Научная статья на тему 'Оперативно-разыскное сопровождение расследования по уголовным делам о корыстно-насильственных преступлениях, совершаемых в сфере экономики'

Оперативно-разыскное сопровождение расследования по уголовным делам о корыстно-насильственных преступлениях, совершаемых в сфере экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CRIMINAL PROCEDURE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ЗАКОН ОБ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE LAW ABOUT OPERATIVELY-SEARCH ACTIVITY / СОПРОВОЖДЕНИЕ / SUPPORT / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SEARCH OPERATIONS / МЕТОДЫ / METHODS / СИЛЫ И СРЕДСТВА ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FORCES AND MEANS OF OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES / РЕЗУЛЬТАТЫ ОРД / THE RESULTS OF THE OSA / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / РАСКРЫТИЕ / DISCLOSURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коварин Дмитрий Андреевич

Оперативно-разыскное сопровождение [3] процесса расследования преступлений в целом и корыстно-насильственных, совершенных в сфере экономики, в частности как один из элементов оперативно-разыскного им противодействия самостоятельная организационно-тактическая форма ОРД. Это комплекс мер оперативно-разыскного характера по установлению фактов и обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам, источников информации о них в целях обеспечения следствия данными, способствующими выяснению истины и наказанию виновных в соответствии с законом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коварин Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATIVE SUPPORT INVESTIGATIONS INTO CRIMINAL CASES OF SELFISH AND VIOLENT CRIMES COMMITTED IN THE SPHERE OF ECONOMY

Investigative support for the process of investigation of crimes in General and selfish and violent, committed in the economic sphere in particular, as part of operatively-search counter them, independent of the organizational and tactical form of the OSA. A set of measures of operative-investigative nature to establish the facts and circumstances to be proved in criminal cases, sources of information about them in order to ensure that the investigation data, contributing to establish the truth and punish the culprits in accordance with law.

Текст научной работы на тему «Оперативно-разыскное сопровождение расследования по уголовным делам о корыстно-насильственных преступлениях, совершаемых в сфере экономики»

УДК 343.132

ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Коварин Дмитрий Андреевич

доцент кафедры организации и безопасности судебной и правоохранительной деятельности Восточно-Сибирского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»,

г. Иркутск e-mail: kovarin65@mail.ru

INVESTIGATIVE SUPPORT INVESTIGATIONS INTO CRIMINAL CASES OF SELFISH AND VIOLENT CRIMES COMMITTED IN THE SPHERE OF ECONOMY

Dmitry Covаrin

associate Professor of Department of organization of judicial and security and law enforcement the East-Siberian branch

of the FSBEI HE «The Russian State University of Justice»,

Irkutsk

АННОТАЦИЯ

Оперативно-разыскное сопровождение [3] процесса расследования преступлений в целом и корыстно-насильственных, совершенных в сфере экономики, в частности как один из элементов оперативно-разыскного им противодействия - самостоятельная организационно-тактическая форма ОРД. Это комплекс мер оперативно-разыскного характера по установлению фактов и обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам, источников информации о них в целях обеспечения следствия данными, способствующими выяснению истины и наказанию виновных в соответствии с законом.

ABSTRACT

Investigative support for the process of investigation of crimes in General and selfish and violent, committed in the economic sphere in particular, as part of operatively-search counter them, independent of the organizational and tactical form of the OSA. A set of measures of operative-investigative nature to establish the facts and circumstances to be proved in criminal cases, sources of information about them in order to ensure that the investigation data, contributing to establish the truth and punish the culprits in accordance with law.

Ключевые слова: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; Закон об оперативно-разыскной деятельности; сопровождение; оперативно-разыскные мероприятия; методы, силы и средства оперативно-разыскной деятельности; результаты ОРД; предупреждение; раскрытие; профилактика.

Key words: Criminal procedure code of the Russian Federation; the Law about operatively-search activity; support; search operations; methods, forces and means of operational search activities; the results of the OSA; prevention; disclosure; prevention.

Потребность в таких мерах возникает с момента возбуждения уголовного дела и остается до его направления в суд.

Разделение оперативно-разыскного сопровождения процесса расследования и других организационно-тактических форм оперативно-разыскной деятельности (ОРД) проявляется прежде всего в их направленности. Оперативно-разыскные мероприятия, осуществляемые в рамках рассматриваемой формы, имеют четкую ориентацию на интересы следствия, что в определенной мере сужает их познавательные

рамки по сравнению с оперативной разработкой. Приоритет отдается получению новой информации, необходимой для процессуального доказывания по уголовному делу, защите лиц — носителей этой информации, участников уголовного судопроизводства, контролю за действиями лиц, препятствующих следствию, и пресечению их действий. Поэтому особенностью оперативно-разыскного сопровождения является ярко выраженный обеспечивающий характер по отношению к предварительному следствию.

Основной целью оперативно-разыскного сопровождения процесса расследования рассматриваемых преступлений является создание благоприятных условий для полного, всестороннего и объективного расследования уголовных дел.

Оперативные подразделения ОВД, осуществляющие борьбу с преступностью в сфере экономики, решают следующие задачи:

— устанавливают и задерживают всех лиц, совершивших преступления;

— используя оперативно-разыскные силы, средства и методы, помогают следователю проверять, относятся ли определенные доказательства к расследуемому событию;

— отыскивают, собирают и обеспечивают сохранность вещественных, а также иных доказательств и другой различной информации, использование которой может служить для получения доказательств либо для построения следственных и разыскных версий;

— устанавливают намерения обвиняемых, подозреваемых и их связей препятствовать нормальному проведению процесса предварительного расследования и информируют об этом следователя;

— осуществляют постоянный оперативный контроль за подозреваемым и обвиняемым с целью предотвращения с их стороны новых преступлений или пресечения попытки скрыться от следствия и суда;

— осуществляют розыск скрывшихся известных и не установленных следствием преступников, похищенного ими имущества, ценностей, орудий преступлений;

— устанавливают имущество, подлежащее конфискации.

Добытая оперативными сотрудниками информация подлежит представлению в специальном порядке лицу, осуществляющему предварительное следствие.

Слаженность во взаимодействии сотрудников следственно-оперативных групп должна обеспечить оптимизацию процесса расследования по каждому конкретному уголовному делу.

Условия оптимизации процесса оперативно-разыскного сопровождения:

1) своевременность, так как промедление недопустимо, особенно в ситуациях обнаружения действий преступников, направленных на сокрытие следов их хищений, а также их противоправных действий, реально угрожаю-

щих жизни, здоровью граждан и общественной безопасности;

2) одновременное применение нескольких тактических приемов оперативными сотрудниками, осуществляющими выполнение неотложных следственных действий, и следователем, оформляющим процессуальное фиксирование результатов совместной работы оперативно-следственной группы;

3) адаптация конкретных приемов следственных действий и сопровождающих их ОРМ в каждом случае к обстоятельствам возникшей ситуации; особенности проявления намерений участников уголовного судопроизводства, характер и степень реальности сокрытия имеющихся следов преступлений, стадии развития преступного намерения, уровень опасности готовящегося к совершению преступления, наличие или отсутствие смягчающих или отягчающих уголовную ответственность обстоятельств, а также силы, средства и иные возможности, которые могут быть использованы для достижения задач уголовного судопроизводства и оперативно-разыскной деятельности.

При осуществлении оперативно-разыскного сопровождения расследования корыстно-насильственных преступлений в сфере экономики, получение доказательств в рамках уголовного процесса исключает непосредственное восприятие и фиксацию преступных действий производящим предварительное следствие лицом. Специфика же получения оперативно-разыскной информации допускает такую возможность. Данные, полученные при проведении оперативно-разыскных мероприятий, весьма неоднородны: часть из них может служить лишь ориентирующей информацией, помогающей выработать верное направление решения задач ОРД, отбросить ложные версии; другая же после проверки процессуальным путем может стать доказательствами.

Преступный мир, имея постоянно пополняющийся экономический базис (посредством совершения, как правило, длящихся корыстно-насильственных преступлений в сфере экономики), совершенствует подготовку, механизм совершения и сокрытия следов совершенных преступлений [1]. Это не является новизной для правоохранительных органов, так как на указанные факты обращалось внимание еще в конце XIX — начале XX в. Так, известный русский ученый-криминалист С. Н. Трегубов указывал в одной из своих работ: «Улучшая оби-

ход общественной жизни, многие технические открытия дают в руки преступников новые усовершенствованные орудия для уничтожения следов хищений и создают благоприятную обстановку для их деятельности» [9].

Оперативно-разыскное сопровождение расследования корыстно-насильственных преступлений в сфере экономики полагает то, что фактические данные, получаемые оперативно-разыскным путем и фиксируемые специальной оперативной техникой, с точки зрения возможности их реализации на стадии предварительного расследования следует разделить на три группы: 1) использующиеся только в оперативно-разыскных целях; 2) определяющие при расследовании направления поиска доказательств и указывающие на возможные источники их получения; 3) содержащие сведения, которые могут быть использованы в целях раскрытия преступлений и изобличения преступников как в оперативно-разыскной деятельности, так и в процессе доказывания [7, с. 28].

Указанная точка зрения полностью нами поддерживается, так как распространяется на большинство данных оперативно-разыскной информации, подлежащей легализации. Фактические данные, полученные в ходе оперативно-разыскного сопровождения расследования корыстно-насильственных преступлений в сфере экономики, могут использоваться в качестве доказательств в суде, если будут соблюдены следующие требования:

— используемые результаты ОРД должны относиться к данному конкретному, расследуемому уголовному делу, т. е. обладать способностью обосновать, доказать или опровергнуть определенное обстоятельство, подлежащее доказыванию, предусмотренное ст. 73 УПК РФ;

— полученная при осуществлении ОРМ информация должна быть получена из тех источников, которые прямо указаны в ст. 74 УПК РФ как источник судебных доказательств;

— на основании ведомственного нормативно-правового акта (Приказа МВД РФ № 332 от 5 сентября 1998 г.) [4], предусматривающего определенную процедуру вынесения постановления руководителя оперативного подразделения, направленного на использование результатов ОРД, указанный оперативно-служебный документ (так же как и разрешенные данным нормативным правовым актом результаты) должен быть приобщен к уголовному делу в строгом соответствии с уголовно-

процессуальным законодательством (ст. 81 УПК РФ о признании видеозаписи, фотографии вещественным доказательством);

— в соответствии с требованиями Закона РФ «О государственной тайне» № 5485-1 от 21 июля 1993 г. (в ред. федер. закона от 08.03.2015 № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации») к сведениям, составляющим государственную тайну в области ОРД, относят: 1) силы, средства, источники, методы и планы, используемые или использованные при проведении негласных ОРМ;

2) организацию и тактику проведения ОРМ;

3) результаты ОРД; 4) информацию о лицах, внедренных в организованные преступные группы, а также о штатных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД; 5) сведения о лицах, которые сотрудничают или сотрудничали на конфиденциальной основе с органом, осуществляющим ОРД; 6) данные о финансировании ОРД, если они раскрывают перечисленные сведения; 7) методы и средства защиты секретной информации.

Указанные сведения подлежат рассекречиванию только на основании Постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД. Причем следует учитывать меру достаточной необходимости, которая позволяла бы сохранить в тайне вышеуказанные сведения и, даже в случае рассекречивания, ограничивала бы круг пользователей ими [6].

Однако «подмена» источника получения сведений о фактах, установленных негласным путем, или сокрытие этого источника недопустимы. В противном случае органы следствия и суда были бы лишены реальной возможности судить о происхождении представленных им сведений и правильно оценить их [9].

В ходе оперативно-разыскного сопровождения расследования рассматриваемых преступлений при осуществлении оперативными сотрудниками неотложных следственных действий возникает необходимость соблюдения имеющихся в наличии научных рекомендаций, регламентирующих закрепление будущих доказательств.

Все мероприятия оперативный работник должен планировать с учетом мнения (планов) следователя, чтобы при их проведении не создавать препятствий или осложнений для рас-

следования, не допустить нарушения законности. В свою очередь следователь должен информировать оперативного работника о направлениях расследования для того, чтобы своими действиями не расшифровать негласные источники и способы получения оперативных материалов, не сорвать проведение намеченных оперативно-разыскных мероприятий.

Деятельность оперуполномоченных в процессе оперативного сопровождения, направленного на нейтрализацию криминального противодействия выявлению и раскрытию корыстно-насильственных преступлений в сфере экономики, должна заключаться:

— в принятии участия в разработке и реализации программы обеспечения безопасности участников уголовного процесса, членов семьи и близких родственников;

— в защите материалов дела предварительного и судебного следствия с момента получения информации о криминальном противодействии до вступления приговора в законную силу;

— в проведении комплекса оперативно-разыскных мероприятий с применением технических средств по выявлению и изобличению лиц, оказывающих криминальное влияние на проводимое расследование и судебное разбирательство;

— в участии в разработке и реализации мероприятий по нейтрализации криминального противодействия, оперативно-разыскного контроля за поведением подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и их связей, оставшихся на свободе, недобросовестных участников уголовного процесса, изменивших свои первоначальные показания;

— во взаимодействии с оперативными работниками ИВС, СИЗО, подразделений органов исполнения уголовного наказания, принимаемых мер по изоляции задержанных лиц и обеспечивать ее с момента задержания до вступления приговора в законную силу.

Оказание противодействия следователю в решении процессуальных задач со стороны подозреваемых и их связей неразрывно связано с активной борьбой последних против лиц, негласно содействующих раскрытию преступлений. Методами такой борьбы, как показало проведенное исследование, являются:

— дезинформация лиц, сотрудничающих с оперативными подразделениями;

— тщательная проверка соучастников и лиц, контактировавших с ними, на предмет

непривлечения их к ответственности за совершение административных правонарушений или преступлений;

— дезинформирование, имеющее целью спровоцировать ответные действия сотрудников ОВД по их пресечению;

— проверка лиц, отказывающихся совершать преступления;

— наблюдение за зданиями, занимаемыми ОВД, с целью выявления посетителей;

— установление наблюдения за работниками ОВД, принимающими участие в расследовании преступлений, с целью фиксации их контактов.

Основными мерами по преодолению противодействия подозреваемых лиц и их связей являются:

— обеспечение скрытности планов следствия посредством дезинформирования лиц, заинтересованных в их раскрытии, с привлечением негласных возможностей;

— своевременное выявление намерений подозреваемых путем установления за ними оперативного наблюдения и проведения разведывательных мероприятий среди лиц, втянутых в орбиту расследования;

— создание обстановки невозможности осуществления намерений преступников, скрытое управление их противодействием.

В качестве приемов нейтрализации противодействия расследованию со стороны преступников предлагается: целенаправленное воздействие на отдельных членов преступной группы путем личного убеждения; склонение к нужным действиям с помощью лиц, содействующих оперативным подразделениям; оказание положительного воздействия с помощью авторитетных родственников и знакомых.

Следователь должен пользоваться только процессуальными средствами, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, а сотрудники оперативных подразделений — использовать силы, средства и методы, которыми они располагают. Такой подход, разумеется, не отрицает, что в порядке выполнения отдельного поручения следователя, указания суда либо исполнения мероприятий, предусмотренных совместным планом, оперативные работники могут проводить отдельные процессуальные действия (обыски, допросы, выемки документов и т. п.). Важным требованием, предъявляемым к процессу оперативно-разыскного сопровождения, является обязательное совмест-

ное участие следователей и оперативных работников в реализации информации, добытой оперативными работниками в ходе осуществления оперативно-разыскных мероприятий при раскрытии конкретного преступления.

При использовании информации, полученной оперативным путем, как правило, возникают две проблемы: во-первых, реализовать такую информацию на предварительном следствии, во-вторых, зашифровать источники и средства получения соответствующих сведений. Если первую задачу в основном выполняет следователь, вторая должна решаться совместно оперативным работником и следователем, поскольку любая несогласованность может привести к тяжким последствиям.

Оперативно-разыскная информация, касающаяся каждого конкретного преступления, в полном объеме должна быть не только доступна следователю, но и своевременно до него доведена.

Работа по оперативному сопровождению строится на основе совместных планов и планов оперативно-разыскных мероприятий по делу. Как правило, следователи и оперативные работники объединены в следственно-оперативные группы, которые создаются по решению руководителя ОВД [5], прокурора [8] и руководителя следственного органа.

Для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений создаются постоянно действующие следственно-оперативные группы, руководство деятельностью которых возлагается на наиболее опытных следователей [9].

В целом оперативно-разыскное сопровождение заключается в проведении оперативно-разыскных мероприятий, решающих общие задачи этого процесса, а также обеспечивающих конкретные следственные действия по следующим направлениям: 1) предоставление следователю данных, полученных оперативным путем, позволяющих ему более критически оценивать показания и правильно строить тактику процессуальных действий; 2) непосредственное участие оперативного работника в проведении следственных действий; 3) проведение оперативных комбинаций, направленных на повышение эффективности следственных действий.

Следователь или оперативный работник перед допросом должны располагать информацией, характеризующей допрашиваемое лицо как с отрицательной, так и с положитель-

ной стороны. И чем точнее она соответствует реальным условиям, в которых находится допрашиваемый, тем быстрее устанавливается контакт. Если следователь знает микроклимат в группе, нормы поведения, ценностные ориентировки личности, факты действительности, в которых допрашиваемый проявил себя с положительной стороны, и умело использует эти знания, то ему намного легче преодолеть отчужденность со стороны подозреваемых и обвиняемых. В сложных ситуациях расследования корыстно-насильственных преступлений, совершенных в сфере экономики членами организованной преступной группы (ОПГ), представляется вполне оправданным тщательно изучить перед допросом личность допрашиваемого, в том числе с использованием оперативно-разыскных возможностей, например оперативной установки.

В целях сопровождения отдельного следственного действия оперативные данные должны содержать точные сведения о мельчайших деталях событий, предшествовавших преступлению или происшедших во время и после него. Общепризнанным является использование в ходе допроса данных о фрагментах разговора между преступниками, фактах некриминального характера, имевших место во время совершения преступления. Это позволит создать установку на дачу правдивых показаний, а также послужит надежным звеном в ассоциативном воспоминании происшедшего.

Участие оперативных работников в проведении следственных действий, помимо обеспечения безопасности, оказания чисто технической помощи, организации немедленной проверки даваемых показаний, обусловлено также необходимостью использования их возможностей оказывать правомерное психологическое воздействие. Следователь в силу своего процессуального положения более скован в применении тактических приемов.

Для эффективности некоторых следственных действий оперативный работник может осуществлять оперативные комбинации. Так, при разбойном нападении на кассу возникла необходимость в очной ставке свидетеля нападения «Н» и членов ОПГ. В то же время от конфидента оперативному работнику, осуществлявшему оперативно-разыскное сопровождение, поступила информация о том, что члены ОПГ, в которой состояли обвиняемые, пытались запугать «Н», и он склонен на очной

ставке не опознать обвиняемых. Оперативный работник довел эту информацию до следователя. При обсуждении ситуации было принято решение: конфидент должен встретиться со свидетелем и убедить его, как человек, ранее судимый и знающий законы, в том, что свидетель может быть за это привлечен к уголовной ответственности, а угрозы преступников нереальны. Такая комбинация была осуществлена. Свидетель опознал преступников на очной ставке. Это было для них неожиданностью — ведь их проинформировали о том, что свидетель будет вести себя иначе. Подобная психологическая встряска и правильно спланированный последующий допрос позволяют получить признательные показания.

Участие оперативного работника в проведении допроса будет обоснованным также в случае, когда он использует данные оперативного характера, поскольку это помогает в самом начале создать у допрашиваемого впечатление о принципиальной невозможности дачи ложных показаний. Для этого приводятся факты об имевших место событиях.

Не менее важным является решение такого вопроса оперативно-разыскного сопровождения следствия по корыстно-насильственным преступлениям в сфере экономики, совершенным членами ОПГ, как соблюдение конспирации. Задача заключается в том, чтобы максимально использовать здесь помощь следователя. Оставаясь на общепризнанной позиции, согласно которой следователь не должен заниматься оперативной работой, необходимо отметить, что он может действовать достаточно эффективно в оперативных целях процессуальными средствами. Безусловно, для проведения любого следственного действия должны быть процессуальные основания.

Целью основных следственных действий, осуществляемых по утвержденным согласованным планам оперативно-разыскных и следственных мероприятий по реализации материалов оперативной разработки или раскрытия преступления, является обеспечение интересов оперативных служб, в частности зашифровка сил, средств и методов ОРД. На практике широко применяются приемы изменения очередности и времени проведения следственных действий, повторные допросы фигурантов — для отвлечения внимания от истинного интереса и направления следствия.

Уголовно-процессуальный закон содержит еще одно основание для осуществления оперативно-разыскного сопровождения процесса расследования — отдельное поручение и указание следователя, даваемое им в порядке ст. 210 УПК РФ.

Практика свидетельствует, что отдельные поручения и указания следователя о производстве разыскных действий, как правило, вызваны необходимостью привлечения оперативно-разыскных сил и средств для установления лица, совершившего преступление, его местонахождения, для его задержания, а также выявления потерпевших, свидетелей, вещественных доказательств, документов, похищенных ценностей и т. п.

Поручение следователя на проведение тех или иных мероприятий поискового характера в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона должно даваться в письменной форме. Однако в тех случаях, когда его содержание связано с информацией, не подлежащей оглашению, либо касается отдельных вопросов, решение которых занимает порой меньше времени, чем подготовка письменного документа и прохождение его до исполнителя, а также в случаях, не терпящих отлагательства, поручение может быть дано и в устной форме.

Приостановление расследования по уголовному делу не является основанием к прекращению оперативно-разыскных мер по раскрытию преступления. Из этого следует, что, будучи самостоятельной, задача оперативно-разыскного раскрытия преступлений неразрывно связана с уголовно-процессуальной деятельностью и может расцениваться как результативная только при успешном завершении расследования [10].

Таким образом, противодействие корыстно-насильственным преступлениям, совершаемым в сфере экономики, требует проведения комплекса оперативно-разыскных мероприятий, направленных не только на выявление, предупреждение и раскрытие указанных преступлений, но и на нейтрализацию криминального противодействия.

Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что оперативно-разыскное сопровождение расследования по уголовным делам о корыстно-насильственных преступлениях, совершенных в сфере экономики, — это комплекс соответствующих оперативно-разыскных мероприятий, направленных на

непосредственное обеспечение интересов расследования в соответствии с поручениями следователя, обусловленными необходимостью решения задач по обнаружению источников дополнительной доказательственной информации, защиту лиц, носителей этой информации, всех участников досудебного и судебного производства, контроль за действиями лиц, препятствующих следствию, и пресечение этих действий.

Момент прекращения оперативно-разыскного сопровождения процесса расследования по конкретным уголовным делам формально можно связать с раскрытием преступления, т. е. периодом, когда дело с обвинительным заключением направлено прокурору. Хотя в отдельных случаях, когда устанавливаются новые факты либо намерения подследственных или их связей противодействовать осуществлению правосудия, оперативно-разыскное сопровождение должно продолжаться до вынесения приговора.

В целях повышения эффективности оперативно-разыскного сопровождения расследования корыстно-насильственных преступлений в сфере экономики можно предложить следующие изменения и дополнения в действующее уголовно-процессуальное законодательство:

1) включить в УПК РФ ст. 261 «Прекращение уголовного дела в связи с осуществлением сотрудничества, направленного на раскрытие и расследование более тяжких корыстно-насильственных преступлений»: «Следователь, орган дознания, а также прокурор и суд вправе прекратить уголовное дело в отношении лица, оказавшего сотрудничество правоохранительным органам при раскрытии и расследовании более тяжких корыстно-насильственных преступлений, касающихся деятельности организованных преступных групп с наступлением смерти или тяжкого вреда здоровью граждан, причинением особо крупного ущерба право-охраняемым интересам либо собственности физических или юридических лиц»;

2) статью 86 УПК РФ «Собирание доказательств» дополнить частью 4 следующего содержания: «Органы, осуществляющие ОРД, вправе представлять фактические данные, полученные в ходе выполнения ОРМ, для их дальнейшего использования в качестве самостоятельного вида доказательств по уголовному делу, после их представления следователю с указанием происхождения этих данных, с последующим процессуальным оформлением»;

3) статью 99 УПК РФ «Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения»

дополнить ч. 2: «При применении меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или суд должны также учитывать, что лицо, подозреваемое в совершении корыстно-насильственного преступления, осуществляло сотрудничество с правоохранительными органами, направленное на раскрытие и расследование иного, более тяжкого корыстно-насильственного преступления, совершенного другими лицами».

По нашему мнению, реализация вышеуказанных предложений позволит усилить борьбу с корыстно-насильственными преступлениями, совершаемыми в рассматриваемой сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. О введении в действие Типовой инструкции об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию убийств : указ. Ген. прокурора РФ и МВД РФ № 31516-93 1/3452 от 2 июня 1993 г. // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

2. Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации : приказ Следствен. комитета РФ от 15 янв. 2011 г. № 2 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

3. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник: Ок. 11000 синоним. рядов / З. Е. Александрова. — М. : Рус. яз., 1989. - 156 с.

4. Бюл. норматив. актов федер. органов исполнит. власти. — 1998. — № 23.

5. Муженская Н. Е. Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений. В 2 ч. Ч. 1 / Н. Е. Муженская, Г. В. Костылева. — М. : Проспект, 2015. — 640 с.

6. Николюк В. В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» : науч.-практ. комментарий / В. В. Николюк, В. В. Кальницкий, А. Е. Че-четин. — Омск : ЮИ МВД России, 1996. — 320 с.

7. Применение видеозаписи в оперативно-разыскной деятельности и следственной работе /

B. Н. Костыркин [и др.]. — Ташкент : ТВШ МВД СССР, 1988. — 110 с.

8. Ривман Д. В. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Д. В. Ривман. — СПб. : Питер, 2003. — 235 с.

9. Трегубов С. Н. Основы уголовной техники /

C. Н. Трегубов. — Пг. : Изд. юрид. кн. склада «Право», 1915. — 334 с.

10. Фирсов В. В. Оперативно-разыскное предупреждение и оперативно-разыскное сопровождение расследования хищений в кредитно-банковской сфере : дис. ... канд. юрид. наук / В. В. Фирсов. — СПб., 2000. — 204 с.

11. Шиканов В. И. Актуальные вопросы уголовного судопроизводства и криминалистики в условиях современного НТП / В. И. Шиканов. — Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1978. — 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.