Столыпинский вестник №10/2022
Научная статья Original article УДК 343.985
ТАКТИКА ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО В
КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
TACTICS OF INTERROGATION OF A MINOR ACCUSED IN A CONFLICT
SITUATION
Лифанов Артём Валерьевич, студент Института права ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» (450005 Россия, г. Уфа, ул. Достоевского, д.131) тел. 8 937 4982175, [email protected]
Научный руководитель: Егорышева Елена Александровна доцент кафедры криминалистики Института права ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» (450005 Россия, г. Уфа, ул. Достоевского, д.131) тел. 8 (347) 228-8814, [email protected]
Lifanov Artem Valeryevich, student of the Institute of Law of the Ufa University of Science and Technology (131 Dostoevsky str., Ufa, 450005 Russia) tel. 8 937 4982175, [email protected]
Scientific supervisor: Egorysheva Elena Aleksandrovna Associate Professor of the Department of Criminology of the Institute of Law of the Ufa University of Science and Technology (450005 Russia, Ufa, Dostoevsky str., 131) tel. 8 (347) 228-88-14, [email protected]
Столыпинский вестник
5960
Аннотация. Статья посвящена криминалистическим, психологическим и этическим аспектам допроса несовершеннолетнего обвиняемого. Анализируются наиболее распространенные тактические приемы допроса несовершеннолетнего обвиняемого. На основе проведенного исследования сформулированы отдельные практические рекомендации по применению тактических приемов допроса несовершеннолетних обвиняемых в конфликтной ситуации.
Abstract. The article is devoted to forensic, psychological and ethical aspects of the interrogation of a minor accused. The most common tactics of interrogation of a minor accused are analyzed. On the basis of the study, some practical recommendations were formulated on the use of tactics for interrogating juvenile accused in a conflict situation.
Ключевые слова: допрос, конфликтная ситуация, тактика допроса, несовершеннолетний обвиняемый.
Keywords: interrogation, conflict situation, interrogation tactics, juvenile accused.
Проведение полного, всестороннего и объективного предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних во многом определяется эффективностью допроса обвиняемого. В свою очередь результаты допроса зависят от качества проведенной подготовки, что позволяет следователю учесть интеллектуальные и психологические особенности допрашиваемого несовершеннолетнего, достигнуть необходимого уровня психологического контакта и определить подлежащие применению тактические приемы. В этой связи целью нашего исследование является анализ тактики допроса в зависимости от сложившейся следственной ситуации.
Очевидно, что «подготовка к проведению допроса несовершеннолетнего лица отличается от подготовки к допросу взрослого, что необходимо учитывать следователю для достижения наилучших результатов» [1]. Несовершеннолетние допрашиваемые отличаются от взрослых в силу незавершенности формирования их личности. Они еще не обладают достаточным жизненным опытом,
5961
устоявшимися эмоциональными связями, развитыми мышлением и интеллектом. Изложенное, бесспорно, определяет актуальность избранной темы.
Мы полагаем, что подготовка к допросу несовершеннолетнего обвиняемого является важнейшим этапом этого следственного действия и должна включать в себя все элементы тактико-психологического и организационного характера необходимые и достаточные для обеспечения эффективности допроса. Это следующие элементы: 1). изучение материалов уголовного дела; 2). изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого, условий его жизни и воспитания; 3). организационное обеспечение допроса и составление его плана; 4). техническое обеспечение допроса. Только сочетание всех указанных действий в совокупности позволит сделать допрос наиболее эффективным.
Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого, условий его жизни и воспитания должно включать в себя исследование как субъективных характеристик допрашиваемого, так и объективных обстоятельств, в которых происходило формирование личности подростка. Примерная программа изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого, на наш взгляд, должна включать следующие основные изучаемые разделы: условия жизни несовершеннолетнего обвиняемого перед совершением преступления, социально-демографические характеристики обвиняемого, образ его жизни, интеллектуально-психологические особенности, поведенческие особенности. Если преступление совершенно в группе, необходимо установить положение подростка в ней (лидер или аутсайдер, активный участник или ведомый мнением большинства [2].
Другой важной проблемой, связанной с изучением личности подозреваемого (обвиняемого) является вопрос о способах и методах такого изучения. Получение информации о личности несовершеннолетнего преступника возможно из самых разных источников, причем криминалисты называют в качестве наиболее эффективных приемов непосредственное наблюдение за несовершеннолетними, метод обобщения независимых характеристик и получение сведений от лиц,
5962
непосредственно знающих подростка, в частности родителей, педагогов, соседей или друзей [3, 4, 5].
После завершения этапа подготовки, начинается рабочий этап допроса, наиважнейшей частью которого является установление психологического контакта с несовершеннолетним. Психологический контакт — это такой уровень взаимоотношений на допросе, при котором участвующие в нем лица готовы воспринимать исходящую друг от друга информацию [6].
Иногда в научной литературе высказывается мнение о том, что для эффективного допроса достаточно установления коммуникативного контакта, под которым понимают деловой межличностный контакт, взаимодействие с целью обмена информацией [7]. Нам представляется, что эта точка зрения, в особенности применительно к несовершеннолетним допрашиваемым, не совсем правильна. Подростки в силу незавершенности формирования личности более эмоциональны, склонны к импульсивному, а не логически обоснованному поведению, и поэтому они воспринимают и оценивают окружающих людей в первую очередь эмоционально. Это означает, что для качественного допроса несовершеннолетнего обвиняемого следует добиваться установления именно контакта психологического, что подразумевает не только готовность к передаче информации, но и эмоциональное доверие подростка к следователю.
Доверие обычно легко устанавливается, если подросток чувствует к себе доброжелательное отношение, искренний интерес к его проблемам, желание вместе с ним искать выход из трудной ситуации. Надо избегать чрезмерной директивности, проявления безапелляционной власти над подростком, что легко пробуждает реакцию эмансипации. И, наоборот, следует особенно опасаться утраты дистанции, фамильярности. «Выбор конкретного тактического приема из множества имеющихся зависит как от следственной ситуации, так и от личностных характеристик допрашиваемого лица» [8].
Способов, с помощью которых может быть достигнут психологический контакт, множество, однако все они подчиняются следующим общим
5963
закономерностям: исследуя личность допрашиваемого, следователь должен планировать обращение к ее лучшим сторонам, то есть к социально положительным ролевым позициям личности. Этически и тактически недопустимо, чтобы следователь использовал отрицательные стороны личности, даже если они хорошо известны. Особенно важно не просто установить психологический контакт с несовершеннолетним обвиняемым, но и поддерживать его на протяжении всего расследования [9].
Тем не менее, даже если следователю удалось успешно установить психологический контакт с допрашиваемым, это не исключает мотивацию последнего к частичному или полному сокрытию важной для проведения успешного расследования информации. Такую ситуацию называют конфликтной. Конфликтная ситуация, представляя несовпадение интересов следователя или допрашиваемого, обычно сводится к ситуации дачи несовершеннолетним обвиняемым заведомо ложных показаний.
Основной прием, применяемый при допросе несовершеннолетнего обвиняемого в конфликтной ситуации - предъявление доказательств.
Доказательства можно предъявлять по-разному: по нарастающей (от менее убедительного к более вескому) либо начиная сразу с наиболее важного доказательства. Первый способ практикуется, когда доказательств много, но ни одно из них не является решающим. Расчет следователя строится на том, чтобы продемонстрировать допрашиваемому систему доказательств, убедив его в бессмысленности запирательства и в необходимости рассказать правду. Второй способ применяется, когда доказательств мало, но среди них есть такое, к опровержению которого допрашиваемый психологически не подготовлен [10].
Помимо предъявления доказательств весьма эффективным тактическим приемом допроса несовершеннолетнего обвиняемого в конфликтной ситуации является использование противоречий и пробелов в его показаниях. Этот прием обладает сильным психологическим воздействием, так как объяснение несовершеннолетнему противоречий, имеющихся в его показаниях, очень
5964
убедительно показывает несовершенство лжи. Выстроив вопросы, уточняющие противоречия, в логической последовательности, можно быстро показать подростку абсурдность его ложных показаний.
В криминалистической литературе в качестве тактических приемов допроса в конфликтной ситуации рекомендуются прием пресечения лжи и прием допущения легенды. Следователь может зафиксировать в протоколе полученные ложные показания, не пытаясь их разоблачить, а может пресечь ложь немедленно. С точки зрения психологии допроса, это весьма оправданно, так как записанные в протокол ложные показания в дальнейшем будут связывать несовершеннолетнего допрашиваемого и существенно затруднят переход к правде. Допущение легенды состоит в обратном способе действий. Следователь делает вид, что верит всему, о чем говорит допрашиваемый. В тактических целях он имитирует принятие ложных показаний, то есть допускает легенду, но при этом следователь старается получить от допрашиваемого как можно больше деталей события.
Иногда убедить допрашиваемого рассказать правду можно с помощью тактического приема демонстрации возможностей расследования. Содержание этого приема заключается в разъяснении недобросовестному допрашиваемому дальнейших действий следователя, а также возможностей науки и техники, которые могут быть использованы для установления истины по делу. В этих целях несовершеннолетнему могут разъясняться возможности различных экспертных исследований, рассказываться о вопросах, которые следователь планирует поставить перед экспертом, а также какие следственные действия следователь планирует произвести, каково их возможное доказательственное значение.
При допросе несовершеннолетнего обвиняемого в конфликтной ситуации рекомендуется использовать положительные качества личности допрашиваемого. Умело сопоставляя позитивные качества личности допрашиваемого с конкретными фактами его показаний, можно побудить несовершеннолетнего к сотрудничеству.
Завершая анализ тактических приемов допроса несовершеннолетнего обвиняемого в конфликтной ситуации, следует отметить, что их разработка и
5965
правильное применение требуют осторожного подхода, такта и опыта. В основу тактических приемов должны быть положены понимание следственной ситуации, знание психологии несовершеннолетних, а также профессиональное мастерство и интуиция. Следователь должен постоянно помнить о выполняемой им воспитательной функции, что требует от следователя чуткости, настойчивости, высокого профессионализма.
Литература
1. Перякина М.П., Щуров Е.А. Специфика подготовки допроса несовершеннолетнего потерпевшего // Вестник Академии права и управления. 2016. № 3 (44). С. 67.
2. Сериков А.Е. Поведение человека и современные подходы к его пониманию // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2013. № 2 (14). С. 74.
3. Макаренко И.А. Цели и методы исследования информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 2 (36). С 38-41.
4. Стрельцова Е.В. Программа изучения личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 20. С. 151-157.
5. Чаплыгина В.Н. Особенности расследования преступлений с участием несовершеннолетних, связанных с выяснением условий их воспитания // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2021. № 1. С. 46-50.
6. Юрова К.И., Сергеева Е.С. Установление психологического контакта при допросе обвиняемых и свидетелей // Виктимология. 2018. № 3 (17). С. 6366.
7. Репин А.В. Проблемные аспекты установления коммуникативного контакта при подготовке и проведении допроса // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2020. № 3 (40). С. 53-58.
5966
8. Виноградова О.П. Элементы следственной компетентности, лежащие в основе установления психологического контакта при проведении допроса // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 4 (36). С. 82.
9. Гаджибатырова Д.Г. О проблемах установления психологического контакта при производстве допроса // Закон и право. 2020. № 1. С. 120.
10. Хайдаров А.А. Предъявление доказательств как отдельное процессуальное действие // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 1 (19). С. 94.
References
1. Peryakina M.P., Shchurov E.A. Specifics of the preparation of the interrogation of a minor victim // Bulletin of the Academy of Law and Management. 2016. No. 3 (44). p. 67.
2. Serikov A.E. Human behavior and modern approaches to its understanding // Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: Philosophy. Philology. 2013. No. 2 (14). p. 74.
3. Makarenko I.A. Goals and methods of research of information about the identity of a minor accused // The legal state: theory and practice. 2014. No. 2 (36). pp. 38-41.
4. Streltsova E.V. Program for studying the personality of juvenile suspects, accused // Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application. 2011. No. 20. pp. 151-157.
5. Chaplygina V.N. Features of the investigation of crimes involving minors related to the clarification of the conditions of their upbringing // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 1. pp. 46-50.
6. Yurova K.I., Sergeeva E.S. Establishing psychological contact during interrogation of accused and witnesses // Victimology. 2018. No. 3 (17). pp. 63-66.
5967
7. Repin A.V. Problematic aspects of establishing communicative contact during the preparation and conduct of interrogation // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 3 (40). pp. 5358.
8. Vinogradova O.P. Elements of investigative competence underlying the establishment of psychological contact during interrogation // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 4 (36). p. 82.
9. Hajibatyrova D.G. On the problems of establishing psychological contact during interrogation // Law and Law. 2020. No. 1. p. 120.
10. Haidarov A.A. Presentation of evidence as a separate procedural action // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 1 (19). p. 94.
© Лифанов А.В., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2022.
Для цитирования: Лифанов А.В. ТАКТИКА ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2022.
5968