ВОПРОСЫ
российской юстиции УДК 343.132
Семенова Полина Константиновна Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Институт публичного права и управления
Россия, Москва polina-semenova-99@mail .ru Semenova Polina Konstantinovna Kutafin Moscow State Law University (MSAL) Institute of public law and management
Russia, Moscow
ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО И ОБВИНЯЕМОГО Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос особенностей допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Изучаются особенности поведения несовершеннолетнего во время допроса. Исследуется роль защитника, педагога, психолога и законного представителя при проведении допроса. В статье обосновывается необходимость тщательной подготовки к допросу несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. Ключевые слова: следственные действия; допрос; несовершеннолетний; психологический контакт; психолог; педагог; конфликтная ситуация.
FEATURES OF INTERROGATION OF A MINOR SUSPECT AND
ACCUSED
Annotation: This article discusses the issue of the peculiarities of interrogation of a minor suspect, accused. The features of the behavior of a minor during interrogation are studied. The role of a defender, teacher, psychologist and legal representative during the interrogation is investigated. The article substantiates the need for thorough preparation for the interrogation of a minor suspect and accused.
J* IO
ВЫПУСК
Key words: investigative actions; interrogation; minor; psychological contact; psychologist; teacher; conflict situation.
Преступность среди несовершеннолетних была и остается актуальной в наши дни, что подтверждается статистикой, представляемой Генеральной прокуратурой РФ. Так, несмотря на то, что за последние 10 лет число преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось вдвое, оно все равно остается достаточно высоким. В 2019 году было совершено более 41,5 тысяч преступлений. А в соответствии со статистикой за январь-июнь 2020 года уже зафиксировано более 16 тысяч несовершеннолетних, совершивших преступления [1]. Кроме того, установлено, что чаще несовершеннолетние совершают преступления насильственного характера. Несовершеннолетние являются специальными субъектами, в отношении которых в УПК РФ предусмотрены специальные правила, чтобы обеспечить наибольший объем гарантий для данных лиц. Практика свидетельствует о том, что требования, содержащиеся в УПК РФ относительно допроса несовершеннолетних требуют пересмотра и доработки. Но, к сожалению, даже существующими правилами следователи нередко пренебрегают.
Наверное, стоит начать с того, что допрос является самым эффективным средством предварительного следствия. Допрос - самое часто используемое следственное действие, как правильно отметила Михальчук Ю.П. «без допросов ни одно уголовное дело обойтись не может» [2, с. 32], так как именно благодаря ему у следователя есть возможность получить большее количество информации о совершенном преступлении. Однако это возможно лишь в том случае, если следователь владеет тактикой допроса, правильно сможет организовать допрос, подготовить правильные вопросы, на которые он получит нужные для него ответы. Наиболее кропотливая подготовка требуется перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, так как с ним сложнее всего установить психологический контакт, также во время допроса последнего присутствуют и его законный представитель, и психолог или педагог, которые нередко могут
препятствовать проведению допроса. Поэтому очень важно уделить особое внимание при выборе законных представителей и других специалистов.
Как уже было сказано эффективность допроса во многом зависит от подготовки к нему. Макаренко выделяла 2 этапа в подготовке к допросу: первый включает в себя собирание и исследование информации для того, основываясь на которой следователь будет строить свой допрос; второй этап состоит из тактической и процессуальной организации допроса.
Сбор и исследование информации включает в себя изучение личности несовершеннолетнего, анализ материалов дела. А тактическая организация предусматривает обеспечение участие защитника несовершеннолетнего подозреваемого; решить вопрос о приглашение к участию в допросе педагога, законных представителей или психолога; привлечение переводчика при необходимости; выбор места и времени допроса; психологическая подготовка к допросу. Изучение материалов дела является первоначальной ступенькой при подготовке к допросу несовершеннолетнего. Недостаточно просто знать дело, необходимо скрупулёзно и углубленно изучить каждую деталь в материалах, чтобы подобрать наиболее эффективную тактику допроса. От того, насколько следователь владеет информацией зависит продуктивность допроса. Информационная обеспеченность перед допросом позволит следователю установить психологический контакт с несовершеннолетним, предугадать его поведение в ходе допроса, выработать определенные тактические приемы, которые помогут наиболее эффективно провести допрос.
Как отмечает A.B. Дулов, изучение личности обвиняемого, в психологическом аспекте, необходимо для того, чтобы «установить контакт с допрашиваемым, определить методы воздействия на него..., предусмотреть линию поведения обвиняемого..., тактику и приемы его защиты, изменение его поведения от определенных внешних раздражителей» [3, с. 236]. При подготовке к допросу несовершеннолетнего следователю следует учитывать их определенные особенности: импульсивность, вспыльчивость, низкий уровень самокритичности, недостаточный жизненный опыт.
Все это в совокупности подтверждает важность собирания характеризующей личность несовершеннолетнего информации.
Одним из важнейших организационных моментов является обеспечение участия иных лиц при допросе несовершеннолетнего. По общему правилу, закрепленному в ст.ст. 425 и 426 УПК РФ следователь имеет право в случае необходимости вызвать для участия в допросе следующих участников: защитника, законного представителя, педагога и психолога.
Согласно ст. 425 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Мнения ученых о важности и значении участия данных лиц при допросе разделилось. Например, Н.И. Гуковская полагает, что присутствие посторонних лиц на допросе обычно мешает созданию доверительной атмосферы, сковывает допрашиваемого [4, с. 110]. Сафин Н.Ш. придерживается противоположной точки зрения. По его мнению, целесообразность участия педагога в допросе несовершеннолетнего вытекает из того, что педагог выполняет воспитательную функцию в процессе допроса; также законный представитель заинтересован в исходе дела, может создавать известные препятствия, а педагог - незаинтересованное лицо [5, с. 39]. По моему мнению, положительное или отрицательное влияние участия педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего зависит во многом от следователя. Если он подойдет формально к этому вопросу при подготовке, то никакой пользы ожидать не стоит, а скорее всего даже эти лица окажут негативное влияние на несовершеннолетнего, создадут определенные препятствия для допроса.
В ч. 3 ст. 425 УПК РФ между педагогом и психологом стоит союз или, то есть достаточно участия одного из них. Однако по моему мнению, данные участники выполняют не тождественные функции, более того они имеют разные профессиональные знания, поэтому участие одного из них не должно исключать участия другого. Когда при допросе несовершеннолетнего будут участвовать и
педагог и психолог, их функции будут четко разграничены и конкретизированы. Так, например, педагог помогает следователю установить все особенности подростка (его увлечения, хобби, отношение к учебе, отношения с одноклассниками и т.д). Педагог является не только помощником следователя, но и гарантом защиты и справедливости для допрашиваемого. А психолог, обладая специальными познаниями в области детской и юношеской психологии, поможет выявить наличие психических недостатков и особенностей, а также поможет решить вопрос о назначении судебно-психологической экспертизы, поможет установить наличие у подростка наличие способности правильно воспринимать факты и воспроизводить информацию. Но все-таки, если участие двух лиц не представляется возможным, то мне кажется, что приоритетное участие при допросе должен иметь психолог, так как когда несовершеннолетний совершает преступление - это уже является признаком наличия у него психологического отклонения и участие педагога в данном случае будет менее целесообразным.
К сожалению, правовой статус психолога и педагога никаким образом не закреплен в УПК РФ, нет ни определения, не прописаны их права, в статье лишь сказано об обязательности их присутствия при допросе несовершеннолетнего. По моему мнению в УПК РФ стоит уделить их положению больше внимания и прописать, кто понимается под педагогом и психологом, какова цель участия каждого из них в следственном действии. В дальнейшем это будет только способствовать более активному привлечению следователями данных участников в процесс.
Также не стоит забывать, что ст. 426 УПК РФ предусматривает возможность участия законного представителя при допросе несовершеннолетнего. Для то, чтобы понять, кто понимается под законным представителем необходимо обратиться к п. 12 ст. 5 УПК РФ, в котором сказано, что законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится
несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства. Присутствие данных лиц должно служить дополнительной гарантией соблюдения прав несовершеннолетних во время допроса. К сожалению, следователи часто этим пренебрегают, достаточно халатно относятся к выбору данных лиц, что прямо негативно сказывается на результативности допроса. Как верно отметила Королёва Е.А. в своей статье, участие в качестве законно представителя лиц, которые имеют интересы, отличные от интересов несовершеннолетнего подозреваемого нежелательно, так как это может привести к отказу от дачи показаний или признанию своей вины[6, с. 4]. Правильный выбор законного представителя способствует налаживанию психологического контакта с несовершеннолетним, что играет большую роль при допросе, поэтому стоит уделять этому значительное внимание при подготовке к допросу несовершеннолетнего. Только искреннее стремление помочь несовершеннолетнему поможет в решении задач, стоящих перед законным представителем. Если же законный представитель будет играть пассивную роль в допросе, которому все равно на судьбу подростка или же он негативно настроен против несовершеннолетнего, что еще хуже, если его вынудили участвовать в процессе, пользы и толку от такого участника будет мало. Достигнуть поставленной цели в данном случае вряд ли получится. В том случае, если следователь усматривает что действия законного представителя причиняют ущерб интересам несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого (например, он пытается заставить несовершеннолетнего дать заведомо ложные показания или ведет антиобщественный образ жизни), он (следователь) имеет право отстранить его от участия в допросе и допустить другого законного представителя.
Стоит также обратиться к Семейному Кодексу, а именно к ч.1 ст. 65 СК РФ, в которой говорится о том, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Данное положение еще раз подтверждает мысль о том, что законные представители должны отстаивать законные права и интересы своих представляемых.
Еще одним важным участником допроса несовершеннолетнего является его защитник. Его необходимость при допросе несовершеннолетнего обусловлена недостаточными знаниями, жизненным опытом, также необходимо учитывать психологические особенности несовершеннолетнего.
Хотелось бы поподробнее остановиться на вопросе установления психологического контакта с несовершеннолетним допрашиваемым. A.B. Дулов определяет психологический контакт как «целенаправленную, планируемую деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей» [3, с. 372]. Психологический контакт - это один из ключевых помощников следователя при проведении данного следственного действия. Психологический контакт - это умение следователя создать такую атмосферу, которая будет способствовать установлению доверия с подростком, а также у него будет внутреннее спокойствие. Для того чтобы его добиться нужны коммуникационные способности следователя; заинтересованность обвиняемого/ подозреваемого и устранение конфликтных ситуаций. На практике мне следователи рассказывали из своего опыта, что для установления психологического контакта с несовершеннолетним подозреваемым/ обвиняемым следует
продемонстрировать ему, что вы владеете информацией и в курсе всей ситуации; побеседовать на отвлечённые, интересные для подростка темы; рассказать о значении признания своей вины.
Также интересным является вопрос о времени проведения допроса несовершеннолетнего. В ч. 1 ст. 425 УПК РФ установлено требование, согласно которому допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день, что препятствует длительным и тяжелым допросам, в конце которых несовершеннолетние готовы подписать все, лишь бы их отпустили. Однако уже давно подтвержден общеизвестный факт, что подростки способны удерживать свое внимание в течение 40-45 минут, поэтому целесообразнее было бы внести
J* Ю ВЫПУСК
изменение в статью относительно времени проведения допроса, учитывая при этом физиологические особенности несовершеннолетнего.
Подводя итог, можно сказать, что данная тема имеет не только теоретическое, но и в большей степени практическое значение. Для того чтобы допрос несовершеннолетнего был проведен не только в соответствии с законом, но и имел успешный результат, следователю необходимо обладать специальными познаниями не только в уголовном праве и уголовном процессуальном, но и владеть тактическими навыками допроса, знать основы педагогики и детской и юношеской психологии.
Список литературы:
1. Состояние преступности в России за январь-июнь 2020г [Электронный ресурс] URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/4fb/sbornik_6_2020.pdf Дата обращения: 20.10.2020.
2. Михальчук Ю.П. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Краснодарский край., 2005. 148 c.
3. Дулов А.В. Судебная психология: учебное пособие Минск, 1975. 464 с.
4. Гуковская Н.И. Участие третьих лиц в допросе несовершеннолетнего: В порядке обсуждения // Вопросы борьбы с преступностью. 1974. №21.
5. Сафин Н.Ш. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого в советском уголовном судопроизводстве: процессуальный и криминалистический аспекты проблемы. Казань, 1990. 160 с.
6. Королева Е.А. Кучин О.С. Проблемы первоначального допроса несовершеннолетнего насильника в условиях неотложности // Российский следователь. 2020 №6. 4 с.
JT Ю
ВЫПУСК