4. Поляков С.А. К вопросу о видовом спектре санкций // Психопедагогика в правоохранительных органах: науч.-практ. журн. - Омск: Изд-во ОмА МВД РФ, 2006. - № 3 (27). - 148 с.
5. Поляков С.А. Санкции в уголовном законодательстве: историко-правовой аспект: моногр. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. - 124 с.
6. Поляков С.А. К вопросу о месте уголовно-правовой нормы в системе правовых норм // Вестн. С.-Петерб. ун-та МВД России. - 2008. - № 4.
7. Поляков С.А. Правовые нормы в уголовном законодательстве // Сб. науч. ст. и тез. / под ред. С.А. Полякова. - Вып. 2; Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 2009. - 158 с.
8. Поляков С.А. Анализ санкций карательных частей уголовно-правовых норм ст. 305 УК РФ // Российский судья: науч.-практ. и информ. изд. - М., 2016. - № 12. - 68 с.
9. Проценко В.П. Построение уголовно-правовых санкций при повторно-сти преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 1989.
10. Словарь иностранных слов / ред. В.В. Пчелкина. - 14-е изд. испр. - М.: Рус. яз., 1987.
С. А. Роганов
Совершенствование правового статуса специалиста в уголовном судопроизводстве
Одной из серьезных проблем современного общества является совершение преступлений несовершеннолетними. Так, например, в январе 2017 г. в Российской Федерации несовершеннолетними или при их участии совершено 2805 преступлений [5].
В ходе расследования уголовных дел, возбужденных в отношении несовершеннолетних, одним из самых распространенных следственных действий является допрос. Допрос выступает одним из видов взаимодействия, межличностного общения и обмена информацией между допрашивающим и допрашиваемым. Осуществление психологического взаимодействия с несовершеннолетними допрашиваемыми сопряжено с особыми трудностями, обусловленными в первую очередь их возрастными особенностями, связанными со специфической динамикой протекания психических процессов, эмоциональным и поведенческим реагированием подростков в сложных ситуациях, к категории которых относится и допрос. В зависимости от возрастного периода и индивидуальных характеристик несовершеннолетнего сама процедура допроса может восприниматься им как изначально конфликтогенная ситуация [4]. Таким образом, необходимо учитывать возрастные и умственные особенности несовершеннолетнего, от которых во многом будет зависеть результат допроса.
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации одним из условий допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), не достигших возраста шестнадцати лет, либо достигших этого возраста, но страдающих психическим расстройством или отстающих в психическом развитии, является обязательное присутствие педагога или психолога.
Вопрос присутствия педагога при проведении допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) неоднократно изучался и до сих пор вызывает интерес у большинства ученых, которые, на наш взгляд, так и не пришли к единому мнению.
Так, например, по мнению И.А. Макаренко, законодатель, предусматривая обязательное присутствие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), четко не регламентирует его права, обязанности, полномочия, а также цели, задачи и роль его присутствия при проведении данного следственного действия [2]. Поддерживая эту точку зрения, С.В. Тетюев, кроме того, отмечает отсутствие четкого понимания цели и задач педагога, участвующего в допросе, что приводит лишь к его формальному присутствию [6].
По мнению М.В. Лифанова, одной из основных задач участия педагога в ходе проведения допроса несовершеннолетнего является оказание помощи следователю в установлении психологического контакта с несовершеннолетним [1]. Уважая мнение М.В. Лифанова, мы вынуждены с ним не согласиться. Анализ следственной практики показал, что в большинстве случаев на допрос приглашается педагог, знакомый несовершеннолетнему, с которым он непосредственно встречался. По нашему мнению, участие такого педагога было бы оптимально, например, при допросе несовершеннолетнего свидетеля, а не подозреваемого (обвиняемого). Несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) чаще всего воспитывается в неблагополучной семье, он не пользуется большой любовью не только у сверстников, но и у учителей-педагогов. И поэтому участие педагога в таких случаях вряд ли приведет к положительному эффекту с точки зрения преодоления замкнутости подростка и установления психологического контакта с ним. С другой стороны, приглашение на допрос педагога, незнакомого подростку, также может иметь негативный эффект, так как для несовершеннолетнего обвиняемого этот педагог будет совершенно чужим человеком, как и следователь.
Отдельные авторы выделяют иные задачи участия педагога в ходе проведения допроса несовершеннолетнего обвиняемого. Так, В.Я. Рыбальская отмечает, что присутствие педагога при допросе, является гарантом правильного проведения допроса и обеспечения прав допрашиваемого [3]. Уважая мнение В.Я. Рыбальской, мы не можем с ней согласиться, поскольку защиту прав и законных инте-
ресов осуществляет предусмотренный в обязательном порядке уголовно-процессуальным законом защитник несовершеннолетнего, а также его законный представитель.
Обеспечение оптимального эмоционального состояния подростка не является основной задачей педагога в допросе несовершеннолетнего. В последнее время подростки открыто проявляют свою неприязнь к преподавателям, что также не исключает негативное отношение педагога к такому подростку. Также педагог не может обеспечить оптимальное состояние допрашиваемого обвиняемого в связи с тем, что в ряде случаев подросток будет стесняться, стыдиться того, что совершил противоправные деяния, будет испытывать в присутствии педагога чувство страха, ненависти, агрессивности. В частности, такая ситуация может привести к потере психологического контакта, а соответственно, и к затруднению при допросе.
Мы полагаем, что педагог не в полной мере может оказать помощь следователю в формулировании педагогически корректных вопросов. По нашему мнению, чтобы грамотно и доступно для подростка сформировать и поставить вопрос, необходимы в большинстве случаев специальные, научные познания в области детской и подростковой психологии, что, в свою очередь, относится к компетенции психолога.
Составление плана проведения допроса несовершеннолетнего, по нашему мнению, не будет являться задачей педагога. Следователь сам, на свое усмотрение выбирает тактику проведения допроса. В качестве одного из тактических приемов следователя выступает составление плана допроса, что тем самым является непосредственной прерогативой следователя. План допроса может редактироваться следователем по своему усмотрению, в зависимости от поведения допрашиваемого лица.
Оказание содействия следователю в фиксации показаний, также не является задачей педагога. Показания допрашиваемого фиксируются в протоколе следственного действия только уполномоченным на то лицом - следователем. По окончании допроса протокол предъявляется для ознакомления лицам, участвующим в данном следственном действии. Педагог вправе вносить свои замечания о правильности, полноте сделанных записей, об уточнении и дополнении протокола лишь по окончанию допроса, о чем делается соответствующая запись, удостоверенная подписью педагога.
По нашему мнению, привлечение педагога в процесс расследования уголовных дел целесообразнее проводить, если педагог будет допрашиваться в качестве свидетеля. Полученные показания педагога будут более эффективны при подготовке следователя к допросу несовершеннолетнего обвиняемого. В данном случае педа-
гог может охарактеризовать личность, подсказать следователю об отношении несовершеннолетнего к учебе, сверстникам, об известных ему увлечениях несовершеннолетнего.
Привлечения психолога для участия в проведении допроса несовершеннолетнего будет более обоснованным, чем участие педагога. Психолог, являясь специалистом, обладающим научными знаниями в области психологии несовершеннолетних, имеющий профессиональные навыки общения с ними, оказывает посильную помощь не только несовершеннолетнему, но и следователю. На наш взгляд, присутствуя при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), психолог способствует установлению психологического контакта между следователем и допрашиваемым несовершеннолетним; созданию благоприятной обстановки допроса; формулированию корректных вопросов для их полного восприятия несовершеннолетним. Не исключаем, что психолог также может ориентировать допрашиваемого к правдивым и достоверным показаниям. Немаловажна помощь психолога в предотвращении состояния агрессивности, нервозности, чувства стыдливости, настороженности, замкнутости, возникающие у несовершеннолетнего в ходе проведении допроса.
Исходя из всего вышеизложенного, мы полагаем, что существует реальная необходимость активного развития практики участия психолога в ходе проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Считаем, что в дальнейшем законодателю следует внести изменения в уголовно-процессуальный закон, исключив понятие «педагог», оставив при этом понятие «психолог». По нашему мнению, данная норма окажет огромное положительное влияние на ход допроса и позволит более качественно и объективно судить о личности подозреваемого (обвиняемого) несовершеннолетнего.
Список литературы
1. Лифанов М.В. Участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого // Эксперт-криминалист. - 2011. - № 3.
2. Макаренко И.А. Проблемы участия педагога и психолога в процессе расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Российский следователь. - 2007. - № 13.
3. Рыбальская В.Я. О процессуальных гарантиях прав потерпевших в производстве по делам несовершеннолетних // Проблемы борьбы с преступностью: тр. Омской ВШМ и Иркутского ун-та. - Омск; Иркутск, 1975.
4. Сафуанов Ф.С., Васкэ Е.В. Методологические принципы психологического взаимодействия работников следственных органов с несовершеннолетними при допросе // Юридическая психология. - 2011. - № 2.
5. Состояние преступности - январь 2017; состояние преступности. - URL: http://www.mvd.ru
6. Тетюев С.В. Зачем уголовному процессу педагог? // Российская юстиция. - 2010. - № 6.