МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070
вопросам поддержки таких предприятий.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"//СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.
2. Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. "Инновационная Россия -2020" разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 г. в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ по итогам заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, состоявшегося 3 марта 2010г.
3. Гармаева Э.Д. Роль субъектов малого бизнеса в современной экономике России//Россия в условиях экономических и политических ограничений: от вызовов к возможностям: сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции молодых ученных Санкт-Петербургского экономического университета. 18-19 декабря 2014г./под ред. Проректора по научной работе д-ра экон. наук, проф. А. Е. Карлика. -СПб.: изд-во СПбГЭУ, 2014. -265 с.
4. Селищева Т.А., Сизяков В.М., Бажин В.Ю., Власов А.А. Роль государства в области инновационной деятельности//Металлург. Научно-технический и производственный журнал. -2014. -№ 1. -С. 4-9.
5. Суханова О.С., Кобозева Е.М. Инновационное развитие российских предприятий/Проблемы развития современной экономики в условиях глобальных вызовов и трансформации экономического пространства. Материалы Международной научно -практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 -х томах. Главный редактор А.И. Клименко. -2015. -С. 103 -106.
6. Удальцова Н.Л., Пиримова Л.С., Трубкина Я.Е.Современные проблемы национальной инновационной системы//Креативная экономика. - 2013. - № 6 (78). - С. 40-44.
7. Удальцова Н.Л. Инновации в России: проблемы и перспективы//Стратегии бизнеса. - 2013. - № 1. - С. 6-9.
8. Попадюк Т.Г., Удальцова Н.Л. Движущие силы и необходимые условия активизации инновационных процессов в России// В книге: Инновационное развитие России: проблемы и решения Абдикеев Н.М., Бобылев Г.В., Богачев Д.Ю., Богачев Ю.С., Гончаренко Л.И., Гостева Н.А., Красавина Л.Н., Лахметкина Н.И., Павлова Л.П., Попадюк Т.Г., Салин П.Б., Седаш Т.Н., Сетченкова Л.А., Тазихина Т.В., Федотова М.А.под редакцией М.А. Эскиндарова, С.Н. Сильвестрова. Москва, - 2014. - С. 492-508.
© Панина М.Ю., 2016
УДК 330.4
Н.Ф. Панова
старший преподаватель ФГБОУ ВО ОГУ, г. Оренбург, Россия
ТАКСОНОМИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме количественной оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения. Предлагается система показателей эффективности, описывается алгоритм расчета рейтинговых оценок на основе таксономического метода, представляются результаты автоматизированного решения задачи на примере Оренбургской области.
Ключевые слова
Стационарные учреждения, нестационарные учреждения, казенные учреждения, рейтинговая оценка эффективности.
185
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Построение системы мотивации труда и применение различных мотивационных механизмов являются одними из ключевых факторов успеха функционирования как государственных, так и частных учреждений. Одним из методов мотивации персонала является экономический, основанный на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников. При этом система стимулирования должна быть основана на объективной оценке результатов деятельности организации. Как и любые другие предприятия и организации, учреждения социального обслуживания населения должны отразить результаты своей деятельности с помощью системы экономических показателей. Министерство социального развития Оренбургской области обязано осуществлять оценку выполнения целевых показателей эффективности деятельности учреждений, предоставляющих социальные услуги [1, с.5] в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июля 2013 г. N 287 «О методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников». По результатам оценки эффективности учреждений формируется система публичных рейтингов и формируется премиальный фонд.
В данной статье предлагается модифицированная система показателей эффективности деятельности учреждений, а также описывается автоматизированная информационная система, которая накапливает данные о работе каждого учреждения, формирует количественные оценки эффективности работы учреждений, позволяет проводить анализ динамики их развития.
Социальные учреждения в Оренбургской области делятся на три вида: стационарные, нестационарные и казенные учреждения, в настоящее время их области 71. Для каждого типа учреждений существует собственный набор показателей эффективности. Исходными данными для оценки являются ежемесячные отчеты подведомственных Министерства социального развития учреждений. Отчеты представлены в виде файлов Excel утвержденной формы. Регламентированы следующие отчеты:
- отчет о выполнении целевых показателей эффективности;
- отчет об освоении бюджетных средств, выделенных на выполнение государственного задания;
- отчет по штатному расписанию.[3, с. 106, 5 с. 101]
Для оценки эффективности деятельности социальных учреждений с целью последующего распределения ежеквартальных стимулирующих доплат для руководителей учреждений, в системе используется таксономический метод, который определяет так называемое таксономическое расстояние, то есть расстояния между точками многомерного пространства, размерность которого определяется количеством признаков, характеризующих изучаемый объект. Полученные расстояния позволяют определить местоположение каждой конкретной точки относительно других, т.е. сформировать упорядоченную совокупность точек.
Процесс построения таксономического показателя уровня развития начинается с определения элементов матрицы наблюдений. Элементы матрицы могут быть неоднородными, могут значительно разниться единицы их измерения и диапазоны допустимых значений, что затрудняет выполнение некоторых арифметических операций, необходимых для анализа. Поэтому второй этап заключается в стандартизации показателей эффективности деятельности. Следующий этап подразумевает проведение процедуры дифференциации признаков матрицы наблюдений. Все переменные делятся на стимуляторы и дестимуляторы. Если показатель оказывает положительное, стимулирующее влияние на уровень развития объектов, то такой показатель является стимулятором. Признак, который оказывают негативное влияние на объект, называется дестимулятором [2, с.15, 4 с. 83]. Разделение признаков на стимуляторы и дестимуляторы позволяет определить эталон развития, который представляет собой точку с «наилучшими» координатами. Расстояния между отдельными точками-единицами и точкой-эталоном используются при расчете рейтинга каждого объекта, т.е. социального учреждения.
В таблице 1 представлен фрагмент отчета о деятельности нестационарных учреждений.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Таблица 1
Показатели эффективности нестационарных учреждений
Наименование показателя эффективности деятельности учреждения Ед. измерения Стимулятор/ дестимулятор
1. Выполнение государственного задания
Объем выполненного государственного задания % стимулятор
2. Обеспечение комплексной безопасности учреждения и проживающих (пребывающих) в нем граждан
Количество неисполненных в срок предписаний, представлений, предложений или исполненных с нарушением указанных сроков Количество предписаний дестимулятор
3. Оснащенность учреждения помещениями, оборудованием, техническими и иными средствами, необходимыми для качественного оказания социальных услуг
Соответствие созданных в учреждении условий проживания действующим требованиям, в том числе: СанПиНу 2.1.2.2564-09 От 1 до 10 баллов стимулятор
Из таблицы видно, что некоторые показатели являются экспертными оценками. На рисунке 1 представлена экранная форма, которая содержит вычисленные рейтинговые оценки эффективности деятельности стационарных учреждений.
M»JДl!ЦJ5■t■вl!»s|JtU■e|.J.JJ!lJtlJ¡ШJi^JJвLJJJЯ¡ШJi^JJIIilв|.IЯ¡IPL8IliilgЖ-l□lx|
Справочники Входные данные Отчеты Анализ Окно Справка - 0 *
Настройки анализа
12014 ч
11 квартал_1
Тип учреждений: | Стационарные_1
Количество учреждений б выборке: 1 S
Начать анализ
Исходные данные Рейтинг учреждений 1
Место Учреждение Рейтинговая оценка
1 ГАУСО "КЦСОН" В Г. ОРСКЕ 0.3225
2 ГБУСО 'КЦСОН" В ОРЕНБУРГСКОМ РАЙОНЕ 0.2785
3 ГЕУСО 'КЦСОН" В ЮЖНОМ ОКРУГЕ Г. ОРЕНБУРГА 0,24
4 ГАУСО 'КЦСОН" В КВАРКЕНСКОМ РАЙОНЕ 0,2183
5 ГАУСО 'КЦСОН" В Г. НОВОТРОИЦКЕ 0.1374
G ГАУСО 'КЦСОН" В НОВООРСКОМ РАЙОНЕ 0,1314
7 ГБУСО 'БУЗУЛУКСКИЙ ДИПИ" 0,1303
В ГБУСО 'КЦСОН" В ШАРЛЫКСКОМ РАЙОНЕ 0,1784
Э ГБУСО 'КЦСОН" В СЕВЕРНОМ РАЙОНЕ 0,1325
10 ГАУСО 'ОРСКИЙ ДИПИ "НАДЕЖДА" 0,1473
11 ГБУСО 'КЦСОН" В НОВОСЕРГИЕВСКОМ РАЙОНЕ 0,1354
12 ГБУСО 'КЦСОН" В КРАСНОГВАРДЕЙСКОМ РАЙОНЕ 0,1083
13 ГБУСО 'КЦСОН" В АСЕКЕЕВСКОМ РАЙОНЕ 0,1055
14 ГБУСО 'ГЦ "ДОЛГОЛЕТИЕ" 0,1033
15 ГБУСО 'КЦСОН" В БУГУРУСЛАНСКОМ РАЙОНЕ 0,0383
16 ГБУСО 'КЦСОН" В СЕВЕРНОМ ОКРУГЕ Г. ОРЕНБУРГА 0,0825
17 ГАУСО 'КЦСОН" в Тоцком районе 0,0413
18 ГБУСО 'ИМАНГУЛОВСКИЙ СДИПИ" 0,0083
Сформировать отчет
Рисунок 1 -Экранная форма сводного отчета
Чем ближе значение оценки к единице, тем выше эффективность деятельности социального учреждения. Для однозначного определения места каждого учреждения в рейтинге, полученные оценки ранжируются в порядке убывания. Описанная информационная система реализована на языке программирования С#. В системе также формируются дополнительные отчеты:
- сводный отчет показателей эффективности деятельности учреждений;
- отчет по штатным единицам;
- отчеты по освоению бюджетных средств. Список использованной литературы:
1 Российская Федерация. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июля 2013 г. N 287: О методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников.
2 Плюта, В. Сравнительный анализ в таксономических исследованиях: методы таксономии и факторного анализа / В. Плюта, В.М. Жуковская.- М.: Статистика, 1980.-149 с.
3 Тимофеев, Д.Н. Внедрение информационных маркетинговых систем в промышленных компаниях /Тимофеев Д.Н.//Вестник экономической интеграции. 2009. № 1. С. 102-107.
4 Тимофеев, Д.Н. Анализ экономического положения сельского хозяйства оренбургской области /Тимофеев Д.Н.// Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 13 (119). С. 80-84.
5 Тимофеев, Д.Н. О региональном рынке труда как регуляторе спроса и предложения рабочей силы /Тимофеев Д.Н.// Репутациология. 2011. № 5-6. С. 101-103.
6 Тимофеев, Д. Н. Промышленное производство в России: состояние и перспективы развития /Тимофеев Д.Н., Цыпин А.П.// Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68-2). С. 1146-1152.
7 Тимофеев, Д.Н. ai methods in solution to the labor market problems of the Orenburg region /Timofeev D.N. //Международные научные исследования. 2011. № 3-4. С. 93-95.
© Панова Н.Ф., 2016
УДК 338
Р.Г.Пестова
Магистрант
Институт экономики и управления, УГАТУ Г. Уфа, Российская Федерация
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РИСКАМИ
Аннотация
В статье рассматриваются риски компаний, дается определение понятия «риск». Рассматриваются информационные риски как новый тип риска в быстро меняющейся технологической среде, предлагаются мероприятия по управлению IT-рисками.
Ключевые слова
Информационные технологии, риски, IT-риски, управление информационными рисками
На сегодняшний день информационные технологии становятся частью большинства процессов (социальных, экономических, политических), также широко используются во всех направлениях деятельности предприятий, во многом помогая им развиваться. Считается, что сектор информационных технологий - один из лидеров капитализации мировой экономики, локомотив развития национальных экономик, и место каждой страны в новом глобальном мире будет зависеть, в первую очередь, от успехов в развитии инновационных отраслей, в том числе информационных технологий. Также и часть успеха компаний зависит от применения информационных технологий и умения управлять рисками в сфере ИТ-процессов, которое помогает не только предотвратить потери, но и создает новые возможности, в том числе финансовые и операционные преимущества для компании.
Риски присущи любой сфере деятельности человека, также и предприятия всегда сохраняют возможность наступления кризисных явлений и рисков.
В первую очередь дадим определение понятию «риск». В соответствии с определением Оксфордского толкового словаря по бизнесу, риск (risk) - это «возможность понести потери в виде конкретного убытка или ущерба» [1]. Считаем, что риск - это вероятность неполучения или потери ожидаемой прибыли, т.к. долгосрочной целью любого коммерческого предприятия является прибыль.
В быстро меняющейся технологической среде все чаще встает вопрос об управлении ИТ-рисками. ИТ-