Научная статья на тему 'Тактическая подготовка гандболистов, с применением экспериментальной методики основанной на работе в тренировочных двойках'

Тактическая подготовка гандболистов, с применением экспериментальной методики основанной на работе в тренировочных двойках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СЫГРАННОСТЬ ИГРОКОВ / TACTICAL TRAINING / EFFECTIVE INTERACTION / TEAMWORK OF PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таха Сули, Жийяр Марина Владимировна

В данной статье описан процесс тактической подготовки гандболистов, осуществленный с применением экспериментальной методики, основанной на работе в тренировочных двойках. На основании проведенных экспериментальных исследований авторы выполнили анализ полученных результатов и сформировали выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таха Сули, Жийяр Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tactical training of handball players by using experimental methodology based on work in training couples

The process of tactical training of the handball players carried out by using the experimental methodology based on work in training couples is described in the article. On the basis of the conducted researches, the authors have analyzed the results and drawn the conclusions

Текст научной работы на тему «Тактическая подготовка гандболистов, с применением экспериментальной методики основанной на работе в тренировочных двойках»

Используемый методический подход основанные на учёте типологических особенностей технико-тактических действий футболистов различных амплуа позволяет определить структуру технической подготовки правого защитника, центрального полузащитника, левого нападающего и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Золотарев, А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе : дис. ... д-ра пед. наук / Золотарев А.П. - Краснодар, 1997. - 444 с.

2. Процесс индивидуализации технико-тактических действий юных футболистов 12-13 лет на основе соревновательной деятельности / Е.А. Масловский, А.Н. Яковлев, А.П. Саскевич, К.Л. Со-болевски, В.И. Стадник // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115).

- С. 92-97.

3. Савченко, О.Г. Характеристика показателей технико-тактических действий в футболе и их зависимость от различных факторов подготовленности футболистов / О.Г. Савченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 231-233.

4. Суворов, В.В. Индивидуально-типологические показатели технико-тактических действий футболистов 8-11 лет / В.В. Суворов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2008.

- № 4. - С. 15-19.

5. Шестаков, М.М. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса в командных спортивных играх : дис. ... д-ра пед. наук / Шестаков М.М. - М., 1992. - 509 с.

REFERENCES

1. Zolotarev, A.P. (1997), Structure and content of long-term preparation of the sports reserve in football, dissertation, Krasnodar.

2. Maslovsky, E.A., Yakovlev, A.N., Saskevich, A.P., Sobolewski, K.L. and Stadnik, V.I. (2014), "Process of individuation of the technical and tactical actions of young football players aged 12-13 years based on the competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2014, No. 9 (115), pp. 92-97.

3. Savchenko, O.G. (2018), "Indicators of technical-tactic actions in football and their dependence on various factors of the fitness of players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (161), pp. 231-233.

4. Suvorov, V.V. (2008), "Individual-typological parameters of technical-tactical actions of football players aged 8-11", Physical Education, Sport - Science and Practice, 2008, No. 4, pp. 15-19.

5. Shestakov, M.M. (1992), Individualization of educational and training process in team sports, dissertation, Moscow.

Контактная информация: vvsfoot@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 27.09.2019

УДК 796.322

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГАНДБОЛИСТОВ, С ПРИМЕНЕНИЕМ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОСНОВАННОЙ НА РАБОТЕ В ТРЕНИРОВОЧНЫХ ДВОЙКАХ

Сули Таха, аспирант, Марина Владимировна Жийяр, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма, Москва

Аннотация

В данной статье описан процесс тактической подготовки гандболистов, осуществленный с применением экспериментальной методики, основанной на работе в тренировочных двойках. На основании проведенных экспериментальных исследований авторы выполнили анализ полученных результатов и сформировали выводы.

Ключевые слова: тактическая подготовка, эффективность взаимодействия, сыгранность игроков.

TACTICAL TRAINING OF HANDBALL PLAYERS BY USING EXPERIMENTAL METHODOLOGY BASED ON WORK IN TRAINING COUPLES

Souli Taha, the post-graduate student,

Marina Vladimirovna Gillard, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer,

Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The process of tactical training of the handball players carried out by using the experimental methodology based on work in training couples is described in the article. On the basis of the conducted researches, the authors have analyzed the results and drawn the conclusions.

Keywords: tactical training, effective interaction, teamwork of players.

В поисках новых путей и возможностей для дальнейшего совершенствования тактической подготовки гандболистов мы решили провести экспериментальные исследования, направленные на изучение вопросов влияния верной расстановки игроков и формирования правильной тренировочной группы на эффективность тактической подготовки. Мы предположили, что слишком высокая разница между игроками как в тактическом мастерстве, так и в их психологических особенностях является отрицательным фактором, негативно сказывающемся на игроках, и на процессе их тактической подготовки. Не высокая разница между игроками по данным параметрам является положительным фактором, способствующим развитию игроков и повышению их тактического мастерства в процессе тактической подготовки. Для подтверждения либо опровержения данных предположений мы отобрали несколько комбинации, на основе которых проводили тактическую тренировку игроков в тренировочных двойках.

Основной нашей задачей, которую мы перед собой поставили перед началом эксперимента, было приблизить уровень «слабых» игроков к «средним», а «средних» к «сильным». Согласно нашей экспериментальной методики и поставленной задачи мы сформировали тренировочные двойки игроков, по принципу: «сильный-сильный», «сильный-средний» и «средний-слабый» (рисунок 1).

Рисунок 1 - Схема формирования тренировочных двоек игроков исходя из деления игроков на группы: С -

«сильных», Ср - «средних» и С - «слабых».

В сформированных тренировочных двойках игроки в течение полутора месяца совместно отрабатывать подготовленные тактические задачи в процессе тренировочных занятий по тактической подготовке. Тактические задачи, были составлены нами таким образом, чтобы в процессе их решения у игроков возникало реальное взаимодействие максимально приближенное к игровому. При этом решить данные тактические задачи, возможно, было только на условиях согласованности в оценке игровой ситуации, взаимопонимании партнеров и верном прогнозировании действий друг друга.

Первая тактическая задача была сформирована нами на основе использования комбинации с внешним скрестным взаимодействием двух игроков. В эксперименте мы использовали два варианта данной комбинации. Первый вариант, предполагал инициативу начала ее исполнения игроком с мячом, рисунок 2. Второй вариант, предполагал инициативу начала ее исполнения игроком без мяча, рисунок 3.

С С С Ср Ср Сл

Рисунок 2 - Внешнее скрестное взаимодействие Рисунок 3 - Внешнее скрестное взаимодействие

игроков в сформированных двойках. Комбинацию игроков в сформированных двойках. Комбинацию начинает игрок с мячом начинает игрок без мяча

Рисунок 4 - Внешний заслон, без ухода Рисунок 5 - Внешний заслон, без ухода

осуществляемый двумя игроками в сформированных осуществляемый двумя игроками в сформированных двойках. Комбинацию начинает игрок с мячом двойках. Комбинацию начинает игрок без мяча

О - игроки противника; д - игрок без мяча; д - игрок с мячом

Вторая тактическая задача была сформированная нами на основе комбинации с использованием внешних заслонов без ухода. Первый вариант данной тактической комбинации предполагал начало инициативы ее осуществления игроком с мячом, рисунок 4. Второй вариант данной тактической комбинации предполагал начало инициативы ее осуществления игроком без мяча, рисунок 5.

В процессе тактических занятий, при выполнении тактических задач игроки в сформированных нами тренировочных двойках менялись ролями, каждый игрок отрабатывал роль игрока с мячом и без мяча.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для учета достижений игроков и проверки эффективности нашей экспериментальной методики при работе гандболистов в тренировочных двойках мы использовании методику педагогического наблюдения на основе учета ошибок, во взаимодействии предложенную Травиной А.П.

В качестве исходных данных, были применены данные, полученные в первый день эксперимента при работе гандболистов в тренировочных двойках (таблица 1).

Таблица 1 - Исходные данные, полученные в первый день эксперимента при работе гандболистов в двойках_

№ Двойки Показатели

Количество задач (повторов) Количество ошибок Эффективность взаимодействий Типы ошибок (% от общего числа)

1тип 2тип 3тип

1 «сильный-сильный» 8 2 0,75 50 50 0

2 «сильный-средний» 8 2 0,75 50 0 50

3 «сильный-средний» 8 3 0,63 66,67 0 33,33

4 «сильный-средний» 8 3 0,63 33,33 33,33 33,34

Показатели

№ Двойки Количество задач (повторов) Количество ошибок Эффективность Типы ошибок (% от общего числа)

1тип 2тип 3тип

5 «сильный-средний» 8 3 0,63 66,67 0 33,33

6 «сильный-средний» 8 3 0,63 66,67 33,33 0

7 «сильный-средний» 8 4 0,5 50 25 25

8 «сильный-средний» 8 4 0,5 50 50 0

9 «сильный-средний» 8 4 0,5 75 0 25

10 «сильный-средний» 8 5 0,38 60 20 20

11 «средний-слабый» 8 4 0,5 50 25 25

12 «средний-слабый» 8 5 0,38 40 0 60

13 «средний-слабый» 8 6 0,25 50 16,67 33,33

14 «средний-слабый» 8 6 0,25 33,33 33,33 33,34

По истечении полутора месяца тренировок в сформированных тренировочных двойках, были получены следующие результаты (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты, полученные по истечении полутора месяца тренировок в сформированных тренировочных двойках_

Показатели

№ Двойки Количество задач (повторов) Количество ошибок Эффективность Типы ошибок (% от общего числа)

1тип 2тип 3тип

1 «сильный-сильный» 8 1 0,88 0 100 0

2 «сильный-средний» 8 1 0,88 100 0 0

3 «сильный-средний» 8 1 0,88 0 0 100

4 «сильный-средний» 8 1 0,88 100 0 0

5 «сильный-средний» 8 2 0,75 50 0 50

6 «сильный-средний» 8 2 0,75 50 50 0

7 «сильный-средний» 8 2 0,75 50 0 50

8 «сильный-средний» 8 2 0,75 50 50 0

9 «сильный-средний» 8 3 0,63 66,67 33,33 0

10 «сильный-средний» 8 3 0,63 66,67 33,33 0

11 «средний-слабый» 8 2 0,75 50 50 0

12 «средний-слабый» 8 3 0,63 33,33 33,33 33,34

13 «средний-слабый» 8 3 0,63 66,67 0 33,33

14 «средний-слабый» 8 4 0,5 25 25 50

Наименьшее количество тактических ошибок было допущено гандболистами в двойках «сильный-сильный» и «сильный-средний». Эффективность взаимодействия у гандболистов была выше в этих тренировочных двойках, чем в двойках «средний-слабый». В тренировочных двойках «сильный-сильный» наблюдалась положительная динамика повышения эффективности взаимодействий игроков с 0,75 до 0,88 за счет сокращения количества ошибок на 50%. Аналогичная динамика наблюдалась и в двойках «сильный-средний» в них в среднем произошло повышение эффективности взаимодействий между игроками с 0,59 до 0,77 за счет сокращения количества ошибок в среднем на 45,16%. Ниже эффективность взаимодействия была в двойках «средний-слабый». В этих двойках гандболистами было допущено самое большое количество ошибок при решении поставленных тактических задач. В тоже время, в данных двойках наблюдалась наиболее высокая положительная динамика изменения эффективности взаимодействий между игроками с 0,35 до 0,63 за счет сокращения количества допускаемых ошибок в среднем на 57,14%. Основными драйверами положительных изменений в эффективности взаимодействий гандболистов в тренировочных двойках было: повышение сыгранности гандболистов, повышение согласованности в оценке игровой ситуации, повышение взаимопонимания партнеров и более точное прогнозирование действий друг друга. Важно заметить, что показатель эффективности взаимодействия гандболистов во всех двойках имел положительную дина-

мику от 0,13 до 0,28. При этом максимальное значение было получено именно в тренировочных двойках «средний-слабый».

ВЫВОДЫ

Тактическая подготовка гандболистов, осуществленная с применением разработанной нами экспериментальной методики, способствовала: повышению эффективности игрового взаимодействия игроков разного уровня, повышению их сыгранности, улучшению взаимопонимания между игроками, повышению согласованности их действий и прогнозов игровой ситуации и действий друг друга. За счет этого удалось достичь общего сокращения количества допускаемых игроками ошибок в процессе взаимодействия. Разработанная нами методика позволила сблизить уровень тактического мастерства гандболистов в процессе их тренировок в двойках. Так уровень более «слабых» игроков приблизился к уровню более «сильных», за счет того, что более «слабые» игроки тренировались в двойках с более сильным партнером. В целом, команда гандболистов после проведения эксперимента стала более однородна по уровню тактического мастерства, повысилась согласованность и эффективность тактических взаимодействий, игроки стали лучше понимать друг друга, что позволило сократить количество допускаемых ошибок в игровом взаимодействии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айрапетянц, Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Айрапетянц Л.Р.

- М., 1992. - 41 с.

2. Ванаев, Г.В. Влияние свойств личности спортсменов на их деятельность / Г.В. Ванаев, Н.А. Худадов, О.П. Фролов // Психология спортивной деятельности / под ред. А.В. Родионова. - М., 1977. - С. 32-36.

3. Голомазов, С.В. Психологические особенности организации точностных движений в играх / С.В. Голомазов // Психолого-педагогические проблемы спортивных игр / под ред. А.А. Родионова. - М., 1989. - С. 50-53.

4. Евланов, Л.Г. Принятие решений в условиях неопределенности : учебное пособие / Л.Г. Евланов. - М. : [б.и.], 1976. - 135 с.

5. Ивахин, Е.И. Мышление и ориентировка в спортивных играх : методические рекомендации (гандбол) / Е.И. Ивахин. - Киев : [б.и.], 1971. - 93 с.

6. Маслов, О.Р. Тактическая подготовка в командных игровых видах спорта - психологические подходы к формированию тактического мышления / О.Р. Маслов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия : Образование и педагогические науки. - 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- № 613. - С. 178-184.

REFERENCES

1. Ayrapetyants, L.R. (1992), Pedagogical basis of planning and control of competitive and training activities in sports games, dissertation, Moscow.

2. Vanaev, G.V., Khudadov, N.A. and Frolov, O.P. (1977), "Influence of the personality properties of athletes on their activity", Psychology of sports activity. Ed. Rodionov A.V., Moscow, pp. 32-36.

3. Golomazov, S.V. (1989), "The psychological features of the organization of precise movements in games", Psychological and pedagogical problems of sports games, Ed. Rodionov A.A., VNIIFK, Moscow, pp. 50-53.

4. Evlanov, L.G. (1976), Making decisions under uncertainty, Moscow.

5. Ivakhin, E.I. (1971), Thinking and orientation in sports games, Method. recommendations (handball), Kyiv.

6. Maslov, O.R. (2011), "Tactical training in team game sports - psychological approaches to the formation of tactical thinking", Bulletin of the Moscow State Linguistic University, Education and pedagogical sciences, No. 613, pp. 178-184.

Контактная информация: freemadou4@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.