Научная статья на тему 'К вопросу об участии педагога при производстве допроса'

К вопросу об участии педагога при производстве допроса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2630
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС / СПЕЦИАЛИСТ / ДОПРОС / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ОБВИНЯЕМЫЙ / THE CRIMINAL PROCEDURE STATUS / THE EXPERT / INTERROGATION / THE MINOR / THE SUSPECT ACCUSED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Роганов С. А., Константинова Т. Л.

В представленной статье рассматривается проблема совершенствования уголовно-процессуального статуса специалиста при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of participation of the teacher by production of interrogation

In the presented article the problem of improvement of the criminal procedure status of the expert at interrogation of the minor suspect accused is considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу об участии педагога при производстве допроса»

УДК 343.121.4/5

С. А. Роганов, Т. Л. Константинова

К вопросу об участии педагога при производстве допроса

В представленной статье рассматривается проблема совершенствования уголовно-процессуального статуса специалиста при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

In the presented article the problem of improvement of the criminal procedure status of the expert at interrogation of the minor suspect accused is considered.

Ключевые слова: уголовный процесс, уголовно-процессуальный статус, специалист, допрос, несовершеннолетний, подозреваемый, обвиняемый.

Key words: the criminal procedure status, the expert, interrogation, the minor, the suspect accused.

Одной из серьезных проблем современного общества является совершение преступлений несовершеннолетними. Так, например, в период с января по декабрь 2014 г. в Российской Федерации каждое двадцатое преступление (5 %) совершено несовершеннолетними или при их соучастии, в январе 2015 г. каждое двадцать третье преступление (4,3 %) связано с деяниями несовершеннолетних1.

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего, обусловливающими его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».

По мнению В.Л. Васильева, чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки, для которых, как правило, характерно отрицательное отношение к учебе, что в конечном счете противопоставляет их коллективу класса, школы, училища. Если для большинства детей в учебном процессе преобладают познавательные мотивы, то для проблемных подростков в этом же процессе наблюдается мотив принуждения. Это усугубляет конфликтные отношения

* © Роганов С.А., Константинова Т.Л., 2015

1 Состояние преступности - янв.-дек. 2014; янв. 2015. URL: http://www.mvd.ru

200

неуспевающего подростка с коллективом класса и педагогами, порождая в его поведении явления негативизма и бравады2.

В ходе расследования уголовных дел, возбужденных в отношении несовершеннолетних, одним из самых распространенных следственных действий является допрос. Под допросом понимается самостоятельное следственное действие, заключающееся в получении и фиксации в процессуальной форме показаний лиц о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для установления истины по делу. Допрос выступает одним из видов взаимодействия, межличностного общения и обмена информацией между допрашивающим и допрашиваемым. Осуществление психологического взаимодействия с несовершеннолетними допрашиваемыми сопряжено с особыми трудностями, обусловленными в первую очередь их возрастными особенностями, связанными со специфической динамикой прохождения психических процессов, эмоциональным и поведенческим реагированием подростков в сложных ситуациях, к категории которых относится и допрос. В зависимости от возрастного периода и индивидуальных характеристик несовершеннолетнего сама процедура допроса может восприниматься им как изначально конфликтогенная ситуация3. Таким образом, необходимо учитывать возрастные и умственные особенности несовершеннолетнего, от которых во многом будет зависеть результат допроса.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации одним из условий допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), не достигших возраста шестнадцати лет, либо достигших этого возраста, но страдающих психическим расстройством или отстающих в психическом развитии, является обязательное присутствие педагога или психолога. Вопрос присутствия педагога, при проведении допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) неоднократно изучался и до сих пор вызывает интерес у большинства ученых, которые, на наш взгляд, так и не пришли к единому мнению.

Так, например, по мнению И.А. Макаренко, законодатель, предусматривая обязательное присутствие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), четко не регламентирует его права, обязанности, полномочия, а также цели, задачи и роль его присутствия при

2 ВасильевВ.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2005. С. 430.

3 Сафуанов Ф.С, Васкэ Е.В. Методологические принципы психологического взаимодействия работников следственных органов с несовершеннолетними при допросе // Юрид. психол. 2011. № 2. С. 10.

201

проведении данного следственного действия4. Поддерживая эту точку зрения, С.В. Тетюев, кроме того, отмечает отсутствие четкого понимания цели и задач педагога, участвующего в допросе, приводит лишь к его формальному присутствию5.

По мнению М.В. Лифанова, одной из основных задач участия педагога в ходе проведения допроса несовершеннолетнего является оказание помощи следователю в установлении психологического контакта с несо-вершеннолетним6. Уважая мнение М.В. Лифанова, мы вынуждены с ним не согласиться. Анализ следственной практики показал, что в большинстве случаев на допрос приглашается педагог, знакомый несовершеннолетнему, с которым он непосредственно встречался. По нашему мнению, участие такого педагога было бы оптимально, например, при допросе несовершеннолетнего свидетеля, а не подозреваемого (обвиняемого). Несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) чаще всего воспитывается в неблагополучной семье, он не пользуется большой любовью не только у сверстников, но и у учителей-педагогов. И поэтому участие педагога в таких случаях вряд ли приведет к положительному эффекту, с точки зрения преодоления замкнутости подростка и установления психологического контакта с ним. С другой стороны, приглашение на допрос педагога, незнакомого подростку, также может иметь негативный эффект, так как для несовершеннолетнего обвиняемого этот педагог будет совершенно чужим человеком, как и следователь.

Отдельные авторы выделяют иные задачи участия педагога в ходе проведения допроса несовершеннолетнего обвиняемого. Так, В.Я. Рыбальская отмечает, что присутствие педагога при допросе является гарантом правильного проведения допроса и обеспечения прав допрашиваемого7. Уважая мнение В.Я. Рыбальской, мы не можем с ней согласиться, поскольку защиту прав и законных интересов осуществляет предусмотренный в обязательном порядке уголовно-процессуальным законом защитник несовершеннолетнего, а также его законный представитель.

4 Макаренко И.А. Проблемы участия педагога и психолога в процессе расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Рос. следователь. 2007. № 13.

5 Тетюев С.В. Зачем уголовному процессу педагог? // Рос. юстиция. 2010. № 6. С. 37-40.

6 Лифанов М.В. Участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого // Эксперт-криминалист. 2011. № 3. С. 18-19.

7 Рыбальская В.Я. О процессуальных гарантиях прав потерпевших в производстве по делам несовершеннолетних // Проблемы борьбы с преступностью: тр. Омск. ВШМ и Иркутск. ун-та. Омск; Иркутск, 1975. С. 85.

202

В свою очередь, С.В. Тетюевым выделяются следующие задачи участия педагога при производстве допроса: создание непринужденной обстановки допроса; обеспечение оптимального эмоционального состояния подростка; оказание помощи в формулировании педагогически корректных вопросов; составление плана допроса; определение оптимальной его продолжительности; оказание содействия следователю в фиксации показаний8. Относясь с уважением к мнению С.В. Тетюева, полагаем, что перечисленные задачи не в полной мере отражают всю необходимость участия педагога.

Обеспечение оптимального эмоционального состояния подростка не является основной задачей педагога в допросе несовершеннолетнего. Так, В.Л. Васильев подчеркивает, что отношение педагогов в большинстве случаев лучше к тем детям, которые проявляют стремление к учебе9. В последнее время подростки открыто проявляют свою неприязнь к преподавателям, что также не исключает негативное отношение педагога к такому подростку. Также педагог не может обеспечить оптимальное состояние допрашиваемого обвиняемого в связи с тем, что в ряде случаев подросток будет стесняться, стыдиться того, что совершил противоправные деяния, будет испытывать в присутствии педагога чувство страха, ненависти, агрессивности. В частности, такая ситуация может привести к потере психологического контакта, а соответственно и к затруднению при допросе.

Мы полагаем, что педагог не в полной мере может оказать помощь следователю в формулировании педагогически корректных вопросов. По нашему мнению, чтобы грамотно и доступно для подростка сформировать и поставить вопрос, необходимы в большинстве случаев специальные научные познания в области детской и подростковой психологии. Что, в свою очередь, относится к компетенции психолога.

Составление плана проведения допроса несовершеннолетнего, по нашему мнению, не будет являться задачей педагога. Следователь сам, на свое усмотрение выбирает тактику проведения допроса. В качестве одного из тактических приемов следователя выступает составление плана допроса, что тем самым является непосредственной прерогативой следователя. План допроса не является неизменным и может редактироваться следователем в ходе проведения допроса по своему усмотрению, в зависимости от поведения допрашиваемого лица.

8 Тетюев С.В. Указ. соч.

9 Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2005. С. 435.

203

Оказание содействия следователю в фиксации показаний, также не является задачей педагога. Показания допрашиваемого фиксируются в протоколе следственного действия только уполномоченным на то лицом -следователем. По окончании допроса протокол предъявляется для ознакомления лицам, участвующим в данном следственном действии. Педагог вправе вносить свои замечания о правильности, полноте сделанных записей, об уточнении и дополнении протокола лишь по окончанию допроса, о чем делается соответствующая запись, удостоверенная подписью педагога.

По нашему мнению, привлечение педагога в процесс расследования уголовных дел целесообразнее проводить, если педагог будет допрашиваться в качестве свидетеля. Полученные показания педагога будут более эффективны при подготовке следователя к допросу несовершеннолетнего обвиняемого. В данном случае педагог может охарактеризовать личность, подсказать следователю об отношении несовершеннолетнего к учебе, сверстникам, об известных ему увлечениях несовершеннолетнего.

Что касается привлечения психолога для участия в проведении допроса несовершеннолетнего, считаем, что его присутствие будет более обоснованным, чем участие педагога. Психолог, являясь специалистом, обладающим научными знаниями в области психологии несовершеннолетних, имеющий профессиональные навыки общения с ними, оказывает посильную помощь не только несовершеннолетнему, но и следователю. На наш взгляд, присутствуя при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), психолог способствует установлению психологического контакта между следователем и допрашиваемым несовершеннолетним; созданию благоприятной обстановки допроса; формулированию корректных вопросов, для их полного восприятия несовершеннолетним. Не исключаем, что психолог также может ориентировать допрашиваемого к правдивым и достоверным показаниям. Немаловажна помощь психолога в предотвращении состояния агрессивности, нервозности, чувства стыдливости, настороженности, замкнутости, возникающие у несовершеннолетнего в ходе проведении допроса.

Исходя из всего вышеизложенного, мы полагаем, что существует реальная необходимость активного развития практики участия психолога в ходе проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Считаем, что в дальнейшем законодателю следует внести изменения в уголовно-процессуальный закон, исключив понятие «педагог», оставив при этом понятие «психолог». По нашему мнению, данная норма окажет огромное положительное влияние на ход допроса и позволит более качественно и объективно судить о личности подозреваемого (обвиняемого) несовершеннолетнего.

204

Список литературы

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2005.

2. Сафуанов Ф.С., Васкэ Е.В. Методологические принципы психологического взаимодействия работников следственных органов с несовершеннолетними при допросе // Юрид. психол. - 2011. - № 2.

3. Состояние преступности - январь-декабрь 2014; январь 2015. - URL: http://www.mvd.ru.

4. Лифанов М.В. Участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого // Эксперт-криминалист. - 2011. - № 3.

5. Макаренко И.А. Проблемы участия педагога и психолога в процессе расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Рос. следователь. - 2007. - № 13.

6. Рыбальская В.Я. О процессуальных гарантиях прав потерпевших в производстве по делам несовершеннолетних // Проблемы борьбы с преступностью: тр. Омск. ВШМ и Иркутск. ун-та. - Омск; Иркутск, 1975.

7. Тетюев С.В. Зачем уголовному процессу педагог? // Рос. юстиция. -2010. - № 6.

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.