УДК 746.342[=512.141(470.58)] DOI: 10.62669/30342139.2024.3.27
Е. Е. Нечвалода
ТАМБУРНАЯ ВЫШИВКА КУРГАНСКИХ БАШКИР: ИСТОКИ, СПЕЦИФИКА, ЭВОЛЮЦИЯ1
Статья посвящена локальной самобытной традиции, одному из ярких явлений традиционной культуры -тамбурным вышивкам башкирского этноса. Тамбурные вышивки башкир Курганской области не были ранее объектом специального исследования. Этим определяется актуальность и новизна данной статьи. Цель статьи - восполнить этот пробел в исследованиях декоративно-прикладного искусства башкир, дать подробное этнографическое описание тамбурных вышивок курганских башкир, рассмотреть проблемы происхождения и эволюции этой традиции. Основными источниками исследования послужили полевые материалы автора, дополненные архивными и музейными материалами. В статье представлено комплексное описание традиции тамбурного шитья самой восточной группы зауральских башкир, основных его характеристик (технологий, используемых материалов, цветовых решений, орнаментов), позволяющее выявить его специфику, приведены названия популярных мотивов и композиций. Установлено, что тамбур курганских башкир в ХХ в. сохранил архаичный вариант тамбурного шитья, а именно - контурный, который в прошлом был распространен и у других групп башкир. Этот тип вышивок был изначально монохромным и выполнялся по холсту. В конце XIX - начале ХХ в. на территории Курганской области орнамент башкирских тамбурных вышивок эволюционирует, становится полихромным, а в качестве фонов стали использоваться фабричные ткани интенсивных цветов.
Ключевые слова: зауральские башкиры, традиционная вышивка, тамбурный шов, орнамент, декоративное творчество.
Самым восточным ареалом компактного расселения башкир является территория западных районов Курганской области (Сафакулевского, Альменевского и Щучанского). По данным 2010 г., в Курганской области проживало более 12 тыс. башкир. Курганские башкиры представляют собою одну из интереснейших групп башкирского этноса с яркой, самобытной культурой. Территориальная удаленность позволила этой группе сохранить в традициях архаические реликтовые черты и в то же время выработать свои специфические формы. Своеобразие культуры курганских башкир во многом было определено и сложным родопле-менным составом. Основу группы составили башкирские племенные объединения катай, табын,
ай, а также родовые подразделения сарт и калмак. В Курганской области в ХХ в. сложился самобытный центр вышивального искусства башкир. Здесь процветали как вышивки по счету нитей основы, так и богатый, своеобразный тамбур.
Первым, кто целенаправленно собирал материалы по этнографии зауральских башкир, был С И. Руденко. В 1912 г. маршрут его экспедиции пролегал через села, которые в настоящее время находятся на территории Курганской области. У зауральских башкир ученый приобрел коллекцию предметов [РЭМ, кол. 2881], среди которых есть и вышитые тамбуром. В монографии «Башкиры» при описании вышивок он основное внимание уделил орнаменту старинных хараусов, исполняв-
1 Публикация подготовлена в рамках Государственного задания ИЭИ УФИЦ РАН № 122041900118-5.
шемуся по счету нитей основы в технике косого стежка и росписи, а тамбурным вышивкам башкир дал краткую характеристику и не рассматривал их локальные различия в технике и орнаменте [Руденко 2006: 258].
Начало систематического историко-этно-графического исследования традиций башкирской вышивки связано с созданием в Институте истории языка и литературы УНЦ РАН в 50-е гг. отдела этнографии. Первой темой созданного отдела стало «Декоративно-прикладное искусство башкир» (1958-1962 г.). В рамках работы над этой темой были организованы экспедиции, охватившие территорию Башкирии и прилегающие к ней районы с компактным проживанием башкирского населения. Собранные материалы были обобщены в коллективной монографии [Авижан-ская 1964]. Раздел книги, посвященный традиционной вышивке, был подготовлен Н. В. Бикбулато-вым. Исследователь, излагая собранный материал, группировал его не по географическому принципу, а по технике исполнения: он описывал основные виды шитья, характерные для них орнаментальные формы, украшаемые предметы. Упоминая особенности тамбурной вышивки башкир на разных территориях, он не ставил задачи дать завершенное описание специфики локальных вышивальных традиций. Упоминал Н. В. Бикбулатов в этом труде и курганские тамбурные вышивки, но не описывал их отдельно [Авижанская 1964].
Некоторые особенности тамбурной вышивки, украшавшей одежду курганских башкир, были описаны С. Н. Шитовой в коллективной монографии «Курганские башкиры», в разделе, посвященном материальной культуре [Шитова 2002:136-137]. Более подробную характеристику тамбура башкир Курганской области С. Н. Шитова дала в своей монографии «Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (этнографические очерки)» [Шитова 2006: 148-152], в которой был описан вышитый декор не только одежды курганских башкир, но и бытовых предметов (композиционные приемы, характерные мотивы орнамента), приведены названия некоторых из них. Описание иллюстрирует подборка фотографий и прорисовок орнаментов [Шитова 2006: 148-152]. С. Н. Шитова отметила ограниченное использование курганскими башкирами двойного тамбура: «вышивка "косой сеткой" в аулах Курганской области, в отличие от более западных территорий (Челябинская область, юго-восточный Башкорто-
стан), большого распространения не получила» [Шитова 2006: 154].
Тамбурные вышивки курганских башкир кратко описаны в альбоме «Искусство башкир. Традиционные художественные ремесла» [Шитова 2007], в котором в качестве иллюстраций были приложены фотографии и прорисовки их бордюрного и розеточного орнамента [Шитова 2007: 18-19, 22, 37-41]. А.С. Камалиевой в монографии, посвященной традициям кроя и декора башкирской народной одежды, были опубликованы прорисовки трех вариантов одной из популярных композиций тамбурной вышивки, исполнявшейся на подолах платьев курганских башкирок [Камалиева 2012: 166], и прорисовки ее отдельных элементов [Камалиева 2012: 167]. Автор, ссылаясь на мнение А. С. Сулейманова, полагает, что в этой композиции отражены космологические представления башкир (трехярусность вселенной) и лунные циклы (вышитый месяц растущей луны, полнолуние, месяц убывающей луны) [Камалиева 2012: 167]. В дальнейшем А. С. Кама-лиева вновь публикует прорисовки этой композиции в статье, посвященной региональным особенностям тамбурной вышивки башкир. В ней автор фокусирует внимание на традициях, получивших свое распространение в северо-восточных районах РБ, а вышивку курганских башкир характеризует кратко [Камалиева 2020: 5, 6]. Монографию «Магия башкирского тамбура» А. С. Камалиева посвятила главным образом тамбурной вышивке северо-восточных районов Башкортостана, а традиции башкирской тамбурной вышивки других территорий были рассмотрены автором в разделе «Разновидности башкирской тамбурной вышивки» [Камалиева 2021]. Тамбур на женской одежде курганских башкир в том разделе охарактеризован кратко и не проиллюстрирован [Камалиева 2021: 21].
Историографический обзор показывает, что яркая и самобытная тамбурная вышивка курганских башкир, неизменно привлекавшая внимание исследователей, получила свое отражение в публикациях только в 2000-е гг. При том, что курганские тамбурные вышивки упоминались и описывались в ряде работ, они не были объектом специального исследования. Этим определяется актуальность данной статьи, призванной восполнить пробелы в этнографических описаниях традиций декоративно-прикладного творчества башкирского народа.
Источниками для написания статьи служили полевые материалы автора, собранные во время
экспедиций в башкирские села Курганской области в 2001 г. (в Сафакулевский район) и 2006 г. (в Сафакулевский, Альменевский, Щучанский районы). При подготовке статьи были привлечены и материалы архива Уфимского федерального исследовательского центра РАН: альбом художника Г. И. Мухаметшина (участника этнографических экспедиций ИИЯЛ, в том числе экспедиции 1959 г. в Зауралье), в котором им были сделаны зарисовки орнаментов вышивки аппликации, архитектурной резьбы курганских башкир [НА УФИЦ РАН. Ф. 3. Оп. 29. Ед. хр. 30]. В качестве источников при написании статьи использовались также вышитые предметы курганских башкир из фондов музеев.
Исследование проходило в несколько этапов 1) изучение литературы по теме; 2) сбор полевых материалов (с аудиофиксацией сведений о традиционной вышивке, фотофиксацией ее образцов и с выполнением полевых зарисовок с орнаментальных мотивов); 3) обобщение и систематизация собранных сведений; 4) их анализ. При систематизации материалов о вышивальной традиции использовался комплексный подход: описание швов, их технологии, используемых материалов (основы и нити для вышивания), украшаемых предметов, орнамента вышивки (традиционных элементов, бордюров, композиций), цветовых решений, названий орнаментальных мотивов. На заключительном этапе исследования применялся синхронный и диахронный анализ. Сравнение с синхронными по времени (сер. ХХ в.) материалами по традиционным тамбурным вышивкам башкир позволило выявить локальное своеобразие традиций; срав-нениес более ранними материалами (кон. XIX -нач. ХХ в.) по вышивке курганских башкир показало их эволюцию; сравнение с материалами по искусству других народов выявило существующие параллели и на их основании предоставило возможность сделать выводы об истоках исследуемой традиции.
В 1770 г. П. С. Паллас, продвигаясь с запада на восток через земли, населенные башкирами, в дневнике своего путешествия после того, как преодолел Уральские горы, отметил особую нарядность одежды зауральских башкирок: «Одежда башкирских женщин на этой стороне Урала отличается от обычной красивым декором. Платье из льняного холста на шее и на рукавах вышито» [Pallas 1773: 77]. Он не оставил описаний вышивки. Как мы отмечали ранее, в источниках XVIII-XIX вв. есть свидетельства, позволяющие
предполагать использование в прошлом для декорирования башкирской одежды из белого холста старинных вышивок по счету нитей [Нечвалода 2018: 68]. Элементами старинного комплекса башкирской одежды из белого холста, украшенного счетными вышивками, являлись сохранившиеся в большом числе вплоть до начала ХХ в. женские начельники hарауыс и головные полотенца тадтар. На территории Курганской области было приобретено более 100 хараусов и столь же много тастаров. В ХХ в. вышивки по счету нитей нагыш у курганских башкир продолжали бытовать, однако в качестве основы для них использовался уже не домашний холст, а фабричные ткани. Традиции вышивания по счету нитей основы у курганских башкир были очень сильны, и вполне вероятно, что в XVIII в. рубахи вышивались счетными швами. Но не исключено, что для этих целей могли использовать и тамбур. Тамбурные вышивки, присутствующие в искусстве практически всех тюркских народов, - один из древнейших элементов в их культуре. Н. И. Воробьев называл тамбур «национальным способом вышивания тюркских народностей» [Воробьев 1930: 18].
Тамбурный шов в различных его вариациях был известен всем группам башкир, а потому не вызывает сомнения, что в искусстве рассматриваемой группы тамбур - древнейшая традиция. В письменных источниках XVIII-XIX вв. нет свидетельств об использовании тамбура для украшения холщовой одежды у башкир этой группы, но у нас есть основание предположить возможность этого, поскольку существуют образцы башкирских рубах из белого холста, украшенные монохромной тамбурной вышивкой, орнамент которой - бордюрный растительный рисунок, очерченный непрерывной линией. Как писал Н. В. Бикбулатов о контурном тамбуре башкир: «Эти вышивки, как правило, одноцветные, выполнялись на красном или белом фоне. В начале ХХ в. вышивки с узорами, выполненными лишь по контуру рисунка, встречались по всейсе-верной Башкирии. В настоящее время этот орнамент с его особенностями хорошо сохранился в тамбурной вышивке башкир Курганской области» [Авижанская 1964: 87]. Такого типа тамбурная вышивка представляет собой один из древнейших ее вариантов. Она украшала платья учалинских башкир, она встречалась ранее на северо-востоке РБ, она была известна и в татарской, и в русской вышивке по белому холсту. По холсту она чаще выполнялась красной нитью. Поскольку
подобные старинные тамбурные вышивки по холсту в культуре и северо-восточных башкир, и татар [Гулова 1980: 49, 58] могли украшать предметы одежды, мы можем допустить, что и у курганских башкир в прошлом холщовая одежда также могла быть украшена не только счетными швами, но и тамбуром. Активное использование у них в ХХ в. тамбурных вышивок с архаичным контурным рисунком косвенно подтверждает это предположение. О вышивании у курганских башкир тамбуром по холсту писала С. Н. Шитова: «В XIX в. здесь вышивали чаще контурным тамбуром по холсту или по светлым (желтым, светло-зеленым, серо-голубым) хлопчатобумажным тканям. Цветовая гамма была сдержанной: в монотонной, иногда почти сливающейся с фоном, полосе вышивки высвечивались отдельные фрагменты узора, выделялись цветом бордюры» [Шитова 2006: 148]. В ХХ в. цветовая гамма тамбурных вышивок изменится.
Вышивки у курганских башкир исполнялись иглой без использования пялец. В тамбурных вышивках здесь не было принято заполнять пространство внутри контура рисунка плотными тамбурными же цепочками (как в северо-восточных районах РБ), петельным «ковровым» швом (как на западе РБ) или «косой сеткой» (как на юго-востоке РБ). Рисунок оставался контурным, линейным, его прокладывала непрерывная цепочка тамбурных петель. Часто использовали широкий тамбур. В орнаменте тамбурной вышивки курганских башкир при всей его условности преобладали растительные мотивы: в затейливых линиях рисунка легко угадываются цветы и стебли, побеги, листья.
Контурный тамбурный шов (эльмэ) в искусстве башкир Курганской области чрезвычайно разнообразен, сложен по орнаменту и композиционным решениям. Им украшались воротники, планки, манжеты, подолы платьев и рубах, фартуки, полоса на головных покрывалах, обрамлявшая лицо, тюбетейки, наголенники праздничных свадебных портянок, кисеты, скатерти, молитвенные коврики (нама§лык) и другие предметы. В ХХ в. основой для вышивки у курганских башкир чаще всего служила красная хлопчатобумажная ткань, а наносившийся иглой и ниткой рисунок был многоцветным. Для курганских тамбурных вышивок в ХХ в. использовали простую хлопчатобумажную нить или нить мулине. Орнамент включал как узкие бордюрчики с простейшим рисунком, которыми обрамлялось основное вышитое поле,
так и сложные композиции, покрывающие подолы платьев и скатерти, а также круглые розетки, которые были характерны для декора скатертей.
Узкие бордюрчики, которыми окаймляли основной узор, могли иметь вид набегающей волны (завитки направлены в одну сторону), парных завитков (завитки обращены в противоположные стороны и подобны мотиву «рога барана») либо набегающей волны, у которой завитки разделены парой вышитых петель. Последний из перечисленных бордюров был наиболее популярным, мастерицы называли его двйз муйыны (шея верблюда) [ПМА]. Вышитые тамбуром простого рисунка узкие бордюры могли не только выполнять роль узорной каймы, но быть основным орнаментом на полотенцах курганских башкир. Неширокие бордюры использовались в декоре головных покрывал, планок и воротников женских платьев, старых фартуков и полотенец. Розетки тамбурного орнамента зачастую имели вид расположенных по кругу завитков.
Бордюры сложного рисунка на подолах платьев, фартуках и нама^лык'ах могли быть созданы как одной непрерывной линией, так и примыкающими друг к другу отдельными мотивами. Таким мотивом могла быть многократно повторенная в ряду ветка с цветами. Но чаще полосу орнамента составляли мотивы различного рисунка, плотно соприкасающиеся и дополняющие друг друга, создающие единый узорный ряд, в котором каждый мотив был выполнен нитью своего цвета. На некоторых образцах структурной основой композиции орнамента являлся зигзаг (дугай) [ПМА], разбивавший орнаментальное поле на треугольные «ячейки», в каждую из которых был вписан один и тот же мотив (например, цветок с листом). В бордюрах, очерченных одной непрерывной линией, орнамент зачастую в основе имел волну (дугай) и был построен по принципу скользящей симметрии: раппорт, перемещаясь вдоль оси переносов, оказывается поочередно то по одну, то по другую сторону этой оси, т. е. на украшенных предметах цветы и листья вышитой изгибающейся ветки закручиваются попеременно в противоположные стороны.
Наиболее сложные по рисунку вышивки исполнялись в ХХ в. на подолах платьев и на скатертях, т.к. значительная площадь украшаемого пространства позволяла в полной мере проявиться фантазии и трудолюбию мастериц. На скатертях вышивка заполняла углы, проходила по краю, выделяла центральную часть.
На скатертях с простым орнаментом в углах вышивали букетики или побеги, на других образцах с более сложным рисунком побеги «разрастались» вдоль краев, заполняли цветочным орнаментом весь угол, превращая вышитое поле в своеобразную узорную рамку скатерти. Ее ажурный рисунок создавала гибкая, пластичная линия, которая свивалась, раскручивалась, сворачивалась и сплеталась в замысловатые формы на поверхности ткани. Некоторые образцы столь обильно вышиты, что свободным остается только внутреннее пространство круглой или овальной формы. В его центре мог быть вышит «венок» - круг из бордюрного растительного узора. Нередко внутреннее пространство скатертей украшалось расположенными в шахматном порядке круглыми центрического строения розетками (весьма близкими по рисунку к среднеазиатским мотивам) или крупными цветами. Такие скатерти до сего дня используют на праздниках. Женщины, не занимающиеся вышивкой, заказывают их мастерицам.
Композиция тамбурных вышивок на подолах платьев была устойчивой: вышитое поле тянулось широкой полосой вдоль края подола и включало несколько горизонтальных бордюров. Центральное место занимал основной узор, имевший значительную высоту и замысловатый рисунок. Полосу основного орнамента на платье сверху и снизу обрамляли 1-2 узких вышитых бордюрчика, которые мастерицы называли кырлау ('по краю, окаймлять') [ПМА]. Очень часто в этом качестве использовали упомянутый выше узор двйз муйыны. Самый нижний ряд, завершающий композицию вышивки на подоле, не был широким и представлял собою череду кистей (сук) [ПМА] и трехлистных цветов-колокольчиков (сзскз) [ПМА]. Ту же структуру композиции вышитого тамбуром поля имело платье, приобретенное С. И. Руденко в 1912 г. в д. Куйбак (ныне Альменевский район Курганской области): основной узор на подоле дополнен сверху и снизу бордюрчиками двйз муйыны, а по низу проходит ряд колокольчиков и кистей [РЭМ, 2881-435].
Рассмотрим подробнее орнамент основного узора на подолах платьев. Вышивка выполнялась на отрезе ткани, который после завершения работы собирался по верхнему краю и пришивался к стану платья. Подолы вышивались широкой полосой растительного узора или орнамента условного характера (с кругами, кистями и арками). В растительном орнаменте на подолах платьев был популярен также раппорт в виде ветки, вписанной в углы
зигзага или просто многократно повторенной в ряду. Часто можно встретить на подолах женских платьев сложный по рисунку растительный узор йыгылган кайын ('упавшая береза') [ПМА], который цветущей веткой проходил вдоль подола. Очень популярен на подолах платьев был орнамент тамбурной вышивки с кругами и «кистями» (рис. 1б). В нем пространство внутри бордюра членит на «ячейки» проходящая по нижнему краю бордюра двойная мелковолнистая линия, которая через равные промежутки круто поднимается к верхнему краю и так же круто опускается к нижнему. Так она очерчивает узкие арочки, которые разделяют участки с повторяющимся орнаментом, что отразилось и в ее названии - бYленеY ('деление') [ПМА]. Между арочками располагалась «ячейка» основного декора, обязательным элементом которой были две соприкасающиеся дуги с кисточками на концах и наложенный на них круг с такой же кистью от нижнего края (он расположен вокруг точки соединения дуг). Внутри «ячейки» описанный мотив орнамента (круг и две дуги) мог быть повторен несколько раз, и тогда между этими мотивами вышивался круг с петлями или завитками по внешнему краю. С двух сторон от арок располагались малые дуги с 4 петлями по краю (кускар) [ПМА]. Внутри «арок» тоже вышивались кисти (в нижней части) и условные, вытянутые по вертикали две фигуры (в верхней). Описанные элементы композиции были очень устойчивы и воспроизводились на многих образцах. Могло варьироваться лишь количество изображений основного мотива (сдвоенных кистей с кругом посредине) в «ячейке» между арками (1, 2 или 4). Эта композиция тамбурных вышивок на подолах, состоящая из кругов, дуг и кистей, как и орнамент йыгылган кайын, известна только курганским башкирам. Как уже было отмечено выше, нижним рядом тамбурной вышивки на подолах являлся бордюр из колокольчиков и кистей. Эта деталь оформления подола платья была обязательной и являлась «визиткой» курганских вышивальщиц, поскольку у других групп башкир она не встречалась. На некоторых образцах кисти приобрели куполообразную форму, и женщины помоложе называли их ассоциативно тирмз ('юрта') или йэйлэу ('летовка') [ПМА]. Так со временем старые названия узоров забывались, многие элементы переосмысливались заново.
Тамбурная вышивка на старых фартуках курганских башкирок по орнаменту и композиции близка подольным вышивкам на их платьях.
А на фартуках, исполненных 40-45 лет назад, композиция напоминает вышивку на скатертях: цветочный рисунок стелется вдоль краев, обрамляя их.
Одним из важных художественно-выразительных средств тамбурных вышивок курганских башкир был цвет. Как было отмечено выше, тамбур был полихромным, при этом допускалось свободное соотношение рисунка и цветового оттенка: отдельные элементы в бордюре, в композиции и даже в одном орнаментальном мотиве могли быть выполнены нитями разных цветов, непрерывная вышитая тамбуром линия основного декора на нама^лык'е, подоле платья или фартука несколько раз на протяжении всей длины меняла свой цвет. Как отмечала С. Н. Шитова, описывая тамбурную вышивку курганских башкир: «Непрерывность линий в орнаментальной полосе и свободный переход, независимо от структуры орнамента, от одного цвета к другому - характерные ее черты» [Шитова 2002: 137]. Но при этом узкие бордюры, окаймляющие основной узор, были всегда одноцветны. Если же на полотенце или на подоле они были расположены рядом (друг над другом), то в этом случае обязательно имели различный контрастный оттенок. А когда те же бордюры на узких украшаемых участках (например, на планке или манжете платья) выполняли роль основного узора, цвет в них также мог свободно чередоваться в полосе. На подолах платьев в орнаменте нижнего ряда колокольчики выступали в роли окаймляющего бордюра и всегда вышивались нитью одного цвета, а расположенные под ними кисти всегда были разноцветными.
Старинного типа монохромные тамбурные вышивки непрерывного контурного растительного узора в ХХ в. тоже встречались у курганских башкир, но уже значительно реже. Как уже ранее было отмечено, такой вид тамбурного шитья является древней традицией, истоки которой в технологии шитья: обрыв линии рисунка, как и смена ее цвета, предполагали обрыв нити, что нежелательно, т.к. это замедляет процесс вышивания. Старинные контурные тамбурные вышивки были монохромны, но с чем было связано изменение цветовой гаммы и насыщение их цветом? Переход тамбурных вышивок к многоцветию был тенденцией эпохи. В XIX в. татарские тамбурные вышивки уже были полихромны. Г. С. Маслова отмечала, что у русских многоцветные тамбурные вышивки получили распространение в Верхнем Поволжье и по цветовой гамме были близки татарским тамбурным
вышивкам [Маслова 1978: 54]. Полихромный орнамент был органичен для традиций и башкирского художественного творчества, и многих других тюркских народов. Многоцветны были башкирские кускарные вышивки, выборное, закладное, паласное ткачество, аппликация, лоскутное шитье и войлоки. И это способствовало переходу к многоцветным тамбурным вышивкам. Но во всех видах декоративного искусства башкир, в том числе и в тамбурной вышивке других групп башкир, границы орнаментальных мотивов, их элементов и цветовых пятен совпадали. Свободные переходы от одного оттенка к другому как художественный прием, а в дальнейшем - традиция, могли оформиться при использовании нитей градиентного окраса. Так, в конце XIX в. у татар получает распространение вышивание теневым гарусом [Гулова 1980: 18], а у русских Пермского края, северо-востока Башкирии, Зауралья и Западной Сибири в конце XIX - начале ХХ в. бытовали предметы с тамбурными вышивками, выполненными нитками секционного крашения, меняющими свой цвет и создающими на украшаемой поверхности яркий многоцветный растительный орнамент. Их сближает с тамбурными вышивками курганских башкир свободный переход от одного цвета к другому в линии рисунка. Вероятно, в конце XIX -начале ХХ в. традиции тамбурного шитья народов Южного Урала находились во взаимодействии.
Не всегда орнамент тамбура у курганских башкир имел растительные формы. Иногда его использовали для имитации распространенной в ХХ в. у курганских башкир счетной вышивки по фабричным тканям нагыш (со свойственным для нее геометрическим орнаментом). Так могли быть вышиты кушаки билгау - геометрическими в основе узорами, выполненными тамбуром.
Орнамент курганских тамбурных вышивок, создаваемый одной непрерывной линией, безусловно, сохранил многие архаичные формы. Как отмечала С. Н. Шитова: «Тамбурная вышивка в одежде курганских башкирок - воплощение древних декоративных традиций» [Шитова 2002: 136]. Некоторые мотивы имеют непосредственные аналогии в среднеазиатском шитом орнаменте: бордюры (например, двйз муйыны), центрического строения круглые розетки и др. Вероятно, основными трансляторами среднеазиатских традиций были башкиры-айлинцы и сартинцы, связанные со Средней Азией генетическии культурно-исторически.
Не все орнаменты и композиции в тамбурной вышивке курганских башкир принадлежат древним традициям. Орнамент, как и другие элементы культуры, находился в непрерывном развитии. В нем присутствуют различные по времени формирования пласты. Популярнейшая в вышивке подолов башкирских платьев композиция из кистей, кругов и арок оригинальна и не имеет аналогов и «предтеч» в искусстве других групп башкир и других народов, что очевидно указывает на ее сравнительную «молодость». Предположение о том, что в этой композиции запечатлены представления о трехъярусной модели мира, изображены фазы луны [Камалиева 2012: 167, 168], не представляется убедительным. Обязательные в этой композиции вышитые соприкасающиеся дуги с кисточками на концах невозможно считать изображениями месяца, т. к. форма этих дуг никак ему не соответствует. Они не были серповидными, их вышивали обычно сужающимися книзу (т.е. в верхней части они были шире, чем в центральной), к тому же верхний край мог иметь скругленное завершение. Списать это на небрежность вышивальщиц, виртуозно владеющих иглой, нельзя. Мотив полумесяца встречается в башкирской тамбурной вышивке, и когда он присутствует в орнаменте, узнать его не составляет труда. Полагая, что вышитые дуги - это образ растущей и убывающей луны, затруднительно объяснить наличие кисточек у их нижнего края. Кисточка обязательно дополняла снизу и вышитый круг, в котором те же исследователи предполагали изображение полной луны. Присутствие кисточки при такой трактовке этого мотива также не имеет объяснения. Предположение о том, что кисти, вышитые по нижнему краю на подолах платьев и фартуков, являются изображением юрт [Камалиева 2012: 167] также невозможно принять, поскольку на многих предметах они не куполообразной, а вытянутой по вертикали формы, а на некоторых предметах имеют у верхнего края и характерную для кисточек «петельку». Самое распространенное их название (сук - кисть), как и форма, свидетельствует о том, что этот мотив в основе имел все же изображение кистей. Подобные разноцветные кисти, выполненные в технике выборного ткачества, могли украшать башкирские платья северо-западных районов РБ, располагаясь также по краю подола [Шитова 2007: 300]. Маленькие разноцветные кисточки - это украшение-оберег, которое активно использовали в декоре различных элементов башкирского костюма. Не удивительно,
что стилизованные изображения кистей вошли в орнамент ткачества башкир [Шитова 2007: 124, 125]. Кисти, аналогичные вытканным на платье и на башкирских полотенцах [Шитова 2007: 124, 125], украшали подол мужского праздничного домотканого фартука мишарей Бирского у. Уфимской губ. [РЭМ, 2508-6]. В ткачестве кисти также разноцветны, как и вышитые кисти на подолах платьев курганских башкир. Вероятно, что этот мотив и традиция украшать подол бордюром из многоцветных кисточек оформились изначально в тканом орнаменте, а при замене домотканины в одежде на фабричные ткани кисти на подолах стали исполняться в технике тамбурных вышивок.
Дуги-«полумесяцы» в этой популярной у курганских башкир композиции тамбурной вышивки вызывают скорее ассоциации с условным изображением декора другого типа - пришитой дугообразно тесьмы или шнура с кисточками на концах. Помещенные внутрь «арочек» вытянутые по вертикали элементы напоминают мотивы распространенной в городской моде конца XIX - начале XX в. сутажной вышивки с характерными для нее дугами и петлями. Сутажные вышивки нередко дополнялись пришитыми кисточками, как и эти элементы орнамента дополнены вышитыми кистями. Присутствие кисточек в оформлении традиционного костюма башкир и в башкирском орнаменте позволило легко воспроизвести этот элемент городской моды и включить его в композицию вышивки.
Сам строй рассматриваемой композиции, разделенной линией на фрагменты, в которые вписаны различные отдельные крупные и мелкие фигуры, не характерен для старинных тамбурных вышивок, расположенных в полосе. Для них органичны бордюры с непрерывной линией орнамента или многочисленное повторение в бордюре одного мотива. Это обстоятельство также указывает на то, что рассмотренный композиционный строй относительно «молод» и привнесен в народное искусство извне. Подобно рисунку этой линии, т.е. «арочками», могла быть нашита тесьма-бахрома на платьях городских татарок в конце XIX в. (бахрома могла нашиваться и дугами, которые в верхних точках соединялись «арочками», и зигзагами, к тому же она могла дополняться кисточками). Традиция украшать подолы платьев и фартуков тесьмой существовала у курганских башкир в начале ХХ в. Манера нашивать тесьму зигзагом (двойным зигзагом) соответствовала распространенному рисунку, каким на городских
платьях могли нашивать бахрому. Вполне вероятно, что аппликация тесьмой на платьях и фартуках курганских башкир была генетически связана с городской модой конца XIX в. декорировать платья нашитой тесьмой, бахромой. Проникновение и адаптация традиций городской моды в крестьянскую одежду активно происходила в конце XIX -начале ХХ в.
Тамбурные вышивки курганских башкир ХХ в. - яркое самобытное явление башкирской культуры. Они сохранили древние традиции контурного линейного тамбура, в них прослеживаются связи с орнаментальным наследием Средней Азии. Посредниками в передаче среднеазиатских
традиций были, вероятно, башкиры родовых подразделений сарт и ай. В конце XIX - начале ХХ в. они эволюционировали. Белый холст в основе был заменен на фабричные хлопчатобумажные ткани яркого цвета (чаще красного), однотонная, сдержанных тонов вышивка сменилась в ХХ в. на полихромную со свободным переходом от одного оттенка цвета к другому в рамках одного мотива. В некоторых композициях и мотивах тамбурной вышивки курганских башкир угадываются формы сутажной вышивки, которые представляют поздний пласт, адаптирующий явления городской моды к традиционным формам народной одежды и декоративного творчества.
Рис. 2. Орнамент тамбурной вышивки на скатертях курганских башкир _2024. Vol. 14. No 3_Historical and Cultural Heritage
Информанты
Ишниязова - Ишниязова Бибисара Гильминдаровна, 1939 г. р., д. Калмак-Абдрашево, Сафакулевского района Курганской области. ПМА 2001 г.
Габитова - Габитова Хатима Шагиахметовна, 1926 г. р., с. Сарт-Абдрашево Сафакулевского района Курганской области. ПМА 2001 г
Лукманова - Лукманова Гульсара Мулюковна, 1948 г. р., д. Калмак-Абдрашево, Сафакулевского района Курганской области. ПМА 2001 г
Насратуллина - Насратуллина Сания Рахимовна, 1937 г. р., д. Калмак-Абдрашево Сафаклевского района Курганской обастил. ПМА 2001 г.
Сулейманова - Сулейманова Хатира Рахимьяновна, 1935 г. р., д. Мурзабаево Сафакулевского района Курганской области. ПМА 2001 г
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПМА - Полевые материалы автора - экспедиции в д. Калмак-Абдрашево, Сарт-Абдрашево, Мурзабаево Сафакулевского района Курганской области в 2001 и 2006 гг.
НА УФИЦ РАН - Научный архив Уфимского федерального исследовательского центра РАН. Фонд 3. Опись 29. Ед. хр. 30. Г. И. Мухаметшин. Полевые зарисовки «Башкирское народное декоративное искусство» 1958, 1959 и 1960 годы. Альбом 1959 г. № 2.
РЭМ - Российский этнографический музей. Коллекция 2881 - Собиратель С. И. Руденко. Коллекция 2508 - Собиратель С. М. Петров
Авижанская 1964 - Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964. 260 с.
Воробьев 1930 - Воробьев Н. И. Некоторые данные о технике орнаментации тканей у казанских татар // Материалы Центрального музея ТАССР, № 2, 1930. С. 14-20.
Камалиева 2012 - Камалиева А. С. Башкирский костюм. Технология. Конструкция. Декор. Уфа: Китап, 2012. 214 с.
Камалиева 2021 - Камалиева А. С. Магия башкирского тамбура. Уфа: Китап, 2021. 144 с.
Камалиева 2020 - Камалиева А. С. Региональные особенности техники и орнамента башкирской тамбурной вышивки // Костюмология. 2020. № 4, Т. 5. URL: https://kostumologiya.ru/PDF/10IVKL420.pdf (дата обращения 29.05.2024).
Нечвалода 2018 - Нечвалода Е. Е. Орнамент счетной вышивки башкир. Уфа: Китап, 2018. 212 с.
Руденко 2006 - Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 373 с.
Тюркские народы... 2020 - Тюркские народы Зауралья: Материалы выставок «Ислам в традиционной культуре тюркских народов Зауралья» и «Башкиры Южного Зауралья» / под. ред. О. В. Новиковой, Е. А. Чай-ко. Челябинск, 2020. 220 с.
Шитова 2002 - Шитова С. Н. Материальная культура // Курганские башкиры: Историко-этнографические очерки. Уфа: Гилем, 2002. С. 104-152.
Шитова 2006 - Шитова С. Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). Уфа: Китап, 2006, 200 с.
Шитова 2007 - Шитова, С. Н., Никонорова Е. Е.; Ахатова Ф. Г. Искусство башкир. Уфа: Инеш, 2007. 480 с.
Pallas P.S. 1773 - Pallas P.S. Reise durch verschiedene Provinzen des RuBischen Reichs. St.- Petersburg: Kayserlichen Academie der Wissenschaften, 1773.T. 2. B. 1. 368 s.
REFERENCES
Nauchnyi arkhiv Ufimskogo federal'nogo issledovatel'skogo tsentra RAN [Scientific Archive of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences]. Fund 3. Inventory 29. Un. chr. 30. G. I. Mukhametshin. Field sketches "Bashkir folk decorative art" in 1958, 1959 and 1960. Album of 1959 No 2.
Rossiiskii etnograficheskii muzei [The Russian Ethnographic Museum]. Kollektsiya 2881 - Sobiratel' S. I. Rudenko [Collection 2881 - Collector S. I. Rudenko].Kollektsiya 2508 - Sobiratel' S. M. Petrov [Collection 2508 - Collector S. M. Petrov].
Avizhanskaya S. A., Bikbulatov N. V., Kuzeev R. G. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Bashkir [Decorative and applied art of Bashkirs]. Ufa, 1964. 260 p. (in Russian)
Vorobyov N. I. Nekotorye dannye o tekhnike ornamentatsii tkanei u kazanskikh tatar [Some data on the technique offabric ornamentation among the Kazan Tatars]. In: Materialy Tsentral'nogo muzeya TASSR [Materials of the Central Museum of the Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic]. 1930. No 2. Pp. 14-20. (in Russian)
Kamalieva A. S. Bashkirskij kostyum. Tekhnologiya. Konstrukciya. Dekor [Bashkir costume. Technology. The design. Decor]. Ufa: Kitap, 2012. 214 p. (in Russian)
Kamalieva A. S. Magiya bashkirskogo tambura [The magic of the Bashkir tambour]. Ufa: Kitap Publ., 2021. 144 p. (in Russian)
Kamalieva A. S. Regional'nye osobennosti tekhniki i ornamenta bashkirskoi tamburnoi vyshivki [Regional features of the technique and ornament of Bashkir tambour embroidery]. In: Kostyumologiya [Costumology]. 2020. No 4. Vol. 5. URL: https://kostumologiya.ru/PDF/10IVKL420.pdf (date of reguest: 29.05.2024). (in Russian)
Nechvaloda E. E. Ornament schetnoi vyshivki Bashkir [The ornament of the Bashkir counted embroidery]. Ufa: Kitap Publ., 2018. 212 p. (in Russian)
Rudenko S. I. Bashkiry: Istoriko-etnograficheskie ocherki [Bashkirs: Historical and ethnographic essays]. Ufa: Kitap Publ., 2006. 373 p. (in Russian)
Tyurkskie narody Zaural'ya: Materialy vystavok «Islam v traditsionnoi kul'ture tyurkskikh narodov Zaural'ya» i «Bashkiry Yuzhnogo Zaural'ya» [Turkic peoples of the Trans-Urals: Materials of the exhibitions "Islam in the traditional culture of the Turkic peoples of the Trans-Urals" and "Bashkirs of the Southern Trans-Urals"]. Edited by O. V. Novikova, E. A. Chaiko. Chelyabinsk, 2020. 220 p. (in Russian)
Shitova S. N. Material'naya kul'tura [Material culture]. In: Kurganskie bashkiry: Istoriko-etnograficheskie ocherki [Kurgan Bashkirs: Historical and ethnographic essays]. Ufa: Gilem Publ., 2002. Pp. 104-152. (in Russian) Shitova S. N. Narodnoe iskusstvo: voiloki, kovry i tkani u yuzhnykh bashkir (Etnograficheskie ocherki) [Folk art: felts, carpets andfabrics of the southern Bashkirs (Ethnographic essays,)]. Ufa: Kitap Publ., 2006, 200 p. (in Russian) Shitova S. N., Nikonorova E. E., Akhatova F. G. Iskusstvo Bashkir [Bashkir Art]. Ufa: Inesh Publ., 2007. 480 p. (in Russian)
Pallas P. S. Reise durch verschiedene Provinzen des Rußischen Reichs. St. Petersburg: Kayserlichen Academie der Wissenschaften, 1773. T. 2. B. 1. 368 s. (in German)
E. E. Nechvaloda
TAMBOUR EMBROIDERY OF KURGAN BASHKIRS: ORIGINS, SPECIFICS, EVOLUTION
The article is devoted to a local original tradition, one of the most striking phenomena of traditional culture - tambour embroidery of the Bashkir ethnic group. Tambour embroidery of the Kurgan Bashkirs has not previously been the object of special research. This fact determines the relevance and novelty of this work. The purpose of the article is to fill this gap in the research of decorative and applied art of Bashkirs, to give a detailed ethnographic description of tambour embroidery of the Kurgan Bashkirs, to consider the problems of the origin and evolution of this tradition. The main sources of the research are the author's field materials, supplemented by archival and museum data. The article presents a comprehensive description of the tradition of tambour sewing of the easternmost group of Trans-Ural Bashkirs, its main characteristics (technology, materials used, colors, ornament), which allows to identify its specifics, the names of popular motifs and compositions. It has been established that the tambour of the Kurgan Bashkirs in the
XX century retained an archaic version of tambour sewing, namely contour, which was common among other groups of Bashkirs. This type of embroidery was originally monochrome and was made on canvas in the past. At the end of the XIX - at the beginning of the XX century on the territory of the Kurgan region, the ornament of Bashkir tambour embroidery is evolving, becoming polychrome, and factory fabrics of intense colors began to be used as backgrounds.
Keywords: Trans-Ural Bashkirs, traditional embroidery, tambour seam, ornament, decorative art.
Нечвалода Елена Евгеньевна,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН (Уфа, Россия) [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.08.2024
Nechvaloda Elena Evgenievna,
Candidate of Sciences (History), Senior Researcher,
R. G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies UFRC RAS (Ufa, Russia) [email protected]
Received 26.08.2024