Научная статья на тему 'ИСКУССТВО НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ'

ИСКУССТВО НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ЯЗЫК / КОММУНИКАЦИЯ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабирова Г.В.

В статье рассматриваются особенности невербальных средств общения. Знание языка невербального общения необходимо в современном динамичном мире, чтобы эффективно строить наши деловые отношения с партнёрами и не забывать о радостях общения с близкими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ»

электронный научный журнал. № 4, 2013.

6. Россинская М. В., Россинский Н.П. Результаты производственной эксплуатации экспериментальных опытно- промышленных комплексов по обеззараживанию шахтных вод угольных предприятий Ростовской области. Теория, методология и концепция модернизации в экономике, управлении производством, политологии, педагогике, психологии, праве, природопользовании, медицине, философии, социологии, математике, технике, физике: Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции, 26-27 сентября 2013 года, г. Санкт-Петербург. - СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2013. - 473с.

7. Россинская М. В., Россинский Н.П. Способы и технология обезвреживания твёрдых бытовых отходов в горных выработках шахт с использованием продуктов переработки. Life Science Journal 2014. -№ 11(11s) http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/043_25781life1111s14_198 _200.pdf.

Сабирова Г.В. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ИСКУССТВО НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности невербальных средств общения. Знание языка невербального общения необходимо в современном динамичном мире, чтобы эффективно строить наши деловые отношения с партнёрами и не забывать о радостях общения с близкими людьми.

Ключевые слова: невербальное общение, язык, коммуникация, система.

О роли общения в жизни людей восторженно заметил Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Однако для современного человека вообще, и руководителя, специалиста, в частности, общение не столько роскошь, сколько постоянная жизненно и профессионально необходимая потребность [1, с.92].

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов - на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 -11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения [2, с.72].

Поэтому для создания целостного представления о процессе общения важно учитывать невербальные способы взаимодействия партнеров, поскольку две трети информации о собеседнике мы получаем, наблюдая за его поведением. Это обусловлено тем, что невербальное общение включает более семисот тысяч мимических и жестовых движений рук и тела, что многократно превышает количество слов в нашем родном языке. Более того, «богатейший алфавит» неречевых «слов» говорит об истинном состоянии человека, т.к. имеет рефлекторную природу [3, с.96].

Выделяют следующие основные функции невербального общения:

❖ выражение межличностных отношений;

❖ выражение чувств и эмоций;

❖ управление процессами вербального общения (разговором);

❖ обмен ритуалами.

Особенностью невербального языка является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

Знание невербального языка позволяет лучше понимать собеседника и предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное еще до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальная коммуникация позволяет показать, что вы понимаете посылаемые другими сигналы и ответы на них; проверять собственные предположения о сигналах, подавляемых другими; подавать сигналы обратной связи [4, с.169].

Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами: визуальная, акустическая, тактильная, альфакторная.

Визуальная система общения включает в себя жесты, мимику, позы, кожные реакции (покраснение, побледнение), пространственно-временную организацию общения, контакт глазами (визуальный контакт).

Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:

❖ паралингвистическая система (система вокализации, т. е. темп голоса, его диапазон, тональность);

❖ экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, как-то: покашливание, смех, плач).

Тактильная система - прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи.

Алъфакторная система - приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

Наиболее значимы кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные средства движения, проявляющиеся в позе, жесте, мимике, походке, взгляде.

Визуальный контакт выражается в изменении ширины зрачков,

степени открытости глаз, направления и движения взгляда в процессе общения. Взгляд наиболее адекватно выражает эмоциональное состояние партнера.

Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, темп голоса, сила ударения.

Экстралингвистика - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздохов и т.д. Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, дополняются, замещаются и предвосхищаются речевые высказывания, выражаются эмоциональные состояния.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства [5, с.241].

Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

Выделяют следующие зоны в человеческом контакте:

• интимная зона (до 50 см), в которую допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Нарушение границ всегда воспринимается как покушение на его неприкосновенность;

• личная или персональная зона (50 - 120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

• социальная зона (120 - 400 см) обычно создается во время встреч в кабинетах и других служебных помещениях с малознакомыми и незнакомыми людьми;

• публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге [7].

Таким образом, знание «невербалики» помогает деловому человеку овладеть искусством проницательности и коммуникабельности, свободно и ясно понимать неречевые проявления эмоций партнеров по общению. Научившись «читать» эмоции собеседника, контролируя свои жесты и позы, можно максимально эффективно проводить любые переговоры [6, с.27-29].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Культура делового общения и особенности ее проявления в деятельности менеджера // Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во

«КУБиК», 2010. С. 92 - 95.

2. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении. /Актуальные вопросы профессиональной коммуникации в государственном и муниципальном управлении. Сборник научных статей научно-практической конференции. -Уфа: БАГСУ, 2010. - С.72 - 76.

3. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С. 78 -113.

4. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений [Текст]: учебник для студентов вузов: рек. М-вом образования и науки РФ / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова; М-во образования и науки РФ, Гос. ун-т управления. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 423 с.

5. Кузнецов, И. Н. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие / И. Н. Кузнецов. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 347 с.

6. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

7. Лавриненко, В. Н. Психология и этика делового общения [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 415 с. - Режим доступа: Шр://7папшт.сот/Ьоокгеаё.рЬр?Ьоок=390299

Саванчук С.К. магистрант 2 курса Факультет Экономика ИСОиП (филиал ДГТУ) Россинская М.В., д.э.н. научный руководитель Россия, г. Шахты МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ

УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Ключевые слова: типы руководителей; стили руководства; модели управления.

В настоящее время процесс эффективного функционирования предприятия основан на системном подходе. Это обосновывается необходимостью непрерывного поиска и анализа взаимоотношений, возникающих между руководителем и персоналом в организации. Определяющее значение в организационных изменениях играет, прежде всего, модель поведения руководителя, которая складывается под воздействием системы его предпочтений и особенностей восприятия информации.

Руководителем является субъект, концентрирующий и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.