Научная статья на тему 'Психологические особенности выбора тактических решений гандболистами высокой квалификации'

Психологические особенности выбора тактических решений гандболистами высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫБОР ТАКТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ / ГАНДБОЛИСТЫ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / TACTICAL TRAINING / CHOICE OF TACTICAL DECISION / HIGHLY QUALIFIED HANDBALL PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таха Сули, Жийяр Марина Владимировна

В данной статье отражены результаты исследований психологических особенностей выбора тактических решений гандболистами высокой квалификации. На основании проведенных экспериментальных исследований авторы выполнили анализ полученных результатов и сформировали выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of choice of tactical decisions by highly qualified handball players

The results of the research on the psychological features of choice of the tactical decisions by the highly qualified handball players are described in the article. On the basis of the conducted experimental researches, the authors have analyzed the results and drawn the conclusions.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности выбора тактических решений гандболистами высокой квалификации»

293-300.

3. Kavoura, A., Kokkonen, M., Chroni, C. and Ryba, A. (2018). "Some women are born fighters": Discursive constructions of a fighter's identity by female Finnish judo athletes", Sex Roles, Vol. 79 (3-4), pp. 239-252, DOI: 10.1007/s11199-017-0869-1.

4. Kovalev, V., Osipov, A., Sadyrin, S. and Nagovitsyn, R. (2019), "Analysis of motivational aspects of female martial artists in view of their psychological gender", Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury, No. 10, pp. 101.

5. Osipov, A., Kudryavtsev, M., Fedorova, P., Serzhanova, Z., Struchkov, V., et al. (2017), "Comparative analysis of the scientific views of Russian and foreign scientists on the problem of training skilled judo wrestlers", Journal of Physical Education and Sport, No. 17 (1), pp. 288-293, D0I:10.7752/jpes.2017.01043.

6. Schinke R., GeY., Petersen B., Blodgett A., et al. (2019). "Building a national team context based upon the identity challenges and intervention strategies of elite female boxers in their home training environments", Journal of Sport psychology in Action, No. 10 (2), pp. 94-105, D0I:10.1080/21520704.2018.1543221.

Контактная информация: Ale44132272@ya.ru

Статья поступила в редакцию 07.10.2019

УДК 159.9: 796.322

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ТАКТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ГАНДБОЛИСТАМИ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Сули Таха, аспирант Марина Владимировна Жийяр, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма, Москва

Аннотация

В данной статье отражены результаты исследований психологических особенностей выбора тактических решений гандболистами высокой квалификации. На основании проведенных экспериментальных исследований авторы выполнили анализ полученных результатов и сформировали выводы.

Ключевые слова: тактическая подготовка, выбор тактического решения, гандболисты высокой квалификации.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHOICE OF TACTICAL DECISIONS BY HIGHLY QUALIFIED HANDBALL PLAYERS

Souli Taha, the post-graduate student Marina Vladimirovna Gillard, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The results of the research on the psychological features of choice of the tactical decisions by the highly qualified handball players are described in the article. On the basis of the conducted experimental researches, the authors have analyzed the results and drawn the conclusions.

Keywords: tactical training, choice of tactical decision, highly qualified handball players.

Выбор тактических решений гандболистами высокой квалификации неразрывно связан с широким спектром различных психологических особенностей свойственных личности игроков. Исследование данных особенностей с педагогической точки зрения, мы провели экспериментальным путем с применением нескольких опросных методик. В исследовании приняли участие 28-мь гандболистов высокой квалификации. В данной статье мы изложили результаты применения двух опросных методик, а именно: методики определения доминирующего типа восприятия информации (Определение доминирующей

перцептивной модальности по С. Ефремцевой) и методики определения типа мышления на основе использования опросника «Ваш стиль обучения и мышления» (Your Style of Learning and Thinking, SOLAT).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первая методика, разработанная С. Ефремцевой, позволила нам установить, что у большей части испытуемых гандболистов высокой квалификации доминирует кинестетический канал восприятия информации (46,43% респондентов) и аудиальный (39,29% респондентов). Визуальный канал восприятия информации был свойственен только 14,28% респондентам. Графически данные результаты отражены на рисунке 1.

-13

11

4

Визуальный Аудиальный Кинестетический

Рисунок 1 - Результаты применения методики определения доминирующего типа восприятия информации (Определение доминирующей перцептивной модальности по С. Ефремцевой)

Преобладание кинестетического и аудиального канала восприятия информации у гандболистов высокой квалификации может теоретически объясняться влиянием и характером их многолетней профессиональной спортивной деятельности (гандбол). Для гандбола в целом и в частности для процесса тактической подготовки гандболистов высокой квалификации характерным является активная работа с мячом, высокая двигательная активность, высокая степень контактного взаимодействия, большое количество внешних сигналов аудиального характера (команды и установки тренера, сигналы судьи, сигналы партнеров по команде и противников, и прочие). В результате у гандболистов высокой квалификации тактильный способ получения информации, как и аудиальный, являются преобладающими. Визуальный канал восприятия информации, безусловно, также играет одну из важных ролей в процессе тактической подготовки и тактической деятельности гандболистов высокой квалификации, но все, же скорее он носит несколько второстепенный характер из-за сложности восприятия и анализа игроком внешней быстро меняющейся игровой либо тренировочной ситуации. Большой информационный поток быстро изменяющейся внешней информации, относительно расположения и изменения позиции движущихся объектов (игроков), движения мяча, смены игровых ситуаций (игра в защите/игра в нападении), трудность предсказуемости будущих изменений делает внешнюю информацию сложной для восприятия и анализа. Таким образом, полагаем, что в процессе выбора тактических решений у гандболистов высокой квалификации задействована индивидуальная система восприятия информации на основе выбора наиболее удобного и информативного канала восприятия внешней информации. Чаще всего данным сенсорным каналом для них выступают кинестетический и аудиальный каналы восприятия внешней информации в виду их более частого практического применения, а также вследствие того, что они более легки и удобны для быстрого восприятия и понимания, нежели чем внешние сигналы и изменения. Данное предположение носит пока гипотетический характер, так как без сомнения нуждается в более глубоком целенаправленном изучении и проработке данного вопроса.

Методика Элиса Пола Торренса, позволила нам исследовать тип мышления гандболистов высокой квалификации. Результаты проведенного исследования, показали,

что гандболисты высокой квалификации в подавляющем большинстве (85,71% респондентов) одинаково используют оба полушария и вследствие этого у них преобладает интегрированный тип мышления. Графически данные результаты отражены на рисунке 2.

24

2 2

Интегрированный тип мышления ■ Правополушарный тип мышления

Левополушарный тип мышления

Рисунок 2 - Результаты методики определения типа мышления на основе использования опросника «Ваш стиль обучения и мышления» (Your Style of Learning and Thinking, SOLAT)

При этом по методике Э.П. Торренса интегрированный тип мышления, в случае, если испытуемый имеет примерно одинаковое количество ответов (+/- 3 ответа) характеризуемых как интегрированный тип мышления и

правополушарный/левополушарный тип мышления, то в сложных ситуациях и условиях выбора решения у испытуемого все же преобладает правополушарный, либо левополушарный тип мышления. Тактическая подготовка гандболистов высокой квалификации, а также их последующая тактическая деятельность в ходе тренировочных либо игровых ситуаций протекает в сложных условиях, требующих от игроков максимальной умственной, физической и психологической концентрации. Выбор того или иного тактического решения осложняется высокой динамичностью игровой ситуации, трудной предсказуемостью из-за высокой доли неопределенности, конфликтностью (интересов противоборствующих команд), сложностью среды, а также высоким стрессом и эмоциональным напряжением испытываемым каждым игроком. Таким образом, можно полагать, что выбор подавляющего большинства тактических решений, осуществляемый гандболистами высокой квалификации, в процессе тактической деятельности и, в частности, в процессе тактической подготовки является сложным в силу воздействия и взаимодействия различных внешних и внутренних факторов. Исходя из этой посылки, первично обработанные нами результаты исследования, были переработаны нами снова, вследствие чего мы получили уточненные данные, где: интегрированный тип мышления был свойственен (39,29% респондентов), правополушарный тип мышления был свойственен (25% респондентов), левополушарный тип мышления (35,71% респондентов). Графически уточненные результаты отражены на рисунке 3.

Интегрированный тип мышления ■ Правополушарный тип мышления

Левополушарный тип мышления

Рисунок 3 - Уточненные результаты методики определения типа мышления на основе использования опросника «Ваш стиль обучения и мышления» (Your Style of Learning and Thinking, SOLAT)

Уточненные результаты исследования, типа мышления гандболистов высокой

квалификации показывают, что им наиболее свойственен интегрирований тип мышления (39,29% респондентов) и левополушарный (35,71% респондентов). Можно полагать, что под влиянием широкого спектра вариантов и видов тактической деятельности гандболистов высокой квалификации, а так же масштабности и разносторонности процесса их тактической подготовки, у них в процессе выбора тактических решений одинаково сильно задействованы оба полушария головного мозга. При этом, считаем важным заметить, что левополушарный тип мышления отвечающий за анализ и логику является более характерным типом мышления для гандболистов высокой квалификации нежели, чем правополушарный тип мышления отвечающий за интуицию, пространственное восприятие и творческие способности. Безусловно, данное предположение носит пока гипотетический характер, так как нуждается в более детальном, глубоком и целенаправленном исследовании, но все, же мы хотим обратить внимание на выявленную нами особенность в типе мышления гандболистов высокой квалификации.

ВЫВОДЫ

Сложность выбора тактического решения, как и сложность самого процесса тактической подготовки и тактической деятельности гандболистов высокой квалификации, как нам представляется, является одним из основополагающих факторов способствующих развитию у гандболистов высокой квалификации некоторых психологических особенностей как-то:

- преобладание кинестетического и аудиального канала восприятия информации, как преимущественного способа получения информации гандболистами высокой квалификации;

- высокая доля интегрированного типа мышления, необходимого для эффективной работы в сложных условиях динамичной внешней среды свойственной гандболу при сложности самого процесса выбора тактического решения;

- высокой доле левополушарного типа мышления, отвечающего за анализ и логику, что в условиях высокой неопределенности и динамичности позволяет гандболистам высокой квалификации выбирать наиболее оптимальные тактические решения для сложившейся игровой ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айрапетянц, Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Айрапетянц Л.Р.

- М., 1992. - 41 с.

2. Ванаев, Г.В. Влияние свойств личности спортсменов на их деятельность / Г.В. Ванаев, Н.А. Худадов, О.П. Фролов // Психология спортивной деятельности. - М., 1977. - С. 32-36.

3. Голомазов, С.В. Психологические особенности организации точностных движений в играх / С.В. Голомазов // Психолого-педагогические проблемы спортивных игр. - М., 1989. - С. 50-53.

4. Евланов, Л.Г. Принятие решений в условиях неопределенности / Л.Г. Евланов ; Ин-т управления нар. хоз-вом. - М. : [б.и.], 1976. - 135 с.

5. Ивахин, Е.И. Мышление и ориентировка в спортивных играх : методические рекомендации (гандбол) / Е.И. Ивахнин. - Киев : Здоровье, 1971. - 93 с.

6. Кини, Р. Л. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения / Р. Л. Кини, Х. Райфа. - М. : Радио и связь, 1981. - 560 с.

7. Маслов, О.Р. Тактическая подготовка в командных игровых видах спорта - психологические подходы к формированию тактического мышления / О.Р. Маслов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия : Образование и педагогические науки. - 2011.

- № 613. - С. 178-184.

8. Плаус, С. Психология оценки и принятия решений / С. Плаус. - М. : Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. - 368 с.

9. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 111 с.

REFERENCES

1. Ayrapetyants L.R. (1992), Pedagogical basis ofplanning and control of competitive and training activities in sports games, dissertation, Moscow.

2. Vanaev, G.V., Khudadov, N.A. and Frolov, O.P. (1977), "Influence of the personality properties of athletes on their activity", Psychology of sports activity, Moscow, pp. 32-36.

3. Golomazov, S.V. (1989), "The psychological features of the organization of precise movements in games", Psychological and pedagogical problems of sports games, VNIIFK, Moscow, pp. 50-53.

4. Evlanov, L.G. (1976), Making decisions under uncertainty, Institute of National Management, Moscow.

5. Ivakhin E.I. (1971), Thinking and orientation in sports games, Method, recommendations (handball), Zdorovie, Kiev.

6. Kini, R.L. and Rajfa, H. (1981), Decision-making in many criteria: preferences and substitution, Radio and communications, Moscow.

7. Maslov, O.R. (2011), "Tactical training in team game sports - psychological approaches to the formation of tactical thinking", Bulletin of the Moscow State Linguistic University, Education and pedagogical sciences, No. 613, pp. 178-184.

8. Plous, S. (1998), The Psychology of Judgment and Decision Making, Information and Publishing House "Filin", Moscow.

9. Rodionov A.V. (1983), The influence ofpsychologicalfactors on athletic performance, Physical education and sport, Moscow.

Контактная информация: freemadou4@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.10.2019

УДК 159:371.051

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИДЕОИГР У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Ксения Игоревна Шишкина, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Валерьевич Кудинов, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Челябинск

Аннотация

Статья посвящена проблеме зависимости младших школьников от компьютерных видеоигр. Показаны факторы, привлекающее потенциального аддикта к видеоигре, и последствия такой зависимости от видеоигр, приводящие к нарушениям познавательной и эмоциональной сфер личности. В динамике представлены последовательные стадии формирования зависимости от компьютерных игр (легкой увлеченности, увлеченности, зависимости и привязанности). Описаны виды профилактической работы, осуществляемые в образовательной организации в отношении пристрастия младших школьников к видеоиграм. Приведены результаты исследования, проведенного по методике Т. Такера среди 260 учеников третьих классов г. Челябинска.

Ключевые слова: видеоигры, зависимость, профилактика зависимости, младшие школьники.

DEPENDENCE ON COMPUTER VIDEO GAMES AT PRIMARY SCHOOL

CHILDREN

Kseniya Igorevna Shishkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Valeryevich Kudinov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article is devoted to the problem of the dependence of primary school children on computer video games. The factors that attract a potential addict to a video game, and the consequences of such

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.