УДК 343.132 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10253
ББК 67.410.2 © Н.В. Уханова, 2019
Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс
ПРАВОВАЯ ОСНОВА, ЦЕЛИ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ПЕДАГОГОМ (ПСИХОЛОГОМ) ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Надежда Владимировна Уханова, доцент кафедры предварительного расследования, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются понятия педагога и психолога как участников следственных действий по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. Анализируется нормативная правовая база взаимодействия следователя с педагогом (психологом). Делается вывод о некотором расширении круга прав педагога (психолога) теми правами специалиста, которые не упоминаются в уголовно-процессуальной норме о допросе несовершеннолетнего с участием педагога (психолога).
Анализируется практика приглашения педагога (психолога) для участия в допросах несовершеннолетних.
Исходя из основных целей взаимодействия следователя с педагогом (психологом), дается содержательный перечень возможных форм сотрудничества указанных субъектов в рамках уголовного дела.
Ключевые слова: педагог; психолог; допрос несовершеннолетнего; участники следственных действий; взаимодействие следователя с педагогом; взаимодействие следователя с психологом.
LEGAL BASIS, GOALS AND FORMS OF INTERACTION BETWEEN
THE INVESTIGATOR OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES AND THE TEACHER (PSYCHOLOGIST) WHEN INVESTIGATING CRIMES COMMITTED BY MINORS
Nadezhda Vladimirovna Ukhanova, associate professor of preliminary investigation, associate professor, Candidate of Law Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotaion. The article discusses the concepts of a teacher and a psychologist as participants in investigative actions in criminal cases of juvenile crimes. The regulatory legal base of the investigator's interaction with the teacher (psychologist) is analyzed. The conclusion is made that the range of the teacher's (psychologist's) rights is expanded to those specialist rights that are not mentioned in the criminal procedure norm on the questioning of a minor with a teacher's (psychologist's) participation.
The author tells about the practice of inviting a teacher (psychologist) to participate in interrogations of minors.
Based on the main objectives of the interaction of the investigator with the teacher (psychologist), a meaningful list of possible forms of cooperation of these subjects in a criminal case is given.
Keywords: teacher; psychologist; interrogation of a minor; participants of investigative actions; interaction of the investigator with the teacher; the interaction of the investigator with the psychologist.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Уханова Н.В. Правовая основа, цели и формы взаимодействия следователя органов внутренних дел с педагогом (психологом) при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними. 2019;(5):52-7.
Одной из особенностей расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, является необходимость взаимодействия следователя с педагогом или психологом. Это вытекает из поло-
жений статей 191 и 425 УПК РФ (об особенностях проведения следственных действий с несовершеннолетними потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми и обвиняемыми).
При этом законом предусмотрено как обязательное участие педагога (психолога) в следственном действии (если несовершеннолетний не достиг возрасты 16 лет либо достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством), так и участие педагога (психолога) по усмотрению следователя (если несовершеннолетний уже достиг 16 лет и при этом отсутствуют данные, свидетельствующие о наличии у него психического расстройства).
Понятие педагога предусмотрено пунктом 62 ст. 5 УПК РФ: это педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся.
Понятие педагогического работника, в свою очередь, прописано в пункте 21 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и оно во многом совпадает с понятием педагога.
Перечень должностей педагогических работников содержится в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 года № 678. В пункте 2 первого раздела данного документа предусмотрены следующие должности «иных педагогических работников», которые выполняют обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетних и, следовательно, могут быть приглашены для участия в следственных действиях:
• воспитатель;
• мастер производственного обучения;
• педагог дополнительного образования;
• педагог-психолог;
• преподаватель;
• преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности;
• руководитель физического воспитания;
• социальный педагог;
• старший воспитатель;
• старший педагог дополнительного образования;
• старший тренер-преподаватель;
• тренер-преподаватель;
• учитель;
• учитель-дефектолог.
Данные педагогические работники могут занимать должности в учреждениях основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, то есть в тех учреждениях, где обучаются и воспитываются несовершеннолетние того возраста, по достижении которого они могут нести уголовную ответственность (от 14 до 18 лет).
Следовательно, для участия в допросе несовершеннолетнего педагог может быть приглашен, например, из школы, колледжа, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других образовательных учреждений.
Особо следует сказать о должности педагога-психолога образовательного учреждения. Приказом № 636 от 22 октября 1999 года Министерством образования Российской Федерации утверждено положение «О службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации». Пунктом 13 раздела 5 указанного положения определено, что служба педагогов-психологов должна работать в тесном контакте с органами внутренних дел.
Такое нормативное обоснование необходимости взаимодействия следователя и педагога-психолога имеет важное значение для организации расследования, а именно, для оперативности привлечения данных педагогических работников к участию в следственных действиях в качестве педагогов.
Что касается психолога, то в уголовно-процессуальном законе нет определения данного понятия, отсутствует оно и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Представляется, что в качестве психолога для участия в следственном действии может быть приглашен практикующий психолог, имеющий диплом:
• по специальностям 37.05.02 Психология служебной деятельности (специалист),
37.05.01 Клиническая психология (специалист), 370401 Психология (магистр),
37.04.02 Конфликтология (магистр) — в соответствии с федеральными государственными стандартами, утвержденными в 2016 и 2015 годах [5];
• по специальности 020400 Психология (специалист) — в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным в 2000 году [2];
• по направлению подготовки 521000 Психология (бакалавр) — в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным в 1993 году [2];
• по психологическим специальностям, требования к которым были утверждены в Российской Федерации или СССР в иные годы.
Психолог может быть приглашен как из образовательного учреждения (например, штатные психологи имеются в муниципальном образовательном учреждении Одинцовского районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Сопровождение»), так и из учреждения
социальной защиты (например, из государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства «Отрадное» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы).
Из бесед с психологами, педагогами, инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних и следователями автору стало известно, что практика идет по пути приглашения именно педагогов, а не психологов, и, в основном, из образовательных учреждений. В крайних случаях, когда следственные действия проводятся в вечернее время или выходные дни, когда трудно обеспечить явку педагога, например, из школы, для участия в следственных действиях приглашаются штатные психологи органов внутренних дел.
Известны также случаи приглашения для участия в допросах несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в качестве педагогов сотрудников управления по делам несовершеннолетних и защите их прав (на его базе функционирует комиссия по делам несовершеннолетних), которые имели педагогическое образование (хотя это не соответствует определению педагога, предусмотренному УПК РФ).
Часто для обеспечения участия педагога (психолога) в следственных действиях следователи прибегают к помощи сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, у которых есть тесный профессиональный контакт с образовательными учреждениями и их работниками.
Как в случае привлечения педагога, так и психолога следователем во вводной части протокола допроса или иного следственного действия (очной ставки, проверки показаний на месте, опознания) должны быть указаны следующие данные:
• фамилия, имя, отчество педагога (психолога);
• его должность и место работы;
• специальность, по которой он имеет образования;
• его стаж работы по специальности.
Для педагогов важно также указание возрастной категории несовершеннолетних, с которыми связана профессиональная деятельность привлекаемого специалиста. У психологов также есть специализация по возрастным категориям и даже (в некоторых случаях) по полу несовершеннолетних. В случае необходимости, вызванной сложностью и характером расследуемого уголовного дела, необходимо зафиксировать и эти данные.
В случае участия педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) он обладает следующими правами, перечисленными в ч. 5 ст. 425 УПК РФ:
• задавать с разрешения следователя вопросы
подозреваемому (обвиняемому);
• знакомиться по окончании допроса с протоколом и делать письменные замечания по поводу правильности и полноты сделанных в нем записей.
В ст. 191 УПК РФ, посвященной допросу и другим следственным действиям с участием несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, ничего не говорится о правах педагога и психолога. Очевидно, что в этом случае применяется аналогия со ст. 425 УПК РФ.
Кроме того, есть основания применять по аналогии и права специалиста, предусмотренные в ч. 3 ст. 58 УПК РФ, в отношении педагога (психолога), и вот почему.
Позиция автора согласна с позицией ученых, которые считают педагога и психолога разновидностями специалиста либо высказывают мнения о том, что статус педагога (психолога) сродни специалисту [1, с. 40; 3, с. 105; 4, с. 129].
Во-первых, педагогу (психологу) по характеру его деятельности во время предварительного следствия по уголовному делу присущи два следующих признака, входящие в состав определения специалиста (ч. 1 ст. 58 УПК РФ):
а) обладают специальными знаниями;
б) привлекаются для разъяснения сторонам вопросов, входящих в их компетенцию.
Во-вторых, в понятии педагога, которое дано в пункте 62 ст. 5 УПК РФ, не говорится о его процессуальных функциях, которые могли бы не совпадать с функцией специалиста по разъяснению сторонам вопросов, входящих в его компетенцию, а понятие психолога в УПК РФ вообще отсутствует. При этом существо определения педагога, а именно то, что он осуществляет функции по обучению и воспитанию, указывает на обладание им специальными знаниями по обучению и воспитанию, а это тот же признак, что и у специалиста.
Именно по этим причинам автор считает возможным применение по аналогии положений ст. 58 УПК РФ в части прав специалиста в отношении прав педагога и психолога. Исходя из этого, следует полагать, что педагог (психолог), в дополнение к уже перечисленным правам, обладают и следующими, предусмотренными ч. 3 ст. 58 УПК РФ:
1) отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями (например, если он не работает с той возрастной категорией несовершеннолетних, к которой относится допрашиваемый подозреваемый, обвиняемый, свидетель или потерпевший);
2) задавать с разрешения следователя вопросы не только несовершеннолетнему подозреваемо-
му, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю, но и другим участникам следственного действия. Например, законному представителю, либо, в случае проведения очной ставки — тому участнику, с которым она проводится (то есть, «другой стороне»). Представляется, что эти вопросы должны служить тем целям, для которых приглашается педагог (психолог): например, чтобы сделать реплику допрашиваемого на очной ставке взрослого понятной для восприятия несовершеннолетним;
3) приносить жалобы на действия или бездействие и решения следователя, ограничивающие его права.
Цели взаимодействия следователя с педагогом
Наиболее часто педагог (психолог) участвует в таких следственных действиях как допросы несовершеннолетних. В этом случае он выполняет следующие функции:
1) адаптация вопросов следователя для понимания несовершеннолетним (это лучше сделать во время подготовки к допросу);
2) адаптация ответов несовершеннолетнего, выражающегося молодежным сленгом, который знаком педагогу, для понимания следователем;
3) снятие возникающего психологического напряжения, а возможно, и агрессии несовершеннолетнего, который переживает стресс в результате воспоминаний о преступном событии;
4) диагностика состояния несовершеннолетнего, свидетельствующего о его утомлении и необходимости сделать перерыв в допросе.
(психологом) сводятся, в основном, к следующим:
а) педагогическое (психологическое) сопровождение несовершеннолетнего участника следственного действия (допроса, очной ставки, опознания, проверки показаний на месте);
б) педагогическая (психологическая) диагностика состояния несовершеннолетнего участника процесса.
Исходя из этих целей, в ходе расследования преступлений несовершеннолетних следователями органов внутренних дел возможны следующие формы взаимодействия следователя с педагогом и психологом (представлены в сравнительной таблице 1):
Таблица 1
С третьей функцией, вероятно, лучше справится психолог, однако и опытный педагог также имеет соответствующие навыки.
Кроме того, психолог может в процессе допроса отмечать поведенческие реакции (например, «закрытую» позу, «закатывание» глаз), свидетельствующие о ложности показаний несовершеннолетнего. Об этих поведенческих реакциях он может быть допрошен в качестве свидетеля (для получения такого доказательства как показания специалиста) — уже после допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Альтернативой показаниям психолога может выступить заключение специалиста, которое он может составить по запросу следователя, после допроса несовершеннолетнего.
Опыт составления таких заключений имеют психологи упомянутого выше ГБУ г. Москвы «Го-
Взаимодействие следователя с педагогом Взаимодействие следователя с психологом
1. Совместная подготовка к допросу (формулирование вопросов, изучение характеризующих несовершеннолетнего данных, выработка тактики) Совместная подготовка к допросу (формулирование вопросов, изучение характеризующих несовершеннолетнего данных, выработка тактики, постановка следователем диагностических задач перед психологом)
2. Участие педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля Участие психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля
3. Допрос знакомого с несовершеннолетним педагога с целью получения характеризующих данных о несовершеннолетнем подозреваемом, обвиняемом (например, допрос классного руководителя, тренера спортивной секции) Допрос следователем психолога в качестве специалиста, способного после своего участия в допросе несовершеннолетнего дать его характеристику с точки зрения психологических реакций, свидетельствующих о правдивости (ложности) его показаний, отношений в семье и т.п.
4. --- Получение следователем заключения специалиста — психолога (п. 3.1 ч. 2 ст. 74 УПК РФ) по вопросам, касающимся психологического состояния несовершеннолетнего, в допросе которого психолог участвовал
5. --- Допрос психолога, участвовавшего в проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетнего, по вопросам заключения эксперта
родской ресурсный центр поддержки семьи и детства «Отрадное». Следует отметить, что данные заключения принимались судами в качестве доказательств (в этих случаях психолого-психиатрические экспертизы не проводились).
Заключения такого рода могут содержать в себе не только информацию о поведении несовершеннолетнего на допросе, но и сведения о его общем психическом развитии, чертах характера, акцентуациях. Вместе с тем, следует отметить, что описываемые заключения специалистов — психологов применяются в практике следователей Следственного комитета РФ, которые имеют более тесный контакт с психологами, обусловленный специфичностью подследственности.
К сказанному необходимо присовокупить, что на базе ГБУ г. Москвы «Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства «Отрадное», а равно и других подобных учреждений г. Москвы (например, в Бутово) имеются специально оборудованные комнаты для допроса несовершеннолетних. В комнатах имеются удобная мебель, игрушки, предметы психологической разгрузки (например, стол для рисования на песке), а также зеркало Ге-зелла (с односторонней видимостью). За зеркалом Гезелла может находиться законный представитель несовершеннолетнего, если несовершеннолетний по каким-либо причинам не желает его присутствия во время допроса.
Игрушки используются для реконструкции преступного события — это помогает избежать или минимизировать последствия стрессовой ситуации (вторичной виктимизации — при допросе потерпевшего), возникающей при обсуждении преступного события.
Также комната допроса оборудована системой видеонаблюдения, выведенной в смежную комнату с компьютерным оборудованием, в которой в ходе допроса может находиться специалист для видеозаписи следственного действия.
В ходе допросов в описанном помещении присутствует штатный психолог вышеназванного учреждения. Такие выездные допросы доступны любому следователю г. Москвы, который может воспользоваться этой возможностью при расследовании наиболее сложных преступлений несовершеннолетних: как для допроса подозреваемых и обвиняемых, так и потерпевших и свидетелей (особенно из числа малолетних).
На основе изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Приглашая в необходимых случаях педагога (психолога) для подготовки и участия в следственных действиях с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми, потерпевшими, свидетелями,
следователь должен убедиться в их профессиональной компетентности: обладании педагогической или психологической специальностью, а также занятии соответствующей должности.
2. Во вводной части протокола следственного действия следователь должен указать все необходимые данные об участвующем педагоге (психологе), в том числе место работы, должность и стаж работы в ней, наименование специальности по диплому об образовании.
3. Процессуальный статус педагога (психолога) схож с процессуальным статусом специалиста, поэтому перечень прав педагога (психолога), которыми он может пользоваться при производстве следственного действия, не ограничивается правами, перечисленными в ч. 5 ст. 425 УПК РФ, но включает и права специалиста, указанные в ч. 3 ст. 58 УПК РФ (в части, не совпадающей с перечнем прав, предусмотренных ст. 425 УПК РФ).
4. При взаимодействии с педагогом (психологом) следует учитывать все многообразие форм возможного сотрудничества с ними следователя. Форм возможного сотрудничества следователя с психологом больше, однако на практике по объективным причинам следователю гораздо чаще приходится взаимодействовать с педагогами образовательных учреждений. Следует обратить внимание также на то, что в ведомственном акте Министерства образования Российской Федерации нормативно закреплена обязанность педагога-психолога образовательного учреждения тесно сотрудничать с органами внутренних дел.
Литература
1. Гатауллин З.Ш., Гатауллина М.И. Участие педагога (психолога) при допросе несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) в совершении террористических преступлений/Юридические и социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи/Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. — Ела-буга, 2015. — С. 39-41.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 020400 «Психология» от 17.03.2000 г.; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 521000 — Психология от 30.12.1993 г. // Сайт EduScan — все вузы и ссузы Рос-
сии. Раздел «Образовательные стандарты». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://eduscan.net/standart/. Дата обращения: 17.02.2019 г.
3. Осодоева Н.В. К вопросу об участии педагогов и психологов при допросе несовершеннолетних лиц в уголовном судопроиз-водстве//Современные тенденции развития науки и технологий. — 2017. — № 3-7. — С. 104-106.
4. Солодовник В. О необходимости участия педагога, психолога и законного представителя при допросе несовершеннолетнего//Совре-менные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — № 10-8. — С. 128-131.
5. ФГОС по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности от 19.12.2016 г.; ФГОС по специальности 37.05.01 Клиническая психология от 12.09.2016 г.; ФГОС по специальности 37.04.01 Психология от 23.09.2015 г.; ФГОС по специальности Конфликтология от 30.03.2015 г.//Сайт ФГОС — федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fgos.ru. Дата обращения: 17.02.2019 г.
6. Предварительное следствие: учебник для курсантов учреждений высшего образования МВД России. — М., Изд. «Юнити-Да-на». 2017.
References
1. Gataullin Z.S., Gataullina M.I. The participation of a teacher (psychologist) in the interrogation of juvenile suspects (accused) of terrorist crimes // Legal and socio-pedagogical aspects of the prevention of juvenile
delinquency and youth / Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. -Elabuga, 2015 .-- S. 39-41.
2. State educational standard of higher professional education. Specialty 020400 "Psychology" from 03/17/2000; The state educational standard of higher professional education "State requirements for the minimum content and level of preparation of the bachelor in the direction 521000 - Psychology from 12/30/1993 // Website EduScan - all universities and colleges of Russia. Section "Educational Standards". [Electronic resource] Access mode: https://eduscan.net/standart/. Date of appeal: 02.17.2019
3. Osodoeva N.V. To the question of the participation of teachers and psychologists in the interrogation of minors in criminal proceedings // Modern trends in the development of science and technology. - 2017. - No. 3-7. - S. 104-106.
4. Solodovnik V. On the need for the participation of a teacher, psychologist and legal representative during interrogation of a minor // Modern trends in the development of science and technology. - 2016. - No. 10-8. - S. 128-131.
5. GEF specialty 37.05.02 Psychology of performance from 12/19/2016; GEF specialty 37.05.01 Clinical Psychology from 09/12/2016; GEF specialty 37.04.01 Psychology from 09/23/2015; Federal State Educational Standard on the specialty Conflictology of March 30, 2015 // Federal State Educational Standards - federal state educational standards. [Electronic resource] Access mode: https://fgos.ru. Date of appeal: 02.17.2019
6. Preliminary investigation: a textbook for students of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - M., Ed. Unity Dana. 2017.