Научная статья на тему 'Талантливый конструктор космических аппаратов профессор А. С. Клинышков'

Талантливый конструктор космических аппаратов профессор А. С. Клинышков Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
250
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Талантливый конструктор космических аппаратов профессор А. С. Клинышков»

ЮБИЛЕИ

И ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ

УДК 17:929 + 1 в. К. ЯСТРЕБОВ

Омское региональное отделение Российской Академии естествознания

ТАЛАНТЛИВЫЙ КОНСТРУКТОР КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ ПРОФЕССОР А. С. КЛИНЫШКОВ

Одним из крупных ученых, прославивших не только г. Омск, но и отечественную науку и технику является доктор технических наук, профессор, главный конструктор ПО «Полет» с 1974 по 1994 годы Александр Семенович Клинышков (14.03.1929 - 30.05.2003). В свое время в Омске работали такие великие конструкторы авиационной и ракетно-космической техники (РКТ), как академики АН СССР А.Н. Туполев и С П. Королев. Благодаря их труду в Омске была основана база самолетостроения и создания РКТ. Талантливый конструктор A.C. Клинышков не только продолжил это дело, но и значительно развил новое направление разработки и использования РКТ для решения актуальных прикладных задач народного хозяйства страны.

A.C. Клинышков родился 14 марта 1929 года в селе Исаково Похвистневского района Куйбышевской области. В 1947 году поступил в Куйбышевский авиационный институт на факультет самолетостроения, который окончил в 1953 году, получил специальность инженера-механика и по распределению был на-I правлен на Омский машиностроительный завод Мин-

авиапрома. С 1953 по 1954 гг. он работал технологом на этом заводе, а с 1954 по 1958 гг. - начальником конструкторской бригады в серийно-конструкторском отделе (СКО). Руководимый им коллектив,

A.C. Клинышков на конференции молодых специалистов КБ "Полет"

решал ряд сложных вопросов, касающихся конструкции и надежной работы гидравлических систем шасси самолета Ту-104.

В 1957 году Омскому машиностроительному заводу поручается изготовление и испытание боевых ракет средней дальности Р-12, по документации, разработанной ОКБ-586 под руководством главного конструктора М.К. Янгеля. Для решения вопросов серийного изготовления изделий ракетной техники, сопровождения технической и эксплуатационной документации в СКО завода создается специальная конструкторская бригада. Начальником этой бригады назначается A.C. Клинышков. Это назначение коренным образом изменяет и на долгие годы предопределяет его судьбу, трудовую и творческую деятельность.

Для всех служб завода этот период становится периодом сдачи экзаменов на зрелость. Ракетное производство потребовало от коллектива завода напряжения всех сил — физических, умственных, моральных и интеллектуальных. Потребовалась разработка и отработка многих тысяч новых технологических процессов. Техническое перевооружение производства в условиях строжайшей секретности всех проводи-

Вручение ордена Трудового Красного Знамени заместителем министра общего машиностроения Н.Д. Хохловым , 1977 г.

мых работ вносило дополнительные требования к коллективу СКО. Нет сомнения, что первая и основная тяжесть при запуске в производство легла на эту малочисленную бригаду конструкторов. Конструкторская бригада СКО и ее руководитель A.C. Клинышков с честью оправдали возложенные на них задачи запуска конструкторской документации в серийное производство, до этого времени мало кому известной новой техники — ракетостроения. Вскоре, уже в 1958 году, A.C. Клинышков становится заместителем начальника СКО завода. За сравнительно небольшой срок, с декабря 1957-го по декабрь 1958 года, на Омском машиностроительном заводе собрана и испытана на контрольно-испытательной станции первая установочная партия ракет Р-12. С апреля 1959 года начаты пуски установочной партии из шести ракет Р-12 с полигона Капустин Яр. Пуски ракети работа всех бортовых систем и приборов в процессе предстартовой подготовки и полета прошли без замечаний. Ракеты и многочисленный коллектив рабочих, инженеров, конструкторов и технологов выполнили поставленную задачу и показали всем, что существующая технология и культура производства Омского машиностроительного завода в состоянии изготавливать еще более сложную ракетную технику.

В 1960 году главный конструктор ОКБ-586 Янгель вносит в ЦК КПСС и Совет министров СССР предложение об основании нового завода по производству ракетно-космической техники и создании филиала ОКБ-586.

17 июня 1960 года вышел приказ о создании филиала № 1 ОКБ-586 — организации п/я 147.

1 июля 1960 года на базе СКО Омского машиностроительного завода (в дальнейшем ПО «Полег») создается филиал № 1 ОКБ-586.

Начальником и главным конструктором филиала № 1 ОКБ-586 (в дальнейшем КБ «Полет») назначается O.A. Мартынов, заместителем главного конструктора — A.C. Клинышков. 1 июля 1960 года стал днем рождения конструкторского бюро ПО «Полет».

2 октября 1960 года правительством принимается решение о прекращении на ПО «Полет» производства самолетов Ту-104 и о начале производства двухступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-16 по документации ОКБ-586.

В 1969 году A.C. Клинышков назначается первым заместителем начальника, а затем начальником КБ «Полет» и главным конструктором ПО «Полет».

В одной статье трудно дать полное представление о научной, инженерной и организаторской деятельности A.C. Клинышкова, раскрыть все аспекты его творчества и научную ценность его теоретических, практических исследований и фундаментальных трудов. Попытаемся хотя бы в краткой форме рассказать об основных его достижениях.

A.C. Клинышков — известный в нашей стране и за рубежом специалист в области ракетно-космической техники. Своими научными трудами и руководством он основал новое перспективное направление конструирования и применения образцов РКТ для решения важных проблем прикладного значения.

Международная обстановка того времени потребовала от коллектива КБ «Полет» непосредственного участия в становлении и развитии ракетной техники. Коллектив КБ должен был всерьез заняться исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.

С первых дней образования коллектив КБ осуществляет решение технических вопросов серийного производства и эксплуатации ракет Р-12, Р-12У,

Космический аппарат "Коспас" -Высотный зонд атмосферный (ВЗА). российский сегмент международной спутниковой системы

"Коспас - ЗагяаГ (США, Канада, Франция, СССР).

Р-16, Р-16У (главного конструктора М.К. Янгеля), УР-100 (главногоконструктора В.Н. Челомея).

КБ участвует в проведении отработочных испытаний средств боевого оснащения специзделий перечисленных ракет по внутренней государственной космической трассе. A.C. Клинышкову поручается возглавить проектные работы и обеспечить натурные испытания специзделий. Для обеспечения поставленной задачи он возглавляет работы по доработке конструкции ракеты Р-12, системы управления и полетного задания. Для размещения средств боевого оснащения ракет были разработаны, изготовлены и установлены на ракету дополнительные переходные отсеки. Первая опытная работа КБ под руководством и с личным участием A.C. Клинышкова была выполнена с честью: ракетные комплексы получили реальные средства защиты. По результатам проведенных работ A.C. Клинышковым была выработана и обоснована концепция проведения отработочных испытаний специзделий на ракетах Р-12. Практическое использование результатов работ позволило решить ряд сложных научно-технических задач для дальней-

шего развития методов и средств защиты специзделий. Развитие принципиальных положений, их реализация в НИР и ОКР обеспечило значительную экономию народнохозяйственных средств при дальнейших видах испытаний. Широкая эрудиция и огромный опыт работы позволяли A.C. Клинышкову оперативно анализировать нештатные ситуации (отказы) в работе РКТ, выяснять причины и устранять недостатки. Он был участником большого числа государственных комиссий по испытанию РКТ, и к его мнению специалисты внимательно прислушивались.

Коллеги A.C. Клинышкова отмечали его демократичность, доступность для людей. Несмотря на большую занятость, он проявлял заботу о сотрудниках, о молодых специалистах, следил за их профессиональным ростом, оказывал необходимую помощь. Он был общительным, веселым человеком, любил выезжать на природу. В напряженных, экстремальных ситуациях он умел провести «разрядку» обстановки, используя шутку.

С 1968 года подразделения КБ, наряду с обеспечением серийного производства ракет, включаются

Ракеты-носителн "Космос - ЗМ" в монтажно-испытательном корпусе полигона.

A.C. Клинышков - заведующий кафедрой "Производство летательных аппаратов" аэрокосмического факультета ОмГТУ.

в работы по проектированию международного научно-исследовательского ракетного комплекса «МИР-2» (НИРК «МИР-2»), Головным разработчиком комплекса определен КБ «Полет». НИРК «МИР-2» включает в себя техническую и стартовую позиции, геофизическую ракету «Вертикаль» (РН К65УП) и высотные атмосферные (ВЗА) и астрофизические (ВЗАФ-С) зонды. НИРК «МИР-2» предназначался для исследования околоземного космического пространства до 1500 км, Солнца и звездного неба (отдельных областей Галактики). С 1973 по 1983 гг. было осуществлено 25 запусков. В результате проведения научных экспериментов по программе «Интеркосмос» получена ценная научная информация для ученых АН СССР, ЦНИИМаша СССР, АН Чехословакии, Польши, Румынии, Венгрии, Германии, Болгарии. Коллектив КБ «Полет» под руководством А. С. Клинышкова внес весомый вклад в использование геофизических ракет и высотных зондов ВЗА и ВЗАФ-С в изучение и освоение космоса, изучение Солнца, Земли, планет Солнечной системы, в создание долговременных орбитальных станций, развитие РКТ и космических технологий.

В течение 70-х годов при непосредственном участии и под руководством A.C. Клинышкова создано несколько типов низкоорбитальных космических аппаратов (КА) - искусственных спутников Земли (ИСЗ). 31 марта 1978 года произведен запуск первого советского навигационного спутника «Цикада» («Космос-1000»), Созданию КА «Цикада» предшествовала напряженная работа. Специалисты КБ участвовали в разработке и выпуске эскизного проекта, согласовании тактико-технологических требований и разработке конструкторской и эксплуатационной документации.

Впервые без помощи НПО прикладной механики, учитывая опыт проектных работ по КА «Цикада», все работы по проектированию и экспериментальной отработке КА «Надежда» выполнены коллективом КБ самостоятельно.

В 1981 году за эти работы A.C. Клинышкову и руководимому им коллективу была присуждена Государственная премия СССР.

В июле 1982 года КА «Надежда» — российский сегмент международной системы спасания судов и самолетов, терпящих бедствие, - «КОСПЛС-SAR-SAT», успешно запущен на орбиту. После выработки КА ресурса штатной аппаратуры навигации, с сентября российская система «Коспас» была введена в эксплуатацию. И уже 9-11 сентября 1982 года с помощью этого КА был спасен экипаж самолета Gess-па, потерпевшего аварию в лесистых горах провинции Британская Колумбия.

Данный проект является примером международного сотрудничества по использованию космоса в мирных целях и обеспечения высокой эффективности технической и оперативной информации между российскими, американскими и французскими пунктами приема и обработки информации, взаимодействия двух независимых космических систем КОСПАС и SARSAT, объединенных общими целями и задачами — спасение людей, терпящих бедствие.

За время своего 20-летнего функционирования система позволила достичь значительных результатов. К настоящему времени при помощи системы «КОСПАС — SARSAT» спасено более 14 тысяч человек, потерпевших бедствие.

С 1975 года резко возрастает объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. A.C. Клинышков организует и привлекает коллектив КБ к ряду новых проектных разработок. На долю НИОКР с этого времени приходилось 60-65 процентов от общего объема работ. «Портфель заказов» главного конструктора был наполнен многими актуальными заказами и проектными работами. В этом ему оказывают помощь его заместители-единомышленники: В.В. Курилов, Ю.В. Алле, Г.Г. Абазов, Ю.М. Федотов и группа ведущих конструкторов во главе с A.B. Назаренко.

Коллектив КБ, руководимый A.C. Клинышковым, проводит НИР и ОКР над улучшением тактико-технических характеристик космических аппаратов. В первую очередь работы ведутся для КА «Циклон-Б», «Цикада» и «Надежда» по увеличению ресурса работы бортовой аппаратуры и повышению точности определения места нахождения потребителей. К данной работе подключены предприятия-смежники. Ставится поэтапная задача — увеличить срок активного существования КА до двух, а затем до трех и более лет. Поставленная задача была успешно выполнена.

С 1978 года КБ «Полет» совместно с НПО ПМ работает над разработкой, изготовлением и эксплуатацией КА глобальной навигационной спутниковой системы «Глонасс». В обеспечение этой темы КБ «Полет», по исходным данным НПО ПМ, разработан комплект конструкторской документации, согласованной с головным предприятием. Совместно с головным предприятием НПО ПМ проведена наземная экспериментальная отработка. С 1982 года начаты натурные испытания. Одновременная работа 24 космических аппаратов, изготовленных на ПО «Полет», до сего времени обеспечивает потребителей, находящихся на поверхности Земли, в окружающем воздушном и космическом пространствах.

Научные труды A.C. Клинышкова широко известны в нашей стране и за рубежом и послужили основой для проведения перспективных разработок РКТ, организации научно-технических конференций, семинаров, совещаний. Им по праву возглавлялось научное направление по разработке и исследованиям РКТ в ПО «ПОЛЕТ» и ОмГТУ.

Теоретические исследования A.C. Клинышкова являются фундаментальными по следующим двум аспектам:

1) разработка основ проектирования средств выведения с использованием существующих и вновь разрабатываемых ракетных комплексов;

2) создание космических аппаратов — ИСЗ для реализации народнохозяйственных и международных программ исследования космического пространства.

В плане научно-инженерной деятельности им получены следующие признанные результаты, получи-

tOFSP*CEllf А» ^ • 4

л- Gl

^MTJONSP^6

Эмблема международной космической системы "Коспас -Sarsat", посвященная 20-летию со дня первого запуска аппарата "Коспас-1" в 1982 г.

вшие техническую реализацию: 1) комплексная разработка серии низкоорбитальных космических аппаратов — ИСЗ; 2) создание средств по практическому осуществлению высотного зондирования верхних слоев атмосферы Земли и по исследованию Солнца в рамках программы «Интеркосмос»; 3) разработка космического аппарата по программе «КОСПАС — SARSAT» для определения местонахождения судов и самолетов, терпящих бедствие; 4) разработка ракетных комплексов для проведения испытаний специзделий и крупномасштабных макетов самолетов многоразовой космической системы «Буран».

В плане организационной деятельности он являлся членом секции научно-технического совета Мин-общемаша СССР, руководителем научного направления по разработке и исследованию РКТ по тематике ПО «Полет»; руководителем аспирантуры, членом редакционной коллегии научно-технического сборника и т.д..

Активно выполняя большой объем научно-исследовательской работы по вопросу создания РКТ, A.C. Клинышков опубликовал 86 научных статей, ему принадлежат 28 авторских свидетельств на изобретения. В 1979 году он защитил кандидатскую диссертацию «Некоторые вопросы применения элементов ракетных комплексов в космических исследованиях», а в 1988 году — докторскую диссертацию «Основы проектирования средств выведения с использованием существующих и разрабатываемых ракетных комплексов».

Его труд по достоинству отмечен правительственными наградами: двумя орденами Трудового Красного Знамени (1961, 1979), орденом «Знак Поче-та»(1971), медалью «Затрудовое отличие» (1957), медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»(1970) и медалью «Ветеран труда» (1986). Особое место среди его наград занимает «Знак Королева», который в 2002 году вручило Российское Авиационно-Космическое Агентство «За активное творческое участие в реализации космических программ и проектов». Такие виды РКТ,

Ракета-носитель "Космос" со спутником "Коспас" на старте.

как ракета «Космос», ВЗА, ВЗАФ-С, спасаемый аппарат экспонировались на ВДНХ СССР, и главный конструктор A.C. Клинышков получил медали бронзовую (1967), серебряную (1985) и золотую (1979).

Работу в ПО «Полет» A.C. Клинышков совмещал с преподавательской деятельностью в Омском государственном техническом университете, где организовал кафедру «Производство летательных аппаратов» и с 1989 года заведовал ею. С марта 1993 года он исполнял обязанности, а с июля 1994 года утвержден деканом аэрокосмического факультета ОмГТУ.

А. С. Клинышков до последних дней своей жизни продолжал работать над конструированием РКТ, созданием перспективного направления по проектированию экологически чистых и эффективных ракетных средств выведения и космических аппаратов, способствующих росту международного авторитета России, реализации ее усилий по мирному использованию космического пространства.

ЯСТРЕБОВ Владимир Константинович, председатель Омского регионального отделения РАЕ, академик РАЕ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.