Научная статья на тему 'ТАКЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ'

ТАКЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
327
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ТАКТИЛЬНЫЙ КОНТАКТ / ТАКЕСИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мухаметшина З.

Статья посвящена особенностям такесических средств общения, как одних из основных составляющих «невербалики». Тактильный контакт, т.е. прикосновения, для большинства людей являются наиболее эффективным источником информации общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТАКЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ»

общество оценивает человека и его дела по тому, сколько он зарабатывает» (Doyle, 1983). Другими словами, многие женщины хотят работать (или можно сказать, что им это нужно). К тому же статистические данные свидетельствуют о том, что в нашей стране женщин с высшим и среднем специальным образованием гораздо больше, чем мужчин, а это значит, что, жены в среднем образованнее своих мужей. И, конечно, женщина получает высшее образование вовсе не для того, чтобы в последствие стать дипломированной домохозяйкой, она должна работать, дабы реализовать свои способности и возможности [2, с.34-35].

Таким образом, отвечая на столь актуальный вопрос в наше время, хочется сделать вывод, что занимаясь карьерой не нужно забывать о семье, потому что эти понятия должны быть взаимосвязаны и не препятствовать друг другу. И самое главное нужно придерживаться гармонии и во всем знать меру как в отношениях в семье, так и на работе [5].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Проблема моббинга и профессиональная карьера // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Материалы Международной научно-практической конференции, ТОМ 1, в 2-х томах. Курск, 2011. С.118 -119.

2. Игебаева Ф.А. Профессиональная карьера женщин на фоне «гендерного неравенства» // Современные проблемы мировой науки - 2014. В сборнике: Strategiczne pytania swiatowej nauki - 2014 Materialy X mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014. С. 34-40.

3.http://worknew.info/articles/candidate/vibor_sovremennih_zhenshchyn_karera_ yly_semya_54604.html ;

4.http://www.alegri.ru/karera/rabota-i-semja/karera-ili-semja-dlja-zhenschiny.html

5. http: //www.neuch.ru/referat/180811.html

Мухаметшина З. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ТАКЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Аннотация: Статья посвящена особенностям такесических средств общения, как одних из основных составляющих «невербалики». Тактильный контакт, т.е. прикосновения, для большинства людей являются наиболее эффективным источником информации общения.

Ключевые слова: невербальное общение, коммуникация, тактильный контакт, такесика.

В межличностном общении, принято выделять вербальные (посредством речи), и невербальные средства общения. По мнению Альберта Мейерабиана, передача информации происходит за счёт

вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов - на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 -11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения [1, с.72]. Невербальных средств коммуникации очень много. В данной статье будет рассмотрена одна из важнейших составляющих «невербалики» - тактильные средства общения.

Такесика — это учение о контактах общающихся людей, осуществляемое с помощью прикосновений [2, с.27].

В течение всей своей жизни представители различных культур при общении используют разнообразные виды прикосновений к своим собеседникам. Такая форма общения, так называемый тактильный контакт или, проще говоря, прикосновения, играет немаловажную роль, и по сей день, Для большинства людей именно тактильные контакт являются наиболее всего эффективным источником информации, и общение без тактильного контакта для них невозможно.

Под тактильным общением ученые подразумевают прикосновение одного человека к другому. По сути, это самый первый способ общения, доступный людям, ведь когда человек только рождается, он еще не способен воспринимать ту или иную информацию адекватно, в отличие от тактильных ощущений. Некоторые считают, что именно этот вид общения определяет чувство осязания, в котором происходит взаимодействия людей в обществе [3, с.36].

Ученые, изучающие тактильные общение людей, считают, что в зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на несколько видов. В первую же очередь, это так называемые «профессиональные» прикосновения. К ним относятся массажисты, врачи, стилисты и портные, которые просто не могут обойтись без тактильного контакта в своей профессиональной деятельности. Как правило, большинство людей воспринимает подобные контакты спокойно, понимая, что они не содержат в себе никакой дополнительной информации.

Ко второй группе относятся ритуальные касания. Речь идет вполне привычном в рукопожатии или приветственном поцелуе в щеку. Известно, что рукопожатие, появилось как средство демонстрации мирных и дружественных намерений, однако со временем этот приветственное прикосновение стало практически обязательным ритуалом [4, с.69].

Наконец, самая обширная сфера, в которой используется тактильный контакт, это область межличностных отношений. Прикосновения здесь являются проявлением не только привязанности, но и симпатии, родства, сексуального влечения. Это могут быть объятия, поцелуи, дружеское

похлопывание по плечу или нежные поглаживания. Наличие устойчивого тактильного контакта такого рода является эффективным маркером, свидетельствующим о близких отношениях, например, между парнем и девушкой.

Тактильный контакт также может свидетельствовать о социальном статусе людей. Прикосновения чаще всего позволяют себе те люди, которые занимают более высокое положение в обществе, например, начальник может хлопать подчиненного по плечу.

В психологии тактильные общения выделяется на несколько основных каналов коммуникации. В соответствии с тем, какой канал предпочитает тот или иной человек, он относится к одной из нескольких групп: «аудиалы», «визуалы» и «кинестетики». Считается, что первым для получения наиболее полной информации необходимо слышать, вторым - видеть, а третьим -чувствовать. Под чувствами в данном случае понимаются, в первую очередь, обоняние и осязание. Таким образом, кинестетики в значительной степени зависят от прикосновений, которые нужны им не только для получения информации, но и для ее передачи. Их легко можно узнать по бессознательному стремлению сократить дистанцию общения, машинальным прикосновениям, обиранию с собеседника невидимых пылинок. Только такое общение может стать серьезным стрессом для людей, считающих любой тактильный контакт глубоко интимным процессом. Если вы относитесь к таким людям, старайтесь сразу предупреждать о своей явной нелюбви к прикосновениям, чтобы избежать конфликта [5, с.5].

Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. При неадекватном использовании личностью тактильных средств во взаимодействии с собеседником могут возникнуть непредвиденные, неприятные ситуации, и даже конфликты. Кроме того, необходимо знать, что в разных культурах значительно различается и допустимое количество прикосновений. В каждом обществе складываются представления о том, как, когда, кого и кому можно трогать [6, с.112-113].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении. /Актуальные вопросы профессиональной коммуникации в государственном и муниципальном управлении. Сборник научных статей научно-практической конференции. -Уфа: БАГСУ, 2010. - С.72 - 76.

2. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

3. Ахъямова, И. А. Невербально общение в Социально-педагогической деятельности с детьми [Текст] / И. А. Ахъямова // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. - С. 31 - 38.

4. Дутова, Н. В. Гендерное невербальное поведение в контексте межкультурной коммуникации [Текст] / Н. В. Дутова // Забайкальский

государственный университет: монография / Н. В. Дутова. - Чита, 2014. -120 с.

5.Папченко, Е. В. Роль невербальной коммуникации в культуре [Текст] / Е. В. Папченко // Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - № 5. - С. 2- 7.

6. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.

Мышланова А.Н.

СТРАХОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В статье анализируется проблема применения законодательства в сфере правоотношений, возникающих при страховании профессиональной ответственности.

Ключевые слова: правоспособность, правосубъектность, профессиональная ответственность, договор страхования,

предпринимательская деятельность, страховая выплата, деликт, защита гражданских прав, проблемы страхования профессиональной ответственности, обязательства, возникающие из причинения вреда.

На современном этапе, в связи с развитием рынка страхования страхование профессиональной ответственности выходит на качественно новый уровень.

Данный вид страхования осуществляется на случай возникновения каких-либо упущений, недосмотров, неосторожности в профессиональной деятельности. Объектом страхования являются имущественные интересы профессионального лица в связи с обязанностью возместить ущерб, нанесенный третьим лицам при осуществлении своей профессиональной деятельности, т. е. врача, адвоката, нотариуса, архитектора и т. д. Застрахованными по данному виду страхования могут быть как юридические, так и физические лица. Застрахованные лица должны обладать необходимым уровнем знаний, быть полностью компетентными в своей области деятельности и относиться к своим обязанностям добросовестно, исполняя все требования, предъявляемые к данной профессии. Несмотря на все меры предосторожности и необходимый профессиональный уровень, существует вероятность нанесения ущерба профессиональным лицом в процессе своей деятельности.

Введение законодателем обязательного страхования

профессиональной ответственности обеспечивает возможность профессиональному лицу и его клиенту избежать серьезных финансовых потрясений вследствие умышленных или неумышленных нарушений и ошибок в профессиональной деятельности.

Как известно, в соответствии со ст. 929 ГК РФ [2] страхование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.