Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО, СОВЕРШИВШЕГО КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ'

ОСНОВЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО, СОВЕРШИВШЕГО КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПРОС / INTERROGATION / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОБВИНЯЕМЫЙ / MINOR ACCUSED / КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / MERCENARY-VIOLENT CRIME / ТАКТИКА / TACTICS / СЛЕДОВАТЕЛЬ / INVESTIGATOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зекох З. А.

Статья посвящена основам допроса несовершеннолетнего обвиняемого, совершившего корыстно-насильственное преступление. Обозначены тактические приемы, используемые следователем в бесконфликтном и конфликтном ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО, СОВЕРШИВШЕГО КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ»

ОСНОВЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО,

СОВЕРШИВШЕГО КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Зекох З.А. ®

Аспирант кафедры криминалистики

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина»

Аннотация

Статья посвящена основам допроса несовершеннолетнего обвиняемого, совершившего корыстно-насильственное преступление. Обозначены тактические приемы, используемые следователем в бесконфликтном и конфликтном ситуациях.

Ключевые слова: допрос, несовершеннолетний обвиняемый, корыстно-насильственное преступление, тактика, следователь.

Keywords: interrogation, minor accused, mercenary-violent crime, tactics, investigator.

По вопросу допроса несовершеннолетнего обвиняемого, в частности по делам о корыстно-насильственных преступлениях посвящено много научных исследований, в связи с этим остановимся только на наиболее значимых вопросах.

Особый порядок вызова несовершеннолетнего обвиняемого к должностным лицам, в производстве которых находится уголовное дело, заключается в следующем. Если несовершеннолетний обвиняемый не находится под стражей, то вызов производится через его родителей или других законных представителей. На сегодняшний день законодательством не регламентирован другой порядок вызова несовершеннолетнего обвиняемого, который не находится под стражей.

Некоторые исследователи полагают, что при невозможности применения к несовершеннолетнему обвиняемому порядка, предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством, следователь имеет право вызвать несовершеннолетнего посредством направления повестки, в том случаи если несовершеннолетний не явится, при этом отсутствует уважительная причина, возможно осуществление привода. Однако это не совсем верно. Ведь судебная практика свидетельствует о том, что несоблюдение порядка вызова на допрос находящегося на свободе обвиняемого может повлечь за собой признание протокола допроса недопустимым доказательством на основании положений ч. 2 ст. 50 Конституции РФ и ст. 75 УПК России [5;6].

Несовершеннолетний, содержащийся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, вызывается на допрос через администрацию этого учреждения.

Правильный выбор способа вызова несовершеннолетнего, может снизить возможность противодействия расследованию, и увеличить процент вероятности получения правдивых показаний от допрашиваемого.

На стадии подготовки к допросу несовершеннолетнего совершившего корыстно-насильственное преступление, следователю необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, изучение личности несовершеннолетнего, подлежащего допросу в качестве обвиняемого [1,35-38].

На следующем этапе расследования корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицо, занимающееся расследованием, уже обладает знаниями о личности несовершеннолетнего. Необходимо также определить направления

® Зекох З А., 2017 г.

получения недостающей информации относительно личности несовершеннолетнего, если она присутствует.

Далее следователь принимает решение о привлечении к участию в допросе: педагога и (или) психолога. Статья 425 УПК РФ предусматривает обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в возрасте от 14 до 16 лет, а в возрасте от 16 до 18 лет - при условии, что он страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии. Показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психолога, в силу части 2 статьи 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами [2].

Немаловажным для допроса является составление плана, с указанием обстоятельств, подлежащих установлению, сведений, подлежащих проверке, вопросов, предъявляемых доказательств, а также тактических приемов.

Как известно, допрос несовершеннолетнего обвиняемого может производиться в условиях конфликтной ситуации, когда он не хочет давать показания, вину свою не признает вообще, либо признает ее частично и (или) дает при этом заведомо ложные показания.

В данной ситуации, когда несовершеннолетний обвиняемый отказывается от дачи показаний, но в протоколе допроса отказ не зафиксирован, следователь может применить тактические приемы эмоционального воздействия, например разъяснение положений УК РФ, именно: обстоятельства смягчающие наказание, назначение наказания при смягчающих обстоятельствах, смысл содержания статьи 75 УК РФ; обращение к положительным чертам личности несовершеннолетнего допрашиваемого посредством использования авторитета родителей, учителей, друзей, а также стимулирование таких качеств как справедливость, ответственность, уважение, вежливость. Необходимо объяснить и убедить несовершеннолетнего, что такая позиция невыгодна ему самому. Наиболее эффективен такой тактический прием, как вовлечение несовершеннолетнего в «дискуссию» Реализуя данный тактический прием, следователю необходимо затронуть второстепенный факт, который несовершеннолетнему несложно объяснить или опровергнуть. Если несовершеннолетний сделает это, следователь должен предложить другое обстоятельство, такого же плана. Несовершеннолетний, например, опровергает и данный факт, но постепенно втягивается в предложенную «дискуссию» и начинает спорить по тем вопросам, выяснение которых для следователя и является главной целью допроса.

Следовать должен применять следующие тактические приемы:

1) использование выявленных противоречий между показаниями, данными несовершеннолетним при допросе в качестве обвиняемого, с другими участниками преступления, если корыстно-насильственное преступление совершалось группой лиц;

2) предложение подростку давать показания, строго соблюдая последовательность событий;

3) демонстративное использование доказательств, которые изобличают несовершеннолетнего в виновности;

4) неожиданное предъявление доказательств;

5) использование замедленного темпа допроса. Замедленный темп допроса может быть инициирован следователем, в случае, когда допрашиваемый пытается быстро проговорить придуманный сценарий событий, без каких-либо уточнений. Указанный тактический прием ориентирован на оговорки несовершеннолетним, по инерции, относительно того, что он тщательно скрывает;

6) пресечение лжи. Учитывая, что к моменту предъявления обвинения и, соответственно, допросу несовершеннолетнего в качестве обвиняемого следователь располагает определенной совокупностью доказательств по уголовному делу, следователь, в случае если несовершеннолетний допрашиваемый начинает давать ложные показания, должен прервать ответ и указать на то, что не стоит давать ложные показания. Рассматриваемый тактический прием также может быть реализован посредством

предъявления доказательств, указывающих на несостоятельность показаний допрашиваемого несовершеннолетнего [3,19-22].

При производстве допроса несовершеннолетнего в качестве обвиняемого в условиях бесконфликтной ситуации, когда несовершеннолетний обвиняемый полностью признает себя виновным и дает правдивые показания, следователь должен обеспечить возможность беспрепятственно давать показания, а также предпринять меры к фиксации показаний не только посредством занесения их в соответствующий протокол, но и с помощью диктофона и (или) видеокамеры. Следователь может применить при производстве допроса тактический прием, направленный на активизацию памяти несовершеннолетнего обвиняемого, в случае, когда допрашиваемый не может вспомнить и дать показания относительно определенного обстоятельства. К таковым относятся использование ассоциативных связей [4,87-96]. Кроме того, следователь может применить такой тактический прием, как допрос несовершеннолетнего на месте совершения корыстно-насильственного преступления.

Проведенное исследование позволяет создать определенный алгоритм действий при проведении допроса, грамотно осуществить подготовку к данному следственному действию, а умелое оперирование тактическими приемами, позволят следователю произвести допрос, результат которого будет максимально эффективен.

Литература

1. Горянов Ю. И. Установление персональных данных подозреваемых и обвиняемых // Уголовный процесс. М., 2010. № 1. С. 35-38

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1"О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних"(Доступ из СПС «КонсультантПлюс»).

3. Макаренко И. А. Система тактических приемов допроса несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 1998. С. 19-22.

4. Соловьев А. Б. Процессуальные, психологические и тактические основы допроса на предварительном следствии. С. 87-96.

5. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (Доступ из СПС «КонсультантПлюс»).

6. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (Доступ из СПС «КонсультантПлюс»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.