф / foreign economic activity / customs duties / tariff quota / customs and tariff regulation / customs tariff

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.А. Немоляева, С.Н. Блудова

В данной статье подлежат рассмотрению правовые основы применения элементов системы таможенно-тарифного регулирования в отношении стран, нарушающих экономические интересы Российской Федерации. Рассмотрены изменения направлений таможенно-тарифной политики. В процессе исследования автором анализируется изменение ставок ввозных таможенных пошлин на товары, по которым ранее предусматривалась ставка ввозной пошлины в размере 0%. На данный момент в соответствии с Единым таможенным тарифом ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные товарные позиции варьируются между 3% и 15% от стоимости товара. Также автором представлен перечень тарифных квот на 2024 год в отношении сельскохозяйственных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR THE APPLICATION OF THE SYSTEM OF CUSTOMS AND TARIFF REGULATION

This article should consider the legal basis for the application of elements of the customs and tariff regulation system in relation to countries that violate the economic interests of the Russian Federation. Changes in the directions of the customs and tariff policy were considered. In the process of the study, the author analyzes the change in the rates of import customs duties on goods at which the import duty rate of 0% was previously provided. At the moment in accordance, the rate of import customs duties Individual items vary between 3% and 15% of the item value. The author also presents a list of tariff quotas for 2024 for agricultural goods.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

А.А. Немоляева, магистрант

Научный руководитель: С.Н. Блудова, канд. экон. наук, доцент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

Б01:10.24412/2500-1000-2024-1-4-19-22

Аннотация. В данной статье подлежат рассмотрению правовые основы применения элементов системы таможенно-тарифного регулирования в отношении стран, нарушающих экономические интересы Российской Федерации. Рассмотрены изменения направлений таможенно-тарифной политики. В процессе исследования автором анализируется изменение ставок ввозных таможенных пошлин на товары, по которым ранее предусматривалась ставка ввозной пошлины в размере 0%. На данный момент в соответствии с Единым таможенным тарифом ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные товарные позиции варьируются между 3% и 15% от стоимости товара. Также автором представлен перечень тарифных квот на 2024 год в отношении сельскохозяйственных товаров.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, таможенные пошлины, тарифная квота, таможенно-тарифное регулирование, таможенный тариф.

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли, осуществляемый посредством применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования

внешнеторговой деятельности» таможенно-тарифное регулирование применяется в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка.

Элементы системы таможенно-тарифного регулирования, представлены на рисунке 1.

Таможенно-тарифное регулирование

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ

[.Закон Российской Федерации от 21.05.1993г. №5003-1 «О таможенном тарифе».

2.Решение Совета ЕЭК от 14.09,2021г. № 80 «ОБ утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической

деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа ЕАЭС».

ТАРИФНЫЕ КВОТЫ

1. Ст. 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 г. №5003-1 «О таможенном тарифе».

2. Ст. 44 Договора о ЕАЭС.

3. Решение Коллегии ЕЭК от 23.082022г. №119

«Об установлении на 2023 год тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, а также объемов тарифных кво товаров».

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ

Ст. 3S ТК ЕАЭС

Методы определения

ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ

1.Ст. 36 Закона Российской 1 от 21.05.1993г. №5003-1 «О таможенном тарифе».

2.Сш. 36 Договора о ЕАЭС.

3.Решение Совета ЕЭК от 14.06.2015г. № 60 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран».

Элементы Единой системы тарифных преференций ЕАЭС

Метод I

ввозимыми товарами (метод 1) ст. 39. ст. 40 ТК ЕАЭС

Метод сложения (метод 5) ст. 44 ТК ЕАЭС

Метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) ст. 41 ТК ЕАЭС

Резервный метод (метод б) сг. 45 ТК ЕАЭС

Метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) ст. 42 ТК ЕАЭС

Перечень развивающихся стран (29 стран)

Решение Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 г. № 13 0 «О едином таможенно-тарифном регулировании ЕАЭС» (Приложение №2)

Перечень наименее развитых стран (48 стран)

Решение Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 г. № 13 0 «О едином таможенно-тарифном регулировании ЕАЭС» (Приложение №3)

Перечень товаров

Решение Совета ЕЭК от 13.01.2017 г. №8 «О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию :ого экономического союза предоставляются

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ

Импортные (i 4 Закона Российской

1.Ст.

21.05.1993г. №5003-1 о О таможенном тарифе».

2.Ст. 42 Договора о ЕАЭС.

3.Сх. 53 ТК ЕАЭС.

4.Постановление Правительства Российской

от 07.12.2022г. №2240 «Об

утверждении пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются государства и территории, предпринимающие меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации».

Специфические

Комбинированные

_ Экспортные (вывозные)

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 г. №20бЯ «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы т ерритории ЕАЭС».

ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ

1.Ст. 35 Закона Российской Федерации от 21.05.1993г. №5003-1 «О таможенном тарифе».

2.Ст. 43 Договора о ЕАЭС.

3.Решение КТС от 27.11.2009г. №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза».

Рис. 1. Правовые основы применения системы таможенно-тарифного регулирования

В связи с введением экономических санкций недружественными странами в отношении России изменилось международное взаимодействие и таможенное сотрудничество. Кроме того, изменились направления таможенно-тарифной политики. Министерством финансов Российской Федерации утверждены направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, которые регламентируют следующие направления.

1. Обеспечение национальной безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности.

2. Поддержка развития отечественной экономики в условиях санкционного давления недружественными странами.

3. Тенденция взаимодействия со странами южного и восточного направлений, с которыми наращивается торговый оборот, выстраивание новых маршрутов поставки, продвижение экономических интересов Российской Федерации.

4. Обеспечение динамичного развития перспективных механизмов сотрудничества с иностранными партнерами, направленных на ускорение таможенных проце-

дур и обеспечение высокой степени безопасности цепочек поставок [2].

В целях оказания поддержки отдельным регионам и выравнивания экономических условий расширены полномочия Правительства РФ по установлению на временной основе тарифных квот. Данный механизм позволит применять пониженные или нулевые ставки вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, производимых в субъектах Российской Федерации, а также снижение ставок экспортных пошлин для товаров, вывозимых в дружественные страны.

Постановлением правительства Российской Федерации от 7 декабря 2022 г. №2240 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются государства и территории, предпринимающие меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации» утверждены ставки ввозных таможенных пошлин в размере 35% от таможенной стоимости товаров, страной происхождения которых являются недружественные государства. Ставки ввозных таможенных пошлин представлены на рисунке 2.

33 группа

3305 10 000 0 (шампуни)

3305 90 000 9 (прочие средствадля волос)

3306 10 000 0 (средства для чистки зубов)

3307 10 000 0 (средствадля бритья) 3307 20 000 0 (дезодоранты)

3307 49 000 0 (ароматизаторы помещений)

6.5%

35%

Применяются в отношении следующих стран:

Ставки ввозных таможенных пошлин

34 группа

3402 90 900 0 (Моющие и чистящие средства)

6,5% I

35%

Применяются в отношении следующих стран:

США, Канада, Великобритания Австралия, Новая Зеландия, Польша

93 группа

9303 20 100 0 (оружие одноствольное

падкое тв ольное)

9303 20 950 0 (прочее оружие)

9303 30 000 0 (винтовки)

12% I

■ 35%

9303 90 000 0 (ракетницы)

9305 20 ООО 1 (стволы ружей или винтовок товарной позиции 9303)

9306 21 000 0 (патроны для гладкоствольного оружия)

9306 29 000 0 (Части для патронов пушки)

15% I

35%

Применяются в отношении следующих стран:

Австралия, Албания, Андорра, Багамские Острова, Великобритания Государства - члены Европейского союза, Исландия, Канада, Лихтенштейн. Микронезия. Монако. Новая Зеландия Норвегия. Республика Корея. Сан-Марино. Северная Македония. Сингапур. США, Тайвань, Украина, Черногория, Швейцария, Япония

Рис. 2. Ставки ввозных таможенных пошлин в отношении недружественных стран [3]

Ставки ввозных таможенных пошлин, установленных постановлением правительства Российской Федерации от 7 де-

кабря 2022 г. №2240, применяются до 31 декабря 2024 года включительно. Перечень недружественных государств утвер-

жден распоряжением Правительства от 5 марта 2022 г. №430-р. Повышение ставок ввозных таможенных пошлин прослеживается на товары, входящие в 33, 34 и 93 группы. Повышение ставки ввозной таможенной пошлины прослеживается в основном на косметические принадлежности, чистящие средства, боеприпасы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Элеметы системы тарифных преференций в ЕАЭС включают в себя перечень развивающихся стран, наименее развитых стран и перечень товаров, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС предоставляются тарифные

преференции. Перечень включает в себя 29 развивающихся стран и 48 наименее развитых стран.

В Едином таможенном тарифе ЕАЭС, утвержденным Решением Совета ЕЭК от 14 сентября 2021 г. №80, изменены ставки ввозных таможенных пошлин, а именно увеличены ставки ввозных таможенных пошлин на товарные позиции, ранее по которым предусмотрена ставка ввозной пошлины в размере 0%. Изменение ставок ввозных таможенных пошлин представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Изменение ставок ввозных таможенных пошлин

Наблюдается увеличение ставок ввозных таможенных пошлин на товарные позиции, в отношении которых была предусмотрена ставка в размере 0%. Таким образом, на отдельные товарные позиции ставки ввозных таможенных пошлин варьируются в размере от 3% до 15% от таможенной стоимости товара. Увеличение ставок ввозных таможенных пошлин прослеживается на черные металлы, электрические машины и оборудования, средства наземного транспорта, хозяйственные принадлежности, изделия из пластмасс.

Предоставление тарифных льгот, которое заключается в освобождении

от импортных пошлин или в снижении тарифных ставок, также является сред-

ством регулирования внешней торговли. Товарные позиции, в отношении которых предоставляются льготы, представлены в приложении № 6 Договора о ЕАЭС [5].

Тарифные квоты представляют собой меры регулирования ввоза на территорию Российской Федерации сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающих применение более низкой ставки ввозной таможенной пошлины по сравнению со ставкой таможенной пошлины, применяемой в соответствии с ЕТТ ЕАЭС при условии, что аналогичные товары производятся на территории ЕАЭС.

Таким образом, таможенно-тарифное регулирование следует трактовать как ме-

тод регулирования внешней торговли, тарифное регулирование имеет достаточно осуществляемый посредством применения сложную специфику в рамках нормативно-таможенных пошлин с целью защиты оте- правового регулирования вследствие мно-чественных производителей и экономики в жества включающих в себя элементов. целом. Следует отметить, что таможенно-

Библиографический список

1. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»// «КонсультантПлюс»: справочная правовая система.

2. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (утв. Минфином России) // «КонсультантПлюс»: справочная правовая система.

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. № 80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» // «КонсультантПлюс»: справочная правовая система.

4. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2022 г. № 2240 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются государства и территории, предпринимающие меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации» // «КонсультантПлюс»: справочная правовая система.

5. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // «КонсультантПлюс»: справочная правовая система.

LEGAL BASIS FOR THE APPLICATION OF THE SYSTEM OF CUSTOMS

AND TARIFF REGULATION

A.A. Nemolyaeva, Graduate Student

Supervisor: S.N. Bludova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. This article should consider the legal basis for the application of elements of the customs and tariff regulation system in relation to countries that violate the economic interests of the Russian Federation. Changes in the directions of the customs and tariff policy were considered. In the process of the study, the author analyzes the change in the rates of import customs duties on goods at which the import duty rate of 0% was previously provided. At the moment in accordance, the rate of import customs duties Individual items vary between 3% and 15% of the item value. The author also presents a list of tariff quotas for 2024 for agricultural goods.

Keywords: foreign economic activity, customs duties, tariff quota, customs and tariff regulation, customs tariff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.