Научная статья на тему 'Региональные особенности русской тамбурной вышивки'

Региональные особенности русской тамбурной вышивки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1752
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Русская народная вышивка / тамбурный шов / региональные особенности вышивки.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гузеватова Елена Николаевна

В статье на основе анализа литературных источников рассматриваются региональные особенности тамбурного шва как одной из разновидностей русской народной вышивки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности русской тамбурной вышивки»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_______

В день 40-летия Советской Армии и Военно-Морского флота, на вечере памяти композиторов, погибших в Великой Отечественной войне, в Центральном Доме композиторов в Москве печально звучали «Четыре чувашские песни для двух скрипок» В.М. Кривоносова...

© В.В. Геворкян, 2015

УДК 745

Гузеватова Елена Николаевна

канд.пед.н, доцент ХГУ им. Н.Ф.Катанова»

г. Абакан, РФ E-mail: [email protected]

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ТАМБУРНОЙ ВЫШИВКИ

Аннотация

В статье на основе анализа литературных источников рассматриваются региональные особенности тамбурного шва как одной из разновидностей русской народной вышивки.

Ключевые слова

Русская народная вышивка, тамбурный шов, региональные особенности вышивки.

Вышивка, как один из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства, доступна для восприятия ребёнком, её красота и естественность пробуждает любовь к природе, интерес к истории и культурным традициям своей страны. Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.

Русская народная вышивка ярко отражает духовную жизнь народа, его художественную культуру, является богатейшим национальным наследием. Она представляет большую эстетическую и историческую ценность широким кругом тем, богатством и разнообразием традиционных мотивов [2, с. 5].

Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.

Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.

По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

В русской традиционной вышивке способы вышивания подразделяют на две группы. К первой группе относится счётная техника (более древняя, архаичная), выполненная по счёту нитей ткани: а) по цельной ткани - набор, двусторонний шов, крестик по счёту нитей ткани, счётная гладь, косой стежок и др.; б) по разреженной ткани - различные виды строчки. Ко второй группе относится несчётная техника, выполненная по намеченному контуру: несчётная гладь, крестик по канве, тамбур и др. [8].

Издавна тамбурный шов использовался в сочетании с другими техниками. Так, например, в строчевых и золотошвейных вышивках тамбурный шов подчёркивал контур узора. Шитьё золотым тамбуром сочеталось со строчевыми швами. Выполняли такую вышивку на занавесях, полотенцах, головных платках [10, с. 73]. Вышивали тамбуром в сочетании с гладью белые кисейные рукава женских рубах и покрывала в северных и центральных губерниях, а также платья в аристократических кругах, тамбур был составной частью вышивки шов по письму [5, с. 53].

На Руси вышивка тамбурным швом как самостоятельная техника оформилась в конце XVIII века. Русские названия этой техники - в петлю, петелькой, в цепочку, косичкой, в плетешок - отражают характер

277

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х___________________

шва, состоящего из цепочки петелек, выполнявшихся с помощью крючка в пяльцах или же обычной иглой без пялец. Этот шов образно называют ещё мышиной тропой [5, с. 53].

Существовало три типа тамбурной вышивки: 1) вышивка белым тамбуром на лёгких полупрозрачных тканях; 2) вышивка цветным тамбуром по всем видам ткани; 3) вышивка золотым тамбуром по тонким тканям.

Тамбурный шов, как и другие способы русской традиционной вышивки, имел свои характерные особенности в каждой области и районе.

На севере и в северо-западных районах России во второй половине XIX века, кроме счётных швов, был широко распространён тамбур, выполнявшийся красными и цветными нитками на белом холсте или белыми нитками на красном «тамбур по кумачу». Пышные букеты, гибкие травы, гирлянды, животный и растительный мир, причудливо сплетаясь, создавали нарядные композиции для украшения крестьянского интерьера и одежды. [6, с.17].

Распространение тамбурной вышивки в монохромной гамме (красной нитью по холсту или белой по кумачу) охватывало главным образом северные и центральные губернии. Полихромия наиболее характерна для Верхнего Поволжья (особенно Костромской и Ярославской губерний). Применялись разноцветные, но главным образом хлопчатобумажные нитки и на Севере [5, с. 54].Только в Пудожском районе наряду с монохромной бытовала многоцветная тамбурная вышивка.

На Каргополье, в Заонежье и во многих районах Новгородской области во второй половине XIX в. мастерицы любили вышивать тамбурный узор на полотенцах, подзорах и праздничных рубахах.

В Заонежье тонкая линия красного или белого тамбура, петляя и извиваясь, весело обегала контур каждого мотива, создавая прозрачный кружевной узор из нежных, изящных цветов и полевых травок. В Новгородской области графический линейный рисунок из мелких листьев и цветов сочетался с плотными большими цветами, поверхность которых сплошь зашивалась тамбурным швом, создающим красивую бугристую фактуру. Новгородские мастерицы, кроме белого и красного тамбура, применяли многоцветный, построенный на сочетании сближенных тонов. Особенно часто встречаются пастельные оттенки зеленой, золотистой и розовой шерсти [9, с.185]. Очень красива вышивка «тамбуром по филе», характерная для Заонежья конца XIX - начала ХХ века. Контур узора намечается на холсте и закрепляется тамбурным швом. На поверхности холста, образующей фон вышивки, выдергиваются нити и перевиваются льняной ниткой в виде сквозной сетки - «филе» [1].

На Каргополье предпочитали яркий пламенеющий фон кумача, который расцвечивали белыми, зелеными, алыми, желтыми, лиловыми, голубыми тонами шерсти и хлопка.

Горьковская область славилась изящными вышивками многоцветным тамбуром на тонких кисейных платках и прозрачных рукавах праздничных рубах. Геометризованные, очерченные тонким гибким тамбурным контуром, садовые и полевые цветы были собраны в узорах этих вышивок то в пышные букеты, то в красивые гирлянды, тянувшиеся вдоль края платка [9, с. 187].

В советский период искусство вышивания в Карелии приобрело характер организованных промыслов. «Марку» карельской народной вышивки держит знаменитая фабрика «Заонежская вышивка». На фабрике широко использовались старинные приемы шитья (красный тамбур, строчка по сетке и др.), мотивы и композиционные решения. Представленные образцы изделий мастериц фабрики, наглядно показывают, насколько органично выглядят на современных вещах традиционные формы и приемы орнаментации [4, с. 211, 221, 222].

На территории нашей страны в настоящее время работают предприятия, сохранившие традиционные приёмы народной вышивки.

Предприятие народных художественных промыслов Карелии «Заонежская вышивка» изготавливает изделия в традиционных техниках - шов «роспись» и «белая строчка». Кроме того, часто используются тамбурные вышивки по кумачу или холсту и шов по письму (или шов по сетке). При этом рельефный узор с высоким тамбурным контуром чётко выделяется на мелкой ажурной сетке [3, с. 23]. Современный ассортимент «Заонежской вышивки», богат и разнообразен - это столовое и постельное белье, молодежная одежда, сценические костюмы для известных в крае ансамблей «Кантеле», «Земелюшка», «Созвездие» [7].

Народные традиции в вышивке поддерживают и на предприятии «Тверские узоры». Такие виды вышивки, как счётная гладь, набор, тамбур, узорные мережки, орнамент из прямых и ступенчатых ромбов, геометризованные мотивы растений, птиц, коней, - своего рода визитная карточка предприятия. В

278

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

ассортименте - разнообразные изделия для украшения интерьера (скатерти, салфетки, столовые наборы), мужские сорочки, женское лёгкое платье [3, c. 257].

Традиционную вышивку Русского Севера сумели спасти на предприятии «Вологодская вышивка». На заключительном этапе отделки изделия здесь используют вологодский «шов по письму» и тамбурный шов. Эти швы выявляют красоту основных форм орнамента своим рельефом, подчёркивая стройность общей композиции. Ассортимент предприятия - постельное бельё, дневные и ночные сорочки, воротники, фартуки, женские блузки и мужские сорочки. Для декоративного оформления интерьер изготавливаются скатерти, салфетки, дорожки, столешники, полотенца, шторы [3, с. 68].

Таким образом, рассмотрев традиции русской тамбурной вышивки, можно смело сказать, что традиционные приёмы тамбурной вышивки сохраняются и продолжают существовать в современных изделиях. Это позволяет изготавливать изделия необычайной красоты и высочайшего мастерства.

Список использованной литературы

1. Вышивка Заонежья и Пудожья. [Электронный ресурс]. URL: http://taide.ru/book page 47316.html (дата обращения: 25.05.2015).

2. Калмыкова Л.Э. Народная вышивка тверской земли вторая половина XVIII- начало XX в. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - 185 с.

3. Кондрашов А.Н. Народное искусство России. - М.: Интербук-бизнес, 2002. - 312 с.

4. Косменко А.П. Северные узоры. Народная вышивка Карелии. - Петрозаводск: «Карелия», 1989. - 250 с.

5. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. - М.: Наука, 1978. - 208 с.

6. Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.

7. Национальный музей республики Карелия Заонежская вышивка. [Электронный ресурс]. URL: http://kgkm.karelia.ru/site/section/251(дата обращения: 04.05.2015).

8. Новожилова Н.М. Старинная тверская вышивка и народный костюм. - Тверь: Издательство Леонтьевой, 2005. - 80 с.

9. Носань Т.М. Региональные особенности русской традиционной вышивки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 106. [Электронный ресурс]. URL: http://cvberleninka.rU/article/n/regionalnve-osobennosti-russkov-traditsionnov-vvshivki (дата обращения: 09.05.2015).

10. Сотникова Н.А. Русская вышивка. Большая иллюстрированная энциклопедия. - М.: ЭКСМО, 2013. - 192 с.

© Е.Н. Гузеватова, 2015

УДК 782.1

Сергеева-Зинкина Алевтина Васильевна

Заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка Чувашской Республики,

профессор, заведующая кафедрой вокального искусства Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксары, РФ, E-mail: [email protected]

ВОПЛОЩЕНИЕ ВОКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА НАРСПИ В ОДНОИМЕННОЙ ОПЕРЕ Г. ХИРБЮ

Аннотация

В статье поднимаются проблемы воплощения вокально-сценического образа Нарспи, а также преодоления певческих трудностей в опере Георгия Хирбю «Нарспи» - одно из лучших произведений оперного жанра в чувашской музыке.

279

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.