Научная статья на тему 'Особенности композиции русской тамбурной вышивки'

Особенности композиции русской тамбурной вышивки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
933
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА / ТАМБУРНЫЙ ШОВ / ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ И МОТИВЫ ВЫШИВКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гузеватова Е. Н.

В статье на основе анализа литературных источников рассматриваются особенности композиции традиционных изделий, выполненных в технике тамбурного шва как одной из разновидностей русской народной вышивки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности композиции русской тамбурной вышивки»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 745

Е. Н. Гузеватова

К.пед.н, доцент Институт искусств

ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

г. Абакан, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РУССКОЙ ТАМБУРНОЙ ВЫШИВКИ

Аннотация

В статье на основе анализа литературных источников рассматриваются особенности композиции традиционных изделий, выполненных в технике тамбурного шва как одной из разновидностей русской народной вышивки.

Ключевые слова

Русская народная вышивка, тамбурный шов, особенности композиции и мотивы вышивки.

По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

На Руси вышивка тамбурным швом как самостоятельная техника оформилась в конце XVIII века.

Русские названия этой техники - в петлю, петелькой, в цепочку, косичкой, в плетешок - отражают характер шва, состоящего из цепочки петелек, выполнявшихся с помощью крючка в пяльцах или же обычной иглой без пялец. Этот шов образно называют ещё мышиной тропой [5, с. 53].

Существовало три типа тамбурной вышивки: 1) вышивка белым тамбуром на лёгких полупрозрачных тканях; 2) вышивка цветным тамбуром по всем видам ткани; 3) вышивка золотым тамбуром по тонким тканям.

Для узоров русской вышивки характерна симметрия - закономерное расположение основных линий, форм, красок относительно горизонтальной или вертикальной осей симметрии. Рисунок может быть построен относительно одной, а также двух или нескольких осей симметрии. Построение композиции может быть основано на принципе равновесия, когда части узора уравновешивают друг друга и становятся частью узора.

Часто узор строится в замкнутой плоскости, т. е. в плоскости, ограниченной какой - либо геометрической формой. Это может быть скатерть квадратной или прямоугольной формы, панно, шаль в форме треугольника, круглая наволочка на диванную подушку и др. В зависимости от формы изделия и замысла исполнителя форма и расположение узора могут меняться. Так, на скатерти могут быть вышиты углы или середина. Плоскость скатерти или салфетки может быть разделена на квадраты или прямоугольники, а в них располагаться узоры вышивки [6].

В орнаментике тамбурной вышивки встречаются трёхчастные композиции с женской фигурой, чаще всего в сильно трансформированном виде. На многих изделиях узор тамбурной вышивки располагался полосой или несколькими рядами. Вышивки тамбуром обычно нешироки.

На Русском Севере во многих вышивках тамбуром с традиционными сюжетами сохранялся ряд композиционных приёмов, характерных для аналогичных вышивок росписью: они часто строятся симметрично по отношению к центральной вертикальной оси, не замкнуты сверху, имеют базу в виде узорной полоски внизу. Но орнамент располагается на ткани более свободно. На одной из каргопольских вышивок орнамент состоит из трёх ярусов, внизу три больших круглых цветка (мотив, очень распространённый в северных вышивках тамбуром), выше - две птицы и поверху женская фигура с конями по бокам. Но здесь отсутствует чёткое разделение на отдельные орнаментальные фризы, нет прямых линий,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

разделяющих узорные полосы, все три яруса как бы сливаются в один непрерывный узор. И только его основание подчёркнуто двумя полосками: лёгкой зигзагообразной и более плотной, выполненной браной техникой.

В других тамбурных вышивках, помещённых на концах полотенец, деление на полосы прослеживается более чётко, причём соблюдаются и пропорциональные отношения в ширине полос - главная центральная полоса с узором, симметричным по вертикали, всегда в несколько раз шире её сопровождающих.

Многополосные вышивки тамбуром были очень распространены в Тарногском и Тотемском районах Вологодской области. Композиция их состоит из 5-6 полос, причём вышивка тамбуром тут нередко дополнена вышивкой другими швами, полосками узорной ткани или кумача, выложенного уголками, вязаным кружевом [9, с. 40, 41].

Для тамбурной вышивки наиболее характерными являются растительные узоры, сюжеты бытового содержания и отчасти зооморфные мотивы. Некоторые растительные узоры похожи на «морозные» рисунки с окон. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Узоры с древом жизни и сидящими на нём или около него птицами, исполненные иглой, построены по законам симметрии и поражают своими математически выверенными пропорциями [3, с. 9].

На Каргополье излюбленным мотивом являлся цветочный узор, также встречалось изображение сказочной птицы-павы, издавна являвшейся у русского народа символом счастья и любви.

Птица-пава всегда изображалась в профиль с гордо вскинутой головкой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычность [8, с. 185-186]. В крестьянских тамбурных вышивках второй половины XIX - начала XX века птицы изображались очень реалистично.

В Тверской губернии сложился особый подход к технике тамбурного шитья. Тверские мастерицы подчинили эту технику своему восприятию, они придали тамбурным рисункам особый ритм, в котором кудрявая линия и приятные цвета делали вышитую композицию выразительной, декоративной и весёлой. На изображении представлена праздничная мужская рубаха с тамбурной вышивкой, выполненная на тёмно-синем сатине шерстяными и шёлковыми нитками. Представляет интерес кружевной тамбурный узор по краю рубахи, состоящий из изображений скачущих коней и фрагментный узор из завитков по стойке, на планке, рукавах. Цветовое решение построено на контрасте - по синему фону белыми нитками [7, с.57].

В конце XIX века на вышивку бывшего Костромского уезда Костромской губернии большое влияние оказали лубочные картинки. Очевидная связь вышивок названного региона с лубочной картинкой отмечалась исследователями. Все костромские вышивки сделаны на концах полотенец, причем полотенец незеркальных, концы которых нередко сшиты вместе или представляют собой единый кусок ткани. Исполнены вышивки по льняной или хлопчатобумажной ткани цветной шерстью тамбурным швом с добавлением приема верхошва или верхошвом целиком. Отсюда у них плотная довольно рельефная фактура. Нити цветной шерсти достаточно ярки, но еще не обладают той открытой звучностью тонов, которая стала характерной для народных вышивок после 1870-1880 гг., когда повсеместно стали применять гарус, окрашенный анилиновыми красителями. Применение тамбура в этих вышивках скорее можно объяснить возможностью с его помощью как бы рисовать иглой по ткани, вышивать на плоскости холста свободно, вне зависимости от его структуры.

Больше всего вышивок сделано по картинкам, посвященным птицам Сирин и Алконост. Такое внимание именно к этим сюжетам вполне объяснимо: образ птицы - один из древнейших и вечных в народном творчестве. И в различных жанрах фольклора, и в декоративном народном искусстве издавна сложился образ сказочной птицы-девы, символа радости, вестника добра, красоты, счастья [1, с. 156-157].

Карельские и вепсские вышивки тамбуром конца XIX— начала XX века сохраняли более древние очертания. Для многих изобразительных мотивов Карелии была характерна сильная схематизация и, так называемая гибридность изображений, то есть воплощение в одном образе двух или нескольких мотивов. Сюда относятся, например, вышитые мотивы дерева, наделенного одновременно чертами человека, животного или птицы. Любопытно, что вепсы подобные гибридные мотивы перенесли даже в позднюю

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

разновидность вышивок на полотенцах. В основной части композиции одного из полотенец на вершине растения - стилизованное изображение человечка с раскинутыми по сторонам руками и ногами [4, с. 56].

Преобладающим видом орнамента в вышивке Заонежья был растительный (самостоятельный или комбинированный с изображениями птиц, животных, геометрическими элементами). Одним из самых любимых мотивов заонежской вышивки являлось древо жизни. В разных вариантах древо встречается на полотенцах и подолах женских рубах, причудливо соединяясь с изображением женских фигур или стилизованных цветов.

Второй излюбленный растительный мотив Заонежья - фантастический цветок, зачастую, по прихоти городской моды, произрастающий из вазона. К древним мотивам заонежской вышивки относится геральдический двуглавый орел. Заонежский орел в отличие от пудожского чаще всего изображается в окружении птиц. Образ заонежской птицы-павы иконографически связан с образом павы в севернорусской вышивке - с поднятым крылом и хвостом в виде большого горизонтального пера [2].

Таким образом, рассмотрев особенности композиции русской тамбурной вышивки, можно отметить, что традиционные мотивы тамбурной вышивки разнообразны. Возможность их использования в современных изделиях позволит изготавливать изделия необычайной красоты и высочайшего мастерства.

Список использованной литературы

1. Богуславская И.Я. Народное искусство. Исследования и материалы: сборник статей. - Санкт-Петербург: Государственный Русский музей, 1995. - 205 с.

2. Вышивка Заонежья и Пудожья. [Электронный ресурс]. URL: http://taide.ru/book_page_47316.html (дата обращения: 25.03.2015).

3. Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. - М.: Советская Россия, 1990. - 316 с.

4. Косменко А.П. Северные узоры. Народная вышивка Карелии. - Петрозаводск: «Карелия», 1989. - 250 с.

5. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. - М.: Наука, 1978. - 208 с.

6. Немного из истории русской вышивки. [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=109957 (дата обращения: 28.04.2015).

7. Новожилова Н.М. Старинная тверская вышивка и народный костюм. - Тверь: Издательство Леонтьевой, 2005. - 80 с.

8. Носань Т.М. Региональные особенности русской традиционной вышивки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена статья. - 2009. - № 106. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7regionalnye-osobennosti-russkoy-traditsionnoy-vyshivki (дата обращения: 09.05.2015).

9. Работнова И.П. Композиции северных вышивок. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Архиватор RAR. - URL: www.bolesmir.ru (дата обращения: 10.05.2015).

© Гузеватова Е.Н. 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.