Научная статья на тему 'Особенности композиции и технологии строчевой вышивки с архитектурными мотивами'

Особенности композиции и технологии строчевой вышивки с архитектурными мотивами Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
764
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОЧЕВЫЕ ВЫШИВКИ / ЛЕНТОЧНАЯ (ФРИЗОВАЯ) КОМПОЗИЦИЯ / ЗАМКНУТАЯ КОМПОЗИЦИЯ / АРХИТЕКТУРНЫЕ МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гузеватова Е.Н.

В статье рассматриваются особенности построения ленточной и замкнутой композиции строчевой вышивки с архитектурными мотивами. Также раскрыты региональные особенности традиционных технических приемов строчевой вышивки различных губерний России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности композиции и технологии строчевой вышивки с архитектурными мотивами»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 745

Е. Н. Гузеватова

К.пед.н, доцент Институт искусств

ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

г. Абакан, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ СТРОЧЕВОЙ ВЫШИВКИ С АРХИТЕКТУРНЫМИ МОТИВАМИ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности построения ленточной и замкнутой композиции строчевой вышивки с архитектурными мотивами. Также раскрыты региональные особенности традиционных технических приемов строчевой вышивки различных губерний России.

Ключевые слова

Строчевые вышивки, ленточная (фризовая) композиция, замкнутая композиция, архитектурные

мотивы

Для композиции строчевых изделий с архитектурными мотивами характерно ленточное и замкнутое построение орнамента, где узор располагается во всю ширину полотна.

Ленточная (фризовая) композиция изображается полосой ритмично повторяющихся элементов. Самым распространенным типом композиции среди ленточных вышивок является композиция из двух полос: широкой, где располагается основной мотив и узкой, примыкающей к ней снизу, выступающая как бы в роли земли, вверху основной мотив не ограничен линией, и представляется как бесконечное небо. Дополнительная полоса уже основной, в среднем в 8-9 раз. Обычно узор этой полоски состоит из повторяющихся одинаковых мелких фигурок одноглавых или двуглавых птиц, ромбиков, звездочек [3,c.23]. В главной полосе фриза обычно чередуются две фигуры, например архитектурная постройка и дерево, или постройка и женщина. Отличные по очертаниям и размерам две фигуры помогают воспринимать себя как единственный мотив, а их чередование не дает глазу утомляться. В случае повторения во фризе многофигурных сцен, каждая читается как единственный мотив [3, с 24].

В вышивке с замкнутой композиции основной мотив окаймляется одной или несколькими полосами, такие композиции удивительно устойчивы и гармоничны, что достигается строгой симметрией и хорошо найденными пропорциями узорной рамки. Изображения в вышивки с одной сюжетной сценой компонуются по обе стороны от центральной оси, в центре всей композиции постройка (дом, терем, дворец), а по сторонам ее симметрично располагаются фигуры всадников или деревьев, которые повернуты к ней и создают движение к центру. Центральная часть представляла как бы финал всего повествования, которое развивается одинаково по обе ее стороны. Иногда соблюдалась их полная симметрия, но часто она лишь относительная: основные компоненты симметричны, другие, дополнительные фигуры варьировали.

Декоративная выразительность сюжетов с архитектурными мотивами в технике строчевой вышивке достигается противопоставлением четкого белоснежного узора легкому сквозному фону, а также разнообразием гладких поверхностей деталей, с мелкоузорными разработками создававшие игру светотени и обогащающие белый цвет вышивки.

Технические приемы строчевой вышивки были выработаны в течение целого ряда столетий, русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая их. Так постепенно рождалась удивительная гармония узоров, приемов его воплощения. С большим мастерством и вкусом женщины украшали домотканую одежду, подзоры, полотенца, вышивая на них разнообразные образы, где сказочные представления народа сплетались с реальными наблюдениями окружающей природы.

В своей основе строчевая вышивка основана на заполнении узором сетки, полученной путем выдергивания поперечных и долевых нитей из тканей полотняного переплетения и укрепленной перевивом

171

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

столбиков, образующие ячейки. Строчевые вышивки отличаются друг от друга размером сетки, способами заполнения её, цветовой гаммой. Одним из основных видов строчевого шитья является белая строчка, эта работа выполняется нитями в тон ткани. Вертикальные и горизонтальные столбики сетки обвивают белыми нитями. Перевитую сетку заполняют различными узорами, создающие плотные переплетения наподобие холста, иногда белую строчку дополняли обводкой белыми нитями. Прием белой строчки нашел самое широкое распространение в северных губерниях России.

В Костромской и Ярославской, Рязанской губерниях вышивальщицы делали контур в белой строчке цветным шелком: золотистым, светло-зеленным, светло-розовым.

В Московской, Ярославской и Тверской губерниях, цветной контур узора белой строчки выполнялся шерстяными нитями красных, изумрудно-зеленных и желто-оранжевых цветов. Такое сочетание придавало вышитому изделию особую праздничность.

Для Калужской, Тульской, Смоленской, части Рязанской и Московской, Тверской губерний - техника цветной перевити самая распространенная, столбики сетки обвивают цветными нитями, преимущественно красными, но использовались также синие, зеленые, желтые нити с определенным цветовым подбором характерным для каждого региона. Часто цветную перевить сочетают со стланью, то есть вначале вышивают отдельные мотивы полотняным швом или штопкой белым цветом, а затем оставшиеся вокруг узоров клеточки обвивают цветными нитями. Их вышивают более толстой нитью в тон сетки.

Среди строчевых работ особое место занимают так называемые строчки по письму, они характерны для Олонецкой и Вологодской области. Этот вид вышивки представляет собой сочетание сквозного и глухого швов. В работах с применением данного шва нити выдергивались только из фона, а узор оставался из холста и обшивался по контуру белой нитью тамбурным швом в один (вологодская строчка по письму) или два ряда (олонецкая строчка по письму). Работы, выполненные в этой технике, производят впечатление силуэтного изображения, как бы вырезанного из ткани. В большинстве случаев узор выполнялся белыми нитками по белому полотну, со сложными сюжетными и сказочными мотивами. Строчками по письму украшались полотенца и подзоры к простыням.

Разновидностью белой строчки являются вырезы, при которой после обработки края узора счетной гладью часть нитей подрезают и выдергивают, а оставшиеся нити ткани обшивают штопальным швом, разделяя количество нитей посередине. Стежки располагают плотно к друг другу равномерно затягивая их по всей величине. Вышивают попеременно, то вертикальный, то горизонтальный столбик, двигаясь по диагонали так, как обвивают сетку. Попутно клетки сетки заполняют различными разделками, отдавая предпочтение легким воздушным петлям. Ткань вокруг прорезной вышивки украшают и другими видами вышивальных швов, такими как гладь, или роспись. В основе вышивке «вырезы» лежат гладьевые стежки, выполняемые блоками по четыре, они располагаются строго по косой или прямой нити ткани. Длина стежков гладьевого валика в вырезах может быть различной, что создает определенный рисунок. Обычно вырезы выполняются белыми нитями или цветными неярких тонов. Строчка-вырезы применялась в большей части для создания геометрических узоров в орнаментальных полосах, окаймляющих основной узор выполненный другими видами швов, а также применялся и как основной техникой в сюжетных вышивках. В средней полосе России встречаются одноцветные или белые вырезы, на юге и севере выполнялась на основе сочетания ярких цветных ниток [2, с 13].

В Крестецком и Валдайском районах Новгородской губернии развивалась Крестецкая строчка. Этот вид строчки отличается тем, что нитями переплетались не столбики сетки, а нити, проложенные поверх сетки. Такая строчка напоминает кружево и носит название гипюр [4, с. 62].

Наиболее распространенными приемами заполнения сетки являются плотный настил, штопка, одинарная и двойная рогожки, воздушная петля, паучки и т. д.

Настил выполняется в одном направлении — горизонтальном или вертикальном. Рабочей нитью поочередно переплетаются столбики сетки, заполняя ее клеточки плотными рядами. Чем плотнее ложится настил, тем рельефнее выделяется на сетке узор. Для настила подходят нити слабого кручения. Можно использовать нитки, выдернутые из ткани.

В отличие от настила, штопка выполняется в двух направлениях — горизонтальном и вертикальном. Переплетая столбики, наснованные нити переплетаются и между собой, образуя узор штопки. Штопка выполнялась по не обвитой сетке плотными толстыми нитками так, чтобы создавалась впечатление целой не

172

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

разреженной ткани. Кроме прямой штопки встречается и диагональная штопка, которая образуется путем заполнения ячеек по диагонали и угла в угол.

Паутинка образуется воздушными петлями, дает очень легкий, изящный узор, напоминающий снежинку. Можно выполнять паутинку в одиночных клеточках, а можно рассыпать по всей сетке в шахматном порядке или группами в зависимости от рисунка. Нити для паутинки брать сильного кручения.

Рогожка, или полотняный шов. При этом виде заполнения сетки рабочая нить не переплетает столбики, а натягивается поверх них. Покрыв несколько клеточек согласно рисунку, нитку зацепляют за последний столбик и на обратном пути обвивают проложенную нить, делая веревочку. Рогожка может быть одинарная и двойная. Нити для нее используют сильно скрученные, лучше -- катушечные.

Стлань плотно заполняют мотивы вышивки, первый горизонтальный ряд стлани проходит к конечной точке, перебирая столбики через один, возвращаясь рабочая нить обвивает протянутую нить и ряды столбиков сетки. Вертикальные ряды выполняются в таком же порядке.

Гибкая обводка прокладывается по контуру узора и выполняется по принципу настила путем переплетения столбиков сетки [1, с.50-53].

Копеечка - рабочую нить закрепляют в центре пересечения четырех квадратиков путем перевива столбиков сетки по часовой стрелке и обратно.

Техника строчевой вышивки сохраняется и в современной вышивке. За последние десятилетия вышивальщицы на основе знаний художественных и технических особенностей народной вышивки создали немало оригинальных и целостных произведений способствующих возрождению традиций в обновленной образной форме.

Рассмотрев технику и композицию строчевых вышивок с архитектурными мотивами можно сделать вывод, что для строчевых изделий с архитектурными мотивами характерно расположение узора во всю ширину полотна по принципу ленточныых и композиционно-замкнутых орнаментов. Строчевые вышивки различных регионов отличаются друг от друга размером сетки, способами заполнения её, цветовой гаммой. Список использованной литературы

1. Жирова И.А., Иноземцева С.В., Смоленская Е.Г. Мураевенская вышивка: белая строчка на липецкорязанском порубежье. - Липецк, 2012. - 60 с.

2. Климова Н. Т. Русская народная вышивка XVIII - XX веков // Ручная и машинная вышивка. - М.:Легкая индустрия, 1980. - С. 3 -29.

3. Работнова И.П. Композиция северных русских вышивок. Сб. трудов НИИХП. Вып. 7. М., 1973. -

4. Сотникова Н. Русская вышивка. - М.: ЭКСМО, 2013. - 188 с.

© Гузеватова Е.Н. 2015

УДК 73.04

С.Н. Крылов

заместитель по воспитательной работе декана факультета монументально-декоративного искусства, менеджер по конгрессно-выставочной деятельности, учебный мастер по горячей эмали кафедры монументально-декоративной живописи, аспирант кафедры искусствоведения и культурологии Санкт-Петербургская государственная художественнопромышленная академия имени А. Л. Штиглица г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ЛЕНД-АРТ КАК ФОРМА ПЕРФОРМАТИВНОГО ИСКУССТВА

Аннотация

В статье идет обозначение и сравнение формальных различий пластических и перформативных форм искусств. Путем исследования исторических предпосылок формирования лэнд-арта автор заключает, что по

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.