Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРАЖАМ И УГОНАМ АВТОТРАНСПОРТА'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРАЖАМ И УГОНАМ АВТОТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
476
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЖА АВТОТРАНСПОРТА / УГОН АВТОТРАНСПОРТА / РАСКРЫТИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хамидуллин Руслан Сибагатуллович

В статье рассмотрены проблемные вопросы предупреждения и раскрытия краж и угонов автотранспорта, актуальные проблемы противодействия, а также перспективы их решения. Проанализирована оперативная обстановка на территории города Екатеринбурга в 2021 году, связанная с кражами и угонами автотранспорта. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате совершения противоправных действий, направленных на завладение автотранспортом. В качестве предмета исследования рассмотрены некоторые способы совершения таких преступлений и их раскрытия. Предложены меры по предупреждению таких преступлений в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE COUNTERACTION TO THEFT AND THEFT OF VEHICLES

The article deals with the problematic issues of preventing and detecting theft and hijacking of motor vehicles, the actual problems of counteraction, as well as the prospects for their solution. The operational situation in the city of Yekaterinburg in 2021, associated with theft and theft of vehicles, was analyzed. The object of the study is social relations arising from the commission of illegal actions aimed at taking possession of vehicles. As a subject of research, some ways of committing such crimes and their disclosure are considered. Proposed measures to prevent such crimes in modern conditions.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРАЖАМ И УГОНАМ АВТОТРАНСПОРТА»

Научная статья

УДК 343.123.66

некоторые особенности оперативно-розыскного противодействия

кражам и угонам автотранспорта

Хамидуллин Руслан Сибагатуллович

Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия, khamidullin30@mvd.ru

Аннотация. В статье рассмотрены проблемные вопросы предупреждения и раскрытия краж и угонов автотранспорта, актуальные проблемы противодействия, а также перспективы их решения. Проанализирована оперативная обстановка на территории города Екатеринбурга в 2021 году, связанная с кражами и угонами автотранспорта. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате совершения противоправных действий, направленных на завладение автотранспортом. В качестве предмета исследования рассмотрены некоторые способы совершения таких преступлений и их раскрытия. Предложены меры по предупреждению таких преступлений в современных условиях.

Ключевые слова: кража автотранспорта, угон автотранспорта, раскрытие, расследование, преступление, взаимодействие, актуальные проблемы и способы их решения

Для цитирования: Хамидуллин Р. С. Некоторые особенности оперативно-розыскного противодействия кражам и угонам автотранспорта // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 3. С. 105-110.

Original article

some features of operational-investigative counteraction to theft and theft of vehicles

Khamidullin Ruslan S.

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Yekaterinburg, Russia, khamidullin30@mvd.ru

Abstract. The article deals with the problematic issues of preventing and detecting theft and hijacking of motor vehicles, the actual problems of counteraction, as well as the prospects for their solution. The operational situation in the city of Yekaterinburg in 2021, associated with theft and theft of vehicles, was analyzed. The object of the study is social relations arising from the commission of illegal actions aimed at taking possession of vehicles. As a subject of research, some ways of committing such crimes and their disclosure are considered. Proposed measures to prevent such crimes in modern conditions.

Keywords: theft of vehicles, theft of vehicles, disclosure, investigation, crime, interaction, current problems and ways to solve them

For citation: Khamidullin R. S. Some features of operational-investigative counteraction to theft and theft of vehicles // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 3. Рр. 105-110.

Серьезной проблемой в области предупреждения и раскрытия имущественных преступлений продолжают оставаться кражи и угоны автотранспорта. Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИАЦ МВД России) проводит ежеквартальный анализ состояния преступности. В период с января по апрель 2022 г. зарегистрировано 2383 хищения транспортных средств, что на 20,9 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года, из них раскрыто 1129, что на 17,7 % меньше, чем за аналогичный

период прошлого года. Таким образом, меньше половины хищений транспортных средств продолжают оставаться нераскрытыми. Ситуация с завладением транспортных средств без цели хищения (угоном) более позитивная, с января по апрель 2022 г. зарегистрировано 3712 из них раскрыто 3542 [1].

Прежде чем более подробно останавливаться на анализе сложностей, возникающих при раскрытии краж и угонов автотранспорта, необходимо рассмотреть некоторые теоретические вопросы. Завладе-

© Хамидуллин Р. С., 2022

ние транспортным средством может быть квалифицировано по ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) «Кража», то есть тайное хищение чужого имущества. В зависимости от объекта преступного посягательства, то есть стоимости похищенного автотранспорта, преступление может квалифицироваться по ч. 3 ст. 158 УК РФ (кража, совершенная в крупном размере, в случае стоимости имущества, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей) либо по ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража, совершенная в особо крупном размере, стоимость имущества превышает один миллион рублей). При тайных хищениях автотранспорта отечественного производства из хулиганских побуждений и при отсутствии какой-либо спланированности действий преступления могут квалифицироваться по ч. 2 ст. 158 УК РФ, то есть с причинением значительного ущерба собственнику, в случае если стоимость автотранспорта невелика. Но довольно часто данные преступления носят хорошо спланированный и продуманный характер, совершаются с применением современных технических средств. Целью злоумышленников в этом случае является получение материальной выгоды после распоряжения похищенным автотранспортом. В свою очередь, согласно ст. 166 УК РФ угон есть неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения. То есть, в отличие от кражи автотранспорта, где целью является реализация похищенного и получение материальной выгоды, при угоне данной цели в умысле злоумышленника нет [2].

Анализ результатов опросов оперативных сотрудников, задействованных в раскрытии и расследовании краж и угонов транспортных средств на территории города Екатеринбурга, показал, что такие преступления совершаются в основном в период времени с 22 часов 45 минут до 7 часов 40 минут. Наиболее распространёнными марками и моделями, к которым злоумышленники проявляют преступный интерес с целью хищения с последующим сбытом, являются: «Hyundai Solaris», «Kia Rio», «Toyota Camry», «Hyundaiix 35», «Mazda 3 и Mazda 6», «Mercedes Е221» «Kia Sportage», «Nissan Qashqai», «Mazda СХ-5», «Toyota RAV 4», «Mitsubishi Pajero», «Honda Crosstour», «Nissan X-Trail», «Nissan Teana». В ходе проведенного анализа установлено, что наиболее угоняемыми автотранспортными средствами отечественного производства являются автомобили марки «ВАЗ», а среди транспортных средств иностранного производств -автомобили среднего класса, стоимостью до 1 000 000 рублей, марки «Toyota», «Hyundai», «Mazda». В основном хищения происходят с неохраняемых дворовых парковок автомобилей, оборудованных сигнализациями с обратной связью марок «Starline», «Scher-khan», а также штатной сигнализацией. Стоит отметить, что наблюдается значительный рост краж автомобилей марки «Hyundai Solaris», оборудованных только штатной сигнализацией, которые в основном похищают в ночное время. В отличие от угонов, кражи совершаются с целью разбора на комплектующие либо про-

дажи за пределы Российской Федерации, а именно на территорию Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Белоруссии1.

Результаты опросов также показали, что в настоящий момент как на уровне территориальных органов МВД России, так и на уровне субъектов РФ практически не ведется глубокая оперативно-розыскная и разведывательная работа в криминальной среде, особенно среди лиц, представляющих интерес в связи с совершением рассматриваемых преступлений. Такая ситуация и может являться причиной низкой раскрываемости краж.

Кроме того, основными недостатками в организации раскрытия данной категории преступлений продолжает оставаться низкий уровень взаимодействия между службами, а также отсутствие должного контроля со стороны руководства территориального отдела при раскрытии преступлений по горячим следам. На низком уровне проводятся мероприятия при обнаружении похищенного автотранспорта, не изымаются следы преступлений, не устанавливаются свидетели, возможные очевидцы. Можно отметить слабые оперативные позиции сотрудников оперативных подразделений в местах возможного отстоя похищенного автотранспорта, а также среди лиц, имеющих отношение к нелегальному автобизнесу. Не в полной мере используются возможности сети «Интернет» при розыске похищенного автотранспорта [3].

Важность организации взаимодействия между подразделениями правоохранительных и иных государственных органов, в том числе между следственными и оперативными, отмечается во множестве исследований учёных-криминалистов, таких как: А. Г. Лекарь, Н. Г. Шурухнов, С. И. Герасимов, В. В. Клочков, М. С. Строгович, С. Г. Ерёмин, И. М. Комаров, В. В. Меркурьев, Ю. П. Гармаев, А. С. Князьков, О. П. Грибунов и д.р.

В своем исследовании мы солидарны с позицией О. П. Грибунова в том, что наиболее значимым для раскрытия краж и угонов транспортных средств является взаимодействие следователя с органом дознания, осуществляющим оперативное сопровождение процесса расследования. Особенное значение такое взаимодействие принимает на первоначальном этапе расследования и стадии возбуждения уголовного дела. Кроме органа дознания, следствию также необходимо обмениваться информацией и согласовывать свою работу с такими подразделениями правоохранительных органов, как ГИБДД, ППС, ФСИН, с Национальным центральным бюро Интерпола и т.д. [4].

Данные ГИАЦ МВД России показывают, что из года в год процент раскрываемости таких преступлений остается невысоким. С целью изменения данного положения вещей и «перелома» ситуации необходимы конкретные действия сотрудников МВД России, как

1 Проведен опрос 50 оперуполномоченных проходивших повышение квалификации или переподготовку в Уральском юридическом институте МВД России в 2021 году.

рядовых, так и начальствующих, направленные на принятие новых положений и регламентов действий сотрудников при поступлении сообщений (заявлений) о кражах и угонах автотранспорта. Необходим ежедневный анализ совершенных преступлений, а также ужесточение уголовной ответственности с возмещением материального и морального вреда потерпевшим и другие меры.

До конца 2022 года МВД России планирует запустить аппаратно-программный комплекс «Паутина» на территории всей страны, в настоящее время комплекс работает не во всех регионах. «Паутина» предназначена для отслеживания транспортных потоков по камерам с целью фиксации нарушений правил дорожного движения, раскрытия преступлений, связанных с угоном автомобилей и поиском автовладельцев, скрывшихся с мест ДТП. Использование искусственного интеллекта в совокупности с «Паутиной» может серьезно повысить раскрываемость краж и угонов автотранспортных средств. «Умные» видеокамеры позволяют идентифицировать не только транспортное средство, но и личность человека, который может оказаться потенциальным преступником или человеком, склонным к терроризму. В московских системах наблюдения применяются нейросети от компании №есЫаЬ [5], которые идентифицируют лицо человека, сравнивая его внешность с фотографиями из базы данных [6]. Так, данные технологии показывают высокую эффективность в противодействии преступности.

Во многих городах, в том числе и в Екатеринбурге, аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», объединяющий огромное количество камер в единую сеть, является действенным средством предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, связанных с кражами и угонами автотранспортных средств, поскольку в их базах данных сотрудники оперативных подразделений ОВД могут получать информацию, представляющую оперативный интерес (изображения автотранспортных средств, их государственные знаки, маршрут движения и информацию о лицах, совершающих противоправные действия, связанные с кражами и угонами автотранспортных средств [6].

Не прекращающаяся оперативных сотрудников не прекращается работа по профилактике и проведению мероприятий по пресечению данных преступлений. Обсуждаются проблемные вопросы взаимодействия с организациями, осуществляющими страхование, продажу, выкуп, утилизацию автотранспорта, совершенствуются информационно-поисковые базы данных [7].

Таким образом, можно обозначить комплекс мер, направленных на профилактику и пресечение данных преступлений, к которым предлагаем отнести:

- совершенствование информационно-поисковых баз данных;

- дополнение и ужесточение процедуры оформления, переоформления автотранспорта для кон-

кретных категорий граждан и в отношении конкретных марок автомобилей (исходя из оперативной обстановки региона);

- принятие изменений УК РФ, ужесточающих наказание за тайные хищения чужого имущества, а именно по составам с квалифицирующими признаками;

- доведение до населения информации о статистических данных совершенных преступлений, о методах по их профилактики и предупреждения;

- обучение и переподготовка сотрудников полиции по алгоритмам действий в ситуациях неочевидности совершения краж и угонов автотранспорта;

- разработка методических рекомендаций по выявлению и раскрытию таких преступлений;

- активное взаимодействие с гражданами, имеющими отношение к автобизнесу, с целью получения информации, представляющей оперативный интерес.

Проведенный анализ оперативно-розыскной и следственно-судебной практики показал, что распространенными способами хищений автотранспорта, применяемыми злоумышленниками, являются:

1. Разбитие стекла и последующее проникновение в салон автомобиля. Данный способ эффективен при отсутствии сторонних систем сигнализаций, расположение автомобиля на неохраняемых и слабо освещенных площадках. Злоумышленник разбивает стекло автомобиля, проникает в салон, далее путем «сверта» (специально подготовленного инструмента из высокопрочного металла) сворачивает личинку замка зажигания в направлении запуска двигателя, запускает автомобиль и уезжает в заранее подготовленное место для его сокрытия.

2. Считывание кода открытия (закрытия) сигнализации путем специального перехватывающего сигнал устройства - «код-граббер». В данном случае злоумышленник дожидается потенциальную жертву около места парковки, при введении собственником автомобиля сигнализации в режим охраны злоумышленник «перехватывает» сигнал и в последующем, воспроизводит его, находясь около автомобиля, после чего проникает в автомобиль. Запуск двигателя при отсутствии каких-либо иных охранных систем осуществляется проворотом замка зажигания либо заменой блока управления двигателем («мозгов») на заранее подготовленный.

3. Механический взлом и проникновение. «Сворачивание» личинки замка двери и проникновение в салон автомобиля. Взлом замка зажигания и замыкание цепи для запуска двигателя.

4. «Удлинение» сигнала штатного ключа автомобиля при помощи специального оборудования (Ретранслятора). Данный способ применяется к автомобилям престижного и премиального класса, к примеру «Toyota Land Cruiser 200», «Lexus LX 570», «Lexus NX 300», «Range Rover», «Infinity», оснащенным в основном кнопкой пуска/остановки двигателя и имеющим функцию бесконтактного открытия/закрытия, постановки/снятия на сигнализацию. Злоумышленники дожидаются потенциальную жертву на месте совер-

шения преступления, после чего один из злоумышленников следует за собственником автомобиля до места его пребывания, включив заранее передающий («удлиняющий» сигнал) ретранслятор. Другой злоумышленник также с принимающим ретранслятором подходит к автомобилю и запрашивает штатный ключ у сообщника. Автомобиль «видит» присутствие штатного ключа около автомобиля и снимает защиту, после чего злоумышленник проникает в салон, нажатием кнопки пуска двигателя запускает автомобиль и уезжает.

Также хищение автомобилей возможно и без применения специальных устройств, речь идет о таких способах, как: погрузка автомобиля на манипулятор, эвакуатор злоумышленниками и транспортировка его в заранее определенное место, физическое перемещение автомобиля путем толкания [8].

В современных условиях оперативно-розыскное противодействие преступным элементам по линии краж и угонов автотранспорта уступает в масштабах совершения таких преступлений. Поэтому необходимо принятие конкретных мер в данном направлении. На основе вышеизложенного следует выделить основные проблемы противодействия в сфере предупреждения и раскрытия краж и угонов автотранспорта на территории Российской Федерации:

1. Низкий уровень подготовки сотрудников полиции, непосредственно занимающихся раскрытием преступлений «по горячим следам», слабое знание и отсутствие практических навыков получения оперативно значимой информации.

2. Поверхностный ведомственный контроль на местах за ходом проведения первоначальных следственных и оперативно-розыскных мероприятий, отсутствие должного административного ресурса, нежелание выезжать на места совершения преступлений ответственных от руководства территориальных отделов полиции и вышестоящих руководителей. Бессистемность ведения дел оперативного учета, допущение волокиты при документировании оперативно-розыскной деятельности.

3. Безответственное поведение автовладельцев по отношению к своей собственности. Экономия на средствах и способах защиты автомобиля от краж и угонов, нежелание выполнять элементарные правила личной безопасности и безопасности транспортного средства.

4. Отсутствие преемственности и института наставничества в значительной части территориальных подразделений МВД России, «текучка» кадров и, как следствие, неспособность противостоять злоумышленникам как в информационной сфере, так и в сфере межличностного общения.

5. Слабые оперативные позиции сотрудников полиции в среде лиц, причастных к нелегальному автобизнесу, перекупу автотранспорта, переделке идентификационных номеров и подделке документов, невладение оперативной обстановкой (незнание мест возможного сбыта, каналов перевозки похищен-

ных автомобилей через границу Российской Федерации).

6. Недостаточное взаимодействие между подразделениями полиции и другими правоохранительными органами в борьбе с кражами и угонами автотранспорта, неиспользование ресурсов международного сотрудничества посредством ОНЦБ Интерпола, практически полное отсутствие передачи и обмена информацией.

7. Несоразмерность наказания. Достаточно «мягкая» уголовная ответственность за совершение данных преступлений. Так, задержанные лица, совершившие преступление впервые и несудимые, совершившие 10 и более эпизодов краж автотранспорта, сотрудничающие со следствием и причинившие потерпевшим ущерб на сумму более 1 000 000 рублей, зачастую избегают реального лишения свободы и продолжают заниматься преступной деятельностью.

8. Слияние части правоохранительных органов с преступным элементом с целью получения материальной выгоды и злоупотребления служебными полномочиями, сокрытия совершенных преступлений и деталей произошедшего.

9. Доступность к покупке специальных технических средств по облегчению завладения транспортными средствами, краж и угонов автотранспорта, достаточно невысокая стоимость и удобность их применения.

10. Информационное и материальное «отставание» правоохранительных органов от стремительного развития современных технологий, используемых злоумышленниками при совершении преступлений и сокрытии следов их совершения. Использование устаревших инструментов и средств обнаружения, фиксации следов преступлений.

Вышеназванные проблемы предупреждения и раскрытия краж и угонов автотранспорта в современной системе МВД России необходимо решать в довольно короткие сроки для эффективной защиты собственности населения в условиях экономического и политического кризиса, способствующего росту хищений.

Стоит отметить, что в подразделениях органов внутренних дел оперативно-розыскное противодействие кражам и угонам автотранспорта осуществляется на различных уровнях. В некоторых территориальных отделах полиции имеются целые отделения по борьбе с кражами и угонами автомототранспорта, специализирующиеся на конкретном направлении, занимающиеся оперативными разработками и раскрытием преступлений, накоплением информации, что позволяет эффективнее противодействовать данному виду преступности. В других отделах полиции за данным направлением закреплен 1 или 2 сотрудника, физически не справляющихся с возложенными на них задачами по профилактике и раскрытию преступлений. Большое количество регистрируемых краж и угонов транспортных средств создает нагрузку на сотрудников, успевающих только оформлять и анализи-

ровать полученную информацию. О своевременном противодействии злоумышленникам в данном случае говорить не приходится. Существуют также отделы полиции, где априори нет сотрудника, закрепленного за данной линией, и при поступлении сообщений (заявлений) о кражах и угонах автотранспорта, привлекаются сотрудники, не задействованные в других мероприятиях. В подобной ситуации даже накопление информации невозможно, ввиду несогласованности действий сотрудников и отсутствия конкретного плана.

Исходя из всего вышеизложенного можно прийти к выводу, что у оперативных подразделений МВД России существуют возможные положительные тенденции развития в направлении организации эффективного противодействия преступлениям посредством решения указанных задач и проблем. Использование новых и совершенствование старых способов и методов борьбы с преступлениями по линии краж и угонов автотранспорта повысят раскрываемость преступлений данной сферы. С этой целью предлагаем ряд «шагов» по совершенствованию оперативно-розыскного противодействия кражам и угонам автотранспорта:

1. Комплексное совершенствование знаний и навыков сотрудников полиции, задействованных в предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании краж и угонов транспортных средств.

2. Организация непрерывного и оперативного обмена информацией по защищенным каналам связи, позволяющей раскрывать преступления «по горячим следам».

3. Систематическая профилактическая работа с автовладельцами через подразделения ГИБДД о применении мер сохранности автотранспортных средств, осложняющих процесс их хищения или угона.

4. Улучшение условий труда среди действующих сотрудников полиции, усиление агитационной кампании по приему в ряды сотрудников ОВД, повышение престижа.

5. Создание и укрепление оперативных позиций сотрудников уголовного розыска в местах концентрации криминогенного контингента, ведение оперативной работы по местам сбыта похищенных автомобилей, выявление лиц, способных по своим качествам и умениям осуществлять помощь оперативным подразделениям на возмездной и безвозмездной основе по предоставлению информации, проведение плановых и внеплановых проверок мест возможного сбыта похищенных автомобилей (металлоприемок, автоцентров, сервисных центров, автомагазинов запасных частей).

6. Создание общих планов по взаимодействию между различными службами и подразделениями ОВД (ДПС, ППСП, ОУУП, ПДН, ОНЦБ Интерпола, ГУ МВД, УМВД), проведение совместных рейдов и операций. В данном направлении деятельности особую роль должна играть вышеупомянутая интегрированная информационно-поисковая база данных о кра-

жах и угонах автомототранспорта, объединяющая различные подразделения и аккумулирующая всю поступающую информацию.

7. В отношении действующей модели системы правосудия необходима ее модернизация с обновлением сути назначения наказания и их общественной опасности, внесение поправок в нынешний Уголовный кодекс Российской Федерации в плане ужесточения ответственности за совершение общеопасных деяний, посягающих на право граждан на личную собственность, автомототранспорт.

8. Совершенствование рычагов воздействия и элементов влияния на будущих сотрудников полиции, ныне действующих сотрудников полиции, а также повышение престижа службы в ОВД, что, в свою очередь, должно «перекрыть» желание уполномоченных лиц попустительствовать совершению противоправных действий злоумышленников, усиление роли управлений и отделов собственной безопасности в деятельности полиции, осуществление реальной борьбы с «оборотнями в погонах».

9. Корректировка действующего законодательства в области покупки и продажи специального оборудования, используемого злоумышленниками для краж и угонов транспортных средств, ужесточение, а в дальнейшем и полное искоренение фактов продажи данного оборудования частным лицам. Если рассматривать этот пункт объективно, то в настоящее время любой желающий может спокойно приобрести специальный прибор, помогающий совершить кражу автотранспорта, несложный в эксплуатации и недорогой в ценовом сегменте. В связи с этим необходимо перекрытие подобного информационного потока предложений о покупках оборудования, ужесточение ответственности за их продажу и покупку вплоть до реального лишения свободы.

10. В плане «отставания» правоохранительных органов от методов и средств злоумышленников в кражах и угонах автотранспорта следует начать наверстывание и систематизацию полученного ранее опыта, которым изобилуют территориальные органы на местах. Необходима лишь систематизация и грамотное руководство, чтобы «обернуть» данную информацию в оболочку, проанализировать ее и стремиться к большему, но ни в коем случае «не топтаться» на месте, как в нынешних реалиях поступает большинство оперативных подразделений, занимаясь лишь регистрацией и накоплением материала, а оперативной разработкой преступных групп и лиц, совершающих кражи и угоны автомототранспорта.

Таким образом, кражи и неправомерное завладение автомототранспортом в настоящее время занимают особое место в блоке имущественных преступлений. С целью предупреждения и раскрытия данного вида преступлений необходима плановая работа по совершенствованию и обновлению алгоритма действий сотрудников полиции в целом - от территориальных отделов полиции до Главного управления уголовного розыска МВД России. Своевременно при-

нятые меры позволят противостоять преступному элементу как в информационном, так и в прикладном плане. Указанный вид преступлений отличается сложностью в сборе и накоплении доказательственной базы, поэтому для успешного раскрытия и доведения уголовного дела до судебного разбирательства необходимо тесное взаимодействие следственных подразделений и подразделений уголовного розыска, проведение оперативных разработок и грамотно подобранных следственных действий. Без решения комплекса проблем, возникших перед рассматриваемым видом имущественных преступлений, не достичь общих целей в борьбе с преступностью. Поэтому первоочередным элементом должно выступить право сотрудников полиции на социальное обеспечение, достойная заработная плата, престиж данной профессии и стабильность в обществе. Без этих составляющих любые сдвиги в данном направлении невозможны и априори обречены на провал.

Список источников

1. Состояние преступности январь - апрель 2022 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации: сайт. URL: http://www.мвд.рф.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Кон-сультантПлюс : сайт. - URL: http://www.consultant.ru.

3. Горбунов А. Н., Калюжный К. Ю. Проблемы предупреждения и раскрытия краж и угонов автотранспортных средств и пути их решения // Общество и право. 2014. № 1 (47). С. 164-167.

4. Грибунов О. П. Взаимодействие следователя с органами и должностными лицами при раскрытии и расследовании краж автотранспортных средств // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 3 (11). С. 24-29.

5. Общественная безопасность: сайт. URL: https:// clck.ru/geqYm (дата обращения: 27.05.2022).

6. Единую систему контроля за движением машин запустят к концу года по всей РФ // Российская газета: сайт. URL: ttps://rg.ru/2021/07/18/reg-cfo/edinuiu-sistemu-kontrolia-za-dvizheniem-mashin-zapustiat-k-koncu-goda-po-vsej-rf.html.

7. Фарахиев Д. М., Бобылев А. В. Оперативные подразделения органов внутренних дел в процессе раскрытия и расследования краж и угонов автотранспортных средств: состояние деятельности // ModernScience. 2022. № 4-2. С. 228-230.

References

1. The state of crime in January - April 2022 // Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: website. URL: http://www.mvd.rf.

2. Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law of June 13, 1996 No. 63-FZ // ConsultantPlus: site. -URL: http://www.consultant.ru.

3. Gorbunov A. N., Kalyuzhny K. Yu. Problems of prevention and disclosure of thefts and hijackings of

motor vehicles and ways to solve them // Society and Law. 2014. No. 1 (47). pp. 164-167.

4. Gribunov O. P. Interaction of the investigator with authorities and officials in the detection and investigation of thefts of vehicles // Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. 2019. No. 3 (11). pp. 24-29.

5. Public safety: site. URL: https://clck.ru/geqYm (date of access: 05/27/2022).

6. A unified system for monitoring the movement of vehicles will be launched by the end of the year throughout the Russian Federation // Rossiyskaya Gazeta: site. URL: ttps://rg.ru/2021/07/18/reg-cfo/edinuiu-sistemu-kontrolia-za-dvizheniem-mashin-zapustiat-k-koncu-goda-po-vsej-rf.html.

7. Farakhiev D. M., Bobylev A. V. Operational subdivisions of internal affairs bodies in the process of detection and investigation of thefts and hijackings of vehicles: the state of the activity // ModernScience. 2022. No. 4-2. pp. 228-230.

Информация об авторе

Хамидуллин Руслан Сибагатуллович - кандидат юридических наук

Information about the author

Khamidullin Ruslan S. - Candidate of Law

Статья поступила в редакцию 01.06.2022; одобрена после рецензирования 10.06.2022; принята к публикации 16.09.2022.

The article was submitted 01.06.2022; approved after reviewing 10.06.2022; accepted for publication 16.09.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.