Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ КРАЖ АВТОТРАНСПОРТА ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ'

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ КРАЖ АВТОТРАНСПОРТА ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
468
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЖА АВТОТРАНСПОРТА / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНАЯ ГРУППА / КЛЮЧ-ИММОБИЛАЙЗЕР / ПРОГРАММАТОР / ПАПКИ-РЕТРАНСЛЯТОРЫ / THEFT OF VEHICLES / ORGANIZED CRIMINAL GROUP / KEY IMMOBILIZER / PROGRAMMER / FOLDERS REPEATERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибунов О.П., Столбов В.Р.

В статье рассматриваются основные способы совершения краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных организованными преступными группами. Приводятся исчерпывающие виды технического оборудования, предназначенного для совершения краж автомобилей, оснащенных системой Smart key («Умный ключ»), и способы их использования. Выдвигается вопрос о возможном внедрении имеющегося опыта по противодействию кражам автотранспорта, причинившим ущерб в особо крупном размере, совершенным организованными преступными группами отдельных подразделений органов внутренних дел, в практическую деятельность сотрудников, осуществляющих первичный осмотр места происшествия и собирающих первичный материал в составе следственно-оперативных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN WAYS TO COMMIT THEFT OF VEHICLES BY ORGANIZED CRIMINAL GROUPS

The article considers the main ways of committing thefts of vehicles that caused damage on a large scale, committed by organized criminal groups. Comprehensive types of technical equipment intended for the theft of cars equipped with the system «Smart key», and methods of their use are given. The question of possible introduction of the available experience on counteraction to thefts of motor transport which have caused damage in especially large size, made by organized criminal groups of separate divisions of law-enforcement bodies in practical activity of the employees performing primary inspection of a scene and collecting primary material as a part of investigative and operational groups is put forward.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ КРАЖ АВТОТРАНСПОРТА ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ»

DOI: 10.18287/2542-047X-2020-6-2-101-106 УДК 343.98

kcc^^Cl^^ Научная статья / Scientific article

Дата: поступления статьи / Submitted: 11.03.2020 после рецензирования / Revised: 06.04.2020 принятия статьи / Accepted: 25.05.2020

О. П. Грибунов

Восточно-Сибирский институт МВД России, r. Иркутск, Российская Федерация E-mail: gribunov@mail.ru

В. Р. Столбов

Восточно-Сибирский институт МВД России, r. Иркутск, Российская Федерация E-mail: vrstolbov@bk.ru

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ КРАЖ АВТОТРАНСПОРТА ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ

Аннотация: В статье рассматриваются основные способы совершения краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных организованными преступными группами. Приводятся исчерпывающие виды технического оборудования, предназначенного для совершения краж автомобилей, оснащенных системой Smart key («Умный ключ»), и способы их использования. Выдвигается вопрос о возможном внедрении имеющегося опыта отдельных подразделений органов внутренних дел по противодействию кражам автотранспорта, причинившим ущерб в особо крупном размере, совершенным организованными преступными группами, в практическую деятельность сотрудников, осуществляющих первичный осмотр места происшествия и собирающих первичный материал в составе следственно-оперативных групп.

Ключевые слова: кража автотранспорта, организованная преступная группа, ключ-иммобилайзер, программатор, папки-ретрансляторы.

Цитирование. Грибунов О. П., Столбов В. Р. Основные способы совершения краж автотранспорта организованными преступными группами // Юридический вестник Самарского университета. 2020. Т. 6. № 2. С. 101-106. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2020-6-2-101-106.

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

O. P. Gribunov

East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Irkutsk, Russian Federation E-mail: gribunov@mail.ru

V. R. Stolbov

East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Irkutsk, Russian Federation E-mail: vrstolbov@bk.ru

MAIN WAYS TO COMMIT THEFT OF VEHICLES BY ORGANIZED CRIMINAL GROUPS

Abstract: The article considers the main ways of committing thefts of vehicles that caused damage on a laige scale, committed by organized criminal groups. Comprehensive types of technical equipment intended for the theft of cars equipped with the system «Smart key», and methods of their use are given. The question of possible introduction of the available experience on counteraction to thefts of motor transport which have caused damage in especially large size, made by organized criminal groups of separate divisions of law-enforcement bodies in practical activity of the employees performing primary inspection of a scene and collecting primary material as a part of investigative and operational groups is put forward.

Key words: theft of vehicles, organized criminal group, key immobilizer, programmer, folders repeaters. Citation. Gribunov O. P., Stolbov V R. Osnovnye sposoby soversheniya krazh avtotransporta organizovannymi prestupnymi gruppami [Main ways to commit theft of vehicles by organized criminal groups]. Iuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta [Juridical Journal of Samara University], 2020, Vol. 6, no. 2, pp. l0l-106. DOI: https://doi. org/10.18287/2542-047X-2020-6-2-101-106 [in Russian].

Information about the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

© Олег Павлович Грибунов - доктор юридических наук, доцент, заместитель начальника (по научной работе), Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.

Тема докторской диссертации: «Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте». Автор более 100 научных работ, в том числе монографий и учебных пособий:

© Oleg P. Gribunov - Doctor of Laws, associate professor, deputy director (for scientific work), East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 110, Ler-montova Street, Irkutsk, 664074, Russian Federation.

Subject of doctoral thesis: «Theoretical foundations and applied aspects of the disclosure, investigation and prevention of crimes against property committed in transport». Author of more than 100 scientific works, including monographs and teaching aids: «Theoretical foundations and applied

«Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте» (2016), «Негативное влияние социальной среды на формирование преступности несовершеннолетних» (2016), «Уголовно-правовые, криминологические и криминалистические проблемы противодействия коррупции»(2016), «Особенности уголовного судопроизводства при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве» (2018), «Методика расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта» (2019).

Область научных интересов: преступления против собственности, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений, совершаемых на транспорте.

© Василий Ростиславович Столбов - адьюнкт, Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, Российская Федерация, г Иркутск, ул. Лермонтова, 110.

Тема кандидатской диссертации: «Методика расследования краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных организованными преступными группами». Автор 2 научных работ, в том числе: «Организационная структура оперативных подразделений ОВД, осуществляющих противодействие межрегиональным организованным преступным группам, совершающим кражи автотранспорта» (2019), «Реализация принципа справедливости при назначении наказания за кражи автотранспорта, совершенные в составе организованных преступных групп» (2019).

Область научных интересов: преступления против собственности, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты, раскрытие, расследование и предупреждение краж автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере, совершенных организованными преступными группами.

Несмотря на значительное ежегодное снижение количества совершаемых краж автотранспорта на территории Российской Федерации, данное направление для правоохранительных органов остается одним из наиболее сложных для раскрытия указанных преступлений и задержания виновных лиц. В частности, особую сложность представляет раскрытие краж автомашин стоимостью свыше одного миллиона рублей, поскольку они оснащены наиболее сложной с точки зрения безопасности штатной сигнализацией и злоумышленники имеют большую степень подготовки и обладают современными техническими средствами. Данные технические средства позволяют совершить кражу дорогостоящего автомобиля за небольшой отрезок времени, при этом оставляя на месте происшествия минимальное количество следов. Приведем небольшие статистические данные за последние три года краж основных дорогостоящих моделей автотранспорта. «Тойота Камри» (448 - в 2016 году, 938 - в 2017 году, 695 - в 2018 году), «Тойота Лэнд Крузер 200» ( 309 - в 2016 году, 374 - в 2017 году, 244 -в 2018 году), «Тойота РАВ-4» (199 -в 2016 году, 365 - в 2017 году, 317 - в 2018 году), «Мазда СХ5» (146 - в 2016 году, 364 - в 2017 году, 238 - в 2018 году) [1].

Преступления данной категории зачастую совершаются на профессиональном уровне, лицами, входящими в состав организованной группы [2, с. 126], при этом раскрывать такие преступления достаточно сложно, поскольку, как и в целом, категория преступлений «кража» является тайным хищением имущества с корыстной целью, в этой связи прямые очевидцы и свидетели данного факта отсутствуют. Как отмечает М. А. Тулиглович,

aspects of the disclosure, investigation and prevention of crimes against property committed in transport» (2016), «Negative impact of the social environment on the formation of juvenile delinquency» (2016), «Criminal, criminological and criminal problems of anti-corruption» (2016), «Peculiarities of criminal proceedings in the conclusion of a pre-trial cooperation agreement» (2018), «Methodology of investigation of theft of components of railway transport facilities» (2019).

Research interests: crimes against property, criminal law, criminal procedure and forensic aspects, disclosure, investigation and prevention of crimes committed in transport.

© Vasily R. Stolbov - adjunct, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 110, Lermontova Street, Irkutsk, 664074, Russian Federation.

Subject of Candidate's thesis: «Methods of investigation of thefts of vehicles that caused damage on a large scale, committed by organized criminal groups». Author of 2 scientific papers, including: «Organizational structure of operational divisions of the police department that counteract interregional organized criminal groups that commit theft of vehicles» (2019), «Implementation of the principle of justice in sentencing for theft of vehicles committed as part of organized criminal groups» (2019).

Research interests: crimes against property, criminal law, criminal procedure and forensic aspects, detection, investigation and prevention of theft of vehicles that caused damage on a large scale, committed by organized criminal groups.

корыстная цель тайного хищения предполагает наличие интереса при совершении противоправного безвозмездного изъятия имущества [3, с. 32].

Таким образом, при раскрытии данного вида преступлений правоохранительные органы вынуждены оперировать зачастую косвенными доказательствами. Качество и полнота собранных доказательств по уголовному делу о кражах автотранспорта, причинивших ущерб в особо крупном размере (так называемые дорогостоящие автомобили, стоимость которых составляет от одного миллиона рублей и выше - «дорогостои», что предусмотрено квалифицирующей частью Уголовного кодекса Российской Федерации) [4], совершенных организованными преступными группами, нередко зависит от качественного подхода, практических знаний и умений сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД).

Так, при осмотре места происшествия (места совершения кражи) сотрудники, обладая определенными знаниями о данном виде преступления, могут правильно определить метод совершенного хищения автотранспорта и, исходя из этого, спланировать качественную работу по раскрытию преступления. Указанные обстоятельства требуют разработки эффективных криминалистических рекомендаций по осуществлению уголовного преследования лиц, совершивших хищение автотранспорта. Основу данной частной методики должна составить криминалистическая характеристика кражи дорогостоящего автотранспорта. Вне всяких сомнений, способ совершения краж автотранспорта является ключевым элементом криминалистической характеристики, а следовательно, заслуживает особого внимания и изучения.

Из всех видов преступлений именно кражи автотранспорта, наряду с еще рядом преступлений, являются той категорией противоправных деяний, эффективное противодействие которым невозможно без тщательной подготовительной составляющей, характеризующей организационно-тактические действия следователя; соответствующее технико-криминалистическое обеспечение способствует своевременному поиску, обнаружению и закреплению криминалистически значимой информации [5, с. 55]. В целом для хищения дорогостоящих автомашин характерна тщательная подготовка к совершаемому преступлению со стороны преступников.

Так, в первую очередь они подбирают орудия и специальные технические средства для совершения краж. В нашем случае это средства и орудия, способствующие кражам дорогостоящих машин. Следует отметить, что все современные автомобили оснащены заводом изготовителем системой запуска двигателя Smart key («Умный ключ»), которая предполагает усиленную охранную защиту автомобиля от несанкционированного проникновения и запуска двигателя посредством штатного ключа-иммобилайзера. Концепция автопроизводителей подразумевает, что, не имея в наличии ключа-иммобилайзера, невозможно проникнуть вовнутрь и завести современный дорогостоящий автомобиль. Однако наравне с прогрессом охранных систем автомобилей развиваются и технологии, направленные на преодоление преград, создающих невозможность совершения хищения автотранспорта. На данный момент существует два вида технического оборудования, способных обойти систему Smart key и позволить злоумышленникам совершить хищение автомашины.

Первый вид: техническое оборудование «программатор». Это аппаратно-программное устройство, предназначенное для записи/считывания информации в постоянное запоминающее устройство. В каждом автомобиле, оснащенным системой Smart key, имеется технический блок иммо-билайзера, расположенный в салоне автомобиля. В зависимости от марки и модели автомобиля блоки располагаются в разных местах. При использовании указанного технического оборудования в память блока прописывается новый ключ, который при себе имеют злоумышленники, так называемая «болванка» (заготовка ключа иммобилайзера). После технической операции по прописыванию нового ключа-иммобилайзера злоумышленники заводят двигатель и совершают хищение. Единственной преградой для свободного использования данной специальной техники для преступников является закрытый автомобиль. Однако для преодоления этого они используют проверенный способ, разбивая стекло двери, затем проникают в салон, где достают блок иммобилайзера и прописывают имеющуюся у них заготовку ключа-им-мобилайзера («болванку»). Чтобы автомобиль не подавал звуковые сигналы во время несанкционированного проникновения, злоумышленники предварительно выводят из строя звуковые клаксоны, расположенные в передней части автомоби-

ля за решеткой радиатора. Для этого преступники используют обычную отвертку, при помощи которой сквозь решетку радиатора наносят удар по клаксонам, тем самым выводя из строя. Таким образом, алгоритм действий является несложным и занимает небольшой промежуток времени, в среднем 5-10 минут (исходя из анализа видеосъемок с места происшествий).

Второй вид: техническое оборудование «папки-ретрансляторы». «Ретранслятор» - оборудование связи, которое соединяет два или более радиопередатчика, удаленных друг от друга на большие расстояния. В данном случае при использовании этого технического оборудования происходит довольно простая с точки зрения радиоэлектроники операция по считыванию радиосигнала с оригинального ключа-иммобилайзера автомобиля и удлиненная передача данного сигнала второй части оборудования, которая принимает и воспроизводит его. При использовании принимающей части «папок-ретрансляторов» охранная система автомашины распознает радиосигнал оригинального ключа-иммобилайзера, тем самым позволяя преступникам беспрепятственно завладеть автомашиной. Главным условием применения «ретрансляторов» является близкое расположение сканирующей части указанного оборудования от оригинального ключа-иммобилайзера автомобиля, предмета преступного посягательства. Исходя из этого, необходимо отметить, что преступник должен поднести на близкое расстояние «ретранслятор» к потенциальному потерпевшему, чтобы была возможность считать сигнал радиоключа. В связи с этим применение данного вида технического оборудования широко используют участники преступных групп в общественных местах, следуя за потерпевшим, чтобы считать радиосигнал (на улицах, в кафе и т. д.).

Понимая совокупность определенных следов, оставленных на месте происшествия, сотрудник правоохранительных органов сможет определить техническое оборудование, которым воспользовались участники преступной группы для совершения кражи дорогостоящего автомобиля. Исходя из этого, можно правильно составить план по сбору доказательств по уголовному делу. Например, при совершении краж дорогостоящих автомашин организованная преступная (далее - ОПГ) группа Колотыгина В. С. (действовавшая на территории Иркутской области в 2015-2016 годах) использовала «программатор». В связи с этим данной ОПГ была разработала своя схема совершения преступлений, которая предусматривала только ночное время, места преступлений были исключительно со дворов жилых домов либо с боксов автогаражных кооперативов. На месте происшествия всегда оставались следы разбитого автомобильного стекла, поскольку данный вид технического оборудования не предоставляет свободный доступ в салон, где находится блок иммобилайзера. В свою очередь, ОПГ, сформированная гр. Е. (действовавшая на территории Иркутской области в 2015 году), использовала «папки-ретрансляторы», в связи с чем участники указанной группы неоднократно были

сняты наружными камерами видеонаблюдения. Кроме того, они совершали кражи дорогостоящих автомашин, стоящих на парковке около домов, сканируя «папками-ретрансляторами» через стены квартиры потерпевших. Данное оборудование позволяло открывать двери салона, не прибегая к разбитию стекол.

После подбора технического оборудования, как правило, преступники подбирают объект преступления, при этом оценивая различные варианты и обстановку совершения преступления. Нередко выбор объекта, а именно марки и модели дорогостоящей автомашины, зависит от способности быстрой реализации похищенного имущества. Так, можно выявить определенные закономерности в совершаемых кражах дорогостоящих автомашин по регионам Российской Федерации. В центральных регионах нашей страны наиболее частым объектом преступного посягательства в виде дорогостоящих автомашин становятся марки и модели преимущественно европейских автопроизводителей. В регионах же Сибирского и Дальневосточного федеральных округов преобладают автомашины японского производства.

В зависимости от того, каким техническим оборудованием, предназначенным для совершения краж автомобилей, владеют злоумышленники, происходит выбор времени и места совершения хищений. При наличии «программатора» преступники зачастую выбирают ночное время совершения преступления, а также по возможности уединенное место (такое как гаражный бокс, подземную парковку и т. д.). Использование «папок-ретрансляторов» зачастую происходит в общественных местах, как правило, в часы активной деятельности потенциального потерпевшего, поскольку данному виду технического оборудования необходимо близкое расположение оригинального ключа-иммобилайзера. Однако применение «папок-ретрансляторов» не исключает возможности использования их в ночное время около жилища, в котором находится ключ-иммобилайзер, а автомобиль, который является объектом преступного посягательства, расположен около дома на парковке.

После завладения преступниками автомашиной происходит транспортировка до места «отстоя», расположенного в заранее приготовленных гаражных боксах либо на территории частных домовладений. Нередко при транспортировке похищенного автотранспорта участники преступной группы используют украденные государственные регистрационные знаки. Данное действие позволяет злоумышленникам сокрыть похищенный автотранспорт от активных первоначальных действий сотрудников правоохранительных органов, направленных на установление местонахождения машины и раскрытие преступления по «горячим следам». Кроме того, полученное время позволяет участникам преступной группы планомерно подходить к вопросу реализации похищенного имущества. Если у преступной группы отсутствует собственная отлаженная система реализации похищенных дорогостоящих автомашин, то можно выделить несколько способов:

- сбыт похищенного автотранспорта на разбор. После приобретения похищенного автотранспорта его разбирают на запчасти и постепенно продают посредством сети «Интернет», а также от официальных юридических лиц, специализирующихся на продаже запчастей, бывших в употреблении. Цена при реализации договорная. Однако зачастую не превышает 20-30 процентов от рыночной стоимости похищенного автомобиля;

- возврат похищенного автомобиля за денежное вознаграждение. Этот способ реализации похищенного дорогостоящего автотранспорта используется очень редко в преступной среде. Поскольку сам процесс хищения является тайным и желание посвящать посторонних людей к процессу возврата (посредников) у участников преступной группы минимальное. В среднем возврат происходит за 3040 процентов от рыночной стоимости автомобиля;

- сбыт похищенного автотранспорта для изменения идентификационных номеров, последующей легализации и продажи. Как правило, на данном направлении действуют преступные группы, имеющие признаки организованных, которые занимаются исключительно данным видом преступной деятельности. Похищенному автомобилю изменяют идентификационные номера на номера от автомобиля, который не является объектом преступления, однако фактически которого может не быть. Речь идет о так называемых «восстановленных» автомашинах. Когда автомобиль фактически уничтожен в результате дорожно-транспортного происшествия либо в результате других каких-либо причин, однако по всем документам и информационным базам он значится как не снятый с учета. Именно под эти документы изменяют идентификационные номера похищенного автомобиля. После указанной технической операции автомобиль продается на внутреннем рынке России и продолжает эксплуатироваться новым добросовестным покупателем, зачастую не подозревающим о преступном происхождении его новой собственности. Рентабельность данного направления сбыта приближается к 70-80 процентам от стоимости автомобиля;

- сбыт похищенного автотранспорта за пределы Российской Федерации. Данное действие сопровождается технической операцией по изменению идентификационных номеров похищенной машины на идентификационные номера «двойника». При использовании коррупционных связей в правоохранительных органах злоумышленники подбирают идентификационные номера полностью идентичной автомашины (модель, марка, цвет, год выпуска и т. д.). После этого осуществляют подделку документов (свидетельство о регистрации транспортного средства, государственные регистрационные знаки, страховой полис и т. д.) и производят замену идентификационных номеров автомобиля. При этом следует отметить, что для изготовления дубликатов государственных регистрационных знаков не требуется обращаться в подразделения Госавтоинспекции - изготовление производится непосредственно соответствующими организациями-изготовителями регистрационных знаков при условии предоставления владельцем транспортного средства свидетельства о его

регистрации [6, с.75]. В данных организациях нет экспертов, которые бы выявили поддельное свидетельство, в связи с этим преступники без помех делают регистрационные знаки ТС по поддельным документам. Таким образом под одними номерами появляются два одинаковых автомобиля, оригинал и «двойник». Следует отметить, что до принятия Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» возможности привлечения к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения (зафиксированное техническими средствами) «двойники» пользовались большим спросом на внутреннем рынке и эксплуатировались на всей территории страны. Однако на данный момент система Центра автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) исключила возможность постоянного использования «двойников» на внутренних дорогах России. В связи с этим злоумышленники применяют «двойников» для разового пересечения государственной границы и последующей продажи похищенного автомобиля. Продажа такого «двойника» происходит в среднем за 50 процентов от стоимость автомобиля.

Каждое преступление по своим обстоятельствам и деталями является индивидуальным и неповторимым, не может быть и вполне одинакового процесса их расследования. Однако каждое преступление наряду с индивидуальными особенностями содержит в себе и некоторые общие черты, которые повторяются. Последние зачастую кроются в способе, механизме и обстановке совершения преступлений, личности субъекта преступления и т. д. [7, с. 108]. Примечателен тот факт, что совершение краж автомашин-«дорогостоев» невозможно одним человеком, исходя из вышеприведенных примеров технического оборудования, а также мест совершения преступления и дальнейшей реализации. В этой связи можно с уверенностью заявлять, что это групповая преступность, а при наличии определенных признаков, предусмотренных российским законодательством, - это исключительно организованная преступность, поскольку имеет распределение ролей, наличие общего материального интереса, а также длительную совместную преступную деятельность.

Расследование рассматриваемых преступлений содержит в себе бесчисленное количество составляющих [8, с. 24]. Так, расследуя и сопровождая уголовные дела о кражах дорогостоящих машин, сотрудники правоохранительных органов должны понимать и ориентироваться по структуре и характеристике указанного вида преступлений с целью быстрого раскрытия и качественного формирования материалов уголовного дела для дальнейшей судебной инстанции. Однако, как показывает практика, данное убеждение не всегда имеет место в работе подразделений ОВД при первоначальных оперативно-следственных действиях на месте происшествия. Неосведомленные сотрудники не понимают алгоритма совершения преступления, а именно кражи дорогостоящего автотранспорта, в связи с

чем делают некачественный осмотр и не изымают возможные вещественные доказательства. Часто сотрудники, которые собирают первичный материал, путают способ совершения кражи дорогостоящей автомашины и способ кражи автомашины среднего класса, которые не оснащены системой Smart key, а, как правило, на них установлены автомобильные сигнализации и для их преодоления преступники используют техническое средство «Код грабер». Данное техническое устройство предназначено для отключения сигнализации автомобиля и неприменимо к автомашинам, оснащенным штатной сигнализацией (системой Smart key).

Последствием такой ошибки могут стать упущенные возможности по раскрытию преступления по «горячим следам». Примером может послужить такая ситуация, что при использовании «папок-ретрансляторов» при краже автомашины, оснащенной противоугонной системой Smart key, в ночное время от жилого многоэтажного дома, где проживает владелец указанного автомобиля, необходимо понимать, что использование такого технического оборудование происходит двумя людьми. Исходя из этого, делаем вывод, что один из участников преступной группы находился в подъезде около квартиры потерпевшего и сканировал «ретранслятором» через стену квартиры сигнал ключа-иммо-билайзера, а второй принимал данный сигнал на вторую часть устройства около похищенного автомобиля. Соответственно, необходимо тщательно осматривать на предмет следов злоумышленника не только парковочное место, где стоял похищенный автомобиль, но и подъезд, где проживает потерпевшее лицо. Если же преступники использовали «ретрансляторы» в дневное время, сопровождая потерпевшего на близком расстоянии, необходимо тщательно отрабатывать маршрут его движения, поскольку на данный момент на улицах городов широко распространены камеры наружного наблюдения и можно получить важную информацию для успешного раскрытия преступления.

С целью повышения уровня качества раскрытия указанного вида преступлений необходимо учитывать все аспекты их совершения. В ходе первоначальных мероприятий следует обращать внимание на следующее: место совершения преступлений, время их совершения, социальные «портреты» потерпевших, описания преступников, способы хищения автотранспорта, модели похищенных автотранспортных средств, места сбыта, отстоя и разборки автотранспорта [9, с. 24].

Полный анализ окружающей обстановки на месте происшествия позволит сотрудникам ОВД эффективнее проводить следственно-оперативные мероприятия по раскрытию преступлений.

Исходя из вышесказанного, необходимо обратить внимание на внедрение имеющихся знаний о кражах автотранспорта («дорогостоев»), совершенных организованными преступными группами, в практическую деятельность ОВД, поскольку от знаний и понимания структуры совершенного преступления зависят правильная постановка версии и последующая успешная работа правоохранительных органов по его раскрытию. Данное положение

можно реализовать посредством проведения учебных занятий с изложением практического материала для ключевых подразделений ОВД, осуществляющих раскрытие, расследование уголовных, а также сбор и анализ вещественных доказательств (следственные подразделения, уголовный розыск, экспертно-криминалистические отделы).

Библиографический список

1. Статистика угонов в России URL: https://www. ugona.net/articles/stat.html (дата обращения: 14.12.2019).

2. Грибунов О. П. Использование специальных знаний в раскрытии краж автотранспортных средств // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. № 3 (90). С. 125-132. DOI: http://doi. org/10.24411/2312-3184-2019-00036.

3. Тулиглович М. А. Особенности квалификации тайного хищения чужого имущества, совершенного путем проникновения // Российский следователь. 2011. № 15. С. 32-35. URL: https://yandex.ru/turbo/s/wiselawyer. ru/poleznoe/53793-osobennosti-kvalifikacii-tajnogo-khishheniya-chuzhogo-imushhestva-sovershennogo.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (с послед, изм. и доп.), п. А ч. 4 ст. 158. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_10699.

5. Грибунов О. П. Раскрытие краж автотранспорта: организационно-тактические и технико-криминалистические аспекты // Научный дайджест ВосточноСибирского института МВД России. 2019. № 1 (1). С. 55-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42349649.

6. Герега-Филиппович В. За кражу номеров -уголовная ответственность // На страже. 2015. С. 75-78.

7. Адамян Р. Э. Особенности предупреждения тайного хищения автотранспорта в мегаполисах Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4. С. 108-110. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-preduprezhdeniya-taynogo-hischeniya-avtotransporta-v-megapolisah-rossiyskoy-federatsii.

8. Грибунов О. П. Взаимодействие следователя с органами и должностными лицами при раскрытии и расследовании краж автотранспортных средств // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 3 (11). С. 24-29. DOI: http://doi.org/10.24411/2587-9820-2019-00017.

9. Горбунов А. Н. Основные направления деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по раскрытию краж и угонов транспортных средств // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 4. С. 24-26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osnovnye-napravleniya-deyatelnosti-operativnyh-podrazdeleniy-organov-vnutrennih-del-po-raskrytiyu-krazh-i-ugonov-transportnyh-sredstv.

References

1. Statistika ugonov v Rossii [Statistics of hijackings in Russia]. Available at: https://www.ugona.net/articles/stat. html (accessed 14.12.2019) [in Russian].

2. Grybunov O. P. Ispol'zovanie spetsial'nykh znaniy v raskrytii krazh avtotransportnykh sredstv [Use of special

knowledge in the disclosure of the theft of motor vehicles]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation], 2019, no. 3 (90), pp. 125-132. DOI: http://doi.org/10.24411/2312-3184-2019-00036 [in Russian].

3. Tuliglovich M. A. Osobennosti kvalifikatsii taynogo khishcheniya chuzhogo imushchestva, sovershennogo putem proniknoveniya [Peculiarities of qualification of secret stealing of someone else's property committed by the way of penetration]. Rossiyskiy sledovatel' [Russian Investigator], 2011, no. 15, pp. 32-35. Available at: https://yandex.ru/turbo/s/wiselawyer.ru/poleznoe/53793-osobennosti-kvalifikacii-tajnogo-khishheniya-chuzhogo-imushhestva-sovershennogo [in Russian].

4. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13.06.1996 g. № 63-FZ (s posled, izm. i dop.) [Criminal Code of the Russian Federation tt° 63-FZ dated 13.06.1996 as amended and supplemented). SPS «Konsul'tant Plyus» p. A ch. 4 st. 158. [Legal Reference System "Consultant Plus" section A, part 4 of Article 158. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 10699 [in Russian].

5. Gribunov O. P. Raskrytie krazh avtotransporta: organizatsionno-takticheskie i tekhniko—kriminalisticheskie aspekty [Disclosure of vehicle thefts: organizational, tactical and technical and forensic aspects]. Nauchnyy daydzhest Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii [Scientific Digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation], 2019, no. 1 (1), pp. 55-58. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=42349649 [in Russian].

6. Gerega-Filippovich V Za krazhu nomerov -ugolovnaya otvetstvennost' [For theft of numbers - criminal responsibility]. Na strazhe [On guard], 2015, pp. 75-78 [in Russian].

7. Adamyan R. E. Osobennosti preduprezhdeniya taynogo khishcheniya avtotransporta v megapolisakh Rossiyskoy Federatsii [Features warning the secret theft of vehicles in the metropolis of the Russian Federation]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, Social-economic and Social Sciences], 2015, no. 4, pp. 108-110. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-preduprezhdeniya-taynogo-hischeniya-avtotransporta-v-megapolisah-rossiyskoy-federatsii [in Russian].

8. Gribunov O. P. Vzaimodeystvie sledovatelya s organami i dolzhnostnymi litsami pri raskrytii i rassledovanii krazh avtotransportnykh sredstv [Interaction of the investigator with authorities and officials during the disclosure and investigation of the theft of motor vehicles]. Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra [Criminalistics: yesterday, today, tomorrow], 2019, no. 3 (11), pp. 24-29. DOI: http://doi.org/10.24411/2587-9820-2019-00017 [in Russian].

9. Gorbunov A. N. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti operativnykh podrazdeleniy organov vnutrennikh delpo raskrytiyu krazh i ugonov transportnykh sredstv [Main directions of activity of operational divisions of internal affairs bodies on disclosure of theft and hijack of vehicles]. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of Krasnodar University of Russian MIA], 2015, no. 4, pp. 24-26. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/osnovnye-napravleniya-deyatelnosti-operativnyh-podrazdeleniy-organov-vnutrennih-del-po-raskrytiyu-krazh-i-ugonov-transportnyh-sredstv [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.