Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 4 (103). С. 270-284. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. Vol. no. 4 (103). P. 270-284.
Научная статья УДК 343.985.2
DOI: 10.55001/2312-3184.2022.62.82.026
ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ РАСКРЫТИИ КРАЖ АВТОТРАНСПОРТА, ПРИЧИНИВШИХ УЩЕРБ В ОСОБО КРУПНОМ РАЗМЕРЕ, СОВЕРШЕННЫХ В СОСТАВЕ ОРГАНИЗОВАННЫХ ГРУПП
Столбов Василий Ростиславович
ГУ МВД России по Иркутской области, Иркутск, Российская Федерация, vrstolbov@bk.ru
Введение: автором рассмотрены тактические особенности реализации оперативно-разыскных мероприятий при раскрытии краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных в составе организованных групп. Для того чтобы определить тактические особенности оперативно-разыскных мероприятий, была приведена статистика краж автотранспорта в России, а также приведено определение кражи автотранспорта. Также были проанализированы тактические особенности таких мероприятий, как опрос потерпевшего, осмотр места происшествия и иных территорий, имеющих значение для расследования рассматриваемого вида преступлений, наведение справок и других оперативно-разыскных мероприятий. Выявлены проблемы, которые могут оказывать влияние на тактику оперативно-разыскных мероприятий при раскрытии краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных в составе организованных групп.
Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют оперативно-разыскное законодательство, законодательные акты, регламентирующие вопросы обеспечения раскрытия краж автотранспорта. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, а также познавательные методы обобщения и описания, приемы наблюдения, сравнения и анализа.
Результаты исследования: позволили сформулировать предложения, направленные на совершенствование методики раскрытия краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных в составе организованных групп.
Выводы и заключения: анализ действующего законодательства в рассматриваемой сфере указывает на необходимость внесения предложений, направленных на совершенствование правового регулирования общественных отношений в этой сфере, для их упорядочения, развития в соответствии с общественными потребностями.
Ключевые слова: кража автотранспорта, кража автотранспорта в составе организованной группы, оперативно-разыскные мероприятия, опрос, следственная ситуация, отстойник.
© Столбов В. Р., 2022
Для цитирования: Столбов В. Р. Тактические особенности проведения оперативно-разыскных мероприятий при раскрытии краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных в составе организованных групп // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России : науч.-практич. журн. Иркутск. 2022. № 4 (103). С. 270-284. DOI: 10.55001/2312-3184.2022.62.82.026
TACTICAL PECULIARITIES OF CARRYING OUT OPERATIONAL AND SEARCH MEASURES WHEN DISCLOSURE OF THEFT OF VEHICLES THAT CAUSED DAMAGE ON A PARTICULAR SIZE COMMITTED AS PART
OF ORGANIZED GROUPS
Original article Vasily R. Stolbov
Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Irkutsk Region Russian Federation, Irkutsk, vrstolbov@bk.ru
Introduction: the author considers the tactical features of the implementation of operational-search measures in the detection of thefts of vehicles that caused damage on an especially large scale, committed as part of organized groups. In order to determine the tactical features of operational-search activities, the statistics of thefts of vehicles in Russia were given, as well as the definition of theft of vehicles. The tactical features of such activities as interviewing the victim, examining the scene of the incident and other territories relevant to the investigation of the type of crime in question, making inquiries and other operational-search activities were also analyzed. The problems that may influence the tactics of operational-search activities in the detection of thefts of vehicles that caused damage on an especially large scale, committed as part of organized groups, are identified.
Materials and methods: the normative basis of the study is formed by the operational-search legislation, legislative acts regulating the issues of ensuring the detection of thefts of motor vehicles. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific knowledge, which is universal in nature, as well as cognitive methods of generalization and description, methods of observation, comparison and analysis.
The Results of the study: made it possible to formulate proposals aimed at improving the methodology for detecting theft of vehicles that caused damage on an especially large scale, committed as part of organized groups.
Fingdings and Conclusions: the analysis of the current legislation in the area under consideration indicates the need to make proposals aimed at improving the legal regulation of public relations in this area, for their streamlining, development in accordance with public needs.
Keywords: theft of vehicles, theft of vehicles as part of an organized group, operational-search activities, interrogation, investigative situation, sump.
For citation: Stolbov V.R. Takticheskie osobennosti provedenija operativno-razysknyh meroprijatij pri ras-krytii krazh avtotransporta, prichinivshih ushherb v osobo krupnom razmere, sover-shennyh v sostave organizovannyh grupp [Tactical features of carrying out operational-search measures when disclosing thefts of vehicles that caused damage on an especially large scale, committed as part of organized groups]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii - Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 4 (103), pp. 270-284 (in Russ.). DOI: 10.55001/2312-3184.2022.62.82.026
В ст. 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1. Из этого следует, что любые преступные посягательства подрывают конституционные основы государства. Причем одним из наиболее распространенных видов преступлений на сегодняшний день являются преступления против собственности, в том числе широкое распространение получили кражи автотранспорта.
Так, в 2018 г. было совершено 16 776 краж автотранспорта, что на 19,5% меньше, чем в 2017 г. [11, с. 21]. В 2019 число краж автотранспорта составило 14 290, что привело к падению данного вида преступлений на 14,8% в сравнении с прошлым аналогичным периодом [12, с. 21]. В 2020 г. совершению подлежали 9 528 краж автотранспорта, что на 33,3% меньше, чем в 2019 г. [13, с. 21]. Таким образом, несмотря на ежегодное снижение числа краж, их число все же остается высоким. Кроме того, они способы нанести значительный ущерб гражданину, что повышает общественную опасность данного вида преступлений. Еще более усугубляют ситуацию кражи автотранспорта, совершенные в составе организованной преступной группы, что обусловлено рядом факторов. В частности, преступления, совершенные преступной группой, создают дополнительные сложности для расследования, поскольку криминальные элементы, объединившиеся в целях автомобильной кражи, способны более эффективно «замести» следы.
Таким образом, актуальность изучения тактических особенностей проведения оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ) при раскрытии краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных в составе организованных групп, обусловлена тем, что расследование данных преступлений сопряжено дополнительными сложностями, связанными с согласованными действиями преступников.
Прежде чем определить непосредственно тактические особенности проведения ОРМ при раскрытии краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных в составе организованных групп, определим, что стоит понимать под кражей автомобиля в целом.
Под кражей автотранспорта понимают противоправное, тайное и безвозмездное хищение автотранспорта, которое было совершено в корыстных целях и нанесло ущерб собственнику либо другому владельцу [5, с. 246].
Причем, как отмечает С. В. Харченко, в настоящий момент деятельность преступных элементов, связанная с кражей автотранспорта, характеризуется не только межрегиональным, но и транснациональным характером, что позволяет расценивать соответствующие преступления как криминальный автобизнес, который является источником существенных доходов криминального мира [15, с. 136].
Необходимо отметить факт, что кража дорогостоящего автотранспорта, совершенная организованной преступной группой, имеет свою специфику, которая предопределяет дальнейшую тактику раскрытия и расследования данного вида преступлений.
В частности, речь может идти о том, что организованные группы, выбравшие в качестве своей преступной деятельности кражу дорогостоящих автомобилей, выстраивают свою структуру таким образом, чтобы разоблачение всех членов преступного формирования было крайне затруднительным. Данное положение дел приводит к тому, что в случае «провала» отдельной части преступной группы (чаще всего это каса-
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации : сайт. URL: http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения 04.02.2020).
ется исполнителей) общие ее потери будут минимальны, благодаря чему становится возможным быстрое восстановление ее структуры.
Часто отдельные участники преступной группы не знакомы друг с другом непосредственно, что предотвращает их взаимное разоблачение. Наиболее «защищенным» в данном аспекте является организатор группы и его ближайшие «подручные», вина которых является трудно доказываемой. Примером такой сложно структурированной группы является организованная группа Колотыгина и Ковалева, действовавшая на территории двух субъектов Российской Федерации - Иркутской области и Республики Бурятия в период с 2014 по 2016 годы. Одним из решений организаторов было четкое распределение ролей своих «подгрупп», а также отсутствие информации и общения между рядовыми участниками этих подразделений. Так, «подгруппа» Колотыгина занималась исключительно хищением дорогостоящих автомобилей и доставкой их до границы Иркутской области и Республики Бурятия для передачи участникам «подгруппы» Ковалева. Последние, в свою очередь, осуществляли изменение идентификационных номеров, легализацией и последующей продажей похищенных автомашин. При этом вопросы организационного и финансового характера, касающиеся преступной деятельности всей организованной группы, решались исключительно лидерами «подгрупп» Ковалевым и Колотыгиным между собой2.
Кроме того, в некоторых ситуациях, обеспечение «молчания» преступной группы происходит благодаря страху каждого отдельного участника оказаться привлеченным к уголовной ответственности. Помимо этого, в качестве стимула для соблюдения конфиденциальности других членов группы служат опасения, связанные с возможной местью сообщников за разглашения информации о них [1, с. 173].
И, напротив, существуют ситуации, когда каждый член преступной группировки, занимающийся кражами дорогостоящего автотранспорта, хорошо осведомлен о личности других преступников. В отдельных случаях единство преступной группы, помимо общих преступных целей, дополнительно обеспечивается некоторыми факторами.
В качестве примера таких факторов стоит указать на возможную этническую составляющую. Так, на протяжении некоторого времени в Москве действовала преступная группировка, занимающаяся кражей грузовых автомобилей с целью их дальнейшей продажи, в том числе, путем их разукомплектования и продажи по запчастям. О том, что группа лиц, занимающаяся кражей дорогостоящего автотранспорта, является организованной преступной группой, по мнению следствия, сообщали следующие ее характеристики: наличие регулярных связей; регулярное общение; обсуждение планов и условий совершения преступлений; согласованность усилий; технически отработанное распределение ролей; устойчивость, основанная на этнической общности (Арутюнян Р. Р., Ананян Л. Р. и Агаджанян М. М)3.
Таким образом, согласованность действий преступных групп, занимающихся кражами дорогостоящего автотранспорта, формирует особую специфику тактики раскрытия с использованием определенных ОРМ. При этом изначальные следственные ситуации, с которыми сталкиваются правоохранительные органы, могут быть различными.
Можно выделить следующие следственные ситуации, имеющие место при краже автотранспорта, совершенной преступными группами:
2 Приговор № 1-288/2016 от 23 июня 2016 г. по делу № 1-288/2016 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации: сайт. URL: //sudact.ru/regular/doc/UpsdtfiERNHO/ (дата обращения 14.01.2022).
3 Приговор № 1-333/2017 1-6/2018 от 19 октября 2018 г. по делу № 1-333/2017 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации: сайт. URL: //sudact.ru/regular/doc/87rKz06oMlC/ (дата обращения 15.01.2022).
1. Известны лица (либо одно из лиц), совершившие кражу, а также обнаружен сам краденый автотранспорт.
2. Не известны лица, совершившие преступление, однако обнаружен краденый автотранспорт.
3. Не известны лица, осуществившие кражу автотранспорта, не обнаружен похищенный автотранспорт.
При первой следственной ситуации тактика проведения ОРМ строится на следующих принципах: максимально задокументировать причастность установленных лиц, организовать ОРМ по установлению их местонахождения и организация задержания. В частности, принимаются исчерпывающие меры к установлению видеозаписей, а также наличие очевидцев по месту совершения кражи (путем проведения опроса, а также наведения справок). Помимо этого, может быть применено ОРМ - взятие образцов для сравнительного исследования, а также обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в случаях получения информации оперативными подразделениями от лиц, осуществляющих негласное содействие ОВД. После получения конкретной информации о лицах, причастных к совершению преступления, организуется и проводится дополнительный комплекс ОРМ, в который, как правило, входит наблюдение, снятие с технических каналов связи и прослушивание телефонных переговоров. После фактического задержания участников организованной группы схема расследования в данном случае может принимать следующий вид: обыск подозреваемых; обыски по месту жительства и работы; допрос; наложение ареста на имущество; осмотр места происшествия и предметов, например - орудий взлома; осмотр транспортных средств и т. д.
Относительно второй ситуации действия следователя должны быть ориентированы на максимально эффективное задействование средств, позволяющих исследовать транспортное средство. В связи с этим особое значение приобретает обследование не только самого обнаруженного автотранспорта, но и места, где он был обнаружен. Помимо этого, важными мероприятиями являются допрос свидетелей (например, лиц, обнаруживших транспортное средство); производство выемки осмотра документации на обнаруженный автотранспорт и др. [7, с. 123] При этом оперативные подразделения исходя из полученной информации по результату осмотра места, где обнаружен похищенный автотранспорт, формируют комплекс ОРМ, направленный на установление лиц, причастных к данному преступлению. В случае, когда автомашина обнаружена в гаражном боксе (так называемом «отстойнике»), проводятся мероприятия путем опроса и наведения справок, для установления лиц, посещавших данный гараж, а также его возможного владельца.
Особую сложность для расследования составляет третья ситуация, т.к. отсутствуют данные и о лицах, совершивших кражу, и о местонахождении самого похищенного автотранспорта. В таком случае, целесообразным будет организация проведения ОРМ по месту совершения кражи, в частности: опрос, наведение справок, снятие информации с технических каналов связи. Также при сложившейся следственной ситуации важным аспектом является работа оперативных подразделений с лицами, оказывающими негласное содействие ОВД, с целью получения оперативно-значимой информации о лицах, причастных к совершению кражи дорогостоящего автомобиля.
Таким образом, последовательность ОРМ при раскрытии краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных в составе организованных групп, зависит от изначальной следственной ситуации. Тем не менее можно выделить некоторые общие тактические особенности, эффективные для рассматриваемого вида преступлений.
При планировании раскрытия и расследования преступлений, в том числе, краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных в составе организованных групп, важными будут такие стороны действий следователя, как анализ изначальной следственной ситуации и имеющихся данных.
После анализа информации, имеющейся на первоначальной стадии расследования, определяются обстоятельства, которые необходимо проверить либо установить, а также выбрать средства достижения поставленных целей расследования, определить приоритетные обстоятельства, которые следует установить для определения дальнейшего направления работы. Причем из общего массива обстоятельств важным будет выбрать те, которые подлежат безусловной проверке, т.е. вне зависимости от того, какие следственные версии были выдвинуты. После этого составлению подлежит план расследования. В качестве следующего шага предпринимаются меры по его фактической реализации [14, с. 20].
Рассмотрим специфику отдельных ОРМ, востребованных для раскрытия и расследования краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных в составе организованных групп, более подробно.
Так, на первоначальном этапе раскрытия краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных в составе организованных групп, особую важность представляют опросы, в первую очередь, потерпевшего. Тактика опроса потерпевшего зависит от изначальной следственной ситуации.
Однако в любом случае необходимо иметь в виду то, что потерпевшему, у которого был похищен дорогостоящий автотранспорт, наносится не только значительный материальный ущерб, но моральный вред. В результате потерпевший может характеризоваться сильным нервным потрясением, что должно учитываться при выборе тактики его опроса. В таком случае возможными становятся два варианта развития событий.
Первый вариант развития событий подразумевает, что пострадавший от кражи автотранспорта способен адекватным образом воспринимать действительность. В данной ситуации проведение опроса будет целесообразным.
И, напротив, при втором варианте развития событий потерпевший, испытывающий психологическое потрясение, будет не способен адекватно отвечать на заданные вопросы. Следовательно, опрос необходимо будет на некоторое время отложить [8, с. 67].
Еще раз подчеркнем, что наиболее неблагоприятная следственная ситуация -это ситуация, когда имеются признаки кражи автотранспорта, но сам автотранспорт при этом не обнаружен. По мнению А.Л. Мишуточкина, при подобном положении дел вопросы, задаваемые потерпевшему, должны коррелироваться с возможными версиями, которые выдвигает следователь или оперуполномоченный. Для того же, чтобы опрос был максимально эффективным, необходимо составление плана, по которому будет опрошен потерпевший.
Отметим, что на первоначальной стадии расследования краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных в составе организованных групп, возможно выдвижение версий о: способах совершения преступления; о возможных соучастниках и их ролях; о количественном составе преступной группы; о навыках членов преступной группы; о специальном техническом оборудовании, которое использовали злоумышленники и т.д.
Как демонстрирует следственная практика, наиболее типичными для рассматриваемого вида преступлений могут быть следующие версии:
1. Кражи на самом деле не было, но имела место инсценировка самим потерпевшим, цель чего - получение страховой выплаты.
2. Совершение кражи произошло при условиях, указанных потерпевшим.
3. Причастными к краже могут быть сотрудники страховой компании, в которой был оформлен страховой полис.
4. Причастными к краже являются сотрудники автомойки, автомастерской, сервисного центра по установке систем безопасности и. т.д. Иными словами, к краже причастны лица, которые производили определенные манипуляции с автотранспортом, с системой его безопасности, с электронными узлами и т. д.
5. Причастными к краже являются преступные группы, чья специализация -кража дорогостоящего автотранспорта, сопряженная с использованием особых технических устройств: ретрансляторы, кодграбберы и т. д. [8, с. 123].
6. Причастными к краже автотранспорта являются «гастролеры». Основание для такой версии - за короткий временной промежуток были совершены серии аналогичных краж автотранспорта в рамках одного населенного пункта; имеется информация о нахождении близь места кражи автомобилей с иногородними номерами; отсутствие осторожности у преступников в ходе кражи автомобиля (например, совершение кражи под камерами наружного наблюдения, при свидетелях и т. д.) [4, с. 67].
Прежде чем выстроить тактику задавания вопросов, зависящих от изначальной следственной ситуации и выдвигаемой версии, верным будет задать общие вопросы, которые не зависят от указных факторов. В частности, необходимо получить общую информацию о похищенном автомобиле.
Установить (по документам) анкетные данные (заявителя), адрес места жительства; анкетные данные (собственника автомобиля), анкетные данные лиц, допущенных к управлению лиц и сведения о них. Время, в течение которого оставлен автомобиль без присмотра. Место, с которого похищен автомобиль (адрес желательно выяснить точный). Марка и модель автомобиля, цвет кузова; год выпуска; государственный регистрационный знак; идентификационный номер кузова (VIN), общий пробег, количество топлива, оставшегося в баке. Должны быть представлены все документы на транспортное средство: ПТС, свидетельство о регистрации, запасные ключи, брелоки и метки. Страховые свидетельства на автомобиль. Истребовать у владельца фотоснимки похищенного автомобиля [9, с. 118].
После этого выясняются признаки присущие для похищенного автотранспорта. Это касается характеристики и кузова, и салона.
Так, при выяснении описания кузова определяется наличие у него вмятин, трещин, царапин, коррозий, неравномерности окраски и т.д. Дополнительно необходимо узнать об отсутствии в похищенном автотранспорте обязательных элементов, например, зеркал, молдингов, бамперов и др. Также стоит попросить потерпевшего составить список предметов и вещей, находящихся в салоне и багажнике.
Что касается описания салона, то в протоколе допроса указывается следующее: цвет чехлов; наличие дополнительных аксессуаров (подвесок, блокнотов, видеорегистраторов и т.д.); наличие видео- и аудио систем, сабвуфера. Потерпевший, заявивший о наличии в автотранспорте техники, должен предоставить на нее документы.
Ответы на указанные вопросы, позволяют наиболее точно сформировать сотрудникам уголовного розыска ориентировку о похищенном автотранспорте и передать её в дежурную часть, которая в свою очередь ориентирует остальные территориальные ОВД, а также наружные экипажи. Нередко в следственной практике благодаря своевременным ориентировкам удается установить местонахождение похищенного автомобиля, оставленного преступниками на «отстой» во дворах жилых домов населенных пунктов, а также в лесных массивах, прилегающих к ним.
После того, как были заданы общие вопросы, образец которых приведен выше, оперативный работник должен перейти к вопросам, тактика задавания которых зави-
и U __T-v
сит от имеющейся следственной ситуации. В качестве примера таких вопросов возь-
мем те их них, которые будут востребованы при краже, которая состоялась из-за деятельности организованных преступных групп, специализация которых - кража дорогостоящего автотранспорта с задействованием специальных технических устройств.
Тактика опроса потерпевшего в таком случае может включать в себя перечень следующих вопросов:
1. Имели ли место отказы в системе безопасности при снятии автотранспорта с охраны либо, напротив, с его постановкой на охрану (в случае, если автомобиль имеет дополнительную сигнализацию, сопряженную со штатной).
2. Были ли украдены у потерпевшего ключи, брелок, когда это происходило.
3. Были ли замечены потерпевшим подозрительные лица, которые находились около его автотранспорта.
4. Может ли потерпевший содействовать составлению субъективных портретов подозрительных лиц [8, с. 71].
5. Подозрительные автомашины, следовавшие накануне кражи за потерпевшим до места стоянки автомашины (гараж, парковка, территория частного дома и т.д.).
6. Подозрительные лица, которые имели при себе какую-либо сумку или рюкзак, которые следовали за потерпевшим, после того, как он оставил автомобиль (в случае установления возможного использования преступниками папок-ретрансляторов).
После того, когда будет получена необходимая информация, следствию необходимо произвести ее оценку по следующим позициям:
1. Время, исчисление которого начинается с момента совершения преступления до того, как в дежурную часть поступило сообщение о краже автотранспорта (необходимо решить, подходящим ли будет план «Перехват» или нет).
2. Место кражи автотранспорта, возможные пути движения похищенного имущества.
3. Потенциальные действия преступной группы, причастной к краже.
4. Наличие средств и сил органов внутренних дел, которые распложены по направлению возможного движения украденного автотранспорта; способность их незамедлительного включения в реализацию заградительных и поисковых мероприятий по горячим следам. Это является необходимым для того, чтобы максимально четко определить расстояние, на которое мог отдалиться похищенный автотранспорт от места происшествия [10, с. 117].
Завершив работу, связанную с опросом потерпевшего или заявителя, в зависимости от направленности преступных действий следствие должно известить о краже автотранспорта дежурные части соседних ОВД. Данное мероприятие необходимо тогда, когда на водителя было совершено нападение либо когда кража автотранспорта произошла за несколько часов до того, как поступило соответствующее сообщение от заявителя.
Далее сообщение о преступлении, а также информацию о разыскиваемом средстве необходимо передать нарядам ППСП, ДПС, дать ориентировки личному составу ОВД, несущих службу.
Незамедлительно на место происшествия направляется следственно-оперативная группа, в структурный состав которой входят следователь, оперуполномоченный уголовного розыска, участковый уполномоченного полиции, эксперт-криминалист, и в случае необходимости, иные сотрудники, например, кинолог [3, с. 20].
И здесь необходимо заметить, что не менее значимым действием, чем опрос, являются такие разновидности ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. В случае с кражами автотранспорта
особую востребованность приобретает осмотр места происшествия, т. е. места, откуда был похищен автотранспорт.
Отдельное внимание хотелось бы заострить на точке зрения А. В. Головчанского, который предлагает рассматривать осмотр места происшествия как особую тактическую операцию. Кроме того, А. В. Головчанский считает, что в настоящее время поиск камер видеонаблюдения и записей, зафиксированных видеокамерами, возможно отнести к особому тактическому ОРМ.
В связи с этим при осмотре места происшествия можно рекомендовать осуществление такого тактического приема, как поиск и обнаружение камер, которые могли зафиксировать кражу автотранспорта. В большинстве случаев обнаружение таких камер не сопряжено сложностями, поскольку они, в основном, располагаются на фасадах зданий, в конструкциях дверей подъездов жилых домов, на мачтах электроосвещения и стенах охранных павильонов. Причем, как гласит актуальное законодательство, в местах, где расположены камера, должна быть размещена соответствующая информация о проведении видеосъемки. Тем не менее, необходимо учитывать тот факт, что зачастую данное требование закона игнорируется, что не должно служить основанием для прекращения поисковых мероприятий.
Касательно краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных в составе организованных групп, важным будет указать на то, что все чаще жильцы и частных, и многоквартирных домов устанавливают камеры видеонаблюдения в целях контроля за местами парковки своего автотранспорта, а также за путями въезда на придомовую территорию.
Кроме того, в аспекте краж дорогостоящего автотранспорта, ошибкой будет ограничивать поиск видеокамер только на месте происшествия. Рациональным будет расширить дислокацию поисков видеокамер и на прилегающих территориях, сочетая визуальный осмотр с опросом граждан, а также должностных лиц, ставших возможными свидетелями кражи [2, с. 264].
Как показывает следственная практика, извлечение материалов видеонаблюдения зачастую относят к такому ОРМ, как «наведение справок».
Востребованность позиции, выдвинутой А. В. Головчанским, и связанной с обоснованием целесообразности поиска видеокамер, возможно подтвердить материалами следственной практики.
В г. Барнауле Алтайского края на протяжении некоторого времени действовала организованная преступная группа, специализирующаяся на краже дорогостоящего автотранспорта, дело которой было рассмотрено в 2018 г.
Преступная группа, в состав которой входили Чернышов С.Е., Трембач С.В. совершили первую кражу в 2015 г. Объектом хищения стал автомобиль «Тойота Лэнд Крузер 120». Тем самым собственнику автомобиля был нанесен ущерб в особо крупном размере.
В 2016 г. имел место новый преступный эпизод. В этот раз преступникам удалось завладеть автомобилем «Тойота Лэнд Крузер 200», в итоге чего потерпевшему был нанесен ущерб в размере более 3500 000 рублей.
Последовательность действий следственных органов позволила выйти на след преступников. В ходе ОРМ «Наведение справок» было установлено, что похищенный автомобиль под управлением Трембача С. В. и Чернышева С. Е. попал в обзор камер видеонаблюдений, расположенных на выезде из г. Новоалтайска. Последующие ОРМ привели к определению адреса, куда преступники поставили похищенный автомобиль, а именно в гаражный бокс, расположенный в г. Новосибирске. Причем стоит
отметить, что путь похищенного автомобиля удалось отследить благодаря его неоднократному отслеживанию по камерам видеонаблюдения4.
Таким образом, поиск материалов, полученных благодаря камерам видеонаблюдения, является востребованным не только при первоначальном осмотре места происшествия, но и в ходе дальнейшего расследования.
Что касается первоначального осмотра места происшествия, то в его ходе с особым вниманием следует отнестись к поиску, изъятию вещественных доказательств, а также к фиксации следов, которые позволят выявить самые вероятные пути направления похищенного автотранспорта.
В целях изъятия следов и вещественных доказательств необходимо зафиксировать:
1. Расположение предметов, по которым проехал автотранспорт.
2. Форма капель жидкости (бензин, масло, вода и т.д.), который упали при движении автотранспорта на поверхность проезжей части.
3. Специфика следов протекторов шин.
Для того чтобы определить вероятные повреждения, нанесенные автотранспорту в процессе его кражи, необходимо исследовать оставшиеся осколки стекла (например, могут быть разбиты стекла фар, выбиты стекла и т.д.); следы, которые были оставлены на мачтах уличного освещения, на столбах, деревьях и т.д.; детали или кусочки краски, которые были отделены от транспортного средства; груз, упавший с автотранспорта.
Значимым мероприятием является осмотр территории, прилегающей к месту кражи автомобиля. Благодаря подворному или поквартирному обходу возможно выявление очевидцев и свидетелей кражи, которых необходимо опросить [16, с. 30].
Также осмотру должны подлежать места, которые могут являться предположительным местом «отстоя» автотранспортных средств. Реализация таких мероприятия должна происходить в тесном сотрудничестве с соответствующими подразделениями полиции, которая осведомлена об оперативной обстановке, существующей в пределах обслуживаемого района [9, с. 67].
Учитывая конкретные обстоятельства кражи автотранспорта, правоохранительные органы извещают медицинские учреждения о возможном обращении за медицинской помощью членов преступной группы.
Иная тактика ОРМ предполагается при розыске автотранспорта «по горячим следам». При введении плана «Перехват» оперативный дежурный должен предпринять действия, направленные на передислокацию средств и сил, которые имеются в наличии.
Последующему осуществлению подлежат мероприятия, разработка которых происходила на подготовительном этапе, а также происходит блокировка районов поиска.
Оперативно-поисковые группы своевременно должны прибыть в поисковую зону, определенную для них заблаговременно, после чего путем сыска предпринять все необходимые меры для обнаружения как похищенного автотранспорта, так и преступной группы [15, с. 143].
В целом, с учетом того, что автотранспорт был похищен профессиональной преступной группой, в условиях неопределенности акцент необходимо делать на тактику ОРМ, позволяющих установить участников группы. На основании этого С. С. Ржанникова делает вывод о том, что при похищениях автотранспорта, совершенного преступной группой, особую роль приобретают следующие виды ОРМ:
1. Наблюдение.
2. Прослушивание телефонных переговоров.
4 Приговор № 1-9/2019 от 28 августа 2019 г. по делу № 1-713/2018 // Судакт: сайт. URL: //sudact.ru/regular/doc/UpsdtfiERHO/ (дата обращения 14.01.2022).
3. Снятие информации с технических каналов связи [4, с. 65].
Учитывая, что чаще всего угоны совершаются профессиональными преступными группами, при проверке версий в рассматриваемой информационно неопределённой ситуации акцент делают на оперативно-разыскные и иные организационные мероприятия по установлению участников группы, а также следственные действия, направленные на изучение материальной обстановки места происшествия, установление примет подозреваемых и индивидуальных особенностей угнанного транспортного средства. Из этого следует, что своевременное и эффективное проведение всех следственных действий, направленных на сбор максимального количества материалов по преступной группе, позволяет быстро раскрыть преступление. При поиске угнанных транспортных средств и лиц, совершивших преступление, а также радиотехнических средств, при помощи которых было свершено преступление, наиболее целесообразно проводить следующие оперативно-разыскные мероприятия: наблюдение; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи.
На завершающем этапе исследования хотелось бы обратить внимание на проблемные моменты расследование краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных в составе организованных групп, которые необходимо учитывать при проведении ОРМ:
1. Слабый уровень экспертного, методического и оперативного сопровождения уголовных дел.
2. Высокая квалификация членов преступных групп, их обращение к техническим новациям; тщательная конспирация преступников, проработка ими лучших путей отхода и т.д.
3. Слабое взаимодействие оперативных служб и следственных органов с подразделениями ГИБДД как в процессе профилактики краж автотранспорта, так и входе расследование уже свершившихся преступных посягательств.
4. Неэффективная деятельность следственно-оперативных групп не только на местах происшествий, но и в ходе реализации первоначальных ОРМ и следственных действий [4, с. 68].
И здесь необходимо заметить, что не менее значимым действием, чем опрос, являются такие разновидности ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Однако, данный вид ОРМ, проводимый по фактам краж автотранспорта, причинивших особо крупный ущерб, совершенных организованными группами, применим исключительно в рамках дел оперативного учета. В частности, при получении оперативной информации о возможном местонахождении похищенного автотранспорта. Данный вид ОРМ проводится с привлечением сил и средств бюро специальных технических мероприятий (далее -БСТМ). После получения информации сотрудниками оперативных подразделений в отношении участников организованной группы и местах возможного «отстоя» похищенных дорогостоящих автомобилей, в соответствии с заданием, подписанным соответствующими руководителями, для выполнения оперативно-технического мероприятия (далее - ОТМ), оперативный досмотр определяются сотрудники БСТМ. При этом указанные сотрудники используют специальные технические средства, информация о технических характеристиках которых составляет государственную тайну. Данное оборудование позволяет проверить оперативную информацию и задокументировать результаты проведенного мероприятия, которые в соответствии с пп. 9-12 «Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» от 27 сентября 2013г. могут быть рассекречены, в случае необходимости.
В рамках же первоначального планирования комплекса ОРМ, направленных на раскрытие кражи автотранспорта, причинившего ущерб в особо крупном размере, в составе организованной группы, особую востребованность приобретает оперативно-разыскное мероприятие «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» в привязке к месту, откуда был похищен автотранспорт.
Отдельное внимание хотелось бы заострить на точке зрения А. В. Головчанско-го, который предлагает рассматривать осмотр места происшествия как особую тактическую операцию. Кроме того, А. В. Головчанский считает, что в настоящее время поиск камер видеонаблюдения и записей, зафиксированными видеокамерами, возможно отнести к особому тактическому ОРМ.
В связи с этим при осмотре места происшествия можно рекомендовать осуществление такого тактического приема, как поиск и обнаружение камер, которые могли зафиксировать кражу автотранспорта. В большинстве случаев обнаружение таких камер не сопряжено со сложностями, поскольку они, в основном, располагаются на фасадах зданий, в конструкциях дверей подъездов жилых домов, на мачтах электроосвещения и стенах охранных павильонов. При этом, как правило, в местах, где расположены камера, размещена соответствующая информация о проведении видеосъемки. Тем не менее необходимо учитывать тот факт, что зачастую данное требование закона игнорируется, что не должно служить основанием для прекращения поисковых мероприятий.
Касательно краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных в составе организованных групп, важным будет указать на то, что все чаще жильцы и частных, и многоквартирных домов устанавливают камеры видеонаблюдения в целях контроля за местами парковки своего автотранспорта, а также за путями въезда на придомовую территорию.
В целом же успех проведения ОРМ по расследованию краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных в составе организованных групп, зависит от комплекса организационных, управленческих, а также тактических факторов. Существенную роль имеет уровень взаимодействия между правоохранительными службами и подразделениями. Кроме того, выбор верной тактики проведения ОРМ зависит от быстроты и адекватности реагирования сотрудников на изменения оперативной обстановки, от их профессионализма [5, с. 248].
В заключение можно сделать, что специфика тактических особенностей проведения ОРМ при раскрытии краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных в составе организованных групп, связана с особенностями данного вида преступлений. В частности, на первый план среди таких особенностей выходят совместные действия преступной группы, направленные на усложнение процесса раскрытия и расследования преступления и, соответственно, на избегание уголовной ответственности.
СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ
1. Венедиктов А. А., Венедиктова Ю. Е. Схемы преступной деятельности организованных групп, специализирующихся на кражах автомобилей. 2019. №3-2. С. 170-175. URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 15.01.2022). Режим доступа: свободный.
2. Головчанский А. В. Поиск систем видеофиксации в структуре тактики осмотра места происшествия // Вестник воронежского института МВД России. 2020. № 3. - С. 263-268. . URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 15.01.2022). Режим доступа: свободный.
3. Дорош Е. Ю. Оперативно-розыскная характеристика краж из автомобилей // Colloquium-journal. 2019. №13-13(37). С. 17-20. . URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 15.01.2022). Режим доступа: свободный.
4. Лисицын А. Г. Некоторые аспекты борьбы с угонами и кражами автотранспорта // Научный вестник орловского юридического института МВД России имени
B.В. Лукьянова. 2019. № 4(21). С. 65-68. . URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 19.01.2022). Режим доступа: свободный.
5. Лисицын А. Г. Некоторые аспекты раскрытия краж и угонов автотранспорта // Современное уголовно-процессуальное право - уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования. 2021. № 1(3). С. 243-250. URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 12.01.2022). Режим доступа: свободный.
6. Методика расследования краж автотранспортных средств // Криминалисты: научный портал. URL: https://krimmalisty.ru/stati-metodicheskie-rekomendacii-kraja-avto/ (дата обращения 15.01.2022).
7. Мишуточкин А. Л. Тактика допроса потерпевшего при расследовании краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2017. №2. С. 122-124. URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 17.01.2022). Режим доступа: свободный.
8. Мишуточкин А. Л. Типичные версии и особенности планирования расследования краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группам // Вестник Новосибирского государственного университета. 2013. №1.
C. 66-71. URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 17.01.2022). Режим доступа: свободный.
9. Мухитдинов А. А., Пулатов Ю. С. Организационно-тактические основы раскрытия краж и угонов транспортных средств. Душанбе: «ЭР-граф», 2018. 304 с.
10. Ржанникова С. С. Особенности расследования хищений транспортных средств, совершаемых при помощи радиотехнических устройств // Материалы XXII международной научно-практической конференции: в 2 частях. Красноярск, 2019. С. 116-119. URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 14.01.2022). Режим доступа: свободный.
11. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2018 года. Москва: ФКУ «Главный информационно-аналитический центр», 2019. 60 с.
12. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 года. Москва: ФКУ «Главный информационно-аналитический центр», 2020. 66 с.
13. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2020 года. Москва: ФКУ «Главный информационно-аналитический центр», 2021. 66 с. - Текст непосредственный.
14. Сычев А. В., Никуличева И. В. Особенности выявления и расследования краж автотранспорта. Домодедово: ВИПК МВД России, 2019. 79 с. URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 14.01.2022). Режим доступа: свободный.
15. Харченко С. В. Актуальные проблемы организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом. 2015. №4(124). С. 136-143. URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 14.01.2022). Режим доступа: свободный.
REFERENCES
1. Venediktov A.A., Venediktova Yu.E. Schemes of criminal activity of organized groups specializing in car theft. 2019, no. 3-2, pp. 170-175. URL: http://www.elibrary.ru (date of access: 01/15/2022). — Access mode: free. Text: electronic.
2. Golovchansky A.V. Search for video recording systems in the structure of tactics for examining the scene of an incident // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020, no. 3, pp. 263-268. . URL: http://www.elibrary.ru (date of access: 01/15/2022). Access mode: free. Text: electronic.
3. Dorosh E.Yu. Operational-search characteristics of thefts from cars // Colloquium-journal. 2019, no. 13-13(37), pp. 17-20. . URL: http://www.elibrary.ru (date of access: 01/15/2022). — Access mode: free. Text: electronic.
4. Lisitsyn A.G. Some aspects of the fight against theft and theft of vehicles // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2019, no. 4(21), pp. 65-68. . — URL: http://www.elibrary.ru (date of access: 01/19/2022). Access mode: free. Text: electronic.
5. Lisitsyn A.G. Some aspects of disclosure of thefts and hijackings of vehicles // Modern criminal procedure law - the lessons of history and problems of further reform. 2021, no. 1(3), pp. 243-250. . URL: http://www.elibrary.ru (date of access: 01/12/2022). — Access mode: free. Text: electronic.
6. Methods of investigating the theft of vehicles [Electronic resource] // Criminalists. Scientific portal URL: https://kriminalisty.ru/stati-metodicheskie-rekomendacii-kraja-avto/ (accessed 01/15/2022).
7. Mishutochkin A.L. Tactics of interrogation of the victim in the investigation of the theft of vehicles committed by organized criminal groups // Investigation of crimes: problems and ways to solve them. 2017, no. 2, pp. 122-124. URL: http://www.elibrary.ru (date of access: 01/17/2022). Access mode: free. Text: electronic.
8. Mishutochkin A.L. Typical versions and features of planning the investigation of the theft of vehicles committed by organized criminal groups // Bulletin of the Novosibirsk State University. 2013, no. 1, pp. 66-71. URL: http://www.elibrary.ru (date of access: 01/17/2022). Access mode: free. Text: electronic.
9. Mukhitdinov A.A., Pulatov Yu.S. Organizational and tactical bases for the detection of thefts and hijackings of vehicles. Dushanbe: "ER-graph", 2018, 304 p. - The text is direct.
10. Rzhannikova S.S. Features of the investigation of theft of vehicles committed with the help of radio devices // Proceedings of the XXII International Scientific and Practical Conference: in 2 parts. Krasnoyarsk, 2019, pp. 116-119. — URL: http://www.elibrary.ru (date of access: 01/14/2022). — Access mode: free. — Text: electronic.
11. The state of crime in Russia in January-December 2018. Moscow: FKU "Main Information and Analytical Center", 2019, 60 p. - The text is direct.
12. The state of crime in Russia in January-December 2019. Moscow: FKU "Main Information and Analytical Center", 2020, 66 p. - The text is direct.
13. The state of crime in Russia in January-December 2020. Moscow: FKU "Main Information and Analytical Center", 2021. 66 p. - The text is direct.
14. Sychev A.V., Nikulicheva I.V. Features of detection and investigation of vehicle thefts. Domodedovo: VIPK MIA of Russia, 2019,79 p. — URL: http://www.elibrary.ru (date of access: 01/14/2022). — Access mode: free. — Text: electronic.
15. Kharchenko S.V. Actual problems of organizing operational-search activities of internal affairs bodies to combat criminal auto business. 2015, no. 4 (124), pp. 136-143. — URL: http://www.elibrary.ru (date of access: 01/14/2022). — Access mode: free. — Text: electronic.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Столбов Василий Ростиславович, начальник отделения по раскрытию резонансных преступлений отдела по борьбе с организованной преступностью Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Иркутской области Российская Федерация, 664023, г. Иркутск, ул. Лыткина, 79а. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Stolbov Vasily Rostislavovich, head of the department for solving high-profile crimes of the department for combating organized crime of the Criminal Investigation Department of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Irkutsk Region Russian Federation, 664023, Irkutsk, st. Lytkina, 79a.
Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 17.02.2022; принята к публикации 05.12.2022.
The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 17.02.2022; accepted for publication 05.12.2022.