Научная статья на тему 'ТАЛМУДИЙСКАЯ ЛОГИКА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ'

ТАЛМУДИЙСКАЯ ЛОГИКА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
голем / талмуд / искусственный интеллект / интернет / государство / golem / Talmud / artificial intelligence / Internet / state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Руслан Маратович Ахмедов, Юлия Александровна Иванова

Человеческая способность мыслить и создавать образные идеи, а тем более возможность вдохнуть жизнь в материальный предмет, объект по образу и подобию человека всегда интересовали ученых. В современном мире это также актуально. В вопросах перспективности воплощения искусственного интеллекта со способностью возможной его конкуренции человеческому разуму оригинальны по своему значению идеи и мысли, предложенные еврейским сообществом, стоящим практически у истоков в качестве проектировщиков искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Руслан Маратович Ахмедов, Юлия Александровна Иванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TALMUDIC LOGIC AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE: FEATURES OF MUTUAL INFLUENCE

The human ability to think and create imaginative ideas, and even more so the ability to breathe life into a material object, an object in the image and likeness of a person has always been of interest to scientists. This is also true in the modern world. In matters of the prospects for the embodiment of artificial intelligence with the ability of its possible competition to the human mind, the ideas and thoughts proposed by the Jewish community, which are practically at the origin as designers of artificial intelligence, are original in their meaning.

Текст научной работы на тему «ТАЛМУДИЙСКАЯ ЛОГИКА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ»

УДК 21/29-4:004.89

ББК 86.3-124 + 32.813

DOI 10.24411/2073-3305-2021-3-30-32

ТАЛМУДИЙСКАЯ ЛОГИКА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ

Руслан Маратович АХМЕДОВ,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Правовое регулирование бизнеса и прикладной юриспруденции» Московского финансово-промышленного университета «Синергия»

E-mail: ahmedov@list.ru

Юлия Александровна ИВАНОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры КБ-12 «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета — МИРЭА

E-mail: julia-ivanova-77@yandex.ru

Аннотация. Человеческая способность мыслить и создавать образные идеи, а тем более возможность вдохнуть жизнь в материальный предмет, объект по образу и подобию человека всегда интересовали ученых. В современном мире это также актуально.

В вопросах перспективности воплощения искусственного интеллекта со способностью возможной его конкуренции человеческому разуму оригинальны по своему значению идеи и мысли, предложенные еврейским сообществом, стоящим практически у истоков в качестве проектировщиков искусственного интеллекта.

Ключевые слова: голем; талмуд; искусственный интеллект; интернет; государство.

TALMUDIC LOGIC AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE: FEATURES OF MUTUAL INFLUENCE

Ruslan Maratovich AKHMEDOV,

Candidate of Law, Associate Professor,

Head of the Department of Legal Regulation

of Business and Applied Jurisprudence,

Moscow Financial and Industrial University "Synergy"

E-mail: ahmedov@list.ru

Yulia Aleksandrovna IVANOVA,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Legal Support of National Security, Russian Technological University — MIREA

E-mail: julia-ivanova-77@yandex.ru

Abstract. The human ability to think and create imaginative ideas, and even more so the ability to breathe life into a material object, an object in the image and likeness of a person has always been of interest to scientists. This is also true in the modern world.

In matters of the prospects for the embodiment of artificial intelligence with the ability of its possible competition to the human mind, the ideas and thoughts proposed by the Jewish community, which are practically at the origin as designers of artificial intelligence, are original in their meaning. Key words: golem; Talmud; artificial intelligence; Internet; state.

В еврейской мифологии существует персонаж, который представляет собой одну из стихий (либо их сочетание, мнения в данном вопросе разнятся), оживленное магами-каб-балистами с помощью тайных знаний. Имя ему — Голем.

Согласно одной из гипотез, «голем» происходит от слова «гелем» (ивр. D^j), означающего «необработанный, сырой материал» либо просто «глина». Корень ГЛМ встречается в Танахе (Пс. 138:16) в слове «галми» (ивр.1^!7Д), обозначающем «моя необработанная форма». Уже в раннем идише слово «гойлем» приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит. Другой вариант происхождения слова: само слово пришло из ареала Персидской империи, из восточных легенд (урду jLJjS , индийские и прочие восточные языки). Пример: пакистанск. goli (пуля) и mar (огонь), слово — «голимар» (процесс обжигания глины)1.

По легенде Голем, которого, как считают многие представители еврейского сообщества, создал знаменитый талмудист и каббалист, он же главный раввин Праги Махараль Йехуда Бен Бецалеля, — глиняный великан, созданный для защиты еврейского народа. Жизнь в Голема вдохнули благодаря тому, что ему в рот вложили так называемый шем, или тетраграмматон (четырехбуквенное имя бога). На лбу у него было написано на иврите слово «истина» — эмет, которое придавало ему мистическую силу.

Ориентировочная датировка возникновения этой легенды — примерно начало XVII в. Однако, как указывает Wikipedia, уже в некоторых текстах «Большого Ключа Соломона», написанных в XVI в., присутствуют методики по созданию «камня», который создается из глины, крови и иных примесей. Затем этому комку придается форма человека и произносится фраза: «Да будет человек». После этого Голем приобретает некоторые физиологические качества человека.

Народная фантазия в образе Голема легализует искусственного человека, который в борьбе со злом способен преступить границы религиозного, светского законов, может заявить о своей воле, противоречащей воле его «создателя». Причем двигать им должно не желание покарать собственных недругов, а стремление защитить еврейский народ от гонителей и угнетателей. Поэтому при его создании помыслы создателя — просветленного человека должны быть абсолютно чисты, только в этом случае его творение обретет сверхчеловеческую мощь2.

Голем не обладает даром слова. Отличается поразительной физической силой. Имеет корич-

невого оттенка кожу. Фигуру глиняного существа следовало делать не выше ребенка возрастом не более десяти лет, поскольку считалось, что Голем быстро растет. В пище он не нуждается. Какими-либо магическими способностями не обладает. То, что Голем, выйдя из повиновения, начинает крушить все на своем пути, свидетельствует о зле, заложенном в саму его натуру. Исполнив свое предназначение, Голем превращается в прах, но по легенде он возрождается каждые 33 года. Однако существует предание, что один из Големов, а именно Пражский, ушел жить в люди, среди которых он постепенно начал обретать разум и осознавать себя, но в последующем также был обращен в прах отцом девушки Мириам, к которой воспылал чувствами Голем.

История происхождения мифического образа Голема вдохновила многих писателей на создание художественных произведений, а ученых — на научные эксперименты, которые позволили бы оживить материю, руководствуясь при этом высказыванием царя Шломо: «Ничего нет нового под солнцем»3.

В современном мире благодаря инновационным высокотехнологическим разработкам, исследованиям в сфере использования искусственного интеллекта (ИИ) дело создания биороботов претерпело переосмысление и перерождение, направило мысль ученых на интеллектуальные исследования, перейдя из категории мистических домыслов. Поэтому не случайно, что еврейское сообщество также активно участвует в инновационных технологических разработках, которые подхлестнули современный мир 1Т-индустрии.

Более того, по мнению международной группы ученых, занимавшихся анализом священных текстов Талмуда, при работах над созданием ИИ могут быть полезны рассуждения иудейских религиозных авторитетов. Фактически ученые произвели математическую формализацию рассуждений иудейских священнослужителей, обозначив новое направление в символической логике — «иудейская логика», или «талмудийская логика».

«В настоящее время информатику интересуют логические системы, формализующие муль-тиагентную и интерактивную вычислимость. Талмудические рассуждения являются как раз мультиагентными и интерактивными. Поскольку они строятся, учитывая наличие множества мнений и различных авторитетов. Существует очень сложная система определения, кто одержал победу в споре. Если мы научимся такие рассуждения лучше понимать, это будет способно вызвать настоящую революцию в разработ-

2021 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры

31

ках искусственного интеллекта», — заявил один из членов международной исследовательской группы доцент Белорусского государственного университета Андрей Шуман4.

Под руководством еврейских исследователей объединяются интересы ученых и в вопросах противодействия радикализации интернет-пользователей, в частности, распространению антисемитизма путем использования ИИ в качестве средства выявления противоправных деяний. Примером тому является сформированная команда специалистов из Берлинского технического университета, Королевского колледжа Лондона и других научных учреждений Европы и Израиля, которые выиграли грант в 3 млн евро от Фонда Альфреда Ландеккера. Цель проекта — благодаря сочетанию качественных и управляемых ИИ подходов производить всесторонний поиск и обработку огромного объема данных, изображений, содержащих иносказательную или завуалированную антисемитскую клевету. В дальнейшем созданную цифровую платформу планируется использовать для обеспечения национальной безопасности государств в поиске религиозных экстремистов, террористов, а также лиц, призывающих к религиозной ненависти, вражде в виртуальном пространстве со страниц сайтов, чатов, блогов в различных странах мира5.

Соответственно, можно отметить, что еврейское сообщество не игнорирует достижения современной IT-индустрии в построении цифровых платформ для сетевого сообщества. Более того, активно участвует в разработках по созданию ИИ. На государственном уровне с 2012 г. область изучения ИИ была выбрана правительством Израиля в качестве одной из приоритетных.

Не случайно то, что Израиль активно ведет разработки ИИ. Так, согласно данным Национального совета по научным исследованиям и развитию при Министерстве науки Израиля, на начало 2019 г. около 898 компаний были вовлечены в сферу этой деятельности, что включает в себя такие направления, как большие данные (big data), машинное обучение (machine learning), интеллектуальные системы и программы. Более десяти израильских компаний в области ИИ ведут свои разработки с 1990-х годов по различным направлениям социального и военного назначения, в том числе с привлечением иностранных компаний. Примером тому является открытый в феврале 2020 г. в Израиле американской компанией Seagate Technology центр инноваций Lyve Labs Israel, цель которого — организация и практическая реализация стартапов для решения «задач, связанных с данными».

Создаются специализированные учебные заведения. Например, фонд The Reuben Foundation,

принадлежащий братьям еврейского происхождения Дэвиду и Саймону Рувим, которые выделили университету Оксфорда более 100 млн долл. для создания Reuben College — нового колледжа для аспирантов университета, где будут изучаться клетки, ИИ и изменение климата6.

Это, в свою очередь, способствует активной интеграции Израиля в сферу высокотехнологических разработок, а также отчасти позволит занять лидирующие положения по проектированию ИИ для социальных и военных нужд. Все это ведет к тому, что мифический Голем в ближайшей перспективе возможно воплотится в реальных технических решениях, где в основе «человеко-машинных» проектов будет находиться ИИ и его возможности.

1 См.: Голем // https://ru.wikipedia.org/wiki/Голем.

2 См.: Кто такой Голем: история, описание и интересные факты // https://fb.ru/article/354059/kto-takoy-golem-istoriya-opisanie-i-interesnyie-faktyi.

3 См.: Может ли искусственный интеллект считаться евреем? // https://imrey.org/может-ли-искусственный-интеллект-счи.

4 См.: Галкин О. Принципы иудейской логики могут быть положены в основу искусственного интеллекта // https://news.tut.by/society/216093.html.

5 См.: Гольдберг М. Искусственный интеллект и «естественный» антисемитизм // https://www.9tv.co.il / item/21192.

6 См.: Еврейские меценаты спонсируют научные исследования Оксфорда // https://jewish.ru/ ru/ news/ articles/ 193289.

Список литературы

1. Ахмедов Д.Р. К вопросу о правовом воздействии на экстремистские формы проявлений в виртуальном пространстве // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2020. № 2 (25). С. 104—106.

2. Ахмедов Р.М. Современные институциональные механизмы реализации государственно-конфессиональных отношений в российском обществе // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 5. С. 11—16.

3. Ахмедов Р.М. Digital religion и традиционные религиозные ценности: особенности соотношении (по материалам электронных ресурсов): монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021.

4. Иванова ЮА., Ахмедов Д.Р. Правовые аспекты противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в окружающей среде // Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью: сб. ст. по итогам Между-нар. науч.-практ. конф., приуроченной к 20-летию принятия Генеральной Ассамблеей ООН Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. М., 2019. С. 48—52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.