Научная статья на тему 'ТАКЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ'

ТАКЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ТАКЕСИКА / РУКОПОЖАТИЕ / ОБЪЯТИЕ / ПОХЛОПЫВАНИЕ ПОЦЕЛУЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Талипов Э.Н.

В данной статье рассматривается один из важнейших компонентов невербальной коммуникации - такесические средства общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТАКЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ»

26. Юшкевич А.П. История математики с древнейших времен до начала XIX столетия, (М., Изд-во Наука, 1970)

27. Borel E. Sur l'interpolation, (C.R. Math. Acad. Sci. Paris. --1897. — Vol. 124. — P. 673-676.)

28. Трынин А.Ю. Приближение непрерывных на отрезке функций с помощью линейных комбинаций синков, Известия высш. уч-ых заведений. Математика., № 3, 72-81, (2016)

29. Kramer H.P. A generalized sampling theorem. J. Math. Phus. 38 (1959), 6872.

30. Zayed A.I. , Hinsen G., Butzer P.L. On Lagrange interpolation and Kramertype sampling theorems associated with Sturm-Liouville problems. SIAM J. Appl. Math. 50, No. 3 (1990), 893-909.

31. Натансон Г.И. Об одном интерполяционном процессе. Учён. записки Ленинград. пед. ин-та. 1958. Т. 166. С.213-219.

32. Трынин А.Ю. Об отсутствии устойчивости интерполирования по собственным функциям задачи Штурма-Лиувилля, Известия высш. уч-ых заведений. Математика., 9(460), 60-73 (2000)

33. Трынин А.Ю. Дифференциальные свойства нулей собственных функций задачи Штурма-Лиувилля, Уфимск. матем. журн., 3:4 (2011), 133-143

34. Трынин А.Ю. Об одной обратной узловой задаче для оператора Штурма-Лиувилля, Уфимск. матем. журн., 5:4 (2013), 116-129

35. Трынин А.Ю. О расходимости интерполяционных процессов Лагранжа по собственным функциям задачи Штурма-Лиувилля, Известия высш. уч-ых заведений. Математика., 11, 74-85 (2010)

36. Трынин А.Ю. Принцип локализации для процессов Лагранжа-Штурма-Лиувилля / А.Ю. Трынин // Математика. Механика. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2006 . — Т. 8 . — С. 137-140.

37. Трынин А.Ю. О необходимых и достаточных условиях равномерной и поточечной сходимости интерполяционных процессов по "взвешенным" многочленам Якоби / А.Ю. Трынин // Математика. Механика. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2011 . — Т. 13 . — С. 96-100.

38. Натансон И.П. Конструктивная теория функций, Гос. изд-во технико-теоретической литературы, Москва, Ленинград, 1949

Талипов Э.Н. аспирант

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ТАКЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Аннотация: В данной статье рассматривается один из важнейших компонентов невербальной коммуникации - такесические средства общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом,

полом, степенью знакомства.

Ключевые слова: невербальное общение, такесика, рукопожатие, объятие, похлопывание поцелуй.

Общение - одна из составляющих нашей жизни. Человек постоянно общается с друзьями, коллегами, членами семьи, любимыми. Главным в общении является не заучивание правил, а владение культурой взаимоотношений, культурой речи, чтобы кратко и точно, выразительно и доходчиво передать собеседнику свою мысль [1; 2].

Принято выделять такие виды межличностного общения, как вербальные (посредством речи), и невербальные. Подробное рассмотрение второго вида общения и является темой данной статьи, в которой я, из всего многообразия невербальной коммуникации, попытаюсь проанализировать лишь одну, но очень важную, составляющую - такесические средства общения.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов - на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 -11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения [3; 4].

Такесика — это учение о контактах общающихся людей, осуществляемых с помощью динамических прикосновений. Они выражаются в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя, поглаживания.

Из всех видов такесических средств наиболее распространено рукопожатие. Оно является необходимым элементом любой встречи и расставания, а его интенсивность и продолжительность могут быть очень информативными.

Обмен рукопожатием - многоговорящий жест, известный с древних времен. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою безоружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие.

Выделяют три основных типа рукопожатия:

У ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, - доминирующее, свидетельствующее о желании главенствовать в общении;

У ладонь, повернутая вверх под ладонью партнера, - покорное, показывающее готовность подчиниться собеседнику;

У ладонь ребром (вертикальное рукопожатие) - позиция равенства

партнеров [5; 6].

Часто используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен и ему можно доверять. Однако жест «перчатка» следует применять к хорошо знакомым людям, т.к. при первом знакомстве он может произвести обратный эффект.

Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека.

Признаком агрессивности является также пожатие несогнутой, прямой рукой. Его главное назначение сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое рукопожатие свидетельствует о том, что человек не уверен в себе [7].

Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе [8; 9; 12].

Таким образом, путем беглого анализа видов и способов невербального общения, можно увидеть, насколько разнообразен мир неречевой коммуникации между людьми, какое количество информации оно несет, и какую ценность предоставляет для собеседников, зачастую благодаря своей природе инстиктивно-подсознательных действий и реакций [10; 11].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. -Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. - 144 с.

2. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

3. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении. - NovaInfo.Ru. 2016. Т.1. № 42. - С. 273. - 278.

4. Игебаева Ф.А, Каюмова А.Ф. Межнациональные различия невербальной коммуникации. В сборнике информационная среда и её особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. Материалы Международной научно-практической конференции. 2012. - С.81- 83.

5. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.

6. Игебаева Ф.А., Сафина Р.Р. Влияние перцептивной стороны делового общения на её эффективность. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы VI международной научно-практической конференции. 2014. С.81 - 82.

7. http://psyera.ru (подраздел Психология активности, статья Вербальные и невербальные средства общения).

8. Скаженик Е.Н. Деловое Общение: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 190 с.

9. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений [Текст]: учебник / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.

10. Игебаева Ф.А. К вопросу о взаимовлиянии демографических процессов на уровне города. Экономика, социология и право. 2015. № 12-2. с. 53-54.

11. Степанова А.Е., Игебаева Ф.А. Трансформация ценностей семьи в обществе. В сборнике: наука и образование: актуальные вопросы модернизации материалы международной научно-практической internet-конференции. 2013. с. 129-131.

12. Igebaeva F.A. Discipline «Interpersonal companionship and communications» in the context of professional éducation. В сборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives 6th International symposium. 2015. С. 69-72.

Тимербаева Р.М. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются самые распространенные барьеры общения. Коммуникативные барьеры - это препятствия на пути к пониманию собеседника. Автор считает, что для преодоления барьеров необходимо проявлять больше внимания к собеседнику и искренний интерес к тому, что вам рассказывают.

Ключевые слова: общение, коммуникативный барьер, умение слушать, восприятие.

В жизни очень много случаев, когда мы остаемся непонятными для окружающих нас людей. Возникает недопонимание, хотя люди в своем кругу общаются на одном языке. Путем общения каждый как передает информацию, так и получает. Огромную роль в общении играют не только слова, но и мимика, жесты, интонация. В деловом общении адекватность восприятия информации между партнерами во многом зависит от наличия или отсутствия специфических коммуникативных барьеров. Что же такое барьеры общения?

Коммуникативные барьеры - это психологические трудности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.