УДК 243.14
DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2022.1/9041
ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Н. И. Долженко, Е. А. Купряшина
НИУ «БелГУ»
Поступила в редакцию 22 октября 2021 г.
Аннотация: в статье уделено внимание тактическим особенностям проведения допроса несовершеннолетних, проанализированы индивидуальные особенности возрастных групп несовершеннолетних, определены психологические особенности проведения указанного следственного действия, рассмотрены этапы подготовки и проведения допроса несовершеннолетних, определены направления совершенствования тактики допроса несовершеннолетних.
Ключевые слова: допрос несовершеннолетних, тактические особенности допроса, тактика допроса, тактические приемы, следственное действие, психологический контакт.
Abstract: the article pays attention to the tactical features of the interrogation of minors; analyzed the individual characteristics of the age groups of minors; the psychological characteristics of the specified investigative action have been determined; the stages of preparation and conduct of interrogation of minors were considered; the directions of improving the tactics of interrogation of minors have been determined.
Key words: interrogation of minors, tactical features of interrogation, interrogation tactics, tactical techniques, investigative action, psychological contact.
Допрос представляет собой распространенное следственное действие, используя которое уполномоченное лицо получает и проверяет имеющую значение для дела информацию. Допрос отдельных участников уголовного судопроизводства имеет свою специфику, обусловленную психологическими особенностями личности допрашиваемого, а также его ролью в процессе расследования. Особое внимание уделяется допросу несовершеннолетних участников уголовного процесса. -
Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что несмотря на 257 снижение уровня преступности среди несовершеннолетних в Российской Федерации, число уголовно наказуемых деяний, совершаемых с их участием, остается достаточно высоким (по данным МВД России, это количество с января по сентябрь 2020 г. снизилось на 7,4 %х, ежегодно же в Российской Федерации несовершеннолетними совершается свыше 40 тыс.
1 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — октябрь 2020 года. URL: Ьйр8://мвд.рф/геро^в/:й;ет/21933965/ (дата обращения: 20.10.2021).
© Долженко Н. И., Купряшина Е. А., 2022
преступлений2). В связи с этим в ходе расследования преступлений проводится немало следственных действий, в том числе и допросов, с участием несовершеннолетних. Ввиду этого необходимо обратить внимание на тактические особенности допроса несовершеннолетних, чтобы убедиться в наличии разницы между допросом детей и взрослых лиц.
Следует подчеркнуть, что ч. 1 ст. 38 Конституции РФ3 гласит о том, что детство находится под защитой государства. Данная гарантия прав несовершеннолетних в России обеспечивает надежность правовой защиты несовершеннолетних, в том числе и при проведении допроса.
В большинстве случаев несовершеннолетние в сравнении со взрослыми обладают ограниченным кругозором, скудным жизненным опытом, повышенной внушаемостью, эмоциональностью. У них отсутствуют профессиональные знания, критическое отношение к происходящему, а также умение правильно оценивать свои поступки. Ввиду этого эффективность установления всех необходимых обстоятельств во время допроса зависит от грамотного проведения рассматриваемого следственного действия, в том числе путем выбора правильной тактики допроса. Так, по мнению В. Л. Васильева, следователь должен хорошо знать психологические особенности личности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических приемов проведения с ними того или иного следственного действия4.
Вопрос, с какого возраста целесообразно допрашивать несовершеннолетнего, является достаточно сложным и не имеющим однозначного ответа среди ученых и практиков. Одни ученые считают, что допрос несовершеннолетних возможно осуществлять уже в 1 год и 7 месяцев5. Следует отметить, что данная позиция является спорной ввиду того, что в указанном возрасте дети еще не могут нормально излагать свои мысли, а значит, и проведение допроса лишено всякого смысла. Другая группа ученых полагает, что проведение допроса несовершеннолетних становит-Z ся возможным по достижении ими 6—7 лет6. Вместе с тем некоторые уче-^ ные, к числу которых относятся О. Липман и В. Лобзин, считают показа-о ния детей абсолютно недостоверными7. Существует и противоположное 041 мнение по данному вопросу, сторонники которого говорят, что дети в воз_расте от 7 до 9 лет являются самыми правдивыми свидетелями, которым
258 --.
2 Сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/ genproc/news-1828306/ (дата обращения: 20.10.2021).
3 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.10.2021).
4 См.: Васильев В. Л. Юридическая психология : учеб. для вузов. 6-е изд. СПб., 2009. С. 413.
5 См.: Кузнецова С. В., Кобцова Т. С. Тактика допроса несовершеннолетних : практ. пособие. М., 2004. C. 34.
6 См.: Сафин Н. Ш. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого в советском уголовном процессе. Процессуальные и криминалистические аспекты проблемы / науч. ред. В. П. Малков. Казань, 1990. C. 20.
7 См.: Лобзин В. Допрос несовершеннолетних дошкольного возраста. М., 1912.
не свойственны ненависть, честолюбие, коварство, вероисповедание, сословие, положение в обществе и богатство8. Н. И. Порубов считает, что ребенка возможно допросить вне зависимости от возраста, при условии, что предмет допроса ему понятен9. Мы разделяем позицию Н. И. Порубова > по данному вопросу, так как некоторые когнитивные функции, имеющие ^ значение при допросе и выражающиеся в умении запоминать определен- д ные события, формулировать и последовательно выражать свои мысли, о формируются у каждого ребенка индивидуально. Следовательно, в дан- е ном вопросе необходимо руководствоваться уровнем интеллектуального К развития, эмоциональным состоянием ребенка, а не исключительно его ° возрастом. °
При подготовке к допросу несовершеннолетнего следователю необхо- > димо: учесть половозрастные особенности допрашиваемого, тщательно к продумать место, время проведения следственного действия, подробно р изучить информацию о личности несовершеннолетнего, продумать необ- | ходимые вопросы, определить круг лиц, участвующих в допросе. §
В науке различают следующие группы несовершеннолетних в зави- ° симости от их возраста и психического развития: младенцы (от рождения О до 1 года), раннее детство (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 б до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11 лет), подростки (от 11 до § 14—15 лет), старший школьный возраст (от 14—15 до 17—18 лет)10. §
Такая классификация возрастных периодов позволяет выделить и ис- и пользовать определенные тактические приемы получения информации. д Так, несовершеннолетним в раннем детстве, а также в дошкольном § и младшем школьном возрасте присуща склонность к фантазированию. о Кроме того, дети являются очень внушаемыми. Вместе с тем они весьма > любознательны и наблюдательны, ввиду чего способны заметить важные для следствия детали. Однако для того чтобы получить необходимую информацию, допрашивающему необходимо очень деликатно и аккуратно проводить данное следственное действие.
Подростковый возраст является самым трудным для проведения допроса. В этот период дети отличаются импульсивностью, протестным настроением, нежеланием идти на контакт. У несовершеннолетних данной
возрастной категории уже достаточно большой словарный запас, поэтому-
они достаточно подробно могут описать происходившее. Но для этого сле- 259 дователю необходимо найти с ними общий язык, например путем беседы на нейтральную тему.
Между допросом несовершеннолетних старшего школьного возраста и допросом взрослых мало отличий, следовательно, при их допросе могут применяться тактические приемы, используемые при проведении данного следственного действия в отношении совершеннолетних лиц.
8 См.: Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. Репринтное издание 1908 года / науч. ред. В. В. Крылов. М., 2002. С. 76.
9 См.: Порубов Н. И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. 2-е изд., перераб. и доп. Минск, 1973. С. 36.
10 См.: Васильев В. Л. Указ. соч. С. 598.
При допросе несовершеннолетних следует учитывать также их половые различия, которые взаимосвязаны с другими особенностями лиц указанного возраста. И. Е. Реуцкая и О. И. Бродченко установили некоторые психологические особенности несовершеннолетних, которые проявляются исходя из их гендерной принадлежности11. Учеными установлено, что ребята предпочитают говорить «по существу» и давать более точные показания. Данный факт свидетельствует о том, что во время допроса мальчиков будет правильным говорить коротко, прямо, раскрывая при этом суть дела. Юноши при оценивании ситуации опираются на реальные факты, их показания более точны, что говорит об их большей объективности. Девочкам же свойственна повышенная субъективность. Они предпочитают излагать информацию более красочно и бегло. Вместо того чтобы говорить прямо, они могут высказывать свои мысли в косвенной форме.
Безусловно, создание подходящей обстановки — необходимый элемент успешной подготовки к допросу. Для того чтобы несовершеннолетний чувствовал себя более комфортно, важно обеспечить ему внешние условия, которые способствовали бы налаживанию взаимоотношений между следователем и допрашиваемым. Так, если следователь принимает решение проводить допрос в своем кабинете, то он должен позаботиться о том, чтобы в момент проведения следственного действия отсутствовали посторонние лица. Несовершеннолетнему можно также предложить занять удобную для него позу. Несовершеннолетний может быть допрошен по месту учебы или проживания. Создание правильной обстановки приведет к устранению отрицательных факторов, которые могут возникнуть во время общения, например страха, скованности.
Важным является также выбор даты и времени допроса. Рекомендуется допрашивать несовершеннолетних как можно раньше после со-,_ вершенного преступления, пока в их памяти еще свежи воспоминания о о: случившемся. Однако если событие сильно отразилось на психоэмоциональном состоянии ребенка, лучше выждать время, достаточное для восстановления его психики. Следователю необходимо соблюдать указания сч ч. 1 ст. 191 УПК РФ12, касающиеся продолжительности допроса несовершеннолетних. Согласно данной статье допрос с участием несовершеннолетнего в возрасте до 7 лет в общей сложности не может продолжаться 260 более 1 часа, без перерыва - более 30 минут; в возрасте от 7 до 14 лет - более 2 часов, без перерыва - более 1 часа; в возрасте старше 14 лет - более 4 часов в день, без перерыва - более 2 часов.
Необходимо отметить, что при подготовке к допросу следователю нужно изучить условия жизни и воспитания ребенка, состав его семьи, окружение, успеваемость, интересы, увлечения, поведение, особенности
11 Цит. по: Михальчук Ю. П. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии. Краснодар, 2007. С. 57-58.
12 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.
характера, уровень развития. Для этих целей следователь может встретиться со знакомыми несовершеннолетнего.
Важным вопросом для проведения рассматриваемого следственного действия является определение круга лиц, присутствующих при прове- . дении допроса. Для этого следователю необходимо обратить внимание . на взаимоотношения этих людей с несовершеннолетним, чтобы не полу- д чить их негативного влияния на допрашиваемого в процессе проведения л следственного действия. Законом определен круг лиц, участие которых е является обязательным в рассматриваемой ситуации. Так, ч. 1 ст. 191 § УПК РФ гласит, что при проведении допроса с участием несовершенно-
лп .
летнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет или же достигшего указанного возраста, однако страдающего психическим ^ расстройством или отстающего в психическом развитии, является обяза- у тельным участие педагога или психолога. При производстве указанного я следственного действия с участием несовершеннолетнего, который до- Е стиг возраста 16 лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению а следователя. При производстве допроса вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. С При помощи проверенных методик практикующий психолог способен б расположить несовершеннолетнего ребенка к себе и следователю. Педа- н гог же будет полезен для установления быстрого психологического кон- С такта. ^
Перед проведением указанного следственного действия целесообраз- § но выяснить у несовершеннолетнего, в присутствии кого он хотел бы быть р допрошен. Если участие законного представителя и (или) представителя п будет противоречить законным интересам несовершеннолетнего, следо- • ватель, руководствуясь ч. 3 ст. 191 УПК РФ, вправе не допустить это лицо к участию в допросе и обеспечить присутствие другого законного представителя при проведении данного следственного действия.
Пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних» гласит о том, что к действиям законных предста-_
вителей, которые наносят ущерб несовершеннолетнему, относятся: не- 261 выполнение обязанностей законного представителя (например, по его _ воспитанию), уклонение от участия в деле в соответствующем статусе, злоупотребление своими процессуальными и иными правами, отрицательное влияние на несовершеннолетнего, а также создание препятствий для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела13.
Так, суд признал обоснованным отстранение законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего дознавателем, который в соответствии с ч. 3 ст. 41 УПК РФ вправе самостоятельно производить следственные действия, за исключением случаев, когда для этого требуются
13 Рос. газета. 2011. 11 февр.
согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение. Такое отстранение было продиктовано тем, что законный представитель занял сторону защиты от обвинения, утверждая, что ребенок самостоятельно причинил себе телесные повреждения, без применения к нему физической силы со стороны сожительницы законного представителя. Подобное поведение противоречит интересам потерпевшего, который поддается влиянию отца, признавая его авторитет. Постановлением дознавателя в качестве законного представителя несовершеннолетнего был привлечен представитель Управления по делам семьи и детей МО города-курорта Анапа, что является обоснованной мерой, направленной на защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего14.
Важно отметить, что проведение допроса несовершеннолетнего должно начинаться с установления психологического контакта следователя с ребенком. Чаще всего при проведении данного следственного действия дети испытывают напряжение. Для преодоления этого барьера допрашивающему следует проявлять дружелюбие и искреннюю заинтересованность, создать комфортную обстановку и расположить несовершеннолетнего к разговору.
На первом этапе общения следователю можно осуществить вовлечение в беседу, тема которой интересна и допрашиваемому, и допрашивающему. Общая тематика разговора будет способствовать сближению сторон и образованию группы «МЫ»15.
Налаживанию отношений может также помочь смягчение возрастного разделения. Для этого следователю нужно расположиться таким образом, чтобы его лицо и лицо ребенка были на одном уровне.
Установить контакт с несовершеннолетним становится возможным путем обращения к положительным качествам личности. Так, получая информацию о своих хороших сторонах, несовершеннолетний понимает,
О!
что дача ложных показаний или аморальное поведение во время допроса ^ сотрет всё то положительное, что отметили в ребенке. Ввиду этого допра-§ шиваемый идет на контакт со следователем.
Наладить бесконфликтное общение с несовершеннолетним допраши-
_вающему способствует применение тактических приемов установления
262 психологического контакта.
Следующим этапом допроса является свободный рассказ несовершеннолетнего. Во время этой стадии следователю нужно не забывать, что ввиду особенностей и уровня развития ребенка его повествование, возможно, будет неполным, нелогичным и неконкретным. Дети могут испытывать
14 Постановление от 9 августа 2013 г. по делу № 4У-5020/13. URL: https://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=card&rnd=E1A190004B94C2E4D5D364B365A CA0AB&page=splus&ts=7jGYYmSQLeL0uxXi3 (дата обращения: 20.10.2021).
15 См.: Кодзокова Л. А. Некоторые особенности допроса несовершеннолетних // Сборник статей международной научно-практической конференции «Личность как объект психологического и педагогического воздействия». Уфа, 2016. C. 192.
>
трудности при изложении своих мыслей и описании обстоятельств совершенного преступления. Однако следователю нужно проявить терпение и не досказывать за несовершеннолетнего какие-либо мысли, не торопить и не прерывать его16. Следователь должен помочь ребенку выразить > его мысли в логической последовательности, при этом допрашивающему > нельзя сообщать сведения, полученные из других источников17. Для этих д целей в ситуации, когда несовершеннолетний замолкает, допрашиваю- о щий может задать ему уточняющий вопрос или воспроизвести еще раз е последнюю сказанную им фразу или слово, продемонстрировав таким § образом свою вовлеченность в рассказ. Следователь не должен демонстрировать свое отношение к случившемуся и высказывать неодобрение, осуждение или же порицание. Ему следует показывать только то, что рассказ несовершеннолетнего важен для него. у
На вопросно-ответной стадии допроса следователю целесообразнее я выбрать спокойный, уверенный, доброжелательный тон, при необходи- Е мости применить настойчивость и твердость. Именно такой выбор побу- а дит ребенка рассказать правду. Допрашивающему нельзя принижать личные качества несовершеннолетнего, так как это негативно скажется С на его доверии к следователю. Формулировка вопросов должна быть яс- се ной и доступной для понимания ребенка. В необходимых случаях следо- § вателю нужно давать соответствующие пояснения, раскрывать значение С тех или иных юридических терминов. °
Допрос несовершеннолетнего осложняет наличие конфликтной ситу- о ации, которая может возникнуть, например при даче ребенком ложных р показаний. Указанная ситуация может быть вызвана поведением допра- п шиваемого ввиду наличия у него чувства стыда, товарищества, страха, >> враждебности к правоохранительным органам, некорректности поведения следователя во время допроса. Для преодоления конфликтной ситуации допрашивающему нужно правильно определить ее причину и только потом использовать тактические приемы изобличения во лжи, применимые к несовершеннолетним с учетом некоторых особенностей.
Необходимо помнить, что повышенная внушаемость свойственна психики несовершеннолетних. Л. В. Бертовский отмечает, что следователь_
должен меньше уговаривать, а больше убеждать18. В такой ситуации 263 убеждение способствует положительным сторонам личности возвысить- _ ся над отрицательными и вызвать раскаяние. Однако важно не перестараться, чтобы не вызвать самооговор допрашиваемого.
16 См.: Волочай С. Н., Киселев О. Т., Расчетов В. А. Повышение эффективности тактических приемов допроса несовершеннолетних // Наука и образование : хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 12 (79). С. 114.
17 См.: Нека Л. И. К вопросу о регулировании в УПК РФ особенностей производства по делам несовершеннолетних. М., 2002. С. 97.
18 См.: Бертовский Л. В. Допрос : практика и технологии. М., 2015. С. 272.
Следует отметить, что у Ю. П. Михальчук другое мнение на этот счет. Она считает, что логическое убеждение в большинстве случаев малоэффективно в процессе изобличения несовершеннолетних во лжи, а основным средством достижения этой цели являются эмоциональные способы воздействия19. Однако следует отметить, что при применении такого способа воздействия довольно легко перейти к психологическому насилию.
На наш взгляд, следователю нужно в первую очередь использовать тактические приемы, основанные на методе убеждения, и если они не дали результата, только тогда воспользоваться приемами эмоционального воздействия на несовершеннолетнего.
В случае если следователь располагает достаточным объемом доказательственного материала, целесообразно прибегнуть к логическому воздействию на допрашиваемого. В подобной ситуации возможно применение таких тактических приемов, как предъявление доказательств, а также допущение легенды или «выжидание», суть которого заключается в том, что сначала допрашиваемому аргументированно объясняется, что его позиция неубедительна, а затем ему разъясняются последствия выбранной позиции и предоставляется время подумать и изменить свои показания20.
При наличии у допрашиваемого соучастников следователь может предупредить его о том, что он может не успеть дать правдивые показания. Такой прием способен побудить несовершеннолетнего сделать шаг от боязни быть «предателем» к намерению сотрудничать со следствием. Также если кто-то из его соучастников уже дал показания, можно сообщить об этом допрашиваемому. С учетом склонности некоторых несовершеннолетних к подражанию это может дать положительный результат.
После протоколирования происходит оценка результатов допроса. На данном этапе следователю необходимо применить весь свой профессионализм для того, чтобы выявить, какие из показаний несовершеннолетнего правдивы, а какие являются ложными, внушенными другими лицами, или же представляющими собой предмет его воображения. ^ Нельзя не согласиться с мнением Л. В. Бертовского, что особенность о допроса несовершеннолетних заключается в методах и приемах, которые, 041 учитывая особенности развития ребенка, помогают получить от него наи_более полную, достоверную информацию, а вовсе не в преждевременной
264 оценке достоверности рассказанного21. Знания следователя, заключаю-щиеся в способности грамотно и умело применять на практике тактические приемы проведения допроса несовершеннолетних, будут способствовать получению необходимых показаний, которые помогут установить истину по делу.
Таким образом, следователю необходимо уделять особое внимание допросу несовершеннолетних. Для наибольшей эффективности прове-
19 См.: Михальчук Ю. П. Указ. соч. С. 24.
20 См.: Соколов А. Б. Организационно-тактические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3. С. 75.
21 См.: Бертовский Л. В. Указ. соч. С. 303.
Уголовное право. Уголовный процесс. Криминалистика
дения данного следственного действия допрашивающий должен обладать знаниями общей и подростковой психологии, постоянно повышать их уровень. При допросе несовершеннолетних необходимо учитывать их индивидуальные особенности и выбирать тактические приемы с учетом конкретных обстоятельств дела и личности допрашиваемого. Следователь должен выстраивать линию поведения таким образом, чтобы выполнить цель допроса. При этом ему необходимо обеспечить соблюдение о правовых норм и не нарушить психику несовершеннолетнего. Кроме е того, повышение результативности допроса несовершеннолетних требу- К ет разработки новых и совершенствования уже существующих приемов ,° проведения этого следственного действия. >
у
=1
TD ia
Е
X X Q
Библиографический список
Бертовский Л. В. Допрос : практика и технологии. М. : Экзамен, 2015. 303 с.
Васильев В. Л. Юридическая психология : учеб. для вузов. 6-е изд. СПб. : Питер, 2009. 608 с.
Волочай С. Н., Киселев О. Т., Расчетов В. А. Повышение эффективности _ тактических приемов допроса несовершеннолетних // Наука и образование : ° хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. б № 12 (79). С. 113-115. H
Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система кримина- о листики. Репринтное издание 1908 года / науч. ред. В. В. Крылов. М. : Лекс- и Эст, 2002. 1088 с. д
Кодзокова Л. А. Некоторые особенности допроса несовершеннолетних // § Сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. «Личность как объект психо- "§ логического и педагогического воздействия». Уфа, 2016. С. 191-193. 2
Кузнецова С. В.. Кобцова Т. С. Тактика допроса несовершеннолетних : : практ. пособие. М. : Экзамен, 2004. 96 с.
Лобзин В. Допрос несовершеннолетних дошкольного возраста. М., 1912.
Михальчук Ю. П. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии. Краснодар : Краснодарский ун-т, 2007. 123 с.
Нека Л. И. К вопросу о регулировании в УПК РФ особенностей производства по делам несовершеннолетних. М., 2002. 222 с.
Порубов Н. И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. 2-е изд., перераб. и доп. Минск : Вышэйш. шк., 1973. 368 с.
Реуцкая И. Е., Бродченко О. И. Психологические особенности допроса несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 55-68.
Сафин Н. Ш. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого в советском уголовном процессе. Процессуальные и криминалистические аспекты проблемы / науч. ред. В. П. Малков. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1990. 160 с.
Соколов А. Б. Организационно-тактические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3. С. 73-78.
References
Bertovsky L. V. Interrogation: practice and technology. M. : Examination, 2015. 303 p.
265
Vasiliev V. L. Legal psychology: Textbook for universities. 6th ed. SPb. : Peter, 2009. 608 p.
Volochay S. N., Kiselev O. T, Calculations V. A. Improving the effectiveness of tractics for interrogating minors // Science and education: economy and economy; entrepreneurship; law and governance. 2016. № 12 (79). Р. 113—115.
Gross G. A guide for forensic investigators as a forensic system. Reprint edition 1908 / Sci. ed. V. V. Krylov. M. : LexEst, 2002. 1088 p.
Kodzokova L. A. Some features of the interrogation of minors. // Collection of articles of the international scientific and practical conference "Personality as an object of psychological and pedagogical influence". Ufa, 2016. Р. 191-193.
Kuznetsova S. V. Kobtsova T. S. Tactics of interrogation of minors: practical. manual. M. : Examination, 2004. 96 p.
Lobzin V. Interrogation of preschool minors. M., 1912.
Mikhalchuk Yu. P. Interrogation of a minor accused during the preliminary investigation. Krasnodar : Krasnodar University, 2007. 123 p.
Neka L. I. On the issue of regulation in the RF Criminal Procedure Code of the specifics of juvenile proceedings. M., 2002. 222 p.
Porubov N. I. Interrogation in Soviet criminal proceedings. 2nd ed., Rev. and add. Minsk : Vysheysh. shk., 1973. 368 p.
Reutskaya I. E., Brodchenko O. I. Psychological features of interrogation of minors // Applied legal psychology. 2008. № 3. P. 55-68.
Safin N. Sh. Interrogation of a minor suspect in the Soviet criminal process. Procedural and forensic aspects of the problem / Sci. ed. V. P. Malkov. Kazan : Kazan Publishing House. University, 1990. 160 p.
Sokolov A. B. Organizational and tactical features of interrogation of a minor suspect in criminal cases of theft // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2015. № 3. Р. 73-78.
Для цитирования:
Долженко Н. И., Купряшина Е. А. Особенности допроса несовершеннолетних лиц в уголовном судопроизводстве // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 1 (48). С. 257-266. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc. law.2022.1/9041
Recommended citation:
Dolzhenko N. I., Kupryashina E. A. Features of interrogation of minors in criminal proceedings // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 1 (48).
266 P. 257-266. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2022.1Z9041
НИУ «БелГУ»
Долженко Н. И., кандидат юридических наук, доцент кафедры судебной экспертизы и криминалистики E-mail: dolzhenko@bsu.edu.ru
Купряшина Е. А., кандидат юридических наук, исполняющая обязанности заведующего кафедрой уголовного права и процесса
E-mail: kupryashina@bsu.edu.ru
National Research University "BelSU" Dolzhenko N. I., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Forensic Science and Criminalistics Department E-mail: dolzhenko@bsu.edu.ru
Kupryashina E. A., Candidate of Legal Sciences, Acting Head of the Criminal Law and Process Department
E-mail: kupryashina@bsu.edu.ru