Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
238
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозные объединения / общество / искусственный интеллект / цифровизация / Интернет / religious associations / society / artificial intelligence / digitalization / Internet

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Руслан Маратович Ахмедов, Нодари Дарчоевич Эриашвили, Дамир Русланович Ахмедов

В XXI в. общество стремительно оцифровывается и погружается в виртуальное пространство. Многие сферы человеческой жизнедеятельности неотъемлемо связаны с инновационными цифровыми технологиями, где искусственный интеллект становится частью человеческого общения, в том числе и в духовной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About of some aspects of digitalization of religious activity in modern society

В XXI в. общество стремительно оцифровывается и погружается в виртуальное пространство. Многие сферы человеческой жизнедеятельности неотъемлемо связаны с инновационными цифровыми технологиями, где искусственный интеллект становится частью человеческого общения, в том числе и в духовной сфере. Ключевые слова: религиозные объединения, общество, искусственный интеллект, цифровизация, Интернет. Annotation. In the twenty-first century, society is rapidly digitizing and immersing itself in the virtual space. Many areas of human activity are inherently connected with innovative digital technologies, where artificial intelligence becomes a part of human communication, including in the spiritual sphere.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-7-22-26

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Руслан Маратович АХМЕДОВ, Нодари Дарчоевич ЭРИАШВИЛИ,

кандидат юридических наук, доцент, доктор экономических наук, кандидат

доцент кафедры государственного юридических наук, кандидат исторических наук,

и административного права Российского профессор, профессор кафедры гражданского

технологического университета — МИРЭА и трудового права, гражданского процесса

ahmedov@list.ru Московского университета

МВД России имени В.Я. Кикотя professor60@mail.ru

Дамир Русланович АХМЕДОВ, курсант

Института подготовки сотрудников

для органов предварительного расследования

Московского университета МВД России

имени В.Я. Кикотя

urus1602@yandex.ru

Аннотация. В XXI в. общество стремительно оцифровывается и погружается в виртуальное пространство. Многие сферы человеческой жизнедеятельности неотъемлемо связаны с инновационными цифровыми технологиями, где искусственный интеллект становится частью человеческого общения, в том числе и в духовной сфере.

Ключевые слова: религиозные объединения, общество, искусственный интеллект, цифровизация, Интернет.

Annotation. In the twenty-first century, society is rapidly digitizing and immersing itself in the virtual space. Many areas of human activity are inherently connected with innovative digital technologies, where artificial intelligence becomes a part of human communication, including in the spiritual sphere.

Keywords: religious associations, society, artificial intelligence, digitalization, Internet.

Говременный мир все больше погружается в цифровое пространство, которое ох-'^»«'•ватывает все сферы человеческой жизнедеятельности, при этом оцифровывая и переводя в виртуальную проекцию постепенно отдельные сегменты человеческого общения. Искусственный интеллект, интегрированный в цифровые помощники, которые стали неотъемлемыми сподвижниками человека, все больше становится частью нашего разумного общения между собой. Фактически происходит переориентация традиционных ценностей человеческого общения под формиру-

емые условия «технообщества», которые отображают в Сети интересы социальных групп либо индивидуальные предпочтения личностей.

Не исключением в данном вопросе стала и сфера богослужебной деятельности, где наряду со священнослужителями стали участвовать в религиозной практике роботы. Примером тому является робот-монах, который в одном из буддийских храмов Пекина поет мантры и толкует основы буддизма.

В Германии в г. Виттенберг робот-священник благословляет прихожан по их выбору на

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

пяти языках, а также способен процитировать один из библейских стихов и благословить.

В 2019 г. в г. Киото (Япония) в храме Кодай-джи начал работу андроид Kannon с силиконовым лицом, похожим на человека, который также участвует в религиозном церемониале.

То, что цифровизация и искусственный интеллект стали частью нашей жизни, отметили также главы христианских церквей, мусульманского, буддийского и иудейского сообществ.

Так, патриарх Кирилл, на открытии Всемирного русского собора в 2017 г. сказал следующее: «Вера в технологию сегодня... это тоже своеобразная квазирелигия. Это вера человека в то, что при помощи науки и технологий можно достичь совершенства и бессмертия, полной власти над своим телом, над природой, над жизнью»1.

Несмотря на неоднозначную индивидуальную позицию некоторых иерархов Русской Православной Церкви (далее — РПЦ) о том, что Интернет и социальные сети это «погружение в королевство кривых зеркал», в православном мире мессенджеры и социальные цифровые платформы все же применяются.

Примером тому является созданный в 2011 г. международный интернет-паблик «Батюшка онлайн», в котором священники РПЦ в режиме реального времени отвечают на вопросы подпис -чиков со всего мира. Интересно то, что этот ки-берпроект претерпел свое перерождение и дальнейшее расширение.

В 2018 г. «Батюшка онлайн» запустил сразу два новых проекта: женский паблик «Матушка онлайн», в котором на вопросы читателей отвечают жены священников, и аккаунт для юных читателей «Батюшка онлайн дети»2.

Более того, отдельные православные клирики открывают собственные каналы в YouTube. Например, православный клирик Сыктывкарской и Воркутинской епархии Александр Митрофанов3. Действуют спутниковые телевизионные каналы: «Спас» и «Союз», которые доступны для владельцев спутниковых тарелок и пользователям кабельных каналов.

Цифровизацию Церкви как факт признал папа Бенедикт XVI, который в энцикле «Caritas in Veritate» указал следующее: «Цифровая среда является не параллельным или чисто виртуальным миром, но частью повседневной жизни многих людей, прежде всего молодых.

Технология — это глубочайшим образом человеческая реальность, связанная с автономией и свободой человека»4.

Более того, если окунуться в недавнее прошлое, то можно вспомнить, что в 1999 г. апостольский престол признал св. Исидора Севиль-ского (570 — 636) покровителем Интернета.

В истории св. Исидор Севильский (он же Исидор Геспальский, или Исидор Младший) известен как основатель средневекового энциклопедизма, из-под пера которого вышел главный его труд «Magnum opus» в 20 томах, систематизирующий сумму позднеантичного знания в соответствии с христианскими представлениями5.

Римская курия, на момент установления святого в качестве покровителя Сети, посчитала, что Интернет под его покровительством станет таким же кладезем знаний, каким некогда были книги этого святого. И оказалась права.

Поэтому каждый год в День всемирной коммуникации — 4 апреля на разных форумах можно наблюдать различные полушутливые, полусерьезные слова одобрения пользователей празднику, посвященному св. Исидору Севильско-му, чудотворный образ которого должен распространять свое миссионерское могущество на виртуальное измерение.

В связи с этим необходимо отметить, что образ святого покровителя Интернета совершенно органично католики стремятся встроить в особый тип религиозной ментальности, который формируется под влиянием цифровых тех-нологий6.

Современным глашатаем институализации «цифровой Церкви» электронные СМИ объявили профессора Еврейского университета в Израиле Юваль Ной Харара, который подготовил и ввел в массы так называемую идеологию «да-таизма» (от понятия «data» — данные).

Хотя ранее, это надо отметить, виртуальные Церкви, в том числе и христианского исповедания, уже были сформированы посредством применения технологии AltspaceVR — виртуальной универсальной социальной платформы.

Примером этого является деятельность пастора из США Сото, который основал сетевой молитвенный дом VR Church, где аватар нового члена религиозного сетевого сообщества погружается в крестильную виртуальную воду.

В виртуальном мире пастора Сото церковь — это место, где объединяются люди с кардинально различными идеологическими взглядами и мировоззрениями, в том числе присутствуют на службе и атеисты. Сегодня проповедник совместно с партнерами прорабатывает вопрос о возможности расширения деятельности созданно-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

го им виртуального молитвенного дома путем освоения новых сетевых пространств, которые созданы приложениями Rec Room от PlayStation, с перспективой создания мини «церковной вселенной» с возможностью применения интерактивных элементов для преподавания Библии7.

Не отстают в вопросе технологизации религиозной сферы и отдельные представители IT-индустрии.

Так, компания Acer специально по заказу Ватикана разработала особые «умные» электронные четки. С их помощью католическая Церковь надеется привлечь молодежь к вере. Стоимость такого гаджета порядка 110 долл. Подключается он к специальному приложению Click to Pray и активируется после того, как пользователь перекрестился. По задумке, гад-жет должен стать хранилищем всех необходимых религиозных данных, а также будет помогать человеку в чтении молитв, а по необходимости может стать и фитнес-браслетом, отслеживающим калории8.

Подобные гаджеты также применяются в буддийской религиозной практике. Примером тому являются электронные устройства, которые подсчитывают число начитываний определенных священных текстов или простираний (полных земных поклонов с простиранием всего тела перед священными объектам). Посредством смартфонов и мобильного интернета «буддийские» приложения, доступ к которым обеспечивают iTunes, Google Play и Windows Phone Store, позволяют также получить доступ к информации и услугам виртуальных буддийских сообществ. На YouTube, страницах Facebooke, ВК, Instagram можно просмотреть пропущенный по каким-либо причинам проведенный ранее священством религиозный церемониал, ритуал.

Размещенные на табличках в священных местах, религиозных объектах, культовых сооружениях, вероучительных книгах, утвари QR-сканеры позволяют получить быстрый доступ к историческому описанию, месту происхожде -ния изучаемого либо приобретаемого предмета, реликвий.

Социальные сети также не остаются без внимания со стороны служителей культа.

Так, Twitter регулярно пополняется аккаун-тами понтификов, а папа Бенедикт XVI стал первым Папой, который в 2011 г. создал свою страничку.

В 2019 г. папа Франциск публично, во время воскресной проповеди на площади Святого Пет-

ра, представил цифровую платформу для молитв верующих Click To Pray. Ресурс состоит из сайта и приложения для смартфонов с iOs и Android, которые приглашают к совместным молитвам верующих со всего света. Сервис работает на шести языках: итальянском, испанском, английском, португальском, французском и немецком. Состоит из трех основных разделов: «Молись с Папой» с ежемесячными молитвенными наставлениями Папы о миссии Церкви и вызовах, стоящих перед человечеством; «Молись каждый день» и «Молись в Сети», при помощи которых пользователи могут делиться молитвами друг с другом9.

Альтернативным сервис-сайтом цифровой платформе Facebook для христианских верующих явилась социальная сеть Fathbook (книга веры), которая структурно содержательно выстроена под верующего человека с исключением возможных навязчивых включений иной нерелигиозной информации (спамов).

Активно осваивает всемирную паутину также глава буддистов Далай-лама XIV, который завел аккаунты не только в Facebook, Twitter, но и в Google+, Instagram. Все аккаунты действующие. В них выкладываются фотографии из путешествий Далай-ламы и его рассуждения о жизни, иногда устраиваются онлайн-сеансы ответов на вопросы читателей10.

Неоднозначен подход к виртуальному миру в исламском сообществе, крупные представители которого считают, что Интернет дискредитирует вероисповедание. В качестве примера приведем муфтия Саудовской Аравии шейха Абду-лу Азиз ибн Абдуллу, который призвал всех мусульман отказаться от использования Twitter.

Схожую позицию занял муфтий Австралии Ибрагим Абу Мохаммад, который, в свою очередь, призвал не доверять Google и YouTube. Общая мысль муфтиев сводится к тому, что цифровые платформы для социального общения — это «сборище шутов и клоунов», которые являются опасными и «не являются авторитетными источниками морали и религии»11.

В исламском сообществе Российской Федерации ситуация несколько иная. Представители мусульманского религиозного сообщества более демократичны и открыты для виртуального общения. Ведут сервис-сайты, чаты, блоги.

Необходимо отметить, что отчасти вышеуказанные лидеры исламского религиозного сообщества, которые отрицают сетевые сообщества, правы.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

В социальной сети, где казалось бы должна размещаться достоверная, объективная информация о деятельности глав религиозных объединений и, более того, отслеживаться фейковая информация со стороны разработчиков цифровых виртуальных сервисов, это, к сожалению, не всегда является таковым. Пример тому — разразившийся скандал огромной аудитории подписчиков «неофициального» аккаунта «Офиса Его Святейшества Далай-ламы» в Twitter.

В 2009 г. пользователи социальной сети выявили подлог о якобы существующем взаимодействии автора страницы с Его Святейшеством12.

Однако отдельные негативные моменты, имеющиеся в Сети относительно религиозных лидеров, в целом не умаляют значимость цифровых платформ, технологий в конфессиональной деятельности духовных лиц.

Примером тому являются активно разрабатываемые специальные поисковые системы, которые автоматически отслеживают нежелательные для верующих пользователей сайты и запросы, ограничивая доступ пользователя к ним. Это, в частности, сервисы Koogle или I'm Halal, которые были запущены в работу в 2009 г. Однако, ввиду низкой популярности и нехватки средств финансирования деятельности, они приостановили свою работу.

Создаются религиозные сервис-сайты для организации и проведения индивидуальных и коллективных онлайн-молитв. Предлагается осуществить киберпаломничество по святым местам. Можно «закачать» себе на гаджет священный текст, религиозную литературу либо доктринальное их толкование для уяснения смысла священных текстов. Пишутся блоги о личных религиозных переживаниях, видениях, мнениях. Предлагают помочь найти спутника жизни по схожим религиозным убеждениям, мировоззрению.

Таким образом, можно отметить, что циф-ровизация, а отчасти и роботизация традиционных религиозных объединений, стали неотъемлемым фактором повседневности.

Их задача и цель — организовать, реализовать ту миссию, ради которой они созданы — миссионерская либо коммуникативная деятельность религиозного сообщества.

Главное — помочь людям найти себя в мире инновационных технологий и социальных потрясений, где к голосу лидера религиозного сообщества, пусть и цифровому, прислушиваются многие единоверцы.

1 Материалы Всемирного русского собора 2017 г. // https: // patriarchia.ru>db/text/5052136.html

2 Батюшка онлайн // http://batyushka.online

3 Православный приход святителя Николая Мирликий-ского города Слюдянка // http://nicolaslud.prihod.ru/ 2015/01/23/znakomtes- ieromonah-o- aleksandr- mitro-fanov-i-ego-videoroliki

4 Бенедикт XVI. Caritas in veritate. Энциклика о целостном человеческом развитии в любви и истине. М. : ДАП, 2009.

5 Исидор Севилъский. Материал из Википедии — свободной энциклопедии // https://ru.wikipedia.org/ wiki/Иси-дор_Севильский#«Дифференции»

6 Забияко А.П., Воронкова Е.А., Лапин A.B., Пратына Д.А. и др. Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций / А.П. Забияко, Е.А. Воронкова, А.В. Лапин, Д.А. Пратына и др. / Под ред. А.П. Забияко. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2012. С. 16.

7 Христианство в виртуальной реальности: службу ведет робот, в церкви общаются атеисты // https://knife.media/ vr-church

8 Суровцев А. Религия в цифрах: вера в искусственный интеллект // https://yandex.ru/turbo/argumenti.ru/s/ society/2020/02/650958

9 Старицкая А. Кликни, чтобы молиться. Исказит ли суть веры цифровизация религии // https://360tv.ru/news/ tekst/klikni- chtoby- molitsj a- iskazit- li- sut-very- tsifrovi-zatsija-religii

10 Кудрявцева M. Как относятся к Интернету представители различных религий // https://www. dp.ru/a/ 2016/ 08/29/Kak_otnosjatsja_k_Internetu

11 Там же.

12 Бадмацыренов Т.Б., Скворцов М.В., Хандаров Ф.В. Буддийские цифровые практики трансцендентности: VK-сообщество «Хамбо Лама Даши-Доржко Итигэлов» // Мониторинг общественного мнения. 2018. № 2 (144). Март — апр. С. 312.

Библиографический список

1. Ахмедов Д.Р. К вопросу о правовом воздействии на экстремистские формы проявлений в виртуальном пространстве // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Право. 2020. № 2 (25). С. 104—106.

2. Ахмедов P.M. «Digital religion» и традиционные религиозные ценности: особенности соотношении (по материалам электронных ресурсов): Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021.

3. Ахмедов P.M. Современные институциональные механизмы реализации государственно-конфессиональных отношений в российском обществе / / Вестник Моск. ун-та МВД России. 2020. № 5. С. 11—16.

4. Бадмацыренов Т.Б., Скворцов М.В., Хандаров Ф.В. Буддийские цифровые практики транс-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

цендентности: VK-сообщество «Хамбо Лама Даши-Доржко Итигэлов» // Мониторинг общественного мнения. 2018. № 2 (144). Март — апр. С. 312.

5. Батюшка онлайн // http://batyushka.online

6. Бенедикт XVI. Caritas in veritate. Энциклика о целостном человеческом развитии в любви и истине. М.: ДАП, 2009.

7. Забияко А.П., Воронкова Е.А., Лапин A.B., Пратына Д.А. и др. Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций / А.П. Забияко, Е.А. Воронкова, А.В. Лапин, Д.А. Пратына и др. / Под ред. А.П. Забияко. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2012.

8. Исидор Севилъский. Материал из Википе-дии — свободной энциклопедии // https:// ru.wikipedia.org/ wiki/Исидор_Севильский# «Дифференции»

9. Кудрявцева М. Как относятся к Интернету представители различных религий // https://

www. dp.ru/a/ 2016/08/29/Kak_otnosjatsja_k_ Internetu

10. Материалы Всемирного русского собора 2017 г. // https: // patriarchia.ru>db/text/5052 136.html

11. Православный приход святителя Николая Мирликийского города Слюдянка // http:// nicolaslud.prihod.ru/ 2015/01/23/znakomtes-ieromonah-o-aleksandr-mitrofanov-i-ego-videoroliki

12. Старицкая А. Кликни, чтобы молиться. Исказит ли суть веры цифровизация религии // https://360tv.ru/news/tekst/klikni-chtoby-molitsja-iskazit-li-sut-very-tsifrovizatsija-religii

13. Суровцев А. Религия в цифрах: вера в искусственный интеллект // https://yandex.ru/ turbo/argumenti.ru/s/ society/2020/02/650958

14. Христианство в виртуальной реальности: службу ведет робот, в церкви общаются атеисты // https://knife.media/vr-church

Оксамытный В.В. Общая теория государства и права.

3-е изд., перераб. и доп. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". 591 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебник представляет собой энциклопедический и компаративистский курс, раскрывающий на основе федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования базовые положения, понятия и проблемы государства и права. Широко использованы наработки российской правовой науки и основные достижения зарубежной юриспруденции.

Для студентов юридических факультетов и вузов всех форм обучения, а также аспирантов и преподавателей.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.