Научная статья на тему 'Продолжение работ по исследованию скальных выходов в окрестностях деревни Абакано-Перевоз в Хакасии'

Продолжение работ по исследованию скальных выходов в окрестностях деревни Абакано-Перевоз в Хакасии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
173
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТРОГЛИФЫ / АБАКАНО-ПЕРЕВОЗ / БОЯРСКИЙ ХРЕБЕТ / ЭПОХА РАННЕЙ БРОНЗЫ / ТЕСИНСКОЕ ВРЕМЯ / ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Русакова Ирина Дмитриевна

В статье анализируются результаты исследований скальных обнажений в окрестностях деревни Абакано-Перевоз в Хакасии. В 2017 и 2018 гг. работы были продолжены восточнее и юго-восточнее деревни, обследованы горы Пахина и Красная. На обеих возвышенностях обнаружены петроглифы. На горе Красной в настоящий момент зафиксировано 11 плоскостей с изображениями. Самое древнее из них фигура быка, которую можно отнести к эпохе ранней бронзы (?). Остальные петроглифы могут датироваться тесинским временем, эпохой позднего средневековья, этнографической современностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuation оf the research on the rock outcrops near the village of Abakano-Perevoz in Khakassia

The paper analyzed the results of the ongoing study of the rock outcrops near the village of Abakano-Perevoz (Khakassia). In 2017 and 2018, the works were conducted East and Southeast of the village, where Pahina and Krasnaya mountains were surveyed. Petroglyphs have been found on both elevations. On Krasnaya mountain, 11 surfaces with ancient pecked images have been recorded to date. The oldest recorded image is that of an ох, which can be attributed to the Early Bronze Age (?). Other images can be dated to the Tes’ period, the Late Middle Ages, and ethnographic modern period.

Текст научной работы на тему «Продолжение работ по исследованию скальных выходов в окрестностях деревни Абакано-Перевоз в Хакасии»

УДК 902/904

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СКАЛЬНЫХ ВЫХОДОВ В ОКРЕСТНОСТЯХ ДЕРЕВНИ АБАКАНО-ПЕРЕВОЗ В ХАКАСИИ

И. Д.Русакова

Музей-заповедник «Томская Писаница»

В статье анализируются результаты исследований скальных обнажений в окрестностях деревни Абакано-Перевоз в Хакасии. В 2017 и 2018 гг. работы были продолжены восточнее и юго-восточнее деревни, обследованы горы Пахина и Красная. На обеих возвышенностях обнаружены петроглифы. На горе Красной в настоящий момент зафиксировано 11 плоскостей с изображениями. Самое древнее из них - фигура быка, которую можно отнести к эпохе ранней бронзы (?). Остальные петроглифы могут датироваться тесинским временем, эпохой позднего средневековья, этнографической современностью.

Ключевые слова: петроглифы, Абакано-Перевоз, Боярский хребет, эпоха ранней бронзы, тесин-ское время, позднее средневековье, новое и новейшее время

CONTINUATION ОF THE RESEARCH ON THE ROCK OUTCROPS NEAR THE VILLAGE OF ABAKANO-PEREVOZ IN KHAKASSIA

I. D. Rusakova

Museum-Reserve "Tomskaya Pisanitsa"

The paper analyzed the results of the ongoing study of the rock outcrops near the village of Abakano-Perevoz (Khakassia). In 2017 and 2018, the works were conducted East and Southeast of the village, where Pahina and Krasnaya mountains were surveyed. Petroglyphs have been found on both elevations. On Krasnaya mountain, 11 surfaces with ancient pecked images have been recorded to date. The oldest recorded image is that of an ох, which can be attributed to the Early Bronze Age (?). Other images can be dated to the Tes' period, the Late Middle Ages, and ethnographic modern period.

Keywords: petroglyphs, Abakano-Perevoz, the Boyary ridge, the Tes' period, the Late Middle Ages, Modern and Contemporary periods

Продолжаются работы по исследованию скальных выходов в окрестностях деревни Абакано-Перевоз в Боградском районе Республики Хакасия. К настоящему времени обследованы все возвышенности Боярского хребта (хребет Большие Бояры), обращённые южной стороной в долину; большая часть возвышенностей, скальные выходы которых обращены во внутренние лога, в том числе возвышенности в районе Малой и Большой Боярских писаниц (рис. 1: 1). Сейчас здесь ведутся работы по расчистке плоскостей от лишайников, обильно покрывающих скалы в этой местности; продолжается документирование наскальных рисунков с помощью цифровой фотофиксации и выборочного ми-

калентного копирования; выполняются новые и уточняются выполненные ранее прорисовки петроглифов.

В 2017 г. были начаты работы по обследованию скальных обнажений на горах с восточной и юго-восточной стороны д. Абакано-Перевоз. Обнаружены петроглифы на горе Пахина [Русакова, 2018, с. 36, рис. 1].

В 2018 г. проводились работы по обследованию горы Красной (рис. 1). Гора протяжённая, тянется с востока на запад на расстояние около двух километров (рис. 1: 2, 3). Южной стороной она обращена в долину, где визуализируется по меньшей мере десять курганов с видимыми четырьмя камнями по углам. На северном, поло-

гом склоне этой горы также находятся две параллельных цепочки невысоких курганов, протянувшихся по линии восток -запад. Курганы с оплывшими насыпями, кое-где прослеживаются камни оград. В северной цепочке - 4 кургана, в южной - 7 [Там же, с. 36].

Гора Красная представляет собой выходы красноцветного девонского песчаника. Основная часть обнажений скальной породы находится на южном склоне. Склон достаточно крутой, покрыт осыпями, поэтому добраться до верхних ярусов оказалось весьма проблематичным.

Осмотр нижних ярусов выявил следующую картину. По всей протяжённости горы имеется значительное количество скальных поверхностей, удобных для нанесения рисунков. Большая часть из них - древние. Однако общее количество петроглифов, обнаруженных здесь на настоящий момент, не насчитывает и десятка. Всего было зафиксировано 11 плоскостей, на которых есть древняя выбивка. Местонахождению присвоен индекс Абакано-Перевоз XI (АП XI), предварительная нумерация проведена слева направо, или с запада на восток.

Плоскость 1. Древняя скальная корка практически полностью утрачена. На небольшом сохранившемся фрагменте - остатки неопределенной выбивки, по цвету патины совпадающей с камнем. Ориентация ЮЮВ (рис. 2: 1).

Плоскость 2. Ориентирована на ЮЮЗ, имеет небольшой положительный угол наклона. С помощью выбивки нанесено неопределённое животное, больше всего напоминающее зайца (рис. 2: 2). Изображение контурное. Показаны округлая голова с глазом. Наклонной линией, направленной немного вверх и вправо, вероятно, обозначено ухо. Горизонтальной линией, отходящей от передней части туловища, показана нога; вторая нога, по всей видимости, не завершена. Задняя часть туловища - бесформенная, забитая сплошными ударами инструмента. Цвет патины изображения близок к цвету скальной корки; местами видны чёрные вкрапления лишайников.

Плоскость 3. Имеет небольшой отрицательный угол наклона. Ориентирована на юг. Слабо читается изображение быка, выбитого практически в центре плоскости.

Рис. 1. Гора Красная на спутниковом снимке (2) и топографических картах (1, 3)

Фигура силуэтная. Прямая линия спины; линии крестца и бедра задней ноги образуют острый угол; мощная длинная шея, довольно поджарое туловище; четыре прямых коротких ноги, короткий хвост; небольшая голова, два рога; у одного из рогов прослеживается плавный изгиб (рис. 3). Изображение сильно выветрено, и, возможно, контур головы, а также рога, ноги и хвост первоначально имели несколько иные очертания. Ниже и левее фигуры быка сохранились остатки выбивки, которые не атрибутируются (рис. 3: 2).

Восточнее плоскости 3 - выступающий валун, на трёх гранях которого зафиксировано несколько изображений (рис. 4: 1).

Плоскость 4А расположена в верхней части валуна, на подтреугольном в плане выступе. Ориентирована на ЮЮЗ. Крупной выбивкой нанесена Г-образная линия. Патина немного светлее фона плоскости. Левее и выше прослеживаются остатки бесформенной выбивки (рис. 4: 3).

Плоскость 4Б - в нижней части валуна, под нависающей над ней плоскостью 4А (рис. 4: 1, 3). Ориентирована на ЮЮВ. Плоскость неравномерна по цвету патины - от чёрных вкраплений поселившегося здесь лишайника до естественного цвета песчаника. С помощью техники выбивки нанесено два изображения. Слева - всадник на лошади. На голове у всадника - «султан»; одной рукой он держит повод, дру-

гая согнута в локте, кисть лежит на поясе; видна одна прямая нога. У лошади показаны четыре ноги: две передние имеют по два «излома», задние показаны в виде дуг; хвост длинный, с небольшим изгибом на конце. Правее и немного выше - фигура лошади с короткой вертикальной линией, отходящей вверх от спины. Вероятно, это незавершенное изображение всадника. Рисунок крупнее предыдущего, при этом иконографически и стилистически аналогичен ему. В нижней части плоскости - остатки беспорядочной выбивки. Патина изображений светлее фона плоскости.

Плоскость 4В находится на грани, расположенной под углом, близком к прямому, к плоскости 4Б. Ориентирована на восток. В левой нижней части - фигура всадника, выполненная в схожей манере с фигурами на плоскости 4Б. Всадник также держит одной рукой повод лошади, другой рукой как будто подбоченился. На голове «султан». Показана одна свисающая нога, рядом с которой выбита короткая линия, отходящая от живота лошади. Это или незавершённая вторая нога, или какой-то атрибут, притороченный к седлу. Нижняя часть ног лошади показана в виде «ступней» (рис. 4: 2). Патина изображения светлее патины плоскости.

Плоскость 5. На небольшом скальном выходе, испещрённом многочисленными

Рис. 3. Фото (1) и прорисовка (2) петроглифов горы Красной, плоскость 3

горизонтальными трещинами, в левой части сохранился фрагмент древней плоскости с остатками выбивки. Читаются широкие, преимущественно вертикальные, линии, не складывающиеся в какие-либо фигуры. Выбивка крупная, но неглубокая, по-видимому, сильно выветренная. Ориентация плоскости южная. Цвет патины выбитых линий совпадает по цвету с плоскостью (рис. 5: 1, 2).

Восточнее - ещё один валун, на двух гранях которого отмечена выбивка. Валун

насквозь пронизан горизонтальными трещинами, особенно частыми в верхней части, которая сильно выветрена. Скальная корка здесь практически полностью отслоилась. В нижней части, менее подверженной ветрам, сохранились участки древней поверхности с выбивкой (рис. 5: 3).

Плоскость 6А - грань, ориентированная на ЮЮЗ. Неопределённое изображение, напоминающее лодку с пассажирами: горизонтально расположенная дугообразная линия, от левого края которой вверх

Рис. 4. Плоскости 4А-В: 1 - фото валуна с гранями, содержащими петроглифы; 2 - прорисовка плоскости 4 В; 3 - прорисовки плоскостей 4А и 4Б

аь

„-Г.41.1 V"

2

мтш

__ 1 \ * I'« * «

М я*

Рис. 5. Фото и прорисовки петроглифов горы Красной: 1, 2 - плоскость 5; 3-5 - плоскости 6А и 6Б

отходят две вертикальные линии; одна из них завершается округлым пятном, другая - короткой «перекладиной». Над средней частью «лодки» выбиты одно над другим два пятна (рис. 5: 4). Патина выбивки светлее патины скалы.

Плоскость 6Б - грань, расположенная под углом, близким к прямому, к плоскости 6А. Ориентирована на ЮВВ. Слева копытное животное в линейной манере, передняя часть туловища приподнята; пра-

вее и выше - дугообразная линия, множество выбитых точек и два незавершённых изображения животных (?) (рис. 5: 5). Патина левой фигуры копытного и дугообразной линии светлее патины плоскости, остальная выбивка имеет цвет патины, идентичный скальной поверхности.

Плоскость 7 расположена на выступающем валуне, покрытом большим количеством горизонтальных трещин (рис. 6: 1). Значительная часть скальной корки отслои-

Рис. 6. Фото и прорисовки петроглифов горы Красной: 1, 2 - плоскость 7; 3, 4 - плоскость 8

лась. На сохранившихся участках - остатки выбивки в виде наклонно расположенных линий, напоминающих лучи (рис. 6: 2). Патина выбивки немного светлее патины скальной корки. Ориентация южная.

Плоскость 8. Сильно выветренная, испещренная горизонтальными трещинами, наполовину покрытая лишайником плоскость. В верхней части сохранились остатки выбивки: прямые и дугообразные линии, окружность, пересечённая двумя перекрещенными под острым углом линиями (рис. 6: 3, 4). Выбивка также имеет сильную степень выветренности, патина не отличается по цвету от патины окружающей скальной поверхности. В нижней части плоскости - современные граффити. Ориентирована на юг.

Наиболее древними, по-видимому, являются плоскости 3 и 8. Об этом говорят сильная выветренность выбивки и интенсивная патинизация. К сожалению, по сохранившимся остаткам не представляется возможным определить, какие изображения были нанесены на плоскость 8 (рис. 6: 3).

На плоскости 3 фигура быка, также сильно выветренная, несомненно, является самой древней на этом местонахождении (рис. 3: 2; 7: 1). Изображение не совсем типичное, полных аналогий ему нет среди изображений ни одного из хронологических пластов комплекса петрогли-

фов, включающего скалы Боярского хребта и горы в окрестностях д. Абакано-Пере-воз. Ряд признаков объединяет его с некоторыми изображениями быков раннего пласта комплекса: четыре ноги, часто показанные короткими прямыми линиями, геометризация задней части туловища, когда круп выполнен линиями, образующими прямой или острый угол (рис. 7). Силуэтная манера также использовалась для передачи фигур этой стилистической группы. Отличает изображение быка с горы Красной от изображений раннего пласта комплекса достаточно поджарое туловище, в отличие от грузных фигур с местонахождения Бояры I, а также довольно длинная шея. У изображений быков раннего пласта комплекса голова как будто насажена прямо на туловище, шеи практически нет (рис. 7: 2-6). Нужно отметить, что фигуры быков раннего пласта указанного комплекса имеют достаточно близкие аналогии на таких памятниках наскального искусства Среднего Енисея, как Оглахты I, Усть-Туба II, Шалаболино и др. [Sher et al., 1994, 3.2, 7.1, 7.2, 26.6, 50.5; Bled-nova et al., 1995, fig. 5; pl. 38, 6.1, 6.4; Пяткин, Мартынов, 1985, рис. 43; 93]. Однако нами пока не встречено близких аналогий фигуре быка с горы Красной на этих памятниках.

При сравнении этого изображения с фигурами быков раннего железного века,

Л 4 (г 5 6

Рис. 7. Изображения быков раннего пласта комплекса петроглифов Бояры - Абакано-Перевоз: 1 - гора Красная; 2-6 - Бояры I

имеющимися на Боярском хребте, можно сделать следующие выводы. В серии быков РЖВ присутствуют как контурные, так и силуэтные изображения; у части фигур головы посажены близко к туловищу, у некоторых фигур шеи достаточно чётко выделяются (рис. 8: 1, 4, 6, 7, 9). Некоторые фигуры геометризованы (рис. 8: 8-10), некоторые выполнены довольно плавными линиями (рис. 8: 1-4). Однако общий признак, который характерен для всех этих изображений - это показ только двух ног -одной передней и одной задней, в отличие от фигуры быка с горы Красной. Часть быков РЖВ показана в позе «внезапной остановки» (рис. 8: 1-4, 10, 11); у некоторых фигур задняя нога согнута в скакательном суставе, а передняя нога прямая (рис. 8: 5-9). Показ одной задней и одной передней ноги - один из важных признаков, помогающих определить принадлежность изображения к той или иной эпохе.

Исходя из сказанного выше, считаем, что фигура быка с горы Красной с наибольшей вероятностью может быть отнесена к раннему пласту памятника, который представлен здесь эпохой ранней бронзы.

Определённый интерес вызывает выбивка на плоскости 6Б. Здесь в средней части располагаются практически одинаковые по форме, глубине и размеру, достаточно упорядоченные выбоины (рис. 5: 5; 9: 1). Подобные упорядоченные, явно намеренно нанесённые выбоины зафиксированы на трёх местонахождениях Боярского хребта - на Малой Боярской писанице, на плоскости 4 пункта Абакано-Пе-ревоз VIII и на плоскости 4 пункта Аба-кано-Перевоз IX (рис. 9: 2-4). Плоскости с Малой Боярской писаницы и с АП IX, по всей вероятности, относятся к одному времени (а, возможно, имеют и одинаковый смысл, настолько они похожи), и выбоины на них создают впечатление падающего снега. Выбоины на АП VIII нанесены на свободный от других петроглифов участок, и дать им какую-либо интерпретацию представляется проблематичным. С какой целью и в какое время был выбит «снег» на плоскости 6Б горы Красной, также сказать сложно из-за невыразительности, сильной выветренности или незавершённости сопутствующих рисунков (рис. 9: 1). Однако цвет патины, совпадающий с окружающей поверхностью, скло-

Рис. 8. Изображения быков раннего железного века: 1 - Малая Боярская писаница, гр. I; 2, 3 - Малая Боярская писаница, гр. II; 4 - Бояры !А; 5-11 - Бояры ¡В

ь

няет в сторону относительной древности этой выбивки.

Теперь рассмотрим изображения всадников на плоскостях 4Б и 4В. По всей вероятности, они были нанесены на скалы в одно время и, возможно, одним художником. Об этом говорят одинаковые стиль и иконография, а также равная интенсивность патины (рис. 4: 2, 3). Рисунки имеют ряд признаков, присущих тагарской изобразительной традиции. Это, в частности, так называемые султаны на головах и прямые ноги всадников. Однако в остальном эти изображения довольно серьёзно отличаются от тагарских. Лошади показаны с четырьмя ногами, которые согнуты вне соответствия с канонами тагарской традиции, у одной из лошадей вместо копыт изображены «ступни», похожие на человеческие. Часть подобных фигур, имеющих тагарскую иконографию, но стилистически отличающихся, относится исследователями к тесинской культуре [Леонтьев, Боковенко, 1985, с. 87; Миклашевич и др., 2012, с. 98; Советова, Шишкина, 2014, с. 96; Советова и др., 2015, с. 105]. Среди петроглифов рассматриваемого микрорайона выделяется внушительная серия таких изображений [Русакова, 2016, с. 177]. Но соотнести рисунки на пл. 4Б и 4 В горы

Красной с этим временем мешает достаточно слабая их патинизация. Обычно на скалах Боярского хребта тесинские петроглифы имеют патину, не отличающуюся по цвету от плоскости, на которую нанесены. В данной ситуации патина изображений значительно светлее патины скальной корки. И здесь вновь вспоминаются слова А. В. Адрианова о том, как пастух, подросток-качинец, во время выпаса скота, чтобы скоротать время, вооруженный железным клином, каждый день усердно тренировался в нанесении рисунков на подходящие скальные плиты. То он воспроизводил копии с фигур древних писаниц, то импровизировал, но относился к работе со всей серьёзностью [Адрианов, 1906]. Возможно, и на горе Красной мы видим попытку подражания древним рисункам, причём довольно удачную. Не исключая тесинского времени нанесения данных изображений, возможно предположить, что они могли быть выбиты и не ранее эпохи позднего средневековья - этнографической современности.

Вероятно, одним из наиболее поздних изображений является фигура неопределённого животного («зайца») с плоскости 2 (рис. 2: 2), имеющая удивительно близкую аналогию с одним из изображений

Рис. 9. «Снег» на плоскостях с петроглифами: 1 - гора Красная, 2 - Абакано-Перевоз VIII; 3 - Малая Боярская писаница, гр. I; 4 - Абакано-Перевоз IX

памятника Шалаболино [Пяткин, Мартынов, 1985, рис. 43; табл. 35, 10]. Неумелое воспроизведение обеих фигур наводит на мысль о «пробе пера» начинающего художника или, опять же, о занятии скучающего пастуха, который наблюдает за своим стадом, пасущимся рядом в долине.

В целом работы, проведённые на горе Красной, позволяют сделать вывод о том, что её скальные обнажения использовались для нанесения петроглифов в разные хронологические периоды, однако не так активно, как выходы расположенного совсем рядом, северо-западнее, Боярского

хребта (рис. 1: 1). Очевидно, петроглифов здесь было значительно больше, но из-за интенсивных процессов разрушения скал большинство из них утрачено. Возможно также, что более привлекательными для нанесения рисунков древнее население считало восточные склоны горы Перевозной, по всей вероятности, располагавшейся рядом. Эти склоны ныне затоплены Красноярским водохранилищем. Для прояснения картины обследование скальных выходов в районе деревни Абакано-Перевоз планируется продолжить в следующие полевые сезоны.

Источник

Адрианов А. В. Писаницы Енисейской губернии. Томск, 19Q6. Aрхив MAЭС ТГУ Д. SS. Литература

Леонтьев Н. В., Боковенко Н. А. Кавказская писаница на Тубе //Краткие сообщения Института археологии. 198S. Вып. 184. Железный век Кавказа, Средней Aзии и Сибири. С. 82-88. Миклашевич Е.А., Панкова С.В., Мухарева А.Н. Петроглифы горы Сосниха//Памятники наскального искусства Минусинской котловины: Георгиевская. Льнищенская. Улазы III. Сосниха. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2Q12. С. У2-111. (Труды СAИПИ. Вып. Х.)

Пяткин Б. Н., Мартынов А. И. Шалаболинские петроглифы. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 198S. 192 с.

Русакова И.Д. К вопросу о датировке петроглифов раннего железного века //Aрхеологическое наследие Сибири и Центральной Aзии (проблемы интерпретации и сохранения): материалы международной конференции. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2Q16. С. 1УЗ-181.

Русакова И.Д. Работы на петроглифическом комплексе Бояры - Aбакано-Перевоз в Хакасии в 2Q^ г.//Учёные записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2Q18. Вып. У. С. 36-4Q. Советова О. С., Шишкина О. О. Изображения на плитах оград тагарских курганов (Тепсейский археологический комплекс) // Вестник Кемеровского государственного университета. Кемерово. 2Q14. Т. 3. № 3 (S9). С. 93-98.

Советова О. С., Аболонкова И.В., Талягина М.А., Шишкина О. О. Новые петроглифы Тепсея (по результатам исследований 2Q12-2Q1S гг.)//Учёные записки музея-заповедника «Томская Писаница». Кемерово. 2Q1S. Вып. 2. С. 1Q1-112.

Blednova N., Francfort H.-P., Legtchilo N., Martin L., Sacchi D., Sher J., Smirnov D., Soleilhavoup F., Vidal P. Tepsej I-III, Ust'-Tuba I-VI (Russie, Khakassie). Répertoire des pétroglyphes d'Asie Centrale. Fascicule № 2. Sibérie du Sud 2. Paris: Diffusion de Boccard, 199S. 24б p.

SherJ., Blednova N., Legchilo N., Smirnov D. Sibérie du Sud 1: Oglakhty I-III (Russie, Khakassie). Répertoire des pétroglyphesd'Asie Centrale. Fascicule № 1. Paris: De Boccard, 1994. S9 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.