Научная статья на тему 'Тактико-криминалистическое обеспечение допроса несовершеннолетнего'

Тактико-криминалистическое обеспечение допроса несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
839
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДОПРОС / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГ / ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ВИДЕОЗАПИСЬ / CRIMINALISTICS-TACTICAL PROVISION / INTERROGATION / JUVENILE / PEDAGOGUE / PSYCHOLOGIST / TACTICAL MEANS / VIDEO-RECORDING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муравьев Кирилл Владимирович, Соколов Андрей Борисович, Козловский Петр Валерьевич, Алексеева Анна Павловна

Предложено определение тактико-криминалистического обеспечения следственного действия. К основным элементам тактико-криминалистического обеспечения допроса несовершеннолетних отнесены определение участников рассматриваемого следственного действия, тактических приемов и технических средств фиксации показаний. Авторами разграничена компетенция педагога и психолога, предложены подходы к оценке их квалификации: базовое образование, взаимодействие с детьми определенной возрастной группы и др. Высказаны рекомендации по повышению эффективности участия педагога и психолога в следственном действии путем ознакомления со сведениями о личности допрашиваемого, совместного выстраивания тактики допроса. Аргументируется целесообразность отдавать предпочтение клиническому психологу. Предложена система тактических приемов допроса в конфликтной и бесконфликтной ситуациях. Описан порядок организации видеозаписи следственного действия. При расхождении позиций несовершеннолетнего и законного представителя относительно применения видеофиксации показаний предложено предпочтение отдавать решению последнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminalistics-Tactical Provision of Interrogating a Juvenile

The paper contains the definition of criminalistics-tactical provision of an investigative action. The main elements of criminalistics-tactical maintenance of interrogation of juveniles are establishing the participants of the considered investigative action, choosing the tactical means and employing technical means to record testimony. The authors distinguish the competence of a pedagogue and psychologist, suggest approaches to assessment of their qualification: basic education, interaction with children of a certain age group, etc. The recommendations are made to increase the effectiveness of the pedagogue's and psychologist's participation in the investigative action via familiarizing with background information about the interrogated and the joint constructing of the interrogational tactics. The article proves it reasonable to prefer a clinical psychologist. The system of tactical means of interrogation in conflict and non-conflict situations is presented. The procedure of organization of video-recording of the investigative action is described. When the positions of a juvenile and that of a legal representative concerning video-recording of testimony vary it is suggested to prefer the decision of the latter.

Текст научной работы на тему «Тактико-криминалистическое обеспечение допроса несовершеннолетнего»

УДК 343.985

© К. В. Муравьев, А. Б. Соколов, П. В. Козловский, А. П. Алексеева, 2019 DOI: 10.24411/1999-625X-2019-14008

Тактико-криминалистическое обеспечение допроса несовершеннолетнего

К. В. Муравьев, Омская академия МВД России. E-mail: [email protected] А. Б. Соколов, Омская академия МВД России. E-mail: [email protected] П. В. Козловский, Омская академия МВД России. E-mail: [email protected] А. П. Алексеева, Волгоградская академия МВД России.

E-mail: [email protected]

Предложено определение тактико-криминалистического обеспечения следственного действия. К основным элементам тактико-криминалистического обеспечения допроса несовершеннолетних отнесены определение участников рассматриваемого следственного действия, тактических приемов и технических средств фиксации показаний. Авторами разграничена компетенция педагога и психолога, предложены подходы к оценке их квалификации: базовое образование, взаимодействие с детьми определенной возрастной группы и др. Высказаны рекомендации по повышению эффективности участия педагога и психолога в следственном действии путем ознакомления со сведениями о личности допрашиваемого, совместного выстраивания тактики допроса. Аргументируется целесообразность отдавать предпочтение клиническому психологу. Предложена система тактических приемов допроса в конфликтной и бесконфликтной ситуациях. Описан порядок организации видеозаписи следственного действия. При расхождении позиций несовершеннолетнего и законного представителя относительно применения видеофиксации показаний предложено предпочтение отдавать решению последнего.

Ключевые слова: тактико-криминалистическое обеспечение; допрос; несовершеннолетний; педагог; психолог;

тактические приемы; видеозапись.

Criminalistics-Tactical Provision of Interrogating a Juvenile

K. V. Мuraviev/ the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs. E-mail: [email protected] А. B. Sokolov, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs. E-mail: [email protected] P. V. Kozlovsky, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs. E-mail: [email protected] А. P. Аlekseeva/ the Volgograd Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs. E-mail: [email protected]

The paper contains the definition of criminalistics-tactical provision of an investigative action. The main elements of criminalistics-tactical maintenance of interrogation of juveniles are establishing the participants of the considered investigative action, choosing the tactical means and employing technical means to record testimony. The authors distinguish the competence of a pedagogue and psychologist, suggest approaches to assessment of their qualification: basic education, interaction with children of a certain age group, etc. The recommendations are made to increase the effectiveness of the pedagogue's and psychologist's participation in the investigative action via familiarizing with background information about the interrogated and the joint constructing of the interrogational tactics. The article proves it reasonable to prefer a clinical psychologist. The system of tactical means of interrogation in conflict and non-conflict situations is presented. The procedure of organization of video-recording of the investigative action is described. When the positions of a juvenile and that of a legal representative concerning video-recording of testimony vary it is suggested to prefer the decision of the latter.

Keywords: criminalistics-tactical provision; interrogation; juvenile; pedagogue; psychologist; tactical means; video-recording.

Подвижность уголовно-процессуального законодательства, низкое качество сформированных навыков и умений практического сотрудника часто отрицательно сказываются на эффективности расследования преступлений. Один из путей оптимизации деятельности следователя (дознавателя) представляет совершенствование тактико-криминалистического обеспечения следственных действий.

Тактико-криминалистическое обеспечение представляет собой систему тактических приемов, рекомендаций и криминалистических средств, правовых и организационных составляющих, внедрение их в правоприменительную деятельность в целях быстрого и эффективного раскрытия и расследования преступлений. Тактико-криминалистическое обеспечение является важным направлением криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений [1, с. 62; 2, с. 64; 3, с. 57; 4, с. 20-21, 29]. При этом следует иметь в виду, что содержание и развитие тактико-криминалистического обеспечения основывается, с одной стороны, на нормах уголовно-процессуального права, с другой — на анализе следственной и судебной практики [5, с. 48].

Одним из направлений тактико-криминалистического обеспечения расследования преступлений выступает разработка рекомендаций по организации и производству следственных действий с участием несовершеннолетнего. Наиболее распространенное и вместе с тем сложное следственное действие, производимое с участием лица, не достигшего совершеннолетия, и имеющее свою специфику в связи с особенностями субъекта, представляет допрос. Основными элементами тактико-криминалистического обеспечения допроса лица, не достигшего восемнадцати лет, выступают участники рассматриваемого следственного действия, тактические приемы и технические средства фиксации показаний.

Обязательными участниками допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого являются защитник и законный представитель (ст. 48, ч. 2 ст. 425, ч. 1 ст. 426 УПК РФ). В случае, когда подросток не достиг возраста шестнадцати лет либо достиг указанного возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, к допросу обязательно привлекается педагог или психолог (ч. 3 ст. 425 УПК РФ).

В статье 48 УПК РФ указано императивное требование о том, что по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних к обязательному уча-

стию в уголовном деле привлекаются их законные представители. В соответствии с п. 12 ст. 5 УПК РФ в этом качестве могут выступать родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится не достигший восемнадцати лет подозреваемый, обвиняемый, органы опеки и попечительства. В большинстве случаев в качестве законных представителей участвуют родители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (81,25%) и представители органов опеки и попечительства (15,62%) 1. В результате опроса правоприменителей 2 установлено, что родителей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вызывают на допрос в качестве законных представителей, как правило, посредством мобильной связи по номеру телефона, который выяснен в ходе рассмотрения сообщения о преступлении. Представителей органов опеки и попечительства приглашают к участию в уголовном деле с помощью мобильной связи (в большей степени присуще сельской местности), а также посредством запроса, направляемого на имя начальника управления опеки и попечительства департамента образования администрации (наиболее распространено в городах — региональных центрах).

Нередки случаи, когда родители негативно влияют на несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. В этом случае законный представитель в их лице подлежит отводу. Вместе с тем невозможность допуска в качестве законного представителя родителей несовершеннолетнего может быть очевидна до проведения следственных действий (употребление наркотических средств, совершение противоправных действий в отношении несовершеннолетнего и т. п.), при этом они могут быть не лишены родительских прав. В подобной ситуации единственным выходом будет назначение представителя органа опеки и попечительства на основании аналогии закона.

При производстве допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого дополнительную сложность придает участие защитника, поскольку выбор тактики указанного следственного действия требует учета его опыта и профессиональной подготовки [6, с. 24-28; 7, с. 29-30; 8, с. 24-25; и др.]. Обеспечение явки защитника зависит от того, кто приглашает его к участию в уголовном деле. В случае если он назначается следователем, требование направляется координатору адвокатской палаты в письменной (постановление о назначении, заявка

1 Изучено 64 уголовных дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, находящиеся в производстве следственных подразделений Новосибирской, Омской и Тюменской областей.

2 Опрошено 68 следователей территориальных подразделений Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской и Челябинской областей, осуществляющих расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними.

и т. п.), устной (по телефону) или электронной форме (по интернет-каналу) 3.

Участие в производстве допроса педагога обусловлено возрастными особенностями несовершеннолетнего. В пункте 62 ст. 5 УПК РФ закреплено, что данный субъект является педагогическим работником, выполняющим в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся. Педагог — это специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.) [9, с. 38]. Таким образом, педагог по своей сути является специалистом, но не в уголовно-процессуальном смысле, а как лицо, обладающее специальными знаниями (сведущее лицо) [10, с. 78]. Закон обязывает при производстве допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обеспечить участие педагога или психолога (ст. 425 УПК РФ), но не регламентирует сам порядок его привлечения. Полагаем, что в силу многообразия практических ситуаций это оправданно и должно решаться путем создания совместных подзаконных актов на федеральном и местном уровне.

Результаты анкетирования показали, что, как правило, вовлечение специалиста в области педагогики к участию в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого основывается на личном контакте следователя (58,82% опрошенных). В остальных случаях следователь в целях обеспечения законодательных требований обращается в социально-педагогические службы образовательных учреждений (к директору школы либо его заместителю — заведующему по учебной работе школы) с запросом о предоставлении социального педагога школы, где проходит либо проходил обучение несовершеннолетний.

Психолог является специалистом, оказывающим помощь следователю в производстве допроса и иных следственных действий, изучении личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, установлении с ним психологического контакта [11, с. 13-14; 12, с. 237-238; 13, с. 28-30; и др.]. Кроме того, психолог может помочь следователю с выбором

и применением тактических приемов, направленных на изучение состояния несовершеннолетнего, в адекватной оценке его возможностей по восприятию и воспроизведению окружающей обстановки [14, с. 32-34].

Личный опыт работы в органах предварительного расследования и результаты интервьюирования следователей показывают, что педагог и психолог, как правило, принимают участие формально, не оказывая какой-либо значимой помощи в проведении следственного действия. Полагаем, это связано с тем, что при назначении педагога или психолога не учитывается его специализация и возрастная группа несовершеннолетнего, не предоставляется необходимая для качественной работы информация об участнике и порядке проведения следственного действия. Преодоление этого возможно при разрешении следующих задач.

Первая задача — подобрать компетентного специалиста. При наличии возможности предпочтение следует отдать участию психолога. Задача психолога — разрешать проблемную ситуацию, задача педагога — осуществлять преподавание. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности, адекватности реакций и психологического состояния ребенка является для педагога вторичным. Педагог должен быть вынужденной альтернативой психологу. Не случайно ч. 4 ст. 191 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего обязывает привлекать только психолога 4. Однако организационные возможности не позволяют привлекать только клинических психологов к участию в следственных действиях.

При привлечении педагогов целесообразно учитывать возрастную специализацию: учителя начальных классов для допроса учащихся начальной школы и т. д. Однако эта рекомендация не является категоричной, так как учителя в среднем и старшем звене обладают необходимыми знаниями возрастной психологии. Неприемлемым представляется привлечение учителей начальных классов для участия в допросе старшеклассников, хотя законом это не запрещено.

Вторая задача — подготовить психолога или педагога к участию в допросе. Для этого необходимо предоставить информацию о личности подростка, обсудить цель, задачи и тактику следственного действия, предоставить возможность установить психологический контакт перед его началом.

3 Правила оказания адвокатами Адвокатской палаты Омской области юридической помощи по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. URL: http://advokatura55.ru/upload/iblock/b35/b352012b16fdaf2c34d8175 cacd05389.PDF (дата обращения: 10.09.2019).

4 Данную рекомендацию не стоит абсолютизировать, так как в конкретной ситуации педагог может оказаться компетентнее находящегося рядом психолога.

Следующий важный аспект — правильный выбор следователем тактических приемов, которые зависят от складывающейся ситуации. Последняя может быть классифицирована на бесконфликтную (совпадение целей правоприменителя и несовершеннолетнего по установлению истины по уголовному делу) и конфликтную (частичное либо полное несовпадение целей, т. е. отказ от дачи показаний либо дача ложных, частично ложных показаний). Результаты опроса следователей (дознавателей) позволяют заключить, что доля допросов несовершеннолетнего, происходящих в бесконфликтной ситуации, значительно больше, чем в конфликтных. Однако это не означает, что в благоприятной ситуации не могут понадобиться соответствующие тактические приемы. Одно дело — готовность сообщить сведения, другое — применить имеющийся тактический арсенал, позволяющий получить полную и объективную информацию.

В бесконфликтной ситуации эффективными будут следующие тактические приемы:

1) смежность (на целесообразность использования этого тактического приема указали 26,47% респондентов). Данный прием позволяет установить определенные сведения о событии или предмете, которых несовершеннолетний допрашиваемый не помнит, с помощью сведений о других событиях или предметах, находившихся в пространственной или временной связи с искомыми. Например, когда не достигший совершеннолетия подозреваемый не помнит момента прибытия к месту преступления, следователь предлагает ему вспомнить какие-либо события, которые предшествовали либо последовали за моментом его прибытия к этому месту. Среди частных случаев, которые обозначает несовершеннолетний подозреваемый, выбирается событие, имеющее временную связь с искомым событием, что позволяет установить временной промежуток;

2) наглядность (рациональным использование данного тактического приема считают 52,94% респондентов). Указанный прием дает возможность получить точную словесную либо цифровую характеристику признака события, действия или предмета. Например, подросток затрудняется указать место подхода, проникновения или убытия с места совершения преступления, следователь предлагает нарисовать на листе бумаги с изображением фрагмента местности, полученной из электронного справочника карт городов (например, «2ГИС»), маршрут движения и последовательность действий до, в момент и после совершения преступления;

3) контрастность (эффективным использование данного тактического приема считают 41,17% респондентов). Рассматриваемый прием позволяет установить интересующие следователя сведения о признаках события или предмета, которые несовершеннолетний

подозреваемый, обвиняемый затрудняется назвать, путем указания на контрастные признаки (большой или маленький рост; светлый или темный цвет и т. п.). Например, подросток затрудняется описать внешность лица, которому реализовал похищенное имущество (потенциальный свидетель). Следователь может попросить несовершеннолетнего допрашиваемого сравнить его рост с ростом самого следователя (по аналогии — раса, пол, цвет волос и т. д.);

4) сходность (оптимальным данный тактический прием считают 35,29% респондентов). Исследуемый прием дает возможность установить сведения о событии или предмете преступного посягательства с помощью аналога. Например, не достигший совершеннолетия подозреваемый не может описать похищенное имущество (мобильный телефон, ноутбук и т. п.), следователь предлагает ему посмотреть на свой мобильный телефон либо продемонстрировать ему каталог мобильных телефонов и ноутбуков. В результате применения данного тактического приема подросток сможет описать признаки предмета хищения.

Конфликтная ситуация состоит в том, что несовершеннолетний формирует установку на утаивание сведений, имеющих значение для уголовного дела, либо в открытой форме противодействует следователю. Проведение допроса в подобной ситуации однозначно предполагает использование тактических приемов.

В конфликтной ситуации эффективными будут следующие тактические приемы:

1) предъявление доказательств (на целесообразность его использования указали 100% респондентов). Прием подразумевает ознакомление подозреваемого с результатами производства других, предшествовавших допросу следственных действий (например, осмотр места происшествия, назначение судебных экспертиз, допрос потерпевшего, свидетеля).

Выделяются два основных способа предъявления доказательств:

— по нарастающей силе (сначала обозначается менее значимое для процесса доказывания доказательство с последующей демонстрацией доказательства большей значимости). Например, сначала допрашиваемому предъявляется заключение дактилоскопической экспертизы, в котором указано, что отпечатки пальцев рук, обнаруженные и изъятые в ходе осмотра места происшествия, тождественны с образцами отпечатков пальцев рук несовершеннолетнего. После этого происходит ознакомление с протоколом обыска в жилище несовершеннолетнего, в рамках которого было обнаружено и изъято имущество, похищенное при совершении преступления. Выбор данного направления предъявления доказательства зависит от личности допрашиваемого (рекомендуется применять в случае допроса лица, ранее судимого за совершение преступления);

б) предъявление наиболее значимого доказательства или нескольких значимых доказательств (эффективно в случае неоднократного допроса несовершеннолетнего подозреваемого, что способствует созданию у него убеждения о том, что правоохранительные органы постоянно и плодотворно собирают доказательства по делу);

2) максимальная детализация показаний (на рациональность использования данного тактического приема указали 100% респондентов), которая состоит из системы задаваемых уточняющих вопросов относительно предмета доказывания, ответы на которые позволяют подробно проанализировать интересующее событие, явление, факт;

3) выжидание (считают эффективным 80,88% респондентов) — сообщение и аргументация несовершеннолетнему того, что его позиция в ходе допроса неубедительна, а затем предоставление ему времени подумать и изменить свою позицию;

4) допущение легенды (оптимальным считают 72,05% респондента), т. е. предоставление несовершеннолетнему возможности высказать свое видение по предмету допроса, даже если он сообщает ложные сведения. Как правило, данный прием реализуется в связке с последующим предъявлением доказательств 5.

В правоприменительной деятельности используются, хоть и в меньшей степени, другие тактические приемы допроса несовершеннолетнего. Например, «пресечение лжи», т. е. изобличение лжи допрашиваемого сразу же после того, как он сообщил ложные сведения (целесообразность отметили 61,76% респондентов); создание у несовершеннолетнего преувеличенного представления об осведомленности следователя — сообщение ему подробных сведений о каких-нибудь частных обстоятельствах преступления (вариант — события, связанного с ним) и одновременное умалчивание о главных фактах (10,29% респондентов). Это может породить у подростка преувеличенное представление об осведомленности следователя по главным фактам деяния.

Актуальным является вопрос о применении технических средств фиксации показаний несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля. Это связано не только с обязательностью применения видеозаписи или киносъемки в ходе следственных действий (ч. 5 ст. 191 УПК РФ), но и с наличием международных правовых норм и практики Европейского суда по правам человека, направленных на защиту несовершеннолетних потерпевших, свидетелей. Между-

народное сообщество обращает внимание на применение видеозаписи показаний несовершеннолетних в целях их защиты от вторичной виктимизации в ходе уголовного судопроизводства [16, с. 95].

Разделяем позицию В. В. Кальницкого о том, что законодатель рассматривает такую видеозапись как благо для потерпевшего и свидетеля, значит, следователь (дознаватель) в силу принципа публичности обязан предпринять все меры для того, чтобы видеозапись была произведена [16, с. 97]. Однако в правоприменительной деятельности технические средства видеофиксации применяются не всегда. Такое положение обусловлено рядом причин, наиболее злободневными из которых являются недостаточное оснащение техническими средствами подразделений, осуществляющих предварительное расследование по уголовным делам; проблемность в определении технических средств, которые могут быть использованы с целью видеофиксации хода допроса; незнание либо низкий уровень знаний и навыков по применению технических средств [17, с. 126]; наличие возражения несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля и (или) его законного представителя относительно применения видеозаписи.

Интересной представляется реализация нормы ч. 5 ст. 191 УПК РФ в части определения приоритета позиции несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля либо его законного представителя в случае, если их мнения относительно применения видеозаписи расходятся. Полагаем, в данной ситуации уместна аналогия. Так, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, «когда по делу частного обвинения мнение несовершеннолетнего потерпевшего по вопросу о примирении с обвиняемым и прекращении уголовного дела не совпадают с мнением его законного представителя, основания для прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон отсутствуют» 6. Соответственно, несовершеннолетний потерпевший (свидетель), высказывающий возражения относительно применения видеозаписи при допросе, должен принять волеизъявление законного представителя. При этом следователю (дознавателю) целесообразно осуществлять разъяснение права возражать против видеозаписи с глубиной, достаточной для понимания данного права. В случае принятия решения о возражении применения видеозаписи заинтересованными лицами считаем рациональным отражение этого факта в самой видеозаписи, что будет подтверждать добровольность занятой позиции.

5 Подробнее о реализации тактических приемов допроса несовершеннолетнего в конфликтной и бесконфликтной ситуации см.: [15, с. 75-77].

6 О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве (п. 31) : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № 17. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

При условии применения видеозаписи целесообразно использование стационарного персонального компьютера, ноутбука, оснащенного web-камерой. Малогабаритность web-камер позволит избежать постоянного отвлечения несовершеннолетнего, например, на действия, осуществляемые с видеокамерой либо смартфоном, положительно повлиять на концентрацию несовершеннолетнего. Дополнительными критериями в пользу выбора web-камер являются их разнообразность и доступность.

Осуществление видеозаписи допроса следует вести таким образом, чтобы все участники следственного действия были в кадре. В случае, когда размеры помещения не позволяют уместить всех участвующих в допросе лиц в кадр, важно, чтобы на видеозаписи крупным планом был допрашиваемый несовершеннолетний (его лицо, туловище, руки и ноги).

Создавая эффект присутствия, видеозапись позволяет определить поведение несовершеннолетнего; какие вопросы и в какой формулиров-

ке были заданы, ответы допрашиваемого на них. Применение видеозаписи при допросе обеспечивает полноту, точность фиксации показаний, исключает ошибки, допускаемые при протоколировании, и является одним из неотъемлемых условий успеха, качественного и эффективного достижения поставленных целей рассматриваемого следственного действия.

Отметим, что тактико-криминалистическое обеспечение допроса несовершеннолетнего продолжает совершенствоваться. Разрабатываемые в настоящее время тактические приемы допроса несовершеннолетних, с учетом складывающейся ситуации, позволяют преодолеть скрытый или открытый конфликт и получить сведения, имеющие значение для уголовного дела. Знание возможностей тактико-криминалистического обеспечения рассматриваемого следственного действия помогает оптимальным образом организовать деятельность следователя.

Список литературы

1. Коломацкий В. Г. Криминалистическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по расследованию преступлений // Криминалистика : в 3 т. Т. 1 : История, общая и частные теории. М., 1995.

2. Белкин Р. С. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования. М., 1997.

3. Сокол В. Ю. Тактико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений (методологические и организационные аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.

4. Горячев Э. К., Тишутина И. В. Тактико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений. М., 2006.

5. Богусловский А. В., Ткачук Т. А. Сущность тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследовании преступлений // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 4(13).

6. Центров Е. Тактические особенности допроса при участии защитника // Законность. 2004. № 6.

7. Макаренко И. А. Защитник как гарант соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетнего обвиняемого // Закон и право. 2006. № 12.

8. Марковичева Е. В. Участие адвоката-защитника в доказывании по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних // Адвокатская практика. 2008. № 4.

9. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для студентов педагогических вузов / под ред. В. А. Спа-стенина. М., 1999.

10. Тетюев С. В. Использование педагогических и психологических знаний в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних : монография / под ред. А. В. Кудрявцевой. М., 2009.

11. Кузнецова С. В., Кобцова Т. С. Тактика допроса несовершеннолетних : практ. пособие. М., 2004.

12. Макаренко И. А. Личность несовершеннолетнего обвиняемого как объект криминалистического исследования. М., 2006.

13. Скичко О. Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии / под науч. ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Комиссарова. М., 2016.

14. Куликов А. В., Новиков А. А. Соотношение процессуального положения специалиста, психолога, педагога и переводчика в уголовном судопроизводстве России // Российский судья. 2007. № 1.

15. Соколов А. Б. Организационно-тактические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3.

16. Кальницкий В. В. Непосредственность судебного разбирательства и доказательственная деятельность органов расследования : учеб. пособие. Омск, 2019.

17. Соколов А. Б. Организация и процедура применения видеосъемки в ходе допроса несовершеннолетнего // Уголовное право. 2016. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.