УДК 340
Самиулина Яна Валерьевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры профессиональных дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Yana V. Samiiilina
Candidate of Law,
Аssociate Professor of the Department of the professional disciplines, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: yanasam [email protected]
ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА К ПРОИЗВОДСТВУ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО,
ОБВИНЯЕМОГО
Аннотация. Актуальность проблем, связанных с участием педагога и психолога при производстве следственных действий с лицами несовершеннолетнего возраста обусловлена отсутствием четкого законодательного закрепления их процессуального статуса. В связи с этим автором делается акцент на необходимость совершенствования процессуального положения педагога и психолога. Высказывается предложение включить педагога и психолога в число «иных участников уголовного судопроизводства», расширить их процессуальные права, предоставив возможность не только участвовать в следственном действии, но и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, суда.
По результатам проведенного исследования делается вывод о целесообразности дополнения гл. 8 УПК РФ ст. 60.1 «Педагог, психолог», внесения изменений в название и текст действующей редакции ст. 425 УПК РФ, обозначив ее «Особенности проведения следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого», в тексте указанной нормы замене слова «допрос» словосочетанием «следственные действия».
Преследуя цель повышения юридической охраны прав несовершеннолетних, вовлеченных в уголовное судопроизводство, автором даются отдельные рекомендации относительно порядка привлечения к участию педагога и психолога в проведении допроса и иного следственного действия с подозреваемым (обвиняемым) несовершеннолетнего возраста.
Ключевые слова: несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый, педагог и психолог, следственные действия, следователь.
SEPARATE PROBLEMS OF TEACHING A TEACHER AND A PSYCHOLOGIST TO THE MANUFACTURE OF THE INVESTIGATIVE ACTIONS WITH THE PARTICIPATION
OF JUVENILE SUSPECT, ACCUSED
Summary. The urgency of the problems associated with the participation of the teacher and the psychologist in the production of investigative actions with persons of a minor age is due to the lack of clear legislative consolidation of their procedural status. In this regard, the author focuses on the need to improve the procedural position of the teacher and the psychologist. There is a proposal to include a teacher and a psychologist among the «other» partici-pants in criminal proceedings, expand their procedural rights, providing an opportunity not only to participate in the investigative action, but also to complain about actions (inaction) and decisions of the investigating officer, investigator, court.
According to the results of the study, a conclusion is drawn on the advisability of adding ch. 8 Code of Criminal Procedure Art. 60.1 «Teacher, Psychologist», making changes to the name and text of the current edition of Art. 425 Code of Criminal Procedure, denoting its «Features of the investigative actions involving a minor suspect, the accused», in the text of this norm, replacing the word «interrogation» with the phrase «investigative actions».
Pursuing the goal of increasing the legal protection of the rights of mi-nors involved in criminal proceedings, the author makes separate recommendations on how to involve the teacher and psychologist in the interrogation and other investigative actions with the suspect (accused) of a minor age.
Keywords: uvenile suspect, accused, teacher and psychologist, investigative actions, investigator.
Актуальность проблем, связанных с участием педагога и психолога при производстве следственных действий с лицами несовершеннолетнего возраста, обусловлена рядом аспектов. Во-первых, возникает сложность разграничения необходимости привлечения педагога или психолога в каждом конкретном случае. Во-вторых, отсутствие четкого законодательного закрепления
© 2018 Самиулина Я. В.
их процессуального статуса приводит к возникновению вопросов в правоприменительной деятельности.
По делам, возбужденным в отношении несовершеннолетних, помимо предусмотренных уголовно-процессуальных гарантий применяются дополнительные процессуальные нормы и институты, которые в основном сосредоточены в гл. 50 УПК РФ. Так, в ст. 425 УПК РФ законодатель предусмотрел три случая обязательного участия педагога или психолога при осуществлении допроса подозреваемого, обвиняемого, подсудимого несовершеннолетнего возраста:
1) не достигшего шестнадцати лет;
2) достигшего шестнадцати лет, но страдающего психическим расстройством;
3) отстающего в психическом развитии.
В целях предупреждения ошибок при производстве по делам о преступлениях несовершеннолетних Пленум Верховного суда в постановлении № 1 от 1 февраля 2011 г. подчеркнул, что в случае нарушения указанных требований закона показания подозреваемого могут быть расценены как недопустимые доказательства по правилам ч. 2 ст. 75 УПК РФ [1]. Очевидно, что данное разъяснение указывает на практическую значимость участия педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве по делам, возбужденным в отношении лиц несовершеннолетнего возраста.
По смыслу ст. 425 УПК РФ допускается их одновременное участие и дается альтернатива привлечения педагога или психолога без закрепления конкретного случая. Законодательная позиция относительно данного вопроса нами полностью разделяется. Исходя из конкретной сложившейся психотравмирующей ситуации и личности несовершеннолетнего следователь (дознаватель) должен самостоятельно принимать решение о необходимости участия в проведении следственного действия либо педагога, либо психолога. Несомненно, ошибка в выборе может затруднить или сделать невозможным получение от допрашиваемого лица достоверных показаний.
Педагог при допросе несовершеннолетнего способствует снижению психологического дискомфорта у подростка, помогает ему адаптироваться в незнакомой ситуации, следит за тем, чтобы не нарушались права несовершеннолетнего, а задаваемые вопросы были сформулированы на понятном для допрашиваемого языке и не носили наводящий характер. Поэтому участие педагога на следственном действии, проводимом с несовершеннолетним, продиктовано стремлением обеспечить психологический контакт между следователем (дознавателем) и подростком, создать атмосферу доверия.
Психолог опирается на знания подростковой психологии и осуществляет функцию, по сути сходную с функцией педагога. В частности, его участие при проведении допроса подозреваемого (обвиняемого) несовершеннолетнего возраста желательно, если подросток оставался на второй год обучения, либо в том случае, когда он тяготеет к занятиям и интересам, свойственным детям более младшего возраста, склонен к лживости, фантазированию. Помощь психолога может понадобиться при проведении следственных действий с несовершеннолетним, который по причине болезни значительное время был оторван от занятий и коллектива, либо имеет отягощенную наследственность, перенес черепно-мозговую травму, психическое потрясение, проявляет повышенную нервозность, раздражительность, другие психопатические черты характера.
Принятие конкретного решения о приглашении педагога или психолога базируется, в первую очередь, на необходимости создания надлежащей атмосферы проведения следственного действия и получения доказательств по делу. В частности, Н. В. Спесивов считает, что вопрос о том, в каких случаях следует приглашать педагога, а в каких - психолога, должен решаться исходя из положений Пекинских правил, согласно которым судопроизводство должно осуществляться в обстановке, понятной несовершеннолетнему и снижающей риск нанесения данному лицу психологической травмы [2, с. 154].
Изучение правоприменительной практики позволяет заметить, что по уголовным делам, возбужденным в отношении лиц несовершеннолетнего возраста, к проведению следственных действий с подозреваемыми (обвиняемыми) чаще привлекают педагогических работников. Так, по результатам исследования уголовных дел, рассмотренных судами Самарской области в 2012-2017 гг., в допросах участвовали 55 педагогов и 21 психолог [3, с. 115]. В большинстве случаев приглашаются педагоги из учебного заведения, в котором учится несовершеннолетний. Полагаем, такое решение является верным, поскольку знакомый несовершеннолетнему педагог будет способствовать установлению психологического контакта с допрашиваемым, что особенно важно при его первом допросе в качестве подозреваемого. Если обеспечить участие знакомого несовершеннолетнему педагога не представляется возможным, приглашается незнакомый ему пе-
дагогический работник. В подобных случаях до начала следственного действия целесообразно его ознакомить с личностными качествами и психическими свойствами несовершеннолетнего правонарушителя. Полученные сведения помогут педагогу правильно использовать свою профессиональную компетенцию для установления психологического контакта с несовершеннолетним.
Кроме того, присутствие педагога или психолога должно обеспечить правовую защиту допрашиваемых от манипулирования ими, от агрессивного психоэмоционального воздействия, от постановки вопросов в недоступной для несовершеннолетнего форме. В связи с этим представляется важным, чтобы привлеченный к участию в проведении следственных действий педагог (психолог) не только обладал соответствующим образованием и квалификацией, но и имел опыт работы с несовершеннолетними той возрастной группы, к которой принадлежит допрашиваемое лицо. Не должны привлекаться лица сомнительной компетентности и объективности. Полагаем целесообразным перед привлечением педагога (психолога) к следственному действию устанавливать его должностное положение, сведения о специальном образовании, опыт работы с несовершеннолетними, отношение к подозреваемому (обвиняемому), разъяснять права и обязанности. Приглашая знакомого педагога, следует выяснить: нет ли обстоятельств, препятствующих его участию в сопровождении проведения следственного действия с несовершеннолетним, вовлеченным в уголовное судопроизводство. К таким обстоятельствам следует отнести конфликт с подростком или его семьей, неприязненные отношения с потерпевшим.
Несмотря на законодательное закрепление прямой обязанности в определенных случаях привлекать к участию в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), подсудимого лица, обладающего специальными познаниями в области детской и юношеской психологии, на практике имеют место нарушения этих требований. Так, семнадцатилетний З., имеющий отставание в развитии, был допрошен следователем по подозрению в совершении кражи мобильного телефона у своего сверстника в отсутствие педагога или психолога.
Аналогичные нарушения закона в этой части встречаются при рассмотрении дел в суде. Так, Автозаводским районным судом г. Тольятти Самарской области при рассмотрении уголовного дела в отношении четырнадцатилетних А. и К. в судебном заседании в качестве педагогов были привлечены учитель и заместитель школы, которые являлись по делу свидетелями. Приговором Отрадненского городского суда Самарской области осужден пятнадцатилетний Д., который с детства имел проявления психического расстройства и состоял на учете в психоневрологическом диспансере по месту жительства. В нарушение процессуальных требований судебное следствие было проведено в отсутствие педагога (психолога) [4].
Полагаем, выявленные нарушения, допускаемые в ходе расследования и рассмотрения в судах уголовных дел в отношении несовершеннолетних, отчасти связаны с тем, что законодателем не в полной мере раскрыто процессуальное положение педагога и психолога, из-за чего на практике возникает ряд вопросов. В частности, остается неразрешенным проблема отсутствия законодательной регламентации сопровождения других следственных действиях, проводимых с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).
Примечательно, что проблемы привлечения к участию в уголовном судопроизводстве педагога и психолога поднимаются на законодательном уровне. С принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 432-Ф3 [5] стало возможным привлекать педагога (психолога) не только при проведении допроса несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего, но и к участию в очной ставке, опознании и проверки показаний. Однако законодатель не коснулся вопроса закрепления возможности их участия в следственных действиях с несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым), что представляется не совсем логичным.
При таких обстоятельствах полагаем, что участие педагога и психолога в следственных действиях, проводимых с несовершеннолетними подозреваемыми (обвиняемыми), не достигшими 16 лет либо достигшими этого возраста, но страдающими психическими расстройствами или отстающими в психическом развитии, следует расширить, предусмотрев обязательное их участие не только при проведении допроса, но и в других следственных действиях, связанных с дачей показаний - очной ставке, предъявлении для опознания, проверке показаний на месте, так как в ходе их проведения подросток продолжает находиться в стрессовой ситуации. Кроме того, привлечение педагога (психолога) даст возможность устранить факторы, способные ущемить его права, причинить вред его психическому состоянию. Для регламентации данного вопроса представляется необходимым внести изменения в название ст. 425 УПК РФ, обозначив ее «Особенности проведения
следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого», а в тексте указанной нормы заменить слово «допрос» словосочетанием «следственные действия».
Следует отметить, что использование знаний психологии несовершеннолетних необходимо и при проверке сообщения о совершенном или готовящемся преступлении лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, а также достигшими указанного возраста, но страдающими психическим расстройством либо отстающими в психическом развитии. В связи с этим возможность участия педагога и психолога следует предусмотреть не только при производстве различных следственных действий с несовершеннолетним, привлеченным к уголовному судопроизводству, но и при получении от него объяснений на стадии возбуждения уголовного дела в порядке ст. 144 УПК РФ.
Между тем среди российских процессуалистов нет единого мнения как по вопросу правового положения педагога и психолога в уголовном судопроизводстве, так и о целесообразности их привлечения. Ученые высказывают диаметрально противоположные мнения.
Большинство авторов относят педагога и психолога к разновидности специалиста, обладающего специальными знаниями в области психологии и педагогики, наделяя их правами, обязанностями, ответственностью, предусмотренными ст. 58 УПК РФ [6, с. 19-20].
Нами разделяется иная точка зрения, направленная на признание педагога и психолога самостоятельными участниками уголовного судопроизводства [7, с. 9]. Подвергнув анализу ст. ст. 58 и 425 УПК РФ, мы пришли к выводу, что полномочия специалиста в действительности шире, и отождествление их с уголовно-процессуальным статусом педагога (психолога) невозможно.
Аргументируя указанную позицию, следует отметить, что специалист - это обладающее специальными знаниями и навыками, не заинтересованное в исходе дела лицо, привлекаемое в уголовное судопроизводство с целью дачи консультаций, пояснений, выполнения отдельных процессуальных действий. В ч. 1 ст. 58 УПК РФ законодателем регламентированы формы реализации специалистом своих знаний в уголовном судопроизводстве - содействие в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, применение технических средств, а также разъяснение вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Содержание указанной нормы заставляет задуматься, как вышеперечисленные действия могут быть выполнены психологом, привлеченным к проведению следственных действий с несовершеннолетним?
Педагог (психолог) - это лицо, обладающее знаниями в области педагогики (психологии) и имеющее соответствующее образование и квалификацию. Цель их участия на всех стадиях уголовного судопроизводства содержит специфические задачи, направленные, прежде всего, на обеспечение соблюдения законных прав и интересов несовершеннолетнего. Являясь лицом, обладающим соответствующими знаниями, педагог (психолог) содействует созданию благоприятной для допрашиваемого обстановки. Например, учитывая возрастные особенности, помогает определить правильный стиль постановки вопросов при допросе с учетом особенностей психики подростка, осуществляет правозащитную функцию, оказывает помощь при оценке результатов допроса и др. В связи с этим можно сделать вывод, что сходство педагога (психолога) со специалистом проявляется лишь в том, что он обладают соответствующими знаниями.
Таким образом, педагог и психолог, выполняя вспомогательную функцию, привлекаются к участию в следственных действиях, проводимых с несовершеннолетними, в предусмотренных законодателем случаях, исходя из конкретной сложившейся следственной ситуации и личности несовершеннолетнего. Каждый из них выполняет определенную роль в уголовном судопроизводстве, что дает основание внести предложение включить педагога и психолога в число «иных участников уголовного судопроизводства». Вполне логичным будет дополнить гл. 8 УПК РФ ст. 60.1 «Педагог, психолог».
Важно, чтобы данные участники уголовного производства активно реализовывали свои полномочия, направленные, в первую очередь, на обеспечение повышенной юридической охраны прав несовершеннолетних, вовлеченных в уголовное судопроизводство. Поэтому представляется целесообразным законодателю закрепить в ст. 60.1 УПК РФ права, обязанности и ответственность педагога и психолога, предусмотреть случаи отвода, а также требования, которым они должны отвечать как участники следственных действий. Преследуя цель повышения юридической охраны прав несовершеннолетних, вовлеченных в уголовное судопроизводство, следует расширить их процессуальные права, предоставив возможность не только участвовать в следственном действии, но и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, суда.
Библиографический список
1. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 01.02.2011 г. № 1 (ред. от 29.11.2016 № 56) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.10.2018).
2. Спесивов Н. В. Международные стандарты осуществления уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних и их реализация в современном российском уголовном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2015. 241 с.
3. Демкина М. С. Педагог (психолог) как участник уголовного судопроизводства: досудебный этап: дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2018. 242 с.
4. Самарский областной суд. Обобщение судебной практики Самарским областным судом по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними [Электронный ресурс]. URL: http://oblsud.sam.sudrf.ru. (дата обращения: 15.10.2018).
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве: Федеральный закон от 28.12.2013 № 432-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6997.
6. Стрельцова Е. В. Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. 26 с.
7. Макаренко И. А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2006. 42 с.
References
1. O sudebnoy praktike primeneniya zakonodatel'stva, reglamentiruyushchego osobennosti ugolovnoy otvetstvennosti i nakazaniya nesovershennoletnikh: Postanovleniye Plenuma Verkhovnogo suda RF ot 01.02.2011 g. № 1 (red. ot 29.11.2016 № 56) [On the judicial practice of the application of legislation regulating the features of criminal responsibility and punishment of minors: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 56 of February 1, 2011 (as amended on November 29, 2016 No. 56)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 15.10.2018) [in Russian].
2. Spesivov N. V. Mezhdunarodnyye standarty osushchestvleniya ugolovnogo sudoproizvodstva s uchastiyem nesovershennoletnikh i ikh realizatsiya v sovremennom rossiyskom ugolovnom protsesse. Diss. kand. yurid. nauk [International standards for the conduct of criminal proceedings with the participation of minors and their implementation in the modern Russian criminal process. Candidate's of Law thesis]. Saratov, 2015, 241 p. [in Russian].
3. Demkina M. S. Pedagog (psikholog) kak uchastnik ugolovnogo sudoproizvodstva: dosudebnyy etap. Diss. kand. yurid. nauk [Teacher (psychologist) as a participant in criminal proceedings: pre-trial stage. Candidate's of Law thesis]. Samara, 2018, 242 p. [in Russian].
4. Samara Regional Court. Obobshcheniye sudebnoy praktiki Samarskim oblastnym sudom po delam o prestupleniyakh, sovershennykh nesovershennoletnimi [Generalization of judicial practice by the Samara Regional Court on cases of crimes committed by minors]. URL: http://oblsud.sam.sudrf.ru (Accessed: 19.10.2018) [in Russian].
5. O vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii v tselyakh sovershenstvovaniya prav poterpevshikh v ugolovnom sudoproizvodstve: Federal'nyy zakon ot 28.12.2013 g. № 432-FZ [On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in order to Improve the Rights of Victims in Criminal Proceedings: Federal Law of December 28, 2013 No. 432-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Meeting of the legislation of the Russian Federation], 2013, no. 52, st. 6997 [in Russian].
6. Streltsova E. V. Takticheskiye i psikhologicheskiye osnovy doprosa nesovershennoletnikh podozrevayemykh, obvinyayemykh. Avtoreferat diss. kand. jurid. nauk [Tactical and psychological foundations of interrogation of juvenile suspects, defendants. Extended of candidate's of Law thesis]. Saratov, 2007, 26 p. [in Russian].
7. Makarenko I. A. Kriminalisticheskoye ucheniye o lichnosti nesovershennoletnego obvi-nyayemogo. Avtoreferat diss. doktora yurid. nauk [Forensic theory of the identity of a minor accused. Extended of doctor's of Law thesis]. Saratov, 2006, 42 p. [in Russian].