Научная статья на тему 'Воплощение вокально-сценического образа Нарспи в одноименной опере г. Хирбю'

Воплощение вокально-сценического образа Нарспи в одноименной опере г. Хирбю Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
158
62
Поделиться
Ключевые слова
Опера / вокальное искусство / музыкальный театр / творчество / сценический образ

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Сергеева-Зинкина Алевтина Васильевна

В статье поднимаются проблемы воплощения вокально-сценического образа Нарспи, а также преодоления певческих трудностей в опере Георгия Хирбю «Нарспи» – одно из лучших произведений оперного жанра в чувашской музыке.

Текст научной работы на тему «Воплощение вокально-сценического образа Нарспи в одноименной опере г. Хирбю»

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

ассортименте - разнообразные изделия для украшения интерьера (скатерти, салфетки, столовые наборы), мужские сорочки, женское лёгкое платье [3, c. 257].

Традиционную вышивку Русского Севера сумели спасти на предприятии «Вологодская вышивка». На заключительном этапе отделки изделия здесь используют вологодский «шов по письму» и тамбурный шов. Эти швы выявляют красоту основных форм орнамента своим рельефом, подчёркивая стройность общей композиции. Ассортимент предприятия - постельное бельё, дневные и ночные сорочки, воротники, фартуки, женские блузки и мужские сорочки. Для декоративного оформления интерьер изготавливаются скатерти, салфетки, дорожки, столешники, полотенца, шторы [3, с. 68].

Таким образом, рассмотрев традиции русской тамбурной вышивки, можно смело сказать, что традиционные приёмы тамбурной вышивки сохраняются и продолжают существовать в современных изделиях. Это позволяет изготавливать изделия необычайной красоты и высочайшего мастерства.

Список использованной литературы

1. Вышивка Заонежья и Пудожья. [Электронный ресурс]. URL: http://taide.ru/book page 47316.html (дата обращения: 25.05.2015).

2. Калмыкова Л.Э. Народная вышивка тверской земли вторая половина XVIII- начало XX в. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - 185 с.

3. Кондрашов А.Н. Народное искусство России. - М.: Интербук-бизнес, 2002. - 312 с.

4. Косменко А.П. Северные узоры. Народная вышивка Карелии. - Петрозаводск: «Карелия», 1989. - 250 с.

5. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. - М.: Наука, 1978. - 208 с.

6. Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.

7. Национальный музей республики Карелия Заонежская вышивка. [Электронный ресурс]. URL: http://kgkm.karelia.ru/site/section/251(дата обращения: 04.05.2015).

8. Новожилова Н.М. Старинная тверская вышивка и народный костюм. - Тверь: Издательство Леонтьевой, 2005. - 80 с.

9. Носань Т.М. Региональные особенности русской традиционной вышивки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 106. [Электронный ресурс]. URL: http://cvberleninka.rU/article/n/regionalnve-osobennosti-russkov-traditsionnov-vvshivki (дата обращения: 09.05.2015).

10. Сотникова Н.А. Русская вышивка. Большая иллюстрированная энциклопедия. - М.: ЭКСМО, 2013. - 192 с.

© Е.Н. Гузеватова, 2015

УДК 782.1

Сергеева-Зинкина Алевтина Васильевна

Заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка Чувашской Республики,

профессор, заведующая кафедрой вокального искусства Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксары, РФ, E-mail: valentina-vas22@inbox.ru

ВОПЛОЩЕНИЕ ВОКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА НАРСПИ В ОДНОИМЕННОЙ ОПЕРЕ Г. ХИРБЮ

Аннотация

В статье поднимаются проблемы воплощения вокально-сценического образа Нарспи, а также преодоления певческих трудностей в опере Георгия Хирбю «Нарспи» - одно из лучших произведений оперного жанра в чувашской музыке.

279

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________

Ключевые слова

Опера, вокальное искусство, музыкальный театр, творчество, сценический образ.

Опера Г. Хирбю «Нарспи» - одно из лучших произведений этого жанра в чувашской музыке. Опера «Нарспи», на музыку и либретто Григория Хирбю, был поставлен на чувашской сцене в 1967 году Борисом Марковым, основателем чувашского музыкального театра и, с тех пор, она звучит в разных исполнительских интерпретациях в Чувашском государственном театре оперы и балета. «Нарспи» -образец чувашской оперы, не имеющий аналогов.

Композитору удалось создать произведение, представляющее большой творческий интерес для исполнителей. В связи с моей темой, имея опыт работы на сцене в течении многих лет, мне хотелось бы, прежде всего, порассуждать о пении. О нем вообще написано, слава богу, очень много, и, с точки зрения вокалиста, иногда очень путано и заумно. И неопытный певец, погрузившись в эти труды, совсем запутывается (куда «послать», на что «опереться», где «прикрыть», где «открыть»...). А ведь пение -естественное искусство самовыражения с помощью голоса. Правда, зачастую понять и прийти к этой истине бывает очень трудно, и поэтому хороших певцов не так много. Исполнение того или иного произведения всегда зависит от того, насколько одарен и общекультурно развит певец. Качество голоса, темперамент певца, умение в предлагаемой ситуации использовать все грани своего дарования - все эти составляющие должны служить авторскому замыслу композитора.

Часто певцы вносят в исполняемый текст много своего, «толкуют» его вплоть до того, что произведение просто искажается. Был случай, когда в исполнении одной певицы я никак не могла узнать арию Леоноры из «Трубадура», хотя в то время я сама интенсивно, часто пела всю партию на сцене. Бывает и такое. Задача певца - ясное воплощение авторского замысла без «отсебятины», точное воспроизведение авторского текста.

Но и чисто формальное выпевание не внесет творческой жизни в исполняемую партию. Для того чтобы оперная партия ожила, приобрела истинный, реальный смысл, певец должен вникнуть в самую суть исполняемого произведения. Вот здесь потребуется и хорошая техника пения, и артистическая одаренность, т. е. умение прожить на сцене жизнь данного персонажа.

Пария Нарспи в одноименной опере Г. Я. Хирбю является центральной. По динамике вокальносценического развития ее можно сравнить с партией Маргариты из «Фауста». Шарль Гуно ведет свою героиню от лирически безмятежно-влюбленного состояния до сумасшествия и гибели. Те же полярно противополагаемые состояния мы видим и в «Нарспи»: в начале - это девочка, играющая и поющая в хороводе, в финале - женщина, совершающая преступление и гибнущая.

От певицы, исполняющей эти партии, требуется огромное эмоциональное, душевное и физическое напряжение сил, не говоря уже о певческом и актерском мастерстве, что является здесь главным, решающим фактором. Здесь имеется в ввиду владение собственным голосом и техника исполнения. Сюда также входят все составляющие вокальной техники, в том числе умение владеть красками своего голоса (дыхание, гибкость, мягкость, звучность, мощь, кантилена). А целью должна быть - создание звукового образа, где необходимо установить связь музыки и слова, а значит, необходима четкая дикция (это опять же техника пения).

И основным правилом для певицы при исполнении таких сложнейших оперных партий является умение правильно распределить силы на протяжении всей оперной партии.

Если певица обладает лирическим сопрано (как у нас принято характеризовать голос), то ей легче передать весь спектр ее состояний в начале оперы. Так в партии Маргариты («Ария с жемчугом») сама легкость голоса, прозрачность его красок способствуют характеру исполняемого образа именно здесь, в этой картине.

Во второй картине «Нарспи» наблюдается большая созерцательно-лирическая ария, хотя она уже не лишена того драматизма, которым оснащена вся вокальная линия Нарспи, - ведь драматизм произведения закладывается с I-ой картины, когда приезжают сваты, и Нарспи вскрикивает на ноте «ля» второй октавы. Но до приезда сватов звучит романс Нарспи с хором - нежнейшая лирика, где воспевается мелодия, песня, любовь (ведь Нарспи, по поэме К. Иванова, певунья и плясунья).

280

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_________

£епё? юра шаранна чух,

£унатланса сикет чун чёре...

(Когда звучит нежная песня, подобно крыльям бьется мое сердце.)

Высокая тесситура со светлым, звонким, искристым звучанием голоса требует от певицы идеального владения звуком. Как же хороша была народная артистка Чувашии Зоя Андреева в начале оперы - как в Маргарите, так и в Нарспи! Ее хрустальный голос уже сам по себе передавал состояние героинь в этих картинах и внешние данные идеально соответствовали образам Маргариты и Нарспи. А мне, с моим более тяжелым голосом, нелегко давались первые картины этих опер. Дальше же ситуация менялась.

Но излишняя драматизация или излишнее «сюсюканье» тоже не идут на пользу. Голос должен литься свободно, естественно, т.е. нужно исходить из природы. Высокая тесситура мелодики, ее легатность требуют правильного владения воздухом, а это залог чистоты интонации. Те же качества певице требуются в сцене «В лесу», в дуэте, и это уже после того, как у нее прозвучал «Плач»:

Ах, йывар, йывар чунама,

Хён хур асап кашлать ман чунама (Ах, услышь меня, Сетнер. Не выручишь ли меня.)

Ведь состояние души, горение, огонь, который бушует в человеке, зачастую, словами невозможно выразить. И это достигается средствами музыки - мелодия переходящая в плач, или плач, переходящий в пение, - поразительная по глубине музыка, трагичная, а в середине части необыкновенно трогательная лирика.

Ах, Сетнерём, итлесем,

Эс ?алайман - ши мана.

(Ах, услышь меня, Сетнер. Не выручишь ли меня.)

Вот здесь раскрывается вся глубина трагедии души Нарспи - ее смятение, ее решимость порвать все узы, которые ее держат, - все это выражено во взволнованно порывистой вокальной линии с очень сложным синкопированным ритмом и высочайшей вокальной тесситурой. Здесь перед певицей стоит сложная задача передать через звук весь трагизм ее состояния, и при этом не поддаться тем чуствам, которые обуревают героиню, и они заложены в музыке. Проще говоря нужно уметь владеть голосом.

Вообще, умение владеть голосом - это особый дар, я бы сказала, талант, чутье. Ведь у каждого певца голос совершенно неповторим по тембру. Но правильно распорядиться своим даром дано не каждому. Бывают совершенно вышколенно поющие певцы, но они не волнуют слушателя. Как образец совершенного вокального исполнительства я бы назвала великую Ирину Архипову - это высочайшая точность интонирования, тончайший внутренний слух, необыкновенное качество звукоизвлечения, благородство тембра, удивительная ровность звучания во всех регистрах голоса. Тут и вкус, и стиль, и душа.

Возвращаясь к опере «Нарспи», следует обратить внимание на финальный плач героини:

Ах, тура?ам,пулёх9ём,

Мёншён мана чун патан?

(Боги, вы для чего же дали мне душу?)

Его исполнение для солистки представляет огромные трудности, и драматическое сопрано находится здесь в более выгодном положении, потому что у драматического голоса уже самой природой заложены те накал и сила звука, какие здесь нужны. Да и музыка дает материал для раскрытия драматических сторон образа героини. Еще раз хочется провести параллель с «Фаустом», где партия Маргариты требует таких же качеств от певицы (сцена в темнице).

В последней, возобновленной постановке оперы Нарспи в чувашском театре оперы и балета (премьера состоялась 25 и 26 сентября 2015года) заглавную партию исполнила молодая солистка, выпускница Чувашского Государственного института культуры и искусств Ольга Васильева. Как то все сложилось и соединилось в этой певице для исполнения этой сложнейшей партии - великолепная внешность, роскошное лирико-драматическое сопрано. Ее голос парил, сверкая верхними нотами, в I-ой и II-ой картине оперы, разливался нежнейшей кантиленой в дуэте с Сетнером, стонал, страдал и плакал в «Плаче» и в последней прощальной арии в VI- ой картине. Такое проникновение в образ было бы

281

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

невозможно без режиссерской работы с певицей. Режиссером спектакля выступила блестящая балерина и хореограф Елена Лемишевская, которая поняла сама всю драматургию спектакля и сумела очень органично выстроить поведение героини, чтобы певица могла передать всю палитру чувств и переживаний в вокально- сценическом образе Нарспи.

Но каким бы ты ни обладал драматическим голосом, не умея правильно распорядиться им, невозможно передать всю глубину, весь трагизм переживаний героини, который так ярко воплотил в своей музыке Григорий Хирбю.

Таким образом, работа над образом Нарспи по сложности творческих и профессиональных задач приближается к лучшим партиям оперного классического репертуара, и, как явление национальной культуры, представляет собой величайшую ценность.

© А.В. Сергеева-Зинкина,2015

УДК 378

Поляков Владимир Николаевич

доцент кафедры актерского мастерства и режиссуры Чувашского государственного института культуры и искусств,

г. Чебоксары, РФ Е-mail: talant.chgiki@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ И ВЫПУСКНИКУ РЕЖИССЕРСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация

В статье рассматриваются требования, предъявляемые к абитуриенту, студенту, выпускнику-режиссеру высшего учебного заведения в изменяющихся социально-педагогических условиях современного мира.

Ключевые слова

Режиссура, студент, театральное искусство, досугово-развлекательная деятельность.

Профессия лицедея - одна из древнейших на Земле. Театр, как общественное явление, возник на заре человеческой цивилизации, а вот профессия режиссера, без которой немыслим сегодня современный театр и эстрада - профессия относительно молодая. Без нее театральное искусство и ремесло обходились на протяжении столетий, ее функции в разные времена замещались различными формами и приемами работы.

Какие же требования предъявляются к современному студенту и выпускнику-режиссеру высшего учебного заведения.

Современные изменения высшего образования в сфере культуры и искусств ориентированы на подготовку нового типа специалистов, которые должны уметь гибко приспосабливаться к меняющимся условиям социума, рынка труда, досуговых услуг, эффективно работать в инновационном режиме. Перемены, происходящие в настоящее время в России, предопределяют создание адекватных социальнопедагогических условий и необходимость новой модели образования.

Решение проблем высшего художественно-педагогического образования связано с разработкой новых технологий обучения, по всем направлениям режиссерской деятельности (сценарной, постановочной, режиссерской, пластической, анимационной, игровой и т. д.).

В настоящее время спектр «культурных программ» резко расширился. Это документальные, художественно-публицистические, пластико-хореографические, развлекательные, игровые, концертные, шоу-программы, театрализованные представления, анимационные программы, карнавалы и т. д. Они стали основными направлениями досугово-развлекательной деятельности, неотъемлемой частью туристической, музейной и рекламной деятельности, деятельности историко-культурных и рекреационных

282