ISSN 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2015. № 3 (17)
УДК 929:029.7 ГРНТИ 03.29
ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР
Очерк об Александре Семёновиче Клинышкове
Сергей Прокопьев ПО «Полет», г. Омск
В очерке освещен жизненный путь Александра Семеновича Клинышкова, являвшегося на протяжении восемнадцати лет главным конструктором производственного объединения «Полет». Показаны масштабность задач и организаторский талант конструктора, его вклад в достижения отечественного ракетостроения, подготовку кадров.
Ключевые слова: биография, авиация, ракетостроение, ПО «Полет», личность.
CHIEF STRUCTURAL ENGINEER
A Sketch About Alexandr Semenovich Klinyshkov
Sergey Prokop'ev PA "Polet", Omsk
The article considers Alexandr Semenovich Klinyshkov's life who was the chief structural engineer of production association "Polet" throughout eighteen years. The author shows the scale of the problems and an executive talent of a structural engineer, his contribution to the achievements of domestic rocket and missile engineering and personnel training.
Keywords: a biography, aviation, rocket and missile engineering, PA «Polet», a personality.
Память
Ему выпало жить в стремительное и яростное время. И он прекрасно вписался в эпоху, где было место романтике, напряженному труду, ярким победам в космосе. Это время первопроходцев — первые спутники, первые полеты человека в космос, межпланетные станции...
А все начиналось с авиации. В 1954 году выпускник Куйбышевского авиационного института приезжает в Омск и поступает на 166-й авиационный завод (ныне «Полет»). Молодого специалиста направляют в серийный конструкторский отдел (СКО), курирующий производство реактивного бомбардировщика Ил-28. Через год завод получает новый заказ — начинает осваивать производство первого отечественного реактивного пассажирского самолета Ту-104. Лайнер поручается выпускать нескольким предприятиям Советского Союза, но омскому заводу отводится роль головного. Изделие сложное, Клинышков к тому времени уже начальник бригады СКО, днюет и ночует на заводе. Быстро накапливается конструкторский опыт, растет авторитет молодого специалиста, кажется, что авиация — на всю жизнь. Первую свою награду — медаль «За трудовое отличие» — получает за освоение Ту-104.
Однако в самом начале 1958-го в СКО формируется под руководством Клинышко-ва конструкторская бригада для организации серийного производства баллистической боевой ракеты Р-12 (разработки конструкторского бюро под управлением М.К. Янгеля), предназначенной для несения атомного заряда. Жизнь завода, жизнь Клинышкова совершает крутой поворот в сторону ракетной техники.
Под выпуск Р-12 в Омске создается ракетный комплекс. В конце 1957 года выходит ряд правительственных постановлений, согласно которым завод № 29 (Омское моторостроительное производственное объединение им. П.И. Баранова) должен начать изготовление ракетного двигателя РД-214; завод № 20 (Агрегатный им. В.В. Куйбышева) — автоматику для пневмогидравлической системы ракеты; завод № 634 («Электро-точприбор») — измерительно-преобразовательные головки системы управления дальностью и системы боковой и нормальной стабилизации полета; завод № 373 (электротехнический им. К. Маркса) и завод № 210
(им. Н.Г. Козицкого) — бортовые приборы системы управления. 31 декабря 1957 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1475—665, по которому заводу № 166 поручалось с «августа 1958 года организовать изготовление ракеты Р-12, индекс 8К63 (8К63У)». Одновременно с перепрофилированием производств этих омских предприятий принимается решение о строительстве под производство Р-12 двух новых заводов — № 216 (электромеханического) в Октябрьском районе и наземного оборудования № 316 (подъемных машин), последний разворачивался на территории Омского комбайносборочного завода.
В 1960 году 166-й завод и город, продолжая выпускать Р-12, получают задание на выпуск нового изделия — двухступенчатой межконтинентальной баллистической (на высококипящих компонентах топлива) ракеты Р-16, предназначенной также для создания ракетно-ядерного щита СССР. Клинышков — в гуще дел: отработка сырой конструкторской документации, заводские цеха, полигоны, пуски (не всегда удачные), командировки в Днепропетровск, Москву, в воинские части, где омские изделия ставят на боевое дежурство.
В 1960 году, в тридцать один год, его назначают заместителем главного конструктора вновь образованного Омского филиала № 1 ОКБ-586, работающего при заводе № 166. Головное КБ в Днепропетровске возглавлял легендарный конструктор боевых ракет М.К. Янгель. В шестидесятые годы 166-й завод выпускает янгелевские Р-12, Р-16, челомеевскую УР-100, транспортно-пусковые контейнеры для УР-100. Крепнет завод, приобретает ценный опыт новое конструкторское бюро.
Клинышков — один из творцов побед нашей страны в ракетно-космические 1970-е и 1980-е годы. В конце 1968-го заводу дается ответственное поручение по освоению
ISSN 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2015. № 3 (17)
космической тематики. Предприятие разворачивает производство ракеты-носителя «Космос-ЗМ» (ставшей впоследствии уникальной в своем классе по надежности) и несколько типов спутников. КБ проектирует, внедряет в производство, участвует в испытаниях и подготовке к запускам новых космических аппаратов военного и гражданского назначения.
В 1974 году А.С. Клинышков назначается начальником и главным конструктором КБ «Полет». На его плечи ложится весь комплекс проблем — от творческих конструкторских до «выбивания» вычислительной техники, средств на строительство нового здания КБ, жилья для своих работников. В подчинении главного конструктора находится более тысячи человек. Именно при Клинышкове коллектив КБ накапливает тот научный, конструкторский, инженерный потенциал, который позволяет решать самые сложные задачи ракетно-космической тематики. «Полет» получает новые и новые масштабные госзаказы, объединению поручается выпуск изделий, разработанных под руководством главных конструкторов В.П. Макеева (морская тематика), М.Ф. Решетнева (спутники), В.П. Глушко (ракетные двигатели) и спроектированных в собственном КБ под руководством А.С. Клинышкова. Каждое новое изделие начинается на заводе с КБ ПО «Полет», с кабинета главного конструктора.
Под руководством Александра Семеновича разработан научно-исследовательский ракетный комплекс «Мир», созданы ракета «Вертикаль» и серия атмосферных и астрофизических научных зондов, с использованием которых была успешно реализована международная программа изучения вер-
хних слоев атмосферы, околоземного космического пространства и Солнца. Успешно внедрены в производство космические аппараты «Циклон» и «Цикада» для навига-ционно-связной системы в интересах ВМФ России, космический аппарат «Надежда», входящий в международную спутниковую систему спасения терпящих бедствие на суше и на море.
А сколько он, доктор технических наук, профессор, воспитал инженеров, будучи заведующим кафедрой «Производство летательных аппаратов», деканом аэрокосмического факультета, председателем диссертационного совета в Омском государственном техническом университете.
Умер Клинышков в 2003 году в возрасте 74 лет. А через год его ученики, его соратники по «Полету» и ОмГТУ организовали Всероссийскую научно-техническую конференцию «Проблемы разработки, изготовления и эксплуатации ракетно-космической техники», посвященную памяти А.С. Кли-нышкова. Кроме того, начиная с 2006 года (также памяти главного конструктора) стала проводиться в лицее № 25 областная научно-практическая конференция для школьников «Россия — космическая держава».
Вся его жизнь отдана российской космонавтике. Парадный портрет А.С. Клиныш-кова. На груди два ордена Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почета», знак лауреата Государственной премии СССР, медали. Что стоит за этим? Талант конструктора. Талант организатора. Ум и сердце, интеллект и душа. И, безусловно, труд, труд, труд, без которого жизни Александр Семенович не представлял. Труд на благо Родины, родного города и «Полета».
Сергей Прокопьев — член Союза писателей России. © С. Прокопьев, 2015