Научная статья на тему 'Анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран Евразийского экономического союза'

Анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1734
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Банных Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран Евразийского экономического союза»

И. Н. БАННЫХ*

Анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран Евразийского экономического союза1

Analyzing the Actual Issues, Dynamics and Development Trends of Customs Infrastructure at the Places of Movement of Goods Across the Border of the Member States of the Eurasian Economic Union

БАННЫХ Игорь Николаевич советник Департамента таможенной инфраструктуры. bannyh@eecommission.org

BANNYKH I. N. - advisor of the Department of the Customs Infrastructure.

В соответствии со ст. 353 Таможенного кодекса ЕАЭС, анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза проводится Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) на основе представляемых таможенными органами обобщенных за определенный период времени сведений о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Союза. Используемые в данном обзоре сведения по объектам таможенной инфраструктуры являются открытой информацией, которая может использоваться в интересах широкого круга юридических и физических лиц о лицах, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Обзор подготовлен с целью повышения информированности всех участников внешнеэкономической деятельности

* Евразийская экономическая комиссия. 119121, Москва, Смоленский бульвар, 3/5, стр. 1. 3/5, bld. 1, Smolenskiy Bul'var, Moscow, Russian Federation, 119121.

1 По состоянию на 01.01.2017. Подготовлен в соответствии с Положением о Евразийской экономической комиссии (Приложение 1 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014), ст. 353 Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, Положением о ДТИ (приказ ЕЭК от 22.08.2012 № 258) и решением Консультативного комитета по таможенному регулированию ЕЭК от 03.09.2014 № 7-ВГ/КК.

государств - членов ЕАЭС, соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования.

Под таможенной инфраструктурой понимается совокупность зданий, сооружений, помещений, открытых площадок, оснащенных техническими средствами таможенного контроля, инженерными, информационными, телекоммуникационными системами и средствами их обеспечения (элементы таможенной инфраструктуры), и объектов социального назначения, обеспечивающих деятельность таможенных органов (ст. 353 Таможенного кодекса ЕАЭС).

Элементы таможенной инфраструктуры располагаются:

1) в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза;

2) в местах размещения таможенных органов и учреждений, входящих в систему таможенных органов государств - членов ЕАЭС;

3) иных местах, на территории которых могут совершаться таможенные операции и может проводиться таможенный контроль.

В настоящем обзоре приведена динамика изменения количества пунктов пропуска, грузооборота с учетом вида пункта пропуска, общей площади и количества мест временного хранения, числа таможенных представителей, таможенных перевозчиков и резидентов (участников) свободных (специальных, особых) экономических зон государств - членов ЕАЭС.

Пункты пропуска через внешнюю границу ЕАЭС. Всего на территории государств - членов ЕАЭС на 01.01.2017 на таможенной границе ЕАЭС располагается 503 пункта пропуска (табл. 1).

Табпица 1

Распределение пунктов пропуска по территории государств - членов ЕАЭС на 01.01.2017

Пункты пропуска

Государство Автомобильные Железнодорожные Воздушные Морские Смешанные Речные Озерные Пешеходные Всего

Кыргызская Республика 12 4 2 - - - - - 18

Республика Беларусь 24 15 7 - - 3 - 3 52

Республика Армения 4 1 2 - - - - - 7

Российская Федерация 153 69 87 67 10 3 1 1 391

Республика Казахстан 13 5 14 3 - - - - 35

Годовая динамика изменения количества пунктов пропуска незначительна у Республики Армения, Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь, при этом произошла значительная оптимизация пунктов пропуска у Кыргызской Республики (снижение количества пунктов пропуска на 33 %). В Кыргызской Республике по сравнению с предыдущим 2015 г. прекращен таможенный контроль на 6 автомобильных и 3 воздушных пунктах пропуска.

Динамика грузооборота государств - членов ЕАЭС с учетом видов пунктов пропуска.

Республика Армения. Основная доля грузооборота в 2016 г. пришлась на автомобильные пункты пропуска - около 2,2 млн т, при этом отмечено незначительное снижение грузооборота через автомобильные пункты пропуска по отношению к 2015 г. - 2,838 млн т. На железнодорожные перевозки через пункты пропуска по итогам 2016 г. пришлось около 0,78 млн т, отмечено снижение на 25 % железнодорожных перевозок (в 2015 г. - 0,98 млн т). Это связано, в первую очередь, с ограничениями функционирования железнодорожной инфраструктуры - в настоящее время действует лишь один железнодорожный пункт пропуска на границе Республики Армения и Республики Грузия. Воздушные перевозки грузов минимальны, ежегодный грузооборот в 2016 г. составил 0,035 млн т, при этом отмечен рост воздушных перевозок на 35 % по отношению к 2015 г.

Республика Беларусь. Основная доля грузооборота в 2016 г. относилась к железнодорожным перевозкам, ежегодный грузооборот через железнодорожные пункты пропуска составил около 74 млн т, при этом отмечено снижение на 8 % железнодорожного грузооборота по отношению к 2015 г. - 80,6 млн т. Грузооборот через автомобильные пункты пропуска в 2016 г. составил около 23 млн т, при этом отмечено увеличение на 5 % по отношению к 2015 г. - 21,8 млн т. Грузооборот через воздушные пункты пропуска минимален, ежегодно - не более 0,015 млн т.

Российская Федерация. С учетом развитой инфраструктуры морских (речных) портов максимальная доля грузооборота в 2016 г. приходилась на морские пункты пропуска (790 млн т, при этом отмечено незначительное снижение морского грузооборота по отношению к 2015 г. - 810 млн т), доля вывозимых товаров морем превышает долю ввозимых товаров морем в 18 раз. В целом грузооборот морских (речных) пунктов пропуска Российской Федерации за 2016 г. в 3 раза превышает суммарный грузооборот всех пунктов пропуска четырех государств -членов ЕАЭС. Доля морских перевозок в 4,9 раза превышает долю грузооборота через железнодорожные пункты пропуска (около 160 млн т, при этом отмечено незначительное снижение железнодорожного грузооборота по отношению к 2015 г. - 168 млн т). Отмечен значительный рост грузооборота через автомобильные пункты пропуска (более 42 млн т, по отношению к 2015 г. - 30,3 млн т, рост грузооборота через автомобильные пункты пропуска превышает 40 %). На перевозки товаров через воздушные пункты пропуска в 2016 г. приходится 320 тыс. т, намечена тенденция к ее снижению (на 3 % по отношению к предыдущему 2015 г.).

Республика Казахстан. Основная доля грузооборота в 2016 г. у железнодорожных перевозок, ежегодный грузооборот через железнодорожные пункты пропуска составляет около 44,3 млн т. Грузооборот через морские пункты пропуска по итогам 2016 г. составил 1,16 млн т, при этом доля экспорта почти в 3 раза превышает долю морского импорта. Ожидается дальнейший рост морского грузооборота в связи с открытием нового морского пункта пропуска «Курык» (Актау). Грузооборот через автомобильные пункты пропуска в 2016 г. составил около 0,685 млн т. Грузооборот через воздушные пункты пропуска минимален, ежегодный грузооборот составляет не более 0,021 млн тонн.

Кыргызская Республика. Основная доля грузооборота пришлась на автомобильные пункты пропуска - по итогам 2016 г. грузооборот составил около 1,335 млн т, это на 63 % выше грузооборота в 2015 г. (0,819 млн т). Доля железнодорожных перевозок незначительна, ежегодный грузооборот через железнодорожные пункты пропуска составляет 0,335 млн т, это связано с ограничениями функционирования железнодорожной инфраструктуры Кыргызской Республики на границе с Республикой Узбекистан. Воздушные перевозки грузов через таможенную границу минимальны, ежегодный грузооборот составляет 0,065 млн т.

Сравнительный анализ ежегодного грузооборота стран по видам пунктов пропуска (усредненно к единице вида пункта пропуска) показывает близкие значения грузооборота для железнодорожных пунктов пропуска Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь. При этом анализ усредненных данных для автомобильных пунктов пропуска выявил значительно более высокую интенсивность грузооборота товаров в Республике Армения, Республике Беларусь и Кыргызской Республике (в 4 раза) по сравнению с интенсивностью на аналогичных пунктах пропуска Российской Федерации и Республики Казахстан.

Ежегодный грузооборот товаров, перемещаемых через усредненный морской пункт пропуска Российской Федерации, по своему объему в десятки раз превышает грузооборот товаров, перемещаемых через все виды пунктов пропуска государств - членов ЕАЭС.

В Перечне мест прибытия товаров на таможенную территорию государств -членов ЕАЭС и убытия товаров с таможенной территории государств - членов ЕАЭС, размещенном на официальном сайте ЕЭК, по состоянию на 01.01.2017 зарегистрировано 533 места перемещения товаров через таможенную границу государств - членов ЕАЭС, из них на территории Республики Армения зарегистрировано 9, Республики Беларусь - 62, Республики Казахстан - 36, Кыргызской Республики - 42, Российской Федерации - 384 места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

В большинстве стран ЕАЭС (Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Российская Федерация) в течение анализируемого периода количество мест прибытия товаров на таможенную территорию государств -членов ЕАЭС и убытия товаров с таможенной территории государств - членов

ЕАЭС осталось неизменным, Республика Казахстан из Перечня мест перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС удалила 9 мест (по состоянию на 01.01.2016 в перечне было 45 мест).

Склады временного хранения, таможенные склады, свободные склады государств - членов ЕАЭС. На территории государств - членов ЕАЭС на 01.01.2017 зарегистрировано:

- 972 владельца складов временного хранения (СВХ);

- 295 владельцев таможенных складов (ТС);

- 65 владельцев свободных складов (СС) (61 - Республика Казахстан, 4 -Кыргызская Республика).

На 01.01.2016:

- 846 владельцев СВХ;

- 312 владельца ТС;

- 53 владельца свободных складов (Республика Казахстан).

На 01.01.2015:

- 1 011 владельцев СВХ;

- 240 владельцев ТС;

- 50 владельцев СС (Республика Казахстан).

Общая площадь складского хозяйства по странам составляет:

Республика Армения - 370,633 тыс. м2;

Республика Беларусь - 2 241,4 тыс. м2;

Республика Казахстан - 13 004,0 тыс. м2;

Кыргызская Республика - 8 017 тыс. м2;

Российской Федерации - 4 289 тыс. м2.

Средняя площадь одного склада, расположенного на территории Республики Армения, составила 13,727, Республики Беларусь - около 13,03, Республики Казахстан - 38,92, Республики Кыргызстан - более 150, Российской Федерации -около 7 тыс. м2.

Общая площадь складского хозяйства в пяти странах на 01.01.2017 составила 25 млн 700 тыс. м2 (на 01.01.2016 она составляла 19 млн 300 тыс. м2). За прошедший год рост общих площадей на 30 % связан, в первую очередь, с открытием свободных складов большой площади в Республике Казахстан и Кыргызской Республике. Отмечен за последние два года устойчивый рост числа СВХ и ТС в Республике Беларусь (ежегодный рост на 5-8 %). При этом в Российской Федерации наблюдается снижение количества СВХ и ТС на 9 % (снижение со 825 складов -на 01.01.2016 до 752 - на 01.01.2017) (рисунки 1, 2).

В соответствии с национальными законодательствами государств - членов ЕАЭС, на территории мест временного хранения товаров рекомендовано размещение подразделений таможенных органов. В странах ЕАЭС процентное отношение числа таможенных органов, размещенных на складах, к общему количеству складов, составляет: Республика Армения - 100, Республика Беларусь - 21, Республика

Казахстан - 1,3, Кыргызская Республика - 25, Российская Федерация - 32 % (табл. 2).

13,004

го г. гибг.

Н Республика Беларусь О Республика Казамстан И Российская Федерация иКыргызская Республика в Республика Армения

Рис. 1. Динамика изменения общей площади мест временного хранения в государствах - членах ЕАЭС, млн км2

651

94 чо 61 1г а г 101

^ 1 12 14 4 16 16

Республика Беларусь Республика Казахстан Российская Федерация Республика Армения Кыргызская Республика

■ 1 из ОЗ

Рис. 2. Количество мест временного хранения в государствах - членах ЕАЭС на 01.01.2017: 1 - СС, 2 - ТС, 3 - СВХ

Таблица 2

Размещение подразделений таможенных органов на территории мест временного хранения по ЕАЭС на 01.01.2017

Государство Количество мест временного хранения

без размещения подразделений таможенных органов с размещением подразделений таможенных органов

Кыргызская Республика 36 8

Республика Беларусь 184 39

Республика Армения 26 26

Российская Федерация 752 240

Республика Казахстан 215 2

Во всех странах ЕАЭС наблюдается устойчивый рост мест временного хранения товаров с размещенными в них подразделениями таможенных органов, за исключением Республики Казахстан, которая показывает только снижение данного показателя (в 2015 г. этот уровень составлял 2,3 %). При этом в Республике Казахстан в течение двух лет наблюдается резкое уменьшение количества таможенных органов, размещенных на территориях СВХ, ТС, СС (снижение за указанный период с 51 до 2).

Таможенные представители государств - членов ЕАЭС. В настоящее время в общие реестры стран ЕАЭС включено 1 776 таможенных представителей, что в целом на 20 % ниже значений прошлого года (январь 2016 г. - 2 227 таможенных представителей). По странам наблюдалось снижение числа таможенных представителей в Республики Беларусь - на 2, в Республике Казахстан - на 50, Кыргызской Республике - на 1, Российской Федерации - на 7 %. Оценить динамику роста числа таможенных представителей в Республике Армения не представляется возможным ввиду отсутствия сведений за 2015 г. (рис. 3).

2015г. Жбг

С I Республика £еллрусь ШРе< публика Казахе ¡ан Я Российскан Федерации «Республика Армения а Кы$иьискан Ре< публика

Рис. 3. Динамика изменения числа таможенных представителей государств - членов ЕАЭС

Таможенные перевозчики государств - членов ЕАЭС. В настоящее время в общие реестры включено 384 таможенных перевозчика. Наблюдается незначительный рост их числа (2 %), в первую очередь, в Российской Федерации (на 7 перевозчиков) и Республике Армения (также на 7 перевозчиков) (рис. 4).

Резиденты (участники) свободных (специальных, особых) экономических зон (СЭЗ) государств - членов ЕАЭС. В настоящее время в общие реестры стран ЕАЭС включено 4 418 резидентов (участников) СЭЗ, что на 20 % выше значений прошлого года (январь 2016 г. - 3 541). Анализ показывает, что рост числа резидентов (участников) свободных (специальных, особых) экономических зон в странах ЕАЭС обеспечен Российской Федерацией и Кыргызской Республикой. При этом отмечено незначительное снижение числа резидентов в Республике Беларусь и Республике Казахстан (рис. 5).

2015г. ÍOlfir.

■ Республика Армения ЕЗ Республика Беларусь ЕЭ Республика Казахстан □ Российская Федерация □ Кыргызская Республика

Рис. 4. Динамика числа таможенных перевозчиков государств - членов ЕАЭС

SillO

3158

2015 г. 2016 г

В13J'(iiy[)j]MKri h4Límpyi i □ |Ч:( публика Казахстан 3 1*с>[:[:ий[:кам Фсдс'рнпия П Республика Армения ■ К|.1ргы:ь[:кан Республика

Рис. 5. Динамика изменения числа резидентов (участников) СЭЗ государств - членов ЕАЭС

Таким образом, анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран Евразийского экономического союза на 01.01.2017 показал, что в странах ЕАЭС наблюдаются незначительные изменения количества пунктов пропуска у Республики Армения, Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь; снижение количества пунктов пропуска у Кыргызской Республики на 33 %. Грузооборот стран ЕАЭС по видам пунктов пропуска (ус-редненно к единице вида пункта пропуска) показывает близкие значения грузооборота для железнодорожных пунктов пропуска Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь; для автомобильных пунктов пропуска Республики Армения, Республики Беларусь и Кыргызской Республики характерна более высокая интенсивность грузооборота товаров (в 4 раза) по сравнению с аналогичными данными по Российской Федерации и Республике Казахстан. Зафиксирован рост общих площадей складского хозяйства на 30 %, связанный с открытием свободных складов большой площади в Республике Казахстан

и Кыргызской Республике. Рост числа СВХ и ТС отмечен в Республике Беларусь (за последние два года на 5-8 % ежегодно), в Российской Федерации количество складов такого типа снизилось на 9 %. Во всех странах ЕАЭС, за исключением Республики Казахстан, наблюдается устойчивый рост мест временного хранения товаров с размещенными в них подразделениями таможенных органов. В целом по странам ЕАЭС на 20 % снизилось количество таможенных представителей, незначительно (на 2 %) выросло число перевозчиков и на 20 % возросло число резидентов (участников) СЭЗ.

© Банных И. Н., 2017 © БаппукЬ ¡Ж, 2017

Для цитирования:

Банных И. Н. Анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран Евразийского экономического союза // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 2(79). С. 129-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.