УДК 902/904 DOI 10.24412/2411-7838-2021-14-90-102
ТАМГИ НА СКАЛАХ БОЯРСКОГО ХРЕБТА В ХАКАСИИ И. Д.Русакова
Кузбасский музей-заповедник «Томская Писаница»
В задачи статьи входит ввод в научный оборот новых изображений тамг, зафиксированных на скалах Боярского хребта в Хакасии, и предварительная оценка их исследовательского потенциала. В настоящее время здесь известно около 30 изображений, которые можно идентифицировать как тамги. На местонахождении Абакано-Перевоз VIII обнаружено скопление тамг, локализованное в центральной части крупной плоскости 4. Тамги не перекрывают друг друга; они нанесены на поверхность, свободную от петроглифов эпохи поздней бронзы, составляющих насыщенную многофигурную композицию и плотно заполняющих правую часть плоскости, а также участок в левой её части. Основное количество тамг на плоскости 4, скорее всего, было нанесено относительно одновременно и представляет собой так называемую энциклопедию. Эти удостоверительные знаки были выбиты на скальной плоскости, вероятно, воспринимавшейся их авторами в качестве священного, или культового, места из-за находящихся здесь древних рисунков. На основе аналогий с тамгами, датировка которых обосновывается концом IX или рубежом IX-X веков, можем предварительно датировать основное скопление тамг на местонахождении Абакано-Перевоз VIII этим же временем.
Ключевые слова: Боярский хребет, Абакано-Перевоз, тамга, «энциклопедия» тамг
TAMGA-PETROGLYPHS ON ROCKS OF THE BOYARY RIDGE I. D. Rusakova
"Tomskaya Pisanitsa"Kuzbass Museum-reserve
The objectives of the article include the introduction into scientific circulation of new tamga-petrog-lyphs recorded on the rocks of the Boyar ridge in Khakassia, and a preliminary assessment of their research potential. Currently, there are about 30 images known here that can be identified as tamgas. Tam^s cluster was found at the location of Abakano-Perevoz VIII. It is localized in the central part of large panel 4. Tamgas do not overlap each other; they are created on a surface free of Late Bronze Age petroglyphs that make up a rich multi-figure composition and densely fill the right part of the panel, as well as a section in the left part. It is possible that the tamgas on panel 4 were applied relatively simultaneously. They form a so-called 'encyclopedia'. These identification signs were made on a rocky panel, probably perceived by their authors as a sacred location because of images located there. There are analogies that date back to the end of the IX or the border of the IX-X centuries. We can pre-date the main cluster there at the petroglyph site of Abaka^-Perevoz VIII at the same time.
Keywords: the Boyary Ridge, Abakanо-Perevoz, tamga, "encyclopedia" of tam^s
Введение
В настоящее время на скалах Боярского хребта из всего массива петроглифов около 30 изображений можно идентифицировать как тамги. Ещё несколько изображений можно назвать тамгами предположительно. Встречаются одиночные знаки, нанесённые на отдельные плоскости и на плоскости, содержащие петроглифы, как правило, более раннего времени. Зафиксированы знаки,
расположенные группами по два и более. В последнее время изучению тамг уделяется всё больше внимания. Связано это в том числе и с тем, что открываются ранее не известные изображения на скалах и на камнях оград древних курганов. Задачей настоящей статьи является ввод в научный оборот новых тамгообразных знаков и предварительная оценка их исследовательского потенциала.
Описание
Несколько изображений знаков выявлено на местонахождении Абакано-Перевоз I. Первый, на плоскости 15, - в виде стилизованной антропоморфной фигуры в позе «лотоса» (рис. 1: 1). Расположен обособленно, в левой части скальной поверхности, свободной от петроглифов [Русакова, 2021, рис. 24, 1]. Второй - на этой же плоскости, в правой нижней её части, выбит на свободном участке [Там же, рис. 24, 2]. Представляет собой знак в виде русской буквы «Ш» с закруглёнными внешними углами (рис. 1: 5). На плоскости 16 А в технике выбивки представлен сложный знак, состоящий из окружности и двух коротких горизонтальных дуг, расположенных «рогами» вверх. Дуга слева от окружности касается её правым своим концом; дуга, расположенная справа, выбита отдельно. Ещё две
дуги расположены вертикально с обеих сторон от окружности (рис. 1: 8). На этой же плоскости, чуть выше и правее выбита стилизованная антропоморфная фигурка, которая предположительно могла служить тамгой (рис. 1: 4). На плоскости 17, в нижней правой её части, крупной грубой выбивкой нанесено изображение прямого креста, на концах которого показаны короткие линии, перпендикулярные основным (рис. 1: 3). Изображение перекрывает нанесённые ранее рисунки [Там же, рис. 28, 1, 2]. На этой же плоскости, в верхнем ряду петроглифов, с правой стороны, возможно, присутствует М-образная тамга. Говорить это с уверенностью мешает нечитаемая выбивка, нанесённая на этот участок плоскости и частично перекрывающая описываемый знак [Там же] (рис. 1: 2). На небольшой плоскости 23 выбито изображение
оО
Рис. 1. Тамги на скалах Боярского хребта: 1-6, 8 - Абакано-Перевоз I; 7 - Бояры I Г; 9 - возвышенность к югу от Малой и Большой Боярских писаниц; 10, 11 - Абакано-Перевоз V
тамги в виде прямого креста (рис. 1: 6). Всего на местонахождении Абакано-Пере-воз I можно предположить наличие семи тамг.
На местонахождении Абакано-Перевоз V, на плоскости 14, содержащей петроглифы средневековья и, возможно, этнографического времени, в левой верхней части выбито в ряд пять знаков: два - в виде окружностей, три - в виде окружностей с двумя дугами, расположенными вертикально сверху и снизу (рис. 1: 10, 11).
На плоскости 1 местонахождения Боя-ры I Г [Русакова, 2013, рис. 6, 1], или Новой Боярской писаницы, по М. А. Дэвлет [1997], на небольшой плоскости выбито стилизованное антропоморфное изображение, которое предположительно можно считать тамгой (рис. 1: 7).
В районе Большой и Малой Боярских писаниц, на возвышенности, расположенной через лог к югу от них, обнаружена небольшая плоскость, на которой выбит знак в виде незамкнутой окружности с точкой в центре (рис. 1: 9; 2). Н скальных выходах этой возвышенности нет других петроглифов. Тамга выбита на достаточно большой высоте и на плоскости, позволяющей видеть её только с определённых ракурсов (рис. 2: 1).
Отдельного внимания заслуживают знаки, выбитые на плоскости 4 местонахождения Абакано-Перевоз VIII. Плоскость очень крупная, достигающая 13 метров в длину и до двух метров в высоту. Скальный блок, на котором она находится, поделён большой вертикальной трещиной на две приблизительно равные части. В правой части, со смещением вправо от центра плоскости в эпоху поздней бронзы была нанесена многофигурная композиция с повозками, лошадьми, другими животными, антропоморфными персонажами [Русакова, 2001, с. 61-66; 2005]. В эпоху раннего железа и позднее здесь были выбиты единичные изображения, которые в основном не перекрывают более ранних.
В левой части плоскости, и тоже со смещением от центра, соответственно, к левому краю, также были нанесены рисунки эпохи поздней бронзы: повозки и лошади.
Ко времени обнаружения изображений на местонахождении Абакано-Перевоз VIII в 2000 г. значительная часть плоскости 4 была покрыта плотным слоем лишайников. Более-менее свободной от них была только поверхность с правой стороны, на которой и были обнаружены петроглифы. Тогда они были скопированы на микалентную бумагу. О том, что рисунки есть в централь-
Рис. 2. Тамга на возвышенности, расположенной к югу от Малой и Большой Боярских писаниц
ной и левой частях скального выхода, трудно было даже догадаться из-за густого «ковра» биообрастателей. В течение нескольких последних лет проводилась расчистка плоскости, которая позволила выявить новые рисунки. Среди них - тамги и изображения, которые могут предположительно считаться таковыми.
В основном эти знаки локализуются в центральной части плоскости, по обе стороны от вертикальной трещины (рис. 3; 4: 1), на поверхности, свободной от петроглифов эпохи бронзы. Здесь есть лишь несколько изображений, относящихся к та-гарскому и тесинскому периодам. Однако они слабо «читаются» из-за плохой сохранности и могли быть не замечены теми, кто наносил тамги. Ещё несколько тамг расположено в нижней части плоскости, на участках, свободных от более ранних изображений (рис. 4: 5).
Зафиксировано пять тамг, представляющих собой прямые кресты. Они расположены без какой-либо системы, выполнены в технике выбивки, имеют разные размеры (рис. 3; 5: 1-5). На изображениях трёх из них хорошо видно, что сначала выбивалась горизонтальная линия, затем - вертикальная (рис. 4: 3; 5: 1, 2, 5).
Две тамги представляют собой окружность, разделённую пополам вертикальной линией (рис. 4: 2; 5: 6, 9), одна - окружность, разделённую горизонтальной линией (рис. 4: 5; 5: 7). Ещё один знак - в виде окружности, имеющей с левой стороны примыкающую горизонтальную дугу «рогами» вниз (рис. 4: 5; 5: 8).
Тамга, основу которой составляет окружность, имеет точку в центре и четыре дугообразных отростка в верхней части. Два из них выходят из одной точки и затем разделяются, направляясь в разные стороны. Две другие дуги выбиты по сторонам и параллельно центральным дугам (рис. 4: 4; 5: 11). Правее и выше находится ещё одна тамга в виде окружности с точкой в центре. Возможно, она также имела отростки, но верхняя часть её утрачена в результате отслоения скальной корки (рис. 3; 5: 10).
Рядом с тамгой с отростками, справа от неё, выбита тамга в виде горизонтальной
дуги «рогами» вверх. Влево и вниз от дуги отходит короткая прямая линия (рис. 3; 4: 4; 5: 12).
Практически в самом низу плоскости с помощью неглубокой выбивки нанесена М-образная тамга. Верхние её углы скруглены, а центральная линия несколько ниже, чем боковые (рис. 3; 5: 17).
Ещё один знак, который предположительно можно назвать тамгой, представляет собой вертикальный отрезок, в нижней части оканчивающийся подовальной фигурой, а в верхней - выбитым сплошь кружком (рис. 4: 2; 5: 13).
Две тамги имеют достаточно сложную структуру. Одна из них представляет собой окружность, в центре которой выбита точка, соединяющаяся с верхним контуром окружности короткой вертикальной линией. От верхней части контура окружности вверх поднимается линия, расходящаяся дугообразными отростками, направленными вниз. С обеих сторон этой линии под отростками выбито две точки. Присутствует ещё одна короткая вертикальная линия, но определить, относится ли она к изображению тамги, сложно (рис. 4: 5; 5: 14). Другая тамга имеет в нижней части окружность, пересечённую вертикальным отрезком. От верхней части контура окружности поднимается вертикальная линия, к вершине которой примыкают две дуги, вписанные одна в другую и направленные «рогами» вверх. От центра внутренней дуги вверх отходит ещё одна вертикальная линия (рис. 4: 2; 5: 15).
Ещё один рисунок на плоскости 4 предположительно можно назвать тамгой: это стилизованное антропоморфное изображение, показанное вверх ногами (рис. 4: 2; 5: 16).
Таким образом, в скоплении тамг на местонахождении Абакано-Перевоз VIII насчитывается до 17 знаков.
Представляется, что основная часть из них могла быть нанесена относительно одновременно.Это могло быть связано с почитанием места.
Как уже было сказано, на плоскости самыми древними являются петроглифы эпохи поздней бронзы. Здесь выбито не
Рис. 3. Абакано-Перевоз VIII, центральная часть плоскости 4(1)и её фрагменты (2, 3). Прорисовка
Рис. 4. Абакано-Перевоз VIII, плоскость 4, фрагменты. Фото М. В. Воробьёва
менее 14 повозок. Это изображения двухколёсных экипажей, представленные «в плане». Все повозки - распряжённые, лошади показаны рядом. Колёса дисковидные, нанесены сплошной выбивкой. Причём выбивка колёс повозок в правой части плоскости - намного глубже, чем выбивка других элементов конструкции. При первом взгляде на плоскость бросаются в глаза только чашевидные углубления, которые при более внимательном рассмотрении и оказываются колёсами повозок. Это позволяет предположить культовый характер
изображений, и, соответственно, культовый характер всей композиции.
Вполне вероятно, культовый характер композиция сохраняла на протяжении долгого времени, «пережив» своих создателей на века и даже тысячелетия. Возможно, изображения неоднократно подновлялись, и, прежде всего, именно колёса повозок. Могли подновляться и изображения лошадей, которые, несомненно, занимали особое место в жизни и мировоззрении представителей культур, населявших эти места, начиная с эпохи поздней бронзы.
Рис. 5. Тамги местонахождения Абакано-Перевоз VIII, представленные в одном масштабе
Из относительно недавнего прошлого мы знаем, что у хакасов существовал культ священных скал и утёсов, часто покрытых древними петроглифами. Около этих мест устраивались культовые моления, во время которых хакасы наносили на скалы свои личные тамги [Кызласов, Леонтьев, 1980, с. 64, 65]. Вероятно, подобная традиция зародилась намного раньше.
Возникновение родовых знаков допускается с эпохи бронзы [Вайнберг, Новго-родова, 1976, с. 66], или с середины I тыс. до н.э. [Ольховский, 2001, с. 75-86]. При этом считается, что на скалах и на курганных камнях Южной Сибири тамги появляются позднее: в хуннскую эпоху [Есин, 2018, с. 64; Миклашевич, 2018, с. 17] или «начиная с VIII века» [Кызласов, 2014, с. 56].
Анализ
Попытаемся выяснить, в какое время тамги могли быть нанесены на скалы Боярского хребта.
Некоторые из них имеют широкое распространение во времени и в пространстве. Так, здесь насчитывается семь знаков в виде креста: два из них присутствуют на местонахождении Абакано-Перевоз I и пять - на Абакано-Перевозе VIII (рис. 1: 3, 6; 5: 1-5).
Достаточно часто встречаются кресты и в близлежащих районах [Кызласов, Леонтьев, 1980, рис. 12, 1; 15, 62, 63; табл. 1, 6; 4, XV; Семёнов и др., 2003, рис. 4; Миклашевич, Панкова, Мухарева, 2012, рис. 19; и др.], а также на Алтае, в Туве, Монголии [Пэрлээ, 1976, с. 122, № 219; с. 169, № 52, 58; с. 171, № 12; Ямаева, 2004, с. 9; табл. I, 116; Тюлюш, 2016, с. 160]. С точки зрения хронологии изображения крестов известны на астрагалах из таштыкских склепов [Кызласов, 1960, рис. 53, 7], на сосудах VI-X вв. [Кызласов, Король, 1990, табл. 5, 1,10]. Знак в виде прямого креста бытовал в этнографическое время у сагайцев, качинцев, кызыль-цев [Кызласов, Леонтьев, 1980, с. 24; Яцен-ко, Марсадолов, 2005, с. 212].
Знаки в виде окружности, разделённой пополам вертикальной или горизонтальной линией (рис. 5: 6, 7, 9), также имеют достаточно широкое распространение [Спасский, 1857, табл. IV; Рыгдылон, 1959, табл. II, рис. 7, 7, 9; Вайнберг, Новгородова, 1976,
рис. 6, табл. I, 10; Пэрлээ, 1976, с. 177, табл. IX; с. 187, табл. XIX; с. 241 и др.; Кызласов, 1994, с. 218, рис. 35; Миклашевич, 2018, рис. 3-5; 11; Мухарева, 2018, рис. 5: 3, 4; и др.]. Так же, как и изображения крестов, они зафиксированы на астрагалах в погребениях таштыкской культуры [Киселёв, 1949, табл. XXXVIII, 16; Краснолуцкий, Заика, 2009, рис. 6, 5, 11; 7, 2], на кыргызских сосудах [Киселев, табл. LIII, 13; LIV, 9]. Знак в виде окружности, поделённой пополам вертикальной линией (рис. 5: 7), сходен с одной из бельтирских тамг [Кызласов, Леонтьев, 1980, с. 24; рис. 12, 39].
Ещё одна тамга, использовавшаяся по крайней мере со времени существования таштыкской культуры, - знак в виде русской буквы «М» со скруглёнными верхними углами (рис. 1: 2; 5: 17). Подобные знаки зафиксированы на астрагалах в захоронениях этой культуры [Киселёв, 1949, табл. XXXVIII, 16; Краснолуцкий, Заика, 2009, рис. 6, 2], на кыргызских сосудах [Евтюхо-ва, 1948, рис. 10; Киселёв, 1951, табл. LIII, 13; LIV, 9; Кызласов, Король, 1990, с. 100], среди хакасских тамг - у качинцев и сагай-цев [Кызласов, Леонтьев, 1980, с. 25; рис. 12, 66, 67; табл. 2, 1]. В территориальном отношении в Минусинской котловине М-образ-ные тамги представлены как на правом, так и на левом берегу Енисея [Рогова, 2020, рис. 1].
Аналогии на близлежащих территориях находят тамги в виде буквы «Ш» со скруглёнными внешними углами (рис. 1: 5), в виде простой окружности или окружности с дополнительными деталями в виде примыкающих дуг (рис. 1: 10, 11; 5: 8) [Рыгдылон, 1959, табл. III, 5; рис. 6, 2; табл. V, 1 и др.; Кызласов, Леонтьев, 1980, рис. 12, 37, 42; 13, 20; и др.]. Говорить о принадлежности этих знаков к какому-либо определённому хронологическому периоду сложно. На скалах Боярского хребта они нанесены в основном позже присутствующих на плоскостях фигуративных изображений и отличаются от них по технике нанесения и патине, поэтому привязать их к какому-либо периоду на основе стилистических особенностей, свойственных изображениям зоо- или антропоморфных фигур, не представляется возможным.
Рис. 6. Стилизованные антропоморфные изображения: 1 - Большое озеро VI, к. 22; 2 - Малое озеро VIII, к. 48; 3 - Бояры I Г (1, 2 - по: [Семёнов и др., 2003])
Ещё одну небольшую группу тамг Боярского хребта составляют знаки в виде стилизованных или унифицированных изображений людей (рис. 1: 1, 4, 7; 5: 16). Практика использования таких знаков также широко применялась на разных территориях и, по всей вероятности, в разное время.
Стилизованное антропоморфное изображение с местонахождения Бояры I Г (рис. 1: 7), возможно, является одной из исходных форм для так называемых ламповых изображений, которые были зафиксированы, в частности, в непосредственной близости от Боярского хребта - на горе Перевозной, ныне затопленной Красноярским водохранилищем [Арре^геп-Кгуа1о, 1931, S. 10; АЬЬ. 125]. В Шарыповском районе Красноярского края на курганных камнях выявлен ряд изображений, которые могут считаться переходными от антропоморфных изображений к «ламповым» тамгам [Семёнов и др., 2003, рис. 66; табл. 30; 31; 53; 55], и изображение с Бояр I Г «вписывается» в эту линейку (рис. 6).
Знак в виде стилизованной антропоморфной фигурки с Абакано-Перевоза I (рис. 1: 4) имеет практически полное сходство со знаком 90, приводимым в таблице хакасских тамговых знаков на плитах и скалах, которые были в ходу у сагайцев и бельтиров [Кызласов, Леонтьев, 1980, с. 25; рис. 12, 90].
Важное значение для датировки нанесённых на плоскость 4 удостоверительных знаков имеет тамга в виде окружности с точкой в центре и четырьмя дугообразными отростками в верхней части (с дуговыми «раскрыльями» [Кызласов, 2000, с. 74], или «усами» [Вайнберг, Новгородова, 1976]) (рис. 5: 11). Подобные тамги, но с двумя отростками, известны в северной и южной частях Минусинской котловины [Спасский, 1857, с. 152, 153; табл. V; Рыг-дылон, 1959, табл. II, табл. VI, рис. 3, 3; табл. VIII, рис. 11; 17, 2; табл. Х, 10 и др.; Кызласов, 1960, рис. 14, 10; Кызласов, 2000, рис. 2-4; Семёнов и др., 2003, табл. 59; 61]. И.Л.Кызласов проследил использование тамги с горы Крес-Хая, с учётом её изменчивости и добавления новых деталей, для пяти поколений, обозначив ареал проживания аристократической семьи в пределах Северной Хакасии, с отдельным островком к югу от Батенёвского кряжа в районе д. Знаменки [Кызласов, 2000, с. 72-74; рис. 5]. Тамга с местонахождения Абакано-Перевоз VIII дополняет древо тамг обозначенной семьи ещё одним поколением (рис. 7) и, возможно, расширяет границы её феодального надела на юго-восток, до современного с. Троицкого.
Древнюю надпись, рядом с которой на горе Крес-Хая выбита тамга, и саму тамгу И. Л. Кызласов датирует IX - рубежом К-Х вв. [Там же, с. 74; Кызласов, 2021, с. 113].
Б. И. Вайнберг и Э. А. Новгородова датируют подобные тамги в виде окружности с «усами» более ранним временем - последней третью - концом I тыс. до н.э. [1976, с. 72]. По их мнению, распространение подобных тамг маркирует продвижение группы центрально-азиатских кочевников от Монгольского Алтая и Джунгарии через Казахстан и Среднюю Азию в Восточную Европу [Там же, с. 71]. Поддерживает эту точку зрения и группа исследователей под руководством Вл. А. Семёнова, включая в зону распространения подобных тамг в это же время и Минусинскую котловину [Семёнов и др., 2003, с. 66, 67].
Не исключая возможности существования на территории Минусинской котловины подобных тамг в более раннее время, всё же по вопросу датировки тамги на мес-
тонахождении Абакано-Перевоз VIII (рис. 5: 11) мы склонны согласиться с мнением И. Л. Кызласова, и дополнительным аргументом в пользу датировки кыргызским временем может послужить наличие ещё одной тамги, находящейся в непосредственной близости от только что описанной.
В причислении данного знака к тамгам мы первоначально сомневались, пока не встретили ему аналогии, причём в основном в Туве. Это тамга в виде горизонтально расположенной дуги «рогами» вверх с отростком в левой части (рис. 4: 4; 5: 12). Подобная тамга обнаружена у пос. Элегест в Туве, рядом с курганами 19а и 19б. Верхняя часть тамги идентична абакано-пере-возинской. Её дополнительными элементами являются два разнонаправленных Г-образных знака, расположенных под дугой [Кызласов, 1960, рис. 8, 9; 1965, рис. 3, 3]. На территории Тувы знак в виде горизонтальной дуги, который приобрёл различные дополнительные детали, достаточно широко распространён [Кызласов, 1965, табл. 3; 5; Дэвлет, 2013, рис. 8, 1, 2, 4] (рис. 8: 1-5). В целом локализация этой группы
Рис. 7. Древо рода (1-11), к которому принадлежал автор тамги с горы Крес-Хая (по: [Кызласов, 2000]), дополненное тамгой с Абакано-Перевоза VIII (12)
тамг связывается в основном с территорией Тувы [Кормушин, 1997, с. 14-17; Есин, 2017, с. 67]. Допускается её принадлежность племени чиков, зависимых от кыр-гызов [Кормушин, 1997, с. 15; Есин, 2017, с. 67]. Однако наличие тамги на местонахождении Абакано-Перевоз VIII, которая, несомненно, является первичной по отношению к тамге у пос. Элегест в Туве и другим тамгам этой группы (рис. 8) и входит в число «единичных сопоставимых знаков в Минусинской котловине» [Есин, 2017, с. 67], таких, например, как тамга на горе Озёрной в виде дуги «рогами» вверх с отростком в правой части [Кызласов, 1994, рис. на с. 307], позволяет предположить, что родиной подобных тамг всё же является территория Минусинской котловины. А на территории Тувы тамги этой группы появились вместе с кыргызами, которые после победы над уйгурами в 840 г. заняли эту территорию. Это подтверждается появлением здесь и других тамг, характерных в основном для северохакасских феодалов [Кызласов, 1965, с. 49]. Исходя из вышеизложенного, тамга с местонахождения Аба-
4
1 L
1
U7 К Тг5
Рис. 8. Группа родственных тамг с территории Тувы (1-7 - по: [Кызласов, 1965]) и тамга с Аба-кано-Перевоза VIII (8)
кано-Перевоз VIII (рис. 5: 12) может быть датирована около середины К-Х вв.
Таким образом, как минимум две тамги с плоскости 4 Абакано-Перевоза VIII могут быть датированы кыргызской эпохой. По степени патинизации им близки знаки в виде окружности с вертикальной чертой внутри (рис. 5: 9), в виде окружности (?) с точкой в центре (рис. 5: 10), сложная тамга, состоящая в нижней части из окружности с вертикальной чертой внутри и двух вписанных дуг в верхней части, соединённых с окружностью вертикальной линией (рис. 5: 15), все изображения крестов, а также знаки, расположенные в нижней части плоскости (рис. 5: 1-4, 7, 8, 14, 17).
Светлее патина у знака, представляющего собой стилизованную антропоморфную фигуру вниз головой (рис. 4: 3; 5: 16), у знака в виде окружности с вертикальной линией внутри (рис. 4: 3; 5: 6), а также у знака, представляющего собой вертикальный отрезок, в нижней части оканчивающийся подовальной фигурой, а в верхней - выбитым сплошь кружком (рис. 4: 2; 5: 13). Светлее этих знаков - только буквы русского алфавита, выбитые здесь же (рис. 4: 1, 2).
Два похожих знака, представляющие собой окружность с вертикальной линией внутри, имеют разную степень патиниза-ции и разную технику выбивки. Если знак на рис. 5: 9 показан тщательной мелкой и частой выбивкой, имеет чёткие контуры, то знак на рис. 5: 6 выбит более небрежно. Разница в цвете патины говорит о достаточно большой разнице во времени нанесения этих тамг, как минимум, не одно десятилетие. Как уже говорилось выше, это один из самых распространённых знаков в хронологическом и территориальном отношении. Здесь, наверное, нужно вспомнить мнение ряда исследователей о том, что простые знаки являются проявлением универсальности человеческого мышления [Богданов, 2017, с. 13], их возникновение могло иметь конвергентный характер. Графемы простых знаков могли использоваться в разных социумах, не связанных ни территориально, ни культурно, ни хронологически [Ольховский, 2001]. Даже на относительно небольшой территории Ми-
нусинской котловины в этнографическое время наблюдались факты использования схожих тамг разными родами, хотя тамга как символ собственности не могла быть одинаковой даже у двух владельцев скота, живших рядом. Но если семьи обитали за десятки километров друг от друга, и стада их никогда не сталкивались, они могли пользоваться схожими или даже одинаковыми тамгами [Кызласов, Леонтьев, 1980, с. 30]. Возможно, такая ситуация могла иметь место и в более раннее время.
Выводы
Подводя итог, можем констатировать, что основное количество тамг на плоскость 4 Абакано-Перевоза VIII было нанесено относительно одновременно, в кыргызскую эпоху, около середины IX - рубежа К-Х вв.
Как считает И. Л. Кызласов, на рубеже Х-Х! вв. лично-фамильные тамговые знаки пропадают со скал и курганных камней в Южной Сибири и появляются снова в этнографической современности, ближе к XVIII в. [2014, с. 56]. Возможно, в это время на плоскость 4 было нанесено несколько тамг, имеющих более светлую патину, чем основное количество знаков (рис. 4: 1-3). Это было сделано до того, как здесь появились надписи, состоящие из букв русского алфавита и патинизированные слабее всего. Одна из надписей, «КВЯ» (рис. 4: 2), также могла быть личным там-говым символом хакасов, начавших применять с этой целью буквы русского алфавита. Эти три буквы у них означали не фамилию, имя и отчество, а начальные буквы имён деда, отца и сына, наносившего эти буквы на скалу [Кызласов, 2014, с. 56]. Хотя эти три буквы могли быть оставлены и каким-либо нашим современником, хакасом или русским, в середине или в конце ХХ в.
В 2000 г. часть плоскости с тамгами и буквенными надписями была полностью покрыта лишайниками. На вопрос, в течение какого времени лишайник оккупировал эту поверхность, нет однозначного ответа, т.к. создание Красноярского водохранилища могло поменять микроклимат, повлияв, в том числе, и на скорость биообрастания.
Таким образом, традиция поклонения культовому месту с древними изображениями повозок и лошадей, по всей видимости, сохранялась на протяжении нескольких тысячелетий, начиная с эпохи поздней бронзы и заканчивая этнографической современностью. Доказательством этому является подновление рисунков эпохи поздней бронзы, нанесение рисунков в тагарское и тесинское время на свободную поверхность, а также присутствие родовых знаков как минимум двух разных
социумов, разделённых без малого тысячей лет - енисейских кыргызов и хакасов, которые и поныне населяют эту землю.
В статье автор только в первом приближении рассматривает некоторые тамги, датировка которых, можно сказать, лежит на поверхности благодаря исследованиям предшественников. Вопрос хронологической и культурной атрибуции удостовери-тельных знаков Боярского хребта на фоне всей Минусинской котловины требует дальнейшей тщательной проработки.
Литература
Богданов Е. С. Происхождение тамг хунну //Нижневолжский археологический вестник. 2017. Т. 16. № 2. С. 5-32.
Вайнберг Б. И., Новгородова Э.А. Заметки о знаках и тамгах Монголии // История и культура народов Средней Азии (древность и средние века). М.: Наука, 1976. С. 66-74; 176-179. Дэвлет М.А. Новая Боярская писаница //Социально-экономические структуры древних обществ Западной Сибири. Материалы Всероссийской научной конференции. Барнаул: Изд-во АлтГУ 1997. С. 136-138.
Дэвлет М.А. Петроглифы эпохи раннего средневековья в Саянском каньоне Енисея //Древние тюрки в Центральной Туве. СПб.: ЭлекСис, 2013. С. 187-222.
Есин Ю.Н. К проблеме идентификации тамг кыргызов и чиков из «Танхуйяо» //Научное обозрение Саяно-Алтая. 2017. № 1 (17). С. 57-75.
Есин Ю. Н. О сходстве тамг енисейских кыргызов и правителей Западно-тюркского каганата // Материалы V Международной научной конференции «Народы и культуры Саяно-Алтая и сопредельных территорий», посвященной 85-летию со дня рождения востоковеда, археолога, доктора исторических наук Виталия Епифановича Ларичева. Абакан: Хакасское книжное изд-во, 2018. С. 64-73.
Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири. М.; Л., 1949. 364 с. (Материалы и исследования по археологии СССР. № 9).
Киселёв С. В. Древняя история Южной Сибири. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 642 с. Кормушин И. В. Тюркские енисейские эпитафии. Тексты и исследования. М.: Наука, 1997. 303 с. Краснолуцкий С. А., Заика А. Л. Знаковая символика на астрагалах Севера Минусинской котловины // Енисейская провинция. Альманах. 2009. Вып. 4. С. 263-276.
Кызласов И.Л. Рунические письменности евразийских степей. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. 327 с.
Кызласов И. Л. Фыркальская руническая надпись и её тамга // Ежегодник института саяно-алтай-ской тюркологии Хакасского государственого университета им. Н. Ф. Катанова. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2000. Вып. IV. С. 69-75.
Кызласов И. Л. Религиозная природа енисейской письменности. II // Российская тюркология. 2014. № 1 (10). С. 52-61.
Кызласов И.Л. Рунические письмена Сибири. Рассказы археолога. М.; Абакан: Хакасское книжное изд-во, 2021. 152 с.
Кызласов Л. Р. Новая датировка памятников енисейской письменности //Советская Археология. 1960. № 3. С. 93-120.
Кызласов Л. Р., Король Г. Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. М.: Наука, 1990. 216 с.
Кызласов Л. Р., Леонтьев Н. В. Народные рисунки хакасов. М.: Наука, 1980. 176 с.
Миклашевич Е.А. О памятниках наскального искусства в урочище Каменка на Среднем Енисее // Учёные записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2018. Вып. 7. С. 7-24. Миклашевич Е. А., Панкова С. В., Мухарева А. Н. Петроглифы горы Сосниха //Памятники наскального искусства Минусинской котловины: Георгиевская. Льнищенская. Улазы III. Сосниха. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. С. 72-111. (Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства. Вып. X).
Мухарева А. Н. Исследования петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница» в 2017 г. //Учёные записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2018. Вып. 7. С. 28-38. Ольховский В. С. Тамга (к функции знака) // Историко-археологический альманах. Армавир; Краснодар; Москва: Армавирский краеведческий музей, 2001. Вып. 7: Памяти Михаила Николаевича Ложкина (1910-1999). С. 75-86.
Пэрлээ Х. Изучение этногенеза монгольских народностей по родовым знакам (Опыт историко-этнографического исследования). Улан-Батор: АН Монголии, 1976. 270 с. (на монг. яз.). Рогова И.Г. «М-образные» тамги-петроглифы Среднего Енисея: опыт типологии и хронологической атрибуции знаков //Теория и практика археологических исследований. 2020. № 3 (31). С. 53-64.
Русакова И.Д. Петроглифический комплекс Бояры-Абакано-Перевоз в Хакасии и его место в при-родно-историческом ландшафте: дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2001. 261 с. Русакова И.Д. Петроглифы эпохи поздней бронзы петроглифического комплекса Бояры-Абакано-Перевоз // Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия. Сборник докладов международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения члена-корреспондента Российской академии наук Сергея Владимировича Киселёва. Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. С. 188-189.
Русакова И.Д. Петроглифы западной части Боярского хребта в Хакасии // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2013. № 1 (5). С. 120-124.
Русакова И.Д. Местонахождение петроглифов Абакано-Перевоз I в Хакасии // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2021. № 1 (29). С. 43-71.
Рыгдылон Э.Р. Писаницы близ озера Шира //Советская археология. 1959. Вып. XXIX-XXX. С. 186202.
Семёнов Вл. А., Килуновская М. Е., Красниенко С. В., Субботин А. В. Изображения на плитах тагарских курганов (Шарыповский район Красноярского края). Санкт-Петербург: ИИМК РАН, 2003. 122 с. Спасский Г. О достопримечательнейших памятниках сибирских древностей и сходстве некоторых из них с великорусскими //Записки Императорскаго Русскаго географическаго общества. СПб.: В типографии Императорской Академии наук: 1857. Книжка XII. С. 113-181. Тюлюш А. Ч. История бытования тамговых знаков у тюрков Саяно-Алтая // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 411. С. 158-164.
Яценко С.А., Марсадолов Л.С. Знаки-тамги на камнях ограды Большого Салбыкского кургана // Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия. Сборник докладов международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения члена-корреспондента Российской академии наук Сергея Владимировича Киселёва. Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. С. 212-215.
Appelgren-Kivalo H. Alt-Altaische Kunstdenkmaler. Helsingfors: Finnishe Altertumsgesellschaft, 1931. 48 S.