Научная статья на тему 'Таможенная преступность и особенности противодействия этому виду преступности'

Таможенная преступность и особенности противодействия этому виду преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2020
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / CUSTOMS OFFENCES / GENERAL SOCIAL PREVENTION / SPECIAL CRIMINOLOGICAL PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александрова Н. С.

В статье рассматривается понятие таможенной преступности, а также ее причины и основные меры противодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS OFFENCES AND PARTICULARITIES OF COUNTERACTING THIS KIND OF CRIME

The article deals with the concept of customs offences, as well as the root causes of the crime and the main measures of counteraction

Текст научной работы на тему «Таможенная преступность и особенности противодействия этому виду преступности»

УДК 34.03

ТАМОЖЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТОМУ ВИДУ ПРЕСТУПНОСТИ

Александрова Наталия Сергеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, к.ю.н., доцент, e-mail: alex-rta2006@mail.ru

В статье рассматривается понятие таможенной преступности, а также ее причины и основные меры противодействия

Ключевые слова: таможенная преступность; общесоциальное предупреждение; специально-криминологическое предупреждение

CUSTOMS OFFENCES AND PARTICULARITIES OF COUNTERACTING THIS KIND OF CRIME

Aleksandrova Nataliya S.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Criminal Law Disciplines, PhD, Docent, e-mail: alex-rta2006@mail.ru

The article deals with the concept of customs offences, as well as the root causes of the crime and the main measures of counteraction

Keywords: customs offences; general social prevention; special criminological prevention

Для цитирования: Александрова Н.С. Таможенная преступность и особенности противодействия этому виду преступности // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С. 9-14.

Таможенная преступность как криминологический феномен представляет собой совокупность совершаемых на определенной территории за определенное время преступлений, посягающих на широкий круг правоохраняемых отношений и имеющих специфические особенности предмета преступления, противоправного деяния и обстановки его совершения. Таможенная преступность представляет собой угрозу экономической, общественной, экологической безопасности страны и здоровью населения.

Таможенные преступления, как правило, связаны с нарушениями, как-то: порядок перемещения различными способами тех или иных предметов, товаров через таможенную или государственную границу; порядок уплаты таможенных платежей; порядок возврата на территорию РФ культурных ценностей, денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. Предметом таможенных преступлений могут быть ввозимые или вывозимые на единое таможенное пространство ЕАЭС предметы, разрешенные в гражданском обороте, либо предметы, оборот которых полностью запрещен или ограничен. Обстановка совершения преступления может быть представлена конкретным участком таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕАЭС либо Государственной границы Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС.

Криминологический анализ отдельных разновидностей таможенных преступлений свидетельствует, что им свойственны транснациональность, поливариантность и изощренность способов совершения этих деяний, а также высокий уровень организованности и квалификации таможенных преступников; следует отметить и вовлеченность в эти преступные деяния

коррумпированных работников контролирующих и правоохранительных органов.

Изучение личности таможенного преступника показывает, что по общим признакам его вряд ли можно различить с несудимым лицом. Это часто мужчина среднего возраста, обычно состоящий в браке, имеющий детей и постоянное место жительства и, как правило, материально-обеспеченный, обладающий достаточно высоким интеллектом и образованностью. Следует отметить, что для него характерны коммуникабельность, активность, решительность, инициативность, организаторские способности.

На макроуровне таможенная преступность детерминируется:

- негативными духовно-нравственными факторами (распространением в общественном сознании культа наживы и стяжательства, пренебрежением государственными и общественными интересами, правовым нигилизмом);

- негативными социально-экономическими факторами (фиксирующимися с 2008 г. кризисными явлениями на фондовых биржах, в банковской системе, а также в реальном секторе экономики; введением экономических санкций против России и ответных российских контрсанкций, ростом безработицы, увеличением разрыва между наиболее обеспеченными и малообеспеченными слоями населения, нарастанием социальной напряженности);

- негативными правовыми факторами - нестабильностью, пробельностью, противоречивостью законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок внешнеэкономической деятельности и регламентирующих ответственность за его нарушения на едином пространстве Таможенного союза ЕАЭС, противоречиями

Ь1 Ж

Д У Н А ОД Н А Я И Н

Н hi

РА

ц

И Я

В

РА М

к А

X Е

А

013

п

в правоприменительнойдеятельностистран - участниц Таможенного союза; недостатками в деле регистрации, расследования и судебного рассмотрения этих преступных посягательств (необоснованными отказами в возбуждении уголовного дела, а также прекращением и приостановлением дел и даже необоснованным вынесением оправдательных приговоров по делам о таможенных преступлениях);

- негативными организационно-управленческими факторами (отсутствием должного таможенного и пограничного контроля на таможенном пространстве ЕАЭС, недостатками информационного, научно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения в органах таможенного контроля; недочетами во взаимодействии между таможенными и правоохранительными органами стран - участников экономического сообщества; отсутствием комплексных планов профилактики; противоречиями в определении компетенции субъектов профилактики, недостатками деятельности по выявлению лиц, специализирующихся на таможенных преступлениях, и их преступных объединений; отсутствием необходимого учета лиц, склонных совершать рассматриваемые преступления; низким уровнем ранней, непосредственной и постпенитенциарной профилактики в отношении указанной категории преступников).

На микроуровне детерминантами конкретного таможенного преступления следует считать такие криминогенные качества личности, как завышенные материальные потребности, превалирующие над духовными; неуважительное отношение к социальным и правовым нормам, стремление любой ценой добиться материального благосостояния и (или) повысить свой социальный статус. Таможенный преступник по своей антисоциальной направленности относится к «устойчивому» типу, характеризующемуся наличием стойких деформаций в структуре социальной направленности личности, выраженными в антиобщественных взглядах, правовом нигилизме и стремлении к участию и продолжению криминальной деятельности.

Негативные нравственно-психологические и ценностно-нормативные аспекты личности нередко формируются под влиянием микросоциальных групп, в которых существует снисходительное или одобрительное отношение к таможенным правонарушениям или преступлениям, осуществляется своего рода обмен преступным опытом. Повышает вероятность совершения лицом таможенного преступления и наличие коррупционных связей с работниками таможенных, пограничных или правоохранительных органов, руководителями кредитных организаций, а также с криминальными элементами, которые контролируют ту или иную сферу преступной деятельности.

Предупреждение таможенной преступности включает в себя целую систему мероприятий, применение различных общесоциальных

и специальных мер, направленных на устранение негативных явлений, ее детерминирующих. Эффективное предупреждение таможенной преступности невозможно без всесторонне продуманной, качественной организации этой деятельности, предполагающей постоянный информационно-аналитический мониторинг преступности, ее прогнозирование и разработку на этой основе стратегии и тактики проведения мероприятий, отраженной в соответствующих программах и иных нормативных актах, без должного материально-технического и кадрового обеспечения, без налаживания международного, межведомственного и внутриведомственного взаимодействия.

В целях совершенствования предупреждения таможенных преступлений требуется:

- разработать комплексный план профилактики таможенной преступности, в котором перечислить целевые приоритеты и основные направления этой деятельности, определить компетенцию отдельных субъектов профилактики, предложить конкретные профилактические мероприятия, увязать их по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и так далее;

- осуществлять мониторинг нормативных актов Российской Федерации и стран - участниц ЕАЭС и практики их применения для выявления правовых пробелов и противоречий, установления факторов, способствующих совершению правонарушений и преступлений;

- унифицировать нормы административного, уголовного законодательства государств - участников ЕАЭС, предусматривающих ответственность за таможенные правонарушения и преступления;

- унифицировать правовую, методическую, информационно-техническую основу системы управления рисками и категорирования участников ВЭД в таможенных службах РФ и государств -членов ЕАЭС;

- завершить внедрение системы «Единое окно» на национальном уровне и обеспечить ее совместимость с национальными системами «Единого окна» в рамках ЕАЭС, использовав интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли Таможенного союза ЕАЭС;

- обеспечить сквозной таможенный контроль и прослеживаемость движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю на основе систем межгосударственного и межведомственного информационного взаимодействия;

- ввести обязательную маркировку товаров в отраслях с высокой долей незаконного оборота промышленной продукции на всем таможенном пространстве ЕАЭС, а также электронный обмен соответствующими данными;

- расширить использование таможенными органами предварительной информации при осуществлении таможенного контроля;

- внедрить опыт зарубежных стран по осуществлению фактического таможенного контроля мобильными группами досмотровых инспекторов;

- создать единый национальный механизм таможенного, налогового и валютного контроля, предполагающий использование интегрированных информационных технологий государственных органов, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации;

- расширить информационное взаимодействие всех правоохранительных структур, осуществляющих противодействие таможенным, налоговым и валютным правонарушениям и преступлениям путем размещения информации в «Едином реестре проверок»;

- координировать проверочные мероприятия органов таможенного, налогового, банковского и иного контроля;

- оснастить таможенные органы современными техническими средствами таможенного контроля.

Что касается специального предупреждения таможенной преступности, то оно осуществляется как на международном, так и на национальном уровнях.

На международном уровне эта деятельность осуществляется в рамках международных организаций и интеграционных объединений. В частности, Россия участвует в работе таких международных организаций и межгосударственных объединений, как Всемирная таможенная организация (ВТамО), БРИКС, форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и других. Руководители таможенных служб государств - членов этих международных организаций регулярно встречаются на заседаниях и решают вопросы профилактической и правоохранительной деятельности [1].

Международное сотрудничество активно развивается на основе межправительственных и межведомственных договоров о взаимодействии в сферах предупреждения различных таможенных преступлений. Межправительственные соглашения и меморандумы о взаимной помощи в таможенных делах заключены с 71 страной. Только с начала 2017 г. подписано 18 международных актов, в том числе 8 международных договоров, 6 меморандумов и 1 план с 11 странами дальнего зарубежья. В частности, заключены следующие договоры: о взаимодействии по предупреждению, выявлению и пресечению совершения участниками внешнеэкономической деятельности сомнительных финансовых операций с Аргентиной, Бразилией, Болгарией, Великобританией, ФРГ, САР Гонконг, Индией, Испанией, Кипром, Китаем, Кубой, Латвией, Литвой, Нидерландами, Парагваем, Словакией, Турцией, Уругваем, Финляндией, Францией, Чехией, Швейцарией, Эстонией, ЮАР [2].

Совершенствованию предупреждения таможенных преступлений на международном уровне весьма способствовало образование в сентябре 2001 г. регионального узла связи ВТО по правоохранительной деятельности в Москве, в рамках Главного управления по борьбе с контрабандой Таможенной службы России. RILO-Москва, с одной стороны, является международным объединением таможенных служб государств - участников СНГ. С другой стороны, RILO-Москва имеет налаженные связи с другими региональными узлами связи (например, RILO-Кёльн - по Западной Европе, RILO-Варшава - по Центральной и Восточной Европе, RILO-AP - по странам Азиатско-Тихоокеанского региона и другие).

С помощью сети RILO осуществляется обмен информацией правоохранительного характера между таможенными службами и другими контролирующими и правоохранительными органами государств - членов ВТО. В частности, по каналам международной таможенной Информационно-аналитической сети «CEN» ВТО в режиме реального времени осуществляется сбор, обработка и обмен данными о контрабанде подакцизных товаров (сигарет, алкоголя, автомобилей); предметов, перемещаемых с нарушением прав интеллектуальной собственности; валютных ценностей; наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; оружия, взрывчатых веществ; ядерных, радиоактивных и иных опасных материалов; редких и охраняемых объектов флоры и фауны; культурных ценностей; других запрещенных или ограниченных в гражданском обороте предметов; выявляются и отслеживаются способы совершения и сокрытия таможенных преступлений; устанавливаются их организаторы и участники.

Предупреждение таможенной преступности осуществляется и в рамках различных региональных интеграционных объединений. На постсоветском пространстве региональная интеграция планировалась в рамках Договора от 24 сентября 1993 г. стран СНГ «О создании Экономического союза». Хотя в силу непреодолимых противоречий между государствами СНГ положения Договора так и не были реализованы, процесс региональной интеграции не был прекращен. Ныне ФТС России участвует в работе Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ.

Правопреемником и продолжателем идей Единого экономического пространства стало Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), ныне ЕАЭС, которое ставит перед собой цели построения Таможенного союза, а затем и общего рынка. Страны, входящие в указанное интеграционное объединение, осуществляют постоянный обмен криминологически значимой информацией, объединяют и координируют свои усилия в деле предупреждения таможенных преступлений.

Правовую основу системы специального предупреждения таможенной преступности составляют нормы международного права, положения Конституции Российской Федерации, нормы профилактического, таможенного, административного и уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, федеральные законы от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», от 25 декабря 2008 г. № 27З-ФЗ «О противодействии коррупции» и другие. Кроме того, отдельные нормы профилактического характера содержатся в нормативно-правовых актах прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Банка России, Счетной палаты РФ и других правоохранительных и контрольно-ревизионных органов.

К числу нормативных актов концептуального характера следует отнести Федеральный Закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ», в котором определены принципы, направления, основания, виды и формы профилактической деятельности, субъекты, их права и обязанности в рассматриваемой сфере и тому подобное [3].

Следует отметить, что вышеуказанный закон сразу после принятия подвергся критике со стороны научного сообщества. Авторов этого закона упрекали в том, что они не разрешили проблему разбалансировки законодательства в области предупреждения правонарушений и преступлений [4], не указали полный перечень объектов и субъектов профилактики, не урегулировали порядок и процедуры применения мер профилактического воздействия [5] и другое.

На наш взгляд, во многом эта критика некорректна. Судя по пояснительной записке к законопроекту, его основной задачей является рамочное урегулирование правовых основ формирования системы предупреждения преступлений и правонарушений [6]. Эта задача в основном решена. Что касается регламентации функционирования системы предупреждения конкретных разновидностей преступности на различных уровнях (федеральном, на уровне субъектов РФ, ведомственном и муниципальном), то она не была проведена в данном законе вполне обоснованно. Закон о профилактике имеет общий криминолого-полити-ческий характер, вопросы же предупреждения отдельных разновидностей преступности должны решаться в специализированных нормативно-правовых актах.

Основную нагрузку по профилактике таможенных преступлений несет ФТС России. В силу этого закономерно, что большинство мероприятий по предупреждению таможенной преступности определены в Комплексной программе развития Федеральной таможенной службы России до 2020 г. (Приложение к решению коллегии ФТС России от 25 мая 2017 г.), в которой установлена система целевых приоритетов и конкретных мероприятий в области правоохранительной, в том числе и предупредительной, деятельности, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Деятельность правоохранительных подразделений таможенных органов Российской Федерации осуществляется в тесном взаимодействии с подразделениями МВД России, ФСБ России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФНС, Росфинмониторингом, иными министерствами и ведомствами, с таможенными органами иностранных государств, международными правоохранительными организациями, а также представителями крупных бизнес-сообществ. Это взаимодействие осуществлялось как в рамках деятельности межведомственных совещательных органов, так и в рамках исполнения совместных приказов [7].

Профилактические мероприятия комплексной программы соотносятся с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза 2018 г., нормативно-правовыми актами РФ, а также с такими программными документами, как «Стратегия общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 г., № Пр-2685); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г., № 683); Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г., № 690); Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года; Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года; Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 612-р); государственными программами Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности», «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»; паспортом приоритетной программы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» и другими.

Стратегическими целями Комплексной программы развития ФТС являются: содействие развитию международной торговли за счет модернизации деятельности таможенных органов, эффективное противодействие правонарушениям и преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов, а также профилактика и пресечение коррупционных преступлений.

Руководитель ФТС России В.И. Булавин в своем выступлении 31 мая 2017 г. на конференции «Таможенное законодательство 2018: первые результаты практического применения», организованной Общественным советом при ФТС России, отметил, что реализовать эти планы можно при условиях широкомасштабной информатизации и автоматизации таможенного контроля и налаживании всестороннего взаимодействия таможенных органов с другими контролирующими и правоохранительными органами как на национальном, так и на международном уровнях [8].

Следует отметить, что краеугольным камнем в деле модернизации таможенного контроля является создание единой сети специализированных таможенных органов, работающих только с электронными документами. Хотя электронное декларирование стало обязательным только лишь с 1 января 2014 г., доля электронных деклараций в 2017 г. составила уже 99,96 %. Предполагается, что к 2020 г. будет работать 16 центров электронного декларирования (ЦЭДов), в которых и будет сконцентрирован основной декларационный массив; доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций достигнет 99 %, а количество автоматически выпущенных деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, - 80 % [9].

Перспективной задачей является налаживание электронного взаимодействий между ЦЭДами и таможенными постами фактического контроля, которое будет весьма способствовать профилактике коррупционных деяний. Дело в том, что таможенный инспектор в ЦЭДе будет изолирован от контактов и с участниками ВЭД, и с таможенным постом фактического контроля (на складах временного хранения, в морских портах, на железнодорожных станциях, в аэропортах). Таможенный инспектор в ЦЭДе проверяет через систему управления рисками декларации, которые не попали на авторегистрацию и автовыпуск, и, в случае необходимости, отдает в электронном виде распоряжения о проведении фактического контроля [10]. Инспектор, осуществляющий фактический контроль, должен выполнить меры по минимизации рисков, которые предписаны ему инспектором ЦЭД [11].

Помимо этого, для предупреждения коррупционных схем взаимодействия между должностными лицами таможенных органов и участниками ВЭД желательно внедрить опыт зарубежных стран по осуществлению фактического

контроля мобильными группами без привязки к одному месту нахождения товара контроля [12, с. 15] и постоянно осуществлять ротацию служащих таможенных органов Российской Федерации.

Библиографический список:

1. Участие ФТС России в международных организациях и межгосударственных объединениях Всемирная таможенная организация (ВТамО) URL: http:// www.customs.ru/index.php?option=com_content&vie w=article&id=22290&Itemid=2640 (дата обращения: 27.04.2018).

2. Сотрудничество со странами дальнего зарубежья. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=22289&Itemid=2639 (дата обращения: 21.12.2017).

3. Собрание законодательства РФ. 2016. № 26 (ч. 1). Ст. 3851.

4. Щербаков А.Д. «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»: критическая заметка. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/federalnyy-zakon-ot-23-iyunya-2016-g-182-fz-ob-osnovah-sistemy-profilaktiki-pravonarusheniy-v-rossiyskoy-federatsii-kriticheskaya-zametka; Арзамасцев О.П. Анализ проекта Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Вестник Пензенского государственного университета. 2015. URL: // КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/ article/n/analiz-proekta-federalnogo-zakona-ob-osnovah-sistemy-profilaktiki-pravonarusheniy-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 01.03.2018).

5. Максимов С.В., Валуйсков Н.В. Законодательная новелла о профилактике правонарушений: недостатки и перспективы их устранения. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelnaya-novella-o-profilaktike-pravonarusheniy-nedostatki-i-perspektivy-ih-ustraneniya (дата обращения: 01.03.2018).

6. Пояснительная записка к Проекту Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». URL: https:// www. consultant.ru (дата обращения: 11.02.2018).

7. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Росфинмониторинга, ФНС России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, Следственного комитета Российской Федерации и Банка России от 12 марта 2013 г. № 105/136/50/ ММ-7-2/117/131/98/447/12/ОД-121 «Об утверждении Регламента информационного взаимодействия Банка России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правоохранительных и иных федеральных государственных органов Российской Федерации при выявлении и пресечении незаконных финансовых операций кредитных организаций и их клиентов». URL: https://www. consultant.ru (дата обращения: 11.02.2018).

8. Выступление Булавина В. от 31 мая 2017 года. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=26261:2018-02-08-07-10-31

&catid = 40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094& Itemid=1835 (дата обращения: 27.09.2018).

9. Булавин В. ФТС России выступает за создание бесконфликтной среды ведения бизнеса 08.02.2018. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view = article&id = 26261:2018-02-08-07-10-31&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835 (дата обращения: 08.02.2018).

10. Об утверждении «Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками»: приказ Федеральной таможенной службы России от 20 мая 2016 г. № 1000. URL: http://www.customs.ru/index.

php?option=com_content&view=article&id=22290&It emid=2640 (дата обращения: 08.02.2017).

11. Боярский Г.А. Таможенное оформление в ЦЭД: что ждет декларантов // Материалы совместного заседания Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России и Общественного совета при ФТС России 18.12.2017. URL: http://alta.ru>expert_opinion/57996/ (дата обращения: 11.02.2018).

12. Материалы выступлений на конференции, организованной Комитетом по транспорту и таможне Ассоциации европейского бизнеса «Навстречу бизнесу» // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2017 г. № 4. 50 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.