Научная статья на тему 'К вопросу об оперативно-разыскном сопровождении уголовных дел, возбужденных по фактам бандитизма'

К вопросу об оперативно-разыскном сопровождении уголовных дел, возбужденных по фактам бандитизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
452
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНДИТИЗМ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / PRELIMINARY INVESTIGATION / СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО / TRIAL / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / OPERATIONAL SEARCH SUPPORT / GANGSTERISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поздняков А.Н.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с организацией оперативно-разыскного сопровождения уголовных дел, возбужденных по фактам бандитизма, на стадии предварительного расследования и в период судебного разбирательства, предлагается комплекс оперативно-разыскных мер, реализация которых должна способствовать полному расследованию уголовных дел данной категории и привлечению виновных к уголовной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поздняков А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On operational search maintenance of the criminal cases involving gangster violence

The problems associated with the organization of operational search maintenance of the criminal cases involving gangster violence during the preliminary investigation and during trial are considered, the set of measures is proposed, the implementation of which should contribute to the comprehensive investigation of the criminal cases in this category and to bringing the persons guilty to justice.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оперативно-разыскном сопровождении уголовных дел, возбужденных по фактам бандитизма»

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)

66

государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования: приказ МВД России от 7 ноября 2011 г. № 1121.

4. Бобрицкий Ф.Г. Гражданско-правовое регулирование использования электронно-цифровой подписи при осуществлении банковских сделок: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

5. Климович М.В. Правовые и организационные проблемы информатизации и электронного документооборота в органах государственной власти субъекта Российской Федерации

(на примере воронежской области): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2006.

6. Конявский В.А. Методы и аппаратные средства

защиты информационных технологий электронного документооборота: автореф. дис. ... докт. техн. наук. М., 2005.

7. Медведев Д.А. Переход к использованию всех форм электронного правительства может занять 5—6 лет. URL: http://kremlin.ru/ news/6442.

E-mail: ovorta@mail.ru torbor@@mail.ru

А.Н. ПОЗДНЯКОВ,

доцент кафедры организации оперативно-разыскной деятельности,

кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

К вопросу об оперативно-разыскном сопровождении уголовных дел, возбужденных по фактам бандитизма

В статье рассматриваются проблемы, связанные с организацией оперативно-разыскного сопровождения уголовных дел, возбужденных по фактам бандитизма, на стадии предварительного расследования и в период судебного разбирательства, предлагается комплекс оперативно-разыскных мер, реализация которых должна способствовать полному расследованию уголовных дел данной категории и привлечению виновных к уголовной ответственности.

Бандитизм, предварительное расследование, судебное разбирательство, оперативно-разыскное сопровождение.

Всудебно-следственной практике нередко допускаются ошибки при квалификации бандитизма, разграничении его со смежными составами преступлений, недостаточно четко исследуются признаки банды, возникают трудности в толковании иных положений ст. 209 УК РФ [2], имеющих оценочный характер [4]. Как следствие — более чем в 85 % случаев, рассмотрев уголовное дело, возбужденное по факту бандитизма, суд меняет квалификацию преступления.

Свое заключение сделало Контрольное управление Администрации Президента Российской Федерации, сотрудники которого в

2005 г. проверили выполнение соответствующими подразделениями органов внутренних дел федерального законодательства и указов Президента Российской Федерации в сфере борьбы с организованной преступностью. В итоговой справке было указано что «в материалах легализованных результатов оперативно-розыскных мероприятий о деятельности преступных сообществ и бандитских формирований, представляемых прокурорам, часто усматриваются признаки преступлений, предусмотренных ст. 209, 210 УК РФ, и на основании их возбуждаются уголовные дела этой категории. Однако крайне низкий уровень их оперативного сопровождения не позволяет собрать и закрепить в полном объеме достаточные доказательства деятельности преступных сообществ и бандитских формирований, что неминуемо влечет за собой исключение этих статей из существа обвинения на стадии утверждения обвинительного заключения либо служит основанием для вынесения судами оправдательных приговоров» [5]. Таким образом, виновный был определен, но проблема осталась нерешенной.

Представляется, что оперативно-разыскное сопровождение процесса расследования преступлений — это комплекс мер оперативно-разыскного характера по установлению фактов и обстоятельств, подлежащих дока-

зыванию по уголовным делам, в целях обеспечения как следствия оперативными и иными данными, способствующими выяснению истины, так и суда — доказательствами того, что подозреваемый изобличен в совершении инкриминируемого ему противоправного деяния и подлежит наказанию в соответствии с законом.

Основной целью оперативно-разыскного сопровождения процесса расследования уголовных дел, возбужденных по фактам бандитизма, является создание благоприятных условий для полного, всестороннего и объективного их расследования. В рамках достижения этой цели оперативными подразделениями полиции должны решаться следующие задачи:

— установление и задержание лиц, причастных к указанным преступлениям;

— сбор и обеспечение сохранности вещественных, а также иных доказательств, оперативной информации, использование которой может служить основой для получения доказательств либо построения следственных и разыскных версий;

— обеспечение с использованием оперативно-разыскных сил средств и методов, возможности для проверки соотнесенности определенных доказательств с расследуемым событием;

— установление намерений обвиняемых, подозреваемых препятствовать нормальному проведению процесса предварительного расследования, а также их связей, и информирование об этом следователя;

— осуществление постоянного оперативного контроля за подозреваемыми и обвиняемыми с целью предотвращения с их стороны новых преступлений или пресечения попытки скрыться от следствия и суда в случаях, когда в их отношении не применена мера пресечения — арест;

— осуществление розыска скрывшихся известных и неустановленных следствием преступников, похищенного ими имущества, орудий преступлений [6, с. 157—158].

При решении организационно-тактических вопросов оперативно-разыскного сопровождения уголовных дел, возбужденных по фактам бандитизма, необходимо учитывать требования, которые предъявляются к этой форме оперативно-разыскной деятельности (в ред. Федерального закона № З-ФЗ «О полиции»). Одним из них является разграничение компетенции между следователем и оперативно-разыскными подразделениями полиции в процессе работы по конкретным уголовным делам. Это предполагает недопустимость совмещения их функций, т. е. сле-

дователь должен пользоваться только процессуальными средствами, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, а сотрудники оперативных аппаратов — силами, средствами и методами, установленными Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» [1]. Такой подход не отрицает того, что в порядке выполнения поручения следователя, указания суда либо исполнения мероприятий, предусмотренных совместным планом, оперативные работники полиции могут проводить отдельные процессуальные действия (обыски, допросы, выемку документов и т. п.) [3, ст. 38].

Вся работа по оперативно-разыскному сопровождению строится на основе совместных планов и планов, разрабатываемых по делу оперативного учета.

В целом оперативно-разыскное сопровождение заключается в проведении оперативно-разыскных мероприятий, обеспечивающих конкретные следственные действия по следующим направлениям:

— предоставление следователю данных, полученных оперативно-разыскным путем, позволяющих ему правильно строить тактику процессуальных действий;

— непосредственное участие оперативного работника в проведении следственных действий;

— проведение оперативных комбинаций, направленных на повышение эффективности следственных действий и получение дополнительной оперативной информации, которая может служить доказательной основой по тем или иным эпизодам преступной деятельности обвиняемых.

Основанием для осуществления мероприятий по оперативно-разыскному сопровождению процесса расследования уголовных дел, возбужденных, в частности, по фактам бандитизма, является решение следователя. При наличии дел оперативного учета, как правило, весь комплекс мероприятий, направленных на оперативно-разыскное сопровождение процесса расследования, проводится в его рамках. В отдельных случаях дела оперативного учета могут заводиться при наличии уже возбужденного уголовного дела, что бывает необходимым тогда, когда до возбуждения уголовного дела по тем же криминальным событиям дела оперативного учета не заводились, а в ходе предварительного расследования возникла необходимость провести широкий комплекс оперативно-разыскных мероприятий, обеспечивающих успешное решение процессуальных задач по расследуемому делу [7, с. 40].

Отметим участившиеся случаи оказания организованного противодействия осущест-

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)

68

влению уголовного судопроизводства на стадии судебного разбирательства особенно по уголовным делам, возбужденным по фактам бандитизма, что обусловлено следующими обстоятельствами.

1. В отличие от стадии предварительного следствия, при судебном разбирательстве преступники уже знают о собранных доказательствах и о тех из них, на которых строится обвинение. Они выискивают наиболее слабые места обвинения с целью их последующего разрушения. Этому способствует предусмотренный уголовно-процессуальным законом порядок ознакомления обвиняемого со всеми материалами уголовного дела.

2. С момента окончания предварительного следствия и до начала судебного разбирательства происходит, как правило, существенное ослабление оперативного контроля со стороны сотрудников оперативных подразделений за действиями обвиняемых и содействующих им лиц, что дает им возможность осуществлять противоправную деятельность, направленную на разрушение системы доказательств и на запугивание участников процесса.

3. Вследствие несовершенства правового регулирования судебного процесса различные действия, направленные на воспрепятствование осуществлению правосудия, часто не влекут никаких правовых последствий.

4. Проблемы организации оперативно-разыскного сопровождения на стадии судебного разбирательства в достаточной степени нормативно не отрегулированы Верховным Судом РФ, Министерством юстиции, Генеральной прокуратурой, ведомственными нормативными актами МВД России. В связи с этим получаемая оперативными подразделениями информация относительно различного рода угроз со стороны членов бандитских структур в адрес участников уголовного судопроизводства реализуется на местном уровне с учетом сложившейся практики. В отдельных случаях для оказания помощи привлекаются сотрудники Центра по обеспечению безопасности лиц, подлежащих госзащите.

Организация и тактика оперативно-разыскной деятельности по борьбе с противодействием членов бандгрупп и их пособников на стадии судебного разбирательства формируется с учетом избранных ими методов давления [7, с. 117]. Чаще всего применяются следующие методы противодействия осуществлению правосудия:

— воздействие на свидетелей и потерпевших с целью дачи показаний, необходимых преступникам, которое может осуществляться угрозой физической расправы, или непос-

редственным ее применением; в некоторых случаях — угрозой расправы с близкими родственниками;

— воздействие на судей, прокуроров, поддерживающих государственное обвинение, присяжных заседателей, а также экспертов и специалистов, дающих в ходе судебного разбирательства заключения по тем или иным вопросам;

— попытки прямого уничтожения и фальсификации доказательств, уличающих преступников в совершении преступлений;

— физическое устранение основных свидетелей обвинения.

При организации оперативно-разыскных мероприятий и иных мер, призванных нейтрализовать противоправную деятельность членов указанных преступных структур, необходимо учитывать, что действия преступников представляют «хорошо продуманную и активную систему» и «факты использования уголовно-преступными элементами ухищрений и контроперативных действий следует рассматривать как элементы профессионализма, практикуемые в новых условиях» [8, с. 93].

Действия преступников, относящиеся ко второй группе методов давления, при получении качественной информации могут нейтрализоваться не только комплексом оперативно-разыскных мероприятий, но и применением уголовно-правовых норм (например, привлечением к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны или взятку). Однако при организации оперативно-разыскных мероприятий по нейтрализации первой и второй групп деяний по противодействию осуществлению правосудия работа должна проводиться главным образом с помощью оперативно-разыскных сил и средств.

При получении информации о готовящейся либо проводимой деятельности по противодействию правосудию после ее проверки руководители оперативных подразделений должны сообщить о своих выводах председателю суда или судье, рассматривающему уголовное дело по бандитизму. Очень важно нормативно закрепить способы передачи оперативно-разыскной и иной информации суду, т. е. выработать систему приемов, посредством которых она будет поступать судье. Нужно определиться, каким образом и в каких документах факт передачи такой информации должен отражаться, при каких условиях и как именно эта информация может быть использована в судебном разбирательстве, каким требованиям она должна соответствовать.

Преодоление оперативными работниками полиции противодействия проведению расследования уголовных дел, возбужденных по фактам бандитизма, в частности, на стадии судебного разбирательства — одна из важнейших задач оперативно-разыскного сопровождения расследования. Без решения этой задачи станет невозможным вынесение справедливого приговора преступникам.

Одним из способов, применяемых преступниками, обвиняемыми в совершении преступлений, связанных с бандитизмом, в целях противодействия расследованию уголовного дела на стадии его завершения является дискредитация следователя или оперативного работника. При этом зачастую используется метод распространения лжеинформации, для чего, например, задействуют-ся коррумпированные коллеги следователя и оперработника, принимавшие участие в оперативной разработке и расследовании дела [8, с. 116]. В этих случаях возникает необходимость тщательной оперативной проверки подобной информации и проведения комплекса оперативно-разыскных, технических и следственных действий. Думается, в этих случаях целесообразно использовать возможности подразделений собственной безопасности и проводить совместные мероприятия силами сотрудников уголовного розыска и указанных подразделений.

Все меры, реализуемые оперативными подразделениями полиции в процессе оперативного сопровождения уголовных дел по бандитизму, осуществляются во взаимодействии с органами расследования, прокуратуры и суда, при этом базовой основой такого сопровождения является обеспечение надлежащей конспирации источников информации и тайны расследования.

Список литературы

1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

4. О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) и участия в нем (ней): постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12 // Рос. газ. 2010. 17 июня.

5. Об объявлении решения коллегии МВД России от 30 ноября 2005 г. № 4км/1 «О ходе устранения недостатков, выявленных Контрольным управлением Президента РФ при проверке деятельности МВД по исполнению федеральных законов, решений Президента РФ в сфере борьбы с организованной преступностью»: приказ МВД России от 6 декабря 2005 г. № 993.

6. Бордиловский Э.И. Теоретическая основа и организационно-тактические проблемы деятельности органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений. М., 2008.

7. Вайле С.П. Некоторые аспекты, характеризующие противодействие раскрытию бандитизма // Актуальные проблемы оперативно-розыскной и административной деятельности органов внутренних дел. М., 2007.

8. Панфилов Т.А. Использование информации об ухищрениях уголовных элементов в практике аппаратов уголовного розыска // Актуальные вопросы получения, оценки и использования информации в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: сб. науч. тр. Киев, 1986.

Тел.: 8 (499) 745-82-48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.