Научная статья на тему 'Анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран Евразийского экономического союза в 2017 г'

Анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран Евразийского экономического союза в 2017 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Банных Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран Евразийского экономического союза в 2017 г»

ИНФОРМАЦИЯ

АНАЛИТИКА

DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2018.2.103 И. Н. БАННЫХ*

Анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран Евразийского экономического союза в 2017 г.

Analysis of the State, Dynamics and Trends in the Development of the Customs Infrastructure in the Places of Movement of Goods across the Customs Border of the Eurasian Economic Union Countries in 2017

Департамент таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) в соответствии со ст. 353 Таможенного кодекса ЕАЭС и решениями ЕЭК с целью обобщения сведений по субъектам в области таможенного дела государств -членов ЕАЭС, гармонизации деятельности таможенных органов стран ЕАЭС осуществляет анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза.

Представленные в данной публикации сведения охватывают период с 01.01.2017 по 31.12.2017, являются открытой информацией, которая может использоваться в интересах широкого круга юридических и физических лиц.

Объекты таможенной инфраструктуры государств - членов ЕАЭС Пункты пропуска через внешнюю границу ЕАЭС классифицируются по виду

* Евразийская экономическая комиссия. 119121, Москва, Смоленский бульвар, 3/5, стр. 1.

* Eurasian Economic Commission. 3/5, bld. 1, Smolenskiy Bul'var, Moscow, Russian Federation, 119121.

БАННЫХ Игорь Николаевич -советник Департамента таможенной инфраструктуры. bannyh@eecommission.org

BANNYH I. N. - advisor

of the Department of the Customs

Infrastructure.

международного сообщения и подразделяются на автомобильные (автодорожные), железнодорожные, морские, речные (озерные), воздушные, пешеходные, смешанные.

Прибытие товаров на таможенную территорию государств - членов ЕАЭС и убытие товаров с таможенной территории государств - членов ЕАЭС осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС. Всего на территории государств ЕАЭС на 01.01.2018 на таможенной границе ЕАЭС располагается 500 пунктов пропуска (см. таблицу).

Распределение пунктов пропуска на территории государств - членов ЕАЭС на 01.01.2018

Государство Пункты пропуска

Автомобильные Железно-дорожные Воз-душные Морские Смешанные Речные Озерные Пешеходные Всего

Кыргызская Республика 9 4 2 - - - - - 15

Республика Беларусь 25 15 7 - - 3 - - 52

Республика Армения 4 1 2 - - - - - 7

Российская Федерация 148 69 87 69 11 3 1 1 389

Республика Казахстан 15 5 15 2 - - - - 37

Общая протяженность внешней границы государств - членов ЕАЭС составляет 68 381 км (рис. 1).

Динамика изменения количества пунктов пропуска стран ЕАЭС в 2017 г. по отношению к 2016 г. незначительна: в Республике Армения -без изменений; в Республике Беларусь - открылся 1 автомобильный пункт пропуска (АПП) после модернизации, произошло закрытие 1 воздушного пункта пропуска (ВПП); в Республике Казахстан - открылись 2 новых АПП и 1 ВПП, произошло объединение 2 морских ПП в один; в Кыргызской Республике - у 3 АПП изменен статус пунктов пропуска с международных на упрощенные.

60 000

50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0

□ 1 ■ 2 ЕЛ 3 ш 4 и 5

Рис. 1. Протяженность таможенных границ государств - членов ЕАЭС, км:

1 - Республика Армения, 2 - Республика Беларусь, 3 - Республика Казахстан, 4 - Российская Федерация, 5 - Кыргызская Республика

Анализ динамики грузооборота государств - членов ЕАЭС с учетом видов пунктов пропуска

Республика Армения. Основная доля грузооборота в 2017 г. легла на автомобильные пункты пропуска - около 4,58 млн т, при этом отмечен 2-кратный рост грузооборота через автомобильные пункты пропуска РА по отношению к 2016 г. (около 2,06 млн т), связанный с завершением к 2017 г. модернизации таможенной и дорожной инфраструктуры грузино-армянской границы на АПП «Баграташен», АПП «Гогован», АПП «Бавра». В 2018 г. осуществляется модернизация АПП «Мегри» с обновлением таможенной инфраструктуры пункта пропуска и созданием свободной экономической зоны.

На железнодорожные перевозки по итогам 2017 г. приходится около 0,795 млн т, отмечено незначительное снижение железнодорожных перевозок (в 2016 г. - 1,054 млн т), это связано с продолжающейся частичной модернизацией железнодорожной и таможенной инфраструктуры железнодорожного пункта пропуска (ЖДПП) «Айрум» Республики Армения, в настоящее время завершена установка железнодорожного инспекционно-досмотрового комплекса.

Воздушные перевозки грузов минимальны, ежегодный грузооборот в 2017 г. составил 0,029 млн т, при этом отмечен рост воздушных перевозок по отношению к 2016 г. (0,009 млн т).

Республика Беларусь. Основную долю грузооборота в 2017 г. составили железнодорожные перевозки, ежегодный грузооборот через

ЖДПП - около 84,76 млн т, при этом отмечен значительный рост -на 13 % - железнодорожного грузооборота по отношению к 2016 г. - 74 млн т, в 2015 г. - 80,6 млн т.

Грузооборот через АПП в 2017 г. - около 26,02 млн т, при этом отмечено увеличение на 12 % по отношению к 2016 г. - 23 млн т, в 2015 г. - 21,8 млн т.

Грузооборот через ВПП минимален, в 2017 г. составил не более 0,0125 млн т, незначительно снизившись по отношению к 2016 г. -0,015 млн т.

Российская Федерация. С учетом развитой инфраструктуры морских (речных) портов страны максимальная доля грузооборота в 2017 г. приходится на морские пункты пропуска - 580,126 млн т, при этом отмечено продолжающееся значительное - на 27 % - снижение морского грузооборота по отношению к 2016 г. (790 млн т) и 2015 г. (810 млн т). Доля вывозимых товаров морем превышает долю ввозимых товаров в 13 раз. Ежегодный грузооборот товаров, перемещаемых через усредненный морской пункт пропуска Российской Федерации, по своему объему в десятки раз превышает грузооборот товаров, перемещаемых через все виды пунктов пропуска государств ЕАЭС.

Доля морских перевозок в 3,58 раза превышает долю грузооборота Российской Федерации через ЖДПП. На железнодорожные перевозки в 2017 г. пришлось около 162 млн т, при этом отмечено незначительное снижение железнодорожного грузооборота по отношению к 2016 и 2015 гг. -168 млн т).

В 2017 г. отмечено значительное снижение - на 61 % - грузооборота через АПП - 24,824 млн т (по отношению к 2016 г. - более 42 млн т, к 2015 г. -30,3 млн т). Для сравнения, в 2017 г. доля грузооборота, проходящего через все 148 АПП Российской Федерации, впервые стала меньше доли грузооборота, проходящего в 2017 г. через 25 АПП Республики Беларусь (РФ -24,824 млн т, РБ - 26,019 млн т).

На перевозки товаров через ВПП в 2017 г. пришлось 0,813 млн т, что значительно больше, чем в 2016 г. - 0,320 млн т.

Республика Казахстан. Основная доля грузооборота в 2017 г. легла на железнодорожные перевозки, ежегодный грузооборот через ЖДПП составил около 44,3 млн т.

Грузооборот через морские пункты пропуска по итогам 2017 г. составил 1,16 млн т, что в 2 раза выше показателей грузооборота морских пунктов пропуска в 2016 г. (1,16 млн т). При этом доля морского экспорта почти в 3 раза превышает долю ее морского импорта. Ожидается дальнейший рост морского грузооборота страны в связи с развитием нового морского пункта пропуска «Курык» (Актау).

Грузооборот через АПП в 2017 г. составил 1,176 млн т, что в 1,7 раза больше грузооборота автомобильного транспорта через АПП в 2016 г. (0,685 млн т).

Грузооборот через ВПП минимален и составил не более 0,037 млн т.

Кыргызская Республика. В 2017 г. основная доля грузооборота легла на АПП - их годовой грузооборот составил около 3,59 млн т, что в 2,5 раза превосходит аналогичные показатели 2016 г. (1,335 млн т) и значительно выше показателей грузооборота через АПП в 2015 г. (0,819 млн т). При этом доля экспортируемой продукции через АПП почти в 4 раза превышает долю импортируемой продукции.

Доля железнодорожных перевозок через ЖДПП возросла и в 2017 г. составила около 1,2 млн т, что существенно выше грузооборота в 2016 г. (0,335 млн т). При этом доля импортируемой продукции через ЖДПП в 2,5 раза превышает долю экспортируемой продукции.

Воздушные перевозки грузов через таможенную границу минимальны, ежегодный грузооборот в 2017 г. составил 0,065 млн т, по сравнению с 2016 г. этот показатель не изменился.

В Перечне мест прибытия товаров на таможенную территорию государств - членов ЕАЭС и убытия товаров с таможенной территории государств - членов ЕАЭС, размещенном на официальном сайте ЕЭК, по состоянию на 01.01.2018 зарегистрировано 533 места перемещения товаров через таможенную границу государств - членов ЕАЭС, из них на территории Республики Армения зарегистрировано 9, Республики Беларусь -62, Республики Казахстан - 36, Кыргызской Республики - 42, Российской Федерации - 384.

В странах ЕАЭС в течение анализируемого 2017 г. количество мест прибытия товаров на таможенную территорию государств - членов ЕАЭС и убытия товаров с таможенной территории государств - членов ЕАЭС осталось неизменным.

Склады временного хранения, таможенные склады, свободные склады государств - членов ЕАЭС. На территории государств - членов ЕАЭС на 01.01.2018 зарегистрировано:

- 844 владельца складов временного хранения;

- 295 владельцев таможенных складов;

- 65 владельцев свободных складов (61 - в Республике Казахстан, 4 - в Кыргызской Республике).

Общая площадь складского хозяйства по странам ЕАЭС составляет:

Республика Армения - 392,708 тыс. м2. По сравнению с показателями прошлого года наблюдается рост складских площадей на 5,7 %;

Республика Беларусь - 2 329,6 тыс. м2. По сравнению с показателями прошлого года наблюдается рост складских площадей на 3,8 %;

Республика Казахстан - 15 296,6 тыс. м2. По сравнению с показателями прошлого года наблюдается рост складских площадей на 15 %;

Кыргызская Республика - 578,7 тыс. м2. Проведена оптимизация складских площадей (снижение зарегистрированных площадей в 14 раз по сравнению с заявленными показателями 2016 г.);

Российская Федерация - 4 998,35 тыс. м2. По сравнению показателями прошлого года наблюдается рост складских площадей на 14 %.

За прошедший 2017 г. во всех странах ЕАЭС наблюдался рост общих площадей складов на 5-10 %.

На территории мест временного хранения товаров в соответствии с национальными законодательствами государств - членов ЕАЭС возможно размещение подразделений таможенных органов. В странах ЕАЭС процентное отношение числа таможенных органов, размещенных на складах, к общему количеству складов, составляет: в Республике Армения -100, Республике Беларусь - 20,44, Республике Казахстан - 16, Кыргызской Республике - 14, Российской Федерации - 30,5 %. Республика Армения по данному показателю является абсолютным лидером, на всех складах размещены подразделения таможенных органов.

Во всех странах ЕАЭС наблюдается устойчивый рост числа мест временного хранения товаров с размещенными в них подразделениями таможенных органов, при этом Республика Казахстан значительно улучшила данный показатель (с 1,3 % в 2016 г. до 13 % в 2017 г.). В Кыргызской Республике за отчетный период данный показатель наоборот снизился с 25 % в 2016 г. до 14 % в 2017 г., у остальных стран ЕАЭС данный показатель практически не изменился.

Таможенные представители государств - членов ЕАЭС. По состоянию на 01.01.2018 в общие реестры стран ЕАЭС включено 1 015 таможенных представителей, что в целом на 63 % ниже значений прошлого года (январь 2017 г. - 1 776 таможенных представителей). По странам наблюдалось снижение числа таможенных представителей: в Республике Казахстан -на 12, в Кыргызской Республике - на 61, в Российской Федерации - на 60,5 %. В Республике Беларусь наблюдался рост на 3 % числа таможенных представителей (на 3 юридических лица), в Республике Армения за текущий период число таможенных представителей увеличилось с 68 до 72 юридических лиц (рис. 2).

Таможенные перевозчики государств - членов ЕАЭС. По состоянию на 01.01.2018 в общие реестры перевозчиков включено 407 юридических лиц. По сравнению с предыдущим отчетным периодом по странам ЕАЭС

в целом наблюдается незначительный рост (6 %) числа перевозчиков, в первую очередь в Республике Беларусь (на 11 перевозчиков) и Российской Федерации (на 10 перевозчиков) (рис. 3).

1 200 1 000 800 600 400 200 0

1 062

389

443

94 91

420

72 68

112

44

РБ

РК

РФ

РА

КР

НА ш Б

Рис. 2. Динамика изменения числа таможенных представителей по ЕАЭС на 01.01.2018: А - 2018 г., Б - 2017 г.

250 200 150 100 50

99

0

234

145

134

18 17

224

10

РА РБ РК РФ КР

□ а ^ Б

Рис. 3. Динамика числа таможенных перевозчиков по ЕАЭС по состоянию на 01.01.2018: А - 2018 г., Б - 2017 г.

Резиденты (участники свободных экономических зон) государств -членов ЕАЭС. В настоящее время в общие реестры стран ЕАЭС включено 6 929 резидентов (участников) свободных (специальных, особых) экономических зон. Анализ показывает, что рост числа резидентов (участников)

свободных (специальных, особых) экономических зон в странах ЕАЭС обеспечен Российской Федерацией (рис. 4).

6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0

398 398

шш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КР

РА

5 659

3 158

441 441

_;

РФ

РК

430 421

шш

РБ

ш А а Б

Рис. 4. Динамика изменения числа резидентов (участников) СЭЗ по состоянию на 01.01.2018: А - 2018 г., Б - 2017 г.

© Банных И. Н., 2018 © ВаппуЬ I. N.. 2018

Для цитирования:

Банных И. Н. Анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран Евразийского экономического союза в 2017 г. // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 2(83). С. 103-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.