Научная статья на тему 'Клинышков александр Семенович - главный конструкор, ученый, создатель ракетно-космической техники'

Клинышков александр Семенович - главный конструкор, ученый, создатель ракетно-космической техники Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клинышков александр Семенович - главный конструкор, ученый, создатель ракетно-космической техники»

УДК 17:929 + 1

В. В. МАРКЕЛОВ

КБ «Полет»

КЛИНЫШКОВ АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВИЧ -ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКОР, УЧЕНЫЙ, СОЗДАТЕЛЬ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Клинышков Александр Семенович родился 14 марта 1929 года в селе Исакове Похвистневского района Куйбышевской области.

В 1947 году после окончания Исаковской средней школы поступил на самолетостроительный факультет Куйбышевского авиационного института. Получив диплом инженера-механика, в 1953 году направлен на Омский авиационный завод, где работал технологом, конструктором, начальником конструкторской бригады.

В i960 году переведен на должность заместителя главного конструктора Омского филиала Днепропетровского опытно-конструкторского бюро № 586, которое в 1966 году было преобразовано в КБ авиационного оборудования, ав 1969 году в КБ Омского авиационного завода. Вдекабре 1974 года A.C. Клинышков назначен на должность начальника и Главного конструктора Омского авиационного завода. С октября 1976-го по январь 1992 года он работал в должности главного конструктора - заместителя генерального директора производственного объединения «Полет».

A.C. Клинышков внес значительный вклад в развитие Омского конструкторского бюро «Полет» как проектной организации. Под его руководством КБ «Полет» выполнен ряд проектно-конструкторских разработок, позволивших получить большой объем полезной научной информации о Земле и космосе, расширить области освоения и использования космического пространства в интересах науки, народного хозяйства и обороны, пополнить арсенал отечественной ракетно-космической техники,

Разработан научный ракетный комплекс «Мир», созданы ракета «Вертикаль» и серия атмосферных и астрофизических научных зондов, с использованием которых успешно реализована международная программа изучения верхних слоев атмосферы, околоземного космического пространства и Солнца.

Разработан экспериментальный спецноситель с уникальными летно-техническими характеристиками. Осуществлено более 370 пусков спецносителя по баллистическим траекториям с целью испытаний и отработки в натурных условиях крупноразмерных моделей орбитальных кораблей, перспективных образцов и элементов ракетно-космической техники.

В сотрудничестве с Красноярским НПО Прикладной механики разработана конструкторская документация на низкоорбитальные космические аппараты «Парус», «Цикада» и «Надежда». Производственным объединением «Полет» изготовлено более сотни таких аппаратов. Орбитальные группировки КА «Парус» и «Цикада» предполагается использовать для обеспечения навигации судов военно-морского флота до 2010 года. КА «Надежда» в составе

международной космической системы спасения должны обеспечить функционирование российского сегмента КОСПАС до 2015 года. За 21 год эксплуатации системы КОСПАС-САРСАТ спасено более 14 тысяч человеческих жизней.

С 1982 года и до настоящего времени в составе орбитальной группировки отечественной глобальной навигационной системы ГЛОНАСС используются космические аппараты «Ураган», конструкторская документация на которые также разработана КБ « Полет» под руков одством А. С. Клинышкова по проектным исходным данным НПО ПМ.

В конце 80-х начале 90-х годов разрабатывались проекты перспективного носителя легкого класса, космических систем и аппаратов оборонного и двойного назначения, которые не были реализованы из-за прекращения финансирования.

А. С. Клинышков внес большой личный вклад в развитие методов проектирования космических летательных аппаратов, он являлся автором 86 научных статей, публикаций, методических и учебных пособий, имел 28 авторских свидетельств на изобретения.

В процессе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ под руководством A.C. Клинышкова в КБ были найдены и внедрены новые эффективные решения инженерных и научных задач в области динамики, ориентации и стабилизации космических объектов, обеспечения прочности и тепловых режимов аппаратуры и элементов конструкции космических аппаратов, защиты от статического электричества и радиационных факторов космического пространства.

Основными направлениями научной деятельности A.C. Клинышкова были вопросы создания исследовательских ракетно-космических комплексов на базе снимаемых с вооружения боевых баллистических ракет, разработка средств выведения и комплексов для летных испытаний моделей, элементов и оснащения перспективных образцов ракетно-космической техники.

В 1980 году он защитил кандидатскую, а в 1988-м -докторскую диссертации.

Он поддерживал и поощрял научные исследования, благодаря чему в конструкторском бюро сформировался коллектив ученых-специалистов, способных воплотить свои научные достижения в практику проектирования, отработки и эксплуатации изделий ракетно-космической техники. Это кандидаты технических наук Пенцак И. Н., Чиркова Л. Г., Курилов В.В., Филей Г.П., Овсянкин К.Я., Морозов В.Н., Ильин В.И., Яцснко А. М., докторатехнических наук Трушликов В. И., Ильин А.И., Комаревич A.B.

В 1983 году в КБ был создан научно-технический совет, который наряду с оперативно-техническим со-

ветом стал одним из официальных органов управления КБ. Руководил работой НТС А.С.Клинышков. На заседаниях НТС обсуждались и принимались решения по наиболее важным, принципиальным вопросам проектирования, проводились защиты эскизных и технических проектов, научных работ и диссертаций сотрудников КБ.

A.C.Клинышков уделял большое внимание развитию конструкторского бюро. В связи с увеличением объемов проектных и опытно-конструкторских работ, расширением номенклатуры и количества изготавливаемых производством изделий РКТ численный состав КБ был доведен до 1300 человек в основном за счет молодых специалистов — выпускников сибирских вузов.

С целью совершенствования организационной структуры и повышения эффективности управления разработками в КБ были созданы проектный, конструкторский, приборно-системный и испытательно-эксплуатационный комплексы, которые возглавили заместители главного конструктора Курилов В.В., Алле Ю.В., Федотов Ю.М., Абазов Г.Г.

Конструкторскими отделами руководили опытные и авторитетные специалисты Пенцак И.Н., Не-поклоннов Б.А., Разумов H.H., Александров A.A., Слесарев А.Ф., Шевырев Г.П., Абушенко Н.И., Ко-маревичЛ.В., Овсянкин К.Я.

На базе группы ведущих конструкторов был создан отдел координации и анализа разработок, который возглавил Назаренко A.B. В поддержку опытным ведущим конструкторам Малышкову Г.А., Шахову А.И., Коноплеву Г.М., Коденцеву Э.Я., Горбунову A.C., Усову М., Малееву И.Т., были приданы молодые энергичные организаторы разработок Коваленко Ю.С., Игнатов И.А., Куденцов Ю.П., Ильин В.И.

Укреплялась материально-техническая база КБ. Был создан информационно-вычислительный центр, укомплектованный высокопроизводительными по тому времени вычислительными средствами. Для основных проектных и конструкторских подразделений были организованы автоматизированные рабочие места, на основе которых внедрялась система автоматизированного проектирования изделий РКТ.

К основному зданию КБ были пристроены два корпуса 46 и 46А, что позволило существенно улучшить условия труда конструкторов.

Для обеспечения летно-конструкторских испытаний разрабатываемых и изготавливаемых ПО «Полет» изделий на космодромах «Плесецк», «Байконур» и полигоне Капустин Яр были организованы экспедиции.

Александр Семенович пользовался заслуженным авторитетом и уважением в коллективе КБ, на производстве ПО «Полет», в Министерстве общего машиностроения, в управлениях Военно-Космических сил и РВСН, на полигонах и космодромах. Вклад A.C. Кли-нышкова в развитие отечественной ракетно-космической техники получил достойную оценку. Он награжден медалью «За трудовое отличие» (1957 г.), двумя орденами Трудового Красного знамени (1961,1974 гг.), орденом «Знак почета» (1971г.). В 1981 году ему в составе коллектива специалистов присуждена Государственная премия СССР.

Последние годы существования Советского Союза стали для конструкторского бюро «Полет» печальным периодом сворачивания проектных работ. Прекратилось финансирование ОКР по созданию высокоорбитального КА связи «Меридиан», остановлена наземная экспериментальная отработка спроектированного КА «Ураган» с пятилетним сроком ак-

тивного существования, положен на полку готовый к защите эскизный проект унифицированного носителя легкого класса 11К55, свернуты работы по модернизации спецносителя «Взлет».

В этот период невостребованности специфического конструкторского потенциала, на фоне разгорающихся дебатов о необходимости конверсии оборонного производства A.C. Клинышков поддержал идею возрождения авиационного производства на ПО «Полет», но это уже была не его стихия.

Привыкший работать над серьезными проектами, он не смог поверить и в многочисленные легковесные предложения по созданию коммерческих низкоорбитальных спутниковых систем связи, обещавшие заманчивые перспективы и дивиденды, но так и нереализованные до настоящего времени.

Поэтому его решение перейти в 1992 году на преподавательскую работу в Омский государственный университет было осознанным и осмысленным шагом. Имея опыт преподавательской деятельности и звание профессора, A.C. Клинышков возглавил кафедру «Производство летательных аппаратов», затем длительное время работал в должности декана аэрокосмического факультета.

После ухода Клинышкова A.C. с должности главного конструктора конструкторское бюро «Полет» понесло серьезные потери. Негативные процессы в экономике страны и в космической отрасли, связанные с распадом СССР, ликвидацией Министерства общего машиностроения и Военно-Космических сил, разрушением кооперационных связей с предприятиями отрасли, оказавшимися за пределами России, не обошли стороной и КБ «Полет». Объем государственного заказа на поставку ракетно-космической техники сократился почти в 10 раз, а финансирование опытно-конструкторских работ, которыми занималось КБ, прекратилось полностью. Численность персонала КБ сократилась на 1000 человек и к концу 1997 года составляла 315 человек. КБ фактически было превращено в серийный конструкторский отдел. Из-за большой задолженности перед налоговыми органами и перед коллективом по заработной плате финансовые счета КБ были заблокированы. Вычислительные средства и оргтехника морально и физически устарели, отопительная система разморожена, помещения требовали ремонта. В коллективе царил упаднический дух.

Но, к счастью, сохранился костяк коллектива, который сумел сплотиться в единую команду и переломить деградационные процессы. Благодаря целенаправленным действиям Горлова В. И., Иванова H.H. Касаткина Г.М., Алле А.Ю., Петровского Г.Я., Зав-городнева Д.А., Чернобровина А.Н., Беляка В.Ф., Банкета В.Н., Василенко В.А., Волгарева В.Г., По-левко E.H., Дубоносова А.П. и многих других руководителей и специалистов к концу 90-х годов удалось найти и осуществить ряд коммерческих проектов, позволивших поправить финансовое состояние КБ, оснаститься новыми вычислительными средствами и оргтехникой, возродить в коллективе деловой настрой.

Однако проблема обеспечения загрузки КБ финансируемыми проектными работами на сегодняшний день остается достаточно острой. Резко обострившаяся конкуренция как за исполнение мизерного оборонного заказа, так и на мировом рынке космических услуг привела к тому, что ведущие проектные организации отрасли, такие как ГКНПЦ им. Хруничева, НПО прикладной механики, НПО «Энергия», НПО машиностроения, ЦСКБ «Про-

гресс» с численностью конструкторского персонала более 3 тысяч человек, стали монополистами по основным направлениям космической деятельности и создания ракетно-космической техники и оттеснили на задний план средние и мелкие КБ. Совершенно очевидно, что КБ «Полет», не имея достаточного научно-технического потенциала, опыта и авторитета, не может достойно конкурировать в области проектирования высокоорбитальных космических аппаратов связи и координатно-временного обеспечения с НПО Прикладной механики, которое занимается этим направлением не один десяток лет. И если в прежние времена НПО ПМ привлекало КБ «Полет» к разработке конструкторской документации на высокоорбитальные аппараты, то теперь в условиях конкуренции проектирование, отработку и серийное изготовление этих КА осуществляет собственными силами на своих производственных мощностях.

В такой ситуации КБ «Полет» вынуждено было искать свое место в новой структуре отрасли в том направлении, где имело собственный научно-технический задел, свои проектные наработки и опыт практической деятельности, а именно в области проектирования малых космических аппаратов и на международном рынке услуг по выведению КА на низкие орбиты.

Концентрация усилий по этим направлениям позволила нашим конструкторам в жесткой конкурентной борьбе завоевать право на разработку проектов двух типов малых космических аппаратов, запустить на РН «Космос-ЗМ» на коммерческой основе 16 зарубежных спутников и занять определенные позиции на мировом космическом рынке. Для продолжения и развития деятельности в этих направлениях необходимо решить задачу модернизации и восстановления производства ракеты-носителя «Космос-ЗМ».

Успешная реализация этих проектов позволит создать основу для специализации в дальнейшем научно-технического и технологического потенциала конструкторского бюро производства ПО «Полет» на создании средств выведения легкого класса и адаптированных к ним низкоорбитальных космических аппаратов различного назначения.

И это будет достойным продолжением дела, которому посвятил свою жизнь главный конструктор Клинышков Александр Семенович.

МАРКЕЛОВ Виктор Викторович, главный конструктор КБ «Полет».

Кафедре

«Оборудование и технология сварочного производства» ОмГТУ 40 лет!

Развитие промышленности Сибири в послевоенный период обусловило необходимость в подготовке самых различных специальностей, и в том числе, в области сварочного производства. В связи с этим в 1960 году было принято решение открыть в Омском машиностроительном институте набор на специальность «Оборудование и технология сварочного производства». Приказ о создании выпускающей кафедры былподписан в конце 1963 года, а в 1964 году началась ее научно-педагогическая деятельность. Инициатором создания и организатором кафедры, а также ее первым заведующим стал проректор по учебной работе института Евгений Константинович Орленков (1963-1973 гг.). В последующие годы кафедрой руководили Б.Л. Ибатуллин (1973-1977 гг.), И.В. Мозговой (1977-1984 гг.), ас 1984 года по настоящее время — Е.Н.Еремин.

Свою деятельность кафедра начала в лабораторном корпусе на ул. Долгирева, где занимала комнату площадью 60 м2, представленную кафедрой «Технология металлов». Материальная база ее была очень слаба. В первое время для обучения студентов имелось всего три единицы оборудования — самоходная головка АБС, сварочный трансформатор СТАН и машина контактной свирки МТП-75.

При организации кафедры руководством института было принято решение о направлении нескольких студентов старших курсов для обучения по специальности 0504 на ведущую в стране кафедру сварки МВТУ им. Баумана, с тем, чтобы, после ее окончания и защиты диссертаций они вернулись в ОмПИ. В 1964 году вернулся первый из направленцев - Смирнов А.И., а также выпускник МВТУ - Б.Л. Ибатуллин В 1965 году на кафедру после окончания аспирантуры в УПИ был принят Б.Е. Лопаев. В этом же году кафедра сделала первый выпуск инженеров-сварщиков по дневной форме обучения, отобранных с других специальностей факультета на последних курсах. В 1967 году, защитив в МВТУ кандидатскую диссертацию, вернулся на кафедру Мозговой И.В., а в 1970 г. — Кондаков Г.Ф. В 1969 г. был сделан первый выпуск инженеров-сварщиков, обучавшихся по вечерней форме. С этого года кафедра комплектуется своими выпускниками.

С приходом молодых ученых на кафедру началось становление научно-исследовательской работы. Сформировалось 5 научных направлений, каждое из которых возглавили ведущие преподаватели: «Технология и автоматизация сварочных процессов» - Б.Л. Ибатуллин, «Снятие напряжения и упрочнение металла шва путем проката» - Г.Ф. Кондаков, «Электрошлаковый переплав и электросварка» - Б.Е. Лопаев, «Применение ультразвука в сварочных процессах» - И.В. Мозговой, «Упрочнение сварных конструкций» - А.И. Смирнов. В 1976 году на кафедре была создана крупная отраслевая лаборатория по применению ультразвука в шинной промышленности. С этого время на кафедре действует студенческое конструкторское бюро и открыта аспирантура по специальности 05,03.06 «Технология и машины сварочного производства». На кафедре сформировалась научная школа, признанная в стране. Выпускниками защищено 18 кандидатских диссертаций, 5чело-век окончили аспирантуру и готовятся к защите, что говорит о большом потенциале коллектива.

В настоящее время кафедра в составе 8 преподавателей, из них 7 человек — выпускники. Совместные усилия сотрудников кафедры и ее выпускников несомненно приведут к великим достижениям. Дальнейшее развитие кафедры и специальности напрямую зависит от притока молодых талантливых людей, готовых посвятить свою жизнь одной из увлекательных и перспективных отраслей науки и техники. История кафедры, ее прошлое и настоящее вселяют уверенность, что и дальше она будет успешно работать и способствовать прогрессу отечественной науки на благо России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.