Научная статья на тему 'Таможенная инфраструктура и субъекты рынка околотаможенных услуг стран Евразийского экономического союза'

Таможенная инфраструктура и субъекты рынка околотаможенных услуг стран Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1221
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Банных Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенная инфраструктура и субъекты рынка околотаможенных услуг стран Евразийского экономического союза»

И. Н. БАННЫХ

Таможенная инфраструктура и субъекты рынка околотаможенных услуг стран Евразийского

*

экономического союза

Департамент таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и решениями ЕЭК с целью обобщения сведений по объектам околотаможенной инфраструктуры государств - членов ЕАЭС, гармонизации деятельности таможенных органов стран ЕАЭС осуществляет мониторинг и публикацию:

- общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела: таможенных перевозчиков, таможенных представителей (статьи 12, 18, 23, 28 ТК ТС, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.12.2012 № 271 «О формировании общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, владельцев свободных складов, резидентов (участников) свободных (специальных, особых) экономических зон»); владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов;

- реестров владельцев свободных складов;

- реестров резидентов (участников) свободных (специальных, особых) экономических зон (статьи 12, 18, 23, 28 ТК ТС, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.12.2012 № 271 «О формировании общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, владельцев свободных складов, резидентов (участников) свободных (специальных, особых) экономических зон»);

* Данные на 01.01.2016.

БАННЫХ Игорь Николаевич — советник Департамента таможенной инфраструктуры. Евразийская экономическая комиссия. 119121, Москва, Смоленский бульвар, 3/5, стр. 1. [email protected].

© Банных И. Н., 2017

- перечней мест прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС и убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС;

- информационно-справочного перечня пунктов пропуска государств - членов ЕАЭС.

На основе представленных таможенными органами стран ЕАЭС сведений Департамент таможенной инфраструктуры (ДТИ) проводит анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры.

Представленные в данной публикации сведения являются открытой информацией, которая может использоваться в интересах широкого круга юридических и физических лиц.

Объекты таможенной инфраструктуры государств - членов ЕАЭС

Пункты пропуска через внешнюю границу ЕАЭС классифицируются по виду международного сообщения и подразделяются на автомобильные (автодорожные), железнодорожные, морские, речные (озерные), воздушные, пешеходные, смешанные.

Прибытие товаров на таможенную территорию государств - членов ЕАЭС и убытие товаров с таможенной территории государств - членов ЕАЭС осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС. Всего на территории государств - членов ЕАЭС на 01.01.2016 на таможенной границе ЕАЭС располагается 519 пунктов пропуска (табл. 1).

Таблица 1

Распределение количества пунктов пропуска на территории государств - членов ЕАЭС

Государство Пункты пропуска

Автомобильные Железнодорожные Воздушные Морские Смешанные Речные Озерные Пешеходные Всего

Кыргызская Республика 18 4 5 - - - - - 27

Республика Беларусь 27 25 7 - - 3 - - 62

Республика Армения 4 1 2 - - - - - 7

Российская Федерация 151 69 86 66 10 3 1 1 387

Республика Казахстан 12 6 16 2 - - - - 36

С учетом протяженности таможенной границы стран ЕАЭС среднее расстояние между пунктами пропуска на внешней границе стран составляет в Республике Армения - 179, Республике Беларусь - 38, Республике

Казахстан - 143, Кыргызской Республики - 125, Российской Федерации -145 км.

Общая протяженность внешней границы государств - членов ЕАЭС составляет 68 380,6 км (рис. 1).

4 (56 258)

Рис. 1. Соотношение протяженности таможенных границ государств - членов ЕАЭС, км: 1 - Республика Армения, 2 - Республика Беларусь, 3 - Республика Казахстан, 4 - Российская Федерация, 5 - Кыргызская Республика

Динамика изменения количества пунктов пропуска незначительна: у Республики Армения, Республики Беларусь, Российской Федерации изменений не было, у Республики Казахстан и Кыргызской Республики изменения произошли после отмены таможенного контроля между государствами.

С учетом развитой инфраструктуры морских портов Российской Федерации максимальная доля грузооборота в 2015 г. принадлежит морским пунктам пропуска (810 млн т), это в 4,8 раза больше, чем доля грузооборота страны через железнодорожные пункты пропуска (168 млн т), и в 26 раз больше, чем через автомобильные пункты пропуска (30,3 млн т). На перевозки товаров через воздушные пункты пропуска России пришлось 5,5 млн т. Грузооборот морских пунктов пропуска за 2015 г. в 2,8 раза превысил грузооборот всех остальных пунктов пропуска государств -членов ЕАЭС.

В Республике Беларусь основная доля грузооборота в 2015 г. пришлась на железнодорожные перевозки, ежегодный грузооборот через железнодорожные пункты пропуска составил 80,6 млн т, грузооборот через автомобильные пункты пропуска - 21,8 млн т. Воздушные перевозки грузов через таможенную границу минимальны, ежегодный грузооборот - не более 0,014 млн т.

В Республике Армения основная доля грузооборота в 2015 г. у автомобильных пунктов пропуска (2,838 млн т), на железнодорожные перевозки пришлось 0,98 млн т, это связано в первую очередь с ограничениями

функционирования железнодорожной инфраструктуры Республики Армения, в настоящее время функционирует лишь один железнодорожный пункт пропуска на границе Республики Армения и Республики Грузия. Воздушные перевозки грузов минимальны, грузооборот в 2015 г. составил 0,023 млн т.

В Кыргызской Республике основная доля грузооборота легла на железнодорожные перевозки, грузооборот через железнодорожные пункты пропуска составил 3,114 млн т, грузооборот через автомобильные пункты пропуска - лишь 0,819 млн т, что связано с ограничениями функционирования автомобильной инфраструктуры Кыргызской Республики в первую очередь на границе с Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан. Воздушные перевозки грузов через таможенную границу минимальны, ежегодный грузооборот - 0,081 млн т (табл. 2).

Таблица 2

Грузооборот государств - членов ЕАЭС за 2015 г. с учетом видов пунктов пропуска, тыс. т

Страна Пункты пропуска

Воздушные Автомо бильные Железнодорожные Морские/ речные

Российская Федерация 5 500 30 300 168 000 810 000

Республика Беларусь 14 21 820 80 640 -

Республика Казахстан - - - -

Республика Армения 23 2 838 983 -

Кыргызская Республика 81 819 3 114 -

Сравнительный анализ ежегодного грузооборота стран по видам пунктов пропуска (усреднено к единице вида пункта пропуска) показывает близкие значения грузооборота для железнодорожных пунктов пропуска Российской Федерации и Республики Беларусь, а также Республики Армения и Кыргызской Республики. При этом анализ усредненных данных для автомобильных пунктов пропуска выявил значительно более высокую интенсивность грузооборота товаров в Республике Армения и Республике Беларусь, по сравнению с аналогичными автомобильными пунктами пропуска Российской Федерации (в 4 раза) и Кыргызской Республике (в 18 раз). Ежегодный грузооборот товаров, перемещаемых через усредненный морской пункт пропуска Российской Федерации по своему

объему в десятки раз превышает грузооборот товаров, перемещаемых через все виды пунктов пропуска государств - членов ЕАЭС (табл. 3).

Таблица 3

Ежегодный грузооборот усредненного пункта пропуска стран - членов ЕАЭС с учетом видов пунктов пропуска (соотношение грузооборота к количеству пунктов пропуска каждого вида), тыс. т

Страна Пункты пропуска

Воздушные Автомо бильные Железнодорожные Морские/ речные

Российская Федерация 63,9 200,6 2 434,0 10 946,0

Республика Беларусь 2,0 807,4 3 224,0 -

Республика Казахстан - - - -

Республика Армения 11,5 709,5 980,0 -

Кыргызская Республика 16,2 45,5 778,5 -

Анализ грузооборота через пункты пропуска Российской Федерации за 2014 и 2015 гг. показывает его рост в среднем на 36 %. По видам пунктов пропуска рост грузооборота составил через морские пункты пропуска на 45, автомобильные - 14, железнодорожные - 28, воздушные - 57 % (рис. 2).

900000 -

810000

1 ■ 2 □ 3 □ 4 □

Рис. 2. Динамика грузооборота пунктов пропуска Российской Федерации за 2014, 2015 гг., тыс. т: 1 - воздушные, 2 - автомобильные, 3 -железнодорожные, 4 - морские/речные

Склады временного хранения, таможенные склады, свободные склады государств - членов ЕАЭС. На территории государств - членов ЕАЭС на 01.01.2016 зарегистрировано 846 владельцев складов временного хранения (СВХ), 312 владельцев таможенных складов (ТС), 53 владельца свободных складов (СС) (Республика Казахстан). При этом на 01.01.2015 их количество составляло 1 011 владелец СВХ, 240 владельцев ТС, 50 владельцев СС (Республика Казахстан).

Общая площадь складского хозяйства в пяти странах на 01.01.2016 составила 19 млн 300 тыс. м2 (на 01.01.2015 она составляла 12 млн 222 тыс. м2). За прошедший год рост общих площадей на 60 % связан в первую очередь со вступлением в ЕАЭС Республики Армения и Республики Кыргызстан.

Общая площадь складского хозяйства по странам составляет в Республике Армения - 370,633, Республике Беларусь - 2 255, 486, Республике Казахстан - 2850,0, Кыргызской Республике - 8915,287, Российской Федерации - 5 608,146 тыс. м2 (рис. 3).

ю -

8,91

9 8

7 -6

5 4 3

2,241

2

1

О--

1 □ 2 О 3 □ 4 □ 5 ■

Рис. 3. Динамика изменения площади мест временного хранения в государствах - членах ЕАЭС, млн м2: 1 - Республика Беларусь,

2 - Республика Казахстан, 3 - Российская Федерация, 4 - Кыргызская республика, 5 - Республика Армения

Средняя площадь одного склада, расположенного на территории Республика Армения, составляет 13,727, Республики Беларусь - около 13,03, Республики Казахстан - 21,92, Республики Кыргызстан - более 159, Российской Федерации - около 7 тыс. м2.

На территории мест временного хранения товаров в соответствии с национальными законодательствами государств - членов ЕАЭС возможно размещение подразделений таможенных органов. В странах ЕАЭС

5,708

2014 г.

I

I I

0,37

2015 г.

процентное отношение числа таможенных органов, размещенных на складах к общему количеству складов, составляет: Республика Армения -100, Республика Беларусь - 24, Республика Казахстан - 2,3, Кыргызская Республика - 14,3, Российской Федерации - 30,3 %.

В целом на территории государств - членов ЕАЭС наблюдается тенденция снижения количества складов и площадей мест временного хранения товаров (кроме вновь вступивших в ЕАЭС Республики Армения и Республики Кыргызстан).

В Республике Беларусь в течение года площадь мест временного хранения возросла на 8 %, в Российской Федерации - на 49 %, а в Республике Казахстан в течение года было замечено снижение площадей складов на 37 %, при этом в течение года наблюдалось резкое уменьшение количества таможенных органов, размещенных на территориях СВХ, ТС, СС (за год с 51 до 3).

Субъекты околотаможенной инфраструктуры государств - членов ЕАЭС Таможенные представители государств - членов ЕАЭС. По состоянию на январь 2016 г. в общие реестры включены 2 227 таможенных представителей, что в целом на 3 % выше значений прошлого года (январь 2015 г. - 2 161 таможенный представитель). По странам наблюдалось снижение числа таможенных представителей в Российской Федерации (на 20 %), значительный рост числа таможенных представителей в Республике Казахстан (на 36 %) (рис. 4).

1600

1421

1 П41

-

880

645 1

9Ъ 93 113

1 1 1

Беларусь Кэ 1 х. им Российская Феде рации Армении Кыргызсган

Я 2014 Г. и201Ь|

Рис. 4. Динамика изменения числа таможенных представителей государств - членов ЕАЭС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таможенные перевозчики государств - членов ЕАЭС. По состоянию на январь 2016 г. в общие реестры включено 376 таможенных перевозчиков

(с 02.01.2015 в реестр включены перевозчики Республики Армения - 2 компании), при этом наблюдается тенденция снижения числа перевозчиков в целом по странам ЕАЭС, в первую очередь в Российской Федерации -на 5,3 % (всего в станах ЕАЭС на январь 2015 г. - 381 таможенный перевозчик) (рис. 5).

Республика Армения на 02.01.2015

Республика Беларусь

Республика Казахстан

Российская Федерация

Кыргызская Республика

Рис. 5. Динамика изменения численности таможенных перевозчиков государств - членов ЕАЭС

Резиденты (участники свободных экономических зон) государств -членов ЕАЭС. По состоянию на 01.01.2016 в общие реестры включено 3539 резидентов (участников) свободных (особых) экономических зон (СЭЗ), что на 0,1 % выше значений прошлого года (январь 2015 г. - 3 532 резидента) (рис. 6).

Рис. 6. Динамика изменения численности резидентов (участников) СЭЗ государств - членов ЕАЭС

Анализ показывает в целом стабильность числа резидентов (участников) свободных (особых) экономических зон в странах ЕАЭС. При этом отмечен рост числа резидентов в Российской Федерации при их незначительном снижении в Республике Беларусь и Республике Казахстан.

Таким образом, проведение ЕЭК ежегодного анализа таможенной инфраструктуры и субъектов рынка околотаможенных услуг направлено на повышение информированности всех участников внешнеэкономической деятельности государств - членов ЕАЭС, соблюдение прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.