Научная статья на тему 'ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПОНТИФИКА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ'

ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПОНТИФИКА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
понтифик / призыв / христианская этика / искусственный интеллект / IT-индустрия / цифровые технологии / pontiff / appeal / Christian ethics / artificial intelligence / IT industry / digital technologies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедов Руслан Маратович, Эриашвили Нодари Дарчоевич, Иванова Юлия Александровна

современные представители IT – индустрии в своих инновационных разработках в сфере искусственного интеллекта, стоят на пороге его интеграции в нашу повседневную жизнь. Однако, вопрос этики проектирования искусственного интеллекта и последующего его применения, так до конца и не был решен в научном сообществе. Попытку осмысления этого вопроса и его проецирование в социальной среде с опорой на догматы и каноны христианской этики, предпринял Римский престол. Этот документ получил свое наименование как: «Римский призыв к этике искусственного интеллекта».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIAN ETHICS AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE: THE PONTIFF’S RECOMMENDATIONS FOR THE DESIGN AND APPLICATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES

modern representatives of the IT industry in their innovative developments in the field of artificial intelligence, are on the threshold of its integration into our daily lives. However, the question of the ethics of designing artificial intelligence and its subsequent application has not been fully resolved in the scientific community. An attempt to understand this issue and project it in the social environment, based on the dogmas and canons of Christian ethics, was made by the See of Rome. This document got its name as: «The Roman Appeal to the Ethics of Artificial Intelligence».

Текст научной работы на тему «ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПОНТИФИКА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ»

gs4 инновации ^d

DOI 10.24411 /2076-1503-2021-10133 АХМЕДОВ Руслан Маратович,

доцент кафедры государственного и административного права Российского технологического университета - МИРЭА,

кандидат юридических наук, доцент, e-mail: ahmedov@list.ru

ЭРИАШВИЛИ Нодари Дарчоевич,

доктор экономических наук, кандидат исторических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и трудового права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

e-mail: professor60@mail.ru

ИВАНОВА Юлия Александровна,

доцент кафедры КБ-12 «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета - МИРЭА,

кандидат юридических наук, доцент, e-mail: julia-ivanova-77@yandex.ru

ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПОНТИФИКА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. современные представители IT - индустрии в своих инновационных разработках в сфере искусственного интеллекта, стоят на пороге его интеграции в нашу повседневную жизнь. Однако, вопрос этики проектирования искусственного интеллекта и последующего его применения, так до конца и не был решен в научном сообществе. Попытку осмысления этого вопроса и его проецирование в социальной среде с опорой на догматы и каноны христианской этики, предпринял Римский престол. Этот документ получил свое наименование как: «Римский призыв к этике искусственного интеллекта».

Ключевые слова: понтифик, призыв, христианская этика, искусственный интеллект, IT-индустрия, цифровые технологии.

AKHMEDOV Ruslan Maratovich,

associate Professor of the Department of state and administrative law Russian technological University - MIREA, candidate of law,

associate Professor

ERIASHVILI Nodari Darchoevich,

doctor of Economics, candidate of historical Sciences, Professor, Professor of the Department of civil and labor law of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. ya. Kikotya

IVANOVA Yulia Aleksandrovna,

Associate Professor of the Department of KB-12

"Legal Support of National Security" of the Russian Technological University - MIREA, Candidate of Law, Associate Professor

CHRISTIAN ETHICS AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE: THE PONTIFF'S RECOMMENDATIONS FOR THE DESIGN AND APPLICATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

Annotation, modern representatives of the IT industry in their innovative developments in the field of artificial intelligence, are on the threshold of its integration into our daily lives, However, the question of the ethics of designing artificial intelligence and its subsequent application has not been fully resolved in the scientific community. An attempt to understand this issue and project it in the social environment, based on the dogmas and canons of Christian ethics, was made by the See of Rome. This document got its name as: «The Roman Appeal to the Ethics of Artificial Intelligence».

Key words: pontiff, appeal, Christian ethics, artificial intelligence, IT industry, digital technologies.

Для современного Ватикана характерна открытость к мировым проблемам, которые оказывают несомненное влияние на ценности и идеи, проповедуемые апостольским престолом. Не исключением в данном вопросе стал и вопрос о возможности перспективного использования цифровых технологии, искусственного интеллекта в реальной жизни социума и вариативность их формирования в виртуальных проекциях.

Так, папа Франциск в ноябре 2020 г. призвал верующих мира молиться, чтобы роботы и искусственный интеллект (далее - ИИ) «всегда служили человечеству». По мнению понтифика, ИИ и роботы в силах изменить мир к лучшему, но только в том случае, если технологии будут использоваться правильно. В противном случае, плоды технического прогресса приведут к усилению неравенства и, возможно, глобальным вызовам для всего человечества1. Официальное заявление главы римско-католической церкви было опубликовано на YouTube2.

Этот призыв апостольского престола не случаен. 28 февраля 2020 г. Папской академией жизни было совместно с Microsoft, IBM, ФАО и Министерством инноваций, входящим в состав итальянского правительства был подписан «Римский призыв к этике искусственному интеллекту»3 с целью продвижения этического подхода к ИИ. Идея, лежащая в основе документа, заключается в поощрении чувства общей ответственности между международными организациями, правительствами, учреждениями и частным сектором в стремлении создать будущее, в котором цифровые инновации и технический прогресс обеспечат человечеству центральное место. Указывая на новую алгоритмику, подписанты обязались требовать развития ИИ, который служит каждому человеку и человечеству в целом; который уважает достоинство человеческой личности, чтобы каждый человек мог извлечь выгоду из достижений технологии; и который не имеет своей единствен-

1 См.: Папа Римский призвал молиться о безопасности роботов // https://ria.ru/20201111/ roboty-1584168992.html.

2 См: Novembre: LINTELLIGENZA ARTIFICIALE // https://www.youtube.com/watch?v=cpc_fK_ZcCg.

3 См.: Rome Call For AI Ethics. A Human-Ctntric Artificial Intelligence // https://www.romecall.org.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

ной целью большую прибыль или постепенную замену людей на рабочем месте. «Римский призыв к этике ИИ» включает в себя 3 области воздействия и 6 принципов.

Однако, для того, чтобы этот документ увидел «свет» Римскому престолу пришлось провести ряд подготовительных публичных мероприятии. Так, в сентябре 2019 г. на папской проповеди, которая проводилась среди участников семинара «Общее благо в эпоху цифровых технологий», куда входили руководители компаний Facebook, Mozilla, LinkedIn Western Digital, а также нобелевские лауреаты, правительственные чиновники, католики и бизнесмены, понтифик открыто сказал о том, что проблемы растущего присутствия ИИ во всех областях деятельности человека, требуют «открытых и конкретных дискуссий». Отметил важность этических принципов перед технологиями, которые дадут «неоспоримое преимущество» для человечества. Указал на личную обеспокоенность за судьбу человечества при глобальном распространении ИИ4.

Считаем необходимым рассмотреть «Римский призыв к этике ИИ» в полном объеме, как первый официальный документ, исходящий из под пера священства относительно перспектив ИИ, цифровых технологии и их влияния на человечество.

Во вступлении к документу сторонами подписантами констатируется, что ИИ вызывает глубокие изменения в жизни людей, и он будет продолжать это делать. ИИ предлагает огромный потенциал, когда речь идет об улучшении социального сосуществования и личного благополучия, расширении человеческих возможностей и обеспечении или облегчении многих задач, которые могут быть выполнены более эффективно и результативно. Однако, эти перспективные положительные результаты отнюдь не гарантируются. Происходящие в настоящее время преобразования носят не только количественный характер. Прежде всего, они являются качественными, потому что они влияют на то, как эти задачи выполняются и как мы воспринимаем реальность

4 См.: Фомина Е. Официальные лица Ватикана представили принципы этического использования искусственного интеллекта, разработанные при поддержке Microsoft International и Business Machines (IBM) // https://style.rbc.ru/life/5e5920e99a7947549882db43.

и саму человеческую природу, настолько, что они могут влиять на наши ментальные и межличностные привычки.

Новая технология, по мнению подписантов, должна быть исследована и произведена в соответствии с критериями, гарантирующими, что она действительно служит всей «человеческой семье» (Преамбула, Univ. Dec. Прав человека), уважая присущее каждому из ее членов достоинство и все природные условия и принимая во внимание потребности тех, кто наиболее уязвим. Цель состоит не только в том, чтобы никто не был исключен, но и в том, чтобы расширить те области свободы, которым может угрожать алгоритмическая обусловленность.

Учитывая инновационный и сложный характер вопросов, связанных с цифровой трансформацией, крайне важно, как отметили стороны соглашения, чтобы все заинтересованные стороны работали вместе и чтобы были представлены все потребности, затронутые ИИ. Этот призыв-шаг вперед с целью роста общего понимания и поиска языка и решений, которыми мы можем поделиться. Исходя из этого, как отмечается в призыве, мы можем признать и принять на себя ответственность, которая учитывает весь процесс технологических инноваций, от проектирования до распространения и использования, поощряя реальную приверженность в ряде практических сценариев. В долгосрочной перспективе ценности и принципы, которые мы можем привить ИИ, помогут создать структуру, которая регулирует и действует как точка отсчета для цифровой этики, направляя наши действия и поощряя использование технологий на благо человечества и окружающей среды.

Сейчас более чем когда-либо мы должны гарантировать перспективу, в которой ИИ разрабатывается с акцентом не на технологии, а скорее на благо человечества и окружающей среды, нашего общего и совместного дома и его человеческих обитателей, которые неразрывно связаны. Другими словами, видение, в котором люди и природа находятся в центре того, как цифровые инновации развиваются, поддерживаются, а не постепенно заменяются технологиями, которые ведут себя как рациональные акторы, но никоим образом не являются людьми. Пришло время начать подготовку к более технологическому будущему, в котором машины будут иметь более важное значение, роль в жизни людей, но также и будущее, в котором ясно, что технический прогресс подтверждает блеск человеческой расы и остается зависимым от ее этической целостности.

Первая область призыва касается этики, где отмечается следущее. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны

действовать по отношению друг к другу в духе товарищества. Это фундаментальное условие свободы и достоинства также должно быть защищено и гарантировано при производстве и использовании систем ИИ. Должно быть сделано это путем защиты прав и свобод отдельных лиц, с тем чтобы они не подвергались дискриминации со стороны алгоритмов по причине их «расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, рождения или иного положения» (статья 2, Univ. Dec. Права человека).

Системы ИИ должны быть задуманы, разработаны и внедрены для обслуживания и защиты людей и окружающей среды, в которой они живут. Это фундаментальное мировоззрение должно воплощаться в обязательстве создавать условия жизни (как социальные, так и личные), позволяющие как группам, так и отдельным членам стремиться к полному самовыражению там, где это возможно.

Чтобы технический прогресс соответствовал истинному прогрессу человечества и уважению планеты, он должен отвечать трем требованиям. Во-первых, она должна включать в себя каждого человека, никого не дискриминируя. Во-вторых, она должна иметь в своем сердце благо человечества и благо каждого человека. И, наконец, в-третьих, он должен помнить о сложной реальности нашей экосистемы и характеризоваться тем, как он заботится и защищает планету (наш «общий и общий дом») с помощью высоко устойчивого подхода, который также включает использование ИИ для обеспечения устойчивых продовольственных систем в будущем. Кроме того, каждый человек должен осознавать, когда он или она взаимодействует с машиной.

Технологии, основанные на ИИ, никогда не должны использоваться для эксплуатации людей, особенно тех, кто наиболее уязвим. Вместо этого он должен использоваться для того, чтобы помочь людям развить свои способности (расширение прав и возможностей) и поддержать планету.

Вторая область призыва посвящена сфере образования. Преобразование мира с помощью инноваций ИИ, по мнению подписантов, также означает обязательство строить будущее для молодых поколений и вместе с ними. Это обязательство должно быть: во-первых, отражено в приверженности к образованию, разработке конкретных учебных программ, охватывающих различные гуманитарные дисциплины, науку и технику, и принятии на себя ответственности за воспитание подрастающего поколения. Во-вторых, это обязательство означает работу над тем как улучшить качество образования, которое получают молодые люди. И, в-третьих, это должно осу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

ществляться с помощью методов, доступных для всех, не допускающих дискриминации и обеспечивающих равенство возможностей и обращения. При этом всеобщий доступ к образованию должен быть обеспечен на основе принципов солидарности и справедливости.

Доступ к обучению на протяжении всей жизни должен быть гарантирован также пожилым людям, которым должна быть предоставлена возможность доступа к автономным услугам в период цифрового и технологического перехода. Более того, эти технологии могут оказаться чрезвычайно полезными для того, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями учиться и стать более независимыми: инклюзивное образование также означает использование ИИ для поддержки и интеграции каждого человека, предлагая помощь и возможности для социального участия (например, удаленная работа для лиц с ограниченной мобильностью, технологическая поддержка для лиц с когнитивными нарушениями и так далее).

Влияние преобразований, вызванных ИИ в обществе, работе и образовании, сделало необходимым пересмотр также школьных программ, чтобы сделать образовательный девиз «никто не остался позади» реальностью. В секторе образования необходимы реформы для установления высоких и объективных стандартов, которые могут улучшить индивидуальные результаты. Эти стандарты не должны ограничиваться развитием цифровых навыков, а должны быть направлены на то, чтобы каждый человек мог в полной мере проявить свои способности и работать на благо общества, даже если от этого нет никакой личной выгоды.

При проектировании и планировании общества завтрашнего дня использование ИИ должно следовать формам действия, которые являются социально ориентированными, творческими, взаимосвязанными, продуктивными, ответственными и способными оказать положительное влияние на личную и социальную жизнь подрастающих поколений. Социальное и этическое воздействие ИИ должно также лежать в основе образовательной деятельности ИИ.

Основной целью этого образования должно быть повышение осведомленности о возможностях, а также о возможных критических проблемах, связанных с ИИ, с точки зрения социальной интеграции и уважения личности.

И, третья область призыва, опирается на право. Как отмечают в данной области подписанты, развитие ИИ на службе человечества и планеты должно быть отражено в правилах и принципах, которые защищают людей - особенно слабых и обездоленных - и природную среду. Этическая приверженность всех заинтересованных сторон является решающей отправной точкой;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

чтобы сделать это будущее реальностью, ценности, принципы и в некоторых случаях правовые нормы абсолютно необходимы для поддержки, структурирования и руководства этим процессом.

Поэтому чтобы разработать и внедрить системы ИИ, приносящие пользу человечеству и планете, действуя в качестве инструментов построения и поддержания международного мира, развитие ИИ должно идти рука об руку с надежными правовыми мерами обеспечения цифровой безопасности.

Для того чтобы ИИ действовал как инструмент на благо человечества и планеты, мы должны поставить тему защиты прав человека в цифровую эпоху в центр общественных дебатов. Пришло время задаться вопросом, требуют ли новые формы автоматизации и алгоритмической деятельности развития более сильных обязанностей. В частности, необходимо будет рассмотреть некоторую форму «обязанности объяснения»: мы должны думать о том, чтобы сделать понятными не только критерии принятия решений алгоритмических агентов на основе ИИ, но и их цели и задачи. Эти устройства должны быть в состоянии предложить людям информацию о логике, лежащей в основе алгоритмов, используемых для принятия решений. Указанное обстоятельство должно повысить прозрачность, прослеживаемость и ответственность разработчиков ИИ, что сделает процесс принятия решений с помощью компьютера более обоснованным.

Также необходимо поощрять новые формы правового урегулирования проектирования ИИ, способствующие прозрачности и соблюдению этических принципов, особенно в отношении передовых технологий, которые имеют более высокий риск воздействия на права человека, таких как распознавание лиц.

Для достижения указанных целей, как подчеркивают подписанты призыва, мы должны с самого начала разработки каждого алгоритма исходить из «алгор-этического» видения, то есть проектирование и планирование систем искусственного ИНТЕЛЛЕКТА, которым мы можем доверять, что предполагает поиск консенсуса среди лиц, принимающих политические решения в учреждениях системы ООН и других межправительственных организациях, а также среди исследователей, академических кругов и представителей неправительственных организаций относительно этических принципов, которые должны быть встроены в эти технологии.

По этой причине авторы призыва выражают свое желание работать вместе, в обозначенном в призыве контексте и на национальном и международном уровнях, для продвижения «алгор-этики», а именно этического использования ИИ, как это определено следующими принципами:

- во - первых, транспаритет, что означает то, что системы ИИ должны быть объяснимы;

- во - вторых, включение, указывает на то, что необходимо принимать потребности всех людей, с тем чтобы все могли извлекать пользу от ИИ и пользоваться наилучшими условиями для личного самовыражения и роста;

- в-третьих, ответственность, устанавливает особое внимание со стороны проектировщиков и разработчиков в принятий ими решений при созданий и работе ИИ;

- в-четвертых, беспристрастность, означает то, что системы ИИ не должны создаваться или эксплуатироваться в соответствии с предвзятостью в целях защиты человеческого равенства и достоинства;

- в-пятых, надежность, требует от разработчиков ИИ, чтобы система ИИ работала надежно;

- в-шестых, безопасность и конфиденциальность, указывает разработчикам, проектировщикам на то, что системы ИИ должны работать без предоставления угрозы для человека, уважать частную жизнь пользователей.

Оканчивается «Римский призыв к этике ИИ» тем, что нижеподписавшиеся стороны обязуются следовать и соблюдать вышеупомянутые принципы согласно обозначенным областям применения искусственного интеллекта.

Таким образом, апостольский престол совместно с лидерами 1Т-индустрии заключил соглашение, которое, по своей сути, является знаковым для человечества. Впервые глава одной из мировых религии указал концептуальные направления развития разработок ИИ в сфере культурно-идеологической деятельности человека. Отметил как факт неизбежность интеграции ИИ в нашу повседневную жизнь, что собственно и вызвало к жизни данный документ. Надо отдать должное, что папа, определяя основные области, которые являются важными по его мнению при подготовке кадров для работы с ИИ, дал разъяснение практически для всего мирового сообщества в качестве руководства к действию относительно того:

- какие этические моменты необходимо учитывать разработчикам и проектировщикам ИИ, чтобы сохранить для последующих поколений те ценности, которые практически были «выстраданы» человечеством в их достижений;

- как организовать доступ человечества к ИИ и знания о нем посредством образовательных технологий без градаций поколений по возрасту, но на основе социального участия;

- призвал глав мирового, научного, общественного сообществ к поиску возможностей для постепенного встраивания технологий ИИ в социально-техническую жизнь без революционных преобразований и не до пониманий в важности этого шага для всего человечества. При этом, тезисно обозначив основные принципы этико-ал-

горитмического продвижения ИИ в государствах мира.

Представленный документ можно предположить в качестве первичных заповедей, которые должны сформировать универсальный человеческий подход к пониманию значимости ИИ для человечества на планетарном масштабе. Римский призыв впервые установил возможность применения христианской этики для ИИ.

Необходимо также отметить то, что подписанты со стороны представителей IT-индустрии, уже ранее, до момента согласования Римского призыва, приступили к выполнению заключенного ими соглашения по условиям, обозначенного папой Римским. Так, Microsoft и Google создали внутренние подразделения, задача которых была - наблюдать за этичностью разработок в области ИИ на своих предприятиях. Следовательно, Римский призыв констатировал и формально-юридически закрепил с каноническим уклоном те морально-нравственные стандарты для инновационных разработок в сфере создания ИИ, которые направлены на сохранение традиционных человеческих ценностей.

Рассматривая вопрос о цифровых технологиях, ИИ и позиции по данной проблематике папы Римского, хотелось бы указать также на важность исходящих из под пера понтифика послании, где он излагает по обозначенному вопросу свои взгляды. Так, в посланий папы «Пойди и посмотри (Ин1,46). Общаться, встречая людей такими, какие они есть, там, где они находятся» на 55-й Всемирный день социальных коммуникаций, им обозначены и на возможные скрытые опасности в Интернете для пользователей.

По мнению главы Римско-католической церкви, при всех тех положительных качествах, которые создает виртуальное пространство, а именно: «Интернет, с его бесчисленными выражениями в социальных сетях, может увеличить возможности для репортажей и обмена информацией, с гораздо большим количеством глаз на мир и постоянным потоком изображений и свидетельств... Цифровые технологии дают нам возможность получать своевременную информацию из первых рук, которая часто бывает весьма полезной. Благодаря интернету у нас есть возможность сообщать о том, что мы видим, что происходит у нас на глазах, и делиться этим с другими», «в то же время», - отмечает понтифик, «риск распространения дезинформации в социальных сетях стал очевиден для всех. Мы уже давно знаем, что новостями и даже образами можно легко манипулировать по разным причинам, иногда просто из чистого нарциссизма. Критика в этом отношении - это не демонизация Интернета, а скорее стимул к большей разборчивости и ответственности за содержание, как отправленное, так и полученное. Все мы несем

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

ответственность за коммуникации, которыми мы обмениваемся, за контроль, который мы можем осуществлять над фальшивыми новостями, разоблачая их. Все мы должны быть свидетелями истины: идти, видеть и делиться»1.

Итак, папа Римский стремится быть всегда в центре глобальных проблем человечества. Высказывает публично свое мнение, которое оформляется в соответствующий документ, характер которого, в первую очередь, для католиков, является практически декларативно-императивным. Содержательная часть документов апостольского престола, адресованная к разработчикам, проектировщикам технологических инновационных разработок, создает направления координирующего свойства, в основе которых морально-нравственные императивы христианского вероисповедания. При этом руководствуясь одной целью - придать наименьший ущерб человечеству в результате перспективных высокотехнологических разработок, а также сориентировать лиц, имеющих доступ к подобным технологиям, на их использование во благо человека, окружающей среды. В Российской Федерации концептуальные положения деятельности католических общин регламентировано «Компендиумом социального учения Церкви», который подготовил Папский Совет «Справедливость и Мир» по поручению Папы Иоанна Павла II и был представлен 25 октября 2004 г.

Список литературы:

[1] Ахмедов Д.Р. К вопросу о правовом воздействии на экстремистские формы проявлений в виртуальном пространстве // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2020. № 2 (25). С. 104-106.

[2] Ахмедов Р.М. «Digital religion» и традиционные религиозные ценности: особенности соотношении (по материалам электронных ресурсов): монография / Р.М. Ахмедов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021.

[3] Ахмедов Р.М. Современные институциональные механизмы реализации государственно-конфессиональных отношений в российском обществе. // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 5. С. 11-16.

[4] Иванова Ю.А., Ахмедов Д.Р. Правовые аспекты противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в окружающей среде // В сборнике: Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, приуроченной к 20-летию принятия Генеральной Ассамблеей ООН Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. 2019. С. 48-52.

1 См.: Послание Папы на 55-й Всемирный день социальных коммуникации // https://www.vaticannews. va/ru/ pope/news/2021-01/ poslanie-papy-na-55-vsemirnyj-den-kommunikacij.html.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

[5] Папа Римский призвал молиться о безопасности роботов // https://ria.ru/20201111/ roboty-1584168992.html.

[6] Послание Папы на 55-й Всемирный день социальных коммуникации // https://www. vaticannews.va/ru/pope/news/2021-01/poslanie-papy-na-55-vsemirnyj-den-kommunikacij.html.

[7] Фомина Е. Официальные лица Ватикана представили принципы этического использования искусственного интеллекта, разработанные при поддержке Microsoft International и Business Machines (IBM) // https://style.rbc.ru/ Iife/5e5920e99a7947549882db43.

[8] Novembre: LINTELLIGENZA ARTIFICIALE // https://www.yo utube.com/watch ?v=cpc_fK_ZcCg.

[9] Rome Call For AI Ethics. A Human-Centric Artificial Intelligence // https://www.romecall.org.

Spisok literatury:

[1] Ahmedov D.R. K voprosu o pravovom vozdejstvii na ekstremistskie formy proyavlenij v vir-tual'nom prostranstve // Vestnik Samarskoj gumani-tarnoj akademii. Seriya: Pravo. 2020. № 2 (25). S. 104-106.

[2] Ahmedov R.M. «Digital religion» i tradicion-nye religioznye cennosti: osobennosti sootnoshenii (po materialam elektronnyh resursov): monografiya / R.M. Ahmedov. - M.: YUNITI-DANA, 2021.

[3] Ahmedov R.M. Sovremennye institucion-al'nye mekhanizmy realizacii gosudarstvenno-kon-fessional'nyh otnoshenij v rossijskom obshchestve. // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020. № 5. S. 11-16.

[4] Ivanova YU.A., Ahmedov D.R. Pravovye aspekty protivodejstviya proyavleniyam ekstremizma i terrorizma v okruzhayushchej srede // V sbornike: Aktual'nye problemy mezhdunarodnogo sotrudnich-estva v bor'be s prestupnost'yu. Sbornik statej po ito-gam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii, priurochennoj k 20-letiyu prinyatiya General'noj Assambleej OON Mezhdunarodnoj konvencii o bor'be s finansirovaniem terrorizma 1999 g. 2019. S. 48-52.

[5] Papa Rimskij prizval molit'sya o bezopas-nosti robotov // https://ria.ru/20201111/ roboty-1584168992.html.

[6] Poslanie Papy na 55-j Vsemirnyj den' social'nyh kommunikacii // https://www.vaticannews. va/ru/pope/news/2021-01/poslanie-papy-na-55-vsemirnyj-den-kommunikacij.html.

[7] Fomina E. Oficial'nye lica Vatikana pred-stavili principy eticheskogo ispol'zovaniya iskusst-vennogo intellekta, razrabotannye pri podderzhke Microsoft International i Business Machines (IBM) // https://style.rbc.ru/life/5e5920e99a7947549882db43.

[8] Novembre: LINTELLIGENZA ARTIFICIALE // https://www.yo utube.com/watch ?v=cpc_fK_ZcCg.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Rome Call For AI Ethics. A Human-Centric Artificial Intelligence // https://www.romecall.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.