ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и безопасного детства стало одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации. А «защита прав каждого несовершеннолетнего, создание эффективной системы предупреждения правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей» [1] являются ключевыми задачами современного развития общества.
Статус несовершеннолетних находит свое отражение и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, в котором производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых выделено в качестве отдельной главы, также ст.191 УПК РФ установлены особенности производства ряда следственных действий в отношении несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. Таким образом, законодатель подчеркивает, что имеют место процессуальные особенности производства допроса несовершеннолетних в зависимости от их процессуального статуса. Особенности эти прямо обусловлены необходимостью учитывать психологическую специфику допрашиваемых. В нынешних реалиях все больше внимания уделяется именно психологическим аспектам допроса несовершеннолетних и сложностям, возникающим в процессе его производства. Этот вопрос рассматривался и ранее, о чем свидетельствует уровень разработанности темы. Говоря о теоретической базе исследования, необходимо отметить труды Р. С. Белкина, О. Я. Баева и др., раскрывающие особенности допроса несовершеннолетних. Вместе с тем, необходимо отметить, что при несомненно тщательной на сегодняшний день разработке заявленной темы предшествующими исследователями, остаются моменты для ее дальнейшего изучения и анализа. Допрос является «комплексным следственным действием», что подтверждается его
структурной составляющей, т. е. выделением в рамках «одного следственного действия ряда внутренних элементов», должная и последовательная реализация которых способствует получению показаний допрашиваемого субъекта. Говоря о сущности данного следственного действия, необходимо подчеркнуть, что оно включает в себя не только процессуальные аспекты, выражающиеся в общих правилах проведения допроса, но и криминалистические особенности его проведения, охватывающие такие понятийные категории как тактика, планирование, тактический прием и многие другие, также находят в нем свое отражение и психологические аспекты [2, р. 286-304]. Грамотное и своевременное их использование требует от должностного лица соответствующей подготовки и умения. При производстве допроса раскрывается весь потенциал следователя, а выражение «Сложность допроса заключается в кажущейся его простоте» в полной мере находит свое подтверждение. Рассматривая специфику допроса несовершеннолетнего, следует отметить, что с особой внимательностью необходимо говорить не только о «гарантиях повышенной правовой защиты несовершеннолетнего», но и о его психологическом и физическом состоянии при производстве следственного действия, ведь для несовершеннолетнего, только что испытавшего на себе вредные последствия преступной деятельности, оказаться в подобной ситуации - большой стресс. И ключевая обязанность должностного лица - обеспечение нормального психофизического состояния несовершеннолетнего в ходе допроса, а также не допущение получения им в процессе проведения следственного действия психологической травмы [3]. Следовательно, при введении дела в отношении несовершеннолетних требуется особый порядок производства, который учитывает возрастные и социально-психологические особенности несовершеннолетних. Также необходимо отметить, что зачастую единственным источником доказательств по уголовному делу выступают показания несовершеннолетних потерпевших, особенно если речь идет о расследовании преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. В настоящее время существует шаблонная интерпретация этих реакций, принципы которой выстроены согласно поведению подростков в бытовых условиях. К примеру, слёзы и плач свидетельствуют о глубоких эмоциональных переживаниях, молчание воспринимается как отказ от сотрудничества и интерпретируется как признание своей вины; агрессивное поведение во время допроса понимается как признак общей склонности к девиантности, тогда как для подростков - это нормальная защитная
реакция, и так далее [4, с. 46-54]. Кроме того, очень важно уделять отдельное внимание процессу фиксации показаний допрашиваемого, так как часто следователи, выслушав ответ несовершеннолетнего, закрепляют в протоколе уже переработанную собой информацию. В таком случае конечный смысл может существенно отличаться от данных, представленным несовершеннолетним. Поскольку протокол является главным средством фиксации показаний допрашиваемого, то такую потерю качества информации очень сложно восстановить в дальнейшем. Поэтому с этой целью ч. 1 ст.191 УПК РФ обеспечивает процессуальную возможность участия в ходе допроса педагога или психолога. Этот субъект помогает следователю грамотно трансформировать полученные сведения без существенной потери смысла. В этом контексте следует упомянуть об имеющейся практической рекомендации - показания, представленные несовершеннолетним, необходимо фиксировать максимально близко к исходным, сохраняя и уровень речи допрашиваемого и используемые им обороты [5]. Естественно, допрос несовершеннолетних в рамках судебного разбирательства остался возможен, правда, только «в качестве исключения, а именно: по мотивированному решению суда, в основе которого - ходатайство сторон либо инициатива самого суда». Конечно, данная норма решает ряд ключевых моментов, связанных с психологическим состоянием несовершеннолетнего потерпевшего при допросе. Действительно, опираясь на многочисленные исследования в области виктимологии, можно с уверенностью говорить о том, что жертва преступления, то есть потерпевший, чрезвычайно чувствительно реагирует на любого рода посткриминальный контакт с преступником. Имелись случаи, когда лишь одно упоминание о его личности вызывало у потерпевшего целый каскад отрицательных эмоций, в частности, «крайнюю степень встревоженности, чувство страха», что, несомненно, приводило к невозможности дальнейшей дачи показаний. Процессуально закрепленная обязанность, рассмотренная выше, несомненно, соответствует избранному законодателем направлению, в части защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего потерпевшего и недопущения получения им психологической травмы и моральных страданий в рамках процедуры допроса не только на предварительном следствии, но и в суде. Следовательно, допрос несовершеннолетнего является многоаспектным и, бесспорно, сложным следственным действием. Поэтому ввиду вышеуказанных обстоятельств, должностное лицо должно понимать и оперативно использовать психологические особенности личности
несовершеннолетнего допрашиваемого, живо реагировать на изменение его эмоционального состояния, строго соблюдать не только процессуальные обязанности, но и, учитывать индивидуальные характеристики личности, его процессуальный статус, находиться в постоянном психологическом контакте с последним [6, с. 138-145]. Освещение данного вопроса сегодня и его дальнейшая разработка, а также внедрение вышеуказанных элементов в практическую деятельность должностных лиц, равно как и должный акцент на их последовательном выполнении в ходе подготовки, производства допроса, фиксации полученных результатов, не только повысит эффективность первичных допросов несовершеннолетних, но и в полной мере реализует закрепленное в законодательстве положение о защите прав и законных интересов несовершеннолетних при производстве следственных действий. Общий порядок производства допроса регламентирован ст. ст. 187-190 УПК РФ. При этом законодателем установлены особые процессуальные правила производства допроса лиц, не достигших 18-летнего возраста и выступающих по уголовному делу в качестве потерпевшего или свидетеля (ст. 191 УПК РФ). Проведению допроса как несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, так и потерпевшего или свидетеля должна предшествовать тщательная подготовка. Ученые-юристы справедливо отмечают, что следователь должен хорошо знать психологические особенности личности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических приемов проведения с ними того или иного следственного действия. Также особое внимание следует обратить на психоэмоциональное и физическое и состояние несовершеннолетнего. Следует помнить, что порог утомляемости детей и подростков гораздо ниже, следовательно усталость может стать одной из причин дачи ложных показаний. Длительный допрос может также стать источником стресса несовершеннолетнего, который часто приводит к самооговору или замкнутости [7, р. 142-144].
Суммируя изложенное, можно сказать, что допрос несовершеннолетнего -это сложное и многогранное следственное действие, требующие от следователя не только познаний в сфере юриспруденции, но и психологии и других наук. Выбор конкретного тактического приёма при производстве допроса несовершеннолетнего зависит от процессуального статуса несовершеннолетнего, конкретной следственной ситуации и возрастных особенностей несовершеннолетнего. Эффективность допроса зависит
прежде всего от подготовленности и активности следователя. Определяется его грамотность и тактичность при введении допроса. Ключевым фактором при допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) является участие в этом действии психолога, т. к. совершение подростком противоправного деяния уже говорит о психическом отклонении в развитии подростка и поэтому участие педагога здесь будет не целесообразным [8, с. 382-388]. В этой связи более чёткое законодательное определение статуса юриста является актуальным и в настоящее время. Важнейшее условие при допросе - создание наиболее комфортной обстановки, которая располагает подростка к откровенной беседе. Сложность допроса несовершеннолетнего состоит в том, что кроме процессуального аспекта, данное следственное действие включает также организационные, психологические, педагогические и другие аспекты. Для успешного проведения допроса несовершеннолетнего следователю важно также подготовить самого себя: быть готовым мысленно вставать на место несовершеннолетнего, использовать понятный для допрашиваемого язык, быть внимательным и тактичным. Грамотное применение тактических приёмов и комбинаций, взаимодействие с психологом и педагогом во время допроса, соблюдение этических норм и знаний в области детской психологии и педагогики будут являться залогом успешного проведения допроса несовершеннолетнего.
Список использованных источников
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) : принят Государственной Думой 22 ноября 2001года ; одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года. Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Owen-Kostelnik J., Dickon Repucci N., Meyer J. Testimony and Interrogation of Minors: Assumptions About Maturity and Morality // American Psychologist. 2006. № 61(4). P. 286-304.
3. Лапаев И. С., Маслова М. А. Правовые основы допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых // Наука. Общество. Государство : электронный научный журнал. 2020, Т. 8, № 4
(32). URL:
https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/lapaev_is_maslova_ma_2020_4_11.p df (дата обращения: 20.08.2021).
4. Головинова А. В., Овсяникова Е. А. Механизмы психологической защиты подростков с разными стилями поведения в конфликте // Наука и современность. 2011. № 8-2. С. 46-54.
5. Хайбрахманова А. Д. Психологические особенности при проведении допроса несовершеннолетних // Молодой ученый. 2019. № 42 (280). С. 130-133. URL: https://moluch.ru/archive/280/63045/ (дата обращения: 23.08.2021).
6. Г. А. Пантюхина. Тактико-психологические особенности производства допроса на стадии предварительного расследования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018, Т. 10. № 1. С. 138-145.
7. Pletenets V., Balyura A. Possibilities of the use of special knowledge during interrogation of minors // Scientific Bulletin of Dnipropetrovsk State University of internal affairs. 2018. № 3. P. 142-144.
8. Шалагин А. Е., Шалагина А. К. Теории отклоняющегося поведения подростков и молодежи: девиантологический аспект // Вопросы педагогики. 2020. № 4-2. С. 382-388.
Revin Vladimir
student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk
PROCEDURAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES DURING THE JUVENILE'S INTERROGATION
Abstract: The proposed article considers the features of juvenile's interrogation, which should be taken into account when this investigative action is carried out. The interrogation of juveniles is of a key nature, since the investigation of any criminal case involves an execution of interrogation. During these investigative
actions in relation to juveniles, investigators often do not prepare, do not write down questions in advance, do not consult with psychologists. This article analyzes a number of controversial issues during the interrogation of juveniles.
Keywords: juvenile, interrogation, psychological features, tactical features. © АНО СНОЛД «Партнёр», 2021 © Ревин В.В., 2021